ДЫШИТЕ, НЕ ДЫШИТЕ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Г. ТЮМЕНИ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДЫШИТЕ, НЕ ДЫШИТЕ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Г. ТЮМЕНИ

Храмов Е.С. 1
1МАОУ гимназия №1 г. Тюмени
Русакова А.В. 1
1МАОУ гимназия №1 г. Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

«Первая обязанность того, кто хочет быть здоровым, – очистить вокруг себя воздух».

Р. Роллан

Человек не может не дышать. Он делает это непрерывно. Влияние окружающей среды и ее компонентов на человека проявляется ежеминутно, когда он пропускает через легкие окружающий воздух. Когда прекращается дыхание, останавливается жизнь [8, стр.1].

Атмосферный воздух – одна из важнейших составляющих среды обитания. Атмосфера оказывает сильное влияние не только на человека и окружающую среду, но и на геологическую среду, почвенно-растительный покров, гидросферу, здания, сооружения и другие техногенные объекты [19, стр.259].

В связи с развитием промышленности и транспорта в атмосферный воздух поступает большое количество вредных выбросов [12, стр.219].

Состояние окружающей среды крупных городов обычно оценивается по состоянию отдельных ее составляющих. Наиболее динамичной и поэтому наиболее сложной для анализа является атмосфера. Именно поэтому научные исследования относительно оценки антропогенной нагрузки на воздушный бассейн промышленных городов, а также разработка методов его регулирования относятся к актуальным проблемам [17, стр.685].

В настоящее время, несмотря на высокий уровень развития экологически безопасных технологий, продолжается интенсивное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Результатом этого является ухудшение качества среды обитания человека [14, стр.117].

Охрана атмосферного воздуха является одной из наиболее приоритетных проблем экологии во всех развитых странах [19, стр.259].

Цель исследования: Провести анализ проблемы загрязнения атмосферного воздуха города Тюмени, разработать рекомендации по сохранению чистоты атмосферного воздуха с целью привлечения внимания жителей города к данной проблеме. Задачи:

Изучить источники загрязнения атмосферного воздуха в городе Тюмени.

Изучить влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека.

Провести оценку состояния атмосферного воздуха города Тюмени на примере экопарка «Затюменский».

Провести социологический опрос жителей города Тюмени (анкетирование) на тему: «Экологические проблемы города».

Выяснить способы решения проблем охраны атмосферного воздуха от загрязнения, рассмотреть меры по улучшению его качества.

Разработать рекомендации, направленные на повышение экологической культуры и привлечение внимания жителей Тюмени к проблеме загрязнения атмосферного воздуха нашего города. Объект исследования:

Атмосферный воздух города Тюмени.

Методика исследования:

Измерение, опыт, наблюдение, анкетирование.

Теоретическая часть

1.1 Атмосфера и атмосферный воздух

Атмосфера (от. др.-греч. ἀτμός – пар и σφαῖρα – шар) – газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля. Совокупность разделов физики и химии, изучающих атмосферу, принято называть физикой атмосферы [5, стр.1].

Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений [25, ст.1].

Строение атмосферы

Тропосфера – самый нижний слой атмосферы, начинающийся от земной поверхности, в котором температура в среднем убывает с высотой. Самый нижний слой тропосферы (50–100 м), непосредственно примыкающий к земной поверхности, носит название приземного слоя.

Стратосфера. До высот 50 – 55 км простирается стратосфера, характеризующаяся тем, что t в ней в среднем растет с высотой [26, стр.49].

Мезосфера. Над стратосферой лежит слой мезосферы, который простирается до высоты примерно 80 – 82 км. В этом слое температура снова понижается с высотой, иногда до -110С в ее верхней части.

Термосфера. Верхняя часть атмосферы, которая простирается над мезосферой, называется термосферой. В ней температура очень резко возрастает с высотой. В годы высокой солнечной активности она превышает 1500С на высоте 200 – 250 км. [26, стр.50].

Экзосфера. Атмосферные слои выше 800 – 1000 км носят название экзосферы. Скорость движения частиц газов здесь очень велика. Наблюдения с помощью ракет и искусственных спутников Земли показали, что водород, ускользающий из экзосферы, образует вокруг Земли так называемую земную корону, простирающуюся более чем на 20000 км. [26, стр.51].

Интересные факты об атмосфере Земли

Наша атмосфера является единственной, на данный момент обнаруженной учеными (помимо кометы 67P), которая имеет свободный кислород. Его чистая форма на Земле делает планету пригодной для жизни.

Молнии обладают такой мощью, что всего один разряд может нагреть окружающий воздух до 30 000°C. Быстрый нагрев вызывает взрывное расширение близлежащего воздуха, который слышно в виде грома.

В 2013 году на высоте 8-15 км над планетой были обнаружены микробы, разрушающие органические химические вещества, которые плавают в атмосфере, «питаясь» ими [2, стр. 1].

Источники загрязнения атмосферы.

Методы изучения состава атмосферного воздуха

Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха [25, ст.1].

Результаты экологических исследований, как в России, так и за рубежом, свидетельствуют о том, что загрязнение приземной атмосферы – самый мощный, постояннодействующий фактор воздействия на человека, пищевую цепь и окружающую среду [3, стр.26].

Опасность загрязнения атмосферы не только в том, что в чистый воздух попадают вредные вещества, губительные для живых организмов, но и в вызываемом загрязнениями изменении климата Земли [15, стр.34.].

Уровень загрязнения атмосферы при постоянных параметрах выбросов зависит от распределения температуры с высотой, скорости и направления ветра, определяющих перенос и распространение примесей у земли и в приземном слое атмосферы, интенсивности солнечной радиации и влажности воздуха, количества и продолжительности атмосферных осадков [21, п.4.2.1].

Источники выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу [19, стр.259].

