Введение
В 2020 году наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой отечественной войне. Советский народ победил и огромную роль в этой победе сыграла легендарная военная техника. Знаменитый танк «Т-34» тому яркий пример. У фашистов он вызвал абсолютное недоумение. И сколько фашисты не пробовали разгадать тайну Т-34, виртуозно управлять этим танком мог только русский солдат! Мы гордимся нашей историей и победой наших дедов в войне.
Актуальность работы
Никто не забыт... Ничто не забыто Историю мы должны помнить! В современном мире создается новая военная техника и, конечно, танки, но в основе конструкций этой техники всегда останутся легендарные боевые машины тех тяжелых военных лет.
На занятиях робототехники мы с огромным интересом изучаем конструкции и создаем из Лего разные машины, транспорт. Нас очень заинтересовал Танк Т-34 и мы поставили перед собой несколько целей и задач.
Цели проектной работы:
- изучить историческую конструкциюлегендарной боевой машины «Танк Т-34»;
- собрать модель танка Т-34 на базе конструктораLegoWeDo1.0;
- провести испытания нашей модели в разных условиях.
Задачи проектной работы:
Узнать историю создания Танка Т-34;
Подробно изучить особенности конструкции Танка Т-34
Выделить главные исторические танковые сражения, где Т-34 сыграл решающую роль.
Выделить некоторые конструкторские особенности в строении Т-34 и реализовать их в модели на базе конструктора LegoWedo1.0;
Провести несколько экспериментов с получившейся моделью и сделать выводы
В качестве источников информации мы использовали и книги про годы Второй Мировой войны [1,2], и информационные сайты: obuchonok.ru, warbook.club, pikabu.ru. При оформлении проекта мы брали идеи из большой книги «LEGO Идеи: новая жизнь старых деталей» [3], при конструировании движимых частей проекта нам помогли книги и методические пособия о простых и сложных механических передачах, подробно о зубчатых передачах [4, 5], при создании программ мы руководствовались учебными пособиями по образовательной робототехнике. [6]
Глава 1. История создания танка Т-34
История танка Т-34 началась в октябре 1937 года, верховное командование СССР поставило задачу Харьковскому Паровозостроительному заводу создать новый танк, который по всем показателям будет превосходить все старые модели. [7] Главным конструктором был назначен молодой инженер Михаил Ильич Кошкин (Приложение, Рисунок 1.1.1).
Танк был не просто секретным, а совершенно секретным. Зимой 1940 года, желая продемонстрировать надежность машины, инженер Кошкин организовал пробег двух опытных экземпляров из Харькова в Москву. При этом Кошкин сам сел за рычаги головной машины. Прежде чем отправится в путь, оба танка были замаскированы под «обычные». Такой танк мог легко «вписываться» в местность, оставаться невидимым. За время пути не произошло ни одной серьезной поломки.
Впервые в одной машине удалось объединить мощность орудийного огня, прочность брони, скорость и маневренность. Танк был показан руководству страны. Сразу было принято решение о запуске Т-34 в серийное производство (Приложение, Рисунок 1.1.2). С 1942 по 1945 годы основное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы.
К началу Великой Отечественной войны было построено 1225 тридцатьчетверок. [1] С первого же дня войны они начали свой ратный путь, удивляя и поражая немецких вояк, не ждавших появления у русских такого великолепного танка. За время боевых действий, с 1941 по 1945, было выпущено около 60 тысяч танков. Во время производства танк постоянно улучшал свою защиту и вооружение.
