Беспилотный школьный автобус На базе конструктора LEGO WeDo 1.0

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Беспилотный школьный автобус На базе конструктора LEGO WeDo 1.0

Большаков А.В. 1Ткачев Р.Е. 1
1Школа интеллектуального развития "Мистер Брейн"
Будрёнкина А.В. 1
1Школа интеллектуального развития "Мистер Брейн"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ежегодно население городов растет. Появляются молодые семьи, люди переезжают из сельской местности, в поисках лучших условий жизни и труда, в связи с чем, строятся новые микрорайоны, обеспечивающие людей комфортным и доступным жильем.

К сожалению, городская инфраструктура не всегда успевает подстроиться под изменения. Не во всех молодых районах есть садики, школы, кружки и спортивные секции, которые так необходимы детям. В связи с этим жителям новых районов приходится постоянно возить детей на занятия, а после и самим добираться на работу. Это не только занимает много времени, но и приводит к росту числа автомобилей на дорогах. Из-за увеличивающегося числа машин образуются пробки, растет и число аварий, а так же, это приводит к тому, что полезные площади в городе заняты парковками, а ведь на их месте могли бы быть детские или спортивные площадки.

Нас озаботил этот вопрос, и мы решили разузнать есть ли альтернативные варианты, которые не только разгрузили бы родителей, городские территории, но и были бы безопасными для экологии и для пользователя.

Оказалось, что многие страны, в том числе и Россия, активно тестируют беспилотные транспортные средства. Беспилотные автомобили и автобусы позволят не только экономить время, но и избавят нас от парковок в центрах города, ведь на время работы автомобиль можно просто отправить домой, или им могут пользоваться другие члены семьи, в том числе и школьники, так как для поездки на беспилотном автомобиле не нужны водительские права. В основном создаются беспилотные транспортные средства в качестве общественного транспорта. Это, в перспективе, разгрузит дороги, и сделает поездки более безопасными, так как будет исключен «человеческий фактор», не будет сонных или нетрезвых водителей.

Нам, как ученикам школы, стало интересно, на сколько безопасен беспилотный школьный автобус в использовании, его функции, принцип его работы и самое главное, как скоро мы сможем увидеть его на улицах родного города.

Цель исследования – проанализировать принцип работы беспилотного школьного автобуса и его функциональность на базе конструктора LEGOWeDo 1.0.

Задачи исследования:

-рассмотреть историю создания беспилотных автобусов;

-изучить принцип работы беспилотных автобусов;

-проанализировать опыт испытания беспилотных автобусов;

-создать модель беспилотного школьного автобуса на базе конструктора LEGOWeDo 1.0;

- провести эксперимент по запуску беспилотного школьного автобуса;

- выявить преимущества и недостатки использования беспилотного школьного автобуса исходя из изученных теоретических материалов и испытания проектной модели.

- продемонстрировать 1 день из жизни беспилотного школьного электробуса

В качестве основных источников информации мы, использовали следующие сайты: интернет-журнал (http://www.tadviser.ru); интернет-журнал (https://bespilot.com/info/istoriya). [4]

При оформления проекта мы использовали идеи из книги «LEGO Идеи: новая жизнь старых деталей». [3] Для создания движущихся частей проекта были использованы методические рекомендации о простых и сложных механических передачах (https://vk.com.mrbrain_tmn). [2] В создании программ мы следовали учебным пособиям по образовательной робототехнике Корягина А.В. [1]

Глава 1. Теоретическое исследование принципов работы и опыта использования беспилотных автобусов

1.1. История создания беспилотных автобусов

Одной из первых компаний, которой пришла идея о создании беспилотных автомобилей, была General Motors еще в 1930-х годах. Основными версиями для воплощения были:

-управление автомобилем при помощи радиосигналов;

-строительство трасс в виде скейтбордных рамп, в которых автомобиль ехал бы посередине в углублении дороги.

