Экология и мусор

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экология и мусор

Бадикова Е.В. 1
1МБОУ "Школа №80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ"
Арутюнова Т.Ю. 1
1МБОУ "Школа № 80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

1. Проблема загрязнения окружающей среды

Загрязнение планеты мусором является одной из важных экологических проблем. Причины его появления различны, но главной является деятельность человека. Мусор загрязняет окружающую среду и ухудшает качество жизни. Он состоитиз пищевых отходов, пластика, содержит металлы, стеклянные контейнеры и макулатуру. В мусоре содержится большое количество опасных отходов: ртуть из батареек, токсичные химикаты из бытовых растворителей и красок, которые влияют на здоровье населения и загрязняют окружающую среду.

2. Актуальность темы

Проблема мусора для города Ростова-на-Дону является на сегодняшний день одной из наиболее важных экологических проблем. C каждым годом количество свалок увеличивается, потому что на производстве больше стали выпускать разовые продукты питания и полуфабрикаты. Поэтому мы должны задуматься над нашими отходами и бороться с ними.

Город Ростов-на-Дону расположен в красивом и живописном месте. Я здесь родилась, живу и учусь. Но часто приходится видеть, как возле жилых домов стоят необустроенные мусорные баки, наполненные отходами, а вокруг валяется еще столько-же мусора (см. приложение 3). На детской площадке, где я гуляю, лежат пустые бутылки и пакеты.

В связи с этим, я решила провести исследовательскую работу, чтобы выяснить, как к проблеме мусора относятся ученики начальных классов моей школы, и что можно сделать, чтобы количество бытовых отходов намного уменьшилось.

3. Цель и задачи

Целью нашей научно-исследовательской работы является анализ результатов опроса среди школьников на тему: «Мусор и его утилизация» и предложение способов оптимизации по улучшению экологической обстановки в моем городе.

Задачи:

Изучить классификацию мусора

Выявить причины увеличения мусора

Выяснить способы утилизации мусора

Обозначить проблемы утилизации мусора в России

Описать влияние отходов на окружающую среду

Рассказать о проблеме отсутствия сортировки

Выяснить, что можно сделать для уменьшения количества мусора в городе Ростове-на-Дону и предложить свои способы в решении данной проблемы

4. Обзор литературы

4.1. Теоретическая часть

В последнее время в мире проблемам экологии уделяется больше внимания. Каждый человек в мире за день образует около 1 кг бытовых отходов, а в год это составляет сотни миллионов тонн. Увеличение использования изделий из пластмассы создали опасное явление в Мировом океане, которое получило название “мусорные пятна”. Это огромные скопления кусочков отходов пластика, располагающиеся в виде огромных пятен на поверхности океана. Они образуются в результате сброса мусора из прибрежных зон континентов и с океанских лайнеров. На сегодняшний день известны пять гигантских мусорных пятен – по два в Тихом и Атлантическом океанах и одно в Индийском.

Самый большой мусорный остров расположен в центре Тихого океана. Его площадь превышает миллион квадратных километров. Люди создали несколько общественных организаций по борьбе с загрязнением океана пластиковыми отходами.

Англия является страной с большим опытом по сбору и переработки мусора. В 1297 году был принят закон, призывающий держать дом и тротуар перед домом в чистоте. Закон 1354 года обязывал жителей убирать грязь на улице еженедельно. Появилась профессия мусорщика и специальные повозки. Согласно закону 1875 года каждый житель должен был иметь мусорный ящик.

США занимает первое место по бытовому мусору на душу населения – более 3кг в сутки. Главным показателем американской чистоты является пластиковый мешок.

4.2. Мусор – определение и классификация

Отходами считаются вещества или их смеси, которые не пригодны для дальнейшего употребления и требуют дальнейшей переработки или вывоза мусора на свалки или специальные полигоны.

