Введение
Что может быть прекрасней чтения сказок на ночь? Мне мама перед сном читает книги. В некоторых из них упоминалось о «живой» и «мертвой» воде. Так, например, в русской народной сказке «Летучий корабль», в сказке «О молодильных яблоках и живой воде», в сказке Братьев Гримм «Живая вода».
В славянских сказках наряду с живой водой, часто присутствует и «мертвая» вода. Мне стало интересно, если вода называется «мертвой», то она должна вредить всему живому, то почему в сказках ей оживляли людей.
Гипотеза: «мертвая» вода положительно влияет на все живое.
Цель исследования: выявить, благодаря каким свойствам «мертвая» вода благоприятно влияет на живые организмы.
Задачи исследования:
- проанализировать литературные источники по данному вопросу;
- выяснить имеется ли в нашей жизни «живая» и «мертвая» вода;
- выявить какими свойствами обладает «мертвая» вода;
- изготовить «мертвую» воду;
- определить влияние «мертвой» воды на растения.
Объект исследования: «мертвая» вода. Предмет исследования: свойства «мертвой» воды.
В исследовании использовались такие методы как: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент.
Вода – источник жизни на Земле, великая природная ценность, покрывающая 71% поверхности нашей планеты, самое распространенное химическое соединение и необходимая основа для существования всего живого на планете. Высокое содержание в растениях и в теле человека лишь подтверждает важность этого компонента, не имеющего вкуса, запаха и цвета.
При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Вода – важный помощник для всех живых организмов, т.к. вода - самый сильный природный растворитель: в воде растворяются в той или иной степени все вещества. Вода с растворенными компонентами твердых веществ и становится средой питания и поставщиком микроэлементов, необходимых для жизни растений, животных и человека.
Вода на Земле может существовать в трёх основных состояниях: жидком, газообразном, твёрдом. Как мы сказали выше, вода способна растворять в себе множество веществ. Из-за важности воды как источника жизни, её нередко подразделяют на типы по различным принципам. Назовем основные ее виды, которые чаще всего встречаются в повседневной жизни: 1) пресная вода; 2) дождевая вода; 3) морская вода; 4) талая вода; 5) минеральная вода; 6) питьевая бутилированная вода; 7) водопроводная вода; 8) дистиллированная вода; 9) мёртвая вода; 10) живая вода.
Причем, первые восемь видов воды очень часто встречаются в повседневной жизни, а девятый и десятый вид воды довелось встречать только в сказках и былинах. Поэтому, проанализировав значение воды для человека и всех живых организмов, рассмотрев ее виды, и, изучив литературные произведения, у нас возникли вопросы: есть ли живая и «мертвая» вода в реальной жизни? Если «мертвая» вода существует, то она губит все живое или оживляет как в сказках?
Для достижения поставленной цели необходимо определить, какую воду можно отнести к живой воде, а какую к «мертвой». Мы предположили, что «живая» вода – это та вода, которая улучшает здоровье человека, а «мертвая», наоборот, вредит ему.
В литературных и информационных источниках сказано, что «живая» вода – это понятие, которое встречается в фольклоре и религии, а «мертвая» вода, распространена в преданиях и мифах. Более точных определений мы не нашли.
Находясь в отпуске, мы узнали, что в Краснодарском крае существует источник «живой» и «мертвой» воды и посетили его. Экскурсовод пояснил, что «живая» вода в нем имеет слабоминерализованный состав, а "мёртвая вода" содержит в своем составе ионы серебра, которые обладают сильным бактерицидным действием, и ранозаживляющим свойством. Люди, проживающие рядом с этим источником, пьют «мертвую воду».
Нам стало интересно, что думают ребята в нашем классе о «живой» и «мертвой» воде и мы провели опрос. Результаты показали, что большинство ребят считают «живую» воду питьевой, и способной оживлять. Остальные думают, что живая вода должна быть очень чистой, приносить пользу и питать все живое. А о «мертвой» воде мнения разделились: одни считают, что она заживляет раны, а другие, что она не пригодна для питья.