Обе эти идеи были восприняты скептически, однако, они дали толчок в развитии технологий в правильном русле. Уже в 50-х годах компания General Motors тестировала автомобиль Firebird II, который был оснащен системой круиз-контроля. Эта система позволяла удерживать постоянную скорость и упрощала работу водителя (Приложение, Рисунок 1.1.1).[4]

В 1970-х годах уже появился первый прототип самоуправляемых автомобилей. Это была тележка, оснащенная системой технологического зрения. Она могла самостоятельно передвигаться, ориентируясь на белую линию, так же, ее создатель Джон Маккарти оснастил прототип дальномером, видеокамерами и 4-мя каналами для сбора внешних данных. [4]

Успех Джона Маккарти стал стимулом для инженеров Японии и США, которые бросили силы на создание полностью автономного транспорта.

Однако, наибольших успехов добились немецкие ученые, под руководством Эрнста Дикманса.

Его команда создала «умную машину» - Mercedes-Benz Vario. Это был пятитонный фургон, в котором была размещена компьютерная система с применением вычислительных механизмов и системой имитации движения глаз. Это позволило автомобилю самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию на дороге (Приложение, Рисунок 1.1.2).

Создание «умной машины» дало старт программе «Прометей», которая в середине 90-х представили миру два беспилотных автомобиля - VaMP и VITA-2. Они прошли успешное тестирование на полигоне, где показали следующие результаты:

- развивали скорость до 130 км/ч полностью на автопилоте;

-самостоятельно маневрировали на дороге;

-следили за дистанцией и передвижением других участников движения.

Сегодня, многие лидеры автомобильной промышленности имеют собственные модели беспилотных автомобилей, благодаря немецким разработкам 80-90-х годов прошлого века(Приложение, Рисунок 1.1.3). [4]

В 2010 году на базе автомобиля Toyota был разработан первый автопилот Google, который был оснащен радарами, видеокамерами и системой LIDAR, благодаря чему Гуглмобиль мог не теряться в пространстве, распознавать дорожные знаки и взаимодействовать с другими автомобилями на дороге (Приложение, Рисунок 1.1.4). [3]

Через два года в 2012 свой беспилотный автомобиль представила компания AUDI. Он развивал скорость до 193 км/ч и мог самостоятельно регулировать скорость (Приложение, Рисунок 1.1.5). В 2013 Nissan и Honda создали и запатентовали собственную систему автопилотирования и планируют начать серийное изготовление таких автомобилей в 2020 году., так же как и компания Volvo, и ее уникальная система Drive me. В Росси в 2017 году компания «Яндекс» представила прототип беспилотного такси (Приложение, Рисунок 1.1.6).

Эталоном беспилотного автомобиля, сегодня считаются первые серийные беспилотные автомобили, появившиеся в 2015 году- Tesla Model S, которые передвигаются на дорогах абсолютно самостоятельно (Приложение, Рисунок 1.1.7). [3]

Успех беспилотных автомобилей положил начало созданию беспилотных автобусов. В качестве общественного транспорта беспилотные автомобили будут более экономически выгодными, и эффективными, так как имеют большую вместимость.

Первые небольшие беспилотные автобусы уже передвигаются по городам Европы. Вместимость таких автобусов 10-15 человек.

Эстония стала первой страной в Европе, которая законодательно разрешила запустить беспилотные автобусы в черте города. Ездят такие автобусы по заданному маршруту и неинтенсивным движением.

Что бы стать пассажиром беспилотного автобуса необходим электронный билет, который автобус распознает с помощью Bluetooth-сигналов. Автобус следит когда пассажир зашел и вышел из автобуса, а оплата происходит в специальном приложении, которое так же позволяет планировать свой маршрут(Приложение,Рисунок 1.1.8). [5]

Большой популярностью пользуются беспилотные автобусы в Южной Корее, где автобус контролирует не только свой маршрут, но и степень наполняемости автобуса(Приложение, Рисунок 1.1.9).[8]

Россия в 2017 году представила проект беспилотного автобуса «Шатл», который способен разгоняться до 40 километров в час, перевозить одновременно 12 человек. Он оснащен навигацией, картографией и инфраструктурными вычислениями (Рисунок 1.1.10). [7]

Кроме функции общественного транспорта беспилотные автобусы планируется использовать для безопасной перевозки школьников.

