Введение
Многие предметы, которые окружают меня дома и в школе работают от батареек. Когда меня мама попросила заменить батарейку в часах, я заметила значок, который обозначает, что нельзя выбрасывать отработанную батарейку в корзины с бытовым мусором. Мне стало интересно, почему?
Рассматривая сайты в интернете, я увидела много интересного, что может пригодиться в моей работе.
Данная исследовательская работа по окружающему миру «Чем опасна маленькая батарейка», является актуальной не только для моих одноклассников и учащихся нашей школы, но и для жителей посёлка. Если взять любую батарейку и внимательно рассмотреть, то мы увидим на корпусе рисунок контейнера, перечеркнутого крест-накрест. Я расскажу, почему нельзя выбрасывать этот предмет в обычный мусорный бак, а также об эффективных способах утилизации. Поделюсь информацией о существовании второй жизни обычной батарейки и расскажу о пунктах утилизации отработанных батареек в нашем селе. С помощью родителей мы провели акцию «Сбор отработанных батареек» и их дальнейшую правильную утилизацию.
Целью моей работы являлось выяснить, как влияет отработанная батарейка на окружающую среду и здоровье человека и организовать в своем классе пункт сбора отработанных батареек и их дальнейшую правильную утилизацию с помощью родителей.
Задачи:
Выяснить, что происходит с отработанной батарейкой после неправильной утилизации.
Узнать о вреде батарейки на окружающую среду.
Познакомить учащихся школы с данной темой.
Рассказать о пунктах сбора отработанных батареек.
Методы и приёмы: словесный, практический, наглядный, исследовательский, самостоятельная работа с интернет ресурсами, с литературой.
Гипотеза: отработанная батарейка попадает на мусорные свалки и заражает окружающую среду.
Этапы выполнения работы:
Работа с электронными и печатными ресурсами.
Провести опрос среди учащихся и взрослых. Данные занести в работу.
Выбрать нужную информацию по теме.
Узнать у взрослых, о пунктах сбора отработанных батареек.
Рассказать учащимся о своей работе.
Глава Ⅰ. Теоретическая.
Эта штучка хоть мала,
но энергии полна,
оживляет механизмы
лишь присутствием она?
1.1 История батарейки.
Что бы мы делали без этих «палочек-выручалочек», которые позволяют нам пользоваться электричеством там, где нет никаких розеток и проводов! Мы берем с собой в лес фонарик, слушаем музыку на отдыхе возле речки, в поездке у нас всегда под рукой фотоаппарат, а во дворе, ребята, выносят движущиеся игрушки… И везде работают батарейки! Мне стало интересно как?
Впервые этот способ получения электричества был придуман знаменитым итальянским физиком Алессандро Вольта. У обычной, «одноразовой» батарейки есть и другое название – «гальванический элемент». Электрический ток в нем появляется из-за химического взаимодействия веществ. День рождение батарейки считается 20 марта 1800 года. В этом году ей 219 лет!
1.2 Вред батареек для человека и окружающей среды.
Значимость батарейки в нашей жизни описать сложно. Они повсюду. Практически все приборы, которые делают наш быт проще и практичнее, оснащены аккумуляторами. Это источник энергии, который мы используем каждый день, а когда приходит время – просто заменяем старую батарейку на новую. Мало кто задумывается, куда же деваются миллионы отработанных батареек.
Выбросить батарейку в общий мусорный бак означает причинить вред не только себе и окружающим, но и нескольким последующим поколениям!
Почему и что внутри этой «палочки-выручалочки».
Батарейка — это химическое устройство, элементы которого при взаимодействии между собой вступают в реакцию, в результате которой мы получаем электричество. Каждый из составляющих элементов является в той или иной мере токсичным и опасным. В состав батарейки входят:
Свинец. Отравляющее вещество, негативно влияющее на развитие мозга и нервной системы, особенно у маленьких детей. При накоплении в организме человека может вызывать кому, судороги и даже смерть.
Ртуть – опасные испарения этого вещества грозят заболеваниями туберкулезом, поражают печень и желчный пузырь, нарушают работу нервной системы.
Кадмий – токсическое вещество, вызывающее рак легких, а также отрицательно влияющее на работу почек. Кадмий остается в печени и почках и крайне медленно выводится из организма.
Никель. Интоксикация приводит к нарушению деятельности сердца.
Цинк. Может вызвать острые кишечные инфекции.
