Изучая свой род, познаю себя!

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучая свой род, познаю себя!

Глаголь И.К. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 84", МБОУ “СОШ №84»
Веденина И.Н. 1Алексеенко Л.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 84", МБОУ “СОШ №84»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Когда кто-то подходит ко мне и спрашивает,

стоит ли ему становиться актером, я говорю:

«Актерская деятельность - это не выбор, вы ее не выбираете,

она выбирает вас. Она в вашей ДНК.

Вы становитесь актером не потому, что хотите этого,

а потому, что вам необходимо это сделать»
Бернард Хиллер

«Секреты актерского мастерства»

Проблема исследования

У каждого человека есть своя родословная, но далеко не все знают о своих предках даже до четвертого колена, а иногда даже забывают о них, считая это не важным. Но это не так, ведь они прямым образом влияют на нашу судьбу.

За последние годы очень многие люди изучают свой род, желая ощутить связь со своими корнями. Это нужно для получения внутренней силы и мудрости. Кроме того, знания о занятии своих предков, их способностях объясняет желание заниматься определенным делом, помогает найти призвание и даже выбрать свою профессию, и чем раньше узнаешь это, тем лучше для будущей жизни!

Я заинтересовался своей родословной, когда в школе на уроке окружающего мира было задано подготовить проект на эту тему. Конечно, его мы делали всей семьей. Презентация прошла на уроке и всем моим одноклассникам она очень понравилась. И я был горд! Мне было интересно и весело составлять свою родословную. В итоге проекта, я указал, что мечтаю стать актёром.

Актуальность 2019 год, официально объявлен годом театра. Я люблю театр, и испытываю сильное желание стать успешным актером. Для этого я посещаю театральную студию «Чародеи», и надеюсь, что опытные педагоги меня многому научат и приблизят исполнение моей мечты.

Но мне интересно, если способности передаются по наследству, то благодаря кому из моих предков я могу заняться актёрским ремеслом, и какие имею для этого задатки? Ведь, факт генетической памяти уже давно доказан учеными, и я не сомневаюсь в том, что таланты, способности и многие качества передаются по наследству.

Цель моей работы. Сохранение и формирование традиционных духовно-нравственных ценностей своей семьи, единства семьи через исследование способностей членов своей семьи и рода для осуществления своей мечты.

Задачи

1. Определить способности, которыми должен обладать актёр.

2. Исследовать способности предков.

3. Выявить собственные способности и сопоставить их со способностями предков.

4. Изучить причастность истории семьи и рода к истории России, малой Родины, бережного отношения к достижениям предков;

5. Воспитывать патриотизм на основе причастности истории семьи к истории развития родного края.

6. Наметить шаги развития своих актёрских способностей для осуществления мечты.

Гипотеза: В ходе научно-исследовательской работы планирую доказать, что в моём роду были люди, благодаря которым я могу стать актёром.

Методы и приемы исследования

Изучение литературы и интернет - ресурсов.

Опрос родственников.

Изучение семейных архивов (документов, фотографий и д.р).

Анкетирование

Интервьюирование.

Самоанализ.

Этапы исследования. Для достижения цели моей работы, мне нужно: определить актерские способности, узнать способности предков и свои, затем сравнить их и сделать вывод для дальнейших своих шагов для приближения своей мечты. Таким образом, работа включает в себя несколько этапов:

Теоретическая часть «Формула успешного актера»

Цель данного этапа выведение списка актерских способностей, благодаря которым, актер будет успешным.

Этот этап включает в себя: изучение литературы, интернет-источников, анализ жизненного опыта, интервьюирование актеров. Проводится совместно с родителями и руководителями.

Аналитическая деятельность «Моя фамилия и способности моих предков».

Цель изучение истории своей фамилии, ее значение и способностей своих предков, для выявления возможных моих задатков.

На данном этапе идет изучение способностей своих предков многие, из которых уже покинули этот мир. Изучение проводилась на основании опроса ныне живущих родственников их воспоминаний и семейных архивов (документов и фотографий).

Аналитическая деятельность «Мои артистические способности».

