Влияние музыки на развитие детей.

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние музыки на развитие детей.

Дорошина В.А. 1
1Гимназия №2 города Красногорска
Маякова Е.В. 1
1Гимназия №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение.

Мне всегда нравилось петь и нравилась разная музыка, с 5 лет я пела в хоре, а в 7 лет поступила в музыкальную хоровую школу города Красногорска «Алые паруса». Помимо хорового пения я учусь играть на органе и уже неоднократно выступала на различных конкурсах и занимала призовые места. Мама всегда говорила, что музыка очень благотворно влияет на детей и помогает им и в учебе, и в творчестве. И что время, проведенное за инструментом, за прослушиванием классической музыки и обучение музыкальной грамоте потрачено не зря.

С помощью этой работы я и решила изучить влияние музыки на детей, чтобы лучше понять, что мы-дети получаем от музыкальных занятий, от времени, проведенного за инструментом, изучения сольфеджио и прослушивания классической музыки.

Актуальность: Литературы по поводу влияния музыки на организм человека очень много. Изучая материалы, я поняла, что не вся музыка хорошо влияет на детей и есть некоторые правила, которые надо соблюдать, чтобы занятия музыкой приносили пользу. Многие мои друзья, которые учатся в музыкальной школе не все любят проводить время за инструментом и за прослушиванием классической музыки, не все понимают ценность этих занятий. Именно поэтому я решила изучить данный вопрос, чтобы и самой лучше разобраться.

Цели: Узнать как музыка влияет на организм ребенка в разные периоды его жизни. От внутриутробного развития до школьных лет.Проанализировать интересные исследования, которые с помощью технологий и длительного изучения доказывают положительное влияние музыки на ребенка. На собственном опыте посмотреть за успеваемостью своих сверстников, которые учатся в музыкальных школах.

Задачи:

1.Изучить историю влияния музыки на человека.

2.Изучить влияние музыки на детей начиная с внутриутробного развития ребенка до школьных лет.

3.Провести опрос детей в 4х классах гимназии и проанализировать число детей обучающихся в музыкальной школе. Оценить их успеваемость по основным предметам, определить кто больше любит заниматься музыкой мальчики или девочки и как музыкальное образование родителей влияет на музыкальное образование их детей.

Методы исследования: изучение литературы, справочников, интернет- источников, опрос детей, учащихся 4х классов гимназии и анализ полученных данных.

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Авербах)

Как и книга, картина художника, кинофильм, театральное представление, музыка заставляет нас испытывать волнение, переживать порою какие-то необычные, сильные чувства. Она словно гипнотизирует нас. Если бы музыка была пустой игрой звуков, она не нашла бы душевного отклика, человек остался бы безразличным, равнодушный к ней.

Как известно музыка появилась одновременно с человеком, ещё до зарождения речи и произошло это около 40 000 лет тому назад. Ведь до изобретения речи люди как-то контактировали друг с другом и помогала им в этом именно музыка. Музыка имела для них очень большое влияние - они её использовали при проведении ритуалов, при охоте для привлечения животных. Самыми первыми музыкальными инструментами для них являлись:

Граненые ребра

Черепа, набитые семенами или ягодами

Идиофон (разновидность ударного инструмента)

Аэрофон (духовой инструмент)

Музыка — это искусство, в котором волнения, чувства и идеи выражаются организованными звуками. С помощью музыки композитор может точно также, как и писатель или художник, передать основную мысль. Поэтому все люди творчества взаимосвязаны своей свободой выражения мысли.

Звуки в музыки записываются с помощью нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). А для написания музыки используется особый язык - нотная грамота. Все композиторы пишут музыку по правилам нотной грамоты, а исполнители могут исполнять её по этим нотам.

Музыка -    один из   видов   искусства   который обращен непосредственно к человеческому чувству.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию всего окружающего, к активному мышлению.

Восприятие   музыки тесно   связано   с умственными процессами, то есть требует   внимания, наблюдательности, сообразительности.

Музыка - одно из самых прекрасных аспектов в жизни. С помощью музыки Моцарта лечат людей, исполняют коровам для повышения количества молока и даже её включают растениям для повышения выносливости.

