Научно-исследовательская работа в разработке художественных эскизов «Чайный сервиз»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Научно-исследовательская работа в разработке художественных эскизов «Чайный сервиз»

Волкова Д.А. 1Морарь О.С. 1Суходоев Г.А. 1
1МБОУДО «Федоровская детская школа искусств» филиал «Ульт-Ягунская детская школа искусств»
Швецова Е.Р. 1
1МБОУДО «Федоровская детская школа искусств» филиал «Ульт-Ягунская детская школа искусств»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В процессе обучения в детской школе искусств мы проходили разные темы по композиции. Особенно нам нравится разработка своих идей по темам – декоративный натюрморт, разработка эскизов для вазы и др. Изучая по декоративно-прикладному искусству художественную керамику нас заинтересовали чайные сервизы. Посовещавшись с одноклассниками, мы объединились, чтобы сделать общую идею – создание собственных эскизов для чайного сервиза.

Мы рассмотрели большое количество разных вариантов их. Перед началом работы над сервизом мы ознакомилась с современной керамикой. Современные керамисты, изображая чайные сервизы, находят самые разнообразные пластические и графические решения этой темы. Одни используют традиционные керамические формы для чайных сервизов, другие оперируют четкими геометрическими объемами. Осмысление их опыта помогло нам определиться в проектировании своей композиции.

Художественные эскизы «Чайный сервиз» представляет собой индивидуальные работы, с собственным стилем, характером и фантазией. Общая композиция по сервизам состоит из заварочного чайника, чашек, блюдец.

Актуальность данной работы заключается в изготовлениесобственного чайного сервиза. Такая посуда отличается индивидуальностью, неповторимостью. Именно поэтому керамический сервиз ручной работы считается самым неповторимым подарком, который можно преподнести любимому человеку. Эта вещь дополнит интерьер, внесет особенный шарм и создаст приятную и нежную атмосферу для всех гостей. Каждый художник стремится найти что-то новое, необычное при разработкеи изготовлении своей керамики.

Целью работы является изучение особенностей изготовления сервиза и создание эскиза собственного чайного сервиза.

Задачи:

Изучить историю чайных сервизов

Изучить технологию изготовления чайного сервиза

Разработать эскиз чайного сервиза, продумать его пластическое и цветовое решение

Собрать всю информацию воедино и оформить ее

Прежде чем приступить к работе, была выполнена исследовательская работа. С ребятами мы изучили,когда появился первый чайный сервиз, особенности сервиза, его виды, из каких материалов делают его. Для этого мы использовали различную литературу и интернет-источники.

Вместе мы с ребятами проделали большую работы. В ней каждый смог выразить свои индивидуальные особенности, свою фантазию и свои умения. Работая, вместе мы не ограничивали себя четкими рамками в выборе теме или материала выполнения работы. Каждый эскиз чайного сервиза по-своему уникальный. Все сделанные эскизы разные, неповторимы. Кто-то решил выполнить их акварелью, и получилась очень легкая, воздушная работа. Кто-то гуашь, работа кажется очень плотной и яркой. Так же в процессе работы нам помогал наш научный руководитель.

Темы к эскизам мы выбирали сами, здесь мы решили остановиться в трех направлениях: геометрическом, растительном и анималистическом. Каждый для себя выбрал тему, которая ему ближе.

Историческая справка о чайных сервизах и его предметах

Чайный сервиз — набор чайной посуды из подходящих друг к другу элементов, обычно фарфоровых или серебряных. Сервиз включает заварной чайник, сахарницу, чашки и блюдца.

Первые чайные сервизы из фарфора появились в Китае. Историки затрудняются с точной датой – предположительно это было XIV-е столетие. Тонкие полупрозрачные фарфоровые изделия ценились дороже драгоценных металлов – не зря их называли «белым золотом».

