Рост и развитие флоры на примере овса посевного

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Рост и развитие флоры на примере овса посевного

Магафурова К.И. 1
1МАОУ Лицей № 5
Бартова Н.Г. 1
1МАОУ Лицей № 5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

1.1 Актуальность выбранной темы.

Сегодня я хочу немного рассказать вам о зеленом мире. Темой своей презентации я выбрала рост флоры на нашей планете. Мне показалась интересным, как происходит такое явление в природе, ведь мы его почти не замечаем, хотя все растения вокруг растут.

Весной, когда только сошел снег, начинает проклевываться первая зеленая травка, затем показываются подснежники, набухают почки на деревьях и распускаются первые зеленые листики на деревьях. Каждый раз из года в год природа то просыпается весной, цветет, плодоносит, а затем осенью готовится к зимнему сну, сбрасывая свою листву. Для нас это настолько привычный процесс, что мало кто задумывался, а как же происходит рост всего живого на этой планете. Именно в этом вопросе мне захотелось разобраться на примере зерновой культуры- овса, который я постараюсь вырастить дома, создав необходимые жизненные условия для него. Это подчеркивает актуальность выбранной мною темы, поскольку овес используют не только как зерновую культуру в пищу, для корма скота, но и как сидерат для улучшения почвы в осеннем периоде.

1.2 Основные цели и задачи, инструменты и оборудование.

Для того чтобы выполнить эту работу мне необходимо подготовить следующие инструменты:

- горшочек для комнатных растений,

-плодородный грунт

-лейка для полива,

- посадочный материал( зерна овса),

- пульверизатор для поддержания оптимальной влажности.

Цель - посадить и вырастить овес.

Задачи:

- создать необходимые жизненные условия для роста зерен,

- рассмотреть росточки,

- проанализировать результат и сформулировать вывод.

2. Теоретическая часть

2.1 Что такое Флора.

Под флорой принято понимать все виды растений, которые находятся вокруг нас на конкретной географической территории, либо произраставшие когда- то в прошлые геологические эпохи. В своем большинстве растения для жизни используют очень интересный процесс – фотосинтез, а также способны поглащать питательные вещества и влагу из почвы. К ним относятся травы, деревья, кустарники, цветы и все зеленое, что находится и растет вокруг нас. Мне хотелось бы более подробно рассмотреть травянистые растения, так как именно на такой культуре я решила остановиться, когда подбирала материал для практической части своего исследования.

2.2 Рост и развитие флоры на Земле.

Итак, травянистые растения и травы – это жизненная форма высших растений. Все травы имеют листья и стебли, которые отмирают в конце вегетационного периода на поверхности почвы. Они не имеют постоянного древесного ствола над поверхностью земли, в отличие от деревьев и кустарников. Все травы подразделяют на однолетние, многолетние и двулетки. Некоторые однолетние травы сравнительно быстро растут, поэтому они одни из первых заселяют новые места обитания. Другие растительные виды формируют основную растительность в приземном слое лесов или естественных открытых средах обитания, таких как луга, солончаках или пустынях. Благодаря тому, что травы не имеют сохраняющийся над почвой ствол, они легко переносят зимовку, так как корни остаются не поврежденными и не замерзают в почве.

Безусловно в каждом правиле есть исключения, некоторые клубневые цветы и растения, выкапывают на зиму, а весной высаживают обратно в почву ( такие как георгины, гладиолусы, клубневые бегонии, американские лилии).

Я хочу заострить ваше внимание на такой однолетней культуре, как овес (Avena). Она довольно неприхотлива, ее можно вырастить на любом плодородной почве, а в конце вегетационного периода она отмирает вместе с корнями. Для того, чтобы овес вырос снова на будущий год, его необходимо посеять вновь. Это особенность однолетних растений.

2.3 Польза флоры для человека и животных

Зеленый мир вокруг нас - активный участник круговоротов веществ и перераспределения энергии в природе .Зелень выполняет средообразующую функцию.

Растения - выжный возобновимый природный ресурс, который используется в строительстве, пищевой промышленности, медицине. Флора вокруг нас выполняет эстетическую функцию, так как она радует глаз, является источником вдохновения и украшения улиц и домов.

Если же говорить конкретно об посевном овсе, то его применяют не только для посева в виде сидерата, но и в медицине, для приготовления лечебных киселей и отваров, в косметологии, в пищевой промышленности и т. д.

3. Практическая часть

3.1 Подготовка грунта для посева семян .

