Изба «по черному» - самое экологическое и экономичное жильё крестьян Дмитровского края XVIII – XIX вв.

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изба «по черному» - самое экологическое и экономичное жильё крестьян Дмитровского края XVIII – XIX вв.

Панкратова В.А. 1Панкратова П.А. 1
1МОУ Дмитровская СОШ №1 им.В.И.Кузнецова
Ерина А.В. 1
1МОУ Дмитровская СОШ №1 им.В.И.Кузнецова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Мы очень любим посещать наш музей-заповедник «Дмитровский кремль», где очень много экспонатов. Но больше всего нам нравится деревянный домик с крышей, покрытой соломой. Он небольшой, в нем очень темно, страшновато туда заглядывать, кажется, что это избушка Бабы Яги.

Оказалось, что это не избушка, а черная изба - уникальный памятник деревянной архитектуры в Подмосковье.

Жила в ней Анисья Ивановна Репина, по прозвищу «Ащеринка» в селе Сысоево Дмитровского уезда. Изба «по черному» была поставлена ее отцом в 1882г.

В 2017 г. ей исполнилось 135 лет, и уже больше 80 лет как ее привезли в музей, поэтому она хорошо сохранилась. Экскурсовод сказал, что Анисье Ивановне дали квартиру в Дмитрове, но она приходила в музей и говорила, что ее изба была самая лучшая и самая теплая во всей деревне.

Нас заинтересовало, почему люди строили именно такие избы и как в них жили? И реально ли сегодня пожить в такой избе?

1.1. Объект исследования.

Курная изба крестьянки Анисьи Ивановны Репиной из села Сысоева Дмитровского уезда – редкий памятник деревянной архитектуры и уникальный историко-этнографический экспонат музея-заповедника «Дмитровский кремль».

1.2. Гипотеза.

Изба «по черному» - самое экологическое и экономичное жильё крестьян Дмитровского края XVIII -XIX вв. Может использоваться в будущем.

1.3. Актуальность проекта.

Изучение прошлого, особенностей жилища русского (дмитровского) крестьянства) в XVIII -XIXвв., преимуществ и недостатков черных изб в целях выяснения возможности существования их (или хотя бы отдельных элементов) в современной жизни.

1.4. Цель проекта.

1. Проанализировать опыт прошлого по созданию экологического и экономичного жилья.

1.5. Задачи проекта.

1. Познакомиться с историей и особенностями курных изб на Руси.

2.Найти в интернете пословицы и поговорки о курной избе.

3. Прочитать описание черных изб Дмитровского края.

4. Побеседовать с научными сотрудниками музея.

5. Собрать фотографии для презентации.

1.6. Методы, использованные в проекте.

1. Посещение музея-заповедника «Дмитровский кремль».

2. Проведение анкетирования.

3. Анализ литературы.

2. Основная часть.

2.1. История курных изб на Руси.

«Не для лета изба рубится - для зимы».

Изба – исконно русское деревянное жилище. В ней рождались, в ней проходила жизнь, в ней умирали. Изба защищала человека от внешнего мира.

Первые жилища наших предков – землянки и полуземлянки, избами не называли. Название «изба» появилось, когда жилища наших предков, стали отапливаться, там можно было перезимовать или принять баню. Тогда их стали звать «истопка», «истобка», «истьба». Так появилось слово – «изба».

Изба состояла из одного «покоя» - жилой теплой комнаты и небольшого нежилого помещения – сеней, в которых располагалась холодная комната – клеть, для «поклажи всякой рухляди и прочего крестьянского прожитка»[1].

«Гари дымные не претерпев, тепла не видати».

С давних времен по всей России старинная русская изба топилась «по-черному», поэтому называлась «черной» избой. Еще одно ее название: «курная» (дым как бы курился в помещении) или «рудная» (замаранная, затемненная)[1]. Появившись в глубокой древности курные избы, просуществовали в русской деревне до нач. XX века.

«Печь нам мать родна».

Печь "по-черному" была каменной или глинобитной, но без дымохода.

Глинобитные, или «битые» печи надежнее кирпичных, они лучше держат тепло, не отсыревают, не прогорают, с течением времени лишь набирают прочность. Деревянный каркас обмазывали обыкновенной красной глиной (или глиной, смешанной с песком в соотношении 2:1), и протапливали. Дерево сгорало, печь была готова.

