Защита Родины - есть защита своего достоинства

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Защита Родины - есть защита своего достоинства

Макарова Д.К. 1
1МАОУ лицей 14 им.Ю.А.Гагарина
Голосова А.Т. 1
1МАОУ лицей 14 им.Ю.А.Гагарина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема защиты Родины, героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов представлена в литературе очень многими произведениями большой и малой формы.

Среди них – трилогия Константина Симонова «Живые и мертвые», произведения Юрия Бондарева «Горячий снег», «Батальоны просят огня», книги Бориса Васильева, Василя Быкова, Вячеслава Кондратьева, Константина Воробьева и многих других писателей, среди которых были и фронтовики.

Думается, что все, кто защищал наше Отечество, кто проливал кровь и жертвовал жизнью ради свободы и счастья своего народа, были людьми, обладающими высоким достоинством, доблестью, благородством души, честностью.

В художественных образах героев воплощены именно эти черты свободолюбивого народа. Многие произведения о войне, наряду с изображением подвига всего народа, раскрывают личные качества воинов, богатство их души. Среди таких произведений можно отметить рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и повесть Б. Васильева «В списках не значился».

Небольшой рассказ Михаила Шолохова, опубликованный в 1956 году, покорил читателей правдивостью изображения войны, искренностью чувств героя, который одновременно является и рассказчиком.

Композиционный прием обрамления помогает читателю увидеть Андрея Соколова, высокого, сутуловатого мужчину, державшего за руку маленького, лет пяти-шести, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами».

Ожидающие переправы разговорились, и повествователь вновь обращает внимание читателя на внешний облик героя: что-то в нем было такое, что неподдельный интерес к себе. «Он положил на колени большие темные руки, сгорбился… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

«Глаза – зеркало души», - вспоминаем мы слова Л.Н.Толстого и поражаемся точности и глубине авторского суждения.

Далее рассказчиком становится сам герой, который ведет повествование о тяжких испытаниях, выпавших на его долю.

Поначалу жизнь его была обыкновенная. В ней главными были труд, семья, дом. Работал водителем грузовой машины десять лет и день и ночь, «зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей…перед войной поставили себе домишко…а тут вот она, война!».

Стал герой солдатом, защитником Родины, и легла на его плечи невыносимая тяжесть войны. Однако он считал: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести…»

Но вот случилось самое страшное: он попал в плен. И с этого момента пришлось ему пришлось вступить в новый бой, не менее опасный и трудный: защищать свою честь, достоинство русского человека, советского солдата.

Контузило его, из последних сил встал на ноги, чтобы не пристрелили, и пошел. А ночью пришлось пройти через первое испытание на чистоту совести, на благородство души. Услышал он разговор: «Если завтра…нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Я первый укажу на тебя!...» Свое состояние после услышанного герой передал словами: «…меня озноб колотит от такой подлючности». Задушил он «этого гада», потому что, по его убеждению, не должен такой подлец жить на земле. Уберег солдат Соколов командира от смерти.

«Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену», - продолжил рассказчик. И страшнее всего были не физические муки, не непосильный труд, а унижение, обращение с людьми хуже, чем со скотом.

Эпизод вызова солдата Соколова к коменданту лагеря Мюллеру привлекает особое внимание читателя и помогает увидеть и оценить несгибаемость воли героя, несломленность его духа, стремление защитить свое достоинство в смертельно опасной ситуации. Свои чувства рассказчик передает в форме внутреннего монолога.

Подал ему комендант стакан водки и предложил выпить за победу немецкого оружия. «Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти слова, - меня как будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия!» Поставил Соколов стакан на стол, закуску положил и сказал, что он непьющий. Тогда немец предложил: «…выпей за свою погибель». За это выпил солдат еще и еще и, несмотря на страшный голод, откусил маленький кусочек хлеба, а остаток на стол положил. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались», -вспоминает Соколов.

