Сохраним природу-сохраним будущее

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сохраним природу-сохраним будущее

Шокурова А.Д. 1
1МБОУ СОШ №2 г.Туймазы
Аверьянова Л.М. 1
1МБОУ СОШ №2 г.Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Летом мы с родственниками поехали отдыхать на природу, за город. Там мы долго искали место, где можно было отдохнуть. Около леса было много бытового мусора (разбитые банки и бутылки, бумаги, полиэтиленовые мешки и пакеты). К берегу озера невозможно было подойти, везде валялись кирпичи, наполовину сгнившие доски, часть пакетов плавала на поверхности воды. И тогда я подумала, а почему люди портят природу? Как её можно сберечь? Что я могу сделать для защиты природы нашего края?

Так родилась идея творческого проекта на тему:«Защитим природу вместе!»

Цель работы: Доказать, что младшие школьники могут помочь сберечь природу.

Задачи:

1.Изучить литературу по интересующей теме;

2. Подготовить беседы с одноклассниками о сохранении природы нашего края, выпустить серию плакатов об охране природы.

3. Попробовать самим вырастить дома саженец дерева.

4. Принять участие в экологической акции «Зеленая Башкирия».

5. Выработать правила поведения людей на природе.

Гипотеза: если работать с младшими школьниками в рамках системы экологического воспитания, с организацией познавательной, практической и исследовательской деятельности, то можно добиться значительного повышения экологической культуры школьников.

Актуальность: Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Охрана и защита природы позволяет детям ощутить свою значимость, ощутить свои способности делать важные полезные дела, видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

В своей работе я использовала следующие методы: исследования, наблюдения, анкетирование.

Глава 1.

1.1. История возникновения экологии

Где бы не жил человек, в городе или загородной местности, он всегда окружен растениями, животными, птицами, насекомыми…Человек никогда не жил отдельно от природы, но люди не всегда понимают, как отражаются на природе их поступки.

В настоящее время очень остро стоит проблема загрязнения нашей планеты. Человечество строит промышленные предприятия, вырубает леса, истребляет животных, птиц, рыб, не задумываясь о последствиях своей деятельности.

Но сегодня примечательно и то, что почти сто лет назад, в числе функций государства выделяли в первую очередь экологическую и только потом финансовую, то есть проблема охраны окружающей среды была актуальна и в те далекие от нас годы. Получается, что люди, жившие в прошлые века, уже видели и понимали проблему защиты окружающей среды и показывали пути её решения.

Истоки экологии, как науки о живых существах, их взаимозависимости и условиях обитания, уходят в далекое прошлое. Они связаны с необходимостью, на самых ранних этапах становления и развития человеческих обществ, добывать себе в пищу растения и животных. Было необходимо знать, как выглядят, где и когда созревают съедобные плоды, корни и стебли растений, где лежат пути миграции диких животных, когда и где они воспроизводят потомство.

Охрана природы в древности и средневековье осуществлялась в значительной мере в форме народной охраны. Так, вавилонский царь Хаммурапи (XV в. до н.э.) разделил леса его страны на участки и возложил их охрану на специальных чиновников, издал целый ряд законов о водопользовании.

В работах китайского философа V в. до н.э. содержатся призывы беречь леса, поскольку их уничтожение чревато катастрофическими проявлениями эрозии.

В Древней Греции попытки облесения подверженных эрозии горных склонов предпринимались в V в. до н.э.

В древнеиндийском документе Артхашастр ( в. до н.э.) есть упоминания о заповедных лесах, в которых запрещалась деятельность людей. К этому же периоду относится указ индийского царя Ашока об охране некоторых видов рыб, животных, участков леса, о запрете охоты на беременных самок и молодняк.

В Римской империи существовали системы очистки городских сточных вод на полях орошения, действовали гигиенические правила строительства.

Имеются исторические свидетельства о противоэрозионной защите земель в Китае более тысячи лет назад. Известна иероглифическая надпись на пирамиде Хеопса: Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира.

Средневековье оставило множество письменных свидетельств о природоохранной деятельности, отличавшейся, однако, фрагментарностью и невысокой эффективностью. Указы королей и князей в основном касались охоты: к X-X вв. относятся запреты охоты на лося в Германии, к X в. — запрет охоты на тура (дикого быка) в Польше, в X в. в Польше была запрещена охота и на зубра. В X в. загрязнение воздуха в Лондоне вызывало столь бурное возмущение населения, что английский король Эдуард обложил использование угля для отопления домов специальным налогом.

Первые письменные свидетельства об охране природы содержатся в своде законов Ярослава (X в.), где имеются разделы и пункты об охране бобров, медоносных пчел. К X-XV вв. относится появление первых княжеских охотничьих заповедников.