Классификация мусора и отходов

1. По своему происхождению:

промышленные отходы (производственные) ПО;

коммунально-бытовые (КБО);

2. По состоянию:

газообразные;

жидкие;

твёрдые.

3. Перечень отходов по уровню вредности для человека и природы, ОПС:

1 класс – самые вредные, не поддаются разложению, после поражения такими отходами экология будет восстанавливаться более 300 лет.

2 класс - высоко вредные, время разложения 75 лет и более, восстановление структуры почвы от 30 лет и более;

3 класс, умеренно вредный, время разложения от 10 лет, восстановление среды от 20 лет;

5 класс, мало опасные, время разложения до трёх лет, срок восстановления окружающей среды после поражения не более пяти лет.

Промышленные отходы или ТБО делятся на:

токсичные - физиологически активные вещества, способные негативно влиять на здоровье человека и животных;

инертные, проходят утилизацию на полигонах ТБО. К ним относится: древесина, строительный мусор, шлак, текстиль и пластмассовые элементы;

 4.3. Причины увеличения мусора

        В каждом доме выбрасывается мусор и с каждым годом его становится все больше. Вот небольшой список причин, приводящих к увеличению мусора:

рост производства товаров для одноразового использования;

увеличение количества ярких, синтетических упаковок;

повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.

4.4. Способы утилизации мусора

Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой.

Считается, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет.  Многие думают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, которые опасны для человека. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже, а также попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды.

При сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород. В развивающихся странах утилизируют бытовые отходы, путем сжигания в специальных высокотемпературных печах. Положительная сторона такой утилизации в том, что объем отходов, уменьшается на девяносто процентов, а вес на шестьдесят - семьдесят. Кроме того, при сжигании отходов выделяется тепловая энергия, которую можно использовать для выработки электроэнергии или обогрева помещений. Однако, в процессе горения могут образовываться токсины и тяжелые металлы, потому необходимо печи оборудовать сложными и дорогостоящими фильтрами. В процессе использования они также приходят в негодность и отправляются на свалку. Потому при утилизации отходов путем сжигания необходимо большое внимание уделять снижению количества кислотных газов, оксида азота, двуокиси серы и конечно же выброса тяжелых металлов. Все эти вещества очень опасны и при усвоении человеком, приводят к заболеванию раком, расстройству гормональной системы организма.

Я считаю, что можно долго ждать, когда в нашем городе построят достаточное количество современных мусороперерабатывающих предприятий, но если начать с раздельного сбора мусора, то количество свалок значительно снизится.

 4.5. Проблемы утилизации мусора в нашей стране

Для улучшения экологической обстановки необходимо, чтобы правильно работала утилизация мусора. Однако в нашей стране проблема вывоза и уничтожения мусора становится все серьезнее. Как правило мусор вывозят на городские свалки, где его либо сжигают, либо оставляют гнить. Оба этих метода утилизации мусора являются очень вредными для окружающий среды. Во время захоронения мусора происходит загрязнение больших участков земли, грунтовых вод и водоемов, которые находятся вблизи таких свалок. Во время сжигания отходов в воздух попадают вредные вещества, которые ухудшают его качество.

Во многих европейских странах бытовые отходы – это прекрасное и очень дешевое сырье для некоторых видов производства. Например, пластик - вторичное сырье будет стоить минимум в 2 раза дешевле. А применять его возможно во всех сферах, кроме упаковки продуктов питания или медицинских препаратов.

Утилизация мусора в России происходит в меру возможности разных регионов. В некоторых из них, с каждым годом увеличивается количество свалок, а в других – вовсю работают мусоросжигательные заводы.

На Западе одним из способов утилизации мусора является его вторичная переработка. Однако в нашей стране население не задумывается об экологических проблемах и поэтому отказывается даже сортировать свой мусор. В Ростове-на-Дону поставили баки для разных видов отходов, но люди выбрасывают в них все подряд, так что и такое предложение не нашло поддержки у жителей города. Пока население нашей страны не задумается об экологических проблемах, то все предложения по поводу сортировки и повторной переработки отходов не заработают.

