Определение качества мёда

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение качества мёда

Трусов М.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» муниципального образования города Братска
Сёмина Т.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» муниципального образования города Братска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как-то раз в нашем городе проходила ярмарка мёда. Разные люди, ценители и просто любители представляли свою продукцию, свой мёд. Много разных красивых баночек было на прилавках. Цветочный, липовый, гречишный, кленовый, каштановый мёд мог попробовать и выбрать себе любой желающий. Действительно мёд был вкусным, сладким и очень ароматным. Не задумываясь ни на минуту, мы с мамой решили приобрести баночку этого лакомства на зиму, ведь всем известно, что мёд не только вкусный, но и крайне полезный продукт. Но, однажды мы с мамой заметили, что мёд потемнел и никак не хотел литься из баночки. Он засахарился. Я никак не мог понять, почему так случилось, ведь сахар в мёд не добавляют. Побеседовав с пчеловодами- любителями выяснил, что в настоящее время на рынке, в магазине появилось так много подделок натурального мёда. В него добавляют крахмал, делают сахарный сироп, добавляют различные добавки. Из-за этого мёд теряет свои природные и целебные качества. Поэтому в современном мире нужно научиться определять натуральный мёд.

Меня очень заинтересовал этот вопрос, и я решил изучить литературу, провести исследование и попытаться ответить на интересующую меня проблему. В данной работе раскрывается методика определения качественного мёда и помогает сделать вывод о составе.

Цель работы: провести сравнительный анализ разных сортов мёда на содержание в них глюкозы, крахмала и крахмальной патоки. Изучить биохимическое влияние мёда на организм человека.

Задачи:

Проанализировать научно-популярную литературу, в которой описывается биохимическое влияние мёда на организм человека;

Изучить виды мёда и методы определения натуральности пчелиного мёда;

Собрать образцы мёда, подготовить и провести эксперимент по определению качественного состава разных сортов мёда (наличие посторонних добавок);

Обобщить результаты исследования и сформулировать выводы.

Объект исследования –мёд.

Предмет исследования – свойства и качество мёда (наличие посторонних примесей в мёде).

Дата исследования – февраль 2019 год

Методы исследования:

1. Теоретический (изучение литературы по теме);

2. Исследовательский (эксперимент);

3. Проблемно-поисковый;

4. Деятельностный;

5. Наблюдение;

6. Анкетирование;

Результаты моей исследовательской работы имеют практическую значимость для людей в целом.

Гипотеза исследования: Винни Пух говорит: «Неправильные пчелы делают неправильный мёд». А какой мёд правильный, натуральный? Я думаю, что правильный мёд – это тот мёд, который пчелки сделали без вмешательства человека, так как человек, из-за выгоды разбавляет мёд сахаром, что влияет на качество, вкус и целебные свойства натурального продукта. Мы предполагаем, что натуральный мёд содержит большое количество глюкозы и не содержит сахара и крахмала.

Теоретическая часть

Мёд и его целебные свойства известны людям с древних времен. Химический состав мёда богат. В него входят как органические, так и неорганические соединения. Химический состав мёда:инвертированные сахара (глюкоза и фруктоза) - 75%, сахароза - 1,9%, декстрины - 5,2%, белковые вещества - 0,4%, органические кислоты - 0,1%, зольные вещества - 0,35%, вода – 16%. Использование мёда в пищу является хорошим народным средством в укреплении организма и в борьбе с инфекциями. Мёд различают: по ботаническому происхождению, по географическому происхождению, товарному виду, консистенции, цвету и прозрачности, вкусу и запаху. По происхождению различают мёд нектарный и падевый, по консистенции - жидкий и закристаллизовавшийся. Нектарный (цветочный) мёд пчелы собирают с цветов, падевый - с пади животного происхождения - слизистых выделений тли.

По цвету: цветочный мёд, липовый мёд, ясеневый, гречишный, бело-акациевый, жёлто-акациевый, малиновый, яблоневый мёд.

По аромату: настоящий мёд отличается душистым ароматом.

Мёд с примесью сахара не имеет аромата, а его вкус близок к вкусу подслащенной водички.

- смешанный мёд - состоит из естественной смеси цветочных или падевых медов.

- искусственный мёд - очень похож на натуральный, но отличается по химическому составу и лечебно-пищевым качествам.

- фальсифицированный мёд - получают путем смешивания натурального и искусственного мёда, добавлением сахара, крахмала, мела, сахарной патоки, сока, муки и других компонентов. 

Правильное хранение мёда обеспечивает сохранение его химического состава и целебные свойства.