Для нахождения понятий «живой» и «мертвой» воды мы также решили спросить мнение врачей по этому вопросу. Они нам пояснили, что в медицине нет понятия живой и «мертвой» воды, но есть жидкости, которые оказывают благоприятное воздействие на организм. Так, например, минеральные воды, которые имеют в своем составе растворенные соли и микроэлементы и являются лечебными. Но для того, чтобы они оказывали лечебный эффект их нужно принимать по назначению врача. Иначе они могут оказать обратный эффект и нанести вред человеку. И есть воды, которые оказывают губительное воздействие, те содержат вредные примеси. Значит, всю воду, образно, можно разделить на «живую» и «мертвую».
Мы помним, что в сказках «мертвая» вода является целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части тела, но не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь, наполняя организм силой. Но мы знаем, что никакая вода не может воскресить человека, а может улучшить работу всех систем и органов человека, путем насыщения их минералами. И в настоящее время это свойство воды используется в бальнеологическом лечении.
Соответственно, на основании результатов опроса, полученных данных во время экскурсии и анализа различной информации мы можем принять за живую воду в нашей жизни, ту воду, которая питает живые организмы и не содержит губительных примесей. К ней мы отнесем бутилированную, водопроводную и минеральную воду. Это та вода, которая утоляет жажду, является жизненно необходимой, а также улучшает здоровье человека. Ведь не зря название знаменитой воды нарзан имеет древние корни и означает «богатырский источник». Считалось, что вода из него возвращает здоровье, молодость и красоту.
По определению «мертвой» воды и ее пользе у нас возникли противоречия: во-первых, большинство опрошенных людей считают, что «мертвая» вода вредна для организма, во-вторых, «мертвую» воду из источника можно принимать вовнутрь, и по результатам анализа и наблюдения она полезна для человека, а если она называется «мертвой», то она должна быть губительной?
Попробуем разобраться в этом противоречии в ходе исследования и для начала выясним, возможно ли изготовить «мертвую» воду самостоятельно.
Изучив литературу, мы выяснили, что «мертвую» воду можно изготовить несколькими способами:
Приготовление «живой» и «мертвой» воды методом электролиза с помощью специального аппарата. Во время этого процесса «мертвая» вода получает положительный электрический потенциал, а живая вода отрицательный.
Изготовление «мертвой» воды, содержащей серебро, может происходить несколькими способами:
Метод растворения солей серебра в воде. В емкости с водой растворяется нитрат серебра и получается концентрированный раствор серебра.
Контактный метод серебрения воды. Мы выяснили, что контактный метод серебрения воды будет действенным, если использовать изделия из серебра 999 пробой. Для этого в емкость с водой опускается слиток серебра 999,9 пробой. По истечению 24 часов получается настоянная серебряная вода.
Изучив способы изготовления «мертвой» воды можно сделать вывод:
В силу того, что сказки, в которых упоминается о «живой» и «мертвой» воде были придуманы еще в древности, а закон электролиза был открыт в 19 веке, то в народных преданиях «мертвая» вода не могла изготавливаться с помощью специальных приборов.
А также мы помним, что «мертвой» водой из источника называлась вода, которая содержала ионы серебра, поэтому в данном исследовании за «мертвую» воду принимается та вода, которая встречается в природе и содержит в своем составе ионы серебра.
В ходе данного исследования была изготовлена «мертвая» вода с наличием в ней серебра двумя способами: растворением солей серебра в воде и контактным методом серебрения воды.
В кабинете химии мы проверили «мертвую» воду на наличие, в ней ионов серебра капнув в растворы соляную кислоту. Осадок выпал только в пробирке с концентрированным раствором. Причиной тому может быть малое содержание в настоянной воде ионов серебра.
В связи с тем, что в школьных условиях невозможно определить наличие серебра в «мертвой» воде из источника и настоянной серебряной воде другим методом, то мы их сдали на экспертизу в Центр гигиены и эпидемиологии г.Челябинска.
Лабораторные испытания показали, что ионы серебра присутствуют и в той и в другой воде. Так, у нас получилось 3 образца «мертвой» воды с разным содержание серебра в каждой:
концентрированная вода – 0,050 мг;
«мертвая» вода – 0,038 мг;
серебряная вода – 0,021 мг.
