Введение.
«Все работы хороши – выбирай на вкус…»
Автор: В. В. Маяковский
В школе на уроке по Окружающему миру мы познакомились с разными видами профессий. Информации, которую я получила на уроке, было мне не достаточно и тогда я решила больше узнать о профессиях:
- какие профессии существовали раньше;
- какие начали пропадать и почему;
- какие появились в наше время;
- какие профессии можно отнести к «вечным»;
- какие были популярны раньше, а какие сейчас;
- какие профессии у моих родных и знакомых.
Актуальность проекта:
Мир профессий велик – главное сделать правильный выбор. Правильный выбор – это путь к успеху и благополучию в будущем. Мне хотелось узнать, чем могут быть интересны профессии, и какую пользу мы можем принести обществу.
Цель проекта:
Узнать, какие бывают интересные профессии, какие профессии востребованы, познакомить с ними своих одноклассников и выяснить, что влияет на выбор профессии.
Гипотеза:
Я предполагаю, что если я уже сейчас начну знакомиться с различными профессиями – это поможет мне и моим одноклассникам в выборе трудовой деятельности, моя работа будет нести профориентационную направленность.
Задачи проекта:
1. Познакомиться с различными профессиями и их особенностями.
2. Выяснить какие профессии выбрали мои родные и знакомые.
3. Сделать опрос в форме интервью о профессии, которая меня заинтересовала.
4. Подготовить сообщение по итогам интервью.
5. Определить по каким критериям нужно выбирать будущую профессию.
6. Предоставить собранную информацию своим одноклассникам в виде презентации.
Методы исследования:
- изучение научно-популярной литературы
- поиск информации в сети Интернет
- беседа с родственниками
- проведение анкетирования
- анализ, обобщение
Предполагаемый результат:
Я и мои одноклассники узнают больше о различных профессиях, в частности – проходчик.
У меня и моих одноклассников будут формироваться знания и представления о профессиях.
У наших родителей появится жизненная позиция по вопросу профориентации.
Будет разработана мультимедийная презентация.
Основная часть.
Первым делом я обратилась к толковому словарю и узнала:
ПРОФЕССИЯ (лат. Professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteor — объявляю своим делом) — род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. [1]
ПРОФЕССИЯ — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков... [2]
ПРОФЕССИЯ — устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний... [3]
Каждый человек должен выбрать профессию, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. В настоящее время существует огромное количество профессий. И чуть ли ни каждый год появляются новые и исчезают старые профессии.
Все профессии я разделила на группы:
РЫНОК ПРОФЕССИЙ
УСТАРЕВШИЕ |
ПОПУЛЯРНЫЕ |
ВОСТРЕБОВАННЫЕ |
РЕДКИЕ (НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ) |
Так, еще в начале прошлого века стали ненужными и исчезли такие профессии как:
ВОДОВОЗ - профессия, существовавшая до появления централизованного водоснабжения. Водовоз набирал воду в источнике (реке, колодце, из водокачки и т. п.) и разносил или развозил ёмкости с водой по домам.
ФОНАРЩИК - городской служащий, наблюдающий за исправностью уличных фонарей и их зажигающий.
ИЗВОЗЧИК – человек, управляющий конной повозкой. Раньше это был единственный способ добраться в пункт назначения как можно быстрее. В современном мире аналогом этой профессии можно назвать шофёра.
(приложение 1)
Стали пропадать профессии, связанные с обслуживанием устаревших информационных средств:
МАШИНИСТКА - женщина, которая занималась перепечаткой рукописных текстов на пишущей машинке.
ТЕЛЕФОНИСТ - работница, осуществлявшая коммутацию на неавтоматических телефонных станциях.
(приложение 2)
Популярность профессий зависит от их спроса. В 80-е годы престижной считалась профессия инженера. В 90-е годы модно было быть экономистом, финансистом, журналистом. В настоящее время начали появляться и стали популярными профессии, связанные с информационными технологиями, а также:
ПРОГРАММИСТ - специалист, занимающийся непосредственной разработкой программного обеспечения для различного рода вычислительно-операционных систем.
МЕНЕДЖЕР - специалист по управлению производственным процессом, участвующий в разработке стратегии развития компании.
ДИЗАЙНЕР - художник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью, а также интерьеров промышленных объектов, общественных зданий и жилья.
ПСИХОЛОГ - специалист в области психологии. Тот, кто хорошо разбирается в характерах, переживаниях, поведении людей.
Есть профессии, которые можно назвать «вечными». Это самые востребованные профессии. Они существуют много лет и будут существовать всегда:
АРТИСТ - творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актёр, певец, музыкант).
ВРАЧ - специалист с высшим медицинским образованием, занимающийся лечебно-профилактической деятельностью.
УЧИТЕЛЬ - лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в средней школе, преподаватель, школьный работник.
СТРОИТЕЛЬ - Специалист в области строительства. Тот, кто строит что-либо, занимается постройкой чего-либо.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ - это человек, уполномоченный поддерживать общественный порядок, охранять покой, здоровье и имущество всех законопослушных граждан. (приложение 3)
Рынок труда довольно изменчив. Одни профессии исчезают, другие появляются, какие-то из них более востребованы, какие-то мало популярны. Многими профессиями овладел человек. Он научился строить дома, готовить пищу, учить детей, лечить людей и животных. Для облегчения жизни человек изобрел различные машины и приборы, современные автоматические устройства облегчают труд человека, опасные работы выполняют механизмы. Это и стало причиной не востребованности некоторых профессий:
УПАКОВЩИК – специалист, отвечающий за упаковку товаров и полуфабрикатов. Основная деятельность упаковщика связана с фасовкой и упаковкой в тару различных товаров и предметов.
