Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни

Баранов Д.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Холстовская средняя школа
Аргуткина М.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Холстовская средняя школа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Подготовка юных баскетболистов в нашей стране осуществляется в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. В школах проводится внеклассная спортивная работа, которая осуществляется в спортивных секциях. Группы начальной подготовки комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься спортом.

Основная форма обучения юных спортсменов – тренировка. Через систему тренировок осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие, решаются основные спортивные, оздоровительные и воспитательные задачи. Интересно поданная система спортивных упражнений в значительной степени предрешает успех тренировки, настраивает юных спортсменов на рабочий лад и чаще всего определяет конечную цель учебной работы на тренировке. Главная цель тренировки состоит не столько в том, чтобы юные спортсмены овладели той или иной системой упражнений, сколько в том, чтобы они поняли и усвоили определенные правила развития тех или иных закономерностей овладения конкретными спортивными умениями, пользуясь которыми они могли бы проиграть любую спортивную ситуацию [14].

В настоящее время в связи с повсеместным распространением баскетбола становится очевидной проблема содержания методики физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток.

Разносторонне владение техникой баскетбола – одна из главных задач обучения юных баскетболисток. При нынешнем развитии спортивных достижений выдающиеся показатели возможны только в результате правильной всесторонней технической подготовленности юных баскетболисток. Правильная начальная постановка техники – основа для достижения высоких спортивных результатов.

Изложенное дает основание считать, что разрешение объективного противоречия между высокой значимостью начального этапа в процессе подготовки баскетболистов и недостаточной разработанностью условий и способов технической подготовки для этого этапа является актуальным.

Объект исследования – тренировочный процесс баскетболисток 12-14 лет.

Предмет исследования – методика обучения техническим приемам баскетболисток 12-14 лет.

Цель исследования повысить эффективность обучения техническим приемам баскетболисток 12-14 лет.

Гипотеза исследования: предполагается, что предложенная нами методика обучения будет способствовать более качественному овладению техническим приёмам баскетболисток 12-14 лет.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературных источников изучить технические приемы в баскетболе и их рациональное овладение баскетболистками 12-14 лет.

2. Разработать методику эффективного овладения техническим приёмам в баскетболе.

3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методикиобучения техническим приемам баскетболисток 12-14 лет.

Теоретическая значимость – проанализирован и систематизирован значительный объем специальной научно-методической литературы по проблеме обучения техническим приемам баскетболисток 12-14 лет.

Практическая значимость – разработана методика обучения техническим приемам баскетболисток 12-14 лет, предложен комплекс тестирования, определяющий степень подготовленности баскетболисток.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Принципы, средства и методы обучения техническим приемам в баскетболе

Процесс обучения опирается на некоторые общие положения- принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных задач. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности [23].

Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:

- осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия;

- самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном воспроизведении.

Результативности обучения способствует активное, заинтересованное отношение занимающихся к решению своего двигательного потенциала. Видимых успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно стремится к этому.

Принцип наглядности предполагает сознание у учащихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения, базируясь на визуальном восприятии разнообразных действий.

Для данного принципа незаменимы современные технические средства, включая видеоматериалы и компьютерные технологии.

В дальнейшем акцент смещается в сторону создания двигательного образа. Главенствующая роль на этом этапе отводится вестибулярному аппарату и рецепторам мышц. Соответственно ведущими средствами становятся физические упражнения во всех возможных вариациях[5,19].

Принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной оценке педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей воспитанников с последующим подбором посильных заданий согласно общим закономерностям обучения и воспитания. Трудности в обучении должны быть преодолимы для ученика, а его учебная деятельность – приносить ощутимый для него результат в усвоении материала.

Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формулируется в виде методологического правила: «от простого – к сложному, от легкого – к трудному». Его реализация обеспечивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико- тактического арсенала занимающихся и дальнейшему его усложнению.

Игровые приемы, усвоенные автономно, затем совершенствуются в сочетании и в вариативных условиях, постепенно приближаемых к игровым. Противодействие изменяется от пассивной до активной формы.

Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении; соблюдения рациональной преемственности между разделами учебного материала в соответствии с сущностью и внутренней логикой игры. Новый материал должен опираться на ранее усвоенный. Отсутствие системности в занятиях ведет к угасанию двигательных знаний [14].

Средства обучения

Практическая реализация принципов обучения подразумевает применение адекватных средств и методов. На уроках по баскетболу используют как общепедагогические (слово и сенсерно-образные воздействия), так и специфические средства (физические упражнения).

Общепедагогические средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения.

Создание четкого, верного представления об изучаемом техническом приеме или тактическом взаимодействии предполагает демонстрацию их рациональных образцов с помощью средств наглядности: учебных фильмов, фотоиллюстраций, макетов и схем, а также непосредственно показа изучаемых технико-тактических действий на площадке [11].

К специфическим средствам обучения относят физические упражнения, которые подразделяют на вспомогательные и основные. Критериями такого разделения служат их содержание, а направленность воздействия на организм занимающихся.

- вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения технической и тактической игры. С их помощью решается задача, как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости.

- основные упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. К ним относятся также игровые задания, которые требуют эффективного воспроизведение технико- тактических действий в вариативных условиях противодействия, включая игровое противоборство.

При овладении техникой игры в зависимости от сложности учебного материала используются упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям (по разделениям).

На этапе совершенствования эффективны упражнения сопряженного характера, которые предполагают выполнение изученных технических действий в режиме, стимулирующем одновременное развитие специальных физических качеств или освоение тактики игры.

Изученные игровые приемы и технические действия закрепляются в подвижных играх, адаптированных к баскетболу.

Методы обучения

Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы:1) словесные, 2) наглядные, 3) практические.

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указания, беседы и разбор.

Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся.

К ним относится показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками. Показ должен носить образцовый, четкий характер и создавать полное представление у занимающихся о движениях или действиях. Для этого необходимо создать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные условия для его образа; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или замедленном темпе и т.д. [13].

Высоко результативны и вспомогательные наглядные методы: демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных досок, планшетов и других средств. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация.

Использование наглядных методов всегда сочетается с разновидностями словесных. Это является одним из основных условий эффективности проведения учебных занятий.

Практические методы базируются на активной двигательной деятельности занимающихся. Их грамотное использование имеет решающее значение в основании умений и навыков игры в баскетбол.

Упражнения предполагают многократное повторение движений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдельными учениками или технико-тактических взаимодействий группой занимающихся.

Разучивание техники может осуществляться в целом или по частям. Относительно простые игровые приемы (например, стойки, передвижения, ведение мяча и т.п.) разучиваются в целостном виде, так как их расчленение нарушает структуру движений и усложняет процесс обучения. Разучивание по частям (расчлененным методом) предполагает временное освоение отдельных элементов целостного двигательного действия с последующим их объединением в единое целое. Расчлененным методом в баскетболе осваивают координационно-сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы) [8, 27].

При изучении техники и тактики баскетбола широко используются подводящие упражнения. Как правило, их объединяют в блоки так, чтобы путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести занимающихся к овладению сложными технико-тактическими действиями в целом. Предлагаемые задания выполняются в строгой последовательности индивидуально или с помощью партнера. Они могут включать:

имитацию отдельных фаз движения с мячом или без него (например, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков);

фиксацию положений звеньев тела в ключевые моменты данного приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, т.е. мяч поднят к голове); создание условий принудительного ограничения амплитуды и направления движений (например, использование педагогом или партнером вертикально расположенной картонки или планшета для предотвращения отклонения в сторону локтя бросающей руки занимающимся, осваивающим технику дистанционного броска одной рукой от плеча);

Количество подводящих упражнений и время их использования зависят от результативности процесса обучения. К выполнению приема в целом следует переходить в случае свободного и уверенного воспроизведения его базовых элементов как автономно, так и во взаимосвязи друг с другом [13, 15, 29].

