Собака: друг или доктор?

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Собака: друг или доктор?

Барабанова А.Е. 1
1МБОУ Большевяземская гимназия
Петухова Т.Н. 1
1МБОУ Большевяземская гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

 

В прошлом учебном году при изучении темы о влиянии животных на воспитание ребенка частью исследования было описание лечения при помощи различных животных, так называемой анималотерапии. Являясь волонтером приюта для животных «Зов предков», я на собственном опыте убедилась, что общение с животными воспитывает у человека такие черты как ответственность, общительность, доброта. В то же время, общаясь с вверенным мне питомцем, я заметила, что во время игр и занятий с собаками у меня пропадает усталость и улучшается настроение, а время, проведенное вместе с ним, летит незаметно. Почему это происходит? Можно ли это применять в терапевтических целях?

Этот вопрос вызвал у меня большой интерес. Поэтому у меня возникло желание изучить методы лечения при помощи домашних животных, а конкретно при помощи собак, еще глубже. Дополнительным мотивом для изучения этой проблемы стало еще и то, что в нашей семье появился питомец, – небольшая собачка мопс.

Данная проблема интересует специалистов различного уровня, что доказывает ее актуальность.

Международный опыт исследований по данной теме рассмотрен мною на основе работ американского детского психиатра Бориса Левинсона. Именно он считается основоположником и первооткрывателем в области лечения при помощи собак.

Проблема влияния животных на людей интересует и отечественных специалистов. В работе Субботина А.В., Ращевской Л.Л. «Лечебная кинология» рассмотрены различные подходы к зоотерапии, приведены результаты исследований, доказывающие, что питомцы могут снять стресс, успокоить, придать хозяину хорошее настроение. Авторы подчеркивают, что особенно важно присутствие в доме животных в тех случаях, когда в семье растет ребенок.0

Данной теме посвящена книга кандидата биологических наук Беляченко А.А., рассказывающего о механизмах благоприятного влияния собаки на человека. Автор описывает основные направления медицины и психологии, в которых собака может оказаться полезной0.

Актуальна данная тема и на региональном уровне. Анна Заморникова, семейный психолог, психотерапевт, участник фонда «Не просто собаки» исследует положительное влияние животных на детей, которые живут в детских домах. Взаимодействие с собакой становится для ребенка очень важным опытом принятия себя, своих чувств, такое взаимодействие связано для него с ощущением опоры и защиты0.

Проблема: какое терапевтическое действие оказывает собака на человека?

Предмет исследования: лечение при помощи собак.

Объект исследования: собака в жизни человека.

Гипотеза: общение с собакой положительно влияет на здоровье людей.

Цель исследования: исследовать вопрос о терапевтическом действии собак на человека.

Задачи исследования:

Изучить литературу по избранной теме, мнения специалистов о лечении при помощи собак.

Составить анкеты для учащихся.

Провести анкетирование учеников 3-го класса, провести Онлайн-опрос.

Обобщить опыт посещения приюта для бездомных животных «Зов предков» и опыт общения с собственным питомцем.

Методы исследования:

Анализ литературных источников, информации в Интернете.

Анкетирование.

Наблюдение за животными.

Систематизация и обобщение материалов.

Основная часть

Человек и собака – история взаимоотношений

Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы я обратилась к литературным источникам, различным статьям, информации в Интернете.

Взаимоотношения людей и собак своими корнями уходят в далекое прошлое. Собака – это первое животное прирученное человеком. История приручения, на мой взгляд, могла проходить так: Первоначально собаки, а точнее их предки, просто сопровождали кочующие племена первобытных людей, питаясь остатками пищи. Во время перехода один из вождей заметил, что при приближении более опасного хищника, сопровождающая племя стая начинала завывать, как бы предупреждая людей об опасности. Вождь во время всего перехода оставлял небольшую часть добычи для своих сторожей.

Однажды на прогулке в окрестностях становища дочь вождя набрела на брошенное логово со щенками и принесла одного к себе в жилище. Отец, обнаружив щенка хотел было его просто убить, но его остановил плач дочери.