Примеси

Основные источники

Естественные

Антропогенные

Твердые вещества

Крупномасштабный атмосферный перенос

Сжигание ископаемых и других видов топлива, автотранспорт

Газообразные и жидкие вещества

Перегнивание органического материала, вулканическая активность

Выхлопные газы, промышленность, сжигание ископаемых топлив

Диоксид серы

Вулкан. активность, окисление серы и сульфатов, рассеянных в море

Сжигание топлива в промышленных и бытовых установках

Оксид азота

Лесные пожары

Промышленность, автотранспорт, теплоэлектростанции

Оксид углерода

Лесные пожары, природный метан

Автотранспорт, испарение нефтепродуктов

Летучие орг. соединения

Лесные пожары, природный метан

Автотранспорт, испарение нефтепродуктов

Основными антропогенными источниками поступления вредных веществ в атмосферный воздух городов являются промышленные предприятия и автотранспорт. Значимость автомобильного транспорта как источника токсикантов для атмосферы может составлять до 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота [4, стр.109].

Для изучения состава атмосферного воздуха в экологических исследованиях применяют количественные методы и индикационные оценки [29, стр.13]. Качество атмосферного воздуха оценивается путем сравнения полученных значений средних и максимальных концентраций примесей с принятыми Минздравом стандартами - предельно допустимыми концентрациями (ПДК). ПДК подразделяются на максимальные разовые (осредненные за 20 мин) и среднесуточные [21, п.4.3.4].

В школьных условиях для изучения загрязненности атмосферы обычно используются оценочные индикационные методы. Эти методы показывают, присутствует ли данный загрязнитель в атмосфере («да» или «нет») и на каких участках обследованной территории его больше (или меньше). Индикационную оценку можно провести химическими и биологическими методами.

Влияние автотранспорта на состояние атмосферного воздуха

При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе [3, стр.26].

Транспортные средства являются источниками окиси углерода, оксидов азота, диоксида серы, взвешенных веществ. Согласно литературным данным каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу с отработавшими газами около 200 различных компонентов [9, стр.12]. Автомобильно-дорожный комплекс вносит немалый вклад в загрязнение и неблагоприятное изменение окружающей среды. Чем больше плотность населения, тем выше потребность в автомобильном транспорте [10, стр.25]. Особенностями эксплуатации автомобиля в городе являются: сравнительно низкие скорости движения, частые изменения направления и скорости движения, сопровождающиеся многократными торможениями и разгонами, короткие расстояния перевозок, обусловливающие работу двигателей преимущественно на неустановившихся тепловых режимах. Указанные условия работы автомобиля существенно усугубляются при увеличении плотности движения [11, стр.296].

Проведенный анализ состояния атмосферного воздуха в г. Тюмени по официальным информационным источникам свидетельствует, что наиболее негативное влияние на качество атмосферного воздуха территорий, прилегающих к автомагистралям, оказывает автотранспорт [6, стр.185].

Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека

Не уменьшая значимость влияния прочих факторов окружающей среды на здоровье населения, следует подчеркнуть, что атмосферный воздух является одним из основных путей поступления токсикантов в организм [27, стр.127].

Еще древние ученые и мыслители, например, Гиппократ и Авиценна, подчеркивали влияние окружающей среды на развитие заболеваний [8, стр.1].

Санитарное состояние атмосферного воздуха в городских и других агломерациях характеризуется поступлением в воздушную среду загрязняющих веществ, их распространением и концентрациями, а также степенью воздействия на здоровье населения [27, стр.127].

Человек является основной жертвой загрязнения атмосферы. Современные эпидемиологические исследования показывают, что сильно страдает от него городское население. Загрязнение воздуха может отрицательно воздействовать на здоровье человека различными способами. Есть два типа эффектов: краткосрочные и долгосрочные [27, стр.131]. К краткосрочным последствиям относятся раздражение глаз, носа и горла, заболевания дыхательных путей, например, бронхит и пневмония. К долгосрочным последствиям относятся хронические заболевания дыхательных путей, рак легкого, болезни сердца и даже повреждения центральной нервной системы, печени и почек [27, стр.132].

Чувствительность к загрязнениям воздуха зависит от возраста человека. К «группе риска» относятся дети от 3 до 6 лет и пожилые люди старше 60 лет. На них загрязненная атмосфера влияние оказывает более сильное, чем на другие возрастные категории [8, стр.1]. Статистически достоверная зависимость от загрязнения атмосферного воздуха установлена для заболеваний бронхитом, пневмонией, эмфиземой легких, а также легкими респираторными заболеваниями. Респираторные заболевания у детей, проживающих в загрязненных районах, длятся в 2–2,5 раза дольше, чем у детей, проживающих на относительно чистых территориях. Загрязненная приземная атмосфера вызывает рак легких, горла и кожи, расстройство центральной нервной системы, аллергические и респираторные заболевания, дефекты у новорожденных и другие болезни. Человек, отказавшись употреблять в пищу загрязненные продукты или недоброкачественную воду, не может не дышать загрязненным воздухом [3, стр.27-28].

Состояние атмосферного воздуха в городе Тюмени

Уровень загрязненности воздуха в Тюмени не соответствует нормам. В этом уверены участники экодвижения «Зеленый хоровод», несмотря на отчеты уполномоченных ведомств.

Активист Дмитрий Велижанин рассказал «URA.RU», что в городе есть только пять стационарных постов для замера уровня загрязненности воздуха. «Есть еще передвижные посты, которые ездят по улицам города, но этой информации тоже нет в открытом доступе», – отмечает активист. Между тем, по его данным, воздух вблизи дорог имеет превышения ПДК [24, стр.1].

Действительно, представители Росгидромета открыто заявляют о нехватке наблюдательных постов, с помощью которых анализируется состояние воздуха. Проблема была озвучена в конце июля 2017 года представителем Тюменского центра Росгидромета И.А. Черепановой. «В своем выступлении она сообщила, что в связи с ростом населения в настоящее время городу Тюмени необходимо иметь не 5, а 7 стационарных постов наблюдения. Черепанова подтвердила, что из-за отсутствия этих постов Тюменский центр Росгидромета не имеет возможность вести наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в восточной и южной частях областного центра» [22, стр.1]. Чтобы понять, что в Тюмени не все в порядке с экологией, достаточно изучить хронику развития города. С 2001 по 2015 год население Тюменской области увеличилось с 1,3 млн человек до 1,45 млн человек. С ростом численности населения, увеличилось и количество автотранспорта. При этом количество зеленых насаждений в Тюмени существенно сократилось [22, стр.1].