В дальнейшем условия выполнения технических приемов усложняют. При этом придерживаются определенной последовательности:

от действий без мяча переходят к технике владения мячом;

от статических действий на месте к динамическим в движении;

от обособленного единичного исполнения к чередованию и сочетанию с другими действиями;

от многократного повторения в облегченных стабильных условиях, к ситуативному применению в игровых.

Результативному освоению современных навыков игры в баскетбол на определенном этапе обучения содействует метод сопряженных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного воспроизведения физических качеств.

Основу соревновательного метода составляет специально организованная соревновательная деятельность. Особенно эффективен этот метод на этапе совершенствования. Он может быть представлен соревнованием на количественный или качественный результат при выполнении отдельных двигательных действий, играми по упрощенным правилам, двусторонними учебными, контрольными играми и, наконец, официальными соревнованиями [21].

1.2. Техника игры в нападении

В нападении применяются следующие приемы: передвижение, прыжки, остановки и повороты, ловля и передача мяча, броски в корзину, ведение мяча и финты.

Передвижение, прыжки, остановки и повороты

Эта группа приемов имеет большое значение для ведения игры. Но, прежде чем раскрывать способы их выполнения, необходимо остановиться на исходном положении баскетболиста (стойке), из которого он начинает действовать.

Перед выполнением любого приема баскетболист занимает наиболее устойчивое положение, в котором ноги согнуты, ступни расставлены параллельно на ширину плеч или одна выставлена вперед, туловище слегка наклонено, тяжесть тела распределена равномерно на обеих ногах, руки согнуты перед туловищем.

 

Рис 1. Способы держания меча. Рис 2. расположение пальцев на ловле при бросках двумя руками

Большое значение в технике выполнения различных приемов
игры с мячом имеет держание мяча (рис. 1). При бросках двумя руками не следует касаться мяча всей площадью ладоней, мяч нужно удерживать кончиками пальцев (рис. 2), что позволит лучше управлять мячом и добиваться большей точности попадания [22, 30].

Передвижение осуществляется, как правило, бегом по коротким отрезкам. Во время бега баскетболист ставит ногу на всю стопу или перекатом с пятки на носок, значительно сгибая обе ноги. При ускорениях бег выполняется коротким шагом, нога ставится на переднюю часть стопы.

Прыжки выполняются толчком двумя ногами (с места и в движении) и одной (в движении). Для выполнения прыжков в движении баскетболист последний шаг делает шире. При прыжке толчком одной ноги он резко выносит маховую ногу, согнутую в колене, вверх, а при прыжке толчком двумя ногами подставляет маховую ногу к опорной и одновременно отталкивается двумя ногами вверх. Перед толчком ноги всегда согнуты. Важно отталкиваться быстро и энергично. Прыжки в длину применяются значительно реже [6, 25].

Остановки выполняются прыжком и двумя шагами. В первом случае перед остановкой игрок, оттолкнувшись одной ногой, делает невысокий прыжок вперед, наклоняет туловище назад и приземляется на обе ноги или на одну. При остановке двумя шагами баскетболист, удлиняя последние два шага, сильно сгибает опорную ногу. Тяжесть тела он старается перенести назад, вынося вперед при втором шаге почти прямую ногу. Умение внезапно останавливаться, не делая более двух шагов, определяется правилами игры и тактическими соображениями.

Повороты выполняются с мячом и без мяча, в опорном положении и в воздухе. Повороты с мячом согласно правилам игры можно выполнять стоя на одной ноге и отталкиваясь другой. Они позволяют игроку с мячом уйти из-под контроля противника, изменить направление атаки или обыграть защитника. Повороты выполняются вперед и назад из различных исходных положений по отношению к противнику, на любое количество градусов, на впереди и сзади стоящей ноге [17, 18].

Наиболее часто применяются повороты вперед и назад на сзади стоящей ноге на 180° (рис. 3), а также повороты вперед и назад на впереди стоящей ноге на 180° (рис. 4).

 

Рис 3. Поворот на сзади стоящей ноге

 

Рис 4. Поворот на впереди стоящей ноге

Ловля мяча

Ловля мяча выполняется одной рукой и двумя руками на различной высоте (выше головы, на уровне груди, пояса и ниже), в различных условиях (на месте, в движении, в прыжке). Кроме того, в игре приходится ловить мяч, катящийся по площадке и отскочивший от нее, без сопротивления и с сопротивлением противника. Наиболее надежна ловля мяча двумя руками [16, 12].

Ловля мяча, летящего на средней высоте этот способ ловли встречается чаще других. Техника его состоит в том, что игрок выставляет навстречу летящему мячу выпрямленные, слегка расслабленные руки с кистями, раскрытыми в виде воронки. В момент соприкосновения пальцев с мячом он сгибает руки, обхватывает мяч с двух сторон и подтягивает к туловищу, занимая исходное положение для последующих действий.

Ловля мяча, летящего высоко техника ловли зависит от высоты полета и крутизны траектории. Если мяч летит с крутой траекторией или падает сверху вниз (после отскока от щита), то руки вытягиваются вверх, кисти раскрываются и разгибаются. Если мяч летит по более прямой траектории, то руки поднимаются вверх-вперед или вперед-в сторону (мяч летит в стороне), кисти раскрыты, ладони обращены вперед. Во всех случаях, как только мяч касается пальцев, руки для амортизации отводятся назад, захватывают мяч и опускаются вниз.

Сложнее всего ловля мяча одной рукой. Она применяется, когда мяч летит очень высоко, в стороне от игрока или катится по площадке. Общие принципы техники ловли одной рукой те же, что и ловли двумя руками. Различают ловлю мяча одной рукой с поддержкой (мяч, остановленный одной рукой, другая рука подхватывает снизу) и без поддержки [7,20].

Передачи мяча

В баскетболе применяются различные способы передач мяча партнеру. Их можно разделить на две большие группы: передачи двумя руками и передачи одной рукой.

Передачи мяча выполняются без отскока и с отскоком от площадки, с места, в движении, с прыжком, с прыжком и поворотом в воздухе, при встречном передвижении игроку, двигающемуся впереди, с низкой и высокой траекторией. Точность, и своевременность передач необходимое условие их выполнения. Решающее значение в технике передач имеет активное движение кистью.

Передачи мяча двумя руками от груди выполняются, сверху и снизу.

Передача двумя руками от груди (рис. 5) основной способ взаимодействия с партнером на коротком и среднем расстоянии. Для выполнения этой передачи игрок, заняв стойку для игры, держит мяч двумя руками перед грудью. При этом большие пальцы направлены друг к другу, остальные вверх-вперед. Руки согнуты, локти обращены вниз. Для выполнения замаха руки с мячом описывают небольшое кругообразное движение вниз-назад-вверх, кисти разгибаются. Затем руки резко выпрямляются, толкая мяч от груди в направлении цели. Бросок заканчивается активным сгибанием кистей и разгибанием ног.

 

Рис 5. Передача мяча двумя руками от груди

Передача двумя руками сверху (рис. 6) применяется в тех случаях, когда противник находится близко от передающего. В исходном положении игрок держит мяч вверху, руки слегка согнуты, ноги на ширине плеч согнуты и расставлены параллельно или одна впереди. Для выполнения передачи игрок делает небольшой замах назад, затем, разгибая ноги, активным движением рук вперед с захлестывающим движением кистей направляет мяч партнеру [4, 9].

