Научная жемчужина Севера

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Научная жемчужина Севера

Лахтионова М.О. 1
1МОУ "Общеобразовательный лицей №3"
Рогатых Л.В. 1
1МОУ "Общеобразовательный лицей №3"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Милая моя родина …

 

Николай Рубцов

Я родилась и живу на юге Архангельской области, в небольшом северном городе Котласе.

Котлас расположен на крутом берегу реки Северная Двина, несущей свои воды в Белое море. История нашего города неразрывно связана с историей нашего государства. В Котласе много исторических памятников. Одним из них является возвышающаяся над рекой белокаменная церковь, носящая имя святого Стефана епископа Пермского просветителя, именно он проповедовал несколько веков назад христианскую веру, обращая идолопоклонников в истинных христиан. Известный писатель Александр Солженицын в своих произведениях упоминает Котлас как место ссылки людей. Известные всему миру люди волей судьбы оказывались в нашем городе.

Имя Виктора Прохоровича Амалицкого – великого русского учёного- палеонтолога, обнаружившего при раскопках на крутых берегах Северной Двины останки древних животных вымерших переходных форм, широкому кругу людей не очень известно. Именно о нем, о его работе и открытиях в окрестностях города Котласа в конце XIX и начале XX веков, будет мой рассказ.

В середине XIX века геологическая наука утверждала, что в пермский период континенты представляли собой каменные, сожженные солнцем пространства. Над ними проносились ветры, которые наносили песок и пыль. Лишь около берегов океанов были признаки органической жизни.

Это считалось неоспоримым: отложения мертвы, исследовать их бессмысленно. Тот, кто пытался оспаривать эту истину, – невежда или глупец.

И все же нашелся человек, решивший опровергнуть выводы английского ученого Родерика Мурчисона. Таким человеком оказался выпускник Петербургского университета Владимир Прохорович Амалицкий.

В .П. Амалицкий, работавший в те времена на кафедре под руководством В.В. Докучаева, изучил пермские красноцветные отложения на северо-восточной окраине Русской равнины. Он находил отпечатки листьев папоротников и мелкие раковины пресноводных моллюсков. Находки вызвали первые сомнения в правоте Р. Мурчисона.

Владимир Прохорович Амалицкий сравнил свои раковины с теми, которые были найдены в пермских отложениях Южной Африки, где были обнаружены различные скелеты пресмыкающихся. Оказалось, что раковины ископаемых нынешнего Поволжья и жаркой Африки сходны, как близнецы.

Ученый, окрылённый успехом, обобщил накопленный материал, получил степень магистра геологии, его пригласили занять кафедру в Варшавском университете. Он уверенно развивал учение Дарвина об эволюции живой природы и первые идеи создания новой науки – палеонтологии – выдающегося русского ученого В.О. Ковалевского.

Используя каждую возможность, палеонтолог продолжал начатые исследования, занимался поисками пермских моллюсков в Вологодской и Олонецкой губерниях. Ученый заявил, что обязательно должны быть не только отпечатки листьев, раковинки моллюсков, но и останки древних животных и искать нужно на севере, на хорошо вскрытых самой природой толщах пермских отложений. Многие ученые отнеслись к его заявлению с недоверием, как к беспочвенной фантазии.

Но Владимир Прохорович не сдавался. Царское правительство отказалось потворствовать «безумцу» и не выделило деньги на исследования, поэтому учёный использовал свои личные сбережения. Их оказалось очень мало, но и личный состав «экспедиции» был не велик: сам Владимир Прохорович и его жена Анна Петровна.

В 1895 году маленький частный пароходишко впервые доставил Амалицких в Котлас. Крестьяне приветливо встретили палеонтолога с супругой, охотно давали жилье и лодку для разъездов по Малой Северной Двине, сопровождали их и помогали.

В течение трех лет ученые без устали копались в песках крутых берегов Малой Северной Двины, извлекали с помощью крестьян песчаные глыбы, внутри которых встречались конкреции (особого рода образования, возникающие вокруг какого-либо постороннего тела в результате концентрации минеральных веществ из водного раствора), в которых могли таиться ископаемые кости.

В один из дней работы Владимир Прохорович увидел: из отвесного склона берега висела над рекой громадная песчаная глыба. Ученый вгляделся. В голове промелькнула мысль: «А вдруг?!»

