ИВАН-ДА-МАРЬЯ: СТЕБЕЛЬ, ОБЩИЙ НА ДВОИХ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИВАН-ДА-МАРЬЯ: СТЕБЕЛЬ, ОБЩИЙ НА ДВОИХ

Фомин Е.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щекинского района Тульской области «Пришненская средняя школа № 27»
Ихер Т.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щекинского района Тульской области «Пришненская средняя школа № 27»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Иван–да-Марья: стебель, общий на двоих

Стали вдруг одним цветком

Два цветка – Иван–да–Марья.

В. Высоцкий

Что за цветок иван-да-марья?

Знания о цветке иван-да-марья уходят своими корнями вглубь веков. В языческие времена предки-славяне называли цветок Купала-да-Мавка. Лишь с приходом христианства он обрёел новое имя, дошедшее до наших дней.

Согласно восточнославянским мифам, жили на белом свете брат с сестрой – Купала и Кострома, волею случая и родительского ослушания разделенные в детстве. Через много лет злосчастный случай вновь их свёл вместе, но не ведали они о своём родстве и полюбили друг друга. И лишь после свадьбы узнали, что сердца их связаны запретной любовью. Горькая правда заставила брата и сестру выбирать между смертью и позором. Они выбрали смерть – Кострома утопилась в глубине лесного озера, став первой русалкой-Мавкой, а Купала бросился в жар костра.

Боги, глядя на такую трагедию, сжалились и превратили брата с сестрой в красивый цветок – частью синий, как вода, частью желтый, как огонь. С приходом христианства Купала был переименован в Ивана в честь Иоанна Крестителя, а Мавку, горемычную сестру его, нарекли Марией в честь Богородицы…

Что же это за цветок такой? В энциклопедии читаем: «Иван-да-Марья, марьянник дубравный MelampyrumnemorosumL., однолетнее растение-полупаразит семейства норичниковых. Листья супротивные, ланцетовидные, с длинными острыми колючками по краю листовой пластинки.

Соцветие кистевидное, двуцветное (отсюда и название) с ярко-жёлтыми цветками и сине-фиолетовыми прицветниками; венчик двугубый; тычинок четыре; семена крупные, длиной около 6 мм, с сочными придатками, которые поедают муравьи, способствуя таким образом их распространению. Встречаются почти по всей Европе, на полях, опушках, по кустарникам и светлым лесам».

Иван-да-марья цветёт всё лето, даже осенью можно увидеть жёлтые цветки этого растения. Верхние прицветники-листья у него фиолетовые или лазоревые, и жёлто-фиолетовую иван-да-марью видно издалека. К тому же растёт марьянник не поодиночке, а целыми куртинами. Цветки на побеге как бы сменяют друг друга: нижние увядают, а верхние распускаются.

Иван-да-марья (марьянник дубравный, брат с сестрой, желтяница, иванова трава, луговой звонец, меткая трава, братка, медунка, медянка, огнецвет, желтушка, Адам и Ева, золотушная трава, сорочьи стружки, кушарка, люкрец, кобылья трава, желтоголовик, цветы Купалы) – народное название растения, цветы которого отличаются двумя разными цветами, чаще всего — жёлтый, синий или фиолетовый.

     

Ботанико-морфологическая галерея цветков марьянника дубравного

   

Растение очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, однако сорванное в букеты быстро увядает.

Иван-да-Марья – прекрасный медонос. А ещё это очень «умное» растение, которое уникально приспособилось к распространению своих семян. А семена распространяют муравьи. Сами семена похожи на зерна пшеницы, имеют мешочки с ароматными маслами. Муравьи очень любят эти масла и перетаскивают семена...

Это растение ещё и очень «практично». На его корнях есть присоски, которые прикрепляются к корням других растений и таким образом цветок питается соком других растений. Этот цветок ядовит, но обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу (поэтому нужно быть очень осторожными при употреблении отваров из этой травы).

В лекарственных целях используют траву и плоды. Растение обладает хорошим противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Настои травы в небольших дозах применяют при заболевании желудка, сердца, крапивнице, а наружно – в виде ванн и обмывания при кожных заболеваниях (диатез, экземы, туберкулез кожи).

Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей, посвящено символике запретной любви. Если верить сказке, название это возникло так: судьба разлучила в детстве брата с сестрой - Ивана с Марьей. Когда они выросли и встретились, то полюбили друг друга, однако, узнав о своем родстве они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской.

