Введение.
На уроках окружающего мира мы познакомились с размножением растений. Нам стало интересно, а смогли бы мы сами вырастить деревья из семян, и возможно ли в нашем регионе вырастить экзотическое растение. Со своим экспериментом мы решили поучаствовать в Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся "СТАРТ В НАУКЕ", поделиться своими впечатлениями, а так же рассказать о своих успехах и неудачах.
Так эксперимент и наблюдение, которое является составной частью любого эксперимента, будут основными методами в ходе исследовательской работы.
Гипотеза нашей работы: предположим, что в домашних условиях из косточек и семян можно вырастить не только яблоньку и мандарин, но и личи, мушмулу, кедр, березу,
В начале нашего эксперимента мы начали изучать нужную для нас литературу. Приобрели семена кедра и березы в специальных комплектах для выращивания культуры в домашних условиях, а семена плодовых деревьев решили взять из фруктов, приобретенных в магазинах . Свежие семена и косточки, накануне высадки в грунт были извлечены из спелой мякоти, а значит, вполне жизнеспособные и готовые к росту. Так у нас появился экспериментально-опытный участок в классе. Мы посадили семена кедра и березы строго по инструкции, предложенной в комплекте, а семена яблони, лечо, мандарина и мушмулы посеяли в горшочки. Горшочки подписали и стали ждать первых всходов. Семена березы и кедра так и не проклюнулись.
А остальные семена появлялись постепенно. Все данные наблюдения записывались в блокнот.
Почему-то верится, что из проклюнувшихся семян вырастут красивые растения, которые приживутся в горшочках, а потом и на пришкольном участке, и в дальнейшем дадут вкусные плоды.
Цель: вырастить растения из косточек яблони, мандарина, личи, мушмулы и семян кедра и березы.
Задачи:
1.Учиться самостоятельно ухаживать за растениями.
2.Узнать как можно больше о посаженных растениях, изучить справочную литературу о них.
3.Развивать трудолюбие, выдержку.
4.Формировать умения наблюдать, сравнивать, анализировать.
5.Воспитывать ответственное отношение и интерес к комнатным растениям как объектам окружающего мира.
Докажем, что можно получить растение, приспособленное к условиям, в которых оно сможет существовать в дальнейшем, несмотря на то, что оно выращено из семени и ему необходимы особые условия.
Основная часть
Перед тем как приступить к исследованию, мы изучили нужную для нас литературу и получили интересную информацию, которую применяли в своей работе.
1. Посадка растений
1. 1. Условия посадки.
Семена плодовых растений посеяли в покупной грунт «Универсальный». На дно одних горшочков насыпали камушки, в другие керамзитовый дренаж, который препятствует закислению грунта и оптимизирует влаго и воздухообмен. А так же исключает появление на поверхности грунта плесени и мхов и помогает растениям переносить периоды вынужденной засухи.
1. 2. Сроки посадки. Процесс посадки растений.
1) Сначала выдержали в специальном растворе семена кедра (1 неделю) и в один день высадили с семенами берёзы по горшочкам. На дно горшочков высыпали дренажный керамзит, затем грунт, и, посеяв семена, всё полили и завязали в полиэтиленовые пакетики, создавая парниковый микроклимат. Все наблюдения записывали в блокнотик.
Плоды яблока, мандарина, личи, мушмулы покупали постепенно и высаживали периодично. Аккуратно извлекали косточки из плодов и старались максимально очистить их от мякоти. Посадку начали с семян кедра и березы в январе 2018 года, затем в феврале высадили личи и мандарин. В мае - посеяли семена яблони, в июне семена мушмулы.
Рисунок 1 Семена яблони и личи
Рисунок 2 Высадка семян яблони в грунт
Рисунок 3 Плодово-экспериментальный участок в классе
Вывод: наблюдая за развитием растений, формируем в себе любознательность, практические навыки работы с растениями, умение добывать и анализировать информацию.
2. Рост и развитие растений.
2.1. Выращивание кедра и березы.