Для того, чтобы посеять овес для моего эксперимента мне необходимо приготовить зерно овса, плодородный грунт, воду и горшочек для комнатных растений. Первое, что необходимо сделать с зерном овса - это убедиться, что оно не повреждено грызунами и вредителями. Так как мы посадочный материал покупали в специализированном магазине и упаковка не была вскрыта, то мы можем надеяться на то, что зерно надлежащего качества .Плодородный слой почвы( грунт) мы так же покупали в специализированном магазине и убедились в целостности упаковки. При дополнительном визуальном осмотре, мы также не нашли вредителей и их следов на зерне и инородных вкючений в самом грунте. Теперь можно приступать к самому посеву.

3.2 Посадка овса и необходимые климатические условии для его роста.

Посевной овес высаживают ранней весной, так как семена способны выдерживать легкие заморозки на почве и очень влаголюбивы. Именно поэтому прежде чем произвести посев семен, мы слегка увлажняем почву в приготовленном горшке при помощи пульверизатора, для того чтобы влага равномерно пропитала почву. Затем высыпаем ровным слоем зерно, еще раз увляжняем, засыпаем плодородным слоем примерно 2-2,5 см . Теперь обильно поливаем из лейки оставляем на подоконнике для прорастания. Данные занесем в сравнительную таблицу №1.

3.3 Наблюдения и выводы

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА№1

Показатели

Норма

Факт

1.Период всхожести

На 5-10 сутки

На 5 сутки

2.Цвет поросли

От светло-зеленого до темно- зеленого

Умеренно зеленый

3. Плотность поросли

1-1.5 кг на 100 кв. м

высокая

4.Температура воздуха

0 до+ 35

+22

5.Изменение цвета поросли

6.Отмирание поросли

Зависит от внешних факторов

( недостаток влаги, палящие лучи солнца, вредители).

На 80-110 сутки в зависимости от того, когда созреет метелка

Заметное желтизна поросли на 14-е сутки, а также кошка съела макушки поросли (вредитель).

отмирание произошло на 28 сутки, образование метелки отсутствует.

Вывод

Как видно из сравнительной таблицы № 1, у меня дома получилось создать необходимую среду для роста овса посевного. Влажность, температурный режим, дневной свет- эти все факторы соответствовали необходимым условиям для роста зерен. Даже удалось имитировать условных вредителей (в виде домашней кошки), которая постоянно жевала свежие ростки, не давая им расти дальше. Употребляя в пищу некоторые растения многие животные восполняют необходимый запас витаминов и чистят таким образом свой кишечник. В конечном итоге овес у нас пожелтел окончательно и погиб на 28 сутки. Я предполагаю, что это произошло по следующим причинам:

- недостаточно оказалось питательных веществ в грунте,

- короткий световой день,

- воздействие вредителя ( кошка),

- неизвестная причина.

Все эти факторы могли пагубно сказаться на моих посевах и стать причиной их гибели. Но есть и положительная сторона – моя кошка очень довольна , что ей представилась возможность отведать свежей травки в осенний период.

Заключение.

Каждый год весной природа просыпается от зимней спячки и расцветает. Трава оной из первой радует нас своей зеленью, так как она очень неприхотлива. Флора одно из важный и возобновимых богатств нашей планеты, так как она выполняет очень много необходимых функций . Зеленый мир вокруг нас - активный участник круговоротов веществ и перераспределения энергии в природе .Зелень выполняет в основном средообразующую функцию.

В виде эксперимента я вырастила овес посевной в домашних условиях, создав для этого все необходимые факторы. Свой эксперимент я считаю законченным, так как мне удалось вырастить эту культуру и понаблюдать за его ростом. Результаты наблюдений занесены в сравнительную таблицу № 1.

Используемая литература

Подвицкий Т,А. Опыты по биологии для школьников.- Москва: Эсмо,2015.-128с.

Пономарева, Корнилова, Николаев - Биология. 5 класс. Учебник. ФГОС

Интернет ресурсhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Интернет ресурс https://goodgrunt.ru/green-manure/siderat-iz-ovsa-dlya-polucheniya-vysokogo-urozhaya.html

Интернет ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B2%D1%91%D1%81_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9

Словарь терминов и определений.

Флора- (лат. flora) в ботанике — исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории.

Пульверизатор- прибор для распыления жидкостей на мелкие капли

Сидерат-  (зелёные удобрения) — растения, выращиваемые с целью их последующей заделки в почву для улучшения её структуры, обогащения азотом и угнетения роста сорняков.

Иммитировать- подражатьподделывать.

Вегитационный период- (вегетация; от лат. vegetatio — оживление, произрастание) — период года, в который возможны рост и развитие (вегетация) растений. Продолжительность периода зависит главным образом от географической широты и климата.

Солончак - поверхность грунта, которая содержит большое количество солей.

Просмотров работы: 80