4.6. Влияние отходов на окружающую среду

Загрязнение окружающей среды мусором ведет к нарушению экологического равновесия во всем мире.

Скопления мусора можно наблюдать на остановке (бутылки, банки, фантики и др.), в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки) и в магазине (масса чеков и оберток).

Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды и токсической пыли. Воду из родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Многие люди не видят в этом проблемы и поэтому сваливают отходы в совершенно не предназначенные для этого места - свалки.

В наш район регулярно приезжает мусоровоз и собирает мусор. Но, несмотря на это, много мест, в которые выбрасываются отходы. Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившегося мусора. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер. Свалки являются рассадником крыс, мышей и многочисленных насекомых.

        Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.

4.7. Проблема отсутствия сортировки

Главной проблемой переработки мусора в России считается ее неграмотная сортировка. Для того чтобы люди сортировали свои отходы по видам необходимо приложить немало усилий.

В настоящее время существует ряд способов хранения и переработки твердых бытовых отходов, а именно: предварительная сортировка, санитарная земляная засыпка, сжигание, биотермическое компостирование, низкотемпературный пиролиз, высокотемпературный пиролиз.

Предварительная сортировка.

Этот технологический процесс предусматривает разделение твердых бытовых отходов на части на заводах вручную или с помощью автоматизированных конвейеров. Сюда входит процесс уменьшения размеров мусорных компонентов путем их измельчения и просеивания, а также извлечение более или менее крупных металлических предметов, например, консервных банок.

Санитарная земляная засыпка - метод удаления отходов в землю без причинения вреда или создания угрозы для здоровья общества или его безопасности, при использовании таких технических средств, чтобы обеспечить ограничение площади, занятой отходами, наименьшими размерами, уменьшить их объем до минимальных размеров и прикрывать их слоем земли ежедневно по окончании работ.

Биотермическое компостирование – это способ обезвреживания бытовых, сельскохозяйственных и некоторых промышленных твердых отбросов, основанный на разложении органических веществ микроорганизмами. Компостированию не подлежат больничные отбросы, субпродукты из ветлабораторий и отдельно фекалии. К компосту не допускаются примеси ядохимикатов, радиоактивных, дезинфицирующих и других токсических веществ.

Под низкотемпературным пиролизом понимается процесс, при котором размельченный мусор подвергается термическому разложению. Данный процесс происходит при температурах от 400 до 850 градусов по шкале цельсия. Преимущество этого метода, по сравнению с сжиганием отходов, заключается в предотвращении загрязнения окружающей среды.

Способ утилизации ТБО посредством высокотемпературного пиролиза представляет собой газификацию мусора. Этот метод предполагает получение из органической составляющей отходов вторичного синтез-газа, который можно использовать для получения пара, электроэнергии и горячей воды. Высокотемпературный пиролиз происходит при температуре выше 850 градусов.

5. Степень изученности данного вопроса

В нашей стране долгое время люди жили в тесном контакте с окружающей природой. Существовали правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. У наших предков проблема мусора не стояла так остро. Население Земли – это общество, которое очень много потребляет. Подсчитано, что на одного человека в год затрачивается 20 тонн сырья, из них 97% - идет в отходы.

В России проблема сбора и переработки мусора всегда была второстепенной, так как мы обладаем огромной территорией, которая поглощает наши отходы. Сегодняшние экономические трудности отодвигают вопрос утилизации мусора, но проблема незаметно надвигается.

Если раньше считалось, что окружающей среде ущерб наносят предприятия, то теперь его наносит и одноразовая посуда, и напитки в пластиковых бутылках, и пакеты. А так как, в каждой семье образуется огромное количество различных бытовых отходов, то проблема мусора выдвинулась на первое место.