Так как семена для выращивания были предложены в специальном комплекте, и даже не проклюнулись, подробного изучения развития растений не было.
2. 2. Выращивание яблони.
Я́блоня -род листопадных деревьев и кустарников с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами.
Рисунок 3 Взрослое дерево и плод
Все виды — хорошие медоносы. Опыляются насекомыми. Плод- яблоко. Яблони разводят в большинстве областей с умеренным климатом.Яблони не любят затенения, предпочитают открытое солнечное пространство.Яблоня, которая выросла из косточки, более сильная и выносливая. Она, как правило, более зимостойкая, чем родительское дерево. Яблоня из косточки отличается большим сроком жизни. Из семени можно вырастить абсолютно новый и вкусный сорт, а можно яблоню дичку, имеющую горьковато-кислые и совсем несъедобные яблоки.
Рисунок 4 Пересадка растения яблони в горшочек большего диаметра и измерение роста.
Росток яблони появился на седьмой день и активно поднимался в росте до октября, достиг 71 см. В зимний период растение выросло только на 14 см, достигло 85 см и при этом сбросило листву. В марте появилась листва и растение выросло лишь на 10 см, но при этом листья увеличились в размере.
2.3. Выращивание мандарина.
Мандари́н —небольшое вечнозелёное дерево, вид рода Цитрус.
Рисунок 5 Взрослое дерево мандарина и плод
Цитрусовое растение по характеристикам неприхотливое и живучее. Мандарин, как и комнатные цветы не требует особого ухода:
Условия, которые следует обеспечить:
стабильный температурный режим не ниже +14 градусов;
лучшее место в доме незатененные окна с южной стороны;
растению нужна достаточная влажность воздуха, добиться ее можно с помощью опрыскивания;
в засушливый период необходимо обеспечить регулярный полив (рядом рекомендуется ставить емкость с водой);
осенью и зимой, частоту полива сокращают, добавляют рыхление почвы;
весной проводят подкормку универсальными удобрениями.
Рисунок 6 Пересадка растения мандарина в горшочек
Ростки мандарина появились через месяц после посадки, но рост их не такой интенсивный как у яблони. Мы его поливаем отстоянной водой комнатной температуры (или на пару градусов теплее), поливать холодной водой нельзя. К осени растение выросло лишь до 25 см и приостановилось в росте. В период с осени до весны растение выросло еще на 10 см, но при этом листья увеличились в размере.
2.4. Выращивание личи.
Ли́чи кита́йское — плодовое дерево семейства Сапиндовых, известное также как «китайская слива». Вечнозелёное дерево высотой 10‒30 м (обычно до 15 м) с раскидистой кроной.
Рисунок 7 Взрослое дерево и плод
Растение не любит крайнюю засуху, так же как и избыток влаги.Предпочитает хорошо увлажнённые плодородные почвы. Теневыносливо. Растет дерево медленно.
Ростки личи появились через месяц после посадки семени в грунт. Рост растения не очень активный. Достигнув высоты 15 см, появились боковые побеги и листья стали увеличиваться в размере.
Рисунок 8 Посадка пророщенного семени личи в грунт Рисунок 9 Молодое растение личи
2.5. Выращивание мушмулы
Мушмула – экзотическое вечнозеленое растение, род листопадных растений семейства Розовые.
Рисунок 10 Взрослое дерево мушмулы и плод
Растение светолюбивое, нуждается в солнечном свете. Полив мушмулы зависит от сезона: Летом мушмула требует частого обильного полива. Грунт должен оставаться влажным. Желательно 2-3 раза в неделю рыхлить верхний слой грунта в горшке. Растение боится опрыскивания. Летом растение можно выносить на балкон или в сад. Зима-это период покоя для растения. Полив сводят до минимума, но следят, чтобы почва в горшке полностью не пересохла.