В течение трех лет под воздействием коррозии разлагается корпус. Все эти тяжелые металлы под воздействием дождей, ветра и света попадают в почву и грунтовые воды, а оттуда — в реки и озера, а также в воды, используемые для питьевого водоснабжения. А это значит, что выпить отравленную воду могут не только животные, но и люди. Выращенные на отравленной земле продукты могут оказаться в пище человека и животных.
На всех батарейках есть знак в виде перечеркнутого мусорного контейнера. Этот знак указывает, что выбрасывать батарейку в мусорный бак запрещено!
1.3 Утилизация отработанных батареек
Учёные подсчитали, одна батарейка формата AA (пальчиковая), которую большинство из нас привыкли выбрасывать в мусорное ведро, может загрязнить от 15 до 20 м² почвы, отравить 400 литров воды. Мне стало интересно, оказывается, нашему классу воды хватило бы на 5 месяцев. А также она убивает одного ёжика, двух кротов и несколько тысяч дождевых червей. Сжигать аккумуляторы также запрещено, поскольку те же опасные химические вещества в процессе горения попадают в атмосферу.
Использованную батарейку нельзя хранить дома. Опасные вещества будут выделяться в воздух и могут нанести непоправимый вред вашему здоровью.
Я узнала о ближайших пунктах приема отработанных батареек у нас в с. Атепцево и в г. Наро-Фоминске, которые отображены в таблице:
1. |
с. Атепцево улица Речная, магазин «Сахарный Лев». |
2. |
с. Атепцево «Элинар» - проходная завода. |
3. |
г. Наро-Фоминск ул. Ленина дом 8, ТРЦ «Серпантин». |
4. |
г. Наро-Фоминск ул. Войкова «ВкусВилл». |
Утилизация батареек довольно трудоемкий и дорогой процесс. В Японии батарейки пока не утилизируют, поскольку там считают, что еще не придумали оптимального способа утилизации. Батарейки собирают, сортируют и отправляют в так называемые хранилища.
В Китае действует похожая система. Батарейки собирают и закапывают в огромные ямы с полиэтиленовым покрытием. Там они будут храниться до тех пор, пока не придумают прибыльный метод утилизации.
В странах Евросоюза батарейки перерабатывают. Здесь четко налажен процесс сбора и утилизации батареек. Часть расходов на утилизацию изначально включена в стоимость новой батарейки. Жители этих стран знают, как необходимо правильно сортировать батарейки, а пункты приема использованных аккумуляторов находиться практически на каждом шагу. А, чтобы мотивировать людей приносить и сдавать батарейки в супермаркетах и магазинах действует специальная система скидок. Сдав старые батарейки, вы получаете скидку на покупку новых.
В 2013 году в России заработал единственный завод по утилизации и переработке батареек и аккумуляторов. «Мегаполисресурс» - так называется предприятие, которое находится в Челябинске. Изучив опыт многих стран специалисты выбрали один из самых эффективных способов утилизации. 80% материалов снова становятся ресурсами. После переработки из них выделяются вещества, которые в дальнейшем применяются в косметологии, при производстве пластика, электрооборудования и минералов. А корпус батарейки используют как вторичное железо, изготавливая на соответствующем производстве металлические изделия, например, такие как скрепки, железные крышки и т.п. (Приложение 1)
Я узнала, что из пунктов в Наро-Фоминске отработанные батарейки отправляют в Челябинск. Мне стало интересно, как? Я вместе с папой приехала в пункт, встретилась с Николаем, организатором сбора отработанных батареек, который рассказал нам как всё происходит. Люди опускают использованные батарейки в контейнеры в магазине. Когда они заполняются, водитель забирает их и везёт на склад. На складе пересыпают батарейки в металлические бочки (1 бочка – 350 кг). После этого фура с бочками едет в Челябинск (1835 км, 24 часа в пути). (Приложение 2)
В настоящий момент предприятие сотрудничает со многими крупными торговыми сетями, устанавливая в магазинах урну для сбора, и даже имеет собственные пункты в 24 городах России.
Глава ⅠⅠ. Практическая.
2.1 Социологический опрос (Приложение 3)
Выполняя свою работу, я захотела узнать, а что знают мои сверстники и взрослые о влиянии батареек на окружающую среду. В опроснике приняли участие 68 учеников и 6 учителей, родители 2 человека, соседи 4 человека.
Результаты опроса.
Используете ли Вы в быту различные батарейки? ДА / НЕТ
Вывод: все участники ответили на этот вопрос положительно – 80 человек.
