Лего-конструирование как основа интеллектуального развития

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лего-конструирование как основа интеллектуального развития

Малицкий Д.Р. 1
1МБОУ г. Керчи РК «Специализированная школа №1 с углубленным изучением английского языка имени Володи Дубинина»
Хребтова Т.В. 1
1пенсионер
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Игрушки и игры – это детская радость. Наша жизнь с ними становится интереснее и увлекательнее. При помощи игрушек мы познаем окружающий мир и получаем массу новых знаний и навыков. Играя в игры, мы – дети - хотим проводить время с пользой и увлечением, расти и развиваться одновременно.

Для меня и моей сестры любимый конструктор - это «LEGO». Наше общее увлечение – конструирование. И хотя нам не очень много лет, наши предпочтения в выборе наборов для игр уже несколько раз менялись. Так, мы освоили конструирование и строительство разнообразных домиков, зоопарка, железной дороги с инфраструктурой, других транспортных средств.

Целью моего исследования является определение полезности конструктора LEGO для детей.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить историю возникновения конструктора LEGO;

- выяснить, нужен ли конструктор LEGO;

- доказать развивающие свойства конструктора LEGO на примере биониклов.

Поэтому гипотезой моего исследования является следующее: лего-игры и лего-конструирование - это серьезное развивающее занятие.

Актуальность работы обусловлена тем, что подбор игрушек при их изобилии в магазинах - дело серьезное и ответственное. От их выбора зависят не только настроение ребенка, но и его развитие. Вот почему чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту, но и возможный психологический эффект. Игрушка должна помогать детям: учить фантазировать, раскрывать творческий потенциал, развивать моторику, мышление и логику.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

Наблюдение.

Поиск литературы в городской библиотеке, ее изучение и анализ.

3. Анализ источников информации.

4. Создание ролевой игры с детальной характеристикой персонажей

Объект исследования – LEGO бионикл.

Личный вклад автора заключается в изучении большого количества литературных источников, отбор материала по теме исследования и ее анализ, создании более пятидесяти ролевых героев, создании собственной ролевой игры, а также фото- и видеоматериалов, изучении возможности работы на компьютере при оформлении исследовательской работы.

Практическая ценность: материалы исследовательской работы могут быть использованы при проведении уроков по предмету «Окружающий мир» в начальных классах.

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОНСТРУКТОРА LEGO

Конструкторы LEGO пользуются невероятной популярностью. Любой конструктор - это захватывающий мир ярких красок и сильных эмоций, который позволяет играть, развиваться и учиться одновременно. LEGO дарит каждому ребенку уникальную возможность для самовыражения и экспериментирования. Впервые конструктор LEGO появился в Дании, на родине всемирно известного автора сказок для детей и взрослых Андерсена, в тридцатые годы 20 столетия. Свое название компания получила от словосочетания «leg» и «godt», что переводится как «хорошо играю». Если же открыть латинский словарь, то выражение будет переводиться как «я складываю» или «я учусь». С тех пор именно это название украшает собой всю продукцию компании [2].

Авторы LEGO назвали кубики своего производства «автоматически сцепляющимися кирпичиками». Фактически это легко соединяемые между собой во всевозможных комбинациях совместимые разнообразные детали. Кроме того, один из основных принципов компании – все наборы должны быть совместимыми между собой. Оригинальная система перемычек и штырьков позволила создавать точные и прочные модели. Инструкции LEGO дают лишь базовую установку, однако следовать им во время конструирования вовсе не обязательно.

В настоящее время ассортимент LEGO настолько разнообразен, что каждый сможет подобрать для себя несколько наборов по своему интересу. Пластмасса, которую используют, нетоксична и безопасна. Детали долговечны и не ломаются. Поэтому производство LEGO во всем мире признано невероятно успешным. Бренд LEGO служит гарантией качества и оригинальности. 

2. ОТ «АВТОМАТИЧЕСКИ СЦЕПЛЯЮЩИХСЯ КИРПИЧИКОВ» ДО «БИОНИЧЕСКОЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ»

Сейчас моей любимой серией из конструкторов LEGO является «Бионикл». LEGO Бионикл появился в 1998 году. Именно тогда были сконструированы первые роботизированные существа - Бионические Восстановительные единицы (Bionic Recur Unit). Их главное предназначение - освоение новых земель, борьба за территорию.

В производство эта серия была запущена в 2001 году. В настоящее время выпуск этой серии наборов снят с производства по ряду причин. Однако ранее было выпущено довольно много разнообразных наборов роботизированных существ. Можно предположить, что, в силу того, что детали LEGO долговечны, гигиеничны, эстетически привлекательны и прочны, и с годами не теряют свойств, - еще многие поколения детей и взрослых будут использовать их в своих играх. Даже снятые с производства наборы по-прежнему интересны многим. В этот конструктор было вложено много превосходных идей, среди которых:

- загадка появления биониклов;

- высокотехнологичный уникальный дизайн;

- уникальная система сборки;

- источник вдохновения и поиска новой информации.