Рисунок 11 Плод и семена мушмулы Рисунок 12 Измерение высоты ростка
Ростки появились спустя 40 дней после посадки семени в грунт. За месяц вырос до 10 см. Спустя 5 месяцев увеличился в росте лишь на 5 см. Рост замедлился, но увеличились в размере листья. За следующие 3 месяца высота растения увеличилась всего лишь на 3 см, а листья увеличились на 10 см и уплотнился стебель.
Таблица роста и развития растения
Название растения |
Посадка семени в грунт |
Появление всхода |
Дата измерения |
Высота (см) |
Особенности развития |
Кедр |
25 апреля |
- |
- |
- |
- |
Береза |
25 апреля |
- |
- |
- |
- |
Яблоня |
3 мая |
15 мая |
2 июня |
12 см |
Растение активно увеличивалось в росте до сентября (60 см), потом стали увеличиваться листья и стебель, рост замедлился |
10 марта |
85 см |
||||
8 мая |
95 см |
||||
Мандарин |
15 января |
20 марта |
6 мая |
10 см |
Растение увеличивалось вместе с листьями, рост равномерный |
10 ноября |
25 см |
||||
8 мая |
35 см |
||||
Личи |
20 февраля |
15 марта |
2 июня |
9 см |
Достигнув роста 15 см растение замедлилось в росте, но стали укрупнятся листья и стебель |
4 ноября |
18 см |
||||
8 мая |
25 см |
||||
Мушмула |
25 июня |
5 августа |
5 сентября |
10 см |
Достигнув роста 15 см растение приостановилось в росте, но активно стали увеличиваться в размере листья |
10 февраля |
15 см (размер листьев 7 см) |
||||
8 мая |
17 см (листья 17 см) |
Вывод: Растения: яблоня, мандарин, личи, мушмула очень неприхотливы, однако люди по незнанию считают их капризными и думают, что им требуется какой-то дополнительный уход или необычные условия. Свежие косточки прорастают быстро. Рост и развитие протекают нормально. Про семена кедра и березы можно предположить, что они были не пригодны для посева.
Заключение.
Экспериментирование можно использовать в различных видах деятельности. Это один из способов делать свои открытия, выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Мы считаем, что наш эксперимент прошел первый этап: из посаженных косточек появились ростки. Конечно, выращенные в горшке растения, содержащиеся в комнате, не будут такими мощными, как в естественных природных условиях. И неизвестно, зацветут ли они когда-нибудь, а уж тем более, дадут ли плоды (понятно, что вкус плодов будет не таким, как у природных растений) - всё равно страсть к экспериментам заставляет попробовать продолжить начатое дело.
Анализ и обобщение
Гипотеза, выдвинутая нами, о том, что из косточек можно вырастить яблоньку, мандарин, личи и мушмулу подтвердилась. За короткий срок мы вырастили маленькие растения! Но наше исследование на этом не закончилось. Мы будем продолжать ухаживать за своими растениями, будем ждать цветов и плодов.
Выводы:
1. Растению для роста требуется свет, тепло, полив, хороший уход.
2. Из косточек можно вырастить практически любое растение, даже экзотическое, создав для него благоприятные условия.
3. Уход за растениями воспитывает трудолюбие, ответственность, терпение.
Список литературы.
https://www.ogorod.ru/ru/main/useful/14416/22-rasteniya-kotoryye-mozhno-vyrastit-iz-kostochki-na-podokonnike-i-v-sadu.htm 22 растения, которые можно вырастить из косточки на подоконнике и в саду.
http://indoor.usadbaonline.ru/ru/2014mar/school/9472/ 8 растений, которые легко вырастить из косточки/ Цветы в доме. Усадьба.
3. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Растения. / Сост. Л. А. Багрова. Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – Москва: ТКО «АСТ», 1998г.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Личи
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Мушмула
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Мандарин
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Яблоня
8. https://kvetok.ru/ - мир растений по алфавиту от А до Я
9.https://babushkinadacha.ru/bolezni-i-vrediteli/bolezni-plodovo-yagodnyx-kultur-i-borba-s-nimi.html Болезни плодовых деревьев и ягодных кустарников: фото, борьба, защита растений от заболеваний.
14