Поющие бокалы

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Поющие бокалы

Хроменкова М.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковская средняя общеобразовательная школа»
Журова А.Н. 1
1МОУ ИРМО "Марковская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ни одно торжество не обходится без древней традиции – чокаться бокалами с напитком. Это является знаком дружеского гостеприимства, внимания и уважения. Вы когда-нибудь задумывались, почему издается звук при ударе бокалов? Почему он всегда разный – то тихий, то звонкий, а порой можно услышать нотки приятной мелодии.

Однажды, помогая маме сервировать стол, я случайно ударила вилкой о стоящие бокалы и услышала знакомые ноты из музыкальных произведений, которые играю на фортепиано в музыкальной школе.

Актуальность моей работы в том, что бокалами пользуются практически все, но не все знают, что можно воспроизводить мелодии с помощью бокалов.

Мне стало интересно узнать о таком явлении как звон бокалов, понять причину отличий звуков.

Объектом моей исследовательской работы является стеклянный бокал.

Предмет исследований: звук «поющего» бокала.

Гипотеза – звук «поющего» бокала зависит от характеристик самого бокала. На бокалах с водой можно воспроизвести мелодию.

Целью проекта является изучение воспроизводимых с помощью бокала звуков.

Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:

изучить литературу по теме исследования;

изучить использование бокалов, в качестве музыкального инструмента;

провести эксперименты с использованием бокалов;

проанализировать полученные результаты.

При изучении данной темы мною были использованы следующие методы исследования:

Теоретические – изучение и анализ литературы, проведение анкетирования обучающихся 4 классов школы МОУ ИРМО «Марковская СОШ».

Практические – наблюдение, проведение опытов.

Для решения поставленных задач использовала ресурсы: материалы Интернета, эксперимент, анкетирование обучающихся 4 классов МОУ ИРМО «Марковская СОШ».

Место исследования: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова, улица Рубиновая, дом 12

Сроки разработки и реализации проекта:

1. Сбор и анализ информации по теме (август- сентябрь 2019г.)

2. Сбор и анализ результатов анкетирования по теме научной работы (сентябрь 2019г.)

3. Практическая работа проведения опытов в домашних условиях (сентябрь-октябрь 2019г.)

4. Создание презентации и фотоальбома для представления проекта (ноябрь 2019г.)

5. Представление проектной работы на школьной НПК (декабрь 2019г.)

Для планирования практической части проекта необходимо: бокалы различной формы и толщины, вода, деревянная палочка.

Основная часть

1.История стеклянных музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты изготавливают из различных материалов: металла, дерева, кожи, пластика. Но существуют ли инструменты из знакомого нам стекла? Стеклянных инструментов совсем не много, к ним относятся стеклянная арфа, веррофон, стеклянная гармоника и стеклянная флейта.1

В начале 17 века человек научился создавать из стекла тонкие изделия и заметил, что если провести пальцем по краю влажного бокала, то появится тянущийся звук.

Так появился инструмент «Стеклянная арфа» - она состояла из 30 или 40 бокалов наполненных разным количеством воды.

В 1757 году в Лондон великий американский ученый Бенджамин Франклин задался целью усовершенствовать стеклянную арфу и создал стеклянную гармонику. Она представляла собой набор стеклянных полусфер, нанизанных на металлическом вале. Вал постоянно вращался на половину погруженный в воду, раздавался протяженный, мелодичный звук2. Стеклянную гармонику стали использовать даже в симфоническом оркестре, а известные композиторы, такие как Бетховен, Штраус, Рубинштейн писали специальные произведения для стеклянного инструмента.

К началу 20 века интерес к созданию стеклянных гармоник исчез, и они оставались только в музее. Лишь в 1984 году в Германии вновь была создана стеклянная гармоника, интерес к стеклянным инструментам возродился.

Позже появился такой инструмент, как стеклянный орган – он состоял из стеклянных трубочек, расположенных вертикально – это сложный и дорогой в изготовлении музыкальный инструмент. Впервые его сконструировали во Франции в 1952 году.