2 Влияние музыки на ребенка и маму при беременности.

Ранее считалось, что прослушивание ребенком музыки, когда он находится в утробе матери, практически никак не влияет. Но мнение подверглось сомнению, так как было обнаружено — органы слуха, которые формируются на седьмой недели жизни, начиная с 18 недели могут воспринимать звуки и реагировать на них. Косточки в ухе ребенка способны различать звуки, которые происходят в утробе матери, поступают некоторые звуки и извне.

После 24 недели беременности ребенок может различать оттенки звучания. По данным медиков, он может понимать и соответственно реагировать на резкие и звонкие ноты, легкие и тяжелые, низкие или высокие.

Находясь в утробе, плод отчетливее всего слышит, конечно, работу различных органов матери. Шумят, как гигантский насос, мамины легкие; ритмично отзываются удары ее сердца; как моторчик, работает пищеварительный тракт. А уже на тридцатой неделе своего развития малыш настолько хорошо воспринимает звуки, что способен реагировать на интонацию родительского голоса и выражать свое мнение по поводу той или иной музыки.

Аргументы за прослушивание музыки:

стимулирование развития органов слуха;

возникают связи между эмоциями и звуками (женщины утверждают, что под разную музыку ребенок реагирует по-иному: замирает, успокаивается, толкается, двигается);

благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему сердечный ритм ребенка (ритмы способствуют успокоению); частоту дыхания; мышечный тонус; моторику кишечника;

положительное влияние на эмоциональный фон будущей мамы (она слушает красивые мелодии и ее состояние приходит в норму).

Классическая музыка, сказки, стихотворения, звуки природы положительно влияют на нервную систему малыша в период внутриутробного развития и дают ему обширную информацию о мире. Гармоничные, красивые и спокойные мелодии полезны и маме, и малышу, так как способствуют их эмоциональному расслаблению. Звучание мелодичных инструментальных композиций уже в этот период закладывает у крохи музыкальные способности, тягу к прекрасному и хороший вкус.

Есть мнение, что тяжелый рок, рок, то есть ритмичная музыка с резкой сменой тональности, низкими нотами негативно влияет на нейронные связи. Также существенный аргумент противников такой терапии в том, что они считают, что ребенок просто не слышит и никак не реагирует.

Сейчас есть гипотеза о том, что именно из-за отсутствия внутриутробного воспитания, часть нейронов мозга так и остаются неактивными во взрослой жизни. Ученые связывают это с тем, что клетки атрофируются за ненадобностью еще в утробе. Не дать им перейти в спящий режим помогает прослушивание беременной женщиной музыки. Таким образом, прослушивание композиций влияет и на интеллект человека.

Спокойные композиции позволяют женщине не только успокоиться самой, но и наладить эмоциональную связь с ребенком. Она чувствует, что в какой-то момент плод начинает шевелиться, двигаться или же замирает. Выработка такой связи необходима для успешного материнства.

Мать и ребенок связаны плацентой, следовательно, изменение частоты дыхания, сердечного ритма и других физиологических процессов у плода влияет и на женщину. Чувствуя с помощью этого связь, будущая мама становится спокойней и уравновешенней.

Длительность музыкального сеанса — от 30 до 40 минут в день. Время желательно выбирать утреннее (подойдут бодрящие композиции) и вечернее, перед отходом ко сну (расслабляющие). Громкость небольшая, любая громкая музыка и звуки негативно сказываются на здоровье беременной женщины.

Наушники прикладываются к животу, выбирать нужно не типа капельки, а большие, которое подключатся к компьютеру. Обязательно следует отключить низкочастотные басы (делается это в настройках эквалайзера на устройстве воспроизведения музыкального ряда).

3 Интересные открытия, связанные с восприятием звуков ребенком в утробе матери.

Понимание, что музыка благотворно влияет на беременную женщину и ее малыша, существовало с древних времен, в связи с чем в Китае, Японии, Индии будущие мамы старались слушать религиозные песни, народный хор, красивые симфонии. Прогресс в области медицины и появление УЗИ позволило ученым выяснить следующие факты:

В 1982 году японцы, обследовав ультразвуковым сканером несколько сотен беременных женщин, заметили реакцию детей на прослушивание музыки: под бодрые мелодии малыши активно двигались, а под грустные — затихали.

