Боевая машина Победы

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Боевая машина Победы

Юмалин Т.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей с.Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Макарова Е.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей с.Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы с папой любим играть в одну очень интересную компьютерную игру «World of Tanks», благодаря которой я увлекся танками. Как-то раз, папа повез меня в Парк Победы, там мы посетили музей Боевой Славы (рис.1, 2, 3). Он был построен в 2000 году в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне. В музее я увидел коллекцию фронтовых писем. В оружейной экспозиции музея я увидел револьверы, пистолеты, пулеметы. В одном из залов музея выставлен легендарный станковый пулемет Максим. В парке, недалеко от музея, находиться разная боевая техника времен Великой Отечественной войны: различные зенитные орудия, гаубицы. На высоком постаменте установлен легендарный танк Т-34. Именно он вызвал у меня интерес. Папа мне рассказал, что в годы Великой Отечественной войны этот танк широко использовали (рис.4, 5, 6, 7). Он так интересно рассказывал, и я заинтересовался: кто изобрел танк Т-34, как устроен, и из чего состоит, и правда ли, что именно эти танки сыграли ключевую роль в ходе Великой Отечественной войны. Для того чтобы выяснить, что ребята слышали о боевой технике Великой Отечественной войны мы вместе с учителем провели опрос среди учащихся моего класса посредством анкетирования.

В опросе приняли участие 24 учащихся 2А класса. Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы. Им были заданы следующие вопросы:

Варианты ответов:

1. да

2. нет

1 . Вы, когда либо, слышали про Великую Отечественную войну?

1. 22

2. 2

2 . Знаете ли вы, кто был главным противником нашего государства в этой войне?

1. 17

2. 7

3 . Какая боевая техника использовалась во время Великой Отечественной войны?

1. 23

2. 1

В основном назвали такую технику, как танк, подводная лодка, самолеты, корабли и истребители.

4. Вы знаете названия каких-либо танков?

1. 14

2. 10

5 . Знаете ли вы, какой танк называют танком Победы?

1. 4

2. 20

6 . Знаете ли вы что означает слово «танк»?

1. 0

2. 24

7 . Можете ли вы назвать какие-либо части танка?

1. 13

2. 11

Из 13-ти опрошенных в основном назвали такие части как гусеница и пушка.

Результаты анкетирования показывают, что многие ребята слышали о войне, о нашем противнике, но практически никто не знает о том, какой танк называют танком Победы, из чего состоит танк и я задумался над этим вопросом: как появились танки, кто изобрел танк Т-34, из чего он состоит и почему именно этот танк называют танком победы? И выбрал тему «Боевая машина Победы».

Актуальность выбранной темы в том, что безопасность нашей страны напрямую зависит от мощности нашей боевой техники. А тема Великой Отечественной войны должна проходить красной нитью сквозь наши сердца. Ведь бытует мнение, что как только люди забудут о прежней войне и о цене победы, сразу же начнется новая.

Цель: выяснить, кто изобрел танки, как устроен танк Т-34 и почему именно этот танк называют боевой машиной Победы?

Для достижения поставленной цели я поставил перед собой следующие задачи:

1. Изучить материал по данной теме (интернет ресурсы, литература).

2. Узнать, кто изобрел танк Т-34.

3. Узнать из каких частей состоит танк Т-34.

4. Узнать чем танк Т-34 лучше немецких танков.

5. В домашних условиях собрать макет танка Т-34 самому.

6. Рассказать одноклассникам про танк Т-34.

7. Провести повторный опрос.

8. Сравнить полученные результаты.

Объект исследования: Танк Т-34

Предмет исследования: технические характеристики танка Т-34.

Гипотеза исследования: Предполагаю, что танк Т-34 был лучшим танком времен Великой Отечественной войны.

Срок реализации: сентябрь - декабрь

Методы исследования:

1. Изучение литературы и интернет ресурсов.

2. Проведение опроса среди одноклассников.

3. Сравнить результаты анкетирования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теперь ребята моего класса узнали о том какой танк, стал боевой машиной Победы. Результаты моей работы могут быть использованы на классных часах.

Основная часть

Из литературы я узнал, что танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Один из них я видел своими глазами.

1 Происхождение слова «Танк»

Слово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»). Происхождение названия связано с целью обмануть противника, которые следили за перевозками вооружения по железной дороге. При отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что царским правительством заказана партия топливных цистерн в Англии. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн — хорошо, что гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии (рис.8).

