ВЕЛИКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КОСМОСА

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЕЛИКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КОСМОСА

Пацакула Т.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» города Калуги
Рязанцева Е.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» города Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. В начале прошлого века Константин Эдуардович Циолковский предположил, что человечество не останется вечно в своей колыбели на Земле, а расселится по всей Солнечной системе. Запуск спутника и первые шаги по освоению космического пространства уверили людей, что в ближайшее время все так и произойдет. Но сбылась лишь малая часть прогнозов ученых и писателей, остальные отодвинулись во времени или оказались фантастикой. С началом космической эры путешествия на другие планеты стали излюбленной темой писателей. Окрыленные космическими успехами авторы середины прошлого века рисовали дивное космическое будущее спустя всего 15-20 лет после момента написания книги. Если бы все их идеи осуществились, земляне бы уже колонизировали Луну, Венеру, Марс, спутники Юпитера и даже вышли за пределы Солнечной системы, встретились с инопланетянами и успели поучаствовать в звездных войнах.

Космонавт Светлана Савицкая о сложившейся ситуации говорит следующее: "Прогнозы, которые были в советское время по тому, какая будет космонавтика к 2000г. или к концу 90-х гг., не оправдались. Тогда думали, что к этому времени будут суда на ядерных двигателях". Однако, почти за 60 лет космической эры космонавтика прошла дорогу от ПС-1 (Простейшего спутника-1) до Международной космической станции (МКС), от первых снимков обратной стороны Луны до комплексных исследований системы Плутона на краю Солнечной системы. И все это сделали те, кто стали первыми покорителями космоса, в числе которых и Алексей Архипович Леонов.

Процессы, происходящие в науке, культуре, развитии общества в последние годы привели к формированию новых исследований, связанной с понятиями «память», «воспоминание», «забвение», «ностальгия» в их социально-культурном измерении. Сегодня содержание памяти, ее структурирование, актуализация, припоминание или, напротив, вытеснение, забвение той или иной информации в значительной степени определяется извне, социальной группой и господствующими в ней социально-культурными нормами, потребностями текущей политической ситуации. Поэтому, для того, чтобы понять, какой вклад внес летчик-исследователь Алексей Архипович Леонов в развитие космоса, важно вспомнить, с каких исследований начинался космос, какие эксперименты и открытия были сделаны тем, кто первый вышел в открытый космос, кто был пионером космоса. Актуальность работы определяется необходимостью помнить и не дать забыть современной молодежи тех из того великого поколения мечтателей героев, что делали звёзды ближе навсегда, изменив представления о границах познания и возможностях человека, а именно: Алексее Архиповиче Леонове и его научных исследованиях космоса.

Объект исследования: научный потенциал исследований А.А.Леонова.

Предмет исследования: изучение процессов восприятия в работахА.А.Леонова.

Цель исследования: изучить роль экспериментов, проводимых под руководством А.А.Леонова для развития науки и космоса.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Изучить специальную литературу по исследованиям, проводимым А.А.Леоновым в космосе по изучению процесса восприятия.

Провести анкетирование учащихся 8-ого класса, позволяющее оценить значение личности А.А.Леонова.

Сделать выводы о роли экспериментов, проводимых под руководством А.А.Леонова для развития науки и космоса.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ проблемы;

анкетирование учащихся 8-х, цель которого оценить значение личности А.А.Леонова.

В исследовании приняли участие 27 учащихся 8-ого класса средней школы №17.

Гипотеза исследования: современные школьники осведомлены о личности выдающегося космонавта А.А.Леонова, но не знают научных открытий выдающегося космонавта.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при работе со школьниками для расширения их кругозора по научным исследованиям космоса, пропаганде героического прошлого нашей страны через личностный подвиг современников, жизненный путь которых является ярким примером самоотверженного служения Родине, науке и делу развития космической техники и освоения космического пространства.

Значение личности А.А.Леонова в представлениях школьников

Нами было проведено анкетирование учащихся 8-ого класса, цель которого оценить значение личности А.А.Леонова. В исследовании приняли участие 27 человек.

На вопрос анкеты «Как вы думаете, Леонов Алексей Архипович, кто он?» все опрошенные (100%) показали знание его профессии и представили однозначный ответ – «космонавт».

Отвечая на вопрос «Знаете ли вы, в какую область знаний или культуры внес свой вклад Леонов Алексей Архипович»? все опрошенные (100%) также представили однозначный ответ – «космонавтика».