ПОЧТАЛЬОН – служащий почтового ведомства; человек, разносящий почту, то есть письма, газеты, посылки, телеграммы и почтовые переводы.
КОНДУКТОР - специалист по проверке и продаже проездных документов в общественном транспорте.
(приложение 4)
Во время работы над проектом было проведено анкетирование в классе. Одноклассникам было предложено ответить на следующие вопросы:
Что же влияет на выбор профессии?
- интерес - 45%
- семейная традиция - 23%
- востребованность (популярность) - 32%
Большая часть ребят выбирают профессию, исходя из своих интересов.
А откуда берётся новая информация о профессиях? Так прозвучал второй вопрос в анкете. Были получены следующие ответы:
- из телевидения - 27%
- от одноклассников - 18%
- от родственников - 34%
- интересуюсь сам - 11%
Большая часть ребят получают информацию о профессиях от своих родственников.
В ходе исследования я собрала информацию о различных профессиях, своими глазами увидела, как работают мои мама и папа, взяла информацию у наших знакомых и решила, что более подробно расскажу о профессии моего дяди - «проходчик». Я думаю, что с такой профессией мало кто знаком. Я подготовила и задала ему следующие вопросы:
- Сколько вам лет?
- Где вы работаете?
- Какую профессию вы имеете?
- Где вы учились?
- Сколько лет работаете в данной профессии?
- Чем занимаются люди данной профессии?
- Чем интересна?
- Что трудного?
- Нравится ли вам ваша работа?
- Почему вы выбрали эту работу?
- Какие интересные случаи произошли с вами на работе?
- Имеете ли вы награды?
- По каким предметам потребуются расширенные знания чтобы в будущем получить такую профессию?
- Какими качествами должен обладать человек данной профессии?
И вот что я узнала.
Павлов Виталий Александрович – мой дядя. Ему 31 год. После окончания школы он пошёл учиться в ГБПОУ Московский технологический колледж по специальности - проходчик на подземных работах. С 2004 года он работает в ООО «Тоннель-2001» по профессии «проходчик» - работник, работающий в проходке. [4] (приложение 5)
Проходчики – это специалисты, которые выполняют комплекс работ по прокладке шахт. Без них не обходится строительство метрополитенов, тоннелей и прочих подземных сооружений. Профессию проходчика можно считать одной из древнейших. Самая первая шахта появилась более 40 тысяч лет назад, а первая линия метро была проложена в Лондоне в середине 19-го века. Примечательно, что строились они без использования каких-либо механизмов, а всего лишь с помощью лопат, кирок и тачек.
Сегодня работу по прокладке шахт невозможно представить без мощной современной техники. При строительстве метрополитена проходчик выполняет несколько видов работ:
- прокладывает тоннель с помощью мощного проходного щита;
- бетонирует основание тоннеля;
- управляет блокоукладчиками, лебёдками и другими механизмами.
(приложение 6)
Условия работы – одни из самых тяжёлых и опасных. Рабочая одежда – резиновые сапоги, куртка и брюки из брезента, маска с угольным фильтром и каска с фонарём. С работой проходчика справятся лишь физически сильные и выносливые люди, так как инструменты, применяемые при прокладке шахт, очень тяжёлые.
Ему очень нравится его работа. Хоть она и тяжёлая, но очень интересная и необходимая. Без неё сейчас не обойтись, так как метрополитен играет большую роль в жизни человека.
Больших наград он пока не имеет. Самой главной своей наградой он считает – получение 5-го разряда проходчика. Чтобы получить высший, 6 разряд, ему надо ещё многому научиться.
Чтобы в дальнейшем получить такую профессию, потребуются расширенные знания по таким предметам, как: физика, геометрия, алгебра, химия, технология, физическая культура.
Человек данной профессии должен обладать такими качествами, как: физическая выносливость и сила, хорошее зрение, подвижность, наблюдательность, дисциплинированность и ответственность.
После подробного рассказа о профессии проходчика, я предложила ребятам выбрать из перечисленных профессий, одну, которая больше всего их заинтересовала. И получила следующий результат:
Профессия |
Количество учащихся выбравших профессию |
Учитель |
3 человека |
Артист |
2 человека |
Врач |
5 человек |
Полицейский |
4 человека |
Психолог |
2 человека |
Проходчик |
2 человека |
Менеджер |
3 человека |
Не определился |
4 человека |
Я сделала вывод, что мой рассказ о профессии «проходчик» заинтересовал 8% обучающихся. Значит, я проделала полезную работу.
Заключение.
Выбор профессии – это достаточно серьёзный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно.
- Во-первых, нужно учитывать свои интересы.
- Во-вторых, оценить собственные способности.
- В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия.
- В-четвёртых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст та или иная профессия.
В результате проведённого проекта мы узнали как разнообразен мир профессий. Человеку необходимо иметь представление об этом мире, чтобы найти ту профессию, которая подходит именно ему.
Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.
Библиографический список использованной литературы и электронных ресурсов.
[1] Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. – 1456 с. : ил. – ISBN 5-85270-160-2. – ISBN 5-7711-0004-8.
[2] Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
[3] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА) М., 2000. — 488 с.
[4] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : около 65000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., перераб. и доп. – М. : ОНИКС : Мир и Образование, 2008. – 735 с.
Приложения.
Приложение 1
Водовоз Фонарщик
Извозчик
Приложение 2
Машинистка
Телефонист
Приложение 3
Артист Врач
Учитель Строитель
Полицейский
Приложение 4
Упаковщик Почтальон
Кондуктор
Приложение 5
Приложение 6