Передача двумя руками снизу применяется, когда противник находится близко и мешает сделать передачу сверху или когда нападающего нет времени для применения другого способа. В исходном положении игрок держит мяч двумя руками перед собой. Делая замах, он отводит руки с мячом назад к бедру сзади стоящей ноги. Затем маховым движением рук вперед с одновременным шагом сзади стоящей ноги игрок посылает мяч в нужном направлении, делая активное движение кистями в момент, когда руки доходят до уровня пояса. Этим способом мяч передается на короткое расстояние непосредственно из рук в руки [25].

 

Рис 6. Передача мяча двумя руками сверху.

Передачи мяча одной рукой выполняются: от плеча, сверху (крюк), снизу, сбоку.

Передача мяча одной рукой от плеча выполняется быстро и на любое расстояние. Из исходной стойки игрок, поддерживая мяч левой рукой, переводит его на раскрытую правую ладонь (при передаче справа) к правому плечу. Одновременно он поворачивает в ту же сторону туловище и сгибает ноги. Закончив замах, отпускает левую руку и, выпрямляя правую, с захлестывающим движением кисти и поворотом туловища направляет мяч к цели. При этом он разгибает ноги. Если мяч нужно передать на дальнее расстояние, то рука с мячом при замахе отводится над плечом дальше назад, а сзади стоящая нога при выпуске мяча из рук резким толчком выносится вперед [9].

Передача мяча одной рукой сверху (крюком) применяется, когда противник подошел близко и поднял руки. Для выполнения этой передачи правой рукой игрок, повернувшись левым боком к противнику, опускает руки с мячом вниз-вправо, сгибает ноги и переводит мяч на правую руку, которая, описывая круг, продолжает движение вниз-в сторону-вверх. Когда рука с мячом достигнет вертикального положения, игрок, сделав заключительное движение кистью, бросает мяч и переносит тяжесть тела на левую ногу [12].

Броски в корзину

Окончательные усилия нападающей команды направлены на то, чтобы одному из игроков создать условия для броска в корзину. От точности бросков зависит исход игры. В современном баскетболе команда в среднем 65-70 раз бросает мяч в корзину противника.

Броски выполняются с коротких (до 3 м), средних (3-7 м) и дальних (свыше 7 м) дистанций. Если игрок находится напротив корзины или недалеко от лицевой линии, то ему целесообразно бросать мяч непосредственно в корзину. Если же он расположен по отношению к щиту под углом 15-45°, то лучше бросать мяч в корзину с отскоком от щита.

Броски в корзину выполняются одной и двумя руками. Среди бросков двумя руками различают бросок от груди, сверху и снизу (в движении). Броски одной рукой от плеча, сверху, крюком и снизу. Последнее время все чаще применяются броски сверху вниз и добивание мяча. Все броски могут выполняться с места, в движении, в прыжке, с поворотом стоя спиной к корзине и в прыжке с поворотом в воздухе. Точность попадания зависит от правильности держания мяча и движения рук (руки), от выпуска мяча в наивысшей точке и активности движения кистью в заключительной фазе броска [2, 3, 24].

Бросок одной рукой от плеча часто применяется в современном баскетболе при атаке корзины с дальних и близких дистанций. При атаке с дальних дистанций бросок выполняется в опорном положении. Перед броском согнутые ноги ставятся параллельно или одна нога выставляется вперед (правая при броске правой рукой), мяч выносится к плечу двумя руками и, когда он окажется над плечом, поддерживающая рука опускается. Затем ноги разгибаются, рука с мячом выпрямляется вверх и активным движением кисти мяч направляется в корзину.

 

Рис 7. Бросок в корзину одной рукой от плеча в движении.

При атаке корзины с близкой дистанции, как правило, применяется бросок от плеча после ловли мяча в движении или после ведения. Поймав мяч при шаге правой ногой (бросок правой рукой), игрок делает шаг левой и поднимает мяч вверх, перенося его на бросающую руку. Затем он энергично отталкивается левой ногой вверх, руку с мячом выпрямляет и кистью направляет мяч в корзину. Маховую ногу, согнутую в колене после толчкового движения, игрок свободно опускает вниз, приземляясь на толчковую ногу (рис. 7) [2].

Бросок одной рукой сверху в прыжке в настоящее время стал основным способом атаки корзины с различных дистанций. Он выполняется с места и в движении. При выполнении броска в прыжке с места игрок, стоя в исходном положении (ноги на ширине плеч), поднимает мяч вверх, переводит его на бросающую руку, прыгает вверх и, достигнув высшей точки полета, активным движением кисти направляет мяч в цель. Техника выполнения этого броска осложняется переходом в исходное положение после ведения или ловли мяча в движении, Поймав мяч, игрок делает стопорящий шаг одной ногой, затем приставляет другую ногу и прыгает вверх. Очень важно бросать мяч быстро, выпускать его в наиболее высшей точке активным движением кисти, стараясь возможно меньше выносить руку с мячом вперед. Чтобы обыграть высокого защитника при этом броске, следует сильно отклонить туловище назад, чтобы затруднить блокирование мяча [6].

Бросок одной рукой крюком труден, но весьма эффективен против активного противодействия противника. Мяч, брошенный этим способом, трудно перехватить, так как он выпускается в высокой точке и на далеком расстоянии от защитника.

Различают два варианта броска:

а) располагаясь боком к цели, игрок опускает руки с мячом вниз, перекладывает его на бросающую руку, которая продолжает движение в сторону-вверх. Одновременно с замахом он, согнув в колене правую ногу (при броске справа), выносит ее вперед-вверх, левой отталкивается вверх, а когда прямая рука окажется над головой, выпускает мяч;

б) то же, но, прежде чем выпустить мяч, игрок поворачивает туловище к цели, а замах выполняет прямой рукой вниз-назад-вверх [1].

 

Бросок одной рукой снизу применяется с близких дистанций в движении против защитника, блокирующего мяч сверху. Для этого игрок, сделав последний шаг, прыгает вверх-вперед в момент достижения наивысшей точки выпускает мяч с руки, которая кратчайшим путем поднимается снизу-вверх. После этого он приземляется на маховую ногу. Этот бросок можно выполнить с затяжным прыжком с согнутыми ногами.

Бросок двумя руками сверху выполняется аналогично броску одной рукой. Различие состоит в том, что мяч поднимается над головой обеими руками, согнутыми в локтевых суставах, кисти обхватывают мяч так, что большие пальцы направлены друг к другу, а остальные вверх.

Бросок двумя руками снизу в ходе игры чаще всего выполняется при стремительных проходах под щит. Техника его выполнения не отличается от техники броска одной рукой снизу, только мяч выпускается двумя руками [7].

 

Добивание мяча выполняется одной (двумя) руками в прыжке, после того как мяч отскакивает от щита или пролетает вблизи корзины. Прыгнув вверх, игрок принимает мяч на раскрытую кисть руки, слегка согнутой в локте, и толкает его в корзину. Броски сверху вниз и добивание мяча имеют большое значение во время активной борьбы с противником под щитом.

Ведение мяча

Ведение мяча - прием дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку. С помощью ведения можно поставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперника, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки [1].

Во всех остальных случаях злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед несколько в сторону от ступней.

Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение равновесия и быстро изменять направления движения. Туловище слегка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не допускать соперника к мячу (но не отталкивать его!).