6. Характеристика личного вклада автора в решении избранной проблемы

Мной выполнены поиск и анализ литературных источников по теме научно-исследовательской работы, разработан дизайн исследования (анкета). Я участвовала в проведении анкетирования, в статистической обработке результатов исследования и в построении диаграмм.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Материал и методы исследования

Я решила провести экологический опрос учащихся начальной школы№80 города Ростова-на-Дону (см. приложение 2), т.к. меня заинтересовали вопросы:

1. О проблеме мусора;

2. Знают ли ребята об этой проблеме;

3. Пути решения данной проблемы.  

Я раздала всем анкеты с 10 вопросами (см. приложение 1):

Ты когда-нибудь бросал мусор на улице?

Собираешь ли ты макулатуру?

Если у нас будет раздельный сбор мусора, ты будешь его сортировать?

Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду?

Используешь ли ты для записей обе стороны листа?

Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей?

Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим?

Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?

Помогаешь ли ты родителям выносить мусор?

Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы в нашем городе было чисто?

а) убирать мусор;

б) поставить больше контейнеров для мусора;

в) чаще вывозить мусор;

в) нанять больше дворников;

г) проводить экологические марафоны;

д) не мусорить;

е) устраивать субботники.

На каждый вопрос, кроме 10, необходимо было ответить да или нет. На 10 вопрос были даны 7 вариантов ответов, необходимо было выбрать те варианты, которые опрашиваемый считал верными. Время заполнения анкеты около 10 мин, помощь посторонних не допускалась.

Глава 2. Анализ и обработка полученных результатов

Был опрошен 51 школьник. Из них только 6 человек (11,7%) выбрасывали когда-нибудь мусор на улице. Остальные 45 человек (88,3%) никогда этого не делали.

Макулатуру собирает 30 человек (58,8%), не собирает 21 человек (41,2%) среди опрошенных.

На вопрос: «Если у нас будет раздельный сбор мусора, ты будешь его сортировать?» - 39 человек ответили, что «да», это (76,4%); «нет» - 12 человек (23,6%).

Собирает и сдает пустую стеклянную посуду только15 человек (29,5%), остальные 36 человек (70,5%) этого не делают.

Для записей обе стороны листа используют 30 человек (58,8%), 21 человек (41,2%) этого не делают.

Изготовлением полезных вещей из использованной упаковки занимается также 30 человек (58,8%), а 21 опрошенных (41,2%) – нет. Я, например, очень люблю мастерить различные полезные вещи из уже ненужных вещей и с удовольствием дарю их своим друзьям, также на уроках технологии мы делаем поделки из использованной бумаги. (см. приложение 4)

Одежду и обувь, из которых вырос, отдает другим людям 36 школьников (70,5%), 15 человек (29,5%) - нет.

К школьному имуществу бережно относятся 100% опрошенных (51 человек).

Помогают родителям выносить мусор 45 человек (88,3%), 6 (11,7%) – нет.

На вопрос «Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы в нашем городе было чисто?» (можно было выбрать несколько вариантов) ответили следующим образом: убирать мусор – 51 человек; поставить больше контейнеров для мусора – 15 человек; чаще вывозить мусор – 18; нанять больше дворников – 6; проводить экологические марафоны – 9 человек; не мусорить – 45 человек;

устраивать субботники – 18 человек.

Глава 3. Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что наши школьники в большинстве заботятся о нашей экологии. Они никогда не выбрасывают мусор на улице, используют для записей обе стороны листа, занимаются сбором макулатуры и с удовольствием участвуют в школьных мероприятиях по этому поводу. Многие с родителями собирают и сдают пустую стеклянную посуду, изготавливают полезные вещи из использованных упаковок и отдают вещи, из которых выросли более младшим деткам. 100% опрошенных берегут школьное имущество, а это не может не радовать.