Немаловажное значение в загрязнении атмосферы города Тюмени имеют выбросы, сбросы и отходы промышленных предприятий, автотранспорта и предприятий энергетики. На территории города расположено больше 200 крупных предприятий, которые представляют 12 отраслей промышленности. К таким предприятиям относятся: машиностроительный, станкостроительный, судостроительный завод, ОАО «Тюменский аккумуляторный завод». Предприятия энергетики: ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и транспорта: аэропорт Рощино, Тюменская станция Свердловского отделения ОАО «РЖД» и т.д. [17, стр.680].

Негативное воздействие на окружающую среду, безопасность и здоровье населения в разной степени оказывают все виды транспорта города Тюмени. Наиболее негативное влияние на качество атмосферного воздуха оказывает автотранспорт. Выбросы автотранспорта в городской застройке поступают в приземный слой воздуха, где их рассеивание затруднено [10, стр.25]. Тюмень – один из самых автомобилизированных городов России, где на каждую тысячу жителей приходится примерно по 450 автомобилей, т.е. личный автомобиль почти у каждого второго [17, стр.683]. Рост негативного воздействия автотранспорта на городскую среду в Тюмени связан с особенностями формирования и современным состоянием транспортной сети города, динамикой уровня автомобилизации, увеличением интенсивности движения авто, обусловленным социально-экономическими причинами [20, п.2.11].

По сведениям Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Тюменской области, в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года легковых автомобилей увеличилось на 15578 ед., грузовых – на 2141 ед., автобусов - на 649 ед., мотоциклов - на 403 ед. [13, стр.13].

Контроль качества воздушной среды в городе Тюмени осуществляется тремя независимыми организациями: постами контроля общегосударственной системы наблюдений Тюменского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области»; передвижной лабораторией МКУ «ЛесПаркХоз».

На постах государственной наблюдательной сети в городе Тюмени уровень загрязнения атмосферного воздуха в 2017 году оценивался как повышенный, отмечено 6 случаев превышения суммарного эффекта примесей (диоксид серы, азота, оксид углерода, фенол) в атмосферном воздухе [20, п.2.11].

Экологическая ситуация в г. Тюмени определяется степенью загрязнения воздушного бассейна и нарушенных городских земель. На выхлопные газы автомобилей приходится до 80% токсичных выбросов в атмосферу [4, стр.110].

Способы решения проблем загрязнения атмосферного воздуха

и меры по улучшению его качества

Увеличение количества автотранспорта и реконструкция автомагистралей города неизбежно приводит к сокращению зеленых насаждений специального назначения вдоль улиц и дорог [20, п.2.11]. Самым значимым фактором для нейтрализации токсичных соединений атмосферы являются древесно-кустарниковые насаждения и естественные лесные массивы [4, стр.110], а также повышение качества моторных топлив, введение экологического контроля технического состояния автомобилей, внедрение электромобильной техники и транспорта для внутренних перевозок, перевод транспорта на альтернативное топливо или компримированный природный газ, внедрение технических средств снижения токсичности автотранспорта [6, стр.208].

2. Практическая часть

Оценка состояния атмосферного воздуха города Тюмени

на примере экопарка «Затюменский»

В своей работе мы решили провести оценку состояния атмосферного воздуха города Тюмени на примере Лесопарка «Затюменский», т.к. он позиционируется как экопарк, предполагая особую экологическую чистоту (приложение 1).

Справка. Географическая характеристика объекта

Лесопарк «Затюменский» находится в Калининском округе города Тюмени, его общая площадь составляет 79 гектар [18, стр.1].

Лесопарк «Затюменский» – охраняемая природная территория Тюменской области, являющаяся памятником природы регионального значения [1, стр.1]. Памятник природы с севера ограничен улицей Барнаульской, с юга – улицей Ямской, с запада – жилым массивом, с востока – высоковольтной линией 10 к В. (со стороны улицы Аккумуляторной) [16, стр.4].

Главной целью лесопарка является охрана ландшафта, животных и растительного мира, редких для города и его окрестностей. Рекреационные ресурсы обуславливают экологическую ценность парка [18, стр.1].

Определение чистоты атмосферного воздуха с использованием листового опада (по фитотоксичности0 листового опада)

Биоиндикация метод, позволяющий судить о состоянии окружающей среды по особенностям развития организмов-биоиндикаторов. Для проведения эксперимента мы выбрали кресс-салат, он обладает высокой чувствительностью к загрязнению природных объектов тяжелыми металлами, а также к загрязнению воздуха газообразными выбросами автотранспорта [29, стр.18].

Ход работы

Партию семян, предназначенных для опытов, мы проверили на всхожесть. В чашку Петри насыпали промытый речной песок слоем в 1 см, накрыли фильтровальной бумагой; увлажнили до полного насыщения; на бумагу разложили семена кресс-салата (50 шт.); закрыли фильтровальной бумагой.

Семена прорастили в течение 4-х суток при t 23°С (норма 20-25°С).

Определили всхожесть семян, которая составила 93 % (норма 90-95%).

На территории экопарка «Затюменский» 30.09.2018 был произведен сбор листового опада (по 100 грамм) на 10 участках:

Участок №1 ул. Ямская – ул. Аккумуляторная (50 метров от дороги); Участок №2 ул. Ямская (150 метров от дороги); Участок №3 ул. Ямская
(50 метров от дороги); Участок №4 ул. Барнаульская (50 метров от дороги); Участок №5 ул. Барнаульская (150 метров от дороги);
Участок №6 Центр 10; Участок №7 ул. Аккумуляторная (50 метров от дороги); Участок №8 ул. Аккумуляторная (150 метров от дороги); Участок №9 Центр 20; Участок №10 Центр 30 (приложение 2)

Пробы листового опада измельчили, поместили в чашки Петри, залили дистиллированной водой до полного насыщения; накрыли фильтровальной бумагой; выложили по 30 семян кресс-салата; чашки Петри закрыли крышками и поставили на подоконник. Эксперимент длился 10 дней, результаты наблюдения записывали в таблицу (приложение 3).