Вот щенок подрос и стал сопровождать отца-вождя на охоте. Вождь заметил, что щенок помогает выгонять добычу на охотников. После охоты щенок все чаще крутился возле своего хозяина и везде ходил вместе с ним.

Так и появилась первая прирученная собака – хороший сторож и помощник на охоте. Долгое время человек использовал только эти навыки собак, но по прошествии многих сотен тысяч лет собака стала для человека намного больше чем помощник – собака стала другом. История знает много случаев, когда собаки спасали своего хозяина или его детей. В ХХ веке собаки приобрели такие профессии как спасатель, поводырь, нянька. Они служат в розыске, на границе, а с недавних пор и в больницах. Собаки работают в реабилитационных центрах, хосписах, приютах, их пациентами являются и дети, и взрослые.

История канистерапии

Давайте узнаем, что же такое канистерапия и как она возникла.

Человек издавна догадывался о целебных свойствах собак на интуитивном уровне, что отразилось в религии и мифологии. В Древней Греции собаки играли главную роль в культе бога врачевания Эскулапа, который нередко посещал пациентов в виде пса и зализывал раны больных. Святых раннего христианства часто изображали в компании с собаками, которые их когда-то вылечили.

Впервые канистерапию начали применять с 1790 года в английском графстве Йоркшир. Там было создано Общество друзей, основавших больницу для душевнобольных. Основатель больницы Уильям Тьюк заменил традиционный для того времени метод лечения душевнобольных при помощи смирительных рубашек и лекарств на христианские принципы сострадания, любви, понимания и доверия, в лечении стали применять собак. Уже тогда врачи больницы отметили положительное влияние животных на больных, у них снизилась агрессия и частота приступов0.

Канистерапия (лечебная кинология) — социализация, реабилитация и адаптация людей с ограниченными возможностями при помощи лечения собаками.

В 1969 году детский психиатр Борис Левинсон0 выдвинул концепцию терапии с участием собаки. Он обнаружил, что дети, испытывавшие трудности в общении с другими людьми, положительно и активно реагировали на его собаку, которая находилась в кабинете во время лечебного сеанса. Они легко контактировали с псом, часто не обращая внимания на самого доктора. Благодаря этому врач получал возможность установить более тесный контакт с ребенком и эффективно провести лечение. Собака помогала сгладить настороженное отношение малыша к окружающей обстановке. С каждым новым пациентом открывались положительные стороны влияния животного на поведение малышей.

С тех пор лечение детей собаками получило достаточно широкое распространение. В настоящее время общение с животными используют для лечения, как у детей, так и у взрослых различных тяжелых заболеваний: детского церебрального паралича, аутизма, гиперактивности, проблем с сердцем и сосудами. Это направление широко развивается и распространяется во многих странах.

Очень часто собаки работают в домах престарелых. Общение с животным избавляет от страха, депрессии, напряжения, снижает рассеянность и мобилизует двигательные функции пациентов подобных учреждений. Молчуны начинают больше говорить, люди с эмоциональной неустойчивостью (приобретенной или врожденной) реагируют с неожиданным чувством и пониманием.

Лечебная кинология

Канистерапию используют для лечения многих заболеваний. Многочисленные исследования показали, что лечебная кинология благотворно влияет не только на детей, которые в присутствии животного чувствуют себя увереннее и спокойнее (особенно в незнакомой обстановке), но и на взрослых, находящихся в больницах, реабилитационных центрах и домах престарелых.

Незаменима терапия собаками при лечении людей, страдающих аутизмом. Присутствие дружелюбного ласкового пса заметно улучшает их поведение, снижая проявления болезни, основным из которых является погружение в себя. Нахождение животного рядом, совместные игры ребенка с ним делают терапевтический процесс более приятным и продуктивным, повышают желание малыша лечиться и стараться выздороветь.

Велико значение лечебной кинологии и для взрослых людей с ограниченными возможностями. Рядом с животным они чувствуют себя в большей безопасности, менее одинокими, более свободными и независимыми.