Далее в исследовании эти три вида «мертвой» воды были использованы в ходе экспериментов.
В процессе исследования было проведено несколько экспериментов для выявления того, какое влияние оказывает серебреная вода на живые организмы.
Первый эксперимент был проведен с целью выяснения, какой вид воды наилучшим образом влияет на рост растений.Порядок проведения:
Подготовили 4 емкости с землей.
В каждую емкость были посажены по 1 луковице.
Каждую емкость поливали разной водой: «мертвой» водой из источника; колодезной; бутилированной; дистиллированной; водопроводной; талой; фильтрованной; дождевой; кипяченой. Результат эксперимента приведен в прил. 5.
Выводы по эксперименту: выяснено, что лук поливаемый мертвой водой проклюнулся первым на 5-й день (прил.6), и темпы роста были быстрее остальных (прил.7).
Второй эксперимент. Этот эксперимент был проведен для определения влияния воды с разным количеством серебра на растения. Порядок проведения эксперимента:
Подготовили 3 емкости с землей.
В каждую емкость посадили лук.
Каждую емкость поливали разной водой: концентрированной водой; «мертвой» водой из источника; настоянной водой. Результат эксперимента представлен в прил. 8.
Выводы по эксперименту. Как и в первом эксперименте – первыми проросли луковицы (9 день), поливаемые настоянной и «мертвой» водой (прил.9), а лук, поливаемый концентрированной водой, взошел не весь и рос очень медленно (прил.10).
Третий эксперимент проводился с целью определения влияния ионов серебра на микроорганизмы.
Порядок проведения:
Подготовили 4 квадратных кусочка белого хлеба примерно одного размера 1,5 см*1,0 см.
Каждый кусочек выложили на подписанное стекло.
Каждый кусочек хлеба поливали разной водой: обычной водой из крана (ОВ); настоянной водой (НВ); «мертвой» водой из источника (МВ); концентрированной водой (КВ).
4. Все стекла были уложены на подложку и укрыты пленкой.
5. Подложка помещена в теплое, темное место.
Результат эксперимента приведен в прил. 11.
Вывод по эксперименту: через несколько дней образовалась плесень на всех кусочках хлеба, кроме того, который был полит концентрированной водой.
После первого проведенного эксперимента мы выяснили, что лук поливаемый «мертвой» водой проклевывается и растет быстрее. Значит «мертвая» вода благоприятно влияет на рост растений.
Во время проведения второго эксперимента первыми проросли луковицы, поливаемые настоянной и «мертвой» водой, а лук, поливаемый концентрированной водой, взошел не весь и рос очень медленно.
Тогда мы задались вопросом: какое свойство «мертвой» воды в одном случае замедляет рост растений, а в другом ускоряет.
Обратившись к литературе, мы выяснили, что при небольшом количестве серебра погибают бактерии и растению легче развиваться, поэтому оно растет быстрее. Но когда серебра очень много, тогда гибнут не только все вредные организмы, но и клетки растения. Для подтверждения этой информации мы провели третий эксперимент, который доказал, что небольшое количество серебра убивает ряд микроорганизмов, и плесень активно разрастается. Но если в организм попадает много серебра, то плесень теряет возможность размножаться.
Таким образом, «мертвая» вода существует в настоящее время. В данной работе мы изучили влияние «мертвой» воды (как природной, так и изготовленной самостоятельно), содержащей ионы серебра, на растения. И установили, что при малом содержании в воде ионов серебра в объёме не превышающее 0,04 мг/л она благотворно влияет на живые организмы (ускоряет их рост), а с большим количеством серебра «мертвая» вода губительно действует на растения.
Положительное влияние «мертвая» (серебреная вода) имеет не только на растение, но и на человека. Серебро (и серебряная вода в частности) - важнейший микроэлемент для жизнеобеспечения организма человека в целом, он необходимый для функционирования мозга, печени, костной ткани, и иммунной системы. Но серебро не вымывается из организма и при употреблении человеком серебряной воды в большом количестве может развиться заболевание аргироз. Проявляется этот недуг в изменении цвета радужной оболочки глаз и глазного дна, возможна в пигментация слизистых и кожи, которая может приобретать оттенки серовато-голубоватого цвета.