Сделали выводы.

В проведенном опыте всхожесть семян, а также скорость их прорастания оказалась разной, о чем можно сделать вывод, что качество субстрата влияет на прорастание и рост растений, в частности на кресс-салат. Используя шкалу определения уровня загрязнения, мы установили степень загрязнения атмосферного воздуха на исследуемых участках (приложение 4).

Максимальная всхожесть семян кресс-салата наблюдалась в образцах субстрата №5, №6, №9, №10, что составила 86% – 93%, данный % всхожести можно объяснить удаленностью точек сбора листового опада от дорог. Минимальная всхожесть семян наблюдалась в пробах №1, №2, №3, по завершению эксперимента в опыте №1 и №3 мы наблюдали наименьший % всхожести семян относительно всех образцов, а в пробе №2 побеги в длину не превысили 0,5-1 см, в то время как побеги в остальных опытах имели длину 5-7 см. Опыты №1, №2, №3 были проведены на субстрате, подготовленном из листового опада, собранного в лесопарке со стороны улицы Ямской, что может говорить о повышенном загрязнении атмосферного воздуха на данном участке.

Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха

отработанными газами автотранспорта

Город Тюмень по характеру техногенного загрязнения в настоящее время относится к типу городов, для которых уровень антропогенной нагрузки определяется, в основном, выбросами автотранспорта [17, стр.681]. При этом концентрация огромного количества вредных веществ в атмосферном воздухе достигается в «часы пик» (утро-вечер) [6, стр.208].

Загрязнение атмосферного воздуха отработанными газами автомобилей удобно оценивать по концентрации окиси углерода0, в мг/м3. Исходными данными для работы служат показатели интенсивности движения автомобилей на городской дороге, а также характеристики улицы, по которой осуществляется проезд и метеорологические параметры.

Ход работы

На отрезках дорог длиной 500 метров по улицам Барнаульской, Аккумуляторной и Ямской 12.10.2018 в утренние часы с 08:00 до 9:00 произвели подсчет автотранспорта, проходящего в течение 20 минут (приложение 5).

2. На каждой точке произвели оценку улиц по следующим показателям:

Тип улицы: городские улицы с односторонней застройкой, жилые улицы с двусторонней застройкой, дороги в выемке, магистральные улицы и т.д.;

Уклон;

Скорость ветра; относительная влажность воздуха;

Наличие защиты из деревьев, дорожные знаки, светофоры (приложение 6);

3. Оценили концентрацию окиси углерода (Ксо) (приложение 7);

4. Сделали выводы.

ПДК автотранспорта по окиси углерода равна 5 мг/м 3. Уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта в исследуемых точках города Тюмени превышает норму в районе ул.Барнаульской в 2,3 раза, ул.Аккумуляторной в 1,8 раза, а в районе ул.Ямской более чем в 7 раз.

Определение степени накопления свинца в листовом опаде Одним из методов оценки состава атмосферного воздуха является определение свинца в листовом опаде [23, стр.4]. Попадание свинца в атмосферу весьма опасно вследствие возможного его накопления в крови и тканях человека и животных, листьях деревьев. В Тюмени районом с самой высокой антропогенной нагрузкой по свинцу является Калининский округ [17, стр.683].

Ход работы

На территории экопарка «Затюменский» 06.10.2018 был произведен сбор листового опада (по 100 грамм) на 10-ти участках (приложение 2):

Каждую пробу измельчили, добавили по 50 мл этилового спирта и воды.

Полученные субстраты кипятили 5 минут, чтобы свинец перешел в раствор.

Отфильтровали.

Подготовили сульфид натрия, предварительно растворив в воде и по каплям добавляли в отфильтрованный экстракт.

Наблюдали за выпадением черного осадка сульфида свинца, просматривая пробирки на свет, чтобы определить количество свинца в каждой пробе.

Сравнили интенсивность черной окраски у осадков.

Результаты опыта занесли в таблицу (приложение 8).

Сделали выводы.

В пробах №1, №2, №3 выпал черный осадок, что свидетельствует о наличии свинца в данных пробах, а, следовательно, о его присутствии в атмосферном воздухе на исследуемых участках. Осадок менее интенсивного черного цвета выпал в пробах №4, №7, №8 о чем можно сделать вывод, что свинец хоть и в меньшей концентрации, но присутствует в атмосферном воздухе на данных участках. В оставшихся пробах черного осадка не наблюдалось.

Резюмируем, что концентрация свинца увеличивается ближе к проезжей части и уменьшается с увеличением расстояния от дороги вглубь лесопарка.

Социологический опрос жителей города Тюмени (анкетирование)

В рамках нашего исследования было проведено анкетирование среди жителей города Тюмени (преимущественно среди соседей, знакомых), чтобы выявить их мнение об экологических проблемах нашего города, в частности о загрязнении атмосферного воздуха. В анкетировании приняло участие 52 человека (из них 21 мужчина и 31 женщина в возрасте от 18 до 65 лет).

Респонденты, принявшие участие в анкетировании,

Считают, что в нашем городе существуют экологические проблемы (80%).

Обеспокоены состоянием атмосферного воздуха в городе (84%).

Полагают, что одним из источников загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт (92%).

Не готовы пересесть на общественный транспорт на постоянной основе (94%) или приобрести автомобиль на альтернативном топливе (100%).

Не готовы отказываются от поездки на автомобиле в пользу общественного транспорта или добираются до места работы и/или встречи пешком или на велосипеде в рамках экологических акций (65%).

Посещают парки отдыха (78%).

Не принимают участия в мероприятиях и акциях, направленных на улучшение экологической ситуации (88 %) (приложение 9).

Таким образом, опрошенные, зная о проблеме загрязнения атмосферного воздуха, не готовы поступаться комфортом и своими привычками ради улучшения экологической обстановки города. На наш взгляд – это проявление экологической безграмотности и низкой экологической культуры населения.

ВЫВОДЫ

Атмосферное загрязнение воздуха влияет на экологическое состояние окружающей среды, состояние здоровья человека.