Много еще страданий выпадет на его долю, прежде чем он вернется с войны: не станет дома, погибнет семья, в последний день войны будет убит его сын. Но сохранит солдат, защитник Родины, в своем сердце добро и милосердие, приютит сироту и поведет маленького мальчика по жизни, крепко взяв за ладошку, потому что не убили в нем фашисты стремления оставаться человеком, отцом, защитником.

На страницах рассказа я увидела настоящего русского солдата, человека несгибаемой воли, который всё выдюжит: ранение и плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель семьи и трагическую смерть сына, погибшего в последний день войны, - девятого мая. Из войны Андрей Соколов вышел победителем, но не очерствел душой, не ожесточился, а всякий раз находил в себе мужество оставаться человеком.

Вторая часть обрамления подтверждает эту мысль: «…этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Так завершается одно из талантливейших произведений русской литературы XX века, герой которого – защитник Родины и своего достоинства.

А в романе Бориса Васильева «В списках не значился» рассказывается о юном лейтенанте, чья служба началась в Брестской крепости, по которой пришелся первый и страшный удар немецко – фашистских войск.

Николай Плужников, 1922 года рождения, мечтал служить в войсках, стать настоящим командиром, поэтому отказался от предложения остаться служить в училище и уехал в военный округ, на запад. Он не успел стать на учет, поэтому не значился в списках. Началась война: «Тяжко вздрагивал каземат, все вокруг выло и стонало, и было 22 июня 1941 года, четыре часа пятнадцать минут по московскому времени…»

В этом произведении показан ужас и растерянность, которые переживает в первые часы войны молодой офицер. Но вскоре он понимает: немцы ворвались в крепость. И с этого момента лейтенант стал в строй защитников Родины.

Величайшего напряжения сил требует от него трагическая ситуация в начале войны.

Описание беспрерывного многочасового боя наполнено звуками выстрелов, хрипом и криками людей: «В сумраке и кирпичной пыли, хрипя и яростно матерясь, дрались врукопашную, ломали друг другу спины, душили, рвали зубами, выдавливали глаза, раздирали рты, кромсали ножами, били лопатами, кирпичами, прикладами…Плужников видел только широко оскаленные рты и слышал только протяжный звериный рев».

Эти необыкновенно напряжённые эпизоды сражения заставляют читателя понять, как невыносимо тяжел ратный труд защитников Родины.

Вражеский удар огромной силы отбросил наши войска от западных границ, и Брестская крепость оказалась в тылу у немцев. Но она не сдалась ни в тот день, ни на следующей неделе, ни в течение долгих месяцев. Горстка бойцов и их командир лейтенант Плужников продолжали бороться с врагом, защищая достоинство русских солдат. Они вели ночные бои, делали вылазки, убивали немцев.

Наконец Николай остался один, но «была его крепость и ненависть к врагу». Когда уже иссякли физические силы и не стало боеприпасов, когда ослепли глаза, он вышел, повторяя Свицкому: «…крепость я не сдал…крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля…»

С мучительным трудом делая каждый шаг, он поднялся наверх, и все увидели героя, оборонявшего крепость почти год. На вопрос немецкого офицера о его фамилии и звании он ответил: «Я – русский солдат»- и в этом высшее утверждение его достоинства.

Необыкновенно высокой нотой художественного повествования завершается повесть: «Он шел строго и прямо, ничего не видя…И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести…Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

В финале произведения взволнованно и торжественно звучит голос автора, поведавшего нам подлинную историю о великом подвиге защитника Родины, о его доблести, о том, как он защитил достоинство русского офицера и утвердил свое нравственное превосходство над врагом.

Тема Великой Отечественной войны в литературе неисчерпаема, так как она отражает величие духа советского народа, совершившего беспримерный подвиг во имя жизни на Земле. Произведения на эту тему являются гимном мужеству, бесстрашию. Любви к Отечеству, запечатлённому уже в веках.

Просмотров работы: 1339