Царь Алексей Михайлович (1656г.) издал около 70 указов об охране охотничьих и рыболовных угодий, лесов и сенокосов. Петр I предпринял ряд действий, направленных на сохранение естественных богатств страны. Указом 1718 г. жителям Петербурга запрещалось выбрасывать мусор в Неву и другие реки города, засорять их корой и щепкой, которая оставалась на берегах от окорки и разделки древесины. Рядом указов предусматривалось укрепление берегов и сохранение почвы.

Термин «Экология» (от греческих «ойкос»- дом, место обитания, и «логос» - наука) был придуман в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем, в книге «Общая морфология организмов». Он ввел его в обиход для обозначения «общей науки об от­ношениях организмов к окружающей среде», куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Это понятие, первоначально довольно узкое, в дальнейшем расширялось.

Однажды, ученые мира создали «Международный союз охраны природы». Этот союз ученых начал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Они составили особенный список растений и животных, который назвали «Красная книга».

Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных. Почему она так называется? Дело в том, что во всем мире принято считать красный цвет сигналом тревоги, опасности. Если мы рассмотрим Красную книгу, то увидим, что у неё красная обложка. Внутри же страницы – разноцветные: черные, красные, желтые, зеленые, белые. Это сделано для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение.

На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в ближайшие годы и без специальных мер охраны и восстановления не спасти. Например, синий кит.

На желтых страницах занесены животные, численность которых еще пока велика, но неуклонно сокращается. Сохраняющиеся виды (белые медведи, розовая чайка, красный волк).

На белых страницах говорится о видах, вообще редких на Земле: пятнистый олень, утконос, снежный барс.

1.2 Планета в опасности!

В настоящее время мы жители планеты Земля, осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. Но при этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин и многое другое. При этом меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.

Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притёрлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.

Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи, тем самым, нарушая законы природы. Изменения эти ведут к экологическому кризису.

Многое из того, что люди делают, наносит вред нашей планете, ставит под угрозу жизнь живых существ и растений.

Отходы, дым фабрик и автомобилей, нефть, разлитая в море с кораблей, - всё это виды загрязнения окружающей среды. Оно наносит вред животным и людям, а также местности, в которой они живут.

Некоторые животные находятся под угрозой полного исчезновения. Это происходит потому, что человек охотится на них или разрушает места их обитания.

Чрезмерный промысел рыбы ведёт к тому, что некоторые виды рыб могут совсем исчезнуть. Рыболовство наносит вред и другим морским обитателям. В сети для лова рыбы часто попадают и дельфины. Сеть волочится по дну морскому, при этом вырывая растения, разрушая тем самым жилища многих морских животных.

Неблагополучная экологическая обстановка самым негативным образом сказывается на здоровье горожан. В городах люди больше подвержены аллергическим, эндокринным, онкологическим и другим заболеваниям, чаще встречаются врожденные болезни. Например, из 1 тыс. юных москвичей у 449 выявлены различные формы аллергии.

К тому же современные дома построены преимущественно из железобетонных панелей или блоков, оснащены коммуникациями из синтетических материалов. Квартиры обставлены мебелью из смеси древесных стружек и синтетических смол, а полы покрыты коврами из синтетических волокон. Некоторые синтетические материалы стимулируют рост плесневых грибков и бактерий, если и не болезнетворных, то вызывающих у людей аллергию. К тому же эффекту могут привести и средства борьбы с насекомыми, летучие вещества, содержащиеся в хлорированной водопроводной воде, препараты бытовой химии.

Вывод по главе I

Таким образом, можно сделать вывод, Поскольку человек сам создаёт неблагоприятные для своей жизни условия, именно он сам должен позаботиться о своей экологической безопасности.

Какие шаги можно предпринять каждому из нас и человеческому обществу в целом, чтобы избежать этой угрозы? Ответ на этот вопрос очевиден: надо бережно относиться к природе!

Глава 2

Практическая часть работы

Изучив информацию по теме, я поставила перед собой цель исследовать путём анкетирования и беседы со своими сверстниками и взрослыми, что они знают об экологии.