В городе Тюмени существует проблема загрязнения атмосферного воздуха. Так, результаты проведенного исследования методом фитотоксичности листового опада указывают на то, что в некоторых зонах экопарка «Затюменский» воздух загрязнен. Также в пробах листового опада, собранных на территории экопарка преимущественного вблизи его границ обнаружены ионы свинца, что говорит о присутствии свинца в воздухе; уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта по концентрации окиси углерода на участках данных автодорог превышает ПДК в несколько раз.

Главным источником загрязнения приземных слоев атмосферы города Тюмени является автомобильный транспорт.

Население обеспокоено существующими экологическими проблемами в городе, в частности атмосферным воздухом, которое считают недостаточно чистым. При этом респонденты не готовы пересесть на городской транспорт. Почти все опрошенные не участвуют в мероприятиях, направленных на улучшение экологической ситуации в городе, поясняя нежеланием это делать, либо незнанием о проводимых акциях, в связи с чем мы подготовили практические рекомендации, направленные на повышение экологической культуры населения в целом и привлечение внимания жителей города к решению проблемы загрязнения атмосферного воздуха Тюмени (приложение 10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Загрязнение атмосферного воздуха не знает государственных границ. Проблема охраны воздуха затрагивает интересы всех стран, являясь одной из острых проблем современности и требующая повышенного внимания со стороны государства и общества.

В рамках исследовательской работы мы провели анализ проблемы загрязнения атмосферного воздуха города Тюмени; определили степень атмосферного загрязнения города на примере экопарка «Затюменский» по фитотоксичности листового опада; оценили уровень загрязнения воздуха отработанными газами автотранспорта по концентрации окиси углерода и зафиксировали наличие свинца в растительных пробах изучаемого объекта, сделав вывод о его присутствии в атмосферном воздухе на исследуемых участках экопарка. Изучив влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека, мы рассмотрели меры по улучшению качества воздуха, снижению негативного антропогенного воздействия, разработали рекомендации по сохранению чистоты атмосферного воздуха с целью привлечения внимания жителей города Тюмени к данной проблеме и сохранения окружающей среды и здоровья населения, а также улучшения экологической обстановки в городе, котором мы живем.

Список литературы

«Затюменский»: что ждет тюменцев в самом большом экопарке города // Тюменская Интернет-газета «Вслух.ру». – 2018, 28 августа. Доступно по ссылке: http://www.vsluh.ru/news/society/333582

15 малоизвестных фактов об атмосфере Земли // KosmoTurizm.ru. – 2017, 21 июля. Доступно по ссылке: http://kosmoturizm.ru/15-maloizvestnyh-faktov-ob-atmosfere-zemli/

Агальцова С.И. Загрязнение атмосферы и наше здоровье // РЭТ-ИНФО. – 2007. – №4 (64).

Артёменко С.В. Изменчивость морфофизиологических признаков древесных растений г. Тюмени в условиях разной степени загрязнения атмосферы / С.В. Артёменко, Ж.К. Наргужина, Д.А. Агафонова // Вестник Тюменского государственного университета. – Экология и природопользование. – 2018. – Том 4. – № 3. – С. 108-124.

Атмосфера земли // География-Земли.рф - географический интернет-портал. – 2013, 2 июля. Доступно по ссылке: http://география-земли.рф/атмосфера-земли.html

Безменов Н.А. Оценка состояния атмосферного воздуха в городе Тюмени / Н.А. Безменов, А.Б. Храмцов // Земля, вода, климат Сибири и Арктики в XXI веке: проблемы и решения: сборник докладов XVI Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 201-208.

Бобров И.Ю. Негативное влияние автотранспорта на качество атмосферного воздуха территорий, прилегающих к автомагистралям Тюмени / И.Ю. Бобров, А.Ф. Сотникова, Т.В. Германова // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 6. – С. 185-186.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека // Сайт об окружающей среде и месте человека в ней EcoBloger. – 2018, 29 января. Доступно по ссылке: https://ecobloger.ru/vliyanie-zagryazneniya-okruzhayushhej-sredy-na-zdorove-cheloveka/

Германова Т.В. Загрязнение атмосферного воздуха города автомобильным транспортом на примере Тюмени / Т.В. Германова, А.Ф. Керножитская // Фундаментальные исследования. – 2015. – №10-1. – с.12-15.

Германова Т.В. К вопросу загрязнения атмосферного воздуха города Тюмени автомобильным транспортом / Т.В. Германова, А.Ф.Керножитская // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – №2 (24). – с.25-28.

Германова Т.В., Сотникова А.Ф. Оценка загрязнения территории автотранспортом // «Нефть и газ Западной Сибири: материалы Международной научно-технической конференции, посвящённой 55-летию ТюмГНГУ. – Т.4; отв.ред. О.Ф. Данилов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 404 с.

Джасагулова А.Х. Лишайники как биоиндикаторы загрязнения атмосферного воздуха городской среды / А.Х. Джасагулова, А.В. Мастюгин, Л.А. Морозова // Экология городской среды: история, современность и перспективы: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25–26 октября 2018 г., г. Астрахань). – Издательский дом «Астраханский университет». – 2018. – 219, [3] с.

Доклад об экологической ситуации в Тюменской области в 2017 году // Правительство Тюменской области. – Тюмень, 2018.

Заязина Т.В., Васильева М.В. Мониторинг содержания тяжелых металлов в питьевой воде и оценка рисков возникновения экопатологий у городского населения // Научно-практический журнал «Наука и бизнес: пути развития». – 2014. – №6 (36). – С. 117-123.

Иситов Д.Т., Каблукова О.Д. Как загрязнение атмосферы влияет на природу // Молодой ученый. – 2016. – № 9.1 (113.1).

Кадастровое дело «Лесопарк «Затюменский» // Департамент недропользования и экологии Тюменской области – Тюмень, 2015. – 53 с.

Крестьянникова Е.В. Химико-экологическая оценка загрязнения свинцом атмосферы города Тюмени / Е.В. Крестьянникова, В.В. Козлова, Н.С. Ларина, С.И. Ларин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т.17. – №5(2). – С. 679-684.

