ВВЕДЕНИЕ
В прошлом году я защитила исследовательскую работу на тему «Аномальные свойства воды» и узнала, что в научной среде есть мнение, что на современном этапе развития науки, кроме трех известных агрегатных состояний воды – твердое, жидкое и газообразное - открыто новое - четвертое состояние воды - информационное.
На протяжении многих веков воду применяют в различных оккультных, парапсихологических и магических методах. Все наслышаны об удивительных свойствах крещенской, «святой» воды. Я заинтересовалась, насколько реальны подобные явления, их механизм и связи со структурой и свойствами воды. Поэтому решила данный аспект изучить в ходе новой исследовательской работы.
Структура чистой природной воды сохраняет кристаллическую решетку льда. Кристаллы являются накопителями и хранителями информации. Именно такая вода является неотъемлемой частью живых организмов, ее кристаллическая структура является «матрицей жизни», без которой невозможна сама жизнь. Без нее невозможно протекание важнейших биофизических и биохимических реакций. В организмах живых существ вода является не только универсальным растворителем, но и хранителем информационных структур.
Как показывают эксперименты многих ученых, вода из природных источников способна, поглощать, перерабатывать и распределять энергию. В своей исследовательской работе я попробую выяснить достоверность подобного рода явлений, не связанных с изменением химического и физического состава воды.
Существует ряд свойств воды, которые подтверждены фактами, известными с давних времен и которые наука не в силах объяснить. К ним относится способность воды к действию на расстоянии, то есть возможность воды изменять свои свойства под влиянием другой воды. Например, если взять закрытый сосуд с водой, где память была аннулирована с помощью перекристаллизации, а рядом поставить другой сосуд с водой, в который были опущены минералы кремень и шунгит, придающие ей бактерицидные свойства, то через несколько часов в обеих банках вода станет бактерицидной.
Обоснование выбора темы: с одной стороны - нет ничего более простого и доступного на планете, как вода, с другой - более загадочного и уникального.
Цель исследования: изучив литературу, попытаться опытным путём подтвердить или опровергнуть тот факт, что вода может реагировать на внешнее воздействие, передавать его другим телам и сохранять его в разных состояниях, убедиться в том, что она обладает способностью запоминать это воздействие.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу и информацию в Интернете;
- систематизировать представления о способности воды реагировать на внешнее воздействие;
- экспериментальным путём проверить реакцию воды на внешнее воздействие;
- развить навыки исследовательской деятельности через эксперимент;
- сделать выводы.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: существование «живой» и «мертвой» воды; способность воды подвергаться внешнему воздействию, запоминать его и передавать другим телам.
Гипотеза: мы предположили, что вода «живая» и «мертвая» существует, вода обладает способностью запоминать воздействие, оказанное на нее извне и передавать его другим телам.
Методы исследования:
- анализ литературы и других источников;
- экспериментальная работа;
- наблюдение.
Актуальность заключается в практической значимости уникального свойства воды на современном этапе развития науки и техники. Проект реализуется в рамках химии и физики и может быть квалифицирован как экспериментально-информационный.
СВОЙСТВА КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЫ
Крещение (греч. «погружение в воду») – одно из важнейших христианских таинств. Признаётся всеми христианскими исповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле. Как показали исследования российских учёных, проводимые в течение 2003-2007 гг., водопроводная вода ежегодно 18-19 января приобретает необычную биоактивность и многократно изменяет свою структуру в течение почти полутора суток. Исследования включали как измерения биополя воды, так и некоторые физические параметры.
Специалисты лаборатории питьевого водоснабжения института им. А.Н. Сысина стали наблюдать за водой с 15 января. Набранную из-под крана воду отстаивали, а затем замеряли в ней количество ион-радикалов. В ходе исследования, число ион-радикалов в воде стало возрастать с 17 января. Вместе с этим вода становилась мягче, рос её водородный показатель, что делало жидкость менее кислотной. Пика активности вода достигла 18-го января вечером. Также исследователи изучили степень структурированности крещенской воды. Они заморозили несколько образцов – из крана, из церковного источника, из реки. Так вот, даже вода из крана, которая обычно далека от идеала, в замороженном виде представляла собой под микроскопом гармоничное зрелище. Кривая электромагнитной активности воды начала снижаться уже утром 19 января и к 20-му приняла свой обычный вид.