Цель выявление своих актерских способностей, которые развились из задатков переданных мне предками.

На данном этапе применяется самоанализ, интервьюирование, опрос лиц знающих меня и психологическое тестирование.

Заключение (подтверждение гипотезы)

При анализе разнообразных источников с применением исследовательских методов в работе доказано, что мое стремление овладеть актерским мастерством не случайно. В данном роду (до 4 поколения) действительно были широко развиты актерские способности и качества характера, которые передаются по наследству.

Новизна. Приложение включает в себя самостоятельно разработанную систему изучения членов своего рода, их способностей и проведения параллели с моими способностями.

При работе с интернет источниками, выявлено, что исследований данного рода на школьном уровне не проводилось.

Вывод. Данная работа, может использоваться как алгоритм действий для выявления собственных задатков при построении дальнейших жизненных планов, не только учащихся начальных классов, но и учащихся среднего и старшего звена для выявления своих способностей при выборе профессии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Формула успешного актера.

Цель данного этапа выведение списка актерских способностей, благодаря которым, актер будет успешным.

Этот этап включает в себя: изучение литературы, интернет-источников, анализ жизненного опыта, интервьюирование актеров. Проводился совместно с родителями и педагогом - психологом.

Свою работу я начал со слов всемирно известного американского преподавателя актёрского мастерства, создателя прогрессивной авторской методики Бернарда Хиллера. Он известен как специалист по раскрытию способностей и творческого потенциала. Более 30 лет он преподаёт актёрское мастерство, открывая таланты и двери Голливуда для актёров Европы и США. Его методы показывают в телевизионных шоу и печатают в журналах по всему миру.Он утверждает, что все основано на генной памяти предков.

Приёмы системы Хиллера, позволяют на практике повысить профессиональный уровень актёрского мастерства и, наконец, "обратить мечты в реальность". Один из главных девизов Бернарда Хиллера звучит так: "Если возможность сама не стучит к вам в дверь, вы должны узнать, как открыть эту дверь самому".

Я узнал, что среди его учеников такие звезды, как Роберт Де Ниро, Леонардо Ди Каприо, Аль Пачино, Бред Питт, Джордж Клуни и многие другие. Конечно, было бы совсем не плохо, оказаться среди его учеников в будущем, что, кстати, вполне возможно, так как он приезжает к нам в Россию и создает свои курсы актерского мастерства.

Но чем же должен обладать для того чтоб стать успешным актерам, и что должны передать предки?

По моим размышлениям и наблюдениям, актер должен быть лучше, чем обычный человек ведь требований к нему очень много….. Необходимо иметь внешние данные, фактуру, голосовые данные и речь без дефекта, чувства ритма, музыкальный слух, удовлетворительную физическую форму и пластичность. Для этого он должен обладать усердием, трудолюбием и стрессоустойчивостью.

Для подтверждения этого, я вместе с взрослыми, нашёл в интернете информацию о том, что оказываются даже ученые, которые изучают эту тему, не могут дать четкую характеристику успешного актера.

Внешние данные:

Прекрасная внешность, фигура, рост, черты лица, осанка - желательны, но вовсе не обязательны. Ведь оказывается многих знаменитых актеров не приняли в театральные училища из-за того что внешность не соответствовала идеалу. Например, Юрий Никулин – приемная комиссия посчитала его недостаточно красивым, а он стал знаменитым актером цирка, театра и кино.

Если взять речь (хорошо выговаривать звуки, не картавить, громко и четко говорить, выразительно и т. д.) - и это оказывается желательно, но не обязательно. Да, хорошая дикция, звучный голос, без дефектов речь это конечно хорошо. Но голоса для разных ролей нужны разные, главное владеть им. Если бы голоса были одинаковые, то кино и спектакли были бы скучны.

Музыкальные способности, так же как хорошие внешность и речь, весьма желательны, но вовсе не являются главными, определяющими в понятии «успешный актер».