Куда вы утилизируете использованные батарейки?
Выбрасываю в мусорное ведро
Просто храню дома
Сдаю на специальную утилизацию.
Вывод: 42 человека (52%) выбрасывают в мусорное ведро, скорее всего они не знают куда и как правильно утилизировать отработанные батарейки; хранить дома, 7 человек (9%) опрошенных, это очень опасно для здоровья; сдаю на специальную утилизацию – 31 человек (39%).
Знаете ли Вы о специальных местах сбора батареек? ДА / НЕТ
Вывод: да – 37 человек (46%), нет – 43 человека (54%).
Нужны ли специальные пункты сбора батареек? ДА / НЕТ
Вывод: да – 77 человек (96 %); нет - 3 человека (4%).
Исходя из проведённого опроса, я сделала следующие выводы, что большинство ребят моей школы и их родители не знают о пунктах сбора отработанных батареек. Значит, я должна рассказать.
2.2 Акция "Сбор отработанных батареек" (Приложение 4)
Цель проведения: познакомить учащихся школы с правильным способом утилизации отработанных батареек, привить привычку выбрасывать батарейки в специальные пункты сбора.
Место проведения: МБОУ Атепцевская СОШ, рекреация школы.
Участники акции: учащиеся МБОУ Атепцевской СОШ, учителя, родители
Используемое оборудование и инвентарь: контейнер с надписью
Ход акции: Во всех классах я рассказала о вреде отработанных батареек и о необходимости их правильной утилизации.
Результаты акции: Администрация школы разрешила мне поставить контейнер в холле школы и провести акцию И я увидела, что ребята и взрослые стали приносить батарейки. Таким образом, моя работа даёт результаты. Результаты меня очень порадовали. Спасибо всем, кто принял участие! Мы вместе собрали 7,5 кг!
Выводы
Выполняя работу я изучила много литературы и сайтов, познакомилась с интересными людьми. Я узнала и рассказала ребятам, что первую батарейку сделали больше двухсот лет назад. Сейчас каких только батареек нет на свете! И везде они нужны.
Но важно помнить: использованные батарейки нельзя просто выбрасывать. Их надо сдавать на переработку!
Я изготовила буклеты и раздала ребятам и даже разложила в почтовые ящики соседей. Мне удалось привлечь внимание взрослых. Многие заинтересовались моей темой. А это значит я не одна. А вместе мы спасём НАШУ планету!
Тема моей работы может быть использована для классных часов, уроков окружающего мира и ОБЖ.
Список использованных источников.
История батарейки.
https://2fixika.livejournal.com/2207.html
Википедия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%8F_(%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0)
Мультфильм. Что делать с батарейками.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=BMJHRmPRdi8
Карта пунктов приёма отработанных батареек
https://beta.recyclemap.ru/
Пункты сбора батареек
https://rcycle.net/tehnika/komponenty/kak-utilizirovat-batareiki
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Этапы переработки отработанных батареек.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Маршрут Наро-Фоминск – Челябинск (1835 км, 24 часа в пути).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Социологический опрос.
Здравствуйте, я провожу исследование о влиянии батареек на окружающую среду, хочу попросить вам мне помочь! Прочитайте вопросы и подчеркните подходящие Вам ответы.
Используете ли Вы в быту различные батарейки? ДА / НЕТ
Куда вы утилизируете использованные батарейки?
Выбрасываю в мусорное ведро
Просто храню дома
Сдаю на специальную утилизацию.
Знаете ли Вы о специальных местах сбора батареек? ДА / НЕТ
Нужны ли специальные пункты сбора батареек? ДА / НЕТ
Спасибо за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Акция "Сбор отработанных батареек"
Цель проведения: познакомить учащихся школы с правильным способом утилизации отработанных батареек, привить привычку выбрасывать батарейки в специальные пункты сбора.
Место проведения: МБОУ Атепцевская СОШ, рекреация школы.
Участники акции: учащиеся МБОУ Атепцевской СОШ, учителя, родители
Используемое оборудование и инвентарь: контейнер с надписью
Ход акции:
Во всех классах я рассказала о вреде отработанных батареек и о необходимости их правильной утилизации.
Результаты акции: Результаты меня очень порадовали. Спасибо всем, кто принял участие. В результате проведенной акции мне удалось собрать 318 ненужных батареек (это 7,5 кг), которые были отвезены в г. Наро-Фоминск в специальные пункт приема.