Станет поступь другой…

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Станет поступь другой…

Каменская Т.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №6 с углублённым изучением отдельных предметов
Афонина И.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №6 с углублённым изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неизбежно с неведомым дети роднятся:
Звёзды! Бури морские! Над бездной мосты!
Станет поступь другой. Сны другие приснятся.
Вдруг исчезнут игрушки. Нахлынут мечты.
И былое померкнет перед небывалым…
(А. Берестов)

В каких единицах мы измеряем детство? В днях, месяцах, годах… Когда заканчивается детство и начинается осознанная, взрослая жизнь? Где та точка, пройдя которую, каждый из нас говорит себе: «Теперь я взрослый»? Я задаю себе эти вопросы и делаю неожиданное открытие: нужно отмерять не днями и годами, а событиями и поступками: принятыми решениями, ошибками, преодолением трудностей, победами над собой, а еще – попыткой понять самого себя, осознать себя как личность. Это не просто сделать. Что-то забылось, на какие-то события наслоились новые впечатления – может быть, попробовать разобрать эти накопления?

Мое ощущение себя началось с имени… Говорят, мое имя появилось прежде, чем я. Раньше меня называли Таюшка, Таечка, Таинька, Таиська. Таюшка - так тепло называл дедушка, и это имя напоминало мне хлеба краюшку от большого, теплого, семейного каравая. Таечка – бабушкино имечко - и представляется бабушка, с леечкой в руке она учит самому главному: любить. Теперь всё чаще называют меня Таисия, Тая. Мне ближе всего имя «Тая». В нем я вижу олицетворение труда, первой и последней букв алфавита, начала и конца – круга как идеальной формы жизни и цельности человеческой личности. …Мама иногда называет «Тайна»…

Слушая сказку о Спящей красавице, я вижу, как мама, обнимая теплый кулечек с новорожденной дочкой, приглашает фей. И они по очереди одаривают меня: умом, милосердием и смелостью, грацией, упрямством и честолюбием, трудолюбием и ответственностью, прямолинейностью и честностью. Конечно же, это просто сон или мои фантазии, но, подрастая, я обнаруживаю эти качества в себе. Чего-то больше, чего-то меньше…

…Детство мое золотое… оно пролетело быстро, оставив после себя шлейф памятных событий, происшествий, радостей и печалей…. Когда же я почувствовала себя взрослой? Может быть, когда научилась говорить «нет», отстаивая свое право на собственный выбор, на ошибки?.. А может быть, когда стала заниматься спортом?

С гимнастикой у меня связано множество самых разных переживаний: горечь поражений и радость победы, волнение перед выходом на ковер, боль от многочисленных падений, растяжений и много чего еще!.. Кажется, еще с самых первых своих шагов в гимнастике я поставила перед собой цель: получить звание Мастера спорта. И с этой мечтой я из одиночек пришла в команду. Раньше я знала: если сделаю что-то не так, отвечаю только перед самой собой и тренером. А вот работа в команде – совсем другая ответственность: твоя ошибка дорого обойдется для каждой из подруг. В команде все должны были работать, как единый организм. Слаженно, как пальцы одной руки, ведь каждый из нас несет ответственность не только за себя, но и за других.

…Я хорошо помню тот день… Последний этап соревнований. Финишная прямая. Получим ли мы звание Мастера спорта, к которому упорно шли все эти годы, зависит от этого финального выхода на ковер. Все идет по уже привычному плану. Разминка, растяжка, прыжки. Работаем с мячами. Пока все хорошо. Даже предстартового мандража не ощущаю. Делаю все спокойно: четкие элементы, удачные броски, точные приземления… Время надевать купальник… Берем в руки обручи. Чувствую волнение своих подруг. Прогоны. Один, второй, пятый… Снова встаем и делаем очередной бросок, за ним другой, потом третий. Начинаю задыхаться от бешеного ритма. Стараюсь как можно сильнее устать на разминке, чтобы перебить волнение перед выступлением… Остаются минуты до нашего выхода. Предыдущая команда завершает свое выступление… И вот командный круг. Каждый из нас получает наставления, поддерживает других. В эту минуту есть только музыка, предметы, мы и тренер. И вот мы выходим на ковер, синхронно, четко. Все как на последней тренировке. Я в последний раз оглядываю зал.

…Звучит сигнал. Ловлю ощущение, что стою не на ковре, а над ним. Быстрые движения, смена положения, сотрудничества, риски, переброски. В этом потоке не успеваю замечать, как проходит половина упражнения и наступает вторая, самая тяжелая. Для меня. Бросив взгляд на судей во время дорожки шагов, вижу там знакомые глаза. В них ободрение, любовь и вера. Понимаю, что все идет отлично, тренер передала мне свою уверенность. Последний, бросок в упражнении. Самый конец упражнения. Здесь, на ковре, эти секунды кажутся мучительно долгими. Я успеваю подумать, что если… и вдруг чувствую в момент отрыва от пальцев руки, что сделала что-то не так… Что буду делать? Встану в финальную позу? Увижу глаза судей, полные ужаса, которые впоследствии никогда не забуду? Не захочу оборачиваться назад, чтобы увидеть самой то, из-за чего замер зал? Нет. Мы не для этого столько тренировались и переживали, плакали и радовались, ссорились и мирились, проигрывали и побеждали, разочаровывали и удивляли. Собраться и доделать начатое. Довести дело до конца, чтобы потом не сожалеть, оборачиваясь назад, чтобы не было стыдно перед девочками, тренером… …Я отчаянно, из последних сил вытягиваю руку, мизинцем подхватываю ускользнувший было обруч… Есть!... И вот мы уже выходим с ковра, счастливые, довольные своим выступлением. Ко мне подходит наш тренер и говорит: «Сегодня ты повзрослела, стала умнее, научилась думать не только о себе, но и о других, приняла и осознала ту ответственность, которой так боялась всю свою жизнь. Тебе всегда мешало одно, я тебе об этом не раз говорила. Ты пытаешься всегда сделать все правильно, твой «синдром отличницы» тебя сковывает. Но сегодня ты смогла побороть этот страх детства…» В тот момент я поняла, что действительно повзрослела.

…В каких единицах мы измеряем детство? В днях, месяцах, годах… Нет - в поступках, принятии на себя ответственности не только за себя, но и за окружающих.

Я хочу жить в полную силу, используя все возможности, которые дает мне этот потрясающий мир. Я хочу научиться говорить «да» тому, что поможет мне удовлетворить собственную потребность в чувстве нужности этому миру. Меня сейчас остро волнует вопрос: «Что же я могу сделать полезного для окружающих?»

Вот она – пора взрослой жизни. Я чувствую ее приближение…

Просмотров работы: 10