Практическая часть

После того, как я рассмотрел волнующий меня вопрос в научной литературе, я решил узнать, что знают люди о составе и полезных свойствах мёда. В своём классе провел анкетирование. Ученикам были заданы несколько вопросов. По результатам анкетирования можно судить о том, что практически все дети знают, что мёд полезен, знают состав и виды мёда, полезные свойства этого продукта необходимо правильно выбирать и хранить его.

Изучение научной литературы по данному вопросу показало, что натуральный мёд можно определить опытным путём. А можно ли проверить качество мёда в домашних условиях? Я решил проверить это. Поэтому было принято решение провести исследование качественного состава мёда разных сортов и выбрано 7 методик. В исследовании приняли участие образцы:

Образец 1: Луговой мёд – Алтайский край

Образец 2: Цветочный мёд (домашний) – г. Братск

Образец 3: Гречишный мёд – куплен в магазине

Образец 4: Липовый мёд – Приморский край

Первая методика: Определение примесей муки или крахмала в разных сортах мёда. В пробирку налить 3-5 мл водного раствора мёда (1:2) и добавить 3-5 капель настойки йода. Следить за изменением или сохранением цвета. Образцы №1,№3,№4- содержат примеси муки или крахмала, так как раствор приобрел синюю окраску. Образец №2- реакции нет, не содержат в своем составе примесей муки или крахмала.

Вторая методика: определение примесей крахмальной патоки в разных сортах мёда. Смешать одну часть мёда с 2-3 частями дистиллированной воды, прибавить четверть объема 96%-ного спирта и взболтать. Образец №1,№3,№4 - содержат небольшие примеси крахмальной патоки, так как сразу после реакции со спиртом раствор помутнел, а спустя 7-8 минут наблюдалось расслоение (образование декстрина). Образец№2- не содержат в своем составе примесей крахмальной патоки

Третья методика: определение воды в разных сортах мёда . Капнуть немного мёда на промокашку. Если он растечется, оставит влажные пятна – продукт разбавлен водой. Образцы №1, №2, №3, №4- не содержат в своем составе воду, мёд не растекся, не оставил пятен.

Четвёртая методика: определение содержания глюкозы в разных сортах мёда

Взять раскаленную на огне проволоку и опустить ее в мёд. Образец №1, №4 - Легкий запах жженого сахара, на проволоке – инородная масса, содержит небольшое количество примесей сахара. Образец № 2- На проволоке ничего не осталось, содержит природную глюкозу, содержащуюся в нектаре цветов. Образец №3- Сильный запах жженого сахара, на проволоке – инородная масса, содержит большое количество примесей сахара.

Пятая методика: определение влажности (поглощение воды) разных сортов мёда. В мёд опустить кусок мягкого хлеба. Данные образцы мёда не содержат в своем составе сироп, хлеб не намок.

Шестая методика: определение зрелости разных сортов мёда. Набрать в ложку мёд и, покрутив, опрокинуть. В образце №1 мёд стекает быстро, вывод: мёд незрелый. В образцах №2, №3, №4 мёд стекает медленно, вывод: мёд зрелый.

Седьмая методика: определение изменения качеств различных сортов мёда при влиянии разных температур. Поместить мёд на холод (заморозить) и держать его на свету. На холоде: в образцах № 1, №2, №3, №4- при охлаждении мёд теряет свои свойства, т.к. плотная масса, вкус и цвет не изменились. На свету:

В образцах № 1, №2, №3, №4 - свет губит полезные свойства мёда, т.к. вкус и цвет не изменились.

Получилась следующая сводная таблица результатов проведенного исследования:

Образец

Наличие крахмала

Наличие крахмальной патоки

Наличие воды

Наличие природной глюкозы

Наличие сахара

Влажность

Зрелость

Изменение температур

Выводы о качествемёда

1.Луговой мёд

+

+

   

+

     

Содержит примеси

2. Цветочный мёд

     

+

   

+

 

Натуральный

3. Гречишный мёд

+

+

   

+

 

+

 

Содержит примеси

4. Липовый мёд

+

+

   

+

 

+

 

Содержит примеси

1.Несмотря на заверения некоторых производителей о высоком качестве их продукта (мёда), в некоторых образцах были обнаружены примеси, а именно:

- образцы №1 – Луговой мёд (Алтайский край), №3 – Гречишный мёд, №4 – Липовый мёд (Приморский край) содержат в своем составе крахмал, крахмальную патоку (о чем производитель умалчивает на этикетках и уверяет, что мёд является натуральным продуктом), сахар, что приводит к улучшению вкусовых качеств мёда, но более быстрому засахариванию продукта при соблюдении всех условий хранения.