Рассмотрим эти идеи более детально.

Во-первых, загадка появления биониклов в самых невероятных местах планеты Земля. Нашу планету часто называют «Голубая планета Земля». Голубой ее назвали из-за обилия воды (рис. 1).

Рис. 1 .Голубая планета Земля [2]

Создатель биониклов дает нам отсылку к капсулам-канистрам (то есть каким-то вместительным плавающим емкостям), плывущим в открытом море. Капсулой может быть и семечко, и кокосовый орех (рис. 2) и водяной орех чилим (рис. 3): в природе многие орехи легко преодолевают сотни километров водной глади.

Рис. 2. Кокосовый орех Рис. 3. Орехи чилим

на берегу моря [3] на берегу моря [4]

Каждая канистра содержит в себе набор деталей для восстановления. Капсулы-канистры плавают в безбрежном океане, иногда от острова к острову. Причалив к берегу, они располагаются на пляже или где-нибудь в укромном месте. В определенный момент времени люк канистры открывается, высыпая на пляж множество деталей биониклов. Сборка их (по инструкции) происходит автоматически, а в игре с нашей помощью. Доставая детали из капсулы, мы сами возрождаем любой персонаж, а с ним и сюжет и новую, уже придуманную нами, легенду.

Во-вторых, биониклы имеют высокотехнологичный уникальный дизайн. Собственно конструктор представляет собой сборные подвижные фигурки. В их внешности прослеживаются черты роботов. Автор и конструктор-разработчик Кристиан Фейбер не скрывает, что идея биомеханических героев была навеяна ему Витрувианским человеком Леонардо да Винчи [1] (рис. 4).

Рис. 4. Витрувианский человек Леонардо да Винчи [5]

Гигантским прорывом в уникальности биониклов стало создание шарнирных креплений. Они позволили создавать подвижные конечности и обеспечили подвижность голове биоробота. Суставы, которыми конечности крепятся к телу – это простые и удобные шарообразные шарниры. Следует отметить, что именно это изобретение по сегодняшний день является важнейшей деталью всей отрасли подвижных фигурок. Шарнирные крепления позволяют им выполнять все движения, характерные для человека и животных.

В третьих, биониклы имеют уникальную систему сборки. Она позволяет создать не только внутренний объемный скелет, но и постепенно, в зависимости от фантазии ребенка, покрыть его доспехами и артефактами. Принцип взаимного сцепления с помощью шарниров делает детали уникальными и даёт неограниченные возможности для конструирования. Остается только дать волю воображению – и в ходе игры появится масса творческих идей.

В-четвертых, биониклы - это бесконечный источник вдохновения и поиска новой информации о своем герое. В этих фигурках биотехнологии представлены в полном смысле слова. Биониклы - это нечто среднее между органической жизнью и механической. Набор деталей даже одного конструктора дает информацию для множества действий. Именно потому, что в них может быть скрыта одновременно и великая тайна и огромная опасность.

Именно эта коллекция характеризуется реалистичностью, отличается богатством моделей, а также разнообразием наборов, которые отлично сочетаются между собой, позволяя создавать один большой и увлекательный игровой мир.

С этим конструктором у меня появилась возможность самому создать фантастический мир, населенный смышлеными роботами, великими воинами и странными существами. Все можно собрать своими руками.

3. LEGO КОНСТРУИРОВАНИЕ - РАЗВИВАЮЩАЯ, ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

LEGO-конструирование позволяет активизировать познавательную деятельность детей и взрослых, интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Причем надо отметить, что это очень увлекательная, поисково-познавательная деятельность

Основными требованиями к игре являются

- наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательская работа или поиск; например, освоение территории;

- элементы творческих игр, когда можно войти в образ персонажей игры и по-своему решить возникающие проблемы;

- самостоятельность детей.

Любая проектная деятельность с LEGO-конструированием формирует целостное представление о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, их места в окружающем мире, а так же творческие способности детей.

Мы (вместе с руководителем) постарались перечислить некоторые творческие способности, которые позволяет развивать LEGO-конструирование. К ним относятся:

- развитие интереса к игре и любознательность;

- необходимость решать проблемные ситуации;

- умение исследовать проблему;

- анализировать имеющиеся ресурсы и использовать их максимально;

- выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их;

- развивать пространственное и техническое мышление.

На практике в процессе игры возникает потребность экспериментировать, используя приобретенные ранее знания. Также необходимо:

- соизмерять ширину, длину, высоту предмета;

- решать конструктивные задачи на глаз;

- развивать логическое и пространственное мышление;

- определять, различать и называть детали конструктора;

- использовать трехмерные модели реального мира;

Конструирование осуществляется: по образцу, по чертежу, по схеме, по собственной задумке - самостоятельно – в зависимости от обговоренных ранее условий игры.

