В современном мире, когда заказ товаров происходит в один клик, существенным препятствием вывода компании в лидеры встаёт один слабо решенный вопрос – скорость доставки оплаченной покупки.
Дело в том, что современные способы доставки уже не отвечают запросам рынка. Всем известные технологии транспортировки, при своих преимуществах и недостатках, хороши на отдельных стадиях движения груза. И наверняка в будущем, в категории движения больших грузов, вряд ли можно ожидать больших изменений. Однако в способе доставки мелких грузов, заказов конечных покупателей ожидаются революционные решения.
Основная цель работы: Исследовать новые способы доставки, а в частности использование дирижаблей в виде грузового транспорта. Как нам представляется, именно дирижабли смогут повысить скорость и эффективность вопроса доставки малотоннажных грузов (до 20кг).
Задачи:
Проанализировать современные методики доставки товаров конечному покупателю.
Воссоздать модель дирижабля и смоделировать его полет.
Придумать модель/макет системы доставки небольшого груза из пункта А в пункт Б
Выявить сильные и слабые стороны предложенной нами модели
Актуальность проекта:
Крупнейшие торговые площадки и компании, такие как Ozon, AliExpress, Yandex и др. тратят огромные ресурсы на решение этой проблемы. Однако этот запрос идет не только от бизнеса. Ниже цитата Президента РФ, которая выступает в роли посыла в общество. И значимость этого посыла трудно переоценить.
«Дело в том, что скорость технологических изменений нарастает стремительно, идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, она – эта волна – просто захлестнёт, утопит.
Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате – потерю суверенитета. Именно так, а не иначе обстоит дело. Отставание неизбежно ведёт к ослаблению, размыванию человеческого потенциала. Потому что новые рабочие места, современные компании, привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других, успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди, а вместе с ними общество будет терять жизнеспособность и энергию развития.» В.В. Путин [из Послания Президента Федеральному Собранию от 01.03.2018]1
А как современная компания может считаться современной, без эффективной логистики? Кто сегодня предложит миру инновационные решения в области доставки грузов?
Глава 1. Что такое логистика
Неизменно актуальной во все времена отраслей бизнеса является логистика. Рынок логистики один из самых и объёмных. В 2013 году его стоимость определили, как 4 трлн. долларов. Это составляло 10 процентов ВВП! Но нельзя жить вчерашним днем. Современность диктует новые правила. Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий.
Один из важнейших функциональных разделов общей логистической науки, непосредственно связанный с организацией и управлением движением материальных потоков – транспортная логистика. В современных рыночных условиях транспортная логистика играет очень важную роль, поскольку любое предприятие взаимодействует с внешней средой. В процессе такого взаимодействия происходят перемещения объектов: сырья и материалов от поставщиков к производителю, готовых товаров от производителя к посредникам и от них к конечным потребителям. Возникает потребность обеспечить физическое перемещение подобных грузов в пространстве по оптимальному маршруту с наименьшими затратами. Именно этим и занимается транспортная логистика
Транспортная логистика – раздел логистики, занимающийся вопросами организации доставки, то есть перемещения каких-либо материальных объектов (продукция, вещества) из одного пункта в другой по оптимальному маршруту. Транспортировка – перемещение груза транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок. Цель транспортной логистики – доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и место с оптимальными затратами (т.е. по сути, это выполнение 6 правил логистики).
Основные задачи транспортной логистики: выбор вида транспорта (автомобильный, ж/д, авиа и т.д.); выбор способа транспортировки (вида перевозки); выбор перевозчика и других логистических партнеров; определение рациональных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; оптимизация параметров транспортного процесса (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива и пр.).
Доставка грузов невозможна без соответствующего транспорта. На сегодняшний день человечеством придумано и создано множеством различных видов транспорта отличающихся своим назначением, средой перемещения, принципом движения и многим иным. При этом не следует путать транспорт с транспортным средством, это не одно и тоже! Транспорт - более широкое понятие. Транспорт - это совокупность транспортных средств, путей сообщения, а также сооружений и устройств на этих путях, вместе обеспечивающих перемещение грузов и людей из одного пункта в другой.
Виды транспорта по среде и способу перемещения:
1. Наземный транспорт - делится на ряд подвидов:
а) Железнодорожный транспорт - осуществляет перевозку пассажиров и грузов колесными транспортными средствами по рельсовым путям (поезда, трамваи, метрополитен, монорельс и пр.).