Интересным образом распределились ответы восьмиклассников на вопрос анкеты «Откуда вы узнали о Леонове Алексее Архиповиче?». Так, 64% респондентов ответили, что узнали о нем из просмотренного фильма; 29% - «из рассказов взрослых» и 7% опрошенных указали, что узнали о космонавте из «книг о героях». Результаты отражены на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Опрашиваемым было предложено продолжить незаконченное предложение: «Я знаю, что Алексей Леонов …». Полученные ответы распределились следующим образом. Большинство школьников – 55% - закончили предложение фразой «это первый человек, который вышел в открытый космос», 29% опрошенных закончили предложение словом «космонавт»; 6% респондентов, считают, что «он внес вклад в развитие космонавтики», 3% - вспомнили о том, «недавно умер», а 7% опрошенных затруднились с ответом и представили формулировку «не знаю». Результаты отражены на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о том, что в представлениях школьников А.А.Леонов - это выдающийся космонавт, который первым вышел в открытый космос. При этом, информацию о личности космонавта школьники почерпнули из просмотренного фильма «Время первых», который следует реальной истории и был недавно ими просмотрен. Фильм выполнил и познавательную и просветительскую функцию для восьмиклассников, в результате чего 64% принявших в опросе школьников узнали о поступках настоящих первопроходцев космоса.

Как вспоминает сам А.Леонов (Алексей Архипович стал главным консультантом картины), в этом полете экипажу пришлось иметь дело с семью авариями, из которых как минимум четыре таили в себе смертельные угрозы для людей. Все эти события воспроизведены в фильме очень убедительно и наглядно. Однако, никто из опрошенных школьников не знает, что помимо того, что космонавт при исполнении своих обязанностей постоянно балансировал на грани жизни и смерти, А.А.Леонов был ученым-исследователем, который изучал космос. Ценность этих исследований определяется глубокой верой в заветы К.Э.Циолковского о том, что «…из сферы Солнца, начнется расселение человечества по всей Вселенной. Это удел земного человека. Он должен преобразовать многие планетарные системы». Оставалось неясным, как человек сможет ориентироваться в космическом пространстве-времени, как долго может быть работоспособным и т.д. На эти вопросы и пытался в своих исследованиях ответить А.А.Леонов. В связи с тем, что современные школьники не знают научных открытий выдающегося космонавта, мною представлены основные результаты его исследований, которые А.А.Леонов написал в своих научных книгах.

Вклад ученого А.А.Леонова в развитие космонавтики

По словам Рогозина, жизнь Леонова - это истинно легенда. «Член первого отряда космонавтов, первый человек, вышедший в открытый космос, с его именем неразрывно связан проект первой международной стыковки космических кораблей "Союз-Аполлон", положившей начало широкому международному сотрудничеству в космосе. Замечательный художник и великолепный рассказчик, Алексей Архипович много работал с молодежью и внес огромный вклад в популяризацию космонавтики и научных космических исследований».

А.А.Леонов «вдохновил множество людей - сначала в 1965 году своим захватывающим выходом в открытый космос, первым в своем роде, а затем исторической стыковкой кораблей «Союз» и «Аполлон» в 1975 году».

Однако, этот выдающийся человек является не только покорителем, но и одним из первых исследователей космоса как ученый.

К.Э. Циолковский еще на заре воздухоплавания писал: «Верю в блестящее будущее человечества, верю, что человечество не только наследует Землю, но и преобразует мир планет. Отсюда, из сферы Солнца, начнется расселение человечества по всей Вселенной. В этом я глубоко убежден. Это удел земного человека. Он должен преобразовать многие планетарные системы».

Научные предвидения основоположника космонавтики начинают сбываться в наши дни. Человечество готовится к преодолению все новых и новых рубежей в великом деле освоения космоса. Расширяется фронт возникающих здесь сложнейших научно-технических проблем, над решением которых трудятся тысячи и тысячи ученых, конструкторов, инженеров, техников и рабочих.

Одной из таких проблем стала выяснение возможностей человека адекватно отражать пространство и время вне Земли. И А.А.Леонов был одним из первых, кто эти исследования претворял в жизнь.

Росту популярности Алексея Архиповича Леонова способствовало еще и постепенное рассекречивание деталей его подготовки к полетам и самих полетов. В 1970-е годы было официально признано, что при возвращении «Восхода-2» на Землю произошла нештатная ситуация, грозившая космонавтам гибелью. В начале 1990-х годов в открытой печати появились сведения о проблеме с раздутием скафандра «Беркут», о замене экипажа «Союза-11» и проектах экспедиции на Луну.