Соответственно, «живая» вода (т.е. питьевая и слабоминерализованная вода) является жизненно необходимой для всех живых организмов и в т.ч. для человека, поэтому она должна употребляться в больших количествах. При этом «мертвая» (серебряная) вода также несет большую роль в жизни растений и человека, но должна употребляться в ограниченных дозах, т.к. «мертвая» вода может, как губить, так и оживлять.
Отметим, также, что «мертвая» вода несет большую практическую значимость в современной жизни:
- «мертвая» вода применяется в медицине для уничтожения огромного колличества вирусов, бактерий и грибков, являющихся основной причиной многих заболеваний. Например, капли для носа Сиалор и Тизин, мазь для лечения гнойных пролежней «Аргосульфан» и др.
- используется как средство первичной обработки при ожогах и порезах, наряду с перекисью, йодом и зелёнкой, например, лейкопластырь «Силкопласт» и «Силкофикс».
- налажено производство чистящих и дезинфицирующих современных средств для использования в бытовых условиях, например, для мытья посуды и чистки сантехники, влажной уборки твердых поверхностей.
- в полевых условиях используется для дезинфекции питьевой воды, например при длительном хранении питьевой воды, на морских судах и во время космических полетов.
- возможно использование в домашнем растениеводстве для полива комнатных растений с целью ускорения их роста и уничтожения грибков.
Размышляя о свойствах «мертвой» воды и возможных способах ее применения мы наметили действия по экспериментальному изучению этих вопросов на ближайшее будущее, а именно:
- провести опыт на срезанных цветах и выяснить продлевает ли вода с наличием в ней серебра им жизнь;
- возможно, ли дольше сохранять чистоту домашнего аквариума с помощью добавления в него «мертвой» воды благодаря ее бактерицидным свойствам;
- повышается ли эффективность проведения влажной уборки при смачивании ткани для протирания пыли «мертвой» водой.
На эти намеченные вопросы мы получим ответы после проведения дальнейшего исследования, а сейчас резюмируя проделанную работу можно сделать вывод, что древние люди, еще не умея писать, замечали целительные свойства воды. Соответственно вода, которая упоминается в фольклорных произведениях, имела в своем составе серебро, поэтому ей взбрызгивали героя для заживления ран, а уже потом питали его живой водой для обретения силы.
В заключение работы сделаем обобщающие выводы:
Вода – важный помощник для живых организмов,т.к. являетсясамым сильный природный растворитель: в воде растворяются в той или иной степени все вещества. Вода с растворенными компонентами твердых веществ и становится средой питания и поставщиком микроэлементов, необходимых для жизни растений, животных и человека.
«Мертвая» вода существует в настоящее время. На основании проведенного исследования к «мертвой» водой мы отнесли воду, которая содержит ионы серебра.
Также в работе была изготовлена самостоятельно «мертвая» вода с наличием в ней серебра несколькими способами:
- растворением солей серебра в воде.
- контактным методом серебрения воды.
Лабораторным исследованием доказали, что ионы серебра присутствуют в трех видах «мертвой» воды. Так, у нас получилось 3 образца воды с разным содержание серебра в каждой: концентрированная вода – 0,050 мг; «мертвая» вода – 0,038 мг; серебряная вода – 0,021 мг.
Экспериментальным путем доказали:
- «мертвая» вода благоприятно влияет на рост растений;
- небольшое количество серебра в «мертвой» воде убивает ряд микроорганизмов, и плесень активно разрастается. Но если в организм из «мертвой» воды попадает много серебра, то плесень теряет возможность размножаться.
В ходе исследования мы установили, что при содержании в воде ионов серебра в объёме не превышающее 0,04 мг/л она благотворно влияет на живые организмы (ускоряет их рост), а с большим количеством серебра «мертвая» вода губительно действует на растения. Соответственно, «мертвая» вода может губить или оживлять.