2.1. Беседа с экологом

Сначала я поговорила со своей мамой Шокуровой Айгуль Тагировной, инженером по охране окружающей среды 3 категории, группы промышленной безопасности, охраны труда и экологии филиала ПАО "Газпром газораспределение Уфа" в г.Туймазы. Она рассказала мне, что в крупных городах нашей страны, например, в Санкт – Петербурге за состоянием окружающей среды следят специальные службы, которые по плану контролируют отдельные объекты, автомагистрали. Ежегодно проводятся десятки тысяч анализов атмосферного воздуха, воды и почвы для чего оборудованы мобильные стационарные пункты во всех районах города. На основании этих исследований проводятся оздоровительные мероприятия: перевод автотранспорта на газовое и дизельное топливо, автобусные линии заменяются троллейбусными и т. п. Эти меры, безусловно, улучшают экологическое состояние городской среды. Однако для глобального решения проблемы охраны окружающей среды в нашей стране требуется концентрация усилий всего народа.

Ведь вред природе приносит не только промышленность. Порой человек идет по улице и бросает бумажки, бутылки, и не понимает, к чему это может привести. Например, пластиковые бутылки разлагаются в течение ста лет. Если мы отравили воздух, землю и воду, то будем дышать отравленным воздухом и питаться непригодной пищей. А значит, будем болеть.

Человечество вырубает леса, истребляет животных ради меха и кожи, а то и просто ради развлечения. Многие люди, отдыхая на природе, забывают тушить костры, от которых в дальнейшем страдают гектары леса и сотни животных.

Таким образом, среди основных причин, по которым страдает природа, можно выделить:

- незаконный отстрел животных

- вырубка леса

- незаконный отлов рыбы

- уничтожение растений

- загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы).

2.2. Анкетирование

И первым моим практическим шагом стало составление анкеты с вопросами о природе, экологии. Ребята с удовольствием отвечали на них.

Проанализировав анкеты (Приложение 2) я заметила, что самыми сложными для детей оказались вопросы №3, 10, 11. При ответах на вопрос №10 (Как могут взрослые помочь планете Земля?) и вопрос №11 (Чем ты можешь помочь природе?) чаще всего использовались выражения – не мусорить, не выбрасывать пустые бутылки, подкармливать птиц. 12% опрошенных совсем не смогли ответить на эти вопросы. Очень мало учащихся отметили, что нужно посадить деревья, не загрязнять водоёмы, беречь электроэнергию.

Поэтому, следующим моим шагом было ознакомление ребят с практическими шагами по сбережению природы.

Классный руководитель предложила активу класса провести классный час об экологии, где я выступила с докладом об экологии в нашем городе и районе, также ребята рассказывали о животных и растениях нашего края и их защите.

Ребятам понравился классный час, и мы стали в свободное время и на классных часах читать и обсуждать художественные произведения такие как: «Экологическая сказка о Иване и говорящем ботинке»; «Жила-была река» Н.А.Рыжова; «Море и спичка» Н. Б. Коротылёва, «Не губи живое» Безбородова; «Мёртвый лес» Г. Горбовского и др. Решали ребусы и кроссворды о природе, экологии, беседовали о пожарах, о загрязнении рек, лесов, океанов, рисовали природу родного края.

Также Шокурова Айгуль Тагировна провела с нами беседу о вреде мусора и способах его утилизации. «Мусор в городе», «Проще выкинуть», «Сбор и утилизация мусора», «Как решается вопрос утилизации в городах, в деревнях» и другие.

Потом мы ученики 3 д класса на уроках труда и в свободное время делали поделки из бросового материала. В ход шёл весь ненужный мусор (баночки из под йогуртов и майонезов, шампуней и кремов, различных коробок, фантиков, фольги и одноразовых стаканчиков, бутылок, крышек и прочее. Ребята создавали шедевры: дома и гаражи, замки и дворцы, различные машины, картины, подставки, игрушки и куклы.

Мы узнали о том, что вТуймазах существует территориальное управлениеМинэкологии республики, которое и занимается вопросами экологии. Экологи выявляют нарушения, касающиеся ухудшения состояния атмосферного воздуха, обращенияс отходами производства и потребления, водопользования. В прошлом году в нашем районе произошло шесть аварийных ситуаций,которыев основном были связаны с утечкой топлива приразличных обстоятельствах (ДТП, повреждение трубопроводов),аодно – свозгораниемна полигонетвёрдых бытовых отходовг.Туймазы. Они выступают инициаторами проведенияэкологическихакций.В частности, в Туймазах былорганизован бесплатный сбор энергосберегающих лампс выездом экомобиля,чтопозволилособратьболее тысячи ламп, термометров и ртутьсодержащих приборов.Были выявлены несанкционированныесвалкивсадовых товариществах, зафиксированысемь нарушений на особо охраняемых природных территориях.Так, в природном парке «Кандры-Куль»(там18видов животных и 24 вида растений занесены в Краснуюкнигу РБ),проведено 20 рейдов,в результате на нарушителей наложено11 штрафов на сумму свыше 130 тысяч рублей.А в целом по разным направлениям проверок было наложеноштрафов на сумму свыше миллиона рублей, несколько материалов направленов мировой суд.