Теперь внутренние данные:

Человеческая личность актера включает в себя: характер, общение с внешним миром, уровень образования, культуру воспитания, память, вкус, мышление и обаяние - особое свойство человека вызывать к себе доброжелательное внимание окружающих и другие человеческие качества. Все люди разные и думаю, нет даже одного актера, у которого бы все перечисленные качества развиты на 100%. Значит это тоже желательно, но совсем не обязательно. А что же тогда обязательно?

Творческое воображение и развитая фантазия, которые позволяют актеру в вымышленных обстоятельствах вести себя и действовать убедительно, чтоб не вызывать никаких сомнений у зрителя, что это реальная жизнь.

Умение существовать в обстоятельствах — жить в них полноценно, ярко, добиваться успеха у окружающих, мало того, уметь убедить - это и есть особое свойство, по мнению великого русского режиссёра, актёра, педагога Константина Сергеевича Станиславского, особый актерский дар который дается не каждому.

По его мнению, актер должен уметь:

управлять своим вниманием,

управлять своим телом и эмоциями,

переживать то, что происходит с персонажем по-настоящему,

понять свой персонажа и полюбить его.

Вывод: Опираясь на изученный материал и собственный опыт, выводим формулу актерской успешности, которая складывается из внешних данных:

Успешный актер = хорошо развитое внимание + ораторские способности + воображение и способность мыслить творчески + хорошая память + сценическая свобода.

История моей фамилии и Способности моих предков

Далее мы, узнали, что же обозначает моя говорящая фамилия и где она началась? Из интернет источников, я вместе с мамой узнал, что Глаголь восходит к слову «глаголить» - «говорить, сказывать», «многословить». Такое прозвище мог получить хороший рассказчик, знавший много сказок, историй или тот, кто словом мог убедить людей. Однако Глаголем могли прозвать и болтливого человека. Возможно, прозвище указывало на род занятий предка: глаголем называлась стойка с перекладиной, вращающаяся на пятке, которая использовалась для подъема вверх тяжести и отвода ее в сторону. Кроме того, прозвище Глаголь нередко получал сутулый (в форме буквы «г» - «глаголя») или упрямый человек.

Наша фамилия Глаголь началась из Калевала (Республика Карелия) - кузнец Демид Глаголь (1547) - истинная фамилия утеряна. Наша семья многонациональная, в ней есть: русские, татары, украинцы, марийка. Кто знает, может в Бурятии, тоже живут наши дальние родственники? Посёлок где жил кузнец, расположен на северном берегу озера Среднее Куйто Среднее Куйто, в устье реки Ухта, 4 449,9 км. от Томска. Я когда выросту, то обязательно побываю в тех местах.

Значение слова «глаголь»:

1. Устарелое название буквы „Г“.

2. Устар. Предмет, имеющий форму печатной буквы „Г“.

Выяснив все про фамилию, мы с мамой стали выискивать способности у моих предков, для того чтоб выявить у меня актерские задатки переданные мне по наследству.

Но изначально нужно было разобраться что же такое способности, а что такое задатки.

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению общественно-полезной деятельности. Способности человека формируются в процессе взаимодействия человека с окружающим. (С.Л. Рубинштейн).

Задатки - врожденные особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей и служат для развития способностей (Теплов Б.М.).

Далее шел этап выявления способностей моих родных и предков, а точнее наличие актерских способностей являющихся основой моих актерских задатков.

Цель данного этапа моей работы это изучение актерских способностей предков, для выявления возможно переданных мне задатков.

На данном этапе идет изучение способностей предков, которое проводилась на основании опроса ныне живущих родственников, их воспоминаний и изучений семейного архива: документов и фотографий.

Чтоб систематизировать, мы с учителем составили матрицу таблицы на каждого члена нашей семьи, аж до четвертого колена (получилось 14 человек). В таблице необходимо было указать:

профессию (для определения рода деятельности),

образование (для определения умственных способностей),

ряд способностей, которыми обладает или обладал мой родственник:

- интеллектуальными (хорошая память, учебная успеваемость, наличие учёной степени, медалей),

- творческими (сочинительство, рисование, хобби, ремесло и т.п.),

- музыкальными (пение, танцы, сочинение песен, музыки и т.п.),

- спортивными (занятия спортом, достижения, сила, выносливость),

- коммуникативными (умение общаться, наличие большого количества друзей),

- организаторскими (организация праздников, выступления на семейных вечерах, игры и др.),

- артистическими (умение вживаться в другой образ, выступления на сцене или участие в выступлении актеров),

- ораторскими (публичные выступления),

- юмористическими (умение шутить, отвечать шутками и т.п.).