1. Суслов. Б. Н. «Вода», Ахманов М. «Невский проспект», 2002г.
2. Батмангхелидж. Ф. «Тайная жизнь воды», 2006 г.
3. Эмото М. «Чудо-Вода», 2008 г.
4. Вода: загадочная родина жизни, Бахманн К, 2008, 18 с., статья из журнала «GEO».
5. «Вода». Обербайль К. М.: 000 «ТД «Издательство Мир книги», 2005
6. Приготовление и использование «серебряной» воды. С.В. Дружинин
7. Энциклопедия для детей биология. Издательство «Москва Аванта+» 2001 г.
8. https://www.syl.ru/article/169819/new_voda-v-jizni-cheloveka-biologicheskoe-i-ekologicheskoe-znachenie-vodyi
9. http://happylady.su/zhivaya-i-mertvaya-voda-prigotovlenie-svoimi-rukami/
10. http://www.o8ode.ru/article/oleg2/givaa_i_mertvaa_voda.htm
11. https://www.chel.kp.ru/daily/23852.3/63120/
12. http://paranormal-news.ru/news/zhivaja_i_mertvaja_voda_ot_skazki_k_ehksperimentu/2015-09-28-11355
Анкета
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Какой бывает вода? |
|
2. |
Вы что-нибудь слышали о «живой» и «мертвой» воде? |
|
3. |
Что такое: - «живая» вода? - «мертвая» вода? |
|
4. |
Где найти «живую» и «мертвую» воду? |
|
5. |
«Живая» вода несет пользу или вред? «Мертвая» вода несет пользу или вред? |
Результаты опроса
Рис. 1. Что такое «мертвая» вода?
Рис. 2. Что такое живая вода?
Протокол лабораторных испытаний настоянной воды
Приложение 4
Протокол лабораторных испытаний воды из источника
Приложение 5
Выращивание лука в домашних условиях
Дневник наблюдений за луком (в земле)
14.10.18 – посадка лука в землю.
Вода |
Событие |
|||||||
Появление первых ростков |
19.10.18 |
20.10.18 |
21.10.18 |
22.10.18 |
23.10.18 |
24.10.18 |
25.10.18 |
|
«Мертвая» |
18.10.18 |
2,5 |
7,5 |
9,0 |
17,0 |
19,0 |
23,0 |
24 |
Талая |
19.10.18 |
2,0 |
5,0 |
13,0 |
15,0 |
18,0 |
20 |
|
Водопроводная |
24.10.18 |
1,0 |
||||||
Фильтрованная |
24.10.18 |
0,5 |
||||||
Колодезная |
20.10.18 |
0,5 |
8,5 |
12,0 |
16,0 |
16,5 |
||
Дождевая |
24.10.18 |
0,5 |
||||||
Бутилированная |
20.10.18 |
1,0 |
5,5 |
8,5 |
11,5 |
12 |
||
Дистиллированная |
23.10.18 |
1,0 |
2,0 |
Темп роста прорастания лука
Дневник наблюдений за луком, поливаемым настоянной серебряной водой, «мертвой» водой из источника и концентрированной водой
22.11.18 – посадка лука в землю.
Вода |
Событие |
||||||||
Появление первых ростков |
30.11.18 |
01.12.18 |
03.12.18 |
04.12.18 |
05.12.18 |
06.12.18 |
07.12.18 |
10.12.18 |
|
Настоянная серебряная вода |
29.11.18 |
1,0 |
3,0 |
7,0 |
8,0 |
10,0 |
14,0 |
16,0 |
25,0 |
«Мертвая» вода из источника |
29.11.18 |
0,5 |
2,5 |
5,0 |
8,0 |
11,0 |
15,0 |
17,0 |
25,0 |
Концентрированная серебряная вода |
01.12.18 |
0,5 |
2,0 |
4,0 |
6,5 |
8,0 |
10,0 |
15,0 |
Темп роста лука, поливаемого настоянной серебряной водой, «мертвой» водой из источника и концентрированной водой
Результат эксперимента по выращиванию плесени
с помощью серебряной воды
18