Кроме этого, космонавты под руководством А.А.Леонова провели множество важных медико-биологических, астрофизических и технологических опытов: изучение цветовых и световых зрительных характеристик после космических полётов, разработка скафандра для работы в условиях гидросферы, возможность использования гидросферы в роли аналога невесомости. Одними из интересных исследований являются работы А.А.Леонова при изучении восприятия времени в условиях космического пространства [1], [2].

Влияние эмоций на отражение временных отношений.

В космическом полете человек практически постоянно находится под влиянием экстремальных и вообще необычных воздействий, вызывающих эмоциональное напряжение. При этом нередко возникают такие ситуации, когда оценка текущего момента происходит при подавлении закономерно возникающей эмоции тревоги усилием воли. Точными экспериментальными исследованиями ныне установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т.е. субъективное течение времени у него убыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т.е. наблюдается субъективное замедление течения времени.

Приведем один из примеров такого замедления, описанный Б. С. Алякринским. Во время полета по маршруту загорелся самолет. В составе экипажа находились, кроме пилота, еще два человека. Исход создавшейся ситуации: летчик катапультировался, остальные члены экипажа погибли, хотя в их распоряжении также были катапультные установки. При расследовании катастрофы выяснилось, что пилот (командир корабля) перед катапультированием подал сигнал оставить самолет, однако, по его заявлению, не получил ответа, хотя ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между моментом команды и моментом катапультирования составлял лишь несколько секунд. Переоценка длительности временного интервала здесь совершенно очевидна. Доли секунды субъективно были восприняты как минуты, что и явилось причиной гибели двух других членов экипажа.

Восприятие времени при «сенсорном голоде».

В условиях космического полета человек сталкивается не только с эмоциональным напряжением, но и с таким явлением, как ограничение притока информации (раздражителей) из внешней среды. Здесь также возникает ряд сложных проблем. На Земле перед взором человека, как правило, одна за другой проходят разнообразные картины природы и творений рук людских. На органы слуха постоянно действуют всевозможные звуки, которые создают звуковой фон. Рецепторы кожи ощущают изменения температуры и движение воздуха. Информация обо всех подобных влияниях окружающей среды, трансформируясь в нервные импульсы, поступает в мозг. Но осознается она далеко не в полном объеме.

При отсутствии хотя бы минимума раздражителей могут развиваться различные нарушения функционирования мозга. Между тем в условиях космического полета такая ситуация довольно типична. С выключением двигателей космонавты попадают в «царство» безмолвия. Космическая тишина, когда нет радиопередачи, нарушается только слабым и равномерным шумом работающих электронных приборов. И не случайно в космической психологии возникло понятие «сенсорный голод», характеризующее острый недостаток раздражителей.

А.Леонов исследовал работоспособность, физиологических и психические функции, а также в условиях сурдокамеры были проведены эксперименты по воспроизведению заданных временных интервалов. Анализ полученных результатов показал, что воспроизведение заданного интервала времени (20 сек.) претерпевает в условиях изоляции определенные изменения. Эти изменения (хотя и незначительные) появлялись уже в период подготовки к эксперименту. В первый же день изоляции в сурдокамере испытуемые распределились в рассматриваемом плане на три группы. К первой (30% участников опыта) были отнесли обследуемых, у которых наблюдалось нарастание воспроизводимого интервала, т.е. Субъективное убыстрение течения времени. Ко второй группе (15%) отнесли лиц, у которых наблюдалось постепенное укорочение воспроизводимого интервала, т.е. субъективное замедление течения времени; к третьей (55%) группе испытуемых отнесли лиц с поочередным укорочением или удлинением воспроизводимого интервала. Такое распределение, отражает характер и величину воздействия изоляции на нервно-психическую сферу обследуемых.

Оценка временных промежутков в состоянии измененной весомости

В состоянии невесомости значительно изменяется информация, поступающая в мозг от органов чувств. В связи с этим представляет большой интерес проблема адекватного восприятия времени в таком состоянии. Для выяснения данного вопроса применительно к условиям кратковременной невесомости, создаваемой на реактивных самолетах, А.А.Леоновым, В.И.Лебедевым, И.А.Колосовым, И.Ф.Чекирдой были поставлены ряд опытов.

