Введение.
Вода — источник жизни,
Источник светлых дней.
Взгляни безукоризненно
В стремительный ручей.
Напиться хочет каждый,
Ты реки береги,
Озера, океаны
И малые пруды.
Вода – это прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой в чистом виде химическое соединение водорода и кислорода. Чистая вода — богатство природы, которое нужно беречь и охранять.Вода покрывает 71 % поверхности земного шара (океаны, моря, озёра, реки, льды ). Если рассматриваешь глобус , сразу можно сказать - большую часть нашей планеты занята природными водами. Вода – это без чего не может обходиться человек ни зимой, ни летом. Так же вода играет значимую роль в жизни растений, животных. Вода – это не питательное вещество, но без нее жизнь на Земле была бы невозможна. Вода является важнейшим веществом для всех живых существ на Земле.
Вода имеет три состояния: твердое, жидкое и газообразное. Химическая формула воды - H2O.
Вода в природе – может быть представлена облаками, туманом, росой, дождем, реками, озерами, океанами, ледниками, снегом, инеем. Водные запасы нашей планеты огромны. Большая их часть относится к соленой воде, а вот источников пресной воды не так уж и много. Роль человека в охране пресной воды очень велика. Вредные вещества , которые выбрасываются от предприятий в воздух, в атмосферу оказывает сильное влияние на экологию , в том числе и на загрязнение водоемов. Источниками загрязнения - являются свалки, транспортные средства, предприятия промышленности , различный мусор в водоемах, пластиковые бутылки. Все это отрицательно влияет на качество воды в водоемах. Меня взволновала тема воды и экологии в моем городе , и я решил провести исследовательскую работу на тему «Вода моего города». Узнать количество источников воды у нас в городе, понять в каком водоеме чистая вода, выяснить какую воду мы пьем.
Актуальность темы: Загрязнение водных ресурсов Земли и источников питьевой воды сегодня тревожит все человечество.
Все больше и больше людей уделяют внимание качеству питьевой воды , тем самым заботятся о своем здоровье и об окружающей среде.
Цели: определить качество воды из различных водных источников моего города, узнать какую воду пьют ребята моего класса
Задачи: выполнить исследование качества воды, провести опрос , проанализировать полученные результаты, составить доклад.
Объект исследования: водопроводная, фильтрованная вода, вода из различных водоемов моего города
Проблематика: экология питьевой воды и водоемов моего города.
Основная часть:
Земной шар следовало бы назвать "водяным шаром". И не только потому, что водой покрыта большая часть его площади. Главное - без воды не было бы ничего. Ни деревьев и цветов, ни облаков и живописных закатов, ни нас с вами. Но что мы знаем о воде? Как она влияет на нашу жизнь? Как её изучают и зачем?
Я живу с городе, где протекает великая река России Дон. В нашем городе много разных источников , озер , водоемов и рек.Все реки Рoстовской oбласти oтносятся к бассейну Азовского моря, самая большая главная артерии области - река Дoн (протяженность 1870 км). Я решил узнать сколько есть водоемов в нашем городе . Итак,
Реки и ручьи:
Река Дон
Кизитеринка
Темерник
Ручей. Безымянный
Река Койсуг
Река Мертвый Донец
Озера
Соленое озеро
Голубое озеро
Водоемы и водохранилища:
Северное водохранилище
Ростовское море
Другие водоемы:
Гребной канал
Источники :
Пармоновский источник
Источник Сурб –Хач
Родник в ботаническом саду
Родник у реки Гремучка
Из этого списка мы решили выбрать 8 источников воды, расположенных в черте города наиболее известных и провести с ними исследования.
Я решил узнать какая вода наиболее чистая, сколько в ней находится кислорода и требуется ли очистка вода из под крана.
В течении двух дней я с папой набирал воду из различных источников водоемах нашего города. Забор воды происходил в два этапа и был выполнен 26 и 27 октября 2019 года. Вода была набрана в 20 мл шприцы.
Фото 1.
Фото 2.
Забор воды проводился из следующих водоемов моего города.
1. Река Дон.
2. Гребной Канал.
3. Ростовское море.
4. Северное водохранилище.
5. Родник Сурб-Хач.
6. Родник Парамоновский.
7. Водопроводная вода из фильтра 5-ти ступеней очистки фирмы .
Вода из под крана.
Вода была перелита в стеклянные сосуды, которые прошли обработку в посудомоечной машине при температуре 60С, пронумерованы и помещены на подоконник восточной стороны квартиры . Исследуемый материал стоял на подоконнике в течении 2 –х недель при комнатной температуре 24С.
На первой недели был проанализирован запах и наличие осадка в воде, наличие пузырьков воздуха на стенках сосудов. Через неделю цвет, мутность воды и наличие извести на стенках сосудов.