Глава 2. Конструкторские особенности и оснащенность Т-34
Танк Т-34/76 оказал важнейшее влияние на ход Второй Мировой войны за счет уникальных для своего времени конструкторских решений. Впервые на среднем танке установили длинноствольное орудие. Этот ход дал возможность значительно превосходить все существующие на тот момент аналоги по начальной скорости снаряда (612 м/сек) и, соответственно, пробивной силе. [9]
При изготовлении Т-34 применялась автоматическая сварка под флюсом (сварочный процесс с применением неплавящихся электродов и присадочной проволоки). До этого никто в мире не использовал такую технологию в массовом производстве. Благодаря ей производительность сварочных работ выросла в 10 раз. [7]
По-настоящему революционным у Т-34 было и вооружение. Он оснащался длинноствольным 76-миллиметровым орудием. [8] На первые экземпляры ставилась пушка Л-11, а потом на смену ей пришла более совершенная Ф-34(Приложение, Рисунок 2.1). В начальном периоде Второй мировой ни один иностранный танк не мог похвастать ничем даже близко подобным. Эта пушка без всяких проблем могла уничтожить любую вражескую бронемашину с дальней дистанции.
Помимо прочего, Т-34 обязан своей славе и превосходным ходовым характеристикам. [9] Их обеспечил дизельный двигатель В-2 (Приложение, Рисунок 2.2) мощностью 500 лошадиных сил. Благодаря ему средний танк с противоснарядным бронированием практически не уступал более легким машинам в скорости: 54 км/ч по шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности. Хорошее соотношение мощности двигателя и боевой массы танка (30,9т) в сочетании с широкими гусеницами делали его необычайно маневренным и способным без особых проблем проходить через самую вязкую грязь и огромные снежные сугробы.
Одним из главных конструкторских ходов в Т-34-76 считается удивительно оптимальное сочетание углов наклона лобовой и боковой брони. Толщина её не была рекордной: на образцах 1940 года она составляла 40-45 миллиметров. [10] Помогло решение Михаила Кошкина расположить бронелисты под углами (Приложение, Рисунок 2.3), а не строго вертикально. Весь корпус танка выполнялся из сваренных между собой восьми катанных бронированных листов. Шесть из них монтировались под разными уклонами к вертикали (лобовые – 53° и 60° к горизонту, боковые верхние – 40°, задняя часть – 45° и 47°). И только боковая нижняя броня делалась строго вертикальной. Таким образом, основная часть снарядов попадала в машину по касательной траектории и не могла ее пробить. Рациональные углы наклона брони повышали её эффективность в полтора-два раза по сравнению с тем, если бы их не было.
Компоновка танка была классической (Приложение, Рисунок 2.4). [9] В корме располагался двигатель, в передней части — место механика-водителя и стрелка-радиста. Место командира танка было в башне, слева от орудия. Он выполнял функции наводчика. Справа от орудия располагался заряжающий. Всего в экипаж машины входило 4 человекаНа люке для механика-водителя устанавливался перископический смотровой прибор. Курсовой пулемет защищался бронированным колпаком.
Танк получил пять пар опорных катков. Ведущие колеса располагались сзади. Мелкозвенчатые гусеницы достигали 550 мм.
Для Т-34-76 делалась сварная башня из катанных бронелистов. В верхней части предусматривался люк для экипажа, а также вентиляционное отверстие и перископический прицел ПТ-6. Боковые и задние листы устанавливались под углом в 30°. Кормовая часть защищалась съемной броневой панелью, которая была необходима для замены и ремонта орудия. Толщина лобовой брони башни равнялась 45 мм.
Танк Т-34 был поистине танком-конструктором: из двух не пригодных к восстановлению машин легко собиралась одна боеспособная. В начале Великой Отечественной войны, когда новых танков катастрофически не хватало, именно высокая ремонтопригодность имеющихся танков во многом позволила остановить наступление немцев.