К нашему огорчению, в нашем роду актерским мастерством никто не занимался, но у многих есть такие способности, без которых актер не может быть успешным.

Так, мама - у меня очень общительная - имеет много друзей, обладающая чувством юмора, неунывающая и целеустремленная. Все это помогает справиться с трудностями и добиваться высоких результатов. Я горжусь, что моя мама кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам.

Папа – у меня очень хорошо учился в школе, он творческая личность и обладает организаторскими способностями. Он как массовик-затейник, сочиняет стихи и придумывает разные интересные игры. С ним никогда не бывает скучно, мы с ним очень похожие в этом и поэтому нам всегда есть чем заняться.

Бабушка (по маминой линии) любит организовывать семейные праздники, ранее занималась конькобежным спортом.

Дедушка в молодые годы работал в музыкальном театре, играл в духовом оркестре на трубе, занимался спортивной гимнастикой и греко-римской борьбой.

Дедушка (по папиной линии) играл на баяне, имел высокие интеллектуальные способности, занимался футболом.

Бабушка (по папиной линии) сочиняет и смешно поёт частушки, шьёт одежду, ранее участвовала в ансамбле народных песен.

Мои прабабушки и прадедушки имели тоже интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

Прадедушка (по маминой линии) работал в ДК «им. Н. Островского» г.Северска, изготавливал и устанавливал декорации.

Прадедушка (по папиной линии) работал на электростанции «ТЭЦ» начальником цеха, и даже был избран народным депутатом, поэтому часто выступал на публике.

Прабабушка (по маминой линии) имела хорошую память, отличные знания по математике, занималась лыжным спортом. Вот такие способные у меня предки!

Итог: Собрав всю информацию, я выяснил, что больше всех перечисленных способностей мои предки имели (см. диаграмма 1): творческие способности, а также музыкальные и ораторские, чуть меньше интеллектуальные и спортивные. Менее всех перечисленных способностей у предков были развиты организаторские и юмористические способности.

Диаграмма 1. Способности моих предков.

В связи с этим, зная, что творческие, музыкальные и ораторские способности включают в себя развитое внимание, память, воображение, способность мыслить творчески, свободно чувствовать себя на публике, можно сделать вывод: теоретически у меня должны быть задатки актёрских способностей, которые легли в основу моих способностей.

Мои артистические способности

Далее, нужно было определить мои способности. Ну, этот этап был одним из легких.

Цель этого этапа - выявление своих актерских способностей, которые предположительно могли развиться из задатков переданных мне предками.

На данном этапе я применил самоанализ, интервьюирование, опрос лиц знающих меня и даже профессиональное психологическое тестирование. И получил такие результаты:

Судя по моим оценкам, я неплохо учусь, значит, имею хорошие умственные способности (память, внимание, мышление).

Свободы управления своего тела, я добиваюсь, посещая спортивную секцию, а речь и память я упражняю те только на уроках, но и в студии и школьных праздниках.

По отношению ко мне одноклассников, я судил о своих коммуникативных способностях, а они у меня на высоком уровне, я умею общаться и располагать к себе людей.

Об актерских способностях можно судить по тому, что я посещаю актерскую студию всего один год, а уже получил главную роль. Значит я способный.

Затем, после анализа своих способностей, я решил услышать, что думают о моих способностей окружающие меня люди. Я взял у них интервью, чтоб услышать подтверждение или опровержение своих выводов.

Со слов моей учительницы, я хорошо учусь и у меня хорошие способности, но хромает дисциплина, не хватает выдержки и терпения, а значит необходимо работать в этом направлении.

Со слов родственников хороший сын и брат, который внимателен и заботлив, и при этом целеустремленный, но иногда бываю, не выполняю свои обещания.