Ещё одна легенда повествуется о происхождении названия этого растения: «Это было очень давно. Пошли в лес по ягоды Иван да красавица Марья. Но поднялась буря, ударил гром. Негде было спрятаться от непогоды. Присела Марья возле кустика, а храбрый Иван загородил её собою от дождя и ветра. Стихла непогода, Иван да Марья вернулись домой, а на том месте, где храбрый Иван спас от непогоды красавицу Марью, поднялась лесная травка с яркими жёлтыми цветами и красивыми синими листочками, прикрывающими жёлтые цветки. В память об Иване и Марье люди дали этому лесному растению название «иван-да-марья».

Другое значение названия растения связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей. Оно тоже запечатлено в старинном сказании, повествующем о том, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз русалки заманили Марью в озеро, и досталась она в жёны водяному. Иван сильно горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас её, одолев водяного полынь-травой.

Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного. Сочетание жёлтого и синего цветов отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представляется как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Ивана Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костёр, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором жёлтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой.

Именно на Купалу и рвут растение Иван-да-Марьи, которое обладает особыми свойствами. Волшебные свойства этого растения, которое сорвано в летний день солнцестояния, заключается в том, что оно помогает уйти от погони тому, кто держит его при себе. Также существует поверье, что человек, у кого есть этот цветок при себе, может ездить быстро даже на старой кляче. Если соответствовать духу времени, то можно предположить, что иван-да-марья может помочь гонщику, который вместо лошади использует автомобиль. Раньше его носили при себе гонцы и лазутчики. Кроме того, свежий сок, выжатый из этого цветка, дают пить потерявшим слух или ум, память, рассудок. Также цветы, собранные на Купалу и хранящиеся в доме, защищают жилище от людей с плохими намерениями, злых духов (антидемоническая трава) и восстанавливают лад между супругами. Цветы этого растения вкладывают в углы дома. Такой ритуал помогает защитить жилище от воров. Брат с сестрой (жёлтый и синий цветочки) будут разговаривать между собой, а вор подумает, что это говорят хозяева, после чего уйдёт восвояси.

Вот каким был для наших предков марьянник дубравный, милый да скромный цветок иван-да-марья!

Россия… Родина… Какие образы возникают у человека при этих словах? Кто-то представляет красавицу-столицу Москву, кто-то – бескрайние просторы нашей страны. А для меня Родина – это, прежде всего мой родной Тульский край, Щекинский район, расположенный на границе двух природно-географических зон: зоны широколиственных лесов, представленных в основным Тульскими засеками, и зоны лесостепи, где лески-колочки, перемежаются с лугово-степными просторами и сельскохозяйственными угодьями.

В Щекинском районе, сравнительно большом по площади, много сельских населенных пунктов, среди которых имеется несколько деревень с названием Ивановка, Ивановское, Ивановские Дворики, Ивановские Выселки. А ещё есть деревни Марьино, Марьинка, Марьин Хутор. Сколько их, таких Ивановок раскидано по необъятным просторам нашей Родины. И неудивительно, что рядом с Ивановкой часто можно увидеть на карте название еще одной деревушки, а именно Марьинки. Вот и у нас, в Тульской области, в том числе в Щекинском районе, где я живу, Ивановка да Марьинка нередко расположены совсем рядом, рукой подать от одного селения до другого.

Мне стало интересно, откуда такие названия у наших селений. После многочисленных бесед с местными старожилами выяснилось следующее. Вроде как в старину славилось одно село парнями удалыми, а другое – красивыми девушками. А самыми распространенными именами среди них были Иван да Марья. Вот и назвали деревню женихов Ивановкой, а деревню невест – Марьинкой…

По другой версии, названия сельских поселений происходит от названия растения Иван-да-Марья, которое в изобилии растет в нашей местности…

Но какая бы из этих историй ни была верной, растение иван-да-марья можно по праву считать живым символом нашей малой родины.

В заключение хочется процитировать прекрасное стихотворение поэта Александра Соловьёва, посвященное этому замечательному растению.

Иван-да-Марья

Скучны цветов названья по-латыни,

Но сколько в них любви вдохнул народ!

Вот это имя мне сродни святыне,

Как сказ, звучит и песнею поёт.

Его услышав, возвращаюсь в старь я,

Как будто в сказочные времена.

Два имени в одном: Иван-да-Марья –

Он верен ей, она ему верна.

Сияет Марья в жёлтом сарафане,

Она – невеста, а Иван – жених,

Он в сине-фиолетовом кафтане,

И дан им стебель общий на двоих.

Всегда вдвоем в союзе неразлучном

Среди лугов встречаются они –

Иван-да-Марья – в том названье звучном

Знак верной неизмеренной любви!

 
 
 
Просмотров работы: 143