В 1983 году немецкий мастер Саша Рекерт создал веррофон. Веррофон внешне выглядит как обыкновенный орган, только трубы у него стеклянные и наполнены водой. Данный мастер известен как лучший профессионал в изготовлении стеклянных инструментов.

Существуют различные стеклянные кристаллофоны и ксилофоны. В Тайланде используют такой стеклянный инструмент как «ранаткаэо» - музыкант стучит деревянным молоточком по подвешенным стеклянным палочкам.

В одном из музеев Санкт-Петербурга бережно хранится стеклянная флейта, принадлежавшая Александру I.3

Современные стеклодувы создают удивительные изделия различной сложности – поэтому можно смело сказать, что еще впереди открытие новых стеклянных инструментов.

2.Основы стеклянной грамоты

Объяснить природу звучания бокалов может такая наука, как физика.

При трении пальца о бокал создаются звуковые волны – одно из физических явлений, которое требует отдельного изучения.

На практике, для воспроизведения звука с помощью бокала необходимо знать следующие особенности4:

- лучше «поют» бокалы из простого тонкого стекла;

- руки должны быть чистыми, без малейших следов жира;

- звук зависит от скорости скольжения пальца по краю бокала;

- высота звука может быть «настроена» с помощью определенного количества воды в бокале. Чем больше в бокале воды, тем ниже звук и наоборот.

Если в тонкий бокал налить подкрашенную чернилами воду, а потом попытаться сыграть на нем, вода начнет повторять рисунок волн, идущий от пальца ко дну бокала.

Бокал начинает звучать не сразу, необходимо создать волну с помощью движения пальца. Кисть при выполнении круговых движений должна быть расслаблена.

Играть на бокалах можно и другим способом – молоточком, палочкой или даже чайной ложкой. Необходимо контролировать силу удара, чтобы не разбить бокал. Стучать можно по краю или боковой части бокала.5

Для самостоятельной настройки бокалов, конечно же, необходимо знать основы начального музыкального образования и обладать музыкальным слухом.

3. Практическая часть

Итоги анкетирования обучающихся 3-х и 4-х классов

Я провела анкетирование среди обучающихся 3-х и 4-х классов, цель которого узнать уровень знаний о игре на бокалах.(см. приложение № 2, № 3). Мною было опрошено 235 ребят.

Результаты опроса показали, что 92% ребят знают о том, что на бокалах можно играть различные мелодии.

На вопрос: «Знаете ли вы, что на бокалах можно играть мелодии?»

92 % - ответили, что знает о такой возможности

8 % - ответили, что не слышали о такой игре;

Как оказалось, 56 % ребят проводили дома опыты по изучению звуков с помощью стеклянных бокалов. Из них 36 % отметило, что у них получилось услышать звуки бокалов. 42 % опрошенных никогда не пробовали «играть» на бокалах. А 2 % ребят вообще не поверили, что это возможно.

75% учащихся не знают о профессиональных стеклянных музыкальных инструментах. 20 % указали, что таковыми являются бокалы и лишь 5 % смогли назвать редкие инструменты из стекла, такие как гитара, скрипка, флейта, саксофон, стеклянная гармоника.

Вывод: итоги анкетирования показали, что уровень изученности данной темы не высок. Для подтверждения гипотезы требуются практические доказательства. Исследование подтвердило тот факт, что услышать «поющий» бокал может каждый, все зависит от интереса и желания человека.

Опыт «Зависимость высоты звука от толщины

и формы бокала»

Научно доказано, что высота звука зависит от толщины и формы бокала. Я захотела убедиться в этом опытным путем.

Мне потребовались бокалы различной толщины и формы, а также простая питьевая вода.

Бокалы я расставила на столе на небольшом расстоянии друг от друга, затем взяла палочку и начала потихоньку стучать по каждому из них. Четкий и звонкий звук исходил из бокала, сделанного из тонкого стекла. Бокал с толстыми стенками издавал более низкий и глухой звук.

