Игра – дело серьёзное. Настольные игры -это наука, обучающая жизни в социуме

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Игра – дело серьёзное. Настольные игры -это наука, обучающая жизни в социуме

Жидков Т.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 Щёлковского муниципального района Московской области
Щипакина С.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Щелковского муниципального района Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Иногда во дворе и на переменах я наблюдал, что дети ссорятся, не умеют общаться друг с другом. А почему? Да потому, что играть в общие игры разучились. Теперь даже для взрослых придуманы деловые игры.

Актуальность исследования. Многие ученики на перемене не знают, как реализовать свою энергию, начинают бегать, прыгать по коридорам и лестницам, создавая опасность травмирования. Многие учащиеся все перемены напролет играют в планшет или телефон. И мое исследование может быть полезно для организации детей на перемене и после уроков.

По мнению многих взрослых, самым замечательным и полезным способом развлечения является коллективная настольная игра. И мне стало интересно, в какие же игры играли наши родители, бабушки и дедушки? Как и откуда вообще появилась игра? Что такое «настольная игра» и чем она отличается от знакомых нам игр?

Цельюмоей исследовательской работы являлось изучение настольных игр, в которые играли наши родители, определить значение настольной игры в жизни ребёнка.

Исходя из цели, я поставил перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Разработать анкеты для детей и взрослых и провести анкетирование.

3. Выявить, в какие настольные игры играли наши предки, узнать правила этих игр.

4. Разучить с одноклассниками новые игры.

5. Создать свою игру для ребят.

Гипотеза исследования. Возможно, если мы теоретически и практически изучим правила игр наших предков, то нам будет интереснее общаться друг с другом. 

Предмет исследования. Настольные игры.

Объект исследования. Обществознание.

Методы исследования. Изучение литературы и материалов Интернет, сравнение, классификация, опрос учащихся и родителей, проведение игр, создание собственной игры.

II. Основная часть

1.Почти забытые игры.

1.Во что играли наши предки.

Прежде всего, из книжных источников я узнал, что наиболее элементарные из игр зародились ещё в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это игры с бегом и ловлей друг друга, лазание по деревьям.

В период первобытнообщинного строя (VIVIII века) у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства.

Существует много определений слова «игра»

У древних греков слово "игра" означало собой действия, свойственные детям.

У римлян "игра" означало радость, веселье.

У немцев слово "игра" означало лёгкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.

Наиболее подробно понятие "игра", "играть" разъясняет В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка": "Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие".

На протяжении тысяч лет настольные игры были одним из способов развлечения в различных цивилизациях и культурах. Известны игры, которые появились ещё до возникновения письменности, и игры с религиозной подоплёкой. Я изучил несколько настольных игр, в которые с удовольствием играют современные люди, даже не подозревая, насколько древние это развлечения.

1. Тафл

Тафл был очень популярной игрой среди викингов. Суть игры состоит в том, что один игрок стремится провести своего короля от центра доски к краю, в то время как другие делают все возможное, чтобы захватить его. Тафл распространился по всей Европе и стал по сути шахматами того времени.

2. Игра лендлорда - первая "Монополия"


Игра лендлорда была изобретена в 1903 году Мэрилендской актрисой Лиззи Меги. Настольная игра состояла из квадратной доски, по краям которой были размещены названия того, что игроки могут купить. Настольная игра имела четыре железные дороги, два предприятия, тюрьму. Угловые клетки давали игрокам $ 100 каждый раз, когда их фишка становилась на эти клетки. Не правда ли, звучит знакомо? Но игра лендлорда была запатентована три десятилетия до того, как Чарльз Дэрроу «изобрел» Монополию и продал ее ParkerBrothers. 

