Свойства воды

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Свойства воды

Реботунова А.В. 1
1МБОУ Гимназия №2 г.Красногорска
Козлова О.М. 1
1МБОУ Гимназия №2 г.Красногорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Привычное не удивляет, и в том, что мы постоянно используем, нет таинственности. Но есть на планете явления, которые не перестают вызывать восторг и изумление. Они не подчиняются известным законам.

Например, вода. Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Мы узнаём её в виде жидкости и твёрдого тела, мы наблюдаем за её парами, проплывающими над нами в виде белых облаков.  Вода – самое распространённое, знакомое и необходимое вещество для человека на Земле

Мы решили провести исследование, цель которого - выявить удивительные свойства воды, доказать на опытах факты, взятые из разных источников информации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

провести опыты, доказывающие уникальность воды;

определить и выделить удивительные свойства воды;

проанализировать полученные результаты;

сделать выводы.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства воды.

Методы исследования:

опыты.

Практическая направленность - исследуя удивительные свойства воды, мы расширяем кругозор, развиваем логическое мышление и тренируем интеллект. Полученные знания можно использовать для проведения уроков и внеклассных мероприятий в начальных классах с целью вызвать интерес у учащихся к окружающему миру и выработать необходимые качества и умения использовать творческий опыт и знания в жизни.

Опыт первый: прозрачность воды.

Оборудование: стакан с водой, ложка.

В процессе работы мы выявляли одно из свойств воды - прозрачность. Для этого мы опустили ложку в прозрачный стакан с водой.

Результат: ложка видна. (Приложение 1. Рисунок 1).

Вывод: предмет, погружённый в воду, виден. Это доказывает, что вода прозрачная.

Опыт второй: цвет воды.

Оборудование: стакан с водой, цветовая схема.

Сравним воду в прозрачном стакане с цветовой схемой, предложенной в учебнике по Окружающему миру А.А. Плешакова. Поднесем стакан к схеме.

Результат: мы видим, что у воды нет цвета. (Приложение 1. Рисунок 2).

Вывод: вода бесцветна.

Опыт третий: запах воды.

Оборудование: стакан с чистой водой.

Проверим есть ли запах у чистой воды. Для этого проведем элементарный опыт – понюхаем воду.

Результат: у чистой воды запаха нет. (Приложение 1. Рисунок 3).

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт четвертый: растворимость воды.

Оборудование: 2 стакана с чистой водой, соль, измельченный мел.

Вода является хорошим растворителем для некоторых веществ, но не для всех. Добавим в один стакан соль, а в другой стакан измельченный мел. (Приложение 1. Рисунок 4).

Результат: Что мы наблюдаем? Соль растворилась в воде, а в стакане, в который мы опустили мел, получилась белая непрозрачная жидкость. (Приложение 1. Рисунок 5).

Вывод: Вода считается универсальным растворителем, потому что способна растворять практически любые вещества, правда для растворения некоторых веществ требуется настолько долгое время, что они считаются практически нерастворимыми.

Опыт пятый: после фильтрации вода очищается.

Оборудование: стакан с загрязненной водой, фильтр для воды из салфетки и воронки.

Нальем в стакан загрязненную воду через бумажный фильтр. (Приложение 1. Рисунок 6).

Результат: Вода в стакане окажется чистой, а фильтр станет грязным. (Приложение 1. Рисунок 7, Рисунок 8).

Вывод: воду можно очистить от примесей с помощью фильтров.

Опыт шестой: скорость движения молекул в воде.

Оборудование: стакан с очень горячей водой, стакан с очень холодной водой, краситель.

Капнем по несколько капель красителя в стакан с очень холодной и в стакан с очень горячей водой.

Результат: Вода в стакане с горячей водой окрасится быстрее, чем вода в стакане с холодной водой. (Приложение 1. Рисунок 9).

Вывод: в горячей воде окрашивание произойдет быстрее, т.к. молекулы воды, сцепляясь с молекулами краски начнут хаотически двигаться. И это будет происходить быстрее в горячей воде, чем выше температура, тем быстрее движение молекул. И, наоборот, в холодной воде молекулы двигаются медленнее.

Опыт седьмой: непроницаемая ткань.

Оборудование: стакан, наполненный водой до краев, квадратный кусок мокрой марли, резинка, глубокая миска.

Накроем стакан с водой марлей и закрепим резинкой, так что бы марля была натянута. Теперь перевернем стакан над миской.

Результат: Когда мы переворачиваем стакан, из него вначале просачивается небольшое количество воды, но затем она перестает течь совсем. Марля не дает воде вылиться из стакана. (Приложение 1. Рисунок 10).

Вывод: Этот трюк возможен отчасти из-за поверхностного натяжения — способности молекул на поверхности жидкости сцепляться друг с другом, образуя тонкую пленку. Вода заполняет отверстия в ткани и «запечатывает» их благодаря поверхностному натяжению. Кроме того, воздух, так же, как и вода, состоит из молекул. В воздухе молекулы все время находятся в движении, создавая постоянное атмосферное давление. Когда мы переворачиваем стакан, в нем не остается воздуха, поэтому там отсутствует и атмосферное давление. Давление воздуха снаружи стакана на ткань оказывается больше, чем давление воды внутри него.

Заключение

Ученые правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий.

Мы провели серия опытов, наглядно доказывающих такие удивительные свойства воды, как: способность растворять, фильтроваться, как вода меняется при нагревании и охлаждении. Благодаря проведенным опытам мне открылись новые, ранее не изученные мною свойства воды.

На основании данных, полученных опытным путем, а также в результате теоретического анализа научно-популярной литературы можно сделать  вывод, подтверждающий гипотезу исследования: вода – действительно уникальное вещество, и мы с полной уверенностью можем сказать: «Вода – это жизнь»!

Выяснилось, что проведение опытов – это не только способ изучения, но и способ очень весело проводить время. Опыты я проводила дома, мама помогла снять видео и я показала фильм в классе ребятам. Опыты очень понравились моим одноклассникам, я считаю, что они помогли ученикам познакомиться с удивительными свойствами самой простой воды.

Мы достигли своей цели и надеемся, что исследования, проведенные  в данной работе, расширят кругозор и проявят интерес к изучению окружающего удивительного нас мира.

Список использованной литературы

Окружающий мир Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 7-у изд. – М.: Просвещение, 2017. – 176 с.: ил. – (Школа России).

Удивительные свойства обычной воды — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2019/08/13/issledovatelskaya-rabota-udivitelnye.

Уроки волшебства — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.lmagic.info/nepronicaemaya_tkan.htmlА

Приложение 1.

Опыт первый: прозрачность воды.

Рисунок 1.

Опыт второй: цвет воды.

Рисунок 2.

Опыт третий: запах воды.

Рисунок 3.

Опыт четвертый: растворимость воды.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Опыт пятый: после фильтрации вода очищается.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

Опыт шестой: скорость движения молекул в воде.

Рисунок 9.

Опыт седьмой: непроницаемая ткань.

Рисунок 10.

13

Просмотров работы: 63