Сравнительная таблица №1
№ |
Запах воды |
Осадок |
Мутность, Цветение воды |
Наличие извести на стенках |
Наличие пузырьков на стенках стакана |
1 |
Без запаха |
Совсем незначительный осадок |
Достаточно прозрачная, незначительно мутная ,не цветет |
Средний налет 50% |
отсутствует |
2 |
С небольшим запахом |
Небольшой осадок |
Цветет, очень мутная, желтоватый цвет (5) |
Сильный налет, наличие минералов 90% |
отсутствует |
3 |
Резкий запах |
Сильный осадок |
Налет на стекле, пятна, мутная (3) |
Отсутствует налет 10% |
Единичное количество |
4 |
Резкий запах |
Средний осадок |
Немного цветет, мутная (4) |
Средний налет 50% |
отсутствует |
5 |
Средний запах, приятный |
Никакого осадка |
Чистая, прозрачная |
Незначительный налет 30% |
отсутствует |
6 |
Средний запах, приятный |
Отсутствует |
Чистая, прозрачная |
Незначительный налет 30% |
отсутствует |
7 |
Без запаха |
Отсутствует |
Чистая, прозрачная |
Сильный налет, наличие минералов 90% |
Небольшое количество |
8 |
Резкий запах железа, запах чистый |
Отсутствует |
Чистая , прозрачная |
Значительный налет 70% |
Большое количество |
Различные примеси в воде определяют качество воды или их свойство. Существует несколько показателей качества воды:
Химические свойства ( щелочность, жесткость воды)
Микробиологические свойства (наличие различных микроорганизмов в воде)
Органолептические свойства ( цвет, запах, вкус, прозрачность или мутность)
Радиологические показатели – пригодность воды к использованию
Органолептические свойства воды можно определить в домашних условиях очень просто. Вода из водоемов мутная, имеет желтоватый оттенок, зеленоватые отложения на стенках сосуда, ощущается запах, наличие осадка на дне сосуда. Вкусовые качество можно определить только фильтрованной воде, т.к. неочищенную воду пить нельзя.
При повышенном содержании железа вода имеет характерный «железистый» привкус.
Определение кислорода в воде. На стенках емкости появляются пузырьки, что означает наличие кислорода в воде, чем больше кислорода в воде, тем больше пузырьков.
Белый налёт на стенках сосуда— это минералы, содержащиеся в воде.
Сопоставив все факторы и проанализировав их можно сказать следующее:
Самое большое количество кислорода в воде из под крана и в фильтрованной воде (см.фото 3,4).
Самое большое количество микроорганизмов – цветность зеленый –это вода Гребного канала и вода Ростовского моря , и в меньшей степени вода северного водохранилища. (см.фото.5).
Наличие налета на стенках в первые дни наблюдения и осадка– вода Ростовского моря. (см.фото 6).
Наличие извести на стенках (щелочность, жесткость) – вода всех водоемов , за исключением воды из реки Дон и Ростовского моря.
Прозрачная и чистая вода оказалась из родника Сурб-Хач, родника Паромонский, водопроводная воде, фильтрованная и из реки Дон.
Наличие запаха – резкий запах наблюдался в воде Ростовского море, в воде гребного канала, Северного водохранилища. Запах железа отмечался только в водопроводной воде, что характерно.
Фото 3. Дата наблюдения 29.10.19г
Фото 4. Дата наблюдения 29.10.19г
Фото 5. Дата наблюдения 09.11.19г
Фото 6. Дата наблюдения 02.11.19г
Фото 7. Дата наблюдения 17.11.19г
Практическая часть (опрос ):
Я провел опрос-анкетирование в своем классе и решил узнать все ли дети моего класса знают какую воду надо пить, требуется ли ее очищать, пьют ли воду из под крана. В опросе принимало участие 35 человек. Он состоял из следующих вопросов.
Вопросы:
1. Пьете ли воду из под крана?
100% ответ нет.
2. Есть ли у вас дома фильтр для воды?
21,8% ответили отрицательным результатом в отсутствии дома фильтра для воды
78.2% - наличие фильтра дома
3. Пьете фильтрованную воду?
37.5% пьют не фильтрованную воду
62.5% пьют фильтрованную или бутилированную воду
4. Нужно ли очищать воду перед употреблением?
6.25% считают что воду не требуется очищать
93.75% нужно обязательно очищать
Мои убеждения подтвердились, многие ребята знают и понимают, какую воду нужно пить, что нужно пить очищенную воду, многие семьи имеют водный фильтр. Многие родители заботятся о качестве питьевой воды тем самым они заботятся о своем здоровье. Некоторые одноклассники недостаточно информированы о последствиях использования некачественной воды. На уроках окружающего мира следует чаще поднимать проблему загрязнение водоемов и источников питьевой воды, разговаривать, обсуждать, анализировать, размышлять , и стараться проинформировать большее количество людей.
Заключение:
После всех проведенных опытов вода следует сделать вывод, что в стоячих водоемах не такая чистая как вода в реке Дон, как в родниковых.
Вода фильтрованная и сырая водопроводная более насыщена кислородом.
После проведенного опроса в моем классе выяснилось, что несколько ребята, которые мало знают о фильтрации воды и какую воду нужно пить, поэтому нужно чаще поднимать тему чистой воды .
Проблема здоровья населения нашей страны на сегодняшний день стоит на первом месте. Окружающая среда напрямую влияет на состояние здоровье человека.
Хозяйственная и питьевая вода это важный фактор в жизни человека.
Вода играет огромную роль в природе и в жизни каждого человека в целом. От воды во многом зависит климат нашей планеты.
Изучив свойства воды – можно сделать выводы – вода уникальное вещество на планете, в котором нуждается все живое. Наша задача – это сохранить нашу голубую планету. Не загрязнять наши водоемы, не складировать мусор вблизи водоемов, не сбрасывать промышленные отходы в реки, выполнять очистку берегов водоемов от мусора, бережно относиться к источникам. А так же пить очищенную воду, все время следить за качеством воды, менять фильтры очистки воды.
Беречь воду – это означает беречь жизнь, свое здоровье, заботиться об окружающем мире.
Список использованных источников и литературы
«Вода. Книга о самом важном веществе в мире». Лаура Эртимо.
г. Москва. Издательский дом «КомпасГид», 2019 г.- 152 с.
«Беседы о воде в природе». Шорыгина Т.А. г. Москва. Издательство «Сфера», 2019г.-96с.
Интернет ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%B0
Интернет ресурс
http://www.da-voda.com/da-voda-tv/svojstva-vody/