Для ведения характерна синхронность чередования шагов и движений руки, контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь, таким образом, должен в то же время следить за расположением партнеров и соперников и ориентироваться на щит. Целесообразно периодически переключать зрительный контроль с мяча на поле и обратно (рис. 11). Баскетболист при ведении обязан одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.

Обводка с изменением скорости. К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит прежде всего от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте [10].

 

Рис 11. Ведение мяча.

 

Рис 12. Способы обводки соперника.

Обводка с изменением направления. Ее используют главным образом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча.

Широко используется также способ обводки соперника с переводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой (рис 12.).

Финты

Финт – это сложное действие, состоящее из нескольких приемов игры. Применяя различные приемы в определенном сочетании, нападающий стремится уйти от защитника или обыграть его в единоборстве. Выполнение финтов – это тонкое искусство, основанное на быстроте действий, умении быстро переключаться с одного движения на другое и чувстве равновесия [26].

В технике выполнения финтов различают начальное ложное движение и заключительное истинное. Ложное движение нужно выполнять так, чтобы противник принял его за истинное и сделал соответствующее защитное движение. Вторую часть действия следует выполнять в другом направлении и значительно Финты выполняются комплексными движениями рук, ног, туловища и головы, на месте и в движении, без мяча и с мячом. Финты без мяча применяются для освобождения от плотной опеки защитника. Для этого нападающий неожиданно изменяет скорость передвижения, якобы уходит в одну сторону и тут же делает резкое ускорение в противоположном направлении, неожиданно останавливается после быстрого бега, поворачивается и т. п. [28].

Классификация финтов еще недостаточно разработана, ниже приводятся финты, наиболее часто встречающиеся в игре.

Финт с имитацией передачи мяча. Нападающий выполняет движение как бы для передачи влево (вправо), но, не закончив его, быстро передает мяч в другом направлении. Первое движение (ложное) сопровождается соответствующей мимикой и взглядом. После ложной передачи может последовать и бросок в корзину, если представится такая возможность.

Финты с имитацией броска в корзину. Нападающий движением рук, головы и мимикой показывает, что будет бросать мяч в корзину. Когда защитник поднимет руки для блокировки мяча, нападающий переходит на ведение под руками противника. Этот финт можно выполнять и в прыжке. Например, якобы решив бросить мяч в прыжке, нападающий в воздухе

передает мяч своему партнеру; будто бы предприняв бросок в прыжке одной рукой сверху, нападающий бросает мяч одной рукой снизу и т. п.

Финты с имитацией перехода на ведение. Нападающий делает выпад вперед-в сторону, будто собирается в этом направлении обвести защитника. Как только последний перенесет тяжесть тела в этом направлении, нападающий резко отталкивается выставленной вперед ногой и, изменив направление, переходит на ведение с другой стороны защитника. После первого ложного движения можно передать мяч или бросить в корзину [31].

Повторный финт состоит из нескольких повторений однотипных движений. Игрок выполняет финт с имитацией обводки справа с повторным проходом в этом же направлении после некоторой паузы. Сложнее других финты в движении, выполняемые в сочетании с ведением путем изменения направления, ложных движений туловищем, смены рук.

Техника овладения мячом и противодействия

Вырывание мяча. Если защитнику удалось захватить мяч то, прежде всего надо попытаться вырвать его из рук соперника. Для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, а затем резко рвануть к себе сделав одновременно поворот туловищем. Мяч надо поворачивать вокруг горизонтальной оси, что облегчает преодоление сопротивления соперника.

Выбивание мяча. В настоящее время рациональность и эффективность приемов выбивания мяча значительно выросли в связи с новой трактовкой отдельных пунктов правил игры допускающих при выполнении этих приемов контакт руки защитника одновременно с мячом - с рукой нападающего.

Выбивание мяча из рук соперника. Защитник сближается с нападающим, активно препятствуя его действиям с мячом. Для этого он выполняет неглубокие выпады с вытянутой к мячу рукой, отступая затем в исходную позицию. В удобный момент выбивание осуществляется резким (сверху или снизу) коротким движением кистью с плотно прижатыми пальцами. Рекомендуется выбивать мяч в момент ловли и преимущественно снизу. Особенно эффективно выбивание снизу из рук приземляющегося соперника, который поймал мяч в высоком прыжке и не принял необходимых мер предосторожности. Если защитник был вынужден среагировать на финт соперника и выпрыгнуть вверх, то в момент приземления ему следует выбить мяч и тем самым не допустить бросок или проход.

Выбивание мяча при ведении. В момент начала прохода, нападающего с ведением, защитник отступает и слегка отпрыгивает, назад оставив сопернику, прямой путь к корзине и преследует его, оттесняя к боковой линии. Затем защитник набирает такую же скорость, как и нападающий и, опередив ритм ведения, выбивает мяч ближайшей к сопернику рукой в момент приема мяча отскочившего от площадки. Выбить мяч у нападающего можно и сзади в начальный момент прохода.

Перехват мяча. Перехват мяча осуществляется при передаче. Успех данного способа перехвата зависит, прежде всего, от своевременности и быстроты действий защитника. Если нападающий ждет мяч на месте не выходит навстречу ему, то перехватить его сравнительно нетрудно: следует ловить мяч одной или двумя руками в прыжке после рывка.

Обычно нападающий выходит на мяч. В этом случае защитнику нужно на коротком расстоянии набрать максимально возможную скорость и опередить соперника на пути к летящему мячу. Плечом и руками он отрезает прямой путь сопернику к мячу и овладевает им. Чтобы не столкнуться с нападающим защитник, проходя вплотную мимо него, несколько отклоняется в сторону. После овладения мячом ему лучше сразу перейти на ведение, чтобы избежать пробежки.

Перехват мяча осуществляется в момент, когда защитник догоняет нападающего ведущего мяч. Для этого ему необходимо подстроиться к ритму и скорости ведения мяча, а затем, выйдя из-за спины нападающего на мгновение раньше его принять отскакивающий мяч на кисть ближайшей руки и самому уже продолжать вести мяч, но в другом направлении.

Накрывание мяча при броске. Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и в высоте прыжка должен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. В момент противодействия броску рука защитника должна оказаться непосредственно у мяча. Тогда согнутую кисть накладывают на мяч сбоку сверху и бросок выполнить не удается.

Накрывание мяча может осуществляться по ходу подстраховки игрока соперника. Например, центровой получает мяч и сразу же с поворотом в прыжке атакует корзину. Однако другой защитник, повернувшись к нему для подстраховки, накрывает мяч сзади в начальный момент основной фазы броска. При накрывании мяча нужно избегать движения рукой (или руками) сверху вниз особенно при противодействии броску двумя или одной рукой снизу.

Отбивание мяча при броске в прыжке. Эффективное противодействие броску в прыжке – очень трудная задача, требующая от защитника мобилизации всех сил умения и внимания. Лучшим для отбивания мяча траектории полета в кольцо является момент, когда он уходит от кончиков пальцев и уже не контролируется нападающим.

Овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита. После броска нападающего защитник должен преградить сопернику путь к щиту занять устойчивое положение, затем бороться за отскок быстро и своевременно выпрыгивая для овладения мячом. Прыжок выполняется как одной, так и двумя ногами после небольшого разбега или с места. Высоко выпрыгнув и завладев мячом, игрок при приземлении широко разводит ноги и сгибает туловище, чтобы в силовой борьбе, помешать сопернику, занять выгодное положение по отношению к щиту и мячу.

Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом - иных. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха именно в баскетболе. Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков и модельные характеристики баскетболиста высокой квалификации.

Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения спортсмена, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение возможно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки).

Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов и усложняя перемещения игроков.