Положительное психологическое воздействие на человека домашних животных, особенно собак, известно давно. Дети, живущие в семье, где есть псы, более жизнерадостны и активны, эмоционально устойчивы, лучше учатся и быстрее развиваются, обладают повышенным чувством ответственности.

В клубах служебного собаководства для проблемных детей практикуют упражнения с участием обученных животных. На таких занятиях инструкторы-кинологи показывают ребятам элементы учебной подготовки животных, тем самым снижая различные негативные реакции в поведении детей и создавая атмосферу доверия.

На следующем этапе занятий дети пытаются установить контакт с животными. К этому моменту в сознании ребенка уже закрепляется ощущение безопасности, и он уже сам стремится к общению. Вместе с инструктором, папой или мамой ребенок повторяет команды, называет кличку собаки, пытается прикоснуться к ней. Детям с отклонениями в психике и различными формами страхов часто удается преодолеть их при помощи четвероногих.

Затем ребенок пытается управлять действиями обученной и контактной собаки, которая выполняет простейшие элементы послушания по его словесным командам, тем самым повышая уровень детской самооценки и уверенности. Это помогает значительно снизить агрессивность малышей, уровень тревоги, снять эмоциональное напряжение и уменьшить вероятность других нежелательных форм поведения. Совместные действия с собакой в дальнейшем помогают ребенку легче устанавливать новые отношения с детьми и взрослыми0.

Для того, чтобы использовать терапию собаками, в России ведутся активные исследования о влиянии животных на развитие детей. Специалисты Научного Исследовательского института педиатрии Российской академии медицинских наук выяснили, что общение с собаками улучшает психоэмоциональное состояние маленьких пациентов, моторику, снижает количество припадков у больных эпилепсией, неразговорчивые дети начинают больше говорить, дети начинают активнее реагировать на окружающий мир.

Однако Медведев А. в своей книге отмечает, что собака может помочь практически при любых заболеваниях «при условии, что человек любит собак»0. Общение с собаками дает выраженный терапевтический эффект за счет выработки эндорфинов. Автор отмечает необычную энергетику собак, описывает методы канистерапии, основанные на учении восточной медицины.

В апреле 2004 года в России вышла книга Субботина А.В. и Ращевской Л.Л. «Лечебная кинология». Авторы называют 7 причин преимуществ лечебной кинологии в сравнении с другими подходами зоотерапевтических направлений0. Во-первых, собаки- первые животные, прирученные человеком, а следовательно, понимающие и принимающие повадки человека как существа; во-вторых, у собак сильно развита наблюдательность; в-третьих, они чутки к детям; в-четвертых, собаки умны; в-пятых, собака от природы лекарь; в-шестых, собака человеколюбива; в-седьмых, собака предана человеку.

Это и является ответом на вопрос: Почему собака так хорошо влияет на людей? Потому что от остальных домашних животных ее отличает преданность человеку. Чаще всего именно собака восполняет недостаток человеческого общения. Пес всегда рад хозяину и тому, что тот всегда просто рядом. Собаке все равно, как он выглядит и сколько зарабатывает, в то время как люди всегда оценивают друг друга с различных позиций. Именно поэтому к четвероногим тянутся взрослые и дети, испытывающие недостаток в общении, любви и проявлении эмоций. Жалость со стороны пса воспринимается не как унижение, а как сопереживание. Собаки гораздо ярче выражают свои эмоции. По мнению врачей, пациенту часто легче устанавливать контакт с благодарной и дружелюбной собакой, воспринимающей его таким, какой он есть. Только после этого больной начинает больше доверять доктору, без чего лечение будет бесполезным.

Хочется рассказать о самом активном участнике пет-терапевтического движения в России0 — фонд «Не просто собаки». Приют «Зов предков», который я посещаю, принимает активное участие в работе этого фонда. Суть проекта заключается в привлечении беспородных собак, взятых из приютов, для помощи в детских приютах, больницах. Дети гладят животных, держат их на руках, разговаривают с ними, общаясь при этом и с волонтерами, что оказывает терапевтический эффект, который подтвержден научными исследованиями.

