Введение
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут — положу,
Человеку я служу.
(Подъемный кран)
Мы с раннего детства интересуемся техникой и конструированием. И уже второй год занимаемся робототехникой в школе. Пробуем создавать программируемых роботов.
Люди придумали таких роботов, которые делают за них всё. Даже есть роботы, которые могут поднять до 2300 кг, и это грузоподъёмные машины.
Грузоподъёмная машина — оснащённое двигателем техническое устройство для подъёма грузов и/или людей в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости, разновидность подъёмно-транспортных машин циклического действия1.
Наверное, любой ребёнок любит наблюдать за работой подъёмного крана, подниматься на лифте в многоэтажном доме (к сожалению, в нашем селе таких домов нет) или на подъёмнике, катаясь на лыжах или тюбингах.
Цель нашей работы – узнать больше об устройстве подъёмных механизмов. Для достижения цели мы поставили перед собой такие задачи:
Сконструировать несколько видов подъёмных механизмов из имеющихся у нас конструкторов.
Разобраться в устройстве некоторых подъёмных механизмов, за работой которых мы наблюдали.
Познакомиться с историей развития грузоподъёмных механизмов.
Конструируем подъёмные механизмы
Вначале нашей работы мы попробовали сконструировать подъёмные механизмы из конструкторов, которые у нас есть. Мы работали с металлическим конструктором, конструктором Lego и Lego WeDu. Вот какие модели у нас получились.
Модели из металлического конструктора.
П ервые модели подъёмных механизмов мы собрали из металлического конструктора.
Эта модель может использоваться в строительстве. Она имеет устойчивую платформу и два вала.
Такая модель имеет надёжную опору и платформу, на которой можно поднимать грузы и людей.
М одели из конструктора Lego.
Такая модель может применяться в строительстве. Мы думаем, что использование червячной передачи позволит поднимать более тяжёлые грузы.
Э та модель может применяться в строительстве более высоких зданий. Здесь мы применили ременную передачу.
В работе этой модели, которая также может применяться в строительстве, мы использовали инерционный мотор.
Такой подъёмный механизм, имеющий кабину и напоминающий лифт, может устанавливаться внутри зданий.
Этот подъёмный механизм мы собрали из конструктора Lego WeDu. Его работу мы можем программировать на компьютере.
Наблюдаем за работой подъёмных механизмов
Б угельный подъёмник
В зимнее время я занимаюсь сноубордом. Здорово прокатиться вниз по снежному склону. А обратно в гору тебя поднимет бугельный подъёмник. О том, как он устроен, я прочитал в Википедии.
Бу́гельный подъёмник — это оборудование для буксирования горнолыжников и сноубордистов в гору. Представляет собой трос, проходящий «по кругу» через специальные опоры. Приводится в движение с помощью электропривода. Как правило, на подъёмнике предусматривают установку резервного дизельного двигателя. Был изобретён в 1933 году инженером Жаном Помагальски (основатель фирмы «Poma»).
Бугельные подъемники обычно используются на небольших пологих склонах, в частности учебных и для детского катания.
Кран-балка
М ой папа работает в ООО «Киясовоагроснаб». Здесь часто приходится грузить и разгружать грузы при их транспортировке. На помощь приходит кран-балка. За его работой я наблюдал, а папа рассказал, как этот подъёмный механизм работает. Позже я прочитал о его работе в Интернет.
Кран-балка — разновидность подъёмного кранового оборудования. Устройство предназначено для выполнения разгрузочно-погрузочных работ, подъёма габаритных и тяжёлых грузов. Оборудование используется в промышленных и производственных помещениях, а также при строительстве. Универсальность конструкции, легкость в управлении позволяют использовать их как на открытых площадках, так и в производственных цехах. Манёвренность и относительно небольшие параметры установки являются преимуществом, позволяющим осуществлять рабочий процесс в труднодоступных и узких местах.
К ран-балка состоит из:
грузоподъемного приспособления (тельфер);
пролетной балки – траектории его передвижения (несущая балка);
концевых балок, предназначенных для движения крана по направляющим;
направляющих для горизонтального перемещения грузов;
колонн, на которых установлены направляющие.
Рабочий цикл состоит из нескольких операций:
Захват и подъём.
Перемещение по пролётной балке в двух направлениях (по горизонтали и вертикали). Устройство приводится в движение приводом, управление которым осуществляется с помощью пульта.
Выгрузка груза или материала.
Возврат крана на исходную позицию. Повтор рабочего цикла.
Основной грузоподъемный механизм тельфер — подвесное грузоподъёмное устройство с электрическим приводом, обеспечивает значительную скорость как подъёма груза по вертикали, так и перемещения его по складу вдоль балок. Электрический тельфер использует мощный электродвигатель для поднятия грузов различной тяжести. Тельфер — незаменимый инструмент там, где необходима сила и быстрота работ относительно груза.
