Профессии

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Профессии

Гуркина Д.М. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4
Елькина И.В. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Все работы хороши – выбирай на вкус…»

Автор: В. В. Маяковский

В школе на уроке по Окружающему миру мы познакомились с разными видами профессий. Информации, которую я получила на уроке, было мне не достаточно и тогда я решила больше узнать о профессиях:

- какие профессии существовали раньше;

- какие начали пропадать и почему;

- какие появились в наше время;

- какие профессии можно отнести к «вечным»;

- какие были популярны раньше, а какие сейчас;

- какие профессии у моих родных и знакомых.

Актуальность проекта:

Мир профессий велик – главное сделать правильный выбор. Правильный выбор – это путь к успеху и благополучию в будущем. Мне хотелось узнать, чем могут быть интересны профессии, и какую пользу мы можем принести обществу.

Цель проекта:

Узнать, какие бывают интересные профессии, какие профессии востребованы, познакомить с ними своих одноклассников и выяснить, что влияет на выбор профессии.

Гипотеза:

Я предполагаю, что если я уже сейчас начну знакомиться с различными профессиями – это поможет мне и моим одноклассникам в выборе трудовой деятельности, моя работа будет нести профориентационную направленность.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с различными профессиями и их особенностями.

2. Выяснить какие профессии выбрали мои родные и знакомые.

3. Сделать опрос в форме интервью о профессии, которая меня заинтересовала.

4. Подготовить сообщение по итогам интервью.

5. Определить по каким критериям нужно выбирать будущую профессию.

6. Предоставить собранную информацию своим одноклассникам в виде презентации.

Методы исследования:

- изучение научно-популярной литературы

- поиск информации в сети Интернет

- беседа с родственниками

- проведение анкетирования

- анализ, обобщение

Предполагаемый результат:

Я и мои одноклассники узнают больше о различных профессиях, в частности – проходчик.

У меня и моих одноклассников будут формироваться знания и представления о профессиях.

У наших родителей появится жизненная позиция по вопросу профориентации.

Будет разработана мультимедийная презентация.

Основная часть.

Первым делом я обратилась к толковому словарю и узнала:

ПРОФЕССИЯ (лат. Professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteor — объявляю своим делом) — род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. [1]

ПРОФЕССИЯ — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков... [2]

ПРОФЕССИЯ — устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний... [3]

Каждый человек должен выбрать профессию, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. В настоящее время существует огромное количество профессий. И чуть ли ни каждый год появляются новые и исчезают старые профессии.

Все профессии я разделила на группы:

РЫНОК ПРОФЕССИЙ

УСТАРЕВШИЕ

ПОПУЛЯРНЫЕ

ВОСТРЕБОВАННЫЕ

РЕДКИЕ (НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ)

Так, еще в начале прошлого века стали ненужными и исчезли такие профессии как:

ВОДОВОЗ - профессия, существовавшая до появления централизованного водоснабжения. Водовоз набирал воду в источнике (реке, колодце, из водокачки и т. п.) и разносил или развозил ёмкости с водой по домам.

ФОНАРЩИК - городской служащий, наблюдающий за исправностью уличных фонарей и их зажигающий.

ИЗВОЗЧИК – человек, управляющий конной повозкой. Раньше это был единственный способ добраться в пункт назначения как можно быстрее. В современном мире аналогом этой профессии можно назвать шофёра.

(приложение 1)

Стали пропадать профессии, связанные с обслуживанием устаревших информационных средств:

МАШИНИСТКА - женщина, которая занималась перепечаткой рукописных текстов на пишущей машинке.

ТЕЛЕФОНИСТ - работница, осуществлявшая коммутацию на неавтоматических телефонных станциях.

(приложение 2)

Популярность профессий зависит от их спроса. В 80-е годы престижной считалась профессия инженера. В 90-е годы модно было быть экономистом, финансистом, журналистом. В настоящее время начали появляться и стали популярными профессии, связанные с информационными технологиями, а также:

ПРОГРАММИСТ - специалист, занимающийся непосредственной разработкой программного обеспечения для различного рода вычислительно-операционных систем.

МЕНЕДЖЕР - специалист по управлению производственным процессом, участвующий в разработке стратегии развития компании.

ДИЗАЙНЕР - художник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью, а также интерьеров промышленных объектов, общественных зданий и жилья.

ПСИХОЛОГ - специалист в области психологии. Тот, кто хорошо разбирается в характерах, переживаниях, поведении людей.

Есть профессии, которые можно назвать «вечными». Это самые востребованные профессии. Они существуют много лет и будут существовать всегда:

АРТИСТ - творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актёр, певец, музыкант).

ВРАЧ - специалист с высшим медицинским образованием, занимающийся лечебно-профилактической деятельностью.

УЧИТЕЛЬ - лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в средней школе, преподаватель, школьный работник.

СТРОИТЕЛЬ - Специалист в области строительства. Тот, кто строит что-либо, занимается постройкой чего-либо.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ - это человек, уполномоченный поддерживать общественный порядок, охранять покой, здоровье и имущество всех законопослушных граждан. (приложение 3)

Рынок труда довольно изменчив. Одни профессии исчезают, другие появляются, какие-то из них более востребованы, какие-то мало популярны. Многими профессиями овладел человек. Он научился строить дома, готовить пищу, учить детей, лечить людей и животных. Для облегчения жизни человек изобрел различные машины и приборы, современные автоматические устройства облегчают труд человека, опасные работы выполняют механизмы. Это и стало причиной не востребованности некоторых профессий:

УПАКОВЩИК – специалист, отвечающий за упаковку товаров и полуфабрикатов. Основная деятельность упаковщика связана с фасовкой и упаковкой в тару различных товаров и предметов.