Глава 3. Исторические главные сражения Т-34
3.1 Первый бой
Первый бой немецких танковых частей с «Т-34» состоялся уже в первый день войны. [2] Передовые танковые группы и дивизии противника, не встретив серьезного сопротивления на границе, уже к полудню 22 июня дошли до переправ через Неман у города Алитус (Олита). Особенностью этой дивизии было оснащение танками чешского производства. Мосты у Алитуса были подготовлены к взрыву, но в ночь на 22 июня охрана получила приказ из штаба округа снять заряды. Но так или иначе, передовым частям немцев удалось захватить и северный и южный мосты через Неман у Алитуса неповрежденными. У мостов они встретились с частями советской 5-й танковой дивизии. Главным козырем наших войск в этом бою были 50 новейших танков «Т-34», полученных дивизией в марте 1941 г. Помимо этого, соединение насчитывало 30 трехбашенных средних танков «Т-28» и 170 легких «БТ-7». Попытки подбить «Т-34» из 37-мм пушки чешского танка, были безуспешными. Расширить плацдарм у северного моста и выбить окопанные «Т-34» немцам не удалось. Основная тяжесть боя легла на артиллерию 7-й дивизии, к тому же вечером на выручку подтянулись танки еще одной немецкой танковой дивизии – 20-й. Это позволило укрепить северный плацдарм и при поддержке огня тяжелой артиллерии развить с него наступление во фланг и тыл частям 5-й танковой дивизии, удерживающей позиции на южном плацдарме. Под угрозой окружения советские танкисты вынуждены были отойти.
3.2 Легендарные сражения в годы ВОВ
Мценское сражение: встреча с Т-34 - танковый шок для немцев
В августе 1941 года подполковника Катукова, командира 20-й танковой дивизии вызвали в Москву, в Главное автобронетанковое управление и сообщили о назначении командиром танковой бригады, формирующейся в Сталинграде. [11] Через три месяца войны советские танковые войска создавались заново – с бригад машин в 30-50, которые строились на Сталинградском тракторном заводе.
Экипажи для бригады Катукова набирались из состава 15-й танковой дивизии. Выжившие в боях на границе танкисты многому научились, оценили технику немцев и поняли, как они действуют. По общему мнению, немцы воевали грамотно. Сначала мотопехота проводила разведку боем, потом по выявленным огневым точкам наносился артиллеристский или авиационный налет, затем полуразрушенная система обороны прорывалась мощным танковым ударом. Но такая педантичность была предсказуема. Против нее танкисты Катукова придумали ложный передний край и тактику танковых засад.
План немецкого командующего 2-й танковой группой генерал-полковника Гейнца Гудериана состоял в наступлении на Орел, а потом на Серпухов. А от него – на Москву. Сильного сопротивления немцы не ждали после того, как сдались остатки Красной армии под Киевом. В сущности, так оно и было. 30 сентября немецкие танки прорвали наспех выстроенную оборону курсантов Харьковского военного училища, 1 октября немцы взяли Севск, 3 октября танки вошли в Орел. Там еще ходили трамваи, когда на улицах оказались немецкие танки. Орел никто не защищал.
3 октября 4-я танковая бригада прибыла в Мценск с приказом двигаться к Орлу и защищать город. Шесть Т-34 и два КВ, вошедшие днем в город, пропали там навсегда. Ночью советские танкисты отквитали потери, разгромив на шоссе у села Ивановское несколько немецких колонн и уничтожив 14 средних и легких танков, 2 тягача с противотанковыми орудиями, 5 автомашин с пехотой и одну легковую штабную машину. Утром прибыл Катуков с основными силами бригады. Он устроил подчиненным разнос за потери, но все же разведка ответила на два главных вопроса. Во-первых, выяснила, что в Орле были немцы. Во-вторых, тактика «танковых засад» работала.
5 октября немцы сходу заняли ложные позиции пехоты, потом ворвались на настоящие. Катуков видел в бинокль, как их танки утюжат окопы батальона, расстреливая бойцов из пулеметов. Он дал сигнал своим «тридцатьчетверкам» – в бой! Эта внезапно изменившаяся тактика действий танковых войск дорого стоила дивизии фон Лангермана в тот день. Танкисты Катукова работали группами, концентрируя свой огонь на одной цели. Немецкие танки загорались один за другим. Вскоре лучшая танковая дивизия вермахта побежала, бросив на разрушенных советских позициях 18 своих сгоревших танков.