Ученые-инженеры Флориды в 2018 году начали тестирование беспилотного школьного автобуса вместимостью 12 человек. Во время тестового этапа автобус перемещался по ограниченной территории и останавливаться только в заданных программой местах, в том числе у школы. Компания Transdev, занимающаяся тестированием и усовершенствованием беспилотного школьного автобуса планирует расширить зону работы автобуса, и разработать приложение при помощи которого школьники смогут его вызывать к месту остановки или следить за его положением на маршруте (Приложение, Рисунок 1.1.11). [4]

1.2 Принцип работы беспилотных автобусов.

Не смотря на сегодняшнее разнообразие беспилотных транспортных автомобилей и автобусов, их принцип работы примерно одинаков.

Что бы передвигаться самостоятельно беспилотный автобус использует множество различных датчиков, например, лидар (лазерный радар). Лидар-это специальный радар на крыше беспилотника, который вращается и сканирует объекты окружающей среды в радиусе ста метров, что позволяет создать объемную полную карту местности. Полученные от лидара данные, управляющий компьютер объединяет с Goggle-картами, что позволяет машине соблюдать правила движения и не создавать аварийных ситуаций на дороге. Для безопасного использования беспилотного автобуса на дорогах, ему необходимо с точностью до сантиметров знать, где именно он находится, что находится на дороге не только в зоне его видимости, но и вне ее. Поэтому карты необходимы в дополнение к сенсорам, что бы автобус мог выстраивать не ежесекундную, а упреждающую стратегию вождения.

Датчик положения, обычно встроенный в колесо автомобиля или автобуса, реагирует на его малейшее движение и определяет местоположение на карте и следит за маршрутом.

Датчики парковки, или радары располагаются на крайних точках автобуса или автомобиля и определяют расстояние до объекта. В среднем на одном небольшом автомобиле их 4 штуки, на автобусе может быть больше. Система радаров использует радиоволны, которые позволяют определить расстояние до объекта, скорость и траекторию его движения. Импульсы, излучаемые радаром, отражаются от объекта и передаются на принимающую антенну, что позволяет мгновенно реагировать при изменении ситуации на дороге. Так же в беспилотном автобусе располагается до трех видео камер.

Видео камера, расположенная у лобового стекла фиксирует свет от фар, цвета светофора, дорожные знаки, так же помогает радарам определить препятствия в виде пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов и других машин.

Так же в багажнике беспилотного автобуса можно найти:

-управляющий компьютер;

-компьютер визуального интерфейса и модули датчиков;

-контроллер рулевого управления и привода;

-система коммуникации «машина-машина»;

-система голосового радиоуправления. [4]

Последовательность действий беспилотного автобуса следующая:

1) При помощи лидара создается объемная карта местности, которую управляющий компьютер соединяет с картой в памяти транспорта.;

2)На основе полученной информации от камер, датчиков и радаров специально разработанный алгоритм оценивает происходящее на дороге и анализирует поведение других участников движения;

3) с помощью полученных данных управляющий компьютер определяет траекторию движения беспилотного автобуса и возможные маневры. [5]

Следовательно, для безупречной работы беспилотного автобуса, ему необходимо анализировать множество внешних данных, придерживаясь разработанного алгоритма. Однако, бывают и непредвиденные ситуации, которые не прописаны в его сценариях, поэтому инженерам приходится постоянно совершенствовать систему управления(Приложение,Рисунок 1.2.1).

1.3. Опыт использования беспилотных транспортных средств.

Во многих странах мира, беспилотные автобусы функционируют в качестве развлечения для туристов. Однако, многие инженеры-разработчики видят в них большой потенциал.