Если в программу занятий включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует выполнять упражнения, развивающие точность,затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными спортсменами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники [15].

Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной специализации юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.

Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того как юный баскетболист овладеет этим комплексом навыков и умений и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.

При подготовке особое внимание нужно уделять работе с высокорослыми юными баскетболистами - юношами и девушками. Следует учитывать особенности девушек - их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности.

В группе начальной подготовки больше времени уделяют совершенствованию таких технических приёмов:

1) Ловля мяча – приём, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия (передачу, бросок, ведение). Ловля мяча выполняется стоя на месте, в прыжке, в движении: одной рукой, двумя руками на уровне груди, двумя руками – ловля «высокого» мяча, двумя руками – ловля катящегося мяча.

2) Передача мяча – один из основных технических приёмов в баскетболе, заключающийся в направлении игроком мяча партнёру для развёртывания атакующих взаимодействий.

С помощью передачи мяча игроки взаимодействуют между собой во время игры с целью создания благоприятной ситуации для завершения атаки броском. Основными признаками мастерства современных высококвалифицированных баскетболистов являются:

передачи мяча партнёру на высокой скорости;

сильные направленные передачи мяча на дальние расстояния при организации быстрого прорыва;

атакующие передачи, выполняемые в движении преимущественно одной рукой с минимальной амплитудой замаха;

острые атакующие передачи в движении на уровне пояса за спину защитника как средство борьбы против опекающих его спереди высокорослого центрового.

Передачи мяча выполняют: двумя руками от груди, двумя руками снизу, двумя руками над головой, одной рукой снизу, одной рукой от плеча, одной рукой за спиной, одной и двумя руками с отскоком от пола.

3) Ведение мяча – продвижение игрока с мячом, ударяя его о пол игровой площадки одной или поочерёдно двумя руками. Ведение мяча также называют дриблингом, а игрока, ведущего мяч, - дриблёром.

Ведение мяча – это приём, который позволяет игроку перемещаться по площадке с мячом.

Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча вперёд-вниз несколько в сторону от ступней. Основные движения выполняют локтевые и лучезапястные суставы. Туловище слегка наклонено вперёд, ноги согнуты в коленных суставах.

При ведении мяча целесообразно периодически переключать зрительный контроль с мяча на площадку и обратно. Нельзя бить по мячу ладонью.

Ведение мяча следует изучать вначале на месте, затем в движении, шагом и бегом. Следует осваивать ведение правой и левой рукой.

Высоту отскока регулировать за счёт сгибания и разгибания ног.

4) Остановка с мячом выполняется для внезапного прекращения движения.

Подразделяется на:

- остановку двумя шагами;

- остановку прыжком.

5) Броски мяча в кольцо

Бросок – действие игрока, направленное на попадание мячом в кольцо соперника. Он считается одним из самых важных технических приёмов в баскетболе.

Броски различаются по типу их исполнения: одной или двумя руками; по способу исполнения: с места, в прыжке, в движении, после прохода, после обманного движения, крюком, полукрюком, броском сверху; по расстоянию от кольца: ближние (0-3 м), средние (3-5 м) и дальние (из-за линии радиусом 6, 75 м), или трёхочковые.

Изучаются броски в такой последовательности: с близкой дистанции, штрафные, со средних и дальних дистанций, а затем добивание мяча.

Применяя методику технической подготовки баскетболистов через подвижные игры, закрепляя умения и навыки основных приемов в баскетболе, дети осваивают и овладевают:

техникой передвижения, характерной для баскетбола;

держанием, ловлей и передачами мяча;

ведением мяча с разной скоростью и направлением;

бросками в кольцо с места и в движении;

быстрее и легче учатся играть в баскетбол.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования

Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы:

Анализ научно-методической литературы

Методы исследования:

а) наблюдение;

б) тестирование;

в) эксперимент.

Методы математической статистики.

Они были выбраны в соответствии с требованиями основных принципов методологии научных исследований в области теории и методики физического воспитания.

Анализ научно-методической литературы

Метод теоретического анализа и синтеза включал в себя изучение научной и научно-методической литературы по проблеме обучения техническим приемам баскетболисток. На основе анализа и изучения специальной научной литературы нами было представлено теоретическое рассмотрение проблемы, сформулированы цели и задач исследования, объект и предмет исследования, определения логики построения исследования. Всего было изучено 33 источника.

наблюдения

Данный метод характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов воспитания, обучения и развития, занимающихся без нарушения естественного хода педагогического процесса. В нашем исследовании мы использовали метод наблюдения для анализа тренировочного процесса по баскетболу, установления особенностей проведения занятия с девочками 12-14 лет в тренировочных группах.

Используя данный метод, мы контролировали усвоение материала на тренировочных занятиях девочками 12-14 лет. В нашем исследовании наблюдение осуществлялось путем визуальной фиксации хода тренировочного процесса.

тестирование

Контрольные испытания проводились с целью выявления технической подготовленности юных баскетболисток 12-14 лет.

Их целевой направленностью являлось оценка количества и качества выполнения трех основных элементов техники игры в нападении:

- ведение мяча;

- передачи мяча;

- броски мяча в кольцо.

Для определения уровня технической подготовленности нами были использованы в качестве контрольных испытаний следующие тесты.

Тест № 1. Игроки разбиваются по парам: один подает мяч, другой с линии штрафного броска выполняет броски в кольцо 20 раз подряд. Затем партнеры меняются ролями. Количество попаданий заносятся в протокол.

Тест № 2. Игрок, сидя на стуле располагается на расстоянии 1 м. от кольца, перпендикулярно щиту выполняет 15бросков. Количество попаданий заносится в протокол.

Тест № 3. На стене начерчен круг R 20 см с центром 150 см от пола. Игрок выполняет передачи одной рукой от плеча в течение 30с. Количество передач заносятся в протокол.

Тест № 4. Передача мяча ведущей рукой через обруч на расстоянии 5 м. В протокол записывается количество попаданий из 20 раз.

Тест № 5. Ведение мяча с изменением направления «змейка» 28 м (2x14 м). учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируют время, которое показывает занимающийся, пересекая финишную линию.

Тест № 6. Ведение мяча вдоль всей площадки. По лицевой линии игрок начинает скоростное ведение от лицевой до противоположной линии площадки, там он обводит фишку и ведет мяч в обратном направлении другой рукой. Время останавливается в тот момент, когда игрок пересекает лицевую линию (2 х 28 м), результат в секундах заносится в протокол.

эксперимент

С целью проверки эффективности разработанной нами экспериментальной методики был организован эксперимент, в котором приняли участие 14 баскетболисток 12-14 лет.

Эффективность предлагаемой методики оценивали по количеству достоверных изменений в показателях технической подготовленности юных баскетболисток.

Методы математической статистики

Методы математической статистики применялись нами для выявления эффективности методики обучения технике игре в нападении и определения технической подготовленности юных баскетболисток 12-14 лет.

Обработка полученных данных проводилась согласно общепринятому методу средних величин (В. С. Иванов, 1990). Для выявления статистических показателей результатовконтрольных педагогических исследований (тестирования), нами использовались следующие величины:

1. Вычислить средне – арифметическое значение:

М = ∑V/n

M - средне - арифметическое;

∑ - знак суммы;

V - полученное в исследовании значение;

n - количество испытуемых.

2. Вычисление среднего квадратичного отклонения:

σ=√∑(V-m) 2/n

3. Вычисление средней ошибки средне - арифметической:

m= σ/√n

Вычисление критерия Стъюдента:

t = М1 - M2/√m21+m22;

р> 0,05 - различия статистически не достоверны;

р< 0,05 - различия статистически достоверны.