После войны генерал-лейтенант Эрих Шнейдер писал: «Несмотря на некоторые конструктивные недостатки, немецкие танки вполне оправдали себя в первые годы войны. Даже небольшие танки типов I и II, участие которых в войне не было предусмотрено, показывали себя в боях не хуже других до тех пор, пока в начале октября 1941 года восточнее Орла перед немецкой 4-й танковой дивизией не появились русские танки Т-34 и не показали нашим привыкшим к победам танкистам свое превосходство в вооружении, броне и маневренности. Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76,2-мм пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5 — 2 тыс. м, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 м, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую части танка Т-34».
Свое главное сражение танк принял на Курской дуге, где с обеих сторон принимали участие около 6000 танков. [9]
Машина стала легендарной, потому что отвечала основным требованиям того времени и не отличалась сложностью конструкции. Однако сам танк без экипажа – кусок железа. Самоотверженность наших танкистов использовавших технические характеристики Т-34-76 сделала его одним из символов самой страшной войны человечества.
Глава 4. Создание и испытание модели Т-34 на базе конструктора Lego WeDo 1.0
4.1 Конструкторские решения и контрольный запуск
Мы создали модель танка т-34 на базе конструктора. Мы выделили несколько главных особенностей в конструкции реального танка и решили их реализовать в нашей модели:
Гусеницы устанавливались на пяти больших колёсах с двух сторон;
Мотор у танка находился в кормовой части;
Бронированные листы были установлены под углом.
В первую очередь, мы решили создать и проверить гусеничную ходовую часть нашего танка. Мы установили по пять колёс на детали с отверстиями с обеих сторон танка (Приложение, Рисунок 4.1.1). Установили моторы в кормовую часть танка: мотор вращает колёса через понижающую зубчатую передачу, состоящую из двух шестерней: первая 8 зубьев, вторая 24 зуба. [4,5] Эту механическую передачу мы выбрали не случайно. Чтобы повысить проходимость нашего танка, нам необходимо увеличить усилие от мотора к ведущим колесам. Понижающая зубчатая передача уменьшила скорость от вала мотора и увеличила усилие.
Ходовая часть нашего танка готова, мы протестировали её с помощью простой программы (Приложение, Рисунок 4.1.2): включили 2 мотора в разном направлении, гусеничный ход работает.
Прежде чем устанавливать башню с механизмом для выстрела, мы решили проверить ходовую часть танка на проходимость и маневренность. В случае затруднения движения, можно будет исправить недочеты и приступить к конструкции башни. Перед первыми испытаниями мы установили простую башню на танке без механизма (Приложение, Рисунок 4.1.3). Простая башня, таким образом, утяжелила конструкцию танка, и теперь наш танк можно проверять на проходимость и манёвренность.
4.2 Эксперимент №1: Проходимость модели на гусеничном ходу
Для испытания нашего танка на проходимость мы использовали несколько поверхностей (Приложение, Рисунок 4.2.1):
1. Ровная твердая поверхность стола;
2. Ровная поверхность ковра на полу;
3. Неровная прочная поверхность - пластины Лего;
4. Неровная непрочная поверхность с помощью рассыпанных кубиков Лего.
5. Мягкая ровная поверхность пледа.
Для первого эксперимента мы создали программу №1 (Приложение, Рисунок 4.2.2) и использовали её при запуске нашего танка на каждой поверхности: мощность мотора установили среднюю на 5, время движения на 10 секунд. [6] На каждой поверхности мы запускали танк 3 раза и измеряли длину пути нашей модели с помощью сантиметра (Приложение, Рисунок 4.2.3). Полученные значения мы занесли в таблицу (Приложение, таблица 4.2.1) и высчитали среднее значение для каждой поверхности.
Таблица 4.2.1 Длина пути модели танка Т-34 на разных поверхностях.
