Не просто камень

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Не просто камень

Шишунова Т.И. 1Волокитина С.Р. 1
1МОУ СОШ №3 г.Талдом
Морозова Ю.Е. 1
1МОУ СОШ №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я собираю камни и заинтересовала мою подругу одноклассницу Таисию.

Мы решили вместе исследовать эту тему. Очень интересно открывать свойства камней и минералов. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Когда я рассматриваю камни, как будто отправляюсь в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу.

Невозможно представить себе мир без камней. Слово «камень» прочно
вошлов нашязык. Существуетмногопословици поговорок со словом
камень. Например есть такое выражение: «У меня будто камень с души упал». Для нас камни являются чем-то простым, обыденным, однако в тропических лесах есть племена, которые никогда не видели камней.

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!

Существует много пословиц и поговорок со словом «камень». Например, есть такое выражение: «У меня будто камень с души упал». Для нас камни являются чем-то простым, обыденным, однако в тропических лесах есть племена, которые никогда не видели камней.

Вот нам и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

Цель исследования: узнать откуда берутся камни.

Задачи исследования:

для чего нужны камни;

применение в нашей жизни;

узнать классификацию камней.

Гипотеза: мы считаем, что многие не интересуются камнями и мало о них знают, в том числе не знают откуда берутся камни.

Основное содержание.

Что такое камень.

Всегда ли мы смотрим внимательно под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть, а для того, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень.

Камень – это разнообразные минералы и горные породы.

Минералы – это природные вещества.

Горные породы – природные соединения минералов.

Многие минералы имеют вид кристаллов. Это твердые тела с очень строгим расположением составляющих их невидимых частиц. Поэтому кристаллы имеют правильную форму, ровные грани и всегда очень красивы.

Откуда берутся камни.

Мир камней очень разнообразен и многолик. Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы.

Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль.

Горные породы могли «родиться» из остатков древних растений и животных. Так образовались известняки.

Метаморфические породы образуются в результате нагрева и сжатии магматической или осадочной породы.

Разновидности горных пород.

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Гранит

Уголь

Мрамор

Базальт

Кремень

Кварцит

Пемза

Мел, известняк

Гнейс

Разновидности минералов.

Драгоценные

Полудрагоценные

Поделочные

Алмаз, изумруд

Топаз, гранат, бирюза

Малахит, яшма

Сапфир, рубин

Лунный камень

Лазурит, нефрит

Александрит

Горный хрусталь

Орлец

Для того, чтобы определять горные породы и минералы, надо знать, как они выглядят и каковы наощупь. Вот некоторые важные признаки геологических образцов и общепринятые способы их описания:

цвет

блеск

зернистость

спайность

плотность

прозрачность

твердость

Применение камней.

Камни с древнейших времен играют огромную роль в жизни людей. Наши предки почти все делали из камня: орудия труда и охоты, предметы быта.

Одни камни люди используют в строительстве (дома, стены метро, памятники), другие делают украшения (кольца, браслеты, украшение интерьера). С древнейших времен людей притягивали минералы, их чарующая красота и таинственная сила. Разнообразие форм и цветов, великолепие оттенков, созданных природой, завораживает.

Известна польза солевых комнат для становления иммунитета. Вдыхание воздуха, насыщенного парами соли, активизирует защитные силы организма и придает сил для борьбы с опасными вирусами и бактериями.

С древних времен люди верили в лечебную и магическую силу камней и минералов и применяли их очень широко. Они верили, что камни могут приносить удачу, богатство, лечить болезни. Существуют целые науки лечения камнями. Литотерапия – лечение энергией и цветом камня, а также стоунтерапия – массажтелахолодными и горячими камнями. Из графита делают стержень для карандашей. Из глины изготавливают черепицу, глиняную посуду, кирпичи, трубы, фаянс, фарфор, и многое другое. Широко применяют глину в медицине и косметике.

Для современного человека драгоценные камни – это не только предметы роскоши, но и отличный способ вложения капитала. Они - источник вдохновения для поэтов и украшение для женщин, предмет исследования для ученых и рабочий материал для ювелиров. Люди верят в магическую силу, которую таят в себе минералы. Ученые знают, как много нераскрытых наукой тайн скрыто в толщах горных пород и в глубинах земной коры. Для одних минералы – источник исцеления и внутренней силы, для других – предмет любования и восхищения. Но равнодушными они не оставляют никого.

Необычная еда. Съедобные минералы и камни.

Известна поговорка, что школьники грызут гранит науки. Оказывается бывает такое в жизни не образно, а по-настоящему.

Впрочем, один из таких съедобных минералов мы едим каждый день-это поваренная или каменная соль. За год человек съедает 8кг соли. О том насколько люди ценили этот съедобный камень еще с древности, говорит такой факт: римляне платили солью своим наемникам. Другие соли используются в качестве лекарств.

Практическая часть.

Изучение свойств камней и минералов.

Плавает ли картошка в воде с растворенной в ней солевым камнем?

Мы взяли два стакана с водой. В один стакан положили каменную соль. Она растворилась (еще одно свойство каменной соли – растворяется в воде). Положили в оба стакана картошку. В простой воде картошка тонет, в соленной плавает.

2. Тот же опыт мы проделали с чесноком. Вывод как в первом опыте. Чеснок не утонул в соленой воде.

3. Какие из камней не тонут?

Мы взяли стакан с водой и стали опускать разные камни. Все камни утонули кроме пемзы. Мел тонет, выпуская воздух (очень красиво).

4. Что происходит при трении камней?

Мы взяли два камня и стали тереть друг о друга. Если долго и сильно тереть, то камни становятся теплыми. Можем сделать вывод, что продолжая трение мы получим искру (так добывали огонь первобытные люди).

Анкетирование.

Мы решили спросить о камнях у одноклассников.

Участвовали: 74 ученика (3 класса).

1.Собирал ли ты камни.Если да,то зачем?

2.Какие названия камней вы знаете?

3.Знаешь ли ты, как появились камни на Земле.

4. Как человек использует камни?

5.Ты хочешь больше узнать о камнях?

Заключение.

В ходе анкетирования, мы выяснили, что большинство учеников о камнях ничего не знают, но есть огромное желание и интерес о них узнать. И мы решили поделиться полученными знаниями с нашими одноклассниками. Мы рассказали, как появились камни, какие бывают камни, их свойства и особенности в применении, и показали опыты.

Из прочитанных книг, сайтов интернета мы многое узнали о горных порода и минералах. Теперь мы знаем откуда они берутся, чем отличаются, на какие классы разбиты, какие можно съесть и как применяет их в жизни человек.

КАЖДЫЙ КАМЕНЬ ПО-СВОЕМУ КРАСИВ, КАЖДЫЙ ИНТЕРЕСЕН!

Список литературы:

Стив Паркер -Практическая энциклопедия «Камни и минералы»/пер.англ.яз Ю.Амченков . изд.Махаон 2017.- 56с

А.А Плешаков «От земли до неба» Атлас-определитель: кН.для учащихся нач.кл.-М.:Просвещение .2014.-224с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Камень

Корнелия Суссик-Форнефельд «Драгоценные камни и минералы»/

Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001. –288 с. (Путеводитель по природе)

К. Суссик-Форнефельд; Пер. с нем. С. Френкель. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001. – 288 с.: - (Путеводитель по природе).

Просмотров работы: 72