Чтобы понять, почему именно на Крещение вода становится биоактивной, доктор физико-математических наук, профессор Михаил Васильевич Курик стал набирать пробы воды, начиная с 22 декабря – дня зимнего солнцестояния, чтобы точнее проследить, почему и как вода меняет свою структуру 18-19 января. Учёный пришёл к выводу, что на свойства воды влияют энергетические поля Земли, Луны, Солнца, поля планет Солнечной системы, разные космические излучения. Ежегодно 19 января Земля вместе с Солнечной системой в Космосе проходит через лучи особого облучения, в результате чего всё живое на Земле оживает, в том числе возрастает биоэнергетика всех вод Земли. Именно 18 – 19 января вода получает дополнительную энергетику за счёт изменений гравитационного поля в галактическом пространстве.
Доктор биологических наук Станислав Валентинович Зенин и его коллеги проверяли совместно с учёными из института медико-биологических проблем РАН. За состоянием воды следили в течение года. В результате выяснилось, что 18 января в период с 17.30 до 23.30 наблюдается резкое изменение свойств воды. Аналогичный всплеск изменений в состоянии воды наблюдался 19 января с 23.30 до 03.30 в крещенскую ночь. По мнению С.В. Зенина, это объясняется тем, что Земля в данные периоды времени проходит определённые точки пространства, в которых на неё воздействуют космические лучи, приводящие к изменению свойств воды и земли в целом.
Об особых свойствах крещенской воды и даже снега народ знал ещё до того, как учёные стали исследовать эти явления. Считается, что пить её надо регулярно, желательно каждый день и натощак. Она поднимает иммунитет и делает человека устойчивым ко многим инфекциям. Полезно не только пить крещенскую воду, но и умывать ею лицо по утрам и на ночь. При этом ничего волшебного в ней нет, и уникальные свойства крещенской воды объяснили ученые с точки зрения науки.
ОБЗОР СОВЕРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ
«Память» воды вызывает оживленные дискуссии в научном мире. Одни ученые признают ее реальность, а другие высмеивают эту идею как псевдонаучную.
Одним из подтверждений наличия в воде памяти является такой опыт: если в одной части раствора кислоты добавить десять частей чистой воды, а затем из полученного раствора снова отобрать одну часть и разбавить десятью частями воды, затем снова и снова повторять такие действия, пока в полученном растворе, согласно всем законам математики, физики и химии, не останется ни одной молекулы от исходной кислоты - полученная вода будет все равно вести себя как слабый раствор кислоты.
До того как проводить эксперименты, я решила познакомиться с исследованиями, проведенными в России и за рубежом. Для начала я посмотрела российский научно-популярный фильм 2006 года «Великая тайна воды». В фильме высказывается ряд взглядов на свойства воды, которые преподносятся его авторами в качестве научных. Свои суждения о «структурировании воды» высказали авторы неакадемических исследований из Англии, Израиля, Китая, России, США, Японии и других стран. В фильме также принимали участие богословы различных вероисповеданий, высказавшие мнения о воде с позиции своих конфессий. Фильм вызвал резкую критику научной общественности, в том числе со стороны Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. Некоторые мысли, высказанные в фильме, мне показались довольно интересными, а некоторые - довольно странными.
В ходе работы над проектом я узнала, что популярный термин «память воды» появился благодаря работам французского иммунолога Жака Бенвениста в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
Масару Эмото прославился своими заявлениями о том, что вода способна впитывать информацию. Достаточно поместить бумажку с определенным словом на крышку емкости с водой, чтобы эмоция или информация, соответствующая этому слову, записалась в структуру воды. Доктор Масару Эмото обнаружил, что имеется существенная разница между кристаллами воды, послушавшей «Пастораль» Бетховена и песню в стиле тяжелого рока. В доказательство своей гипотезы Эмото приводил внешний вид микрокристаллов воды, «заряженной» различной информацией. Согласно результатам Эмото, правильную, красивую форму придают кристаллам воды положительные» эмоции и классическая музыка. При этом отрицательные эмоции или музыка в жанрах рок или металл приводят к образованию некрасивых, деформированных кристаллов. Масару Эмото. Однако научного обоснования проведенных им экспериментов не существует.
С. В. Зенин первый в нашей стране защитил диссертацию на тему «Память воды». С идеей структурированной воды тесно связано предположение о «памяти воды», согласно которой, вода якобы на молекулярном уровне обладает «памятью» о веществе, некогда в ней растворённом, и сохраняет свойства раствора первоначальной концентрации после того, как в нём не остаётся ни одной молекулы ингредиента. Результаты некоторых опытов якобы действительно указывали на такую возможность, однако повторно проводившиеся эксперименты не приносили подтверждений реальности феномена.