Характеристика железнодорожного транспорта: Транспортные средства: локомотивы и вагоны; Пути сообщения: железные дороги, мосты и тоннели; Сигнализация и управление: семафоры, стрелочные переводы и пр.; Транспортные узлы: ж/д вокзалы и станции; Энергетическое обеспечение: контактная сеть, пункты экипировки и заправки локомотивов.
Достоинства ж/д транспорта: высокая провозная и пропускная способность; не зависит от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок; безопасность перевозок; высокая скорость доставки грузов на дальние расстояния (свыше 1500 км).
Недостатки ж/д транспорта: ограниченное число перевозчиков (естественная монополия); большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая энергоемкость и материалоемкость перевозок; недоступность в конечных точках продаж; не очень высокая сохранность груза.
б) Автомобильный транспорт - осуществляет перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым дорожным путям. Характеристика автомобильного транспорта: Транспортные средства: всевозможные типы автомобилей (грузовые, легковые, троллейбусы, автобусы); Пути сообщения: автодороги, тоннели, мосты и эстакады; Сигнализация и управление: светофоры, дорожные знаки, ГИБДД, правила дорожного движения; Транспортные узлы: автовокзалы, автобусные остановки, автостоянки и т.д.; Энергетическое обеспечение: контактная сеть, автозаправки; Техническое обеспечение: автодорожные службы, СТО, автобусные парки.
Достоинства автомобильного транспорта: высокая доступность; возможность доставки груза «от двери к двери»; высокая гибкость и маневренность; высокая скорость доставки; возможность использовать различные маршруты; возможность отправки груза небольшими партиями; широкие возможности выбора подходящего перевозчика.
Недостатки автомобильного транспорта: низкая эффективность; зависимость от погодных и дорожных условий; высокая себестоимость перевозок на большие расстояния; невозможность длительного ожидания разгрузки; опасность хищения груза и угона транспортного средства
в) Трубопроводный транспорт - сооружение, предназначенное для транспортировки по трубе жидких и газообразных веществ, а также твёрдого топлива в виде раствора под воздействием разницы давлений в ее поперечных сечениях.
Характеристика трубопроводного транспорта: трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет отдельных транспортных средств, сама инфраструктура (трубы, насосные станции и т.п.) - транспортное средство. Трубы прокладывают над землей, под землей, а также под водой. Перемещаемый груз, как правило, является топливом (нефть, газ), но не исключена и транспортировка твердых предметов (например, капсул с сообщениями по линиям пневмопочты).
Достоинства трубопроводного транспорта: низкая себестоимость; высокая производительность; высокая сохранность груза; низкая капиталоемкость; дешевизна; требуется мало обслуживающего персонала.
Недостатки трубопроводного транспорта: можно транспортировать только особые виды грузов (газ, нефтепродукты); возможна транспортировка только больших объемов.
2. Воздушный транспорт - включает в себя как воздушные суда (самолеты, вертолеты, аэростаты), так и обслуживающую их инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские службы, ангары и пр. Характеристика воздушного транспорта: Транспортные средства: самолеты, вертолеты, аэростаты; Пути сообщения: воздушные коридоры; Сигнализация и управление: диспетчерская служба, авиамаяки; Транспортные узлы: аэропорты.
Достоинства воздушного транспорта: наивысшая скорость доставки груза; высокая надежность; наивысшая сохранность груза; наиболее короткие маршруты перевозок.
Недостатки воздушного транспорта: высокая себестоимость и тарифы; высокая капиталоемкость, энергоемкость и материалоемкость перевозок; зависимость от погодных условий; ограниченная географическая доступность.
3. Водный транспорт - осуществляет перевозку пассажиров и грузов по водным путям сообщения, как естественным (реки, озера, моря, океаны), так и искусственным (водохранилища, каналы и т.д.). Характеристика водного транспорта: Транспортные средства: суда; Пути сообщения: толща и поверхность воды, каналы, шлюзы; Сигнализация и управление: буи, маяки; Транспортные узлы: речные и морские вокзалы, порты.
Водный транспорт делится на:
а) Речной транспорт (внутренний водный) - осуществляет перевозки по внутренним водным путям (рекам, каналам, озерам).
Достоинства речного транспорта: высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах; низкая себестоимость перевозок; низкая капиталоемкость.