Многочисленные исследования показали, что дети могут запоминать мелодии, услышанные в утробе матери, и узнавать их после рождения. Ученые предложили беременным слушать специально подготовленную повторяющуюся речь «та-та-та» по нескольку раз в день весь третий триместр беременности. После рождения малыши лучше всего реагировали именно на звуки «та-та-та», так как запомнили их еще до своего рождения.

Американским ученым удалось доказать, что плод обладает слуховой памятью. Он способен запоминать не только музыку, но и голоса. Будущих мам просили читать своему еще не родившемуся крохе одно и то же стихотворение каждый день. После появления на свет новорожденные узнавали именно это произведение из множества других стихотворений.

Многолетняя история показывает, что все новорожденные младенцы узнают голос матери: отзываются на него, быстро успокаиваются, если мама заговаривает с ним.

4 «Магическое» действие музыки на детей дошкольного возраста.

Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции     составляют главное содержание, особенно   привлекательны для дошкольников.

В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Среди положительных эффектов от прослушивания музыки малышом можно выделить следующее:

Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.

Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.

Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.

Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.

Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развивает пространственное восприятие.

Ученые в попытках определить, как музыка влияет на развитие личности ребенка, пришли к следующим выводам:

Сеансы детской музыкотерапии следует проводить 2−3 раза в день по 20−30 минут каждый. Продолжительность можно увеличить, если малыш расположен к прослушиванию музыки.

Расслабляющие композиции ребенку лучше слушать после кормления, а динамичные и веселые — до.

Не нужно включать музыку громко — достаточно громкости спокойной разговорной речи.

Репертуар может быть широким и включать в себя детские, эстрадные, джазовые, народные песни и т. д.

Ребенка нужно обязательно приобщать к классической музыке — она является лучшим средством для музыкотерапии. Однако и здесь есть свои нюансы, которые необходимо учитывать при проведении «сеансов». Например, составлять репертуар исключительно из классики нельзя — важно соблюдать баланс между разными музыкальными направлениями.

5 Влияние классической музыки на детей.

Любовью к классической музыке могут похвастаться далеко не все взрослые. Большинству она кажется слишком скучной и сложной для ежедневного прослушивания. Однако детские психологи уверяют, что влияние классической музыки на психику детей колоссально. Конечно, все очень индивидуально. Некоторые малыши, услышав звуки оркестра, закатывают истерику, другие — заряжаются энергией или, наоборот, полностью успокаиваются. Реакция детей зависит непосредственно от темперамента, и для каждого нужно составлять индивидуальную музыкальную программу.

Польза классической музыки для детей всех возрастов доказана научно. Регулярное прослушивание Моцарта, Баха, Шопена и других «золотых» композиторов заметно развивает творческие, умственные и коммуникативные способности ребенка. Существует даже так называемый «Эффект Моцарта», выведенный французским оториноларингологом А. Томатисом. Сводится он к тому, что дети, слушающие произведения В. А. Моцарта, демонстрируют более динамичное развитие мышления, чем их сверстники, не слушающие музыку этого композитора. Доктор объясняет такое явление особым тональным звуковым рядом, характерным для произведений Вольфганга Амадея. Конечно, о стопроцентном проявлении эффекта говорить еще рано, однако факт остается фактом — классическая музыка определенно содействует более активному умственному и творческому развитию детей.

6 Детские песни в жизни ребенка.

Большую роль в становлении личности ребенка играют песни, написанные специально для юных меломанов. Как правило, это незамысловатые композиции с легко запоминающимся текстом, которые учитывают важность детского творчества и развития воображения. Слушая такие песни, малыш включается в процесс познания огромного мира музыки, включает фантазию и рисует различные образы. Очень часто родители даже совмещают детские сеансы музыкотерапии с занятиями по рисованию. Ребенок может выражать свои эмоции и мысли при прослушивании песен на бумаге с помощью красок.