Вид поверхности |
Длина пути, см |
Особенности |
Средняя длина пути, см |
Стол |
79 80 81 |
стук, проскальзывание |
80 |
Ковер |
74 73 75 |
тихо, прямо, ровно |
74 |
Пластины Лего |
74 74 70 |
шумно, меняет направление |
73 |
Россыпь кубиков Лего |
64 58 58 |
ровно, буксует, детали выскакивают |
60 |
Плед |
68 70 72 |
ровно, тихо |
70 |
В результате первого эксперимента мы получили разные значения длины пути нашего танка на разных поверхностях. Дальше всего за 10 секунд танк проехал по поверхности стола в среднем 80 см, но наблюдалось проскальзывание гусениц по гладкой поверхности. Наиболее стабильно танк двигался по поверхности ковра на полу: прошёл меньше расстояние (74см), чем по столу но двигался ровно и уверенно, без проскальзывания. Интересно было наблюдать за движением танка по пластинам Лего и рассыпанным кубикам: танк двигался неровно и часто менял траекторию своего движения, таким образом за 10 секунд он каждый раз преодолевал разное расстояние, в среднем ... По пледу танк проехал достаточно хорошо, значение длины пути и особенность движения близки к характеристикам движения по ковру: 70 см
4.3 Эксперимент №2: Проверка манёвренности танка
Во втором эксперименте мы решили проверить манёвренность нашего танка, то есть его способность быстро поворачивать и объезжать преграды. Для эксперимента №2 мы создали особую дистанцию, которую танк должен был пройти быстро: на ковре выстроили несколько башен-преград (Приложение, Рисунок 4.3.1). Ковер мы выбрали не случайно, из первого эксперимента мы увидели, что именно на этой поверхности танк двигался стабильно прямо, гусеницы не проскальзывали.
Для второго эксперимента мы создали новую программу - программа №2 (Приложение, Рисунок 4.3.2): управление танком с помощью кнопок на клавиатуре: стрелка вверх-вперед, стрелка вниз - назад, стрелка налево - налево и стрелка направо - направо, цифра 0 - стоп. Кроме этого, чтобы понимать, как быстро танк преодолел дистанцию, мы создали программу секундомер, отсчёт времени начинается с нажатия кнопки 1 и останавливается при выключении программы (Приложение, Рисунок 4.3.3). [5]
Во втором эксперименте мы провели три измерения. Каждый из команды по очереди управлял танком с помощью кнопок на клавиатуре и проводил танк между башнями по дистанции на ковре (Приложение, Рисунок 4.3.4).
Результат измерений мы занесли в Таблицу 4.3.1 и посчитали среднее значение времени прохождения дистанции нашим танком.
Таблица 4.3.1 Время прохождения дистанции танком Т-34
Рулевой |
Время, с |
Среднее время, с |
Ян |
57 |
55 |
Артём |
51 |
|
Вячеслав |
58 |
Лучшее время получилось у Артёма - 51 секунда, в среднем танк прошел дистанцию за 55 секунд.
Таким образом, первые два эксперимента показали, что гусеничный ход нашего танка работает исправно, на поворотах танк легко управляем, и мы переходим к следующему этапу: создание башни и установка механизмов для поворота и выстрела.
4.4 Эксперимент №3: Испытание пушки
В третьем эксперименте мы решили осуществить выстрел и измерить дальность полёта снарядов. Дополнительно мы решили сделать механизм для поворота башни танка, чтобы попадать в цель не производя разворот машины.
Башня тяжёлая, поворачивать её нужно медленно, поэтому единственный правильный механизм в этом случае будет червячная передача - она очень прочная и медленная (Приложение, Рисунок 4.4.1). Таким образом, мы сможем медленно поворачивать башню на точный угол. Для ровной и прочной установки Башни на корпусе нашего танка мы использовали дополнительную широкую шарнирную деталь (Приложение, Рисунок 4.4.2).