ПОЧТАЛЬОН – служащий почтового ведомства; человек, разносящий почту, то есть письма, газеты, посылки, телеграммы и почтовые переводы.

КОНДУКТОР - специалист по проверке и продаже проездных документов в общественном транспорте.

(приложение 4)

Во время работы над проектом было проведено анкетирование в классе. Одноклассникам было предложено ответить на следующие вопросы:

Что же влияет на выбор профессии?

- интерес - 45%

- семейная традиция - 23%

- востребованность (популярность) - 32%

Большая часть ребят выбирают профессию, исходя из своих интересов.

А откуда берётся новая информация о профессиях? Так прозвучал второй вопрос в анкете. Были получены следующие ответы:

- из телевидения - 27%

- от одноклассников - 18%

- от родственников - 34%

- интересуюсь сам - 11%

Большая часть ребят получают информацию о профессиях от своих родственников.

В ходе исследования я собрала информацию о различных профессиях, своими глазами увидела, как работают мои мама и папа, взяла информацию у наших знакомых и решила, что более подробно расскажу о профессии моего дяди - «проходчик». Я думаю, что с такой профессией мало кто знаком. Я подготовила и задала ему следующие вопросы:

- Сколько вам лет?

- Где вы работаете?

- Какую профессию вы имеете?

- Где вы учились?

- Сколько лет работаете в данной профессии?

- Чем занимаются люди данной профессии?

- Чем интересна?

- Что трудного?

- Нравится ли вам ваша работа?

- Почему вы выбрали эту работу?

- Какие интересные случаи произошли с вами на работе?

- Имеете ли вы награды?

- По каким предметам потребуются расширенные знания чтобы в будущем получить такую профессию?

- Какими качествами должен обладать человек данной профессии?

И вот что я узнала.

Павлов Виталий Александрович – мой дядя. Ему 31 год. После окончания школы он пошёл учиться в ГБПОУ Московский технологический колледж по специальности - проходчик на подземных работах. С 2004 года он работает в ООО «Тоннель-2001» по профессии «проходчик» - работник, работающий в проходке. [4] (приложение 5)

Проходчики – это специалисты, которые выполняют комплекс работ по прокладке шахт. Без них не обходится строительство метрополитенов, тоннелей и прочих подземных сооружений. Профессию проходчика можно считать одной из древнейших. Самая первая шахта появилась более 40 тысяч лет назад, а первая линия метро была проложена в Лондоне в середине 19-го века. Примечательно, что строились они без использования каких-либо механизмов, а всего лишь с помощью лопат, кирок и тачек.

Сегодня работу по прокладке шахт невозможно представить без мощной современной техники. При строительстве метрополитена проходчик выполняет несколько видов работ:

- прокладывает тоннель с помощью мощного проходного щита;

- бетонирует основание тоннеля;

- управляет блокоукладчиками, лебёдками и другими механизмами.

(приложение 6)

Условия работы – одни из самых тяжёлых и опасных. Рабочая одежда – резиновые сапоги, куртка и брюки из брезента, маска с угольным фильтром и каска с фонарём. С работой проходчика справятся лишь физически сильные и выносливые люди, так как инструменты, применяемые при прокладке шахт, очень тяжёлые.

Ему очень нравится его работа. Хоть она и тяжёлая, но очень интересная и необходимая. Без неё сейчас не обойтись, так как метрополитен играет большую роль в жизни человека.

Больших наград он пока не имеет. Самой главной своей наградой он считает – получение 5-го разряда проходчика. Чтобы получить высший, 6 разряд, ему надо ещё многому научиться.

Чтобы в дальнейшем получить такую профессию, потребуются расширенные знания по таким предметам, как: физика, геометрия, алгебра, химия, технология, физическая культура.

Человек данной профессии должен обладать такими качествами, как: физическая выносливость и сила, хорошее зрение, подвижность, наблюдательность, дисциплинированность и ответственность.

После подробного рассказа о профессии проходчика, я предложила ребятам выбрать из перечисленных профессий, одну, которая больше всего их заинтересовала. И получила следующий результат:

Профессия

Количество учащихся выбравших профессию

Учитель

3 человека

Артист

2 человека

Врач

5 человек

Полицейский

4 человека

Психолог

2 человека

Проходчик

2 человека

Менеджер

3 человека

Не определился

4 человека

Я сделала вывод, что мой рассказ о профессии «проходчик» заинтересовал 8% обучающихся. Значит, я проделала полезную работу.

Заключение.

Выбор профессии – это достаточно серьёзный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно.

- Во-первых, нужно учитывать свои интересы.

- Во-вторых, оценить собственные способности.

- В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия.

- В-четвёртых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст та или иная профессия.

В результате проведённого проекта мы узнали как разнообразен мир профессий. Человеку необходимо иметь представление об этом мире, чтобы найти ту профессию, которая подходит именно ему.

Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.

Библиографический список использованной литературы и электронных ресурсов.

[1] Боль­шой эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь / Гл. ред. А. М. Про­хо­ров. – 2-е изд., пе­ре­раб. и доп. – М. : Боль­шая Рос. эн­цикл.; СПб.: Но­ринт, 1997, 1999, 2001, 2004. – 1456 с. : ил. – ISBN 5-85270-160-2. – ISBN 5-7711-0004-8.

[2] Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

[3] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА) М., 2000. — 488 с.

[4] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : около 65000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., перераб. и доп. – М. : ОНИКС : Мир и Образование, 2008. – 735 с.

Приложения.

Приложение 1

Водовоз Фонарщик

Извозчик

Приложение 2

Машинистка

Телефонист

Приложение 3

Артист Врач

Учитель Строитель

Полицейский

Приложение 4

Упаковщик Почтальон

Кондуктор

Приложение 5

Приложение 6

Просмотров работы: 226