Лесопарк «Затюменский» (Тюмень, Россия) // VOTPUSK.INFO. – 2018, 26 сентября. Доступно по ссылке: https://votpusk.info/places/lesopark-zatyumenskij

Медведев А.В., Пилипенко Л.М. Проблема загрязнения атмосферного воздуха в Тюменской области // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-1. – 259 с.

Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тюмени на период 2018 - 2040 годов // Постановление Администрации города Тюмени от 25 июня 2018 года N 331-пк.

РД 52.04.667-2005 Документы о состоянии загрязнения атмосферы в городах для информирования государственных органов, общественности и населения. Общие требования к разработке, построению, изложению и содержанию.

Состояние воздуха в Тюмени ухудшается, а «ответственные за контроль» этого не видят // PARK72.RU. – 2017, 7 сентября. Доступно по ссылке: https://park72.ru/city/145250/

Старникова Ю.А. Загрязнение воздуха выхлопными газами / Ю.А. Старникова, И.М. Костиков, А.А. Левченко, Д.Ю. Соловьева // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2018. Доступно по ссылке: https://scienceforum.ru/2018/article/2018007734

Тюменские экологи уверены, что горожане дышат сажей и фенолом. «Нам не говорят правду о загрязнении воздуха» // Российское информационное агентство URA.RU. – 2018, 11 октября. Доступно по ссылке: https://ura.news/news/1052354680

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране атмосферного воздуха». Доступно по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22971/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/

Хабутдинов Ю.Г. Учение об атмосфере: Учебное пособие / Ю.Г. Хабутдинов К.М. Шанталинский, А.А. Николаев – Казань: Изд-во Казанского университета, 2010. – 256 с.

Хотько Н.И. Санитарное состояние атмосферного воздуха и здоровье населения / Н.И. Хотько, А.П. Дмитриев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. – 2012. – № 2 (22). – С. 125–135.

Шаповалов А.Л. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автомобилей. – М.: Транспорт, 1990. – 160 с.

Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / автор-сост. Т.Я. Ашихмина – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2012. – 95 с.

Приложение 1

 

Экопарк «Затюменский»

Приложение 2

Точки сбора листового опада

 

ул. Аккумуляторная

План местности по данным официального сайта Администрации города Тюмени

Сбор листового опада

Приложение 3

Определение чистоты атмосферного воздуха с использованием листового опада (по фитотоксичности листового опада)

Приложение 4

опыта (участка)

Исследуемый субстрат

(листовой опад)

Скорость прорастания семян кресс-салата

03.10.2018

06.10.2018

10.10.2018

Уровень загрязн.

шт.

%

шт.

%

шт.

%

I-IV0

1

ул. Ямская – Аккумуляторная

(50 м от дороги)

0

-

5

16

5

16

IV

2

ул. Ямская (150 м от дороги)

0

-

10

33

20

660

II

3

ул. Ямская (50 м от дороги)

0

-

3

10

5

16

IV

4

ул. Барнаульская (50 м от дороги)

6

20

15

50

20

66

II

5

ул. Барнаульская (150 м от дороги)

10

33

22

73

26

86

II

6

Центр 1

11

36

20

66

27

90

I

7

ул. Аккумуляторная (50 м от дороги)

5

16

7

23

14

46

III

8

ул. Аккумуляторная (150 м от дороги)

5

16

10

33

15

50

III

9

Центр 2

10

33

22

73

27

90

I

10

Центр 3

20

66

25

83

28

93

I

11

Контроль

28

93

28

93

28

93

К

Степень загрязнения атмосферного воздуха на исследуемых участках согласно шкале уровней загрязнения

Приложение 5

Точка 1. Движение автотранспорта по автодороге (ул. Барнаульская)

Тип автомобиля

Среднее

количество

автомобилей

за 20 минут

Количество

автомобилей

за час

Состав автотранспорта в долях единицы (РI)

Легкий грузовой

1

3

0,004

Средний грузовой

1

3

0,004

Тяжёлый грузовой

(дизельный)

2

6

0,008

Легковой

240

720

0,93

Автобус

14

42

0,054

Общее количество

автомобилей

258

774

1

Точка 2. Движение автотранспорта по автодороге (ул. Аккумуляторная)

Тип автомобиля

Среднее

количество

автомобилей

за 20 минут

Количество

автомобилей

за час

Состав автотранспорта в долях единицы(РI)

Легкий грузовой

2

6

0,012

Средний грузовой

1

3

0,006

Тяжёлый грузовой

(дизельный)

1

3

0,006

Легковой

147

441

0,868

Автобус

19

55

0,108

Общее количество

автомобилей

170

508

1

Точка 3. Движение автотранспорта по автодороге (ул. Ямская)

Тип автомобиля

Среднее

количество

автомобилей

за 20 минут

Количество

автомобилей

за час

Состав автотранспорта в долях единицы(РI)

Легкий грузовой

84

252

0,113

Средний грузовой

5

15

0,006

Тяжёлый грузовой

(дизельный)

12

36

0,016

Легковой

618

1854

0,84

Автобус

19

57

0,025

Общее количество

автомобилей

738

2214

1

Приложение 6

Характеристика улиц

ул. Барнаульская

Тип улицы (характеристика улицы)

Уклон0

Скорость ветра м/с0

Относительная влажность воздуха %0

Наличие защитной полосы, светофоров, дорожных знаков

Жилые улицы с одноэтажной застройкой

0,10

6,7

83

Наличие обычного светофора

ул. Аккумуляторная

Тип улицы (характеристика улицы)

Уклон

Скорость ветра м/с

Относительная влажность воздуха %

Наличие защитной полосы, светофоров, дорожных знаков

Жилые улицы с одноэтажной застройкой

00

6,7

83

Наличие обычного светофора

ул. Ямская

Тип улицы (характеристика улицы)

Уклон

Скорость ветра м/с

Относительная влажность воздуха %

Наличие защитной полосы, светофоров, дорожных знаков

Жилые улицы с одноэтажной застройкой

0,230

6,7

83

Наличие обычного светофора

Приложение 7

Расчет концентрации окиси углерода (Ксо) произведен по формуле Бегма-Шаповалова [28]