Старожилы битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и не отсыревала.

Загружается печь дровами и горшками через устье. Важно было уметь правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи. Чтобы избежать сажи и копоти, тщательно выбирали вид деревьев, заготавливали и хранили дрова. На растопку использовали сухую сосну, осину или ольху. А когда дрова в печи хорошо разгорятся, добавляли поленья из ели или березы.

Через устье печи прямо в жилое помещение выходил дым. Во время топки в избе было дымно и холодно. Хозяйка, не умеющая топить такую печь, и сама от дыма в избе могла задохнуться, и домочадцев уморить, а то и вовсе пожар устроить. Топить печь по-черному — большое искусство, для этого требуется большой навык.

«Серое сукно тянется в окно».

При топке дым поднимался вверх к потолку. Оказавшись под потолком, собирался плотным синим слоем, окуривал потолок и несколько верхних венцов рубленой избы, а затем начинал искать выход наружу.

Вся система вентиляции и дымоотвода продумана здесь очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Чуть ниже этой границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы», которые отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха.

Найдя волоковое окно, он изгибался книзу, чтобы попасть в него, а выйдя наружу, круто поворачивал вверх. В XIX веке печи в курных избах стали сооружать с деревянной дымовой трубой — дымницей. Дымницы делали из толстых досок, но отходили они не от печи, а на довольно большом отдалении от нее. Через такую дощатую дымницу, дым на улицу выводился уже довольно остывший.

В старинной загадке топка по черному иносказательно изображается так: «Мать черна (печь); дочь красна (огонь); сын голенаст, изгибаться горазд (дым)».

Когда же топка заканчивалась, волоковое окно закрывалось, и печь начинала отдавать накопленное тепло, нагревая уже чистый воздух.

2.2. Черные избы Дмитровского уезда. Эволюция. Отличительные особенности.

«Черная изба – зимняк».

В Дмитровском уезде почти нигде не говорят «курная изба», а говорят «черная изба» или «изба по черному»[2].

«Строение домов дмитровских крестьян состоит из одной избы, построенной на улицу с двумя волоковыми и одним красным окошками без труб, а по большей части крытые ржаною соломою»[2].

О черных избах первой половины XIX в. сохранились только воспоминания старожилов, описанные в книге К.А. Соловьева «Жилище крестьян Дмитровского уезда»[3].

«Избы были без пола, ходили по земле, дым шел в окно на потолке, которое закрывалось деревяшкой». (Крестьянин Артамонов, дер. Голяди ).

« «Я застал еще были печи по черному, избы без полов, под печкой – маленький подвальчик куда ссыпали редьку да совали ухваты. Вперед было по 1 избе черной, затем, у кого достаток был по2: зимняк – черная, белая - летняя. (Крестьянин Егоров, д. Телешово-Барское).

Его дочь по рассказам 95-летней слепой бабушки: «зимнюю корову доили в избе, мелкий скот и птица в избе зимовали под голбцом. Спали на голбце, когда сделали полы стали спать на полу. После топки стены всегда обтирали и мыли. Над устьем печки лежал брус, который назывался очельем или челом. На очелье клались самые сырые дрова, чтобы предостеречь потолок от искр и жара. Во время топки дверь открывалась, и ставился соломенный щит, чтобы не шел холодный воздух».

«В избах черных деревянных лавочек не было, делались завалинки из земли, которую брали с пола, сверху для сидения клали доски. Печка глиняная без трубы, полатей не было, так дым не позволял на них ничего положить. Одежду здесь не хранили, убирали в сельник ). Придешь в церковь, а от одежды пахнет дымом – неловко будет» (Александрея Кирилллина 72 г., д.Яковлево Яхромской волости).

Иван Комков вспоминает: «У деда, моего тоже была такая изба: жили только по зимам и называли ее черной избой, зимней или зимняком. Размером 4.5х4.5 м (небольшая), чаще до 7х7м. Подпола не было настилали пол на землю. В избе было 2 лавки, стол, стоял коник, печка и голбец. Возле печки стоял судник, над ним полка для посуды. В красном углу киёт».

Таким образом, можно сделать выводы:

1. У более состоятельных крестьян Дмитровского края уже в это время было по 2 избы(черная и белая).

2. Крыши покрывали соломой или долгой дранью.