3.Мельница


Мельница - игра, в которой фишки нужно выстроить в линию из трех фишек подряд. После того, как это удалось сделать, игрок снимает любую фишку противника с поля. Игра считается законченной, когда один из игроков не может построить "мельницу", так как у него осталось 2 фишки или нет возможности сделать ход. Каменные доски для этой игры, датирующиеся 1440 г. до нашей эры, были найдены в Шри-Ланке, бронзовые – а Ирландии, древней Трое и юго-западе Соединенных Штатов.
4. Особняк счастья


Особняк Счастья - поучительная морально-развлекательная игра, которая была издана в Великобритании. В 1843 в неё начали играть и в США. Игра была полностью сделана на основах христианской морали и должна была обучать детей добродетелям настоящего христианина. 
5. Манкала


Манкала – серия однотипных настольных игр, которые распространены по всему миру. Некоторые учёные полагают, что манкала еще старше, чем сенет. Для игры нужен всего лишь пятачок мягкой земли и горстка семян или гальки. На земле делаются лунки, которые игроки по очереди засевают камнями. Цель игры - захватить как можно больше камней противника. 

2. Современные настольные игры
Следующим этапом моей работы было изучение современных настольных игр.

1.Пазлы.

Они трудоемкие и простые, состоят из дерева, бумаги или мягкой ткани. По мере взросления число составляющих пазла прибавляются. В игре развивается фантазия и мыслительные процессы. Так же играющий будет иметь представление о том, что такое целое и его части.

2.Нарды.

Чтобы натренировать внимание и запоминание .Примитивный алгоритм действия и незамысловатые правила. Соревнуются в нарды дети, возраст которых  больше пяти лет. Игры типа ходилок понравятся малышу или многочисленной компании детей. Каждый из участников бросает принадлежащий ему кубик и двигает по клеткам специального поля фигурку. Числа, появившиеся на грани кубика обозначают количество ходов.

Задача ходилок состоит расширения кругозора, тренировки навыков внимания и счета.

3.Конструктор.

Игры, помогающие тренировать координацию движений ребенка построены в виде конструктора. Ребенок выстраивает из него сооружение или башню. На следующем этапе каждый из противников вытаскивает снизу по одному кубику. Все время следят за целостностью конструкции и за тем, чтобы элементы не развалили ее.

4.Настольные соревнования спортивного характера – замена соревнованиям активных детей. Разнообразие в досуг мальчиков внесет настольный футбол или хоккей. Детям старшего возраста подойдут соревнования, знакомые с детства взрослым – шашки, лото, домино и шахматы. Каждый противник здесь сражается не за команду, а за себя.

5.Головоломки

Эти игры разрабатываются для одного участника, хотя с их помощью проводятся турниры с участием большого количества игроков. Материал головоломок зависит от того, на что хватит фантазии и воображения конструктора.

3.Классифиция игр.

По функции

Та или иная игра включает в себя одну или несколько функций. Насчитывается четыре вида таких категорий. К ним относятся коммуникативная, азартная, досуговая и обучающая. Но распространенным типом деления называют классификацию:

Развлекательного характера;

Азартные ;

Обучающие для ребенка и взрослого;

Головоломки;

Для общения.

По характеру игры

Интеллектуального типа. К этому виду относятся игры стратегического и логического характера (морской бой или шахматы). Исход зависит от того, насколько умен противник. Побеждает тот, кто умеет думать и просчитывать следующие ходы.

Азартного типа. Призваны воздействовать на сущность игрока и пробуждать в нем азарт. Они основаны на случайном методе. Победителем здесь становится не ловкий, хитрый или умный, а везучий игрок. Примерами таких развлечений называют нарды, знаменитые «кости», а так же «преферанс» и «бридж».

Проверка на физические способности. Эти соревнования призваны проверить какая скорость реакции у противника, внимателен ли он.

По типу используемых предметов:

1.С картами (вист, преферанс, винт, дурак, бридж).

2.С костями (применяются в развлечениях типа «Нарды»)

3.С использованием специальных приспособлений (досок) – шахматы, нарды, шашки.

4.С применением канцелярских принадлежностей (бумаги и карандаша) – быки и коровы, морской бой, крестики-нолики, буриме, виселица.

5.Основанные на выкладывании интересных узоров (домино, маджонг).

По типу правил:

1.Развлечения, несущие полную информацию об игре. В них изначально установлены правила об участниках. Это шахматы и шашки.