Недостатки речного транспорта: ограниченность географии перевозок; низкая скорость доставки (зависит от неравномерности глубины реки, навигационных условий и пр.); сезонность; недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.
б) Морской транспорт - осуществляет перевозку грузов и пассажиров по поверхности морей, океанов и прилегающих акваторий. В настоящее время мировой грузооборот в основном осуществляется посредством морских контейнерных перевозок. Это дешево, надежно, и... долго.
Достоинства морского транспорта: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния.
Недостатки морского транспорта: ограниченная география перевозок; низкая скорость доставки (зависит от географических, погодных и навигационных условий); малая частота отправок; жесткие требования к креплению и упаковке грузов; необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.2
Как мы видим, сегодняшние методы транспортировки имеют свои преимущества и недостатки, и компании учитывают их при ведении своей коммерческой деятельности. Однако большинство описанных транспортов относят к вопросу перемещения больших объемов грузов.
Мы же хотим опробовать инновационную модель доставки на конечном этапе: от логистического хаба до квартиры конечного потребителя. Или, говоря по-другому, модель доставки «от двери до двери» в пределах одного города. Для этого есть смысл рассмотреть работу современной компании, занимающиеся доставкой.
Глава 2. Транспортная компания
Транспортно-экспедиционная компания (ТЭК) — компания, занимающаяся организацией перевозок грузов от грузоотправителя (клиента) к грузополучателю. В большинстве случаев ТЭК является компанией посредником между клиентом и перевозчиком, предоставляя услуги по поиску исполнителя и транспорта удовлетворяющим критерием перевозки груза. От компетентности и профессионализма данной компании зависит качество и своевременность перевозки грузов.3
Мы рассматриваем компанию, которая предлагает услуги, связанные с перевозкой грузов. Ее деятельность подразумевает выполнение множества задач, среди которых:
подготовка груза;
погрузка/разгрузка;
доставка;
хранение;
оформление документации и согласование тарифов;
контроль над перемещением грузов;
техническое обслуживание транспортных средств;
логистика.
Принцип работы этих компаний относительно простой и включает в себя три этапа.
На первом между компанией и клиентом заключается договор, который обеспечивает урегулированные взаимоотношения между заказчиком услуг и исполнителем. В нем указывается характеристика груза, его количество и пункт доставки. Также во время составления договора клиент может заказать дополнительную охрану груза или же сопровождение экспедитора.
Второй этап подразумевает предоставление подходящего средства компанией, передача груза клиентом и логистику. Если есть необходимость, груз нужным образом готовят к транспортировке.
Третий этап – непосредственное выполнение договора, подразумевающее доставку груза по указанному в договоре адресу в определенный срок.4
Все транспортные компании, как правило используют наземный транспорт в качестве основного способа перемещения груза на большие расстояния. Естественно, для этих целей они содержат парк грузовых автомобилей. Но на больших машинах не эффективно доставлять посылку к конечному получателю. Она прибывает на склад ТК. Далее она либо ожидает, когда его получит заказчик, либо груз доставляется курьером до квартиры. (Приложение 1. Рисунок 2.1)
Что происходит на последнем этапе?
В 2018 году курьеры доставили 101 млн посылок из российских интернет-магазинов. Путь курьера — самый дорогой и негативный в логистике. Из-за курьеров магазины теряют клиентов. Путь посылки из последнего сортировочного центра до конечного покупателя не только очень сложный. Он ещё и дорогой, ведь курьер или водитель делает индивидуальную работу: у него несколько заказов, на каждый из которых нужно полчаса. Плюс бензин, пробки, штрафы за парковку и другие расходы.
При этом заказчик сталкивается с множеством негативных факторов со стороны курьера, таких как:
курьер не предупредил, когда приедет;
неподобающее поведение курьера;
курьер опоздал или приехал слишком рано;
курьер не предупредил, что доставку отменили;
повреждена упаковка или целостность заказа.
Рисунок 2
Сейчас самый популярный в России способ решить проблему доставки – приучать клиентов забирать посылки в постаматах (Приложение 1. Рисунок 2.2) и пунктах выдачи на аутсорсинге (например, PickPoint). За два года доля такой услуги выросла с 5% до 17%. И это при росте рынка более чем на треть.5
Глава 3. Что мы можем предложить?
Мы решили помечтать и создать модель доставки груза на этапе «последней мили». Попробовать объединить преимущества курьерской доставки и постаматов.