Например, в России специалисты компании «Волгабас» в 2019 году представила публике беспилотный автобус «Матрешка» вместимостью 8-12 пассажиров. Максимальная скорость автобуса 30 километров в час и он имеет аккумулятор большой мощности, которого хватает на 130 километров. Название матрешка говорит о том, что модули данного автобуса будет легко трансформировать при производстве, что позволит конструировать автобусы большей и меньшей вместимости, от 4 до 20 человек. Так же, наши ученые считают, что беспилотный автобусы имеют большой потенциал для военного и грузового применения. Стоимость одного автобуса «Матрешка» на сегодняшний день составляет 8 миллионов рублей, однако, как только начнется серийное производство, то его стоимость снизится до 3 миллионов, так как все его детали производятся в России(Приложение, Рисунок 1.3.13). [7]

Основная проблема, по которой беспилотников еще нет на наших дорогах- отсутствие соответствующего законодательства. В связи с этим все испытания производятся исключительно на закрытых территориях, в данном случае в «Сколково».

Однако многие другие страны уже запустили беспилотные автобусы по городским маршрутам, в тестовом режиме.

В китайском городе Чжэнчжоу, беспилотный автобус преодолел маршрут длиной 32 километра, на скорости 68 км/час. Автобус хорошо показал себя при маневрировании на дороге, реакции на знаки и светофоры, однако водитель находился у руля во время движения, но не участвовал в управлении. Не смотря на это, беспилотный автобус еще не запустили в регулярные рейсы, так как считают, что те требуют доработки. В Китае, так же как и в России необходима доработка законодательства для использования беспилотных транспортных средств( Приложение, Рисунок 1.3.14). [7]

В столице Франции-Париже с января 2019 года было запущено два электрических беспилотных автобуса, следующих по маршруту между Лионским вокзалом и вокзалом Аустерлиц. Это говорит о том, что власти Франции более лояльны к их использованию. Автобусы двигаются по специально выделенной полосе, на которую запрещено выезжать другому транспорту. Каждый автобус может перевозить до 12 пассажиров и двигается со скоростью около 40 километров в час (Приложение, Рисунок 1.3.15). [6]

В Нидерландах беспилотные автобусы могут перевозить по 6 пассажиров с максимальной скоростью до 25 километров в час и преодолевает расстояние до 100 километров. Не смотря на такие невнушительные характеристики, беспилотные нидерландские автобусы WEpod двигаются по дорогам общего пользования и власть планирует расширить число их маршрутов, так как беспилотные автобусы в два раза безопаснее, чем с водителем за рулем, так как исключают человеческий фактор. Так же эти автобусы работают от электричества, и не выделяют вредных веществ в атмосферу(Приложение, Рисунок 1.3.16). [6]

В Швейцарии беспилотный автобус служит студентам и преподавателям одного из университетов. В городе Лозанне небольшие автобусы EZ10 работают в рамках программы EasyMile и идут по маршруту от станции метро до университета, и за время полугодовых испытаний с автобусом не произошло ни одного дорожно-транспортного происшествия. Однако и путь у этого автобуса невелик, он преодолевает всего 2,5 километра пути (Приложение, Рисунок 1.3.17). [4]

Греция так же запустила в тестовом режиме несколько беспилотных автобусов по городским маршрутам. В городе Трикала компания CityMobil2 запустила беспилотные автобусы, вмещающие в себя до 10 пассажиров. Как и в Нидерландах, эти автобусы пользуются общими дорогами на ряду с другими автомобилями, велосипедистами и мотоциклистами (Приложение, Рисунок 1.3.18). [4]

В США к беспилотному транспорту особое отношение. Еще в 2015 году губернаторы штатов Аризона, Невада и Филадельфия, в которой в тестовом режиме запущен беспилотный школьный автобус, подписали приказ, согласно которому беспилотные автомашины регистрируются на одном уровне с обычными, а так же разрешают использовать любой серийный беспилотный транспорт на дорогах общего пользования (Приложение, Рисунок 1.3.19). [5]

Следовательно, многие страны заинтересованы в запуске беспилотных автобусов в городские маршруты, однако на пути прогресса стоят изменения в законодательстве и, возможно, в правилах дорожного движения.