Результаты исследований подвергались математической обработке при помощи компьютерной программы «Статистика».

Практическая реализация полученных характеристик выборки выражалась в сравнении средних величин по t - критерию Стьюдента (уровень значимости - р) испытуемых юных баскетболисток 12-14 лет, после контрольных тестов.

2.2. Организация исследования

Было сформировано две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), причем комплектация групп предусматривала относительно равноценное распределение детей, по своей физической и функциональной подготовленности, в каждой группе было по 7 баскетболисток 12-14 лет. Контрольная группа занималась по общепринятой программе. Экспериментальная группа занималась по разработанной методике направленной на совершенствование технических приемов баскетболисток 12-14 лет.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (сентябрь 2017 г – ноябрь 2017 г.) – определение направления исследования, теоретического рассмотрения проблемы выявлялась общая характеристика основных понятий предмета исследования, определялись проблема и гипотеза, объект и предмет исследования, конкретизировались цель и задачи исследования, подбирались адекватные поставленным задачам методы исследования.

На этом этапе мы использовали метод теоретического анализа и синтеза, изучения научно-методической литературы по проблемам обучения техническим приемам по баскетболу, изучение и обобщение опыта ведения тренировочной работы с девочками по баскетболу.

Для уточнения данных, полученных в результате анкетирования, нами применялось педагогическое наблюдение за характером проведения тренировочных занятий, что позволило более точно определить реальный характер построения тренировок по баскетболу девочек 12-14 лет.

На втором этапе исследования (декабрь 2017 г. – февраль 2018 г.) – сбор эмпирического материала, осуществлялось подтверждение выдвинутой гипотезы путем применения содержательных методов исследования. На данном этапе проводился основной педагогический эксперимент, был выявлен уровень техникой подготовки у участников эксперимента. По завершению педагогического эксперимента было проведено итоговое тестирование.

На третьем этапе (март 2018 г. – апрель 2018 г.) этап оформления работы, проводилась систематизация полученных данных, осмысление набранных параметров эмпирических данных, обработка их методами математической статистики, написание и оформление работы.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Методика обучения техническим приемам баскетболисток

12-14лет

Для выявления технической подготовленности юных баскетболисток 12-14 лет нами была разработана методика. Ее целевой направленностью являлось оценка количества и качества выполнения трех основных элементов техники игры в нападении:

- ведение мяча;

- передачи мяча;

- броски мяча в кольцо.

Комплекс упражнений направленный на совершенствование ведения мяча.

Челночный бег с ведением мяча 3x10 м. По сигналу тренера, ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом, не беря мяч в руки, и устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Упражнение выполняется на скорость.

Бег, переводя мяч на каждом шаге между ногами. Занимающийся выполняя шаг правой ногой переводит мяч под ногой левой рукой, затем меняет.

Ведение мяча спиной вперед. Ведение выполняется спиной вперед, занимающиеся смотрят через правое плечо, пальцы широко расставлены, кистью посылаем мяч ближе к себе.

Ведение мяча на максимальной скорости, по свистку тренера, игроки выполняют пять прыжков в высоту, мяч держим двумя руками перед грудью, и продолжают бег с ведением.

Ведение мяча на большой скорости влево, вправо, вперед, назад обводя фишки с правой стороны.

Вверх-вниз.Стоя в параллельной стойке баскетболиста, вести мяч на месте, чередуя высокий и низкий отскок мяча. Упражнение выполнять правой и левой рукой.

Вперед-назад.Стоя в параллельной стойке баскетболиста, вести мяч сбоку одной рукой, посылая его первым ударом вперед, а вторым назад. Упражнение выполняют правой и левой рукой.

Ведение вокруг ноги.Выставить вперед правую ногу, убрав левую руку за спину. Правой рукой вести мяч вокруг правой ноги сначала в одну, затем в другую сторону. То же левой рукой вокруг выставленной вперед левой ноги.

Ведение по восьмерке. В основной стойке баскетболиста вести мяч по восьмерке вокруг ног и между ними, упражнение выполняется с низким ведением мяча, переводя его с руки на руку. Через некоторое время то же в обратном направлении.

Сесть-встать. Ведя мяч по прямой, остановиться, сесть на пол, не прекращая ведения, подняться и продолжить ведение вперед. Выполнять задание через каждые 5-6 шагов.

Переводы мяча перед собой на месте. Стоя в параллельной стойке баскетболиста, вести мяч перед собой, переводя его попеременно с руки на руку. Перейти постепенно в положение приседа, затем выпрямиться.

Ведение с преодолением препятствий. Команда делится на три группы. Для каждой группы устанавливается пять препятствий (фишки). Игроки ведут мяч от одной лицевой линии до другой и обратно, меняя ведущую руку при прохождении каждого препятствия. До первого препятствия они ведут мяч правой рукой, затем переводят его на другую руку и т. д. Вернувшись назад, они передают мяч из рук в руки следующему игроку в колонне. Тренеры контролируют технику ведения мяча. Игроки должны держать голову поднятой. При переводе мяча на другую руку не следует отпускать его далеко от туловища в момент, когда нога, одноименная со стороной ведения, выходит вперед.

Упражнение в ведении мяча с поднятой головой. Упражнение для обучения навыку постановки головы во время ведения и для развития периферического зрения. Игроки выстраиваются под корзиной за лицевой линией. Первый игрок в колонне ведет мяч с поднятой головой в направлении тренера, который располагается в середине площадки на трех очковой лицом к дальней корзине. На дальнем конце площадки три игрока обращены лицом к дриблеру – один у левой боковой линии, другой в полукруге области штрафного броска и третий у правой боковой линии. Как только игрок с мячом проходит мимо тренера, тот указывает на игрока, которому дриблер должен передать мяч. Тренер произвольно выбирает разных игроков. Если он показывает налево, то принимающий игрок на левой стороне площадки (на рисунке игрок 1) начинает движение в сторону дриблера. Дриблер немедленно передает мяч этому игроку и двигается навстречу, затем он принимает передачу из рук в руки, продолжает ведение к корзине и выполняет бросок в движении. Игрок сам подбирает мяч, ведет его с любой стороны площадки в обратном направлении вдоль боковой линии и передает мяч следующему игроку в колонне. Второй игрок, который начинает упражнение после приема передачи, ведет мяч к тренеру и передает его игроку, указанному тренером. Если тренер хочет, чтобы мяч был передан игроку, расположенному в области штрафного броска, он поднимает руку над головой. Тренер должен указать игрока, принимающего мяч, только после того, как дриблер пройдет мимо него, чтобы он не видел, на кого указывает тренер. Тренер должен применять это упражнение от 4 до 5 минут, приглашая разных игроков, чтобы ни один из них долго не стоял на месте. Нужно использовать 4 или 5 мячей.

Комплекс упражнений на совершенствование передачи мяча.

Упражнение выполняется в парах. Учащиеся встают лицом друг к другу на расстояние 7 м. За 30 сек. необходимо выполнить максимальное количество передач одной рукой от плеча.

Шесть игроков образуют круг, стоя на равном расстоянии друг от друга. Один из игроков становится в центр круга лицом к игроку, держащему мяч. Игрок с мячом резко и точно передает мяч любому партнеру, за исключением двух игроков, стоящих рядом с ним. Применяя финты, или скрытые передачи, он пытается обыграть игрока в центре круга, пытается коснуться мяча, используя обманы и определяя, куда будет послана передача. Если игрок касается мяча, то меняется местами с игроком, передававшим мяч.