В одной серии экспериментов перед испытуемыми, которые относились к первой группе, ставилась задача оценить время пребывания в невесомости. При этом обследуемый выполнял ту или другую пробу (работу на координографе, определение заданного мышечного усилия, пробу письма и т.д.), т.е. он не мог производить умственного счета для измерения временного интервала. Как правило, в первых полетах испытуемые недооценивали время воздействия невесомости. Промежуток в 25 — 40 сек. воспринимался ими как интервал в 15 — 20 сек.

Таким образом, происходило субъективное убыстрение течения времени. Почти у всех таких испытуемых наблюдались положительные эмоции, нередко переходившие в легкую эйфорию. Наоборот, у тех обследуемых, которые в невесомости испытывали неприятные ощущения, промежуток в 20 — 25 сек. субъективно оценивался как минута и более. По всей вероятности, нарушении восприятия времени в первых полетах на невесомость можно объяснить резким изменением информации, поступающей в мозг от костно-мышечного аппарата, отолитового прибора и других органов.

Восприятие времени и магнитные поля

Полетами советских «лунников» было установлено, что Луна не имеет заметного магнитного поля. Следовательно, при ориентации на местности лунных путешественников магнитные компасы, к которым мы так привыкли на Земле, окажутся непригодными. Космонавтам придется определять свое местоположение по небесным светилам или пользоваться приборами, действующими на иных принципах. На человека на Луне, а в ряде случаев и на других планетных телах и в межпланетном полете перестанет влиять магнитное поле. Как известно, все живые существа, населяющие земной шар, развились и постоянно находятся под воздействием геомагнитного поля. Возникает вопрос, не скажется ля его отсутствие на физиологических и психологических функциях человека, и в частности на восприятии времени?

В межпланетном же полете, который может продолжаться многие месяцы и даже годы, вообще не будет наблюдаться столь привычной для жизни на Земле суточной (и сезонной) периодики. Наконец, при высадке на то или другое небесное тело чередование дня и ночи также окажется существенно отличным от земного (на Луне, например, сутки длятся почти месяц по земному счету). С другой стороны, космонавтам придется нести полетную вахту, вести научные исследования, поддерживать связь с Землей и т.д., для чего нужна определенная организация труда и отдыха во времени. В связи со всем этим возникают проблемы влияния нарушений привычной земной ритмики на психофизиологические функции человека и создания нового оптимального ритма жизнедеятельности на межпланетном космическом корабле.

Из обыденной жизни известно, что некоторые люди обладают удивительной способностью чувствовать время. Они точно и безошибочно определяют час дня, хорошо различают временные промежутки, длительность пауз и т. д. Поскольку космонавты в межпланетном полете будут находиться, как правило, в постоянных условиях, но без привычных геофизических воздействий, возникает вопрос, в какой степени человек сможет оценивать циркадную ритмику физиологических процессов, т.е. пользоваться «биологическими часами» в такой ситуации.

Суточные ритмы организмов

Для имитации межпланетного полета используются, как известно, сурдокамеры. Они позволяют не только устранять некоторые геофизические факторы (смену светлого периода суток ночью, природный шум, перепады температуры и влажности воздуха, колебания радиации и т.д.), но и в какой-то мере исключать влияние социального окружения.

В сурдокамере Ф.Д.Горбов провел следующий опыт. Испытуемый знал о продолжительности эксперимента (7 суток), но у него не было часов для контроля за временем и отсутствовал распорядок дня. По инструкции он мог, когда хотел, ложиться спать, есть, вести записи в дневнике, заниматься гимнастикой и т.п. Через несколько суток испытуемый дезориентировался во времени, что было видно из его отчетов по радиопереговорному устройству. По представлению обследуемого время текло медленнее, чем на самом деле. Так, он подготовился к выходу из сурдокамеры на 14 час. раньше намеченного срока.Из сказанного можно заключить, что хотя физиологические процессы человека при постоянных условиях продолжают сохранять какое-то время циркадную ритмичность, однако ориентация без «времядатчиков» становится нереальной.

Космическая вахта

Как долго космонавт, несущий вахту, может находиться в состоянии достаточной готовности к действию, т.е. когда у него разовьется утомление, которое может отразиться на качестве операторской деятельности? Если учесть, что на космонавта будет действовать ряд неблагоприятных факторов (в том числе и большая продолжительность полета), то, видимо, утомление на космической вахте будет развиваться раньше, чем через 5–6 часов. Следовательно, наиболее оптимальным временем работы в этих условиях явится срок, не превышающий четырех часов (с обязательным предварительным отдыхом и сном). Такой вывод в какой-то мере подтверждается практикой длительных автономных плаваний подводных лодок, когда моряки несут каждый четырехчасовую вахту.