Так же, некоторые страны считают проекты беспилотных автобусов несовершенными, и прежде чем вывести их из работы в тестовом режиме занимаются их доработкой. Однако, ни один из перечисленных автобусов не стал причиной дорожно-транспортного происшествия, что говорит о их безопасности.

Глава 2. Модель беспилотного школьного автобуса на базе конструктора LEGOWeDo 1.0

2.1 Конструкция модели беспилотного школьного автобуса

Модель беспилотного школьного автобуса создана на базе конструктора LEGOWeDo 1.0

и включает в себя 2 мотора, 2 датчика расстояния и два коммутатора (Приложение, Рисунок 2.1.1).

«Мотор 1» осуществляет движение автобуса при помощи понижающей угловой зубчатой передачи, присоединенной к передней оси автобуса. Это делает автобус маломаневренным, однако, так как это беспилотный транспорт, то, в рамках нашего проекта, передняя и задняя части автобуса равнозначны, ведь ему нет необходимости разворачиваться для того, что бы следить за состоянием дороги, не меняя маршрута(Приложение, Рисунок 2.1.2).

«Датчик расстояния 1» играет роль радара и отвечает за реакцию мотора на возникающие на пути препятствия экстренным торможением. Так же реагирует на устранение препятствия и продолжает движение (Приложение, Рисунок 2.1.3).

«Мотор 2», отвечает за положение дверей автобуса. Движение от мотора к дверям происходит при помощи червячной передачи (Приложение, Рисунок 2.1.4).

«Датчик расстояния 2» отвечает за реакцию автобуса на препятствия с противоположной стороны, и подает сигнал для открытия дверей автобуса. (Приложение, Рисунок 2.1.5)

Помимо этого, важной частью проекта является городская инфраструктура, отображающая рациональность использования беспилотного школьного автобуса.

Она включает в себя модель «Комбинат школьного питания», легковой автомобиль, школу с шлагбаумом и два парковочных места. Для создания городской инфраструктуры было использовано три мотора и три датчика расстояния.

«Мотор 3» отвечает за положение шлагбаума. «Датчик расстояния 3» подает сигнал «Мотору 3», по которому шлагбаум открывается и закрывается(Приложение, Рисунок 2.1.6).

«Мотор 4» осуществляет движение легкового автомобиля, встречающегося на пути беспилотного школьного автобуса. «Датчик расстояния 4» так же принадлежит легковому автомобилю и реагирует на приближение автобуса, подавая сигнал мотору о смене направления движения(Приложение, Рисунок 2.1.7).

«Мотор 5» отвечает за движение конвейера «Комбината школьного питания», а «Датчик расстояния 5» подает сигнал, для начала работы мотора(Приложение, Рисунок 2.1.8).

Автобус в нашем проекте двухэтажный. Первый этаж играет роль багажного отделения, в котором можно перевозить необходимые для школы предметы, например, канцелярию, или осуществлять доставку продуктов питания для школьной столовой.

Второй этаж-пассажирская зона, оборудованная безопасными креслами для пассажиров и панорамными окнами, для проникновения дневного света в салон, что позволило бы ученикам делать домашнее задание по пути из школы или наслаждаться видом из окна. Так же, данное положение школьников делает поездку более безопасной, ведь при дорожно-транспортном происшествии не будет прямого удара в пассажира салона(Приложение, Рисунок 2.1.9).

Так же из-за небольшой мощности мотора и использования понижающей зубчатой передачи его скорость будет невелика, следовательно, движение будет более безопасным.

2.2 Управление беспилотным школьным автобусом с помощью программного обеспечения LegoWeDo.

Весь проект на базе конструктора LegoWeDo 1.0 запускается при помощи программного обеспечения LegoWeDo

Модель беспилотного школьного автобуса запрограммирована на движение назад и вперед, а так же отвечает за систему экстренного торможения при реакции датчиков расстояния. Так же, программа обеспечивает работу автоматически-открывающихся и закрывающихся дверей автобуса, и отвечает за движение дополнительных препятствий в городской инфраструктуре (Приложение, Рисунок 2.2.1; Рисунок 2.2.2).