В программе для башни мы использовали в качестве блока "начало" блок "начать с нажатия клавиши на клавиатуре": цифра 2 запускает мотор в одну сторону, цифра 3 запускает мотор в другую сторону (Приложение, Рисунок 4.4.3). Мотор, поворачивающий башню, мы включаем всего на одну секунду, чтобы избежать перекручивания и контролировать поворот башни.
При выборе механизма для произведения выстрела мы рассмотрели несколько вариантов: червячная передача, кулачковый механизм, рычаг. В каждом из этих случаев в качестве энергии для выстрела мы планировали использовать энергию натяжения канцелярской резинки. В результате, мы остановились на червячной передаче (Приложение, Рисунок 4.4.4): мотор вращает червячную шестерню, она приходит в зацепление со средней прямозубой шестерней, которая одета на одну ось (осевая передача) с прямозубой шестерней (16 зубьев), за которую зацепляется резинка. Именно эта передача позволяет удерживать резинку натянутой в башне танка до осуществления выстрела. Канцелярская резинка в этом случае и является снарядом. При вращении мотора червячная передача приводит в движение шестерню с 16 зубьями, резинка срывается с зацепления и выстреливает.
Мы провели несколько тестовых выстрелов и измерили дальность полёта снарядов с помощью сантиметра. Как видно из Таблицы 4.4.1 снаряды улетали от танка на расстояние от 1,5 м до 2.1 м, в среднем дальность полёта снаряда составила 1.9 метра.
Таблица 4.4.1 Измерение дальности полета снарядов при выстреле
Номер выстрела |
Дальность полета, см |
Средняя дальность полета, см |
1 |
210 |
190 |
2 |
154 |
|
3 |
217 |
|
4 |
178 |
В заключении нам осталось установить бронированные панели под углом с четырех сторон нашей модели как в настоящем танке (Приложение, Рисунок 4.4.5).
Таким образом, нам удалось повторить некоторые особенности конструкции реального танка и удачно продемонстрировать работу нашей модели (Приложение, Рисунок 4.4.6).
Заключение
В процессе нашей работы мы очень много нового узнали о Танке Т-34. История танка Т-34 началась в октябре 1937 года, главным конструктором был инженер Михаил Ильич Кошкин. Впервые в одной машине удалось объединить мощность орудийного огня, прочность брони, скорость и маневренность. К началу Великой Отечественной войны было построено 1225 тридцатьчетверок.
Первый бой немецких танковых частей с «Т-34» состоялся уже в первый день войны у города Алитус (Олита). Выбить окопанные «Т-34» немцам не удалось, но под угрозой окружения советские танкисты вынуждены были отойти. Свое главное сражение танк принял на Курской дуге, где с обеих сторон принимали участие около 6000 танков.
Нам удалось выделить для себя главные конструктивные особенности легендарной машины Т-34, которые мы смогли повторить в нашей модели на базе конструктора LegoWedo1.0:
1. Гусеницы устанавливались на пяти больших колёсах с двух сторон;
2. Мотор у танка находился в кормовой части;
3. Бронированные листы были установлены под углом.
Мы сконструировали нашу модель Т-34 из конструктора Лего с использованием простых механизмов: ось, шестерня, рычаг; и сложных механических передач: понижающая прямая зубчатая передача, червячная передача, осевая передача. Программу мы составляли в среде LegoWeDo, одновременно мы подключали к компьютеру 4 мотора.
Мы провели 3 эксперимента для нашего Танка Т-34 для испытания ходовой части, маневренности и работы пушки. В результате которых сделали выводы:
- По ровной твердой поверхности Танк преодолевает бóлшее расстояние, но наблюдается проскальзывание гусениц, наиболее стабилен танк при движении на ровной негладкой поверхности (ковер);
- Для управления танком на поворотах, гусеницы должны вращаться в разные стороны, таким образом, танк совершает поворот на одном месте;
- Для любого выстрела необходим заряд – запас некоторой энергии. В нашей модели в качестве заряда были канцелярские резинки. Они замечательно накапливали энергию при натяжении до выстрела, при освобождении энергии резинка выстреливала. Максимальная дальность полета нашего снаряда составила 1,7 м.