Космические сутки

В первых межпланетных полетах число членов экипажа будет, надо полагать, невелико. Поэтому организовать несение четырехчасовой вахты в течение земных суток будет трудно (если вообще возможно). Выход из такой ситуации мыслим по линии изменения продолжительности суток, изменения ритма жизнедеятельности людей на межпланетном корабле.

Геофизические факторы (дневной свет и т.д.), а также социальное окружение (ритм жизни семьи, работа государственных, увеселительных и других учреждений) имеют для человека гораздо большее значение, чем собственный ритм работы, отдыха, приема пищи и т.п.

Очень важную роль в осуществлении физиологических функций играет мышление, которое позволяет определять отношение к текущему моменту суток (окажем, в освещенном метрополитене ночью).

С развитием космической техники в Советском Союзе и за рубежом были начаты эксперименты по изучению различных режимов суточной деятельности в условиях, имитирующих космический полет. У нас пионером в этой области явился коллектив ученых, возглавленный Ф.Д. Горбовым (А.А.Леонов, 0.Н.Кузнецов, В.И.Лебедев, А.Н.Липов) были проведены опыты в условиях сурдокамеры по изучению «перевернутого» (бодрствование в ночное время, а сон — в дневное), дробного и других режимов. Исследование осуществлялось при полном одиночестве, изоляции от внешних световых и звуковых раздражителей, отсутствии двухсторонней речевой связи. В эксперименте участвовали мужчины в возрасте от 26 до 38 лет, прошедшие полное клиническое обследование. У испытуемых был строго регламентированный распорядок дня, который включал выполнение операторской деятельности, активный отдых и сон. При двухфазном ритме обследуемые занимались всем этим дважды в сутки, при трехфазном — трижды.

В результате экспериментов выяснилось, что чем больше отклоняется режим жизнедеятельности человека от привычного, тем тяжелее это переносится. Особенно трудным оказался трехфазный ритм. Вообще при смене обычного режима новым у испытуемых на вторые — пятые сутки восстанавливается исходный уровень работоспособности и они начинают засыпать в отведенные новым распорядком часы. Но соответственная перестройка вегетативных функций (пульс, дыхание, температура тела, обменные процессы и др.) наступает лишь на 8 — 15-й день и не всегда полностью заканчивается даже к концу пятнадцатых суток. Однако у всех испытуемых при этом ритме субъективно не отмечалось законченности каждого цикла. Они продолжали отсчитывать время обычными земными сутками. По всей вероятности, и на межпланетном корабле будет бортовое и московское время. В какой-то степени с подобной системой отсчета сталкиваются многие люди на нашей планете и ныне. Например, обитатели Владивостока, живя по местному (поясному) времени, при необходимости соотносят его с московским временем.

В целом, если для животных при перестройке суточного режима основное значение имеют физические воздействия (свет, температура и др.), то для человека, существенной оказывается психическая деятельность, волевая направленность на выполнение распорядка дня, умение быстро переорганизоваться в соответствии с изменением ситуации. Было установлено, что приспособление физиологических функций к новому ритму особенно затруднялось у тех людей, которые постоянно старались представить себе, что происходит в текущий момент суток вне камеры.

При разработке распорядка дня для каждого конкретного межпланетного полета будут учитываться число членов экипажа, объем работы, наличие помещений для отдыха и т.д. Не исключена возможность, что ритм космических суток будет выглядеть примерно так: 4 часа операторской деятельности, 4 часа активного отдыха и 4 часа сна. В период активного отдыха космонавты не ограничатся физическими тренировками. Для ликвидации утомления необходима рационально организованная смена вида деятельности. Поэтому, вероятно, часть времени после несения вахты у космонавтов будет занята научными экспериментами, обобщением полученных результатов и т.д.

Как выявили исследования А.А.Леонова, четырехчасовой сон после 8 часов бодрствования позволяет в условиях сурдокамеры восстановить работоспособность человека полностью. Вместе с тем при организации распорядка на космическом корабле важно будет установить для каждого члена экипажа строго постоянные часы вахт, отдыха и сна. Несомненно, что дальнейшие эксперименты на Земле, а также опыт орбитальных полетов позволят уточнить и отработать оптимальные ритмы космических суток.