Затем, я решила изменить тон звука в бокалах с помощью питьевой воды. Я налила небольшое количество в один из бокалов и стукнула палочкой, затем добавила воды – звук стал ниже.

Далее я решила извлечь звук из бокалов с помощью пальцев. Я тщательно вымыла руки, смочила средний палец в воде и начала водить по краю бокалов. При вращении начал исходить звук. Громкость и звучание было различным на разных бокалах.

Вывод: высота звука зависит от толщины и формы бокала, а также от способа ее воспроизведения.

Опыт «Угадай мелодию»

В первом опыте я выяснила, что тон звука в бокале можно настроить с помощью определенного количества воды. Мне захотелось попробовать воспроизвести простую мелодию с помощью бокалов с водой.

Для проведения опыта я использовала 8 одинаковых по форме и размеру бокалов, налив в них определённое количество воды. Для настройки тона каждого бокала я регулировала количество воды - подливала или убавляла. С помощью палочки воспроизводила звук и выстраивала бокалы на слух в нужном мне порядке. В результате, я смогла сыграть знакомую всем мелодию «В траве сидел кузнечик».

Вывод: на бокалах с водой можно играть мелодию.

Заключение

Звук «поющего» бокала несравним со звуками других музыкальных инструментов. Перед игрой музыкальных инструментов созданных из стекла невозможно устоять – это неземное и волшебное звучание.

Благодаря техническому развитию, каждый из нас может послушать уникальную виртуозную игру профессионалов на «поющих» бокалах в своем телефоне или компьютере. Удивительно, но данной игре не обучают в музыкальных школах. Все имеющиеся знания получены из личного опыта конкретных людей.

В дальнейшем я хотела бы научиться профессиональной игре на бокалах и увидеть своими глазами стеклянный орган.

«…многие слышали, как звучит бокал, если провести по его краю чистым влажным пальцем. Однако немногим удалось объединить «поющие» бокалы в целый оркестр, что, безусловно, способно удивить неискушенного слушателя: люди буквально «заворожены прелестью его звучания»6

Бенджамин Франклин (1761 г.)

Список использованной литературы

Игра на бокалах, почти всерьез. «Поющие бокалы»Ольга Шотландия [Электронный ресурс]// [сайт] «Варга. Акустические музыкальные инструменты» // URL: http: // vargan.ru/ litrophone/ index.shtml

Музыка в стекле: стеклянные инструменты. Тим Скоренко[Электронный ресурс] // Интернет - журнал «Популярная механика», № 11 Ноябрь 2009. URL: http:// www.popmech.ru/design/9593-muzyka-v-stekle

Почему хрусталь поет? Сергей Денисевич.[Электронный ресурс]// Познавательный интернет - журнал «ШколаЖизни.ру» // URL: http: // shkolazhizni.ru/culture/articles/3669

Совет 1: как играть на стаканах[Электронный ресурс] // [сайт] «Как просто!» URL: http: // www.kakprosto.ru/ kak-103981-kak-igrat-na-stakanah

Стекляннаягармоника [Электронныйресурс] // [сайт] «ВикипедиЯ» // URL: http: // ru.m.wikipedia.org/ wiki/ Стеклянная_гармоника

Тимофей Винковский: маэстро хрустальных симфоний. [Электронный ресурс] // Личный блог Тимофея Винковского. URL: http:// crystal-harmony.ru/offer

Приложение № 1

Словарь

Веррофон (стеклянная гармоника) – редкий музыкальный инструмент, состоящий из стеклянных полусфер различного размера, нанизанных на горизонтальную вращающуюся металлическую ось.

Звуковые волны – механические колебания, которые распространяясь и взаимодействия с органом слуха, воспринимаются человеком.

Кристаллофон (стеклянная арфа)- композиция из хрустальных бокалов, расположенных в определенной последовательности.

Металлический вал – деталь цилиндрической формы с круглым или квадратным сечением.

Музыкальный ряд – последовательность звуков расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке.