Требования к собаке-доктору

Для такой работы собак тщательно подбирают и готовят со строгим соблюдением правил техники безопасности. Чтобы определить способности животного к терапии, необходимо всесторонне оценить особенности его характера. Собака обязана спокойно и дружелюбно вести себя при встрече с посторонними людьми, так как будущие пациенты должны испытывать чувство безопасности при общении с ней.

Одна из главных целей обучения канистерапии — добиться от собаки адекватного поведения в новых необычных ситуациях. Животное должно спокойно реагировать на различные звуки и раздражители, выполнять основные команды, послушно ходить на поводке и выполнять различные трюки, давать себя гладить, так как основные терапевтические воздействия на больного человека предусматривают возможность гладить животное.

Программа подготовки «собаки-терапевта» заканчивается экзаменом. Животное должно продемонстрировать способности хорошо вести себя в общественных местах, поэтому основное внимание уделяется не столько беспрекословному послушанию, сколько умению адекватно реагировать на окружающих людей и различные жизненные ситуации.

Многие собаки могут быть хорошими терапевтами, но традиционно кинологи выделяют десять наиболее распространенных пород:

Лабрадоры-ретриверы: благодаря высокому интеллекту и доброжелательности из них получаются также прекрасные терапевты.

Немецкие овчарки: отличительные качества немецких овчарок: бесконечная преданность хозяевам и ласковый нрав.

Английские борзые: великолепно справляются с ролью собаки-терапевта. Помимо умения быстро бегать, борзые обладают высокой степенью чувствительности и отмечают любой посторонний звук.

Бигли: ласковые по натуре и обожающие проводить время рядом со своими хозяевами. Бигли дружелюбны по отношению к посторонним людям, они хорошо ладят с другими домашними животными.

Ротвейлеры: большинство ротвейлеров - очень спокойные и дружелюбные псы. У них присутствуют все качества, необходимые собакам-терапевтам: уравновешенный характер, уверенность в своих силах и ум.

Сенбернары: эти собаки пользуются особенной популярностью в качестве терапевтов благодаря густой пушистой шерсти. Послушны и очень терпеливы. Померанские шпицы: их часто заводят в качестве собак-компаньонов. Охотно дарят хозяевам массу любви и внимания.

Пудели: одна из самых умных пород, легко поддаются дрессировке. У них густая кудрявая шерсть, но, тем не менее, они обычно гипоаллергенны и подходят в качестве питомцев людям, страдающим от аллергических реакций.

Мопсы: небольшие собачки, известные складками на коже и большими выразительными глазами. Мопсы очень энергичны и обладают инстинктивным желанием угождать хозяину. Они прекрасно ладят с людьми всех возрастов, но особенно хорошо они «срабатываются» с детьми.

Французские бульдоги: преданны и неконфликтны. Изначально французские бульдоги были выведены в качестве собак-компаньонов, и больше всего на свете им нравится лежать на коленях у хозяина0.

2.5 Анкетирование

На первом этапе практической части я использовала такой метод исследования, как анкетирование. Анкетирование – метод исследования, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондентов используется специально оформленный список вопросов — анкета0. Опрос, проведенный среди учащихся 3-В класса, помог определить, знают ли мои одноклассники о собаках-терапевтах (см. Приложение1). В опросе участвовали 28 моих одноклассников.

Вывод: все мои одноклассники любят собак (100% опрошенных), есть собака дома у пяти человек (18%). Только у одного из моих одноклассников (4%) не меняется настроение при общении с собаками, у остальных настроение непременно улучшается (96%).

Большинство из моих одноклассников не слышали о таком способе лечения болезней как канистерапия – это 23 человека (82%), но практически половина опрошенных(13 человек-46%) уверена, что это лечение является эффективным (см. Приложение 2).

На следующем этапе практической части для изучения общественного мнения я воспользовалась популярным способом сбора данных Онлайн-опросом. На сайте https://onlinetestpad.com/ru мы с учителем создали опрос https://onlinetestpad.com/ru/survey/22591-sobakadrug-ili-doktorи и опубликовали его в общий доступ.