Что если в современных домах, на этапе строительства будет интегрирован свой постамат? Или в каждом дворе появится свой автоматизированный пункт получения посылок. Этот постамат будет представлять собой блочную конструкцию из соединенных между собой ячеек с посылками (или уже пустые). Эти ячейки будет съемными. Их можно будет менять между собой. Их можно будет забирать и заменять.
А чем же заменить тяжелую работу курьера? Вариантов, на самом деле, несколько: наземные боты (Приложение 1. Рисунок 3.1), летающие дроны (квадрокоптеры) (Приложение 1. Рисунок 3.2) и сеть летающих автономных дирижаблей.
У каждого способа опять же есть свои преимущества и недостатки. Но они могут решить ряд проблем таких как:
Срок доставки можно сократить с 2-3 дней до 6-12 часов
Точность времени доставки вплоть до минуты.
Возможность получить посылку в удобное клиенту время
Исключить общение клиента с курьером
Исключить человеческий фактор
Целостности груза будет выше
Предположительно снизится стоимость доставки, благодаря автоматизации процесса
Несмотря на то, что наша команда решила смоделировать процесс доставки именно роботом-дирижаблем, мы считаем, что эффективнее иметь все выше предложенные способы доставки.
Итак, весь процесс доставки посылки выглядит следующим образом.
Посылка загружается в блок-постамата
Блок поднимается лифтом на крышу здания (при невысоком здании склада, этот этап можно исключить)
Дирижабль спускает трос с электромагнитом и забирает элемент постамата к себе на борт
Получив координаты постамата, дирижабль отправляется в полет.
Подлетев, спускает на тросе составной блок постамата и «отпускает» ячейку
Если постамат находится внутри дома, то на стадии проекта дома закладывается шахта для получения блоков. И тогда дирижабль на тросе опускает ячейку в эту шахту. Шахта закрыта от окружающей среды шлюзом, который открывается для приема груза
Если постамат находится на улице, то блок опускается сразу в приемный элемент постамата.
Забирает на борт освободившуюся ячейку, для транспортировки ее в логистический центр
Прибывшая ячейка встраивается в общую конструкцию постамата и отправляется смс уведомление, что посылка прибыла и готова к получению
Заказчик, в удобное ему время, например, после работы, подходит к своей ячейке, вводит код, дверца открывается, и он забирает посылку.
Однако, почему мы настаиваем, что дирижабль это лучшее решение из известных?
Глава 4. Дирижабль. Цеппелин.
Итак, почему дирижабль? Немного теории.
Дирижабль – это летательный аппарат легче воздуха, снабженный двигателем и системой управления движением. Жесткий дирижабль, или цеппелин, имеет внутреннюю раму из распорок, на которой закреплена оболочка из ткани или алюминиевого сплава. Подъемную силу обеспечивает газ легче воздуха, в наши дни — это гелий. Нежесткие или малые дирижабли не имеют внутренней рамы. Их форма поддерживается за счет давления содержащегося внутри газа. Полужесткий дирижабль имеет жесткий или сборный киль, который придает жесткость оболочке.
Имеет удлинённый обтекаемый корпус, наполненный подъёмным газом (гелий, водород, реже тёплый воздух), который создаёт аэростатическую подъёмную силу. Воздушные винты, вращаемые двигателями, сообщают дирижаблю поступательную скорость 60—150 км/ч. Кормовая часть корпуса имеет оперение – стабилизаторы и рули управления. Корпус дирижабля в полёте создаёт дополнительную аэродинамическую подъёмную силу, таким образом в дирижабле сочетаются лётно-технические характеристики аэростата и самолёта. 6
Слово «дирижабль» заимствовано из французского языка, в котором оно означает «управляемый». В этом и заключается принципиальное отличие этого летательного аппарата от воздушных шаров. Как и они, дирижабль легче воздуха, но он оборудован двигателем, благодаря которому может перемещаться в нужном направлении, не завися от направления ветра. Первые дирижабли, изобретенные человеком, приводились в движение мускульной силой. Вращение специальных педалей передавалось на воздушные винты, придававшие ускорение летательному аппарату. Позднее на них стали устанавливать паровые двигатели. С 1880-х годов дирижабли оборудовали электродвигателями, а с 1890-х – двигателями внутреннего сгорания. Практически всегда движителем являлся воздушный винт. Известны случаи установки на дирижабль турбовинтовых двигателей. Набор высоты и снижение этого летательного аппарата обеспечивается при изменении наклона рулей высоты. В этом случае направление тяги двигателя изменяется, и он или поднимает дирижабль вверх, или опускает его вниз. Балласт, как в случае с воздушными шарами, сбрасывается крайне редко.7
Как-то так вышло, что дирижабли как транспортное средство были позабыты. Теперь их используют в основном для шоу, а также в качестве узкоспециальных средств, к примеру, в качестве кранов. Как мы помним, закат эры дирижаблей произошел из-за резонанса в обществе, поднятого из-за губительных катастроф, произошедших в начале XX века. Причиной этих катастроф было использование взрывоопасного водорода, из-за которого данное воздушное транспортное средство сгорало буквально за считанные минуты. Тогда у компании Zeppelin, являющейся основным производителем дирижаблей, не было доступа к достаточному количеству гелия. В современных дирижаблях используется именно гелий, который является негорючим.