Большое вниманиеуделяется проблеме утилизациитвёрдыхбытовых отходов. Вмуниципальныхрайонах республикиимеютсясвыше 476сельских свалок,которыене соответствуюттехническим условиям и санитарным нормам.Их следует поэтапно ликвидировать.

После этого мы делали серию стенгазет, плакатов об охране природы: «Красная книга», «Экология леса», «Экология города», «День Земли», «Городская экология». Также на уроках рисования мы рисовали знаки, которые запрещают и разрешают выполнять действия в лесу: «Не губите живое», « Берегите природу», «Помогите природе», «Не бросайте мусор», и другие.

2.3.Участие во Всероссийской экологической акции «Живи, лес!»

Ежегодно 22 апреля во многих странах мира отмечается День Земли. Традиция празднования этого дня восходит к сороковым годам ХIХ века, когда его основатель Дж.Стерлинг Мортон переехал со своей семьей в штат Небраска. На новом месте они увидели бескрайние прерии с одинокими деревьми, которые должны были пойти на строительство домов и дрова. Мортон и его жена сразу же занялись посадкой деревьев и развернули кампанию по пропаганде усилий в данной области. Став секретарем территории Небраска, в 1872г Мортон предложил назначить день, который бы граждане штата посвящали озеленению. Идея получила поддержку и в первый День Дерева было посажено около миллиона деревьев. В 1882 году Небраска объявила 22 апреля официальным праздником - Днем Дерева. С 1970г основная деятельность по празднованию Дня Дерева строилась на пропаганде значимости окружающей среды и праздник получил новое название - День Земли.

Начиная с 1990 г. темой Дня Земли в США становятся национальные парки. В этот день проводится сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий. Праздник приобрел новое значение, а вместе с ним и новое название - Марш Парков. С 1995г. к празднику присоединились заповедники и национальные парки России. В 1996г. Марш Парков был проведен более чем в 120 заповедниках, национальных парках и природохранных организациях, в нем участвовали около ста тысяч человек.

Цель этого праздника привлечь людей к участию в природоохранной деятельности заповедников и национальных парков. Во время Марша Парков люди по всему миру проводят самые разные мероприятия, но самым важным остается экологическое просвещение. Необходимо показать людям, что заповедники и национальные парки сохраняют для нас в нетронутом виде красивейшие ландшафты, тысячи редких видов растений и животных.

В нашей республике акция «Марш парков» проводится ежегодно, начиная с 1996 года. Её основными целями являются привлечение внимания детей, жителей региона к проблемам особо охраняемых природных территорий, сохранения природы родного края. В прошлом году в рамках акции состоялись самые разные мероприятия – фестивали, открытые уроки, рейды, выставки рисунков и фоторабот, а также субботники.

Принимают участие в акции и туймазинцы. Специалисты ГУ "Туймазинское лесничество" заранее готовят посадочный материал для озеленения Туймазинского, Шаранского, Чекмагушевского, Буздякского и Бакалинского районов. На протяжении всей акции работники трудовых коллективов, учащиеся ссузов, школьники приводят в порядок улицы и дороги района и города. На многих предприятиях народ выходит на субботники по графику. Они высаживают деревья, вычищают мусор, красят заборы.

В ноябре 2018 г. в нашей школе стартовала акция «Посади дерево!», где каждый ученик начальной школы получил желудь и посадил его в горшочек. Дома каждый из нас ухаживал за своими дубочками. Вскоре саженцы подросли и радовали нас своим видом.

А 27 мая мы вместе с родителями вышли поддержать жителей нашего района и поучаствовать в акции «Зелёная Башкирия». Акция организована Федеральным агентством лесного хозяйства в рамках нацпроекта «Экология». В этот день во всех  муниципальных образованиях сажали деревья, приводили в порядок парки и скверы. Мы посадили 15 саженцев рябины и 7 саженцев наших дубков.

5 октября жители республики включились в акцию «Зелёная Башкирия» – мы тоже не остались в стороне. На территории школы посадили саженца рябины и сосны.

В заключение работы ребятам и их родителям было предложено выполнить следующее задание: предложи, как ты можешь помочь природе?

Ответы были такими:

Дети должны знать, что они тоже могут помочь нашей планете, если будут:

- всегда выбрасывать пустые жестяные банки, бутылки и макулатуру в урны.