Очень жалко, что все–таки есть дети, которые хоть и иногда, но выбрасывали мусор на улице, не горят желанием собирать макулатуру и стеклянные бутылки, сортировать мусор и не используют оборотную сторону бумаги. Также не отдают вещи, из которых выросли, другим, а выбрасывают их и не помогают родителям выносить мусор. Им не интересно изготавливать полезные вещи из использованной упаковки. Все это может привести к экологической катастрофе. Чтобы этого избежать необходимо:

воспитывать культуру поведения у школьников

выкидывать мусор только в специальные контейнеры

организовывать сбор макулатуры и стеклянной посуды

использовать вторично некоторые предметы

начать раздельно собирать мусор

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе уже отработан сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др.  Это экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Однако такая практика пока не дает положительных результатов. Об этом же говорят и данные анкеты, которую я провела среди ребят своей школы.

Изучив теоретический материал по теме, проведя свои   исследования, я пришла к выводу, что проблему загрязнения окружающей среды нужно решать немедленно и начинать надо с себя. Для начала я составила памятку «Простые правила для улучшения экологии»

Памятка

Бросать мусор только в контейнеры;

При походе в магазин не забывать хозяйственную сумку;

Не выбрасывать мусор в раковины и туалеты;

Покупать напитки в стеклянных бутылках;

Регулярно убиратьтерриторию около дома;

Не оставлять мусор в лесу и на месте отдыха;

Собирать и сдавать макулатуру;

Сдавать стеклотару и металлолом;

Экономно использовать тетради, бумагу (например, оборотную сторону);

Аккуратно обращатьсяс учебниками и книгами;

Бережно относиться к вещам, чтобы они дольше служили нам;

Отдавать вещи, которые не носите, нуждающимся;

Давать вещам «вторую жизнь»

Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище.

Список использованных источников и литературы

Джунипер Тони. Как спасти планету. Наглядные факты о состоянии Земли. Редактор: Важнова Валерия. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2019 г. – 224 с.

Дрейер А. А., Сачков А. Н., Никольский К. С., Маринин Ю. И., Миронов А. В. Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка.Москва,Экология городов»,1999 г.

Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора //Химия в школе, Москва, «Бином», 1998, №1.Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. МГУ им. М.В. Ломоносова. Ж. «Химия в школе»

Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей. «Просвещение», Москва, 1993 г.Коноплева Н. П. Вторая жизнь вещей: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176 с.

Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., Экология, учебник, изд. дом «Дрофа», 2013 г. – 256 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология.Учебное пособие. 2-е изд., переработанное и дополненное Уфа. Восточный университет. 2004г. 308

Об отходах производства и потребления. Закон Российской Федерации №89, 1998 г.

Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Издательство МНЭПУ, 2001 г. - 264 с.

Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. Издательство «Астрель», 2003г. - 416 с.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 06.04.1999 г.

Интернет-ресурсы

1.Утилизация отходов http://pererabotka-musora.ru/.shtml

2. musoranety.narod.ru

4. Сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. Сайт http://www.google.ru/search/

Приложение 1

Анкета

Фамилия __________________Имя__________________

1.Ты когда-нибудь бросал мусор на улице?

А) Да Б) Нет

Собираешь ли ты макулатуру?

А) Да Б) Нет

Если у нас будет раздельный сбор мусора, ты будешь его сортировать?

А) Да Б) Нет

Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду?

А) Да Б) Нет

Используешь ли ты для записей обе стороны листа?

А) Да Б) Нет

Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей?

А) Да Б) Нет

Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим?

А) Да Б) Нет

Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?

А) Да Б) Нет

Помогаешь ли ты родителям выносить мусор?

А) Да Б) Нет

Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы в нашем городе было чисто?

а) убирать мусор;

б) поставить больше контейнеров для мусора;

в) чаще вывозить мусор;

г) нанять больше дворников;

д) проводить экологические марафоны;

е) не мусорить;

ж) устраивать субботники.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Просмотров работы: 7393