Большой интерес у малышей вызывают аналоги взрослых мюзиклов — музыкальные сказки. Это могут быть как аудиозаписи, так и музыкальные мультфильмы, которые сегодня широко представлены в мировой киноколлекции. В легкой и доступной форме они повествуют о простых человеческих ценностях и жизненных мудростях, воспитывают в детях смелость, уважение к близким, справедливость и доброту. Малыши быстро запоминают песни из сказок, что способствует развитию памяти и речи.

Таким образом, музыка во многом помогает родителям в вопросах детского воспитания. К тому же, если начинать музыкотерапию в раннем возрасте, у ребенка обязательно проявятся творческие способности. И тогда перед родителями будут стоять уже другие вопросы, например, как выбрать музыкальный инструмент или научить малыша рисовать.

7 Музыкальное образование и мозг.

В последние два десятилетия ученые сообщили нам о том, в поведении музыкантов и людей, далеких от музыки, существуют ощутимые различия. К этому моменту установлено, что образование в музыкальной школе улучшает у детей языковые и математические навыки, повышает уровень их интеллекта и академическую успеваемость в целом. Кроме того, структура мозга детей, обучающихся игре на инструменте, заметно отличается в сравнении с теми, кто лишен этого. У будущих музыкантов развивается более тонкий и четкий слух, а также моторика движений. Однако приобретенные способности, в свою очередь, помогают развить другие навыки.

8 Влияние музыкального обучения на развитие ребенка.

В 2012 году исследовательская группа, ведущая свою работу в Университете Южной Калифорнии, начала долгосрочный пятилетний эксперимент. Ученых интересовали группы музыкальной подготовки детей возрастом от 6 до 7 лет. Сразу 80 детей, отобранных для участия в программе Молодежного оркестра Лос-Анджелеса, присоединились к исследовательской программе. В процессе ученые должны были выявить влияние музыкального образования на мозг малышей в сфере познавательного, социального и эмоционального развития. Второй группе предстояло начать футбольные тренировки по одной из социальных программ. В третью группу вошли младшие школьники из государственных заведений Лос-Анджелеса, проживающих в тех же районах. Участники во всех трех группах выбирались из числа этнических меньшинств (например, венесуэльцев) или из неблагополучных семей. Таким образом, ученым удалось отсечь фактор генетической предрасположенности к обучению. И вот занятия начались. Теперь ежегодно ученые проводят контрольные тесты, для чего работают с каждым ребенком в течение трех дней в своем научно-исследовательском институте. В ходе этого процесса измеряются способности к изучению английского языка, память, речевое и интеллектуальное развитие. В завершение каждого текущего теста проводится подробное собеседование с членами семей маленьких участников. В самом начале исследования дети не демонстрировали ощутимых различий в оценках. Но тогда еще ни один малыш не прослушал ни одного музыкального занятия, не поучаствовал ни в одной спортивной тренировке. Критериями сравнения были интеллектуальные, моторные и социальные навыки. И эти результаты лишний раз доказали правильность выбора ученых. Как видим, все дети изначально имели равные возможности.

Слуховой путь соединяет ухо с мозгом, именно по этому каналу передается звук. Когда человек что-то слышит, барабанные перепонки улавливают колебания воздуха. Через ряд механизмов, расположенных во внутреннем ухе, они преобразуются в сигнал для специальной зоны головного мозга – слуховой коры.

Для измерения метода визуализации мозга ученые пользовались различными способами. Основным аппаратом замеров слуховой активности детей послужил электроэнцефалограф. Вот как проходили слуховые тесты в группах маленьких участников. Сначала исследователи давали детям прослушать пары незнакомых музыкальных произведений, очень похожих друг на друга. В некоторых представленных композициях были лишь незначительные различия, например, ритмические или тональные неровности. Иные пары музыкальных произведений были абсолютно идентичными.

Дети должны были определить, является ли каждая пара композиций одинаковой или разной. Эта проверка выявила, насколько успешно детский мозг был заточен под мелодию и ритм. При обнаружении неожиданного изменения в звуковом узоре мозг выдает специфическую реакцию, которую и фиксирует электроэнцефалограф.