3. Пол стали застилать досками, но если в летней избе появляется подпол, который хозяйственного значения еще не имел, то в черных нет. Овощей для хранения у крестьян было мало, и хранили их в заднем углу.

4. Печи – глинобитные, без трубы, большие, над шестком брус называемый челом, играет роль искрогасителя. Дым растекается по потолку и уходит в волоковое оконце. При топке дверь открыта, чтобы не пустить много холода, но низ входа закрыт соломенным щитком. Во время топки люди сидели на полу.

5. По диагонали от печи располагался красный угол с киотом для икон.

6. Окно красное было, как правило, одно. Затягивалось брюшиной или мочевым пузырем, иногда телячьей полусырой кожей.

Последние черные избы Дмитровского края.

В Дмитровском крае черные избы сохранились почти до середины XXв.

В нач. XX века сохранилось всего 3 избы в Дмитровской волости и 4 избы в Рогаческой волости. Принадлежали они захудалым крестьянам – бобылям. Остальные были уже разобраны или разрушились от ветхости, их краеведы-ученые, не смогли зарисовать или сфотографировать.

Печи во всех избах (кроме одной) использовались для обжига в гончарном производстве.

Две печи в Малом Прокошеве: Скворцова и Штукатурова. В своих черных избах они не только жили зимой (у Штукатуровых семья 4 человека), но и просушивали глиняную посуду, и продавали своим односельчанам.

Курная изба в Прокошеве

В Глазачеве (до 1927 г) у Груздева, Родионова, Бокашина, Коровиной избы имели исключительно промысловый характер.

2.3. Изба, которой повезло!

Изба крестьянки Анисьи Ивановны Репиной из села Сысоева Дмитровского уезда хорошо сохранилась, т.к. попала в музей.

Изба имеет размер 3.55х3.55 м, по переду 2 красных окна, высота избы 2 метра. Вход в избу через сени, которые не сохранились[2].

В избе налево стоит печь глинобитная, причем расстояние до потолка небольшое – 38 см, т.е. печью для спанья не пользовались. Вся изба настолько покрылась копотью, которая просто пролакировалась, и не пачкается. В избе деревянный пол, а под ним небольшой ямный подпол, скорее углубление у печки, чем вырытый погреб.

По диагонали от печки, как обычно красный угол, в котором стояли иконы, чтобы входящий человек их сразу видел. В избе две лавки, судник, стол, сундук, коник, голбец, 3 полицы, в которых посуда и «барахлишко». Между коником и лавкой приделаны подмостки для постели.

Черные избы исчезли в Дмитровском крае, уже в конце XIX века на территории Дмитровского края получила распространение белая изба.

Курная изба А.И.Репиной в д.Сысоево

3. Анкетирование

С целью изучения черных изб, их строения и истории детьми разных возрастных категорий, было проведено анкетирование 96 учеников начальных классов Дмитровской средней школы №1 им. В.И. Кузнецова. Результаты представлены в таблицах и диаграммах (Приложение №1 и №2).

По результатам анкетирования можно отметить, что большинство детей с трудом представляет как выглядела такая изба и где ее можно увидеть сейчас. С анкетированием почти целиком справились только дети православно-исторического класса в связи с тем, что часто посещают наш городской музей.

4. Заключение.

Завершение пути черной избы?

Что мы сейчас требуем от современного жилища? Чтобы оно было экологически чистое, с хорошей энергетикой, чтобы материалы для строительства были доступны в цене, и долговечны. И, конечно, экономично и эффективно использовалось тепло.

Давайте, вернемся к русской деревянной курной избе.

Исходя из наших природно-географических условий, в нашем крае, богатом лесами, все: от ложки до храма строили из дерева. Постройки из дерева были наиболее экологичными, и подходящими для жилья на протяжении веков.

Срубы обладали природной энергетикой: в избе из сосны, ели, лиственницы, создавался определенный микроклимат. Недаром в народе говорили: «Изба елова – сердце здорово»[4]!

Экономия дров – важный фактор, влияющий на конструкцию избы. Печь «по черному» дров съедала в два раза меньше, а тепла давала в два раза больше («Дым не вылетал в трубу»), и помещение прогревалось быстрее даже при открытой двери.

С незапамятных времен наши предки использовали доступное, надежное, прочное, не пропускающее холод, водоотталкивающее покрытие крыши – ржаную солому. Такое покрытие было еще и долговечным, служило 50 лет. «Хорош уклад, сух чердак, сух чердак бела мука» - народная мудрость.