- образец №1 – Луговой мёд (Алтайский край) является не зрелым, не качественным продуктом.

2. Цветочный мёд (домашний) под образцом №2 является натуральным продуктом и не содержит примесей.

Заключение

В ходе эксперимента опытным путем были проверены разные способы определения качествамёда. Моя гипотеза верна: в результате исследования выяснилось, что все способы при проверке мёда действительно показывают его качество. Я убедился, что качество натурального мёда можно определить всем доступным, опытным путем. Мёд - это натуральный продукт с богатым содержанием витаминов, ферментов, микроэлементов и других, полезных для человека веществ.

Качество мёда можно определить в домашних условиях и в химической лаборатории. Для этого можно воспользоваться опытами, проделанными в ходе осуществления данного исследования.

Приобретайте качественный мёд, используйте его в своих целях и будьте здоровы!

Список источников информации:

1. Грин Т. Насекомые. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2012.

2. Данников Н. Целебный мед. – М.: Эксмо, 2014

3. Журнал «Пчеловодство», 1972, № 12, с. 41 - 42.

4. Журнал «Пчеловодство», 1986, № 2, с. 27 – 28.

5. Журнал «Пчеловодство», 1987, № 11, с. 28 – 29.

6. Пчелы и пчеловодство.  Справочное издание. Под ред. С. Рублев. Ростов Пчелы -на-Дону: изд. «Феникс», 2010.- 315 с.

7. Солодова Н.И., Волкова Н.А., Волков В.Н. Мёд и его качество. – М: Химия в школе, 2005.

8. Стешин А.Р. Качественный мед: миф или реальность. М., 2012г.

9. Суворин А.В. Умный улей. Ростов-на-Дону: ИД «Владис», 2010.

10. Сушанский А.Г., Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания Т.1.

11. Фальсификация меда // Пчелы: Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - 2001.- №4.- с. 39

Приложения

Приложение I. История мёда

Рис. 1 «Бикорпский человек», влезающий по лианам, чтобы собрать соты с мёдом из пчелиного улья. Рисунок 8000-летней давности в пещере около Валенсии.

Приложение II. История мёда.

Рис. 2 Сведения об использовании мёда в Египетских пирамидах

Рис. 3 Древняя Греция. Рисунки в пещерах

Вывод: мёд и его целебные свойства известны людям с древних времен.

Приложение III.Состав мёда.

Приложение IV.За заслуги пчеле поставили памятник.

Приложение V.

Анкета

1. Любите ли Вы мёд?

А) Да

Б) Нет

2. Кто делает мёд?

А) Пчелы

Б) Люди

3. Из чего делают мёд?

А) Пыльца

Б) Сахар

В) Нектар

4. Какой бывает мёд?

А) Сладкий

Б) Кислый

В) Соленый

5. Мёд полезен?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

6. Мёд используют в лечебных целях?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

7. Где вы покупаете мёд?

А) у знакомых пчеловодов

Б) на рынке

В) в магазине

Г) своя пасека

Д) не покупаем

Приложение VI.

Вопросы

Ответ обучающихся % чел.(2кл.)

1

Любите ли Вы мёд?

А) Да

Б) Нет

82,8%

17,2%

2

Где Кто делает мёд?

А) Пчелы

Б) Люди

100%

-

3

Из чего делают мёд?

А) Пыльца

Б) Сахар

В) Нектар

41,4%

-

58,6%

4

Какой бывает мёд?

А) Сладкий

Б) Кислый

В) Соленый

96,6%

3,4%

-

5

Мёд полезен?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

100%

-

-

6

Мёд используют в лечебных целях?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

93,1%

-

6,9%

7

Где Вы покупаете мёд?

А) У знакомых пчеловодов

Б) На рынке
В) В магазине
Г) Своя пасека
Д) Не покупаем

17,2%

27,6%

37,9%

10,3%

7%

Приложение VII.

Приложение VIII.

Приложение IX.

Определение примесей муки или крахмала в разных сортах мёда

Приложение X.Определение примесей крахмальной патоки в разных сортах мёда

Приложение XI.Определение воды в разных сортах мёда

Приложение XII.Определение содержания глюкозы в разных сортах мёда

Приложение XIII.Определение влажности (поглощение воды) разных сортов мёда

ПриложениеXIV.Определения зрелости разных сортов мёда

Приложение XV.Определение изменения качеств различных сортов мёда при влиянии разных температур

Просмотров работы: 155