Проведенные исследования и эксперименты под руководством А.А.Леонова, показали, что космонавт-исследователь проводил эксперименты с целью формулирования гипотез относительно возможной жизни и полете на другие планеты: в условиях «сенсорного голода», отсутствия магнитных полей, работоспособности в космосе, оценки временных промежутков в состоянии измененной невесомости, восприятия времени в космосе, ориентации в комосе без «времядатчиков», поиска оптимальных условий для изменения ритма жизнедеятельности людей на межпланетном корабле. Все эти исследования ставили своей целью познание готовности человека к полету на Луну, другим планетам.

Выводы:

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что в представлениях школьников А.А.Леонов - это выдающийся космонавт, который первым вышел в открытый космос. При этом, информацию о личности космонавта школьники почерпнули из просмотренного фильма «Время первых». Никто из опрошенных школьников не знает, что космонавт был ученым-исследователем, который изучал космос.

Ценность исследований А.А.Леонова определяется глубокой верой в заветы К.Э.Циолковского о том, что человек начнет покорять другие планеты. Проведенные исследования и эксперименты под руководством А.А.Леонова, показали, что космонавт-исследователь проводил эксперименты с целью формулирования гипотез относительно возможной жизни и полете на другие планеты: в условиях «сенсорного голода», отсутствия магнитных полей, работоспособности в космосе, оценки временных промежутков в состоянии измененной невесомости, восприятия времени в космосе, ориентации в комосе без «времядатчиков», поиска оптимальных условий для изменения ритма жизнедеятельности людей на межпланетном корабле.

Заключение

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что в представлениях школьников А.А.Леонов - это выдающийся космонавт, который первым вышел в открытый космос. При этом, информацию о личности космонавта школьники почерпнули из просмотренного фильма «Время первых», который следует реальной истории и был недавно ими просмотрен. Фильм выполнил и познавательную и просветительскую функцию для восьмиклассников, в результате чего 64% принявших в опросе школьников узнали о поступках настоящих первопроходцев космоса. Однако, никто из опрошенных школьников не знает, что помимо того, что космонавт при исполнении своих обязанностей постоянно балансировал на грани жизни и смерти, А.А.Леонов был ученым-исследователем, который изучал космос. Ценность этих исследований определяется глубокой верой в заветы К.Э.Циолковского о том, что «…из сферы Солнца, начнется расселение человечества по всей Вселенной. Это удел земного человека. Он должен преобразовать многие планетарные системы». Оставалось неясным, как человек сможет ориентироваться в космическом пространстве-времени, как долго может быть работоспособным и т.д. На эти вопросы и пытался в своих исследованиях ответить А.А.Леонов.

В связи с тем, что современные школьники не знают научных открытий выдающегося космонавта, были представлены основные результаты его исследований, которые А.А.Леонов написал в своих научных книгах.

Проведенные исследования и эксперименты под руководством А.А.Леонова, показали, что космонавт-исследователь проводил эксперименты с целью формулирования гипотез относительно возможной жизни и полете на другие планеты: в условиях «сенсорного голода», отсутствия магнитных полей, работоспособности в космосе, оценки временных промежутков в состоянии измененной невесомости, восприятия времени в космосе, ориентации в комосе без «времядатчиков», поиска оптимальных условий для изменения ритма жизнедеятельности людей на межпланетном корабле. Все эти исследования ставили своей целью познание готовности человека к полету на Луну, другим планетам.

Литература

Леонов А.А., Лебедев В.И. Восприятие пространства и времени в космосе / А. А. Леонов, В. И. Лебедев; АН СССР. - Москва : Наука, 1968. - 116 с.

 Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М., 1975, с. 145—150.

Приложение

АНКЕТА

Мы проводим исследование и просим вас ответить на следующие вопросы:

Как вы думаете, Леонов Алексей Архипович, кто он:

А) актер;

Б) писатель;

В) космонавт;

Г) член правительства

Д) не знаю.

Знаете ли вы, в какую область знаний или культуры внес свой вклад Леонов Алексей Архипович?

А) медицина;

Б) космонавтика;

В) политика;

Г) искусство

Д) не знаю.

Откуда вы узнали о Леонове Алексее Архиповиче?

А) из просмотренного фильма;

Б) из книг о героях;

В) из рассказов взрослых;

Г) свой вариант ответа____________________________________________

Продолжите предложение: Я знаю, что Алексей Леонов …

Просмотров работы: 30