Г.А. Николаевым, в работе «Память воды: миф или реальность» для того, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие у воды памяти, были проведены лабораторные исследования. Изучалось влияние воды, подверженной различным видам информационного воздействия, на биологические объекты. Согласно теории Г.А. Николаева, вода запоминает слабые электрические, магнитные, электромагнитные поля, биологические поля растений, деревьев, музыку. Характерным признаком памяти воды является изменение её свойств. Например, вкус воды, которая запомнила биологическое поле кедра, разительно отличается от вкуса исходной воды, и воды, которая запомнила духовную музыку. Содержащуюся в памяти воды информацию, воспринимают биологические объекты, с которыми она вступает во взаимодействие. Влияние такой воды может быть как позитивным, так и негативным. Это зависит от вида информации, которую запомнила вода.
В лабораторных опытах с пшеницей процент всхожести увеличивался с 80% до 98% при проращивании семян на воде, на которую записывались духовная музыка. Вода, на которую записывались современная музыка, снижала всхожесть семян до 50%-70%.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В фильме «Великая тайна воды» Масару Эмото показывает опыт с рисом, который залит водой и на него воздействуют разными эмоциями: положительными, отрицательными и безразличием. По результатам опыта Эмото, рис, на который воздействовали положительными эмоциями, практически не испортился. Проведем эксперимент и понаблюдаем за рисом, залитым водой, на которую оказано разное эмоциональное воздействие.
Опыт № 1. Условия: В три одинаковых стакана кладем одинаковое количество риса, купленного в одном месте. Рис заливаем холодной водой, взятой из-под крана. Помещаем стаканы в одинаковые условия по освещённости, температуре и влажности, но в разных местах. На протяжении недели, одному стакану с рисом говорю слова: «я тебя люблю», «ты хороший». Второму стакану говорю плохие слова: «я тебя не люблю», «ты плохой», к третьему стакану даже не подхожу. Результат: Через неделю в стакане с рисом, которому говорила хорошие слова, появилась большая плесень. В стакане с рисом, которому говорила плохие слова, появилась маленькая плесень. В стакане с рисом, к которому я даже не подходила – рис забродил (приложение № 1). Вывод: Данный опыт не доказал, что положительное эмоциональное воздействие влияет на состояние воды и элементов, помещенных в нее. Для чистоты эксперимента, данный опыт я повторила три раза. Результат был одинаковый (рис портился во всех трех стаканах).
Следующим опытом попытаемся доказать легенду о «живой» и «мертвой» воде. Существует мнение, что живая вода – проточная, текущая в естественных источниках, а мертвая – стоячая вода, вода в водопроводных трубах.
Опыт № 2. Условия: В три одинаковых стакана кладем одинаковое количество риса, купленного в одном месте. В первом стакане рис заливаем холодной водой, взятой из-под крана. Во втором стакане рис заливаем холодной водой, взятой из озера Тургояк, расположенного в Челябинской области. В третьем стакане рис заливаем водой, взятой из источника Аулия, расположенного в Учалинском районе Башкирии, и, считающегося, среди верующих Святым источником. Результат: Через неделю в стакане с рисом, залитым водопроводной водой, появилась плесень. В стаканах с рисом, залитых водой из озера Турогояк и природного источника Аулия рис не изменился, остался свежим, а вода - прозрачной (приложение № 2). Вывод: Данный опыт доказал, что «живая» вода дарит жизнь и сохраняет свойства, а «мертвая» - губительно воздействует на вещества в нее помещенные. Хотя возможно, что у воды из разных источников, просто разный химический состав.
Я попыталась повторить эксперимент, продемонстрированный в фильме «Великая тайна воды», в котором утверждалось, что животные всегда выбирают воду из природных источников, то есть «живую» воду. Существует мнение, что животные, в отличие от человека распознают воду «живую» и «мертвую» и отдают предпочтение «живой воде». Опыт № 3. Условия: В три одинаковые миски заливаем воду. В первую миску наливаем воду, взятую из-под крана. Во вторую миску наливаем воду из озера Тургояк. В третью миску наливаем воду из источника Аулия. Результат: Кот Мурзик, подошел и обнюхал все три миски, но пить не стал ни из одного стакана (приложение № 3). Вывод: Данный опыт не доказал, что животные всегда выбирают «живую» воду. Хотя возможно, что кот Мурзик просто не хотел пить.