- знать, что часто из использованных уже металла, стекла, пластмассы и бумаги делают новые вещи;

- беречь электроэнергию: пользуясь экономными электроприборами, выходя из комнаты, выключать свет;

- беречь воду: не загрязнять водоёмы, всегда закрывать кран с водой после использования;

- делать кормушки для птиц и располагать их в саду или возле своего дома;

- сажать деревья и кусты, которые дают птицам и другим живым существам пропитание и убежище, а людям кислород.

После выполнения всех мероприятий я повторно провела анкетирование в классе. Анализ анкет показал, что почти все ребята правильно ответили на вопросы.

Вывод по главе II

Результат проекта: Больших проблем в деле охраны природы, нам - учащимся, пока не решить, но мы должны стараться делать все, что в наших силах, а это: сажать деревья, мастерить кормушки и подкармливать птиц зимой, изготовить искусственные гнездования для птиц – скворечники, сдавать макулатуру для вторичного использования, сдавать батарейки в специальные пункты приема, помогать приютам животных, соблюдать чистоту на улицах города.

Учащиеся школы имеют представления о природоохранной работе, о способах защиты окружающей среды, учатся бережно относиться к природной среде, соблюдают чистоту на улицах наших сел и городов, и в естественных природных условиях.

Вывод: Каждый шаг по сохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силу всем людям. Это могут быть самые разные поступки: сохранить луговой цветок, уберечь лес от пожара, не разорять птичьих гнезд, правильно собирать грибы и лекарственные травы, просто не бросать мусор, где попало, тем самым мы сохраним и сбережем нашу природу, а значит и Родину.

Заключение

В результате проделанной работы я собрала информацию, которая помогла мне ответить на все поставленные вопросы. Я узнала, что такое экология, историю ее возникновения. Также я поняла, что здоровье нашей планеты в опасности и люди должны серьёзно заняться экологической проблемой.

К сожалению, многие дети не знают, что происходит с планетой из-за неправильного использования её богатств, из-за варварского отношения к ней. Нужно не просто говорить о том, что над планетой Земля нависла настоящая угроза, но и показывать фильмы на эту тему. Необходимо устраивать викторины, конкурсы рисунков, плакатов, поделок (из «бросового» материала), праздники, посвящённые здоровью планеты.

Работая над этой темой, я научилась составлять и обрабатывать анкеты, собирать информацию из нужных источников. Вопросы из анкет заставили учащихся моего класса задуматься над поставленными вопросами. Вместе с ними мы провели конкурс плакатов по теме «Земля - наш общий Дом», создавали поделки из бросового материала, приняли участие в экологическом празднике.

Именно человек должен делать все для того, чтобы не умолкала, не умирала природа. Он в ответе за будущее природы. И каждый должен привести в порядок окружающий его уголок, каждый должен уметь по-настоящему любить, понимать и охранять природу. Когда мы говорим о природе, мы говорим о своей Земле. И что бы каждый человек знал, что защита и охрана природы это в его силе.

Список использованных источников

А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /– М.: Просвещение, 2010. – 160 с.:

2. Рыжова Н. А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники. - М.: Линия - пресс, 2002. - 192 с

3. Черемисина Л.Д. Основы экологии младшим школьникам //
Практическое пособие - М.: Аркти 2006 г. - 88 с.

4. Чернова Н.И., Былова А.М. Общая экология/ М.: Дрофа, 2004. - 416с

5. Пресс-релиз о проведении Месячника по воспроизводству лесов и единой республиканской акции «Зеленая Башкирия» в Республике Башкортостан. Газета «Туймазинский вестник» . 04.04.2019 г

Приложение 1.

Ф. И.О. ___________________________________

Анкета.

Что означает слово « Экология»?

а) наука о доме.

б) наука о загрязнении.

2. «Гринпис» это?

а) природоохранительная организация.

б) спортивная организация.

3. В каком году была создана организация «Гринпис»?

а) 1971 год.

б) 1992 год.

4. 22 апреля, что за праздник?

а) День Республики.

б) День Земли.

5. Как называется книга, в которую занесены исчезающие растения и животные?

а) «Зелёная»

б) «Красная»

6. Сколько лет разлагается в земле бумага?

а) от 2 до 10 лет.

б) 1год.

7. Сколько лет разлагается в земле консервная банка?

а) 30 лет.

б) 90 лет.

8. Сколько лет разлагается в земле полиэтиленовый пакет?

а) 100 лет.

б) 200 лет.

9. За сколько лет разлагается в земле стекло?

а) никогда.

б) 1000 лет.

10. Как могут взрослые помочь планете Земля?

______________________________________________________________________________________________________________________

11. Чем ты можешь помочь природе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Просмотров работы: 719