К этой громадной песчаной глыбе, расположенной в местечке Соколки, у деревни Ефимовской, что в 12 км от Котласа, на лодке, спеша, подъехал Владимир Прохорович с рабочими-крестьянами.

Вскрывая первую конкрецию, ученый нашёл кость неведомого позвоночного животного. Научное предвидение В.П. Амалицкого нашло первое на Севере фактическое подтверждение. Вне себя от радости ученый отправился в Петербург поднимать всех и добывать средства.

Про поразительные находки В.П. Амалицкого узнали за рубежом. Ученый получил средства. «Безумец» приобрел научный вес за границей.

В 1899 году раскопки продолжились. Общими усилиями был найден скелет громадного, в метра три длиной, парейозавра – древнего ящера. Соколки оказались природным хранилищем животных. Тут были останки крупных рептилий и амфибий, пять полных и пять разрозненных скелетов древних животных, множество черепов и костей.

Число находок непрерывно умножалось. Интерес к раскопкам возрастал у крестьян-рабочих. Но в августе раскопки пришлось прекратить, так как средств не было. Коллекцию находок упаковали в 64 больших ящика, вес составил 1200 пудов.

В последующие годы специалисты-препараторы очищали от въевшегося песчаника кости.

О тсюда, с окрестности города Котласа, начала свою славную историю русская палеонтология позвоночных, хотя отдельные сборы костей древних животных и их изучение велось еще со времен Петра I. На основании исследований ученый доказал сходство фауны и флоры пермского периода в Южной Африке, Индии и России. Его идеи приобрели мировое признание. За свой вклад в геологию Владимир Прохорович был избран почётным членом Лондонского геологического общества.

Коллекция ученого-палеонтолога составила ядро будущего палеонтологии. Он выступал за необходимость устройства в Петербурге самостоятельного палеонтологического музея. Но ученому не удалось воплотить замысел в жизнь: его жизнь оборвалась, 28 декабря 1917 года в возрасте 57 лет он скончался. Планы Виктора Прохоровича воплотились в советское время в создании Палеонтологического музея.

В настоящее время в экспозиции Палеонтологического музея коллекция палеонтолога занимает центральное место. Её основу составляют скелеты вымерших переходных форм звероящеров: парейазавров, скелет зверообразного хищного ящера иностранцевии (названного в честь ученого-палеонтолога Александра Александровича Иностранцева), множество отдельных черепов парейазавров, скелеты и черепа котлассии (названа в честь города Котласа), двинозавра (названа в честь реки Северная Двина), дицинодонта, аннатерапсиды, двинии, карпинскиозавра.

Отделы, посвященные раскопкам Владимира Прохоровича, есть в краеведческих музеях Котласа и Архангельска, в Вологодской области – в городах Великий Устюг и Тотьма.

Коллекция В.П.Амалицкого и сегодня представляет большой интерес для российских и зарубежных ученых. Изучение этой уникальной коллекции продолжается.

В 2017 году наш город отметил столетний юбилей. Одним из самых дорогих подарков городу было открытие «Двинопарка», расположенного на высоком крутом берегу Северной Двины (Приложение №1). Архитектурный ансамбль «Двинопарка» включает в себя деревянные неширокие мостки, закрученные в спираль, напоминающие молекулу жизни ДНК и ассоциирующиеся с закрученными раковинами древних моллюсков. В нескольких местах по бокам мостков высокие деревянные изогнутые, как бивни мамонта, столбы. Крыши красивых беседок напоминают крупные листья вымерших древовидных папоротников. У самого края берега реки расположился большой деревянный корабль старинной конструкции. Между мостками и асфальтированными дорожками зеленые травянистые островки. Центральная часть ансамбля – памятник – большой камень с надписью «Парк создан в честь раскопок палеонтолога, исследователя В.П. Амалицкого», а рядом теснятся скульптуры древних животных. Вечером можно увидеть невероятной красоты закат, где в лучах заходящего солнца оживают тени давно исчезнувших животных, унося нас в древнюю жизнь так не похожую на современную. Гости города восхищаются красотой экопарка и, может быть, впервые знакомятся с открытиями великого учёного В.П. Амалицкого.

Ископаемые животные стали символами города Котласа.

Как свет давно погасших звезд доходит до нас, так и память о величайших открытиях – жемчужинах палеонтологии Владимира Прохоровича Амалицкого – связывает времена, судьбы людей и восполняет мировую науку.

Приложение №1.

Просмотров работы: 13