Два игрока – два мяча. Два игрока передают друг другу два мяча как можно быстрее. Упражнение требует хорошего умения владеть мячом, поскольку игрок должен выпустить быстро один мяч и успеть поймать другой. Мяч нужно передавать в различных плоскостях. Один игрок может передать его с отскоком от пола, в то время как другой выполняет передачу двумя руками от груди, или один игрок может передавать мяч сверху, а другой – от груди или с отскоком от пола.

Упражнение в передачах двумя мячами. Игрок I, находясь на вершине области штрафного броска, обращен лицом к пяти партнерам. Он имеет мяч, один из пяти партнеров также владеет мячом. Игрок 1 передает мяч любому из партнеров, в то время как ему делает передачу другой игрок. Цель игрока 1 – передавать мяч аккуратно, принимая передачи от других игроков. Этот игрок должен быть очень быстрым и внимательным, обладать хорошей реакцией и выполнять точные передачи. Он выполняет упражнение до тех пор, пока не сделает ошибки. При неточной передаче его место занимает другой игрок. Упражнение продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают на вершине области штрафного броска.

Упражнение в тройках со сменой мест. Три колонны выстраиваются на одном конце площадки. Игрок 6 передает мяч влево партнеру 1, тот немедленно выполняет передачу игроку 11 и проходит позади него. Игрок 11 снова передает мяч игроку 6. Баскетболисты продолжают передавать мяч и проходят за спиной партнера, принявшего передачу, пока не достигнут противоположного конца площадки. Затем они возвращаются обратно. Игроки должны передавать мяч быстро и точно, не давая ему упасть на пол. Если мяч падает на пол, три игрока должны повторить упражнение.

Упражнение в длинных передачах. Игроки выстраиваются парами в одном углу площадки. Два тренера становятся в середине на каждой стороне площадки. Игрок 2 начинает ведение, а игрок 1 выполняет рывок. Игрок 2 ведет мяч в позицию, из которой он может надежно передать его через вытянутые руки тренера, применяя передачу двумя руками от груди. Время от времени тренер пытается прервать передачу мяча. Передача должна быть выполнена так, чтобы игрок 1 мог получить мяч на полной скорости и забросить его в корзину без ведения. Игрок 2 должен выйти к корзине, добить мяч при отскоке от щита или кольца и продолжить упражнение на другой стороне площадки. Теперь игрок 1 ведет мяч и выполняет передачу игроку 2 двумя руками от груди через другого тренера. Вернувшись назад, игроки меняются местами.

Передача в парах, продвигающихся вдоль площадки. Игроки делятся на две группы, каждая из которых, в свою очередь, на две колонны по четыре игрока. В каждой группе находится по одному мячу. Два игрока, первые в каждой колонне, передают мяч друг другу, передвигаясь на полной скорости к противоположному концу площадки. Добежав до конца, игроки поворачиваются и возвращаются назад, применяя те же передачи, после чего отдают мяч следующей паре. Вариант этого упражнения состоит в том, чтобы принимать и передавать мяч дальней от партнера рукой. Но если мяч ловится двумя руками, обратная передача также должна быть выполнена двумя руками.

Из положения сидя на полу, игроки в парах на расстоянии 3 м. друг от друга выполняют передачи мяча двумя руками от груди, двумя руками от головы, одной рукой от плеча (правой, левой). Упражнение нацелено на технически правильное выполнение движения рук.

Игрок после имитации финта выполняет передачу мяча двумя руками от груди в стену, после чего подбирает мяч и начинает упражнение с новой имитации финта.

С расстояния 6-8 м в круг диаметром 60 см., игрок выполняет передачи мяча, передача двумя руками от груди, одной рукой от плеча, чередуя их последовательность. Упражнение направлено на точность.

На расстоянии 3 м. от стены, игрок выполняет передачи одним, двумя, тремя, четырьмя мячами. Упражнение направленно на техническое выполнение передач.

Комплекс упражнений на совершенствование передачи мяча.

Штрафные броски в парах сериями по 3 броска. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая быстрее наберет 20 попаданий. Один игрок выполняет бросок, другой подает мяч.

Игроки в парах выполняют штрафные броски до второго промаха, второй игрок подает мячи первому, затем меняются ролями. Побеждает тот, кто наберет большее количество попаданий из двух попыток.

Штрафные броски в состоянии утомления. Выполняются индивидуально, в конце тренировки игроки выполняют 5 штрафных попаданий подряд.

Соревнование в парах. Первый партнер бросает штрафные до первого промаха. Второй должен повторить или превзойти его результат. Упражнение продолжается до трех побед одного из партнеров.

Штрафные броски выполняются индивидуально под психологическим давлением: неожиданные посторонние шумы, визуальные помехи.

Тренировка штрафных бросков двумя мячами. Выполняется в тройках. Один игрок бросает, двое других подают ему мяч. Бросающий получает мяч в руки, как только освобождается от предыдущего. Подсчитывается количество попаданий в сериях из 20 бросков.

С точки броски в парах сериями по десять. При нечетных бросках мяч должен попасть в кольцо, не задевая щита; при четных после удара о щит. Упражнение воспитывает уверенность в своем бросок.

3.2. Результаты эффективности разработанной методики технической подготовленности баскетболисток 12-14 лет

Полученные результаты юных баскетболисток, позволили нам, сопоставить средние значения в обеих исследуемых групп, показатели примерно одинаковые, что говорит об одинаковом уровне подготовленности баскетболисток.

В контрольной группе после прохождения итоговых тестов наблюдаются положительные тенденции развития, хотя они и незначительны.

Рис.1. Среднее отклонение контрольной группы до и после эксперимента

При исследовании изменений технической подготовленности мы определяли степень таких технических действий как: ведение мяча, передачи мяча, броски мяча в кольцо.

Среднее отклонение в контрольной группе до и после эксперимента составило следующее результаты: в выполнении штрафных бросков среднее отклонение до эксперимента оказалось – 12,0+0,3, после – 14,6+0,4; из положения сидя до – 4,7+0,3 ,после – 5,8+0,28; при выполнении передачи мяча на точность до – 13,9+0,3,после – 17,0+0,3; передачи мяча на скорость до – 37,7+0,3, после – 40,1+0,3; в ведении мяча на владение до –11,8+0,1,после – 11,3+0,1; на скорость до – 8,9+0,0,2,после – 8,8+0,2.

Таблица1

Динамика результатов в контрольной группе после эксперимента

Тесты

M+m

Прирост %

P

до

После

Штрафные броски

12,0+0,3

14,6+0,4

21,4

P<0,05

Броски со стула

4,7+0,3

5,8+0,28

24,2

P<0,05

Передача мяча на скорость

37,7+0,3

40,1+0,3

6,4

P<0,05

Передача мяча на точность

13,9+0,3

17,0+0,3

22,7

P<0,05

Ведение мяча на скорость

8,9+0,0,2

8,8+0,2

4,8

P<0,05

На владение мяча

11,8+0,1

11,3+0,1

3,8

P<0,05

Анализ прироста динамики результатов тестирования в контрольной группе (Таблица 1) показала следующее: в выполнении штрафных бросков прирост оказался – 21,4%; из положения сидя, прирост – 24,2%; при выполнении передачи мяча на точность, прирост – 6,4%; передачи мяча на скорость, прирост – 22,7%; в ведении мяча на владение, прирост – 4,8%; на скорость, прирост – 3,8%.

