Орган-король музыкальных инструментов

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Орган-король музыкальных инструментов

Волкова А.А. 1
1школа №17
Егорова Л.П. 1
1Начальная общеобразовательная школа №17
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Почетная должность – играть на органе
Своими руками, своими ногами!

Орган – это музыки пышный дворец.
Органную музыку слышит Творец

И благословляет под это звучанье
Кого на крещенье, кого на венчанье.

(Отрывок из стихотворения Г. Дядиной)

Впервые я услышала орган в 4 года. Странное впечатление произвела на меня эта музыка. Его сверкающие, серебряные трубы издавали громкие, пронзительные аккорды. Я очень испугалась. Захотелось убежать, спрятаться. Позже я узнала, что напугала меня знаменитая Токката и фуга ре-минор И.С.Баха. Я очень боялась слушать этот инструмент в живую. Он произвел на меня незабываемое впечатление, как будто звук проламывает стены насквозь, и ты попадаешь в неведомое тебе пространство.

Случилось так, что мне удалось поступить в музыкальную школу «Алые Паруса». В концертном зале стоял камерный орган. Король музыкальных инструментов с его свергающимися, серебряными трубами, смотрел на меня и как будто выбирал себе нового исполнителя. Он покорил мое сердце, и я выбрала орган.

Так началось наше знакомство. Орган называют «королем музыкальных инструментов» за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров. Я узнала, что играть на нем очень сложно. Органист должен уметь играть на разных мануалах, (мануалы-это клавиатура, их может быть от двух до семи), играть ногами басовую партию на педалях (это та же клавиатура, но она гораздо больше). Так же переключать регистры (это такие рычаги, которые воспроизводят звуки разных инструментов, например, флейты, трубы). Для усиления звука есть еще отдельная педаль- швеллер.

Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует миф, что бог дикой природы Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера. Чтобы хорошо играть на нем требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во 2 веке до н.э. грек Ктесибий изобрел водный орган или гидравлос.

Рисунок 1.Гидравлос Герона Александрийского.

У гидравлоса был очень пронзительный звук и поэтому он не очень подходил для богослужений, где требовался более мягкий звук. С развитием христианства появились меха, нагнетающие воздух. Меха надували рабочие-кальканты. Иногда для выступления одного органиста требовалось пять, шесть калькантов.

Рисунок 2.Кальканты.

Интересно, что клавиши древнего органа достигали в длину 30-33 см и 8-9 см в ширину. Играли по ним локтем, кулаком, и чтобы защитить руки от травм, использовали кожаные перчатки.

Первый орган в Россию был привезен из Византии в X веке. Это портативный орган, вешался через плечо и был быстро освоен скоморохами. В Киевском Софийском соборе, построенном в XI веке, есть фреска, где изображены скоморохи и орган в их числе.

Рисунок 5. Фреска киевского Софийского собора.

Самый большой орган в России находиться в Калининграде. У него четыре мануала, 90 регистров и 6301 труба.

Рисунок 5. Орган в Кафедральном соборе г.Калиниград.

Технологии не стоят на месте. И, конечно же это коснулось и устройства органа. Калькантов заменил электромотор, в некоторых инструментах появился компьютер. Переключают регистры теперь ассистенты. Комбинации регистров заносятся в память, что тоже облегчает работу органистов. Электроорганы можно встретить в концертных залах, католических, протестанских соборах, музыкальных школах и даже дома.

Рисунок 5. Электроорган.

Благодаря новым технологиям, орган получил широкое распространение, что сказывается на доступности к обучению и увеличению количества новых органистов. В том числе и женщин –органистов, ведь раньше это была сугубо мужская профессия.

Поначалу мне было очень сложно играть одновременно руками, ногами, смотря в ноты и при этом доносить смысл музыки. Но терпение, упорство и труд все перетрут. Через некоторое время начинаешь привыкать. Играя на органе, заряжаешься энергией. Ощущаешь себя большим и уверенным человеком. Б.Пастернак в своем стихотворении сравнивает органиста с ювелиром.

Орган отливал серебром,
Немой, как в руках ювелира,
А издали слышался гром,
Катившийся из-за полмира.

(Отрывок из стихотворения Б. Пастернака)

Когда играешь на органе- погружаешься в другой мир. Каждый такт, каждая музыкальная фраза имеет смысл. Музыка, как текст, который рассказывает музыкант вместе с композитором.

Я выбрала для себя путь в музыку. Музыка развивает нас. Когда играешь на органе, ты как бы рассказываешь историю, которую мы никогда не увидим, но можем услышать ее. Слушайте классику!

Просмотров работы: 88