Ксо = (0,5 + 0,01∙ N ∙ Кт) ∙ Ка ∙ Ку ∙ Кс ∙ Кв ∙ Кп0

Точка 1. (ул. Барнаульская)

Ксо = (0,5 + 0,01 ∙ N ∙ Кт) ∙ Ка ∙ Ку ∙ Кс ∙ Кв ∙ Кп

Ксо = (0,5 + 0,01 ∙ 774 ∙ 1,1522) ∙ 0,6 ∙ 1 ∙ 1 ∙ 1,15 ∙ 1,8 = 11,7 мг/м3

Кт = 0,004 ∙ 2,3 + 0,004 ∙ 2,9 + 0,008 ∙ 0,2 + 0,93 ∙ 1 + 0,054 ∙ 3,7 = 1,1522

Точка 2. (ул. Аккумуляторная)

Ксо = (0,5 + 0,01 ∙ N ∙ Кт) ∙ Ка ∙ Ку ∙ Кс ∙ Кв ∙ Кп

Ксо = (0,5 + 0,01 ∙ 508 ∙ 1,3138) ∙ 0,6 ∙ 1 ∙ 1 ∙ 1,15 ∙ 1,8 = 8,91 мг/м3

Кт = 0,012 ∙ 2,3 + 0,006 ∙ 2,9 + 0,006 ∙ 0,2 + 0,868 ∙ 1 + 0,108 ∙ 3,7 = 1,3138

Точка 3. (ул. Ямская)

Ксо = (0,5 + 0,01 ∙ N ∙ Кт) ∙ Ка ∙ Ку ∙ Кс ∙ Кв ∙ Кп

Ксо = (0,5 + 0,01 ∙ 2214 ∙ 1,213) ∙ 0,6 ∙ 1,06 ∙ 1 ∙ 1,15 ∙ 1,8= 36,01 мг/м3

Кт = 0,113 ∙ 2,3 + 0,006 ∙ 2,9 + 0,016 ∙ 0,2 + 0,84 ∙ 1 + 0,025 ∙ 3,7 = 1,213

Все коэффициенты, необходимые для расчета концентрации окиси углерода определяются по представленным таблицам, за исключением коэффициента токсичности (Кт) автомобилей, который определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле:

Кт = ∑P iKтi, где:

Pi– состав автотранспорта в долях единицы

Kтi, - определяется по таблице

Коэффициент (Kтi) для определения Кт

Тип автомобиля

Коэффициент Кi

Легкий грузовой

Средний грузовой

Тяжелый грузовой (дизельный)

Автобус

Легковой

2,3

2,9

0,2

3,7

1,0

Коэффициент, учитывающего аэрацию местности (Ка)

Тип местности по степени аэрации

Коэффициент Ка

Транспортные тоннели

Транспортные галереи

Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон

Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке

Городские улицы и дороги с односторонней застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи

Пешеходные тоннели

2,7

1,5

1,0

0,6

0,4

0,3

Коэффициент, учитывающий изменение загрязнения воздуха

окись углерода в зависимости от величины продольного уклона (Ку)

Продольный уклон, о

Коэффициент Ку

0

2

4

6

8

1,00

1,06

1,07

1,18

1,55

Коэффициент изменения концентрации окиси углерода

в зависимости от скорости ветра (Кс)

Скорость ветра, м/с

КоэффициентКс

1

2

3

4

5

6

2,70

2,00

1,50

1,20

1,05

1,00

Коэффициент, определяющий изменение концентрации окиси

углерода в зависимости от относительной влажности воздуха (Кв)

Относительная влажность

Коэффициент Кв

100

90

80

70

60

50

1,45

1,30

1,15

1,00

0,85

0,75

Коэффициент увеличения и загрязнения воздуха окисью углерода

у пересечения улиц (Кп)

Тип пересечения

Коэффициент Кп

Регулируемое пересечение:

· со светофорами обычное

· со светофорами управляемое

· саморегулируемое

Нерегулируемое:

· со снижением скорости

· кольцевое

· с обязательной остановкой

1,8

2,1

2,0

1,9

2,2

3,0

Приложение 8

Определение степени накопления свинца в листовом опаде

Результат определения свинца в листовом опаде

опыта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Исследуемый субстрат

(листовой опад)

ул. Ямская – ул. Аккумуляторная (50 м от дороги)

ул. Ямская

(150 м от дороги)

ул. Ямская

(50 м от дороги)

ул. Барнаульская

(50 м от дороги)

ул. Барнаульская

(150 м от дороги)

Центр 1

ул. Аккумуляторная

(50 м от дороги)

ул. Аккумуляторная

(150 м от дороги)

Центр 2

Центр 3

Интенсивность окраски осадка0

+++

++

+++

+

-

-

+

+

-

-

Приложение 9

Анкета

Пожалуйста, ответьте на вопросы,

обведя вариант ответа в кружок и если требуется, напишите пояснения

Считаете ли Вы, что в городе Тюмени существуют экологические проблемы?

Да (поясните, пожалуйста, какие)

Нет

Как Вы оцениваете состояние атмосферного воздуха в нашем городе?

Очень грязный

Скорее грязный, чем чистый

Скорее чистый, чем грязный

Чистый

На Ваш взгляд промышленные предприятия являются источником загрязнения атмосферного воздуха в нашем городе?

Да, являются

Нет, не являются

На Ваш взгляд автотранспорт является источником загрязнения атмосферного воздуха в нашем городе?

Да, является

Нет, не является

Участвуете ли Вы (участвовали ранее) в мероприятиях, направленных на улучшение экологической ситуации в нашем городе?

Да, участвую (напишите, пожалуйста, в каких)

Нет, не участвую (поясните, пожалуйста, почему)

Посещаете ли Вы парки отдыха?

Да

Нет

Есть ли в Вашей семье автомобиль?

Да, есть один

Да, есть два и >

Нет

Если на вопрос №7 Вы ответили «нет», пропустите вопрос №8.

Готовы ли Вы на постоянной основе пользоваться общественным транспортом и/или приобрести автомобиль на альтернативном топливе или электромобиль ради улучшения качества атмосферного воздуха?

