Введение
Привычное не удивляет, и в том, что мы постоянно используем, нет таинственности. Но есть на планете явления, которые не перестают вызывать восторг и изумление. Они не подчиняются известным законам.
Например, вода. Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Мы узнаём её в виде жидкости и твёрдого тела, мы наблюдаем за её парами, проплывающими над нами в виде белых облаков. Вода – самое распространённое, знакомое и необходимое вещество для человека на Земле
Мы решили провести исследование, цель которого - выявить удивительные свойства воды, доказать на опытах факты, взятые из разных источников информации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
провести опыты, доказывающие уникальность воды;
определить и выделить удивительные свойства воды;
проанализировать полученные результаты;
сделать выводы.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: свойства воды.
Методы исследования:
опыты.
Практическая направленность - исследуя удивительные свойства воды, мы расширяем кругозор, развиваем логическое мышление и тренируем интеллект. Полученные знания можно использовать для проведения уроков и внеклассных мероприятий в начальных классах с целью вызвать интерес у учащихся к окружающему миру и выработать необходимые качества и умения использовать творческий опыт и знания в жизни.
Опыт первый: прозрачность воды.
Оборудование: стакан с водой, ложка.
В процессе работы мы выявляли одно из свойств воды - прозрачность. Для этого мы опустили ложку в прозрачный стакан с водой.
Результат: ложка видна. (Приложение 1. Рисунок 1).
Вывод: предмет, погружённый в воду, виден. Это доказывает, что вода прозрачная.
Опыт второй: цвет воды.
Оборудование: стакан с водой, цветовая схема.
Сравним воду в прозрачном стакане с цветовой схемой, предложенной в учебнике по Окружающему миру А.А. Плешакова. Поднесем стакан к схеме.
Результат: мы видим, что у воды нет цвета. (Приложение 1. Рисунок 2).
Вывод: вода бесцветна.
Оборудование: стакан с чистой водой.
Проверим есть ли запах у чистой воды. Для этого проведем элементарный опыт – понюхаем воду.
Результат: у чистой воды запаха нет. (Приложение 1. Рисунок 3).
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт четвертый: растворимость воды.
Оборудование: 2 стакана с чистой водой, соль, измельченный мел.
Вода является хорошим растворителем для некоторых веществ, но не для всех. Добавим в один стакан соль, а в другой стакан измельченный мел. (Приложение 1. Рисунок 4).
Результат: Что мы наблюдаем? Соль растворилась в воде, а в стакане, в который мы опустили мел, получилась белая непрозрачная жидкость. (Приложение 1. Рисунок 5).
Вывод: Вода считается универсальным растворителем, потому что способна растворять практически любые вещества, правда для растворения некоторых веществ требуется настолько долгое время, что они считаются практически нерастворимыми.
Опыт пятый: после фильтрации вода очищается.
Оборудование: стакан с загрязненной водой, фильтр для воды из салфетки и воронки.
Нальем в стакан загрязненную воду через бумажный фильтр. (Приложение 1. Рисунок 6).
Результат: Вода в стакане окажется чистой, а фильтр станет грязным. (Приложение 1. Рисунок 7, Рисунок 8).
Вывод: воду можно очистить от примесей с помощью фильтров.
Опыт шестой: скорость движения молекул в воде.
Оборудование: стакан с очень горячей водой, стакан с очень холодной водой, краситель.
Капнем по несколько капель красителя в стакан с очень холодной и в стакан с очень горячей водой.
Результат: Вода в стакане с горячей водой окрасится быстрее, чем вода в стакане с холодной водой. (Приложение 1. Рисунок 9).
Вывод: в горячей воде окрашивание произойдет быстрее, т.к. молекулы воды, сцепляясь с молекулами краски начнут хаотически двигаться. И это будет происходить быстрее в горячей воде, чем выше температура, тем быстрее движение молекул. И, наоборот, в холодной воде молекулы двигаются медленнее.
Опыт седьмой: непроницаемая ткань.
Оборудование: стакан, наполненный водой до краев, квадратный кусок мокрой марли, резинка, глубокая миска.
Накроем стакан с водой марлей и закрепим резинкой, так что бы марля была натянута. Теперь перевернем стакан над миской.
Результат: Когда мы переворачиваем стакан, из него вначале просачивается небольшое количество воды, но затем она перестает течь совсем. Марля не дает воде вылиться из стакана. (Приложение 1. Рисунок 10).
Вывод: Этот трюк возможен отчасти из-за поверхностного натяжения — способности молекул на поверхности жидкости сцепляться друг с другом, образуя тонкую пленку. Вода заполняет отверстия в ткани и «запечатывает» их благодаря поверхностному натяжению. Кроме того, воздух, так же, как и вода, состоит из молекул. В воздухе молекулы все время находятся в движении, создавая постоянное атмосферное давление. Когда мы переворачиваем стакан, в нем не остается воздуха, поэтому там отсутствует и атмосферное давление. Давление воздуха снаружи стакана на ткань оказывается больше, чем давление воды внутри него.
Заключение
Ученые правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий.
Мы провели серия опытов, наглядно доказывающих такие удивительные свойства воды, как: способность растворять, фильтроваться, как вода меняется при нагревании и охлаждении. Благодаря проведенным опытам мне открылись новые, ранее не изученные мною свойства воды.
На основании данных, полученных опытным путем, а также в результате теоретического анализа научно-популярной литературы можно сделать вывод, подтверждающий гипотезу исследования: вода – действительно уникальное вещество, и мы с полной уверенностью можем сказать: «Вода – это жизнь»!
Выяснилось, что проведение опытов – это не только способ изучения, но и способ очень весело проводить время. Опыты я проводила дома, мама помогла снять видео и я показала фильм в классе ребятам. Опыты очень понравились моим одноклассникам, я считаю, что они помогли ученикам познакомиться с удивительными свойствами самой простой воды.
Мы достигли своей цели и надеемся, что исследования, проведенные в данной работе, расширят кругозор и проявят интерес к изучению окружающего удивительного нас мира.
Список использованной литературы
Окружающий мир Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 7-у изд. – М.: Просвещение, 2017. – 176 с.: ил. – (Школа России).
Удивительные свойства обычной воды — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2019/08/13/issledovatelskaya-rabota-udivitelnye.
Уроки волшебства — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.lmagic.info/nepronicaemaya_tkan.htmlА
Приложение 1.
Опыт первый: прозрачность воды.
Рисунок 1.
Опыт второй: цвет воды.
Рисунок 2.
Опыт третий: запах воды.
Рисунок 3.
Опыт четвертый: растворимость воды.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Опыт пятый: после фильтрации вода очищается.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Рисунок 8.
Опыт шестой: скорость движения молекул в воде.
Рисунок 9.
Опыт седьмой: непроницаемая ткань.
Рисунок 10.
13