Сейчас к дирижаблям, как к транспортным средствам, интерес появляется заново. Так, например, компания Boeing и немецкая компания CargoLifter начали проявлять особенный интерес к данной области. CargoLifter, к примеру, в 2001 году создала дирижабль CL75, грузоподъемность которого составила 86 тонн. Компания Boeing же считает, что уже несколько правительств занимаются разработками и исследованиями в данной области. По их данным дирижабли планируется использовать в качестве поддержки систем коммуникации и наблюдения.
В 1998 году в США была основана компания Millennium Air Ship Inc. Основной целью создания компании была разработка, строительство и вывод на рынок первого в мире большегрузного воздушного транспортного средства.
Наши русские бизнесмены и инженеры тоже стараются не отставать от своих зарубежных коллег. Так, компания «Локомоскай» представила свой грузовой и грузопассажирский аэростатический летательный аппарат, напоминающий летающую тарелку (Приложение 1. Рисунок 4.1). Стоит отметить, что благодаря такой форме данный летальный аппарат будет еще более устойчив к воздушным потокам.
Преимущества использования дирижаблей:
Очень большая грузоподъёмность и дальность беспосадочных перелётов.
Достижима более высокая надёжность и безопасность, чем у самолётов и вертолётов.
Дешевизна перевозок, особенно крупногабаритных и массивных грузов.
Размеры внутренних помещений могут быть очень велики.
Длительность нахождения в воздухе.
Дирижабль не тратит энергию для нахождения на высоте
Дирижаблю не требуется взлётно-посадочной полосы (но зато требуется причальная мачта) — более того, он может вообще не приземляться, а просто «зависнуть» над землёй (что, впрочем, осуществимо только при отсутствии ветра).
Недостатки:
Относительно малая скорость по сравнению с самолётами и вертолётами, низкая маневренность — в первую очередь из-за высокого аэродинамического сопротивления при полёте.
Сложность приземления.
Очень большие размеры требуемых ангаров (эллингов), сложность хранения и обслуживания на земле.8
Что мы видим? Все новое – это хорошо забытое старое. Взвесив плюсы и минусы дирижаблей, мы пришли к выводу, что лучшего транспортного средства по соотношению стоимости перевозки на килограмм, не найти. Естественно он должен быть автономным (автоматическая парковка на зарядку, как роботы-пылесосы), оборудован навигацией по спутникам ГЛОНАСС, и на 100% автоматизирован.
Недостатки можно нивелировать. Большая скорость нам не требуется – они будут эксплуатироваться в пределах населенного пункта. Чтобы сократить количество приземлений, груз будет подниматься на борт и опускаться с помощью лебедки с электромагнитом (что как раз будет реализовано в нашей модели). Ангары больших размеров не требуется, из-за небольшой нагрузки «на борту» (10-20 кг), а значит небольших размеров самих дирижаблей.
Глава 5. Модель
Демонстрационная модель имеет следующие функциональные узлы:
распределительный центр, откуда будут отправляться составные блоки постаматов, с загруженными внутрь посылками (Приложение 1. Рисунок 5.1)
дом адресата. На крыше дома находится шлюз шахты, открывающийся по требованию дирижабля (Приложение 1. Рисунок 5.2)
сам дирижабль с установленной внутри него лебедкой и отсеком для хранения блоков постамата (Приложение 1. Рисунок 5.3)
Программа работает следующим образом (Приложение 1. Рисунок 5.4):
После срабатывания датчика расстояния, сигнализирующего о том, что посылка внутри блока и готова к транспортировке, программа запускает мотор на подъем лифта.