Результаты тестирования школьного психолога моих одноклассников, показали, что меня многие называют другом и считают, что я легко могу начать или поддержать разговор и им со мной интересно.

Из разговора с руководителем театральной студии, я способный мальчик и подаю хорошие надежды. Я умею: быстро запоминать текст, контролировать мимику, жесты, речь. Вживаться в образ и уверенно чувствовать себя на сцене. А это не так и мало.

Осталось научно подтвердить, что у меня есть актерские способности, и я под руководством школьного психолога прошел тест «Насколько Вы артистичны?».

По результатам теста, я набрал семнадцать баллов, в итоге, получили ответ, что у меня совершенно точно, есть чувство красоты, свойственное натуре артистической. Я из тех, кто в первую очередь привлекает к себе внимание в новой компании. Благородная внешность удачно сочетается с артистическими манерами, яркие глаза, эффектные жесты, море обаяния - все это производит неизгладимое впечатление на окружающих. При всех моих способностях мыслить здраво и рассуждать логично, мне также свойственна склонность к авантюрам.

Одним словом, у меня есть актерские способности, которые развились из переданных мне задатков под действием моих стараний. Поэтому если я хочу стать артистом, то шансов добиться успеха на этом поприще у меня весьма и весьма много. Нужно только продолжать прилагать усилия и развить в себе творческое начало.

Итог: Таким образом, опрос окружающих подтвердил мои самостоятельные выводы, а психологическое тестирование выявило у меня высокий потенциал актерских способностей, но необходимо поработать над своей волей и дисциплиной, так как, по мнению великого Станиславского, актер должен обладать безукоризненной актерской дисциплиной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы результатов исследования

В первой части своей работы я, под руководством взрослых опираясь на изученный материал и собственный опыт, перечислил способности, которые необходимы для актера. Успешность складывается из внешних и внутренних данных:

хорошо развитое внимание

ораторские способности

воображение и способность мыслить творчески

хорошая память

сценическая свобода

актерская дисциплина

Во второй части мы выявили способности моих предков, для выявления возможно переданных мне актерских задатков. Изучив фотографии и документы и опросив родственников, было установлено, что больше всех перечисленных способностей мои предки имели: творческие способности, а также музыкальные и ораторские, чуть меньше интеллектуальные и спортивные. Менее всех перечисленных способностей у предков были развиты организаторские и юмористические способности. Творческие, музыкальные и ораторские способности невозможны без: развитого внимания, хорошей памяти, яркого воображения, способности мыслить творчески и свободно чувствовать себя на публике. Таким образом, теоретически у меня должны быть задатки актёрских способностей.

В третьей части через опрос окружающих и мои самостоятельные выводы, было установлено, что я:

Хорошо учусь;

Много читаю;

Хожу с родителями на выставки;

Умею выступать на публике, поэтому с удовольствием беру ведущие роли на школьных мероприятиях и посещаю актерскую студию.

Имею хорошее воображение и способность мыслить не так как все.

Быстро заучиваю тексты и умею рассказывать их с выражением.

Развиваю свое тело, посещая секцию по греко-римской борьбе.

С использованием научного теста у меня был выявлен высокий потенциал актерских способностей. У меня совершенно точно, есть чувство красоты, свойственное натуре артистической. Я из тех, кто в первую очередь привлекает к себе внимание в новой компании. Благородная внешность удачно сочетается с артистическими манерами.

Одним словом, у меня есть актерские способности, которые развились под действием моих стараний из переданных мне задатков. Поэтому если я хочу стать артистом, то шансов добиться успеха на этом поприще у меня весьма и весьма много. Нужно только продолжать прилагать усилия и развить в себе творческое начало.

Ура, моё предположение научно-исследовательской работы было верно! Мне действительно от предков передались задатки, которые легли в основу актерских способностей, и я действительно могу стать успешным актером!