Наша работа может быть использована на уроках робототехники, истории и внеклассных мероприятиях.
Список используемой литературы:
Танки и самоходные орудия. Школьный путеводитель. Черненко Г.Т. – Москва: Издательство Балтийская книжная компания, 2014. стр.60.
Десять мифов Второй мировой. Исаев Алексей Валерьевич. Издательство: Эксмо, 2015г. стр.115.
Йошохито Йocoгава, Книга идей LEGO MINDSTORMS EV3: 181 удивительный механизм и устройство; [пер. с англ. О.В.Обручева]. – Москва, Издательство «Э», 2017. - 232 с.;
Богданова С.М, Попова Е.Е. Благодаря механическим передачам Lego- конструкции оживают / С.М. Богданова, Е.Е. Попова// «Новые информационные технологии в нефтегазовой отрасли и образовании»: материалы VII Международной научно-технической конф. 2017 С. 160-163. Режим доступа- https://elibrary.ru/item.asp?id=30700400
Курс «Машины и механизмы», курс «Основы робототехники», Школа интеллектуального развития «Мистер Брейн», - Режим доступа - https://vk.com/mrbrain_tmn;
Корягин А.В, Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов – ДМК-Пресс, 2016. – 252 с.;
Интернет источники:
https://obuchonok.ru/node/5705
http://gvtm.ru/istoriya-t-34
https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/istoriya-t-34/
https://zen.yandex.ru/media/bookafisha/nepobedimyi-interesnye-fakty-o-tanke-t34-kotorye-mojno-obsudit-s-detmi-5cea3222e68b7800b39c1788
https://pikabu.ru/story/mtsenskoe_srazhenie_vstrecha_s_t34__tankovyiy_shok_dlya_nemtsev_6433635
Приложение
Рисунок 1.1.1 Михаил Ильич Кошкин - главный конструктор Т-34 |
Рисунок 1.1.2 Танк Т-34, запущенный в серийное производство в первые годы войны |
Рисунок 2.1 Пушка Л-11 и пушка Ф-34 на первых и последующих экземплярах танка Т-34 соответственно |
|
Рисунок 2.2 Дизельный двигатель В-2 |
|
Рисунок 2.3 Расположение бронированных листов с обозначением угла наклона |
|
Рисунок 2.4 Внутренняя компоновка Танка Т-34, 1940 год |
|
Рисунок 4.1.1 Ходовая часть модели танка Т-34 на базе конструктора LegoWedo1.0 |
|
Рисунок 4.1.2 Тестовая программа для проверки ходовой части танка |
|
Рисунок 4.1.3 Установка простой башни без механизмов на модели танка |
|
Рисунок 4.2.1 Испытание мотели танка Т-34 на нескольких поверхностях: стол, ковер, пластины Лего, плед, россыпь кубиков Лего |
|
Рисунок 4.2.2 Программа для проведения эксперимента №1 |
|
Рисунок 4.2.3 Измерение длины пути с помощью сантиметра |
|
Рисунок 4.3.1 Дистанция в эксперименте №2 |
|
Рисунок 4.3.2 Программа для проведения эксперимента №2 |
|
Рисунок 4.3.3 Программа-секундомер в эксперименте №2 |
|
Рисунок 4.3.1 Проведение эксперимента №2 |
|
Рисунок 4.4.1 Червячная передача в основе механизма поворота башни |
|
Рисунок 4.4.2 Установка шарнирной детали в механизме поворота башни |
|
Рисунок 4.4.3 Программа для поворота башни в эксперименте №3 |
|
Рисунок 4.4.4 Установка червячной передачи в механизме выстрела |
|
Рисунок 4.4.5 Установка бронированных листов на модели Танка Т-34 |
|
Рисунок 4.4.6 Демонстрация возможностей модели Танка Т-34 |