В Европе первые наборы для чаепития появились ближе к концу XVII столетия – после того, как купцы из Голландии привезли китайский чай. Аристократы оценили вкус экзотического напитка – он им понравился настолько, что знатные дамы начали устраивать в своих салонах чаепития. Столы сервировали по китайской традиции: пиалами и ложечками, которые подавались на специальных фарфоровых подносах. Для заваривания чая использовались заварники из красной глины.[1]

Современный вид набор посуды для чая приобрёл в Европе в XVIII веке. В Британии серебряный сервиз появился в начале XVIII века у королевы Анны и быстро распространился среди аристократов. Из соображений практичности чашки вскоре стали фарфоровыми, не обжигающими рук, однако серебряные наборы из чайника, сахарницы и молочника продолжали оставаться символом преуспевания.

Единый дизайн для всех предметов сервиза стал популярным в Британии во времена Георга III, хотя отдельные образцы изредка встречались и ранее. Герцог Ларошфуко в 1784 году отметил, что чаепитие предоставляет английским богачам «возможность показать своё величие с помощью чайников, чашек и прочих предметов, всегда чрезвычайно элегантных».

В Российской империи чайные сервизы производились всеми ведущими фарфоровыми заводами, в том числе Императорским фарфоровым заводом (в советский период назывался ЛФЗ), заводом Гарднера в Вербилках и другими. Украшение сервизов в России и в Европе менялось согласно веяниям моды. Так, в XVIII веке был популярен китайский стиль (шинуазри). В начале XIX века, после похода Наполеона в Египет, в моду вошли египетские мотивы, а также сервизы с портретами правящих монархов и полководцев, сценами битв Наполеоновских войн. Популярными мотивами украшения чайных сервизов были пейзажи, сюжеты греческой и римской мифологии, цветы и цветочные узоры. Было принято, чтобы весь сервиз был выдержан в общем стиле и посвящён общей теме, однако конкретное изображение на каждом предмете могло быть уникальным, то есть на каждом предмете одного сервиза мог присутствовать разный портрет или разный пейзаж.

Среди советских художников по фарфору можно выделить, например, П. В. Леонова, а среди дизайнеров керамики — Еву Цайзель, которая создала много лирических и в то же время практичных чайных сервизов. Во время работы в 1930-х годах в СССР она добавила в чайный сервиз доливной чайник, соответствующий русской традиции использования двух чайников: с заваркой («заварной») и с горячей водой («доливной»). Созданные ею для массового производства на Дулёвском заводе сервизы без названий, с внутренними обозначениями С-1 и С-2 стали знаменитыми. С-1 включал заварочный и доливной чайники, сахарницу с крышкой, молочницу и чашки с блюдцами. С-1 с рисунком П. В. Леонова «Красавица» получил большой приз на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, его выпуск в СССР продолжался до 1980-х годов. Ту же награду получил и сервиз С-2, вариант созданного Цайзель чуть ранее сервиза «Интурист». Дизайнер также экспериментировала с керамическими чайницами.

В современной России чайные сервизы производятся на Императорском фарфоровом заводе, в Вербилках, Дулёво, Гжели причём используются как советские (а иногда и дореволюционные) наработки, так и современные дизайнерские решения.[2]

Для создания чайного сервиза мы также изучили его предметы, особенно заварочный чайник, чашку и блюдце.

Чайник в сервизе предназначен для заваривания в нем напитка и поэтому оснащен съемной крышечкой. Объемы чайника в сервизах разнятся, но в среднем составляют один литр. (приложение 1 рис.1)

Объем чашек может быть от 200 до 250 мл. Чаще всего они изготавливаются в форме пиалы с изящной ручкой и плоским дном или устанавливаются на невысокую ножку. Широкая поверхность такой чашки, позволяет быстрее остывать напитку в ней. (приложение 1 рис.2)

Блюдца – это маленькие тарелки, диаметр которых, как правило, не превышает 15 см. Изначально их придумали англичане, чтобы избежать попадания капель чая на скатерть или одежду. Если во время чаепития чашку держали над коленями, а не над столом, то в другой руке обязательно держали блюдце. Блюдца в некоторых сервизах имеют углубление, и при желании чай можно распивать из них. (В давние времена люди так поступали, когда имели дело с самоварами, в которых чай подолгу оставался чрезмерно горячим.)[4](приложение 1 рис.3)

Технология изготовления чайного сервиза

Все керамические изделия изготавливаются из глины. В течение многих веков глина была материалом, использовавшимся в различных цивилизациях, что рядом свойственных глине характерного качества.