Уже через два года группа детей, обучавшаяся музыке, продемонстрировала первые блестящие способности. Дети были более точны при обнаружении изменения высоты тона в неидентичных композициях. Одинаковые мелодии были в состоянии определить участники из всех трех групп. Это показало, что малыши, обучающиеся музыке, лучше натренировали внимание по отношению к мелодиям. Также они имели более выраженную реакцию мозга на ритмические неровности. Это может быть связано с тем, что стремительное развитие получала зона, ответственная за кодирование и обработку звука.

Исследование еще не закончено, но промежуточные результаты являются многообещающими. Они коррелируют со всеми предыдущими научными работами, направленными на изучение влияния музыкальных занятий на мозг малышей. Если вы отдали ребенка в класс скрипки или фортепьяно, вы находитесь на правильном пути. Музыкальное образование разовьет интеллектуальные возможности малыша. Как видим, даже в течение краткосрочного периода музыка ускоряет развитие мозга, в частности, улучшает восприятие звука. Ученые полагают, что эти навыки позволят малышам легче выучить иностранный язык, освоить родную речь, а также научиться читать быстрее. Это может быть полезно детям из неблагополучных семей в регионах с низким социально-экономическим статусом. Именно там дети испытывают наибольшие трудности с развитием языковых навыков.

Интересное исследование подтверждающее положительное влияние музыки на людей провела Нина Краус сотрудница лаборатории слуха и неврологии Северо-Западного университета в американском штате Иллинойс. Люди, которые в детстве учились музыке, всю жизнь лучше распознают звуки. Нина Краус выяснила, что музыкальное образование не только положительно влияет на восприятие и распознавание звуков, но и способно снизить риск развития некоторых возрастных нарушений, даже если человек занимался музыкой лишь 4–5 лет в детстве. Данные, полученные Краус, свидетельствуют о том, что получившие музыкальное образование в возрасте с 4-х до 14-ти лет способны лучше распознавать речь, чем люди без него. В ходе эксперимента испытуемые слушали синтезированный звук, соответствующий слогам английской речи, при этом у «музыкантов» центральная нервная система реагировала на него быстрее даже на фоне посторонних шумов, особенно по сравнению с пожилыми участниками, которые выказывали трудности при обработке часто меняющихся речевых элементов. Также исследователь обнаружила, что музыкально образованные люди лучше подбирают звуки на слух (что вполне закономерно) и более ясно воспринимают их эмоциональный окрас. Результаты исследований Нины Краус, которые проходят при поддержке Национального научного фонда, опубликованы в одном из номеров издания «Journal of Neuroscience».


 

 

9 Анализ влияния занятий в музыкальной школе на успеваемость детей 4х классов в гимназии.

 

 

Мы провели интересное исследование в нашей гимназии, среди учащихся 4х классов, где провели небольшое анкетирование, обработали полученные данные и получили следующие результаты:

Таблица анализа оценок детей, дополнительно обучающихся в музыкальной школе

N

Пол ребенка

Инструмент

оценка

Родители

Оценка математика

Оценка

русский

Оценка

литература

Оценка иностранный язык

Всего 32

25%

             

1

Мальчик

Нет

5

Да

5

4

5

5

2

Мальчик

Фортепиано

3

Нет

4

4

5

5

3

Девочка

Орган

5

Да

5

5

5

5

4

Девочка

Орган

4

Да

5

4

5

5

5

Мальчик

Скрипка

5

Да

4

4

5

4

6

Девочка

Фортепиано

5

Да

5

5

5

5

7

Девочка

Фортепиано

5

Нет

5

5

5

5

8

Девочка

Орган

5

Нет

4

5

5

5

Всего 30

10%

             

1

Девочка

Фортепиано

5

нет

5

5

5

5

2

Девочка

Фортепиано

5

Нет

5

5

5

5

3

Мальчик

Фортепиано

4

Нет

5

5

5

4

Всего 30

20%

             

