Всё о микробах

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Всё о микробах

Васильева В.А. 1Власенко С.И. 1Игнатова А.А. 1Мельникова В.Д. 1
1МАОУ СОШ № 5 г. Балашиха
Комаревцева Т.А. 1
1МАОУ СОШ № 5 г. Балашиха
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – это самое главное для каждого родителя.

В школе каждую неделю на внеурочных занятиях мы говорим о здоровом образе жизни. Нас заинтересовал вопрос: «Почему нужно мыть руки с мылом после улицы?, обязательно помыть фрукты и овощи перед едой?».

Нам взрослые всегда говорят, что в организм попадут какие-то микробы, и мы можем заболеть. А почему мы можем заболеть? Что это за микробы?

Чем они могут навредить? Где же есть эти микробы, если мы их совсем не видим»?

Цель: узнать, что такое микроорганизмы и как они распространяются

З адачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Провести экспериментальную работу;

3. Сделать соответствующие выводы;

4. Познакомить одноклассников с проделанными опытами и провести мастер-класс «Правила борьбы с вредными микробами».

Г ипотеза: если я узнаю, кто такие микробы и как они передаются, то смогу сохранить своё здоровье.

Мы посмотрели мультфильмы «Фиксики. Микробы», «Уроки Тетушки Совы», прочитали книгу «Петька – микроб», из которой узнали, что микробы бывают не только вредными, но и полезными. Они нам нужны, чтобы выжить. Микроорганизмы участвуют во многих структурах нашего организма. Некоторые помогают поддерживать надлежащий баланс в иммунной системе.
Благодаря микробам молоко превращается в сыр и йогурт. В этих продуктах содержатся микроорганизмы, которые для людей не опасны, а очень даже полезны. Они помогают нашему пищеварению и даже защищают наш организм.

Человек рождается стерильным существом, абсолютно не имеющий никаких микробов. Первые бактерии, которые он получает - молозиво. Только благодаря этому запускаются все механизмы организма человека.

Почти 2 килограмма от общего веса человека, составляют микробы. Только около сорока тысяч таковых обитают в полости рта. Именно поэтому данная часть тела считается самой "заразной". А целый килограмм этих "животных" приходиться на человеческий желудок, при чем большинство из них абсолютно не изучены наукой.

Энтони ван Левенгук – ученый биолог, изобрел микроскоп и был первым, кто смог разглядеть микробы внутри воды.

Но как же защититься от вредных микробов?

Из детской энциклопедии мы узнали, что микробы – это микроорганизмы, которые нельзя увидеть, потому что они очень, очень маленькие, меньше самых маленьких насекомых. Мы рассмотрели картинки с изображением разных микробов. У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутики вращаются, как пропеллер самолета, и микроб движется. Но у большинства микробов таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). На Земле их бессчетное количество. В течение дня мы беремся руками за множество предметов, поселяя микробы, находящиеся на них, на свои руки. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек своими руками перенес их в рот. Или еще один пример: были микробы в земле, ребенок играл на улице, и микробы прилипли к пальцам. Потом он пошел домой и начал есть грязными руками. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок. Вот так они и передвигаются.

Для того чтобы расти микробам нужно питание, есть они могут все: хлеб, фрукты, овощи, землю, опавшие с деревьев листья и многое другое.

Ч тобы узнать, как микробы растут, размножаются, как защитить себя от них, мы провели эксперименты.

Экспериментальная часть работы

Опыт № 1 «Размножение микробов»

Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.

Х од эксперимента: мы отделили от общего куска кусочек пластилина, скатали из него шарик. Это будет один большой взрослый микроб, через некоторое время «микроб» делится пополам. Разделили шарик на две равные части, получится два новых микроорганизма. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первый микроб. Оторвали еще немного пластилина от общего куска и прилепили его к нашим «молодым микробам», как будто они выросли. И эти два «микроба» в свою очередь разделили на две части, каждый. Теперь их четыре. И эти микробы в свою очередь тоже скоро вырастут и разделятся пополам. Вот так их количество становится больше и больше.

Вывод: из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь.

Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – кариес.

Микробы можно увидеть с помощью специального прибора «микроскопа».

О пыт №2

«Микробы на немытых продуктах»

Ход эксперимента: мы взяли кожуру от немытого яблока и рассмотрели ее под микроскопом. Там мы увидели шарики и палочки.

Вывод: перед тем как есть овощи и фрукты, их надо обязательно хорошо помыть.

М ожно микробы увидеть и без микроскопа. Для этого мы провели опыт с хлебом.

Опыт №3

«Плесень»

М ы поместили кусок хлеба в полиэтиленовый пакет и положили в теплое место. Второй кусочек хлеба положили в холодильник. Через пять дней тот хлеб, который лежал в тепле, покрылся плесенью. Плесень – это один из видов микробов. Есть такой продукт нельзя – он испорчен.

В ывод. Микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна, есть такой продукт нельзя.

А хлеб в холодильнике не покрылся плесенью, т.к. в холоде микробам тяжелее размножаться.

Вывод: в прохладном помещении меньше микробов, поэтому надо чаще проветривать комнату и соблюдать температурный режим, чтобы микробы не смогли атаковать человека.

О пыт №4

«Чистые ручки»

Чтобы представить на руках человека микробы, которые мы не можем увидеть, мы посыпали руки мукой и показали, как микробы «передаются» от человека к человеку, оседают на предметы общего пользования, игрушки.

В ывод: для профилактики различных заболеваний необходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.

Опыт №5 «Чих»

Микробы от больного человека, через кашель

или чихание, могут попасть к здоровому.

С помощью пульверизатора (распыляя воду) мы показали, что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению.

Вывод: Когда человек болен, чихает, микробы «разлетаются» повсюду, для предотвращения этого необходимо прикрывать рот рукой или пользоваться носовым платком.

Стоит микробам попасть в организм человека, они начинают размножаться внутри. Человеку становится плохо, он заболевает. Микробы от

больного человека, через кашель или чихание, могут попасть к здоровому. Но от вредных микробов можно защититься.

«Опыт №5 с зеркалом»

Я взяла зеркало и подышала на него – оно «запотело». Тогда я надела медицинскую маску и еще раз подышала на зеркало, оно осталось чистым.

В ывод: маска защищает от микробов.

Заключение

В процессе исследований мы выяснили, что микробы опасны, но человек научился с ними бороться. Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, приучать себя к жаре и к холоду, заниматься спортом. Тогда никакие микробы не страшны, даже если их будет очень много вокруг. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать.

Мы поделилась своими знаниями о микробах с ребятами из нашего класса, провели Акцию «Антимикробы» и мастер-класс «Правила борьбы с микробами».

Мы справились с заданной целью, знаем, как сохранить свое здоровье, а значит наша гипотеза подтвердилась. С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список литературы:

А. В. Гостюшин «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва, «Просвещение», 1998г.;

Т. Е. Бойченко, Н.С. Коваль «Основы здоровья», 2003г.;

«Анатомия человека. Энциклопедия для детей»;

Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000г.;

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996г.

Просмотров работы: 167