Прежде всего, глина в изобилии содержится в природе. Кроме того, она обладает особыми физическими свойствами – пластичностью; смешанная с водой глина становится податливой и хорошо сохраняет приданную форму.

Усадка: глина уменьшается в объеме во время сушки и обжига в результате испарения воды, входящей в ее состав.

Огнеупорность:глина выдерживает, нагрев до высокой температуры, после первого обжига приобретая прочность камня.

Окраска: цвет сырой глины зависит от входящих в ее состав минеральных примесей и солей металлов. При обжиге большинство глин резко меняет цвет. Каолин- глина белого цвета.

Существует большая классификация глин, но мы возьмем виды глин, которые используют при создания чайных сервизов.

Белая глина. Речь идет о пластической глине, в отличие от каолина. Этот природный материал богатый известняком, который придает глине светлую окраску. Хорошо поддается лепке, используется для литья, дает пористый черепок, довольно прочная. Обжигается при низкой температуре, между 980 и 1050 градусов по Цельсию.

Фарфоровая масса. Ее главная составляющая – каолин. Это масса необычайно плотная, прозрачная, почти стекловидная. Обычно чем выше степень чистоты массы, тем ниже выше степень ее пластичности. При изготовлении фарфора возрастают трудности как при формовке, так же при обжиге. Масса достигает нужной плотности почти при точке плавления 1280-1350 градусов по Цельсую. Это делает массу практически водонепроницаемой. Благодаря легкости, точности и прочности фарфора высоко ценится.

Большинства чайных сервизов изготавливают технологией штамп или отливка.

Штамп используется для воспроизведения одной или нескольких копий оригинала. Штампы изготавливаются из таких материалов как гипс и силикон. Обрабатывать гипс довольно легко и сам стоит недорого. Гипс обладает достаточной механической прочностью, что дает возможность неоднократно использовать штампы, т.е. вести серийное производство.

Изготовление штампа происходит в три этапа: определение оригинальной модели, приготовление раствора гипса для штампа и изготовление штампа из глины. Чаше всего для работы делают штамп состоит из двух половин и обычно используется для литья изделий и произведений искусства округленной формы или на прямоугольной подставке.

Оригинал вылепленный из глины или других материалов, следует разделить на две половины. Для каждой из них приготовляется гипсовая форма для литья тем же способом, что и при работе с простым штампом.

Разъемный штамп используется для литья: шликер заливается в штамп после совмещения и скрепления двух половин. Удаляется лишний шликер, когда стенка штампа достигает нужной толщины. Открывать штамп можно, когда глина достигает достаточную прочность.

После изделие необходимо просушить до конца, и только тогда отправить на обжиг. Температура обжига будет соответствовать виду глины, которая применяется для штамповки.[5]

Разработка чайных сервизов

Для начала мы выбрала форму и силуэт общего чайного сервиза. Делали мы с учетом того, что форма у всех одна, а тема и стиль у всех разные.

Мы изучили какие формы могут быть у чайных сервизом, посмотрели различные литературные и интернет источники.

Так же для обобщения всего изученного материала по формам мы сделали общие эскизы чайного сервиза (приложение 2, рис.1, рис.2)

Для поиска пластического решения были выполнены эскизы. С помощью эскизов определила количество предметов в чайном сервизе. В начале работы я определилась с размерами самого большого предмета, заварного чайника, только после от него начали задавать размеры остальным предметам: чашкам и блюдцам.

