Жажда жизни

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жажда жизни

Прилуцкий А.М. 1
1МАОУ СОШ №14
Абакарова Э.У. 1
1МАОУ СОШ №14
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жажда жизни

Нет героев от рожденья,

Они рождаются в боях.

А.Твардовский

Светлой памяти моего прадеда

Зайцева Милослава Васильевича

посвящается

- Воды! Воды! Сестра, дайте воды! – осипшим голосом просит раненый солдат. К нему в очередной раз спешит молоденькая медсестра. Она заботливо приподнимает правой рукой голову бойца, а левой приставляет к его потрескавшимся, сухим губам холодную алюминиевую кружку с водой. Раненый жадно глотает воду.

- Спасибо, сестрёнка, - напившись воды, еле выговаривая слова, благодарит её. На некоторое время жар спадает, ему становится легче, и он ненадолго засыпает.

Шли третьи сутки с тех пор, как десантник Зайцев Милослав поступил в госпиталь, расположенный вблизи озера Балатон в Венгрии. Поступил с проникающим ранением в грудь. Ранение тяжёлое. Настолько тяжёлое, что хирург, сделавший операцию бойцу, высокий худощавый мужчина лет тридцати пяти, с заострённым носиком и сосредоточенным взглядом, не верит в то, что Миля ( так коротко называют Милослава однополчане) выживет.

Тайком, чтобы никто не слышал, хирург строгим голосом, полушёпотом говорит молоденькой медсестре:

- Перевязки Зайцеву не делать. Всё равно не выживет. Да ещё и малярию подцепил. Это очень осложнило его состояние. Бесполезно с ним возиться. Ранение очень тяжёлое. Много потерял крови.

Растерянная медсестра слушает хирурга. А в голове её, как ритмичные удары пульса, стучит: ”Жить! Он должен жить!”

Моего прадеда по материнской линии, Зайцева Милослава Васильевича, отправили на фронт в январе 1945 года. Этому предшествовала подготовка. Сначала в 3-ем Ленинградском пехотном училище, где он стал снайпером. Затем в десантной школе под Москвой.

И вот Венгрия, озеро Балатон. Милослав воюет в десантном полку в составе 3-го Украинского фронта. Идут ожесточённые бои…

Свист пуль. Жуткий запах горелого человеческого тела спирает дыхание. Он проникает глубоко в лёгкие. Хочется глотка свежего воздуха… Но вокруг разбросанные человеческие тела. Покалеченные бомбёжкой, но ещё живые стонут солдаты. И запах палёного мяса…

Небо то и дело освещается залпами миномётного огня. Изумрудные воды Балатона вскипают, заворачивают мощные воронки, которые образуются от упавших в озеро бомб. Смеркается… Бой идёт пятый час. Отразить наступление вермахта под кодовым названием “Весеннее пробуждение” - это задача пехотинцев и десантников линии фронта.

Сидя в глубоком окопе, прадед вот уже несколько минут выжидает момента, чтобы подбить немецкий танк. Угрожающе перебирая массивными гусеницами, многотонная машина движется к окопу, в котором притаился боец. Устрашающий рёв слышен всё чётче. Вот прадед, слегка высунувшись из окопа, видит, как командирская башня немецкого “Тигра” наводит пушку на пулемётчика, строчившего из оружия по немцам в пяти метрах от Милослава. Милослав резко встаёт из окопа, высоко заносит правую руку. В ней фугасная граната. Целится в гусеницы танка. Ещё мгновение – бросок! “Танюша” взрывается под гусеницами немецкого “Тигра”. Ура! Танк встал!

Вдруг резкая боль… Раскалённый металл прожигает грудь… Мысли… Какие-то мысли… Совсем темно… Вокруг темно…

Госпиталь. Четвёртый день. Медсестра, как потом узнал Милослав, её звали Надежда, бережно и кропотливо вытирает пот со лба Милослава.

- Сейчас перевяжу Вас, - тихо говорит Надя. – Вы всю ночь бредили в жару, малярия у Вас. Всё время пить просили.

Милослав смотрит на неё, хочет сказать слова благодарности, но нет сил. Большие миндалевидные глаза тёмно-василькового цвета глядят на Надю с теплотой.

Молодость и воля к жизни медленно, но верно делают своё дело. К великому удивлению хирурга, не знавшего, конечно, что Надя тайком делает перевязки Милославу и вместе с ним борется за его жизнь, мой прадед идёт на поправку. Три долгих месяца боец сражается за жизнь. День ото дня ему становится лучше.