Лифт выводит блок постамата на крышу распределительного хаба.
Дирижабль, получив команду на погрузку (в программе это реализовано командами «передать сообщение» и «начать, когда получу сообщение»), притягивает блок и поднимает его в отсек дирижабля.
Дирижабль движется в дом-назначения.
Подлетая к дому, запускает мотор открытия шлюза.
После открытия шлюза, дирижаблю поступает команда на запуск мотора и опускания блока постамата внутрь шахты, где он встраивается в постамат.
Допуски в нашем проекте.
Конечно, конструктор LegoWeDo имеет ограничения на реализацию подобных проектов. Мы столкнулись с проблемой как заставить парить дирижабль в воздухе. Выход был только один – подвесить его к связке воздушных шаров, наполненных гелием (Приложение 1. Рисунок 5.5). Но как им управлять? Для передвижения дирижабля мы использовали ременную передачу (Приложение 1. Рисунок 5.6), от одного здания к другому. Конечно в жизни дирижабли имеют свои двигатели и винты. И парят они от объекта к объекту без привязки к какой-либо веревке. Но для наглядности нашей модели мы пошли на этот шаг-допущение.
Так же из-за больших допусков в работе датчиков и моторов, нам пришлось соорудить ограничения на крыше зданий (Приложение 1. Рисунок 5.7), чтобы дирижабль не улетал дальше положенного. В реальности это будет лишний элемент.
Помимо вышеуказанных механизмов в модели присутствуют:
Червячная передача (Приложение 1. Рисунок 5.8)
Реечная передача (Приложение 1. Рисунок 5.9)
Зубчатая понижающая передача (Приложение 1. Рисунок 5.10)
4 мотора
А также датчик расстояния, сигнализирующий о погрузке ячейки (Приложение 1. Рисунок 5.11)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив преимущества дирижаблей как вида транспорта для небольших грузов, и создав опытную модель, мы пришли к выводу, что проект имеет место быть. Следующая фаза — это просчет экономической целесообразности данной модели доставки. Но уже сейчас можно сделать вывод, что любая автоматизация дает выгоду, особенно в далекой перспективе. Не стоит забывать об имиджевой составляющей той курьерской службы и даже города, реализовавшей подобный замысел.
Что дает внедрение подобного проекта в городе?
- это еще один шаг к будущим городам, где одинаковую повседневную работу будут выполнять роботы и дроны.
- автоматизация процесса доставки посылок на этапе «последней миле» выводит предприятия и город в целом на следующий технологический уровень.
- наша жизнь состоит из мелочей. И вовремя поученный заказ, совершенный в интернет-магазине, сделает ее еще прекрасней.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок 2.1 – логистическая цепочка доставки груза
Рисунок 2.2 – постамат
Рисунок 3.1 – наземный бот почтальонРисунок 3.2 – квадрокоптер
Рисунок 4.1 – концепт аэростата
Рисунок 5.1 - распределительный центр Рисунок 5.2 – шлюз шахты в доме адресата
Рисунок 5.3 – дирижабль с посылкой
Рисунок 5.4 – Программа проекта
Рисунок 5.5 – шары с гелием Рисунок 5.6 – ременная передача для «полета» дирижбаля
Рисунок 5.7 – ограничитель подлета дирижабля Рисунок 5.8 – червячная передача
Рисунок 5.9 – реечная передача Рисунок 5.10 – зубчатая понижающая передача
Рисунок 5.11 – датчик расстояния, сигнализирующий о погрузке ячейки
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
2Галяутдинов Р.Р. Транспортная логистика: понятие, виды транспорта, типы перевозок // Сайт преподавателя экономики. [2014].
URL: http://galyautdinov.ru/post/transportnaya-logistika.
3 https://ru.wikipedia.org/wiki/Транспортно-экспедиционная_компания
4 https://www.gazeta-a.ru/news/avtoobzori/2017/6/14/kak-rabotayut-transportnye-kompanii-princip-cel-i-struktura-organizacii/
5 https://vc.ru/trade/62734-nikogda-bolshe-ne-zakazhu-chto-internet-magazinam-delat-s-problemoy-kurerskoy-dostavki
6 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/1444/ДИРИЖАБЛЬ
7 https://wheels-wings.com/chto-takoe-dirizhabl
8 https://moybiznes.org/dirizhablestroenie-perevozka-passazhirov-i-gruzov-na-dirizhablyah