Результаты опроса (действительны на 13 марта 2019 года, опрос продолжается) интернет-пользователей показали:

На первый вопрос 56,52% опрошенных ответили, что слышали о канистерапии, 42,39% ответили отрицательно.

На вопрос об эффективности лечения при помощи собак 57,61% респондентов ответили утвердительно, 10,87% - считают этот метод лечения неэффективным, а 30,43% не знают об эффекте лечения при помощи собак.

Вопрос о том, кем является для Вас собака: другом или доктором, а может и тем и другим мнения опрошенных разделились следующим образом:

Друг – 48,91%;

Доктор – 11,96%;

Друг и доктор – 30,43%;

Другое – 5,43%.

Результаты опроса в графическом виде приведены в Приложении 3.

Проанализировав результаты тестирования я могу сделать следующий вывод: опрошенные хорошо относятся к собакам, не отрицают такой метод лечения как канистерапия, а даже, наоборот, считают его эффективным, для многих собака является и другом и доктором.

2.6 Мое общение с животными

Одним из этапов практической части является личное общение с животными с целью подтверждения гипотезы о положительном влиянии собак на здоровье человека.

Второй год я являюсь волонтером частного приюта для бездомных животных «Зов предков». В приюте мне доверили заниматься социализацией щенков. Я приучаю щенков к ошейнику и поводку, учу их не бояться людей, выгуливаю за пределами вольера, чтобы они привыкали к окружающему миру. Приютские малыши не умеют играть в специальные собачьи игрушки, хотя это немаловажно для их физического и интеллектуального развития, поэтому я много играю со щенками (см. Рисунок1,2). В это время мои родители гуляют со взрослыми собаками. Почти каждый выходной мы посещаем приют и получаем массу приятных впечатлений от общения с хвостатыми друзьями.

Рисунок 1.Приучаю вверенного мне питомца к поводку. (Барабанова Анастасия и Чуня)

Рисунок 2. Филя и Каспер ждут своей очереди на прогулку. (Барабанова Анастасия, Филя, Каспер)

В этом учебном году приют стали посещать и мои одноклассники. В декабре 2018 года в МБОУ Большевяземская гимназия в пятый раз прошла благотворительная акция «Маленькая помощь лучше большого сочувствия»0, организаторами которой являюсь я и мой классный руководитель Петухова Т.Н0.

В этом году в моей семье появился домашний питомец-собака породы мопс. Теперь я точно знаю, что собаки положительно влияют на здоровье людей. Ведь общение с собакой-это не только положительные эмоции, что, конечно, благотворно влияет на самочувствие всех членов моей семьи, но и определенные обязанности, например, прогулка. Движение-это залог здоровья. «Прогулка-одно из важнейших и наиболее действенных направлений канистерапии»0. Немаловажно то, что с Кирей необходимо гулять в любую погоду, соответственно, я стала реже простужаться, прогулки укрепляют иммунитет(см.Рисунок1,2).

Рисунок 1. Мы с Кирей играем, нам это очень нравится. (Барабанова Анастасия и мопс Киря)

Рисунок 2. Прогулки на свежем воздухе укрепляют иммунитет! (Барабанова Анастасия и Кирюша)

3.Заключение

В своей работе я ответила на вопросы: что же такое канистерапия, какие заболевания можно лечить при помощи собак, какие породы собак более всего подходят для лечебной кинологии? Задачи, поставленные мной перед началом исследования, выполнены.

В ходе исследования я:

1) Изучила литературу и информацию в Интернете, познакомилась с мнениями специалистов и пришла к следующим выводам:

1. Собака может быть не только другом, но и помогать людям адаптироваться в обществе.

2. Собака не может вылечить сама, но ее участие в лечении увеличивает шансы на выздоровление.

3. Общение с собакой улучшает психоэмоциональное состояние человека.

4. Для работы с пациентами собак тщательно отбирают и проводят специальную подготовку.