Практическое применение данной работы

Несмотря на всю свою радость получения положительного результата, я понимаю, что задатки подаренные мне родными без моих усилий, стараний не разовьются в актёрские способности и не приведут меня к осуществлению мечты стать актёром. Но если я действительно в будущем выберу профессию актера, и захочу стать успешным артистом, то шансов добиться успеха на этом поприще у меня весьма и весьма много. Нужно уже сейчас приложить усилия и поработать над сценической свободой, волей и дисциплиной, так как, по мнению великого Станиславского, актер должен обладать безукоризненной актерской дисциплиной. Я знаю, мое трудолюбие и терпение приведет меня к осуществлению мечты - стать актером.

Задачи на ближайшее будущее с учетом результатов работы:

Для формирования сценических качеств и начальных навыков актерского мастерства, я продолжаю учиться в театральной студии «Чародеи», надеюсь, что опытные педагоги актёрского мастерства меня ещё многому научат и приблизят исполнение моей мечты. По возможности участвовать во всех школьных мероприятиях связанных с актерской деятельностью, заниматься упорно хореографией.

Совместно со школьным психологом мы придумали план игровых встреч для моих одноклассников, направленных на развитие актерских способностей в рамках социального проекта «Умею сам, научу других». Я совместно с взрослым буду ведущим. Это даст возможность мне развивать ораторские способности и умение анализировать и оказать помощь своим товарищам. А для них это возможность развить актерские способности. Ведь кто знает, вдруг в ком ни будь, из моих одноклассников тоже спит великий актер, и наши веселые встречи помогут им ощутить вкус актерской игры.

Вывод:

Род к роду получается народ, который образует Родину. Род – это не только родные, родственники, это и весь народ. Мы все вместе – народ, который состоит из маленьких и больших родов - дружных и работящих семей. И очень важно выбранная работа приносила не только доход, но и счастье. Как это ни печально, но люди часто ошибаются в выборе профессии, думаю, это происходит потому, что люди не знают своих задатков.

Хорошо что я прикоснулся и изучил свои возможности. Эта работа была очень интересной и полезной, ведь я узнал много нового и интересного о своих родных. Я благодарен им за то, что они мне передали и своим педагогам, что помогли мне изучить свои корни.

Я не представляю и дня без театра, и уверен, что моя мечта осуществится. У меня ещё много времени для того, чтобы задатки, переданные мне от родных, превратились в способности, а способности отшлифовались – в мастерство, а значит, выбранная профессия будет приносить радость не только мне, но и окружающим - на благо своего рода и нашей Родины!

Список использованных источников:

Анжелика ван Омберген "В моей голове. Как устроен мозг и зачем он нам нужен" Жанр: Популярная психология. Манн, Иванов и Фербер, 2019 г.

Гиппенрейтер Юлия Борисовна "Психология детям. Добро и его друзья" Серия: Психология для детей: АСТ, 2017 г.

Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

Иванова И.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе// Журнал «Начальная школа», №2, 2004.

 Кауфман Гершен, Эспеланд Памела, Рафаэль Лев «Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по твоей самооценке" Серия: МИФ. Личное развитие: Манн, Иванов и Фербер, 2019 г.

Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых // Журнал «Начальная школа» №5,2008.

Ресурсы Интернета.

http://bulvar.com.ua/news/Takih-ne-berut-v-teatraly-aktery-kotoryh-ne-prinyali-v-VUZ-10864.html / Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз

https://vsetreningi.ru/trainers/bernard_hiller/?not_mobile=1/ Голливудский педагог, один из самых известных актёрских тренеров в мире!

https://www.teatr-benefis.ru/staty/akterskoe-masterstvo/professionalnye-kachestva-aktera/ Какими задатками должен обладать актер по Станиславскому.

http://ptj.spb.ru/archive/26/teachers-26/chto-zhetakoe-talant-aktera/ Что же такое «Талант актера?». О школе Р.С.Агпмирзяна. Театральная школа Бенефис

https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/kachestva.php/ Актерское мастерство уроки – онлайн

http://azps.ru/articles/tezis/34zadatki.html / Задатки и способности

http://testframe.ru/index.php?page=psih/testnaakterskiesposobnosti/result/ Testframe.ru - система online тестирование.

Просмотров работы: 57