После мы все пришли к единому мнению какую форму мы выбираем для нашей работы.

Выбором тем для работы над эскизами, для всех это не было затруднением. Волкова Дарья выбрала – мотивы пушистых котов, (рис.1) Морарь Ольга – новогодняя тематика, особенно рождественские олени, (рис.2) Суходоев Глеб – геометрические мотивы, похожие на фактуру Африки. (рис.3) (приложение 3)

Для того чтобы определиться с цветовым решением работы, нами были выполнены различные цветовые эскизы (приложение 4, рис.1, рис.2.)

Эскиз чайного сервиза Волковой Дарьи – «Пушистые коты»

Эскиз выполнен на бумаге формата А3, работа сделана акварелью с применением фломастером. Акварель смогла передать легкость и пушистость работы, а фломастеры уточнить детали.

На заварочном чайнике нарисованы различные коты, длинные, маленькие и большие. Оригинальным решением на чайнике стали ручка в виде длинного котаи кот на носике. Также на работе все остальные коты не теряют своего шарма.

На эскизе изображены две чашки. Эти две чашки олицетворяют день и ночь. Ночь – синяя чашка, день – белая чашка, так же на них мы видим половину мордочки котов. На блюдцах изображены круглые коты, похожие на мячики. (приложение 3 рис.)

Эскиз чайного сервиза Суходоева Глеба «По мотивам Африки»

Эскиз выполнен на бумаге формата А3, работа сделана акварелью. Работа выполнена в контрастных цветах – желтый, коричневый, синий.

Заварочный чайник представляет собой яркое, фактурное изделие. На нем мы видим контрастные полосы и кругляшки. Крышка чайника закончена оригинальной идеей.

На эскизе изображены две чашки, непохожие друг на друга. В каждой из них мы видим повторяющиеся фактуры, как и на чайнике.

Блюдце выполнено в соответствующем стиле, дно заполнено синим цветом, а оборка повторяет фактуры на предыдущих изделиях. (приложение 3 рис.3)

Эскиз чайного сервиза Морарь Ольги «Рождественский олень»

Эскиз работы выполнен на формате А3 гуашью. В работе присутствуют холодные и теплые цвета.

Изображены чашка и заварочный чайник. Для себя я поставила задачу сделать рождественский сервиз, который передаст дух нового года.

На заварочном чайнике изображен смешной олень, но так как 2020 год – год крысы, я решила добавить ее атрибутику – кусочек сыра. Чайник фона выполнен на темно-синем фоне. Для контраста олень и сыр выполнены в теплых цветах – коричневый и желтый. Для оригинального решения я сделала крышечку в форме новогоднего колпака и ручку чайника в форме леденца. Сделано это для того чтобы передать новогоднее настроение.

Чашка чайная сделана в розовом цвете, здесь я хотела показать нежное трепетное настроение приближающего праздника. Так же на кружке изображен олень. (приложение 3 рис.2)

Заключение

Цель данной работы мы выполнили, сделали эскизы для чайного сервиза. Проделали большую работу по изучению его. Узнали историю сервиза, как его делают.

Столкнулись с трудностью в выборе формы, ведь их может быть бесчисленное количество. Каждый создал серию цветных эскизов, чтобы сделать большую работу.

Все мы остались довольны своими чайным сервизами, работа прошла с удовольствием.

Список литературы

https://yacollectioner.ru/chajnye-servizy-iz-farfora/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чайный_сервиз

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/122925/

https://www.superposuda.ru/chayny_serviz.html

Керамика: техники, материалы, изделия КНИГИ; ХОББИ и РЕМЕСЛА Название: Керамика: техники, материалы, изделияАвтор: ДжованнаБуббико, Хуан КрусИздательство: Ниола-ПрессГод: 2006Страниц: 128

Приложение 1

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Приложение 2

Рис.1

Рис.2

П риложение 3

Рис.1

Рис.2

Рис.3

П риложение 4

Рис.1

Рис.2

Просмотров работы: 569