1

Девочка

Фортепиано

5

Да

5

4

5

5

2

Девочка

Нет

5

Нет

5

5

5

5

3

Мальчик

Аккордеон

5

Нет

5

4

4

5

4

Мальчик

Нет

5

Нет

5

4

5

4

5

Девочка

Фортепиано

5

Да

5

4

5

4

6

Девочка

Фортепиано

4

Да

4

4

5

3

Всего30

16%

             

1

Мальчик

Нет

4

Да

4

3

5

4

2

Мальчик

Фортепиано

5

Да

3

3

4

5

3

Мальчик

гитара

4

да

5

4

5

4

4

Девочка

Нет

5

нет

5

5

5

5

5

Девочка

фортепиано

5

нет

5

5

5

5

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

Все расчеты проведены по формуле пропорции.

В 4-х классах гимназии № 2 всего учится 122 ребенка (4А-32; 4Б-30; 4В-30; 4Г-30)

В 4х классах гимназии №2 в музыкальных школах учится 22 ребенка, что составляет 18% от общего числа детей, обучающихся в 4х классах. (122=100%, 22=х, х= (22*100):122, х=18%) далее эта формула будет использоваться для вычисления процентов других показателей.

Среди 22 учащихся в музыкальной школе 9 мальчиков и 13 девочек (что составило 41% и 59% соответственно), девочек на 10% обучающихся в музыкальной школе больше.

Из 22 детей 11 человек обучаются игре на фортепиано, что составило 50% (22=100%, 11=х, х=(11*100):22=50%), 3 ребенка обучаются игре на органе, что составляет 13,6%, на скрипке, гитаре, аккордеоне играют по 1 ребенку, что составляет по 4,6% на каждый из этих инструментов, 5 человек обучаются хоровому пению, сольфеджио, без приобретения навыков игре на музыкальных инструментах, что составляет 22,7 %. Больше всего детей обучаются игре на фортепиано.

У 11-ти учащихся кто-то один из родителей или оба тоже обучались в музыкальных школах, что составляет 50%, у остальных детей не было в семье родителей с музыкальным образованием.

Проведя анализ успеваемости детей по основным предметам в общеобразовательной школе (математика, русский язык, литература, иностранный язык), дополнительно обучающихся в музыкальной школе, мы получили результаты:

- 7 детей учатся на отлично (32%);

- 12 детей учатся на 4 и 5 (54%);

- 3 ребенка имеют 1 или 2 тройки по основным предметам (14%)

Можно сделать вывод, что дети дополнительно обучающиеся в музыкальной школе, а их 18% от общего числа учеников 4х классов в 86% учатся на отлично и хорошо. Самый популярный инструмент, среди учащихся фортепиано. Практически одинаковое количество девочек и мальчиков обучаются музыке. Музыкальное образование родителей не влияет на обучение детей в музыкальной школе (в 50% случаев у детей родители не имеют музыкального образования).

10 Заключение.

Учитывая вышеизложенное, не остается сомнений, что музыка и музыкальное образование положительно влияет на организм ребенка, начиная с внутриутробного развития и на протяжении всей жизни человека.

Мама как всегда права: пение, слушание разной музыки (особенно классической), занятие на инструменте, обучение музыкальной грамоте – все это только на пользу и развивает творческие способности. улучшает память, помогает в формирование речи, развивает письменные и математические способности, детям легче выучить иностранный язык, освоить родную речь, а также научиться читать быстрее. Время проведенное за музыкальным инструментом, слушание классической музыки, обучение музыкальной грамоте – это полезное время! Я обязательно поделюсь интересными фактами со своими друзьями, и буду с большим интересом относиться к занятиям в музыкальной школе.

Список использованных источников и литературы.

Музыкальная литература учебник для 4-го класса детских музыкальных школ и школ искусств А. Лагутин, В. Владимиров Москва «Престо» 2011 стр. 25

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Музыка. Кленова А.С. Москва 1997.

https://fb.ru/post/music/2016/8/27/7138

https://docviewer.yandex.ru/view/0/

https://www.factroom.ru/facts/46131/

https://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-klasicheskoi-muzyki-na-detei.html

https://shkolnikru.com/qa253946.html

25

Просмотров работы: 348