Музыкальный слух – способность человека полноценно воспринимать музыку, оценивать высоту звука, а также тембр его источника и другие характеристики.

Полусфера–это геометрическое место точек в пространстве, равноудаленных от некоторой заданной точки (центра сферы), половина шара.

Стеклодув – мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы с помощью выдувания.

Симфонический оркестр– большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки.

Стеклянный ксилофон – представляет собой ряд из стеклянных трубочек разной величины, настроенных на определенные ноты

Стеклянная флейта– музыкальный инструмент имеющий форму цилиндрической трубки из стекла с отверстиями и клапанами

Тон звука–определяется частотой звуковой волны (или, периодом волны). Чем выше частота, тем выше звучание.

Приложение № 2

Анкета

Знаете ли Вы, что на бокалах можно играть мелодию?

А. Да

Б. Нет

Пробовали ли вы «играть» на бокалах?

А. Да, у меня получилось

Б. Да, но ничего не вышло

В. Нет, никогда не пробовал (а)

Г. Не верю, что это возможно

3. Какие музыкальные инструменты из стекла Вам известны?

_____________________________________________________

Спасибо за участие!

Приложение № 3

Результаты анкетирования обучающихся 3 классов МОУ ИРМО «Марковская средняя школа»

Приложение № 4

Интересные факты, о стеклянных музыкальных инструментах7

Литрофон – самый простой «неофициальный» музыкальный инструмент из стеклянных бутылок, подвешенных на веревках.

В 17 веке многие считали, что стеклянная гармоника вредна для человека, может привести к расстройству рассудка и сильно действует на душевное состояние людей.

В опере «Руслан и Людмила» русского композитора М. Глинки стеклянная гармоника озвучивала чудеса, которые творил колдун Черномор для Людмилы8.

В Японии создана уникальная стеклянная скрипка из особого, прочного стекла. Разбить ее практически невозможно. Стоимость данного инструмента 50 тысяч долларов.

В Канаде производят специальные музыкальные бокалы Armonica, стоимость одного бокала от 4500 тысяч рублей.

В России лучшим исполнителем на хрустальных бокалах является выдающийся музыкант мирового уровня Тимофей Винковский, его приглашают на различные мероприятия и торжества. Стоимость музыкальной программы Тимофея составляет от 30 000 рублей в час.9

Приложение № 5

Фотоматериал проекта «поющие» бокалы(представлен в виде фотоальбома)

1Музыка в стекле: стеклянные инструменты // Журнал Популярная механика, № 11 Ноябрь 2009, Тим Скоренко. URL: http:// www.popmech.ru/design/9593-muzyka-v-stekle (дата обращения: 19.01.2019)

2Там же

3 Почему хрусталь поет? // Сергей Денисевич. Познавательный журнал ШколаЖизни.ру // URL: http: // shkolazhizni.ru/culture/articles/3669 (дата обращения 19.01.2019)

4 Игра на бокалах, почти всерьез. «Поющие бокалы» // Ольга Шотландия сайт «Варга. Акустические музыкальные инструменты» // URL: http: // vargan.ru/ litrophone/ index.shtml (дата обращения: 20.01.2019)

5 Совет 1: как играть на стаканах // сайт «Как просто!» URL: http: // www.kakprosto.ru/kak-103981-kak-igrat-na-stakanah (дата обращения: 20.01.2019)

6Стеклянная гармоника [Электронный ресурс] // сайт ВикипедиЯ // URL: http: // ru.m.wikipedia.org/ wiki/ Стеклянная_гармоника (дата обращения: 19.01.2019)

7

8 Стеклянная гармоника [Электронный ресурс] // сайт ВикипедиЯ // URL: http: // ru.m.wikipedia.org/ wiki/ Стеклянная_гармоника (дата обращения: 19.01.2019)

9 Тимофей Винковский: маэстро хрустальных симфоний // Личный блог Тимофея Винковского. URL: http:// crystal-harmony.ru/offer (дата обращения: 19.01.2019)

Просмотров работы: 4231