После топки изба хорошо проветривалась, в ней не было сырости, а дерево и солома дезинфицировались и дольше сохранялись. Воздух был сухой и теплый. Интересно, что в курной избе никогда не было тараканов, клопов и сверчков. Ученые полагают, что топка по-черному была в свое время очень эффективным средством борьбы с эпидемиями.

Таким образом, мы видим, что курная изба по всем параметрам отвечает современным требованиям, и многое из выше перечисленного используется в современном строительстве.

Так один из распространенных строительных материалов – дерево.

Возвращается с соломенное покрытие кровли, оно считается элитным и дорогим.

Редко встречаются баньки «по черному», а сами черные избы, вряд ли будут использоваться для постоянного жилья. Но очень бы хотелось, чтобы они как-то существовали, чтобы можно было посидеть внутри, прикоснуться к гладкой черной стене, понюхать необыкновенный запах бревен. Этого в музее не почувствовать.

В связи с этим хотелось бы восстановить черные избы, как частичку истории, культуры края и всей России.

Поэтому мы предлагаем:

1. Создать экодеревню для туристов с черными избами, мастер-классами по топке печей, угощением из печи.

2. Провести реалити-шоу не на необитаемом острове в солнечной стране или бункере, а в такой деревне, ведь это история и культура нашего народа!

Все это поможет как познакомить с историей, окунуться в прошлое, так и привлечь новых туристов в свой регион.

Используемая литература:

1. Куфтин Б.А. «Крестьянские постройки» Изд. «Кабинета краеведения», 1929.

2. Михайловская «Местная история и краеведческий музей» М.,1960г. с.76-77

3. Соловьев К.А. «Жилище крестьян Дмитровского уезда Московской губернии». Дмитров, 1929г. стр.24-26

4. Тыдман Л.В. Изба, дом, дворец. М.: Прогресс-Традиция, 2000. стр.86-87.

Приложение №1

Анкета к исследовательской работе: «Изба «по черному» - самое экологическое и экономичное жильё крестьян Дмитровского края XVIIIXIX вв." (без вариантов ответа).

№п/п

Вопросы

Ответы

Количество человек

1.

Как называлось русское отапливаемое деревянное жилище на Руси?

черная изба

изба

2

14

2.

Чем отличалась черная изба от белой?

в ней у печки нет трубы

16

3.

Как еще называлась черная изба?

курная изба

не знаю

15

1

4.

Как в черной избе назывались отверстия для вывода дыма?

через солому

не знаю

10

6

5.

Где можно увидеть в Дмитровском крае черную избу?

в музее

16

6.

Из какого материала у нее сделана крыша?

из соломы

16

отвечал православно-исторический класс

Приложение №2

Анкета к исследовательской работе: «Изба «по черному» - самое экологическое и экономичное жильё крестьян Дмитровского края XVIIIXIX вв."(без вариантов ответа).

№п/п

Вопросы

Ответы

Количество человек

1.

Как называлось русское отапливаемое деревянное жилище на Руси?

изба

не знаю

землянка

печка

село

жилище

терем

хата

лачужка

теплица

47

18

2

2

3

1

3

1

1

1

2.

Чем отличалась черная изба от белой?

нет дымохода

не знаю

красивая-некрасивая

злая-добрая

без стекол

старая-новая

цветом

неудачная

для бедных-для богатых

1

20

1

5

1

5

41

1

4

3.

Как еще называлась черная изба?

не знаю

злая

терем

дом

гнилая

темница

лубяная

баня

сгоревшая

землянка

избушка на курьих ножках

нищая

53

2

2

4

2

2

1

1

6

3

1

1

4.

Как в черной избе назывались отверстия для вывода дыма?

труба/дымоход

не знаю

камин

дыры

54

22

2

1

5.

Где можно увидеть в Дмитровском крае черную избу?

в музее

нигде

в деревне

не знаю

в России

в Ростове

в лесу

в театре

в д.Митькино

35

5

12

21

2

1

2

1

1

6.

Из какого материала у нее сделана крыша?

солома/сено

дерево/доски

не знаю

черепица

камень

ветки

металл

кирпич

21

35

13

4

1

1

2

1

отвечали остальные школьники

Приложение 3

Сводная таблица результатов анкетирования

Православно - исторический класс

Остальные школьники

Просмотров работы: 168