Наступил май. Вести с фронта радуют. Войска Красной армии ведут ожесточённые бои на улицах Берлина. Милослав приподнялся на постели. За окном палаты расцвела сирень. Её нежный аромат врывается в просторную палату, наполняет лёгкие, дарит минуты счастья. Тонкая трель соловья, поющего за окном, согревает душу. Милослав ещё не может ходить: тяжёлое ранение и малярия обессилили его.

Неожиданно в палату вбегает Надя. Раскрасневшаяся, улыбаясь, она сообщает Милославу:

- Письмо из дома, Милослав!

Тоненькой, почти детской от худобы рукой Надя прикасается к руке бойца, крепко сжимает его ладонь, квадратную, жилистую, своей нежной ручонкой.

- Милослав, прочитать тебе? Ты слаб ещё очень…

- Нет, милая Надя, оставь меня… Я хочу побыть один…

Надежда понимающе кивает головой и выходит.

Милослав медленно разворачивает треугольник… Мама… Прикладывает к лицу заветный листок… Бумага пахнет мамиными руками… В голове молниеносно проносятся картины из детства, родные места, голос мамы… Читает письмо, а перед мысленным взором её доброе лицо, ласковый взгляд и голос…Голос мамы…

Здравствуй, дорогой мой сыночек! Долго нет от тебя весточки. Заждалась я, забеспокоилась. Ночами всё в окошко гляжу, да на дверь всё смотрю. Всё чудятся мне шаги твои по двору, да голос твой звонкий. Что-то на душе мне не спокойно, сыночек. Сердце за тебя так болит, разрывается. Где ты? По какой из чужих дорог шагаешь, солдатик ты мой? Неспроста так уныло сияет звезда, и я глаз не могу сомкнуть. До утра я молюсь за тебя, возвращайся, сыночек, скорей. Я хочу быть твоей звездой, видеть, что ты рядом и что живой, Глазки целовать твои, нежно обнимать. И своей любовью согревать и оберегать тебя. Мой малыш, всё пройдёт и наступит весна! Ты обязательно вернёшься домой! Мой сын, мой герой. Твоя родная земля, где ты родился, уже соскучилась по твоим заботливым рукам. Да и мне нужна подмога, состарилась я, пока тебя ждала. Ах, мой сынок, материнское сердце подсказывает мне, что с тобой что-то случилось. Я за тебя, мой родной, готова жизнь отдать. Я знаю, что такое война! Будь она проклята! Это горе и слёзы, израненные души и тела. Но запомни, мой малыш, что бы не случилось с тобой, я всегда буду рядом , твоей путеводной звездой. Я возьму тебя за руку и поведу за собой, если ты, не дай Бог, ослепнешь. Я буду целовать твои глазки, чтобы взять на себя всю твою боль. Даже если у тебя не будет рук и ног, не отчаивайся, знай, я всегда буду рядом. Я никогда не покину тебя, мой малыш. Я буду кормить тебя из ложечки, как когда-то кормила в детстве. Я научу тебя делать первые шаги и радоваться жизни. Ты мой самый родной человечек на земле. Ты моя кровинушка. Ты моя частица жизни. Ты мой воздух, так необходимый мне. Я так тебя сильно люблю и молитвой тебе помогу. Возвращайся скорей, мой родной. Твоя мама с нетерпением ждёт тебя домой”.

Глаза Милослава наполняются слезами… Не привыкший унывать и отчаиваться, сейчас он не в силах совладать с собой. По исхудавшему бледному лицу катятся слёзы.

Но вдруг…Что это?.. Совсем рядом, где-то совсем рядом пулемётная очередь… Залпы орудий… Весь двор госпиталя заполняется солдатами и офицерами. Они выходят из своих палат, радостно кричат и поздравляют друг друга с победой.

В палату вбегает Надя. Слёзы счастья катятся по нежным щекам.

- Сестрёнка… Надя… Что же?..

- Победа!... Милослав, победа! Проклятая война закончилась! Фашисты капитулировали!

Милослав медленно поднимается и садится. Надя крепко обнимает бойца:

- Живи, Милослав! Ты должен жить!

Прадед неуверенно встаёт и, едва переставляя ослабшие ноги, идёт к окну. За окном весна…

Весна 2019 года. Парад на Красной площади. Я и моя бабушка, дочь Милослава, идём от Белорусского вокзала в составе Бессмертного полка. Устремляю взгляд в бездонное синее небо. Мысли путаются… Представляю, что сейчас мой прадед смотрит на меня и говорит:” Живи, сынок! Ты должен жить!”

Просмотров работы: 19