Среднее отклонение в экспериментальной группе до и после эксперимента составило следующее результаты: в выполнении штрафных бросков среднее отклонение до эксперимента оказалось – 12,1+0,6, после –16,6+0,4; из положения сидя до – 4,5+0,2, после – 7,0+0,3; при выполнении передачи мяча на точность до – 14,9+0,4,после – 19,3+0,3; передачи мяча на скорость до – 38,1+0,3, после – 47,0+0,5; в ведении мяча на владение до –11,6+0,01, после – 10,7+0,9; на скорость до – 8,8+0,2,после – 7,7+0,09.

Рис.2. Среднее отклонение экспериментальной группы до и после эксперимента

Таблица 2

Динамика результатов в экспериментальной группе

Тесты

M+m

Прирост %

P

до

после

Штрафные броски

12,1+0,6

16,6+0,4

36,5

P<0,05

Броски со стула

4,5+0,2

7,0+0,3

53,1

P<0,05

Передача мяча на скорость

38,1+0,3

47,0+0,5

24,0

P<0,05

Передача мяча на точность

14,9+0,4

19,3+0,3

29,8

P<0,05

Ведение мяча на скорость

8,8+0,2

7,7+0,09

12,0

P<0,05

На владение мяча

11,6+0,01

10,7+0,9

7,7

P<0,05

Динамика результатов тестирования в экспериментальной группе (Таблица 2) показывают следующее: в выполнении штрафных бросков прирост оказался – 36,5%; из положения сидя, прирост – 53,1%; при выполнении передачи мяча на точность, прирост – 29,9%; передачи мяча на скорость, прирост – 24%; в ведении мяча на владение, прирост – 12%; на скорость, прирост – 7,7%. Во всех контрольных тестах (Р <0,05) достоверно.

В экспериментальной группе при повторном тестировании показатели по всем тестам улучшились (Рис.3).

Рис.3. Итоговые показатели контрольной и экспериментальной групп

Таким образом, полученные мною результаты свидетельствуют об эффективности разработанной методикой технической подготовки баскетболисток 12-14 лет, а также наибольшие положительные сдвиги и наличие большего количества достоверных различий в результатах технической подготовленности баскетболисток позволяют сделать вывод о наибольшей эффективности, разработанной методики.

ВЫВОДЫ

1. Теоретический анализ специальной литературы показал, что для успешного участия в состязании каждый баскетболист должен умело применять передачи, ведение мяча и, конечно же броски мяча в кольцо, для успешной подготовки к соревнованиям должен обладать: моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Выполнение необходимых приемов игры возможно лишь при условии совершенного владения техническими приемами.

Баскетбол – это постоянное ведение борьбы в сложных все время меняющихся условий. Поэтому все игроки должны в совершенстве владеть техническими приемами. Разнообразие технических действий в баскетболе и собственно игровая деятельность способствует всестороннему развитию физических, психических и жизненно важных умений и навыков баскетболисток.

Техническая подготовка в баскетболе – это педагогический процесс, направленный на овладение рациональной техникой разнообразных игровых приемов, закрепление их в специальных и соревновательных условиях.

К технике игры в нападении в баскетболе относят совокупность приемов и способов, позволяющих наиболее успешно решать конкретные соревновательные задачи.

2. В процессе работы были разработаны комплексы упражнений, направленные на техническую подготовленность – передачи мяча, ведение мяча, броски мяча в кольцо. К концу эксперимента качество владения техническими приемами в экспериментальной группе оказалось выше, чем в контрольной группе. Анализ прироста динамики результатов тестирования в контрольной группе показала следующее: в выполнении штрафных бросков прирост оказался – 21,4%; из положения сидя, прирост – 24,2%; при выполнении передачи мяча на точность, прирост – 6,4%; передачи мяча на скорость, прирост – 22,7%; в ведении мяча на владение, прирост – 4,8%; на скорость, прирост – 3,8%.

Динамика результатов тестирования в экспериментальной группе показывают следующее: в выполнении штрафных бросков прирост оказался – 36,5%; из положения сидя, прирост – 53,1%; при выполнении передачи мяча на точность, прирост – 29,9%; передачи мяча на скорость, прирост – 24%; в ведении мяча на владение, прирост – 12%; на скорость, прирост – 7,7%.Испытуемые экспериментальной группы превзошли испытуемых контрольной группы.

3. Разработанная методика, направленная на развитие технических приемов у баскетболисток 12-14 лет, в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого использования в практической деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенное исследование позволило обосновать ряд практических рекомендаций по использованию разработанной методики по совершенствованию технических приемов баскетболисток 12-14 лет. Баскетбол – командная игра, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре.

Применение технических умений стимулирует процесс обучения и совершенствования, вызывает у игроков уверенность в своих силах. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки – орудием практической деятельности только в процессе их применения.

Для оценки технических приемов баскетболисток 12-14 лет предлагается использовать следующие тесты: штрафные броски, броски из положения сидя, передачи мяча на точность, на скорость, ведение мяча на скорость и ловкость.

Для повышения эффективности процесса обучения, эффективными оказались средства, используемые нами в педагогическом эксперименте с участниками экспериментальной группы. Мы считаем, что в тренировочную программу по баскетболу следует вводить разработанные нами упражнения, для совершенствования учебного процесса целесообразно применять увеличение объема технической подготовки и использовать комплекс специальных упражнений. Каждое из упражнений, приведенных в комплексе технической подготовки, необходимо осваивать, начиная с наиболее простого его варианта, с целью обеспечения усвоения двигательной структуры упражнений.

Постепенное усложнение упражнений осуществлять за счет увеличения скорости перемещений, дальности бросков и передач, увеличивая количество нестандартных ситуаций, стремясь уменьшить время на принятие правильного решения.

На тренировочных занятиях большее внимание следует уделять соревновательным упражнениям, имеющим место в игровой деятельности баскетболисток, в которых они больше всего допускают ошибки.

Любой технический прием необходимо совершенствовать в совокупности с другими приемами баскетбола. По мере освоения структуры упражнений и новых приемов, необходимо развивать и совершенствовать физические качества при выполнении технических приемов; многократным выполнением технических приемов с высокой интенсивностью; многократным выполнением технических приемов при выполнении тактических действий; развитием физических качеств при выполнении тактических заданий; многократным выполнением технических приемов в рамках индивидуальных действий и групповых взаимодействий; выполнением технико-тактических действий при проявлении соответствующих физических кондиций в условиях, приближенных к соревновательным.

ЛИТЕРАТУРА

Аулик И. В. Как определить тренированность спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 2007. 54 с.

Боген М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. М : Либроком, 2013. 226 с.

Баскетбол. Поурочная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. М., 2008. 45 с.

Борчуков И. Б. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Кронус, 2011. 247 с.

Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания. Ростов н/д.: Феникс, 2008. 381 с.

Виленский М. Я., Чичикин В. Т. Физическая культура. 5-7 классы: методическое пособие. М.: Просвещение, 2010. 234 с.

Виссел Хол. Баскетбол. Шаги к успеху. Переводчик Жуков В. АСТ: 2009. 240с.

Волков В. М. Тренеру о подростке. М.: Физкультура и спорт, 2007. 75 с.

Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев: Олимпийская литература, 2002. 296 с.

Все о тренировке юного баскетболиста / Билл Гатмен, Том Финнеган. пер. с англ. Т. А. Бобровой. - М.: АСТ: Астрель, 2007. 303 с.

Годик М. А. Скородумова А. П. Комплексный контроль в спортивных играх. М : Советский спорт, 2011. 358с

Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений М.: 1997. 230 с.

Гомельский, В. Как играть в баскетбол / В. Гомельский. М.: Эксмо, 2015. 288 c.

Гомельский А. Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. М.: Гранд-фаир, 2002. 340 с.

Просмотров работы: 131