2.Игры, несущие неполную информацию. Здесь правила даются игрокам на выбор. Это бридж и покер. Каждый противник здесь сражается не за команду, а за себя

2. Анкетирование детей и взрослых.

Я составил анкеты и провел анкетирование детей и взрослых.

Анкета для детей.

1.Какие игры ты знаешь?

2.Какие игры тебе больше всего нравятся? Почему?

3.С кем ты любишь играть в игры? Почему?

Анкета для взрослых.

В какие настольные игры Вы любили играть в детстве?

Где Вы чаще всего играли? С кем?

Какие качества характера развивали у Вас игры?

Играют ли в эти игры Ваши дети? Почему?

Обработав полученные данные анкет (Приложение 1), я получил такие результаты. Ребята назвали большое количество компьютерных игр. Названия подвижных игр повторялись почти у всех ребят. Это «Прятки», «Жмурки», футбол. При ответе на второй вопрос половина ребят написала, что им интереснее играть в компьютерные игры. Но половина ребят написала, что им интереснее играть с друзьями, потому что можно придумывать что-нибудь интересное и общаться.

Вывод: результат опроса показал, что не все современные дети предпочитают компьютерные игры, но знают мало настольных игр. Из анкет взрослых (Приложение 2) я понял, что в основном они играли на улице, во дворе и всегда с друзьями .Половина родителей ответили, что любили играть в настольные игры. Настольные игры развивали у них навык мышления, память, учили делиться, проигрывать, развивать внимательность, логическое и образное мышление, учили взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.

Из анкет родителей я узнал, что некоторые их игры знакомы и нам. Это шахматы, шашки," Чапаев".

Результаты опроса говорят о том, что наиболее предпочтительными для ребят из моего класса являются подвижные игры. И я решил, что необходимо разучить с одноклассниками новые настольные игры, которые помогут нам интересно и с пользой проводить время на переменах и после уроков, помогут нам сдружиться.

Я придумал свою настольную игру «Путешествие по Золотому кольцу России».

3. Моя игра «Путешествие по Золотому кольцу России».

Правила настольной игры . Игроков- 2-4 человека.
Вначале игроки выбирают фишки и определяют очередность хода.
Игроки устанавливают фишки на клетку "СТАРТ"
Первый игрок бросает кубик и перемещает фишку на количество клеток, выпавшем на кубике.
Далее игроки по очереди совершают те же действия.
Если игрок попадает на красную клетку, он пропускает ход (чтобы ознакомиться с достопримечательностями города).
Если игрок попадает на зелёную клетку, то он двигается по стрелке (запасному маршруту).
Выигрывает тот, кто первым придет к ФИНИШУ.

III.Заключение

Проведя исследование, я пришел к следующим выводам.

Во-первых, игра – это занятие не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость.

Во-вторых, эта радость свободна от расчёта на вознаграждения.

В-третьих, игра не похожа на учение и труд, но развивает память, мышление, быстроту, ловкость, выносливость, силу, смекалку.

В-четвёртых, в игре создаётся на время особый условный мир, в котором мы общаемся и уважаем друг друга.

Я нашёл как подтверждение своей гипотезы, так и дополняющие ее факторы. Я достиг поставленной мной цели.

Закончив свой проект, я могу сказать, что мне очень понравилось работать над этой темой.

Практическая значимость исследования

Собранные в моей работе материалы можно использовать на переменах, уроках «Окружающего мира», в работе классных руководителей.

VII.Список литературы.

1. Словарь В.Даля.http://dal.sci-lib.com/

2. Статьи интернета.

3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/06/klassifikatsiya-detskih-igr

4. Словарь С.Ожегова http://enc-dic.com/ozhegov/Igra-10407/

5. https://novate.ru/blogs/020315/30232/ 10 самых древних в истории настольных игр.

Приложение 1

1. Какие игры ты знаешь?

2.Какие игры тебе нравятся?

3. С кем ты любишь играть ?

Приложение 2

1. В какие игры вы любили играть в детстве?

2.Где вы чаще всего играли? С кем?

Просмотров работы: 646