Вилочный электропогрузчик
Н а экскурсии в ООО «АкваАргентум» мы наблюдали за работой вилочного электропогрузчика.
Вилочный электропогрузчик — это складская техника, используемая для выполнения погрузочных и разгрузочных работ, штабелирования, перемещения, поднятия и сортировки грузов. Главный рабочий инструмент электропогрузчика — вилы. В зависимости от типа перемещаемого груза погрузчик оснащается специальными захватами, выдвижными вилами, крюками, траверсами и иными приспособлениями.2
Развитие подъёмных механизмов
Какой груз может поднять человек? 10–20–50 кг? А сколько весит бревно? Огромный камень? Человеку не под силу поднимать тяжелые грузы. Без помощи техники не обойтись. С древних времен люди стали придумывать разные приспособления для поднятия грузов.
Считается, что кран был изобретен в Древней Греции в конце VI века до н. э. Это устройство помогало поднимать на высоту каменные плиты и блоки весом 15–20 тонн для строительства зданий. Тяговую силу развивали либо люди, либо животные (ослы, волы и др.).
Слово «кран» стали употреблять в конце XVIII века, произошло оно от немецкого kranich — журавль, силуэт этой птицы напоминает кран.
В XI–XII веках, с развитием торговли и мореплавания, стали появляться первые варианты современных кранов. Их вначале делали из дерева, а крюки и оси — из железа.
С изобретением двигателей и развитием автомобилестроения появились передвижные краны, которые позволяли проводить тяжелые погрузочно-разгрузочные работы быстро и оперативно.
Современные автомобильные краны выпускают на колесах и на гусеницах. Колесные краны быстрее передвигаются. Они используют небольшой противовес, а от опрокидывания их предохраняют лапы-распорки, после установки которых кран становится стационарным. Гусеничные краны более мощные, тяжелые, к месту работы двигаются медленнее, чаще всего не сами, а их перевозит другая грузовая техника.
В наше время к грузоподъёмным причисляют следующие разновидности машин:
краны;
лифты грузовые, пассажирские;
манипуляторы;
подъёмники скиповые, строительные, шахтные;
стол;
тельферы.
К простейшим грузоподъёмным устройствам относят:
блоки;
вороты;
домкраты;
лебёдки (тали);
полиспасты.
Вот современные грузоподъёмные машины, которые показались нам самыми интересными.
F ANUC 2000iA/2300
Робот размером с Кинг-Конга, весом 11 тонн и грузоподъёмностью 2 300 кг.
Boston Dynamics показал робота-грузчика Handle
Робот способен быстро и эффективно перемещать по складу коробки весом до 15 кг, класть их на высоту чуть более полутора метров и задвигать их на поддоне на расстояние до 1,2 метра. Новая разработка умеет анализировать пространство и самостоятельно выбирать места для складирования коробок. Захват коробок робот осуществляет с помощью большой присоски.
Заключение
Груз тягать на высоту —
Для меня вопрос простой.
Подвезти, забрать, поднять…
И опять качу пустой.
Снова грузы, короба —
Не устану никогда.
(Погрузчик)
Выполняя исследовательскую работу, мы познакомились с работой бугельного подъёмника, крана – балки и вилочного погрузчика. Мы сделали модели семи грузоподъёмных механизмов, используя металлический конструктор, конструкторы Lego и Lego WeDu. Узнали, что первые краны появились ещё в конце VI века до н. э. Увидели удивительные современные роботы-погрузчики.
Для достижения цели нам понадобились знания и умения по конструированию, робототехнике, математике. Мы учились работать с источниками информация. Учились фиксировать и описывать результаты наблюдений. Работа была сложной, но увлекательной и интересной.
Выполнять такую исследовательскую работу нам было интересно. Мы достигли своей цели и узнали много нового о грузоподъёмных машинах. Кроме этого при конструировании моделей нам пришлось решать ряд технических задач. Одной из самых сложных для нас оказалась задача создания для подъёмного механизма устойчивой опоры. Теперь у нас есть новая проблема, мы хотим узнать, какими бывают опоры.
Список используемых источников и литературы
Емельянова Э.Л. Расскажите детям о специальных машинах/ Э.Л. Емельянова. – М.: Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012. - 12 с.
Клюшкин Л.Н. Техника. Энциклопедия для детей/ Л.Н. Клюшкин.- М.: РОСМЭН, 2017.- 144 с.
Корягин А.В. Образовательная робототехника. / А.В. Корягин. – М.: ДМК Пресс, 2016.- 95 с.
Полезные машины. Детская энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2018.- 48 с.
Техника. Детская энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2018.- 48 с.
Википедия – Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
ЛитМир - Электронная Библиотека.- Режим доступа: https://www.litmir.me
Энциклопедия техники.- Режим доступа: http://slovariki.org/enciklopedia-tehniki/1005
1Википедия – Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (20.12.2019)
2Энциклопедия техники.- Режим доступа: http://slovariki.org/enciklopedia-tehniki/1005 (15.12.2019)