Таким образом, конструирование способствует развитию мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное – дает чувство уверенности в себе. Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что LEGO-конструирование относится к инновационным технологиям, в которые мы - дети - можем быть вовлечены с детства.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Итак, начинаем игру. Чаще всего я играю со своей сестрой, которая старше меня на два года. Создание персонажей и затем и сама игра могут длиться несколько часов, а иногда даже несколько дней.

Вначале обговариваются условия: мирные действия или военные, соперничество или сотрудничество, наше время или доисторические времена, условия территории – есть ли вулканы, болота, горы, возможны ли землетрясения и т.д.

Итак, на берег моря волна выбрасывает скорлупки водяных орехов чилимов (рис. 3). Это капсулы, наполненные деталями для сборки (рис. 5).

Рис. 5. К игре готовы!

От десяти минут до часа уходит на создание придуманного персонажа. Необходимо продумать все: детали: цвет, размеры, доспехи, наличие артефактов. Самое главное при этом – создать собственную легенду для героя, наделить его такими чертами характера, которые позволят именно ему стать лидером в игре. Придуманных персонажей следует создать из тех деталей, которые ты получил в капсуле (рис. 6). Очень важно как следует закрепить все детали – во время игры этим заниматься будет некогда.

В таблице 1 сделана попытка обобщить варианты создания персонажей, которые различаются между собой в зависимости от той роли, которыми мы наделяем их в игре.

Таблица 1. Характеристика и поведенческие особенности придуманных персонажей

п/п

Поведенческие особенности

Характеристика

Примерные персонажи

1

Чувство характера

самоуверенность

стрелок

боец

стрелок и боец

охотник

проводник

защитник

солдат

рыцарь

маршрутизатор - знает любой маршрут, даже через непроходимые джунгли

капитан

роботы – животные:

хитрая лиса

повелитель динозавров

проводник имеет сложный механизм рук – очень широкий круговой размах, броня защищает единственное слабое место на руке под шарниром. И больше слабых мест нет и т.д.

осторожность

неприметность

вызывающая смелость

2

Внешний вид

угрожающий

наличие доспехов

мирный

смешной

3

Симметричность

абсолютная симметрия

асимметричность

4

Цвет

зеленый

оранжевый

синий

красный

5

Размеры

маленький

средний

крупный

длинные конечности

6

Объем

все - трехмерные

плоские

7

Артефакты

маска, для получения новых способностей

гарпун, лук, посох, заплечная пушка, пропеллер,

наплечники, щит, молот, золотые улучшения для щитков, крылья-мечи, защитный нагрудник

Рис. 6. Разнообразие придуманных персонажей

Рис. 7. Парные персонажи - соперники

Рис. 8. Персонажи – сотрудники, играют вместе против обстоятельств

Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или конструктором. Модель можно переделывать, создавая роботов-соперников (рис. 7) или роботов-сотрудников (рис. 8), имея при этом полную свободу действий. Работа является оживленной и интересной, открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов фантазии. Эта игра дает возможность воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо создавать новое, и видеть конечный результат своей работы. Девиз «Играй с удовольствием», придуманный создателем LEGO много лет тому назад, вполне себя оправдывает!

Для нас, детей, серия LEGO бионикл позволяет наиболее полно реализовать свои самые фантастические замыслы, конечно, при этом дает возможность и развиваться. Наборы дают возможность проявить свои творческие способности, занимаясь конструированием, и проявлять фантазию, придумывая собственные игры. Это самое прекрасное сочетание приятного с полезным. В этих играх ты понимаешь, что все зависит от твоей фантазии, но при этом развивается твое мышление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выполнении работы мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме. Конструирование – одно из самых любимых моих занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для любого ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития, способствует стимулированию конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, воспитывают трудолюбие, стремление помогать друг другу, желание работать в коллективе. Используя детали не одного, а двух и более наборов, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек и сюжетов игры с ними.

Таким образом, получается, что я не напрасно выбрал эту тему. Буду ее изучать и дальше, создавать собственных персонажей, наблюдать, какие еще модели появятся в будущем. Думаю, что эта исследовательская работа будет интересна не только моим одноклассникам, но и другим учащимся начальных классов. В последующем, на классном часе, я планирую поделится с ними результатами работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Айзексон У. Леонардо да Винчи. М.: АСТ CORPUS, 2018. - 560 с.

Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO. - «ЛитРес», 2005г.

Сетевая ссылка 1: https://ru.stockfresh.com/royalty-free-stock-photos/%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B8/9

Сетевая ссылка 2: https://fishingtravel.ru/biblioteka-rybolova/chilim_vodyanoy_oreh/

Сетевая ссылка 3: http://paradigmatic.ru/virtuvianskiy-chelovek/

Просмотров работы: 136