Для полноценной работы проекта было использовано два компьютера.

Основные способы передачи задач от двух компьютеров к модели:

-ожидание реакции датчиков;

- обмен сообщениями.

2.3 «Демонстрация проекта: 1 день из жизни беспилотного школьного электробуса»

Программа беспилотного школьного автобуса запускается с блока «Начало», после чего «Мотор 1» начинает движение против часовой стрелки, до момента подачи сигнала от «Датчика расстояния 1» (Приложение, Рисунок 2.3.1).

После сигнала от «Датчика расстояния 1», «Мотор 1» прекращает работу, так как автобус встретился с препятствием. Программа отправляет письмо о встрече с препятствием, «Мотор 1» ждет сигнал от «Датчика расстояния 1» о возобновлении движения (Приложение, Рисунок 2.3.2).

В нашем проекте первым препятствием, с которым сталкивается беспилотный школьный автобус, является легковой автомобиль. Легковой автомобиль работает от программы со второго компьютера. Запуск автомобиля происходит после нажатия клавиши «Стрелка вверх», «Мотор 4» начинает движение по часовой стрелке, автомобиль направляется в сторону школьного автобуса до момента подачи сигнала от «Датчика расстояния 4», после чего автомобиль останавливается, «Мотор 4» меняет направление движения и пропускает автобус (Приложение, Рисунок 2.3.4).

Автобус продолжает движение, до момента подачи сигнала от «Датчика расстояния 3», после чего, останавливается, ожидая, когда откроется шлагбаум (Приложение, Рисунок 2.3.5).Далее автобус продолжает движение полторы секунды, останавливается на парковочном месте, выпуская пассажиров. Программа отправляет два письма: одно «КШП», второе «Опустить шлагбаум» (Приложение, Рисунок 2.3.6).

Получая письмо «КШП», «Мотор 1» меняет направление движения на «по часовой стрелке» и автобус движется беспрепятственно до момента подачи сигнала от «Датчика расстояния 2», после которого, мотор выключается.

Начинает работу «Мотор 2», две секунды двигаясь в направлении по часовой стрелке - открываются ворота школьного автобуса для загрузки багажного отделения автобуса продуктами питания для школьной столовой. Когда автобус подъезжает к «Комбинату школьного питания» срабатывает «Датчик расстояния 5», подавая сигнал «Мотору 5»-запускается конвейер «Комбината школьного питания» для загрузки автобуса продуктами. Затем ворота автобуса закрываются- «Мотор 2» меняет направление движения против часовой стрелки. Отправляется письмо «Вернуться в школу» (Приложение, Рисунок 2.3.7).

При получении письма «Опустить шлагбаум», «Мотор 3» начинает движение против часовой стрелки полторы секунды, возвращая шлагбаум в исходное положение (Приложение, Рисунок 2.3.8).

Получив письмо «Вернуться в школу», «Мотор 1» начинает движение против часовой стрелки ожидая сигнал от «Датчика расстояния 3», по которому «Мотор 1» выключится. Программа отправит письмо «Парковка» (приложение, Рисунок 2.3.9).

После получения письма «Парковка» сработает «Мотор 3»- откроется шлагбаум, затем «Мотор 1» продолжит движение до парковочного места, заберет учеников школы и повезет их домой - программа отправляет письмо «Домой»(Приложение, Рисунок 2.3.10).

Получив письмо «Домой», «Мотор 1» начинает движение в направлении по часовой стрелке, до момента подачи сигнала от «Датчика расстояния 2»-все задачи автобуса выполнены. Он довез детей до школы, высадил пассажиров, съездил на «Комбинат школьного питания» в то время, когда ребята занимались, выгрузил все у школы и увез детей по домам(Приложение, Рисунок 2.3.11).

Проект был успешно продемонстрирован на региональном этапе Всероссийской робототехнической олимпиаде в мае 2019 года (Приложение, Рисунок 2.3.12), команда получила диплом 3 степени.

Заключение

Ежегодно численность населения растет, появляются новые районы, города расширяются, люди больше тратят времени и ресурсов на передвижения. Вместе с этим растет и количество используемого транспорта.