Да

Нет

Готовы ли Вы воспользоваться общественным транспортом и/или добираться до работы/места встречи пешком или на велосипеде (самокате, роликах и пр.) в рамках экологических акций?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Считаете ли Вы, что меры, предпринимаемые местными властями по защите окружающей среды и улучшению экологической ситуации в нашем городе, достаточными?

Да

Нет

Благодарю за участие!

Егор Храмов, ученик

МАОУ гимназии №1 г. Тюмени

Приложение 10

Рекомендации для жителей города Тюмени

в рамках формирования экологической культуры населения

Каждому гражданину РФ Конституция гарантирует право на благоприятную среду проживания. Сохранение чистоты атмосферного воздуха – актуальная, важная государственная задача, но, вместе с тем, в значительной степени её решение зависит от каждого из нас.

Используйте личные автотранспортные средства с ограничениями0

Откажитесь от поездок на автомобиле на короткие расстояния;

Избегайте длительной работы двигателя на холостом ходу, глушите двигатель на стоянке;

Заправляйте автомобиль качественным топливом;

Следите за техническим состоянием транспортного средства;

Если у Вас есть возможность, отдайте предпочтение путешествию на поезде, а не на автомобиле или самолете;

Пользуйтесь общественным транспортом;

Подумайте, можете ли Вы сегодня обойтись без автомобиля?

Принимайте участие в акциях и мероприятиях, направленных на улучшение экологической обстановки в городе, например,

22 сентября – Всемирный день без автомобиля, в который автомобилистам (и мотоциклистам) предлагается хотя бы на день отказаться от использования потребляющих топливо транспортных средств;

«Час Земли» – экологическое мероприятие, которое основано на отключении всех видов энергопотребляющих приборов ровно на 1 час в назначенное время. В глобальных масштабах это позволяет сократить энергопотребление и соответственно выбросы в окружающую среду.

«Посади дерево» – акция, направленная на озеленение города, которая проходит весной и осенью и набирает популярность среди тюменцев.

Будьте внимательными к своему здоровью!

Совершайте ежедневные пешие прогулки на свежем воздухе, продумайте свой маршрут так, чтобы не использовать автотранспорт, ходите в магазины рядом с домом;

Покупайте качественные продукты питания, отдавая предпочтение товару в перерабатываемой упаковке, либо без неё;

Посещайте парки, места отдыха, рекреационные зоны;

Отдавайте предпочтение велосипеду (самокату, роликам и др.) для передвижения на небольшие расстояния.

Придерживайтесь простых правил утилизации отходов!

Не сжигайте и не закапывайте мусор, который может быть вреден или опасен для окружающей среды (пластик, ПЭТ, батарейки и пр.) во избежание загрязнения почвы и воздуха;

Не проведите работы на дачных и других участках, приводящих к локальному задымлению атмосферного воздуха и возникновению неприятных запахов;

Утилизируйте отходы потребления цивилизованным путем, не оставляйте мусор в местах отдыха и не выбрасывайте на обочину дорог и другие, не предназначенные для этого места.

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Добровольческое объединение «Круговорот» (г. Тюмень) (https://vk.com/krugovorot_eco), экодвижение «Зеленый хоровод» (г.Тюмень) (https://vk.com/horovod_tmn) занимаются экопросвещением, сохранением зелёных насаждений города и озеленением, популяризацией раздельного сбора отходов, организацией субботников и мастер-классов по второй жизни вещей и других проектов в нашем городе. Информационный портал «Экология Тюмень» (https://vk.com/tmnlove) освещает состояние экологии в Тюмени и Тюменской области. Будьте на одной волне с природой! Присоединяйтесь!

ПРОПАГАНДИРУЙТЕ бережное отношение к окружающей среде среди своих родных и друзей. Личный пример – самый убедительный, принимайте активное участие в улучшении экологической обстановки нашего города!

0 Фитотоксичность - свойство субстрата подавлять рост и развитие высших растений, обусловленное наличием загрязняющих веществ

0 Центр лесопарка

0 200 м к западу от центра лесопарка

0 200 м к востоку от центра лесопарка

0 Окись углерода (угарный газ) – один из основных токсичных компонентов выхлопных газов двигателей автомобиля, не имеет цвета и запаха, легче воздуха, раздражающе действует на кожу и слизистые оболочки, обладает выраженным отравляющим действием.

Легкая степень отравления вызывает пульсацию в голове, потемнение в глазах, повышенное сердцебиение. При тяжелом отравлении сознание затуманивается, возрастает сонливость. При очень больших дозах угарного газа наступают потеря сознания и смерть.

0IЗагрязнение отсутствует: всхожесть семян достигает 90–100%, всходы дружные, проростки крепкие, ровные.

II Слабое загрязнение: всхожесть 60–90%. Проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные.

IIIСреднее загрязнение: всхожесть 20–60%. Проростки по сравнению с контролем короче и тоньше.

IVСильное загрязнение: всхожесть семян очень слабая (менее 20%). Проростки мелкие и уродливые.

0 Побеги не превысили 0,5 – 1 см в длину, в то время как побеги в остальных опытах имеют длину 5-7 см

0 Уклон дороги рассчитан с применением геодезических данных из открытых источников

0 Скорость ветра представлена по данным официального сайта города Тюмени tyumen.2rus.org

0 Относительная влажность воздуха представлена по данным официального сайта города Тюмениtyumen.2rus.org

0Ксо = (0,5 + 0,01∙ N ∙ Кт) ∙ Ка ∙ Ку ∙ Кс ∙ Кв ∙ Кп, где

0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/куб. м;

N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобиль/час;

Кт – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода;

Ка – коэффициент, учитывающий аэрацию местности;

Ку – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от продольного уклона;

Кс – коэффициент, учитывающий изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра;

Kв – то же в зависимости от относительной влажности воздуха;

Kп – коэффициент увеличения загрязнения воздуха окисью углерода у пересечения улиц.

0 Интенсивность черного осадка от «-» (отсутствует) до «+++» (насыщенный черный)

0 Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения приземного слоя атмосферы

Просмотров работы: 1825