5. Необходимо учитывать возможные проявления у людей аллергических реакций, поэтому работа проводится только с подготовленными здоровыми животными и предварительным согласованием с медицинским работником.
2) Составила анкеты для учащихся с целью выявления их мнения о применении собак для лечения заболеваний.

3) Провела анкетирование учащихся 3 «В», а также онлайн-опрос, и убедилась, что большинство опрошенных считают, что применение канистерапии является эффективным методом лечения.

4) В рамках своего исследования посетила приют для бездомных животных «Зов предков» и убедилась на собственном опыте в благотворном влиянии животных на человека: во время общения с собаками у меня улучшалось настроение и самочувствие. Появление собаки в доме также положительно повлияло на моё здоровье.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась – общение с собакой положительно влияет на здоровье людей.

По моему мнению, результаты данного исследования являются очень полезными для меня и моих одноклассников. Мы узнали много нового о домашних питомцах, об их положительном влиянии на эмоциональное состояние детей и взрослых. Практической значимостью своей работы считаю привлечение одноклассников к регулярному посещению приюта для бездомных животных «Зов предков».

Возможность продолжения своего исследования я вижу в изучении темы о других видах анималотерапии.

Список литературы

Беляченко А.А. Лечение с помощью собак- Издательство: Научная книга, Глава 6, 2013 г.

Кароматов И.Д. Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина», с.236-237, 2017 №4.

Медведев А., Медведева И. Собака-целитель: 10 основных методов канистерапии-М.:АСТ:АСТ Москва, с.5,10, 2007 г.

Никольская А.В., Ульянова Н.А. Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой- Издательство: Аквариум-Принт, Глава 2, 2009 г.

Субботин А.В., Ращевская Л.Л. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация»: «Макцентр. Издательство»; 2004 г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пет-терапия#cite_note-12

https://www.petfund.ru/about3

http://petshoptop.ru/ru/pet/dogs/interesting-about-dogs/10-porod-sobak-idealnykh-v-roli-terapevtov-574

https://vk.com/wall-10213481_13808

https://www.instagram.com/p/BsBVZxOlBoRaCDHxsiXVY3Wj3esgIfk4nFentw0/?utm_source=ig_share_sheet&igshid=urmwo05rb5vp

Приложение 1

Анкета для школьников

«Собака: друг или доктор?»

1.Любите ли вы собак?

да

нет

2.Есть ли у Вас дома собака?

да

нет

3.Как изменяется Ваше настроение при общении с животными?

улучшается

ухудшается

не меняется

4. Слышали ли Вы о канистерапии?

да

нет

5.Как Вы считаете, эффективно ли лечение при помощи собак?

да

нет

не знаю

Приложение 2

Приложение 3

0 Субботин А.В., Ращевская Л.Л. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация-Макцентр. Издательство, 2014.

0 Беляченко А.А. Лечение с помощью собак- Издательство: Научная книга, 2013.

0https://www.petfund.ru/therapy-zamornikova

0Кароматов И.Д. Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина», с.236-237, 2017 №4

0https://ru.wikipedia.org/wiki/Пет-терапия#cite_note-12

0Никольская А.В., Ульянова Н.А. Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой- Издательство: Аквариум-Принт, Глава 2, 2009 г.

0Медведев А., Медведева И. Собака-целитель: 10 основных методов канистерапии-М.: АСТ:АСТ Москва, с.5,10, 2007

0Субботин А.В., Ращевская Л.Л. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация-Макцентр. Издательство, Глава 1, 2014.

0https://www.petfund.ru/about3

0http://petshoptop.ru/ru/pet/dogs/interesting-about-dogs/10-porod-sobak-idealnykh-v-roli-terapevtov-574

0Материал из Википедии — свободной энциклопедии

0https://vk.com/wall-10213481_13808

0https://www.instagram.com/p/BsBVZxOlBoRaCDHxsiXVY3Wj3esgIfk4nFentw0/?utm_source=ig_s hare_sheet&igshid=urmwo05rb5vp

0Беляченко А.А. Лечение с помощью собак- Издательство: Научная книга, Глава 6, 2013.

Просмотров работы: 52