Автомобили и автобусы не только загрязняют окружающую среду, но и под парковочные места для транспорта отводятся большие территории, которые могли бы быть использованы под строительство домов, детские центры или спортивные площадки.

Однако, прогресс не стоит на месте. Современные инженеры-машиностроители активно занимаются разработкой беспилотных транспортных средств, которые должны решить многие из этих проблем. Особое внимание уделяется общественному транспорту-беспилотным автобусам. В некоторых странах такие автобусы уже ездят по городским маршрутам в тестовом режиме, но один из низ выделяется- школьный автобус из Флориды. Он предназначен для перевозки самых важных пассажиров-детей, а значит должен быть наиболее удобным и безопасным.

При изучении интернет-журналов и другой литературы мы узнали, что использование беспилотного школьного автобуса решит множество проблем:

снизит загрязнение воздуха выхлопными газами, так как работает от электроэнергии;

позволит использовать городскую территорию, под социально значимые объекты, вместо парковок;

сэкономит время и средства родителей и образовательных организаций на транспортировку детей и необходимых учебных материалов;

снизит количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с человеческим фактором.

А так же, может стать самым безопасным школьным транспортом на сегодняшний день.

Изучив историю создания и принцип работы беспилотного автобуса, мы создали свою модель из конструктора LEGO WeDo 1.0, дополнив ее функцией перевозки не только детей, но и грузов, необходимых для школы.

Собранная в ходе создания проекта информация, и наблюдения за нашей моделью, показали, что использование беспилотного школьного автобуса имеет больше преимуществ, чем недостатков. Это значит, что его использование будет более эффективным для школы и в качестве общественного транспорта.

Данная модель может быть использована на уроках робототехники, и физики, для проведения сравнительного анализа с бензиновыми автомобилями или автомобилями, работающими на дизельном топливе.

Список использованных источников и литературы

1. Корягин А.В, Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов – ДМК-Пресс, 2016. – 252 с.;

2. Курс «Машины и механизмы», курс «Основы робототехники», Школа интеллектуального развития «Мистер Брейн», - Режим доступа - https://vk.com/mrbrain_tmn;

3. LEGO Книга идей: новая жизнь старых деталей: 181 удивительный механизм и устройство; [пер. с англ. А. Аревшатян]. – Москва, Издательство «Эсмо», 2015. - 200 с..

Интернет источники:

4. https://bespilot.com/info/istoriya;

5. http://www.tadviser.ru;

6. http://ru.wikipedia.org;

7. https://www.gazeta.ru/auto/2017/05/23;

8.https://nplus1.ru.

Приложение

   

Рисунок 1.1.1

Рисунок 1.1.2

 

Рисунок 1.1.3

   

Рисунок 1.1.4

Рисунок 1.1.5

   
   

Рисунок 1.1.6

Рисунок 1.1.7

   

Рисунок 1.1.8

Рисунок 1.1.9

   

Рисунок 1.1.10

Рисунок 1.1.11

 

Р исунок 1.2.1

   

Рисунок 1.3.1

Рисунок 1.3.2

   

Рисунок 1.3.3

Рисунок 1.3.4

   

Рисунок 1.3.5

Рисунок 1.3.6

   

Рисунок 1.3.7

Рисунок 2.1.1

   

Рисунок 2.1.2

Рисунок 2.1.3

   
   

Рисунок 2.1.4

Рисунок 2.1.5

   

Рисунок 2.1.6

Рисунок 2.1.7

   

Рисунок 2.1.8

Рисунок 2.1.9

 

Рисунок 2.2.1

 

Рисунок 2.2.2

   

Рисунок 2.3.1

Рисунок 2.3.2

   

Рисунок 2.3.3

Рисунок 2.3.4

 

Рисунок 2.3.5

   

Рисунок 2.3.6

Рисунок 2.3.7

   

Рисунок 2.3.8

Рисунок 2.3.9

 

Рисунок 2.3.10

 

Просмотров работы: 226