Следующим опытом я снова попыталась повторить эксперимент, продемонстрированный в фильме «Великая тайна воды», в котором утверждалось, что кристаллы воды, на которую воздействовали разной музыкой – совершенно разные по форме. Кристаллы воды, которая «слушала» классическую музыку - правильной и симметричной формы, а кристаллы воды, которая «слушала» тяжелый рок - кривые и некрасивые.
Опыт № 4. Условия: Я взяла два стакана, поместила в них две одинаковые луковицы и залила одинаковой водой. На протяжении 1 месяца я воздействовала на луковицы разной музыкой. Луковица № 1 слушала симфонию № 40 Моцарта. Луковица № 2 слушала песню группы «2517» «Война». Результат: Луковица № 2, которая слушала песню группы «2517» «Война» выросла быстрее. Она более здоровая и красивая. Луковица № 1, которая слушала симфонию № 40 Моцарта, тоже выросла, но она росла более медленно и выросла не такой большой, как луковица № 2. Вывод: Тяжелая музыка никак не влияет на рост растения (приложение № 4).
Для чистоты эксперимента, данный опыт я повторила три раза. Результат был примерно одинаковый.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы не знаем точно, откуда берутся мифы о воде. На эту тему существует множество спекуляций, затрагивающих и биологическую роль воды, и ее культурное значение, и даже тот факт, что с точки зрения физики и химии вода действительно представляет собой очень необычную жидкость. Но «очень необычную» не значит «волшебную и загадочную».
Гипотеза, что существует вода «живая» и «мертвая», а также, что вода обладает способностью запоминать воздействие, оказанное на нее извне и передавать его другим телам – не подтвердились. Однако мы считаем, что открытия еще впереди, а любое улучшение в состоянии или исцелении при помощи воды - проявление эффекта плацебо, в результате которого, вода действительно может помогать при недугах, увеличивать урожай и так далее. Термином эффект плацебо называют улучшение самочувствия человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального вещества. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств «лечения».
Представление о «памяти воды» противоречит современным концепциям физической химии. Несмотря на то, что вода действительно имеет структуру, эта структура постоянно меняется, тогда как понятие «памяти» предполагает наличие определенного состояния в течение продолжительного времени. Исследование позволило мне сделать вывод, что вода имеет много аномалий, исследование которых вероятно принесет, в ближайшем будущем, новые неожиданные открытия.
Научная новизна: опытным путём рассмотрены различные способы воздействия на воду; экспериментально установлено, что сведения о наличии «памяти» воды не доказаны, но и не опровергнуты и требуют новых более серьезных исследований.
Материалы исследования можно применять и использовать на занятиях по окружающему миру.
В ходе работы над проектом я научилась самостоятельности, развились исследовательские умения и навыки, например, умение пользоваться дополнительной литературой, думать, рассуждать, делать выводы.
Список использованной литературы
1.Вода имеет память — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://gooodnews.ru/view/31/2 (дата обращения 25.10.2012).
2.Гипотеза о смысле жизни — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.ateism.ru/forum/viewtopic.php?f=19&start=345&t=85... (дата обращения 05.11.2012).
3.Структурированная вода получение — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.sunhome.ru/magic/12717/p1 (дата обращения 25.02.2013).
4. Денисова К.С. ПАМЯТЬ ВОДЫ — МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10. URL: sibac.info/archive/nature/StudNatur%2006.05.2013.pdf (датаобращения: 06.12.2018)
5.http://paranormalnews.ru/news/zhivaja_i_mertvaja_voda_ot_skazki_k_ehksperimentu/2015-09-28-11355
Приложение № 1
Одинаковый рис засыпаем в одинаковые стаканы
Заливаем одинаковой водой из-под крана
Помещаем в одинаковые условия, но в разные места
Прошла 1 неделя
Плохие слова
Хорошие слова Безразличие
Приложение № 2
Засыпали одинаковый рис в стаканы и залили водой из разных источников
Прошла 1 неделя
Рис в стаканах с водой из оз. Тургояк и природного источника Аулия остался свежим, вода прозрачной. Рис в стакане с водопроводной водой покрылся плесенью.
Приложение № 3
Кот Мурзик обнюхал все три миски с водой…
… но пить не стал ни из одной миски
Приложение № 4
Луковица, которая слушала тяжелую, агрессивную музыку выросла большой