Танк (англ. tank) — бронированная боевая машина, чаще всего на гусеничном ходу, как правило, с пушечным и дополнительным пулемётным вооружением. (5)

2. Как появились первые танки

Как же появилась эта чудо-машина? Как людям вообще пришла в голову идея залезть в здоровенный металлический ящик на гусеницах и поехать воевать? Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги (рис.9). Но, все эти повозки приводили в движение лошади или слоны, которые были уязвимыми и непредсказуемыми. (4) Своим появлением танки обязаны Первой мировой войне. С появлением первых автомобилей и бронепоездов идея применять их в войнах стала очевидна. Минусы бронеавтомобилей — невозможность езды по пересеченной местности и преодоления заграждений и траншей, а у бронепоездов — привязанность к рельсам. (4) Решение о постройке танков было принято в 1915 году практически одновременно в Великобритании, Франции и России. Первый советский танк и первый русский танк, запущенный в серийное производство был танк Русский «Рено» (рис.10). (5)

3. История создания Т-34

Т-34 – первый массовый советский средний танк. В 30-е годы в отечественном танкостроении было две крайности. С одной стороны – легкие танки. Они обладали скоростью, мобильностью и маневренностью, но с другой стороны имели слабую защиту от снарядов и невысокую огневую мощь установленного вооружения. С другой стороны - тяжелые танки с крепкой броней и мощным вооружением, но при этом неповоротливые и малоскоростные. Т-34 сочетал маневренность легкого танка с высоким уровнем бронезащиты и мощным вооружением на уровне тяжелого танка.

Танк Т-34 сконструирован в конструкторском бюро №183 при Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна под руководством главного конструктора Михаила Ильича Кошкина (рис.11). (2)

Танк Т-34 пришел на смену популярным легким танкам 30-х годов БТ (рис.12). В результате эксплуатации, которых, выяснилось три недостатка: во-первых он оказался слишком уязвимым для артиллерии противника, ведь его броня была рассчитана, прежде всего, на противопульную защиту; во-вторых, из-за колесно-гусеничного движителя проходимость танка оставляла желать лучшего; в-третьих, бензиновый двигатель в бою опаснее, чем дизель – при попадании снаряда бак бензина загорается несравненно легче и сильнее, чем бак дизтоплива. Автобронетанковое управление выдало Харьковскому заводу техническое задание на проектирование среднего танка, изначально носившего обозначение А-20 (рис.13). Работая над А-20, М.И. Кошкин пришел к выводу, что для увеличения толщины брони, мощности вооружения, повышения проходимости по бездорожью необходимо отказаться от колесно-гусеничной схемы ходовой части в пользу гусеничной. Чтобы оценить преимущества той или иной схемы на практике, спроектировали два прототипа танков –  колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32 (рис.14). И в 1938 году прошли испытания двух танков, отличавшихся типом движителя. Кошкин доказал, что гусеничный движитель позволяет сделать танк лучше защищенным и вооруженным. В сентябре 1939 года на показе новых образцов танковой техники членам правительства – конструкторское бюро, возглавляемое Кошкиным, представило второй доработанный образец гусеничного А-32. Легкий изящный танк без труда преодолевал все препятствия, вброд форсировал реку, поднялся по крутому обрывистому берегу, легко сбил толстую сосну. Восхищению зрителей не было предела, а директор ленинградского Кировского завода Н.В Барыков сказал: «Запомните этот день – день рождения уникального танка». (5)

4. Компоновка танка Т-34

Компоновка Т-34 (рис.15) получилась следующая. Внутри танк делился на четыре отделения - управления, боевое, моторное и трансмиссионное (рис. 16). Экипаж состоял из четырёх человек: командира танка, механика-водителя, командира башни (заряжающий) и радист-пулемётчик.

Отделение управления располагалось в лобовой части корпуса где находилось место механика-водителя, который сидел слева, как шофер в отечественном автомобиле. Рядом с ним находилось место радиста-пулемётчика, перед которым в наклонном лобовом листе башни стоял курсовой пулемет.

Боевое отделение находилось в середине танка, тут были места командира танка, который также являлся еще и наводчиком, и башенного стрелка, также выполняющего обязанности заряжающего. Так как связь работала не всегда хорошо, командир часто отдавал распоряжения механику-водителю своеобразным способом. Он просто толкал его сапогами в левое или правое плечо, в спину. Все прекрасно понимали, что это означает, что надо сворачивать вправо или влево, ускоряться, тормозить, разворачиваться. На модификациях Т-34-85 (рис. 17) в экипаж входил пятый член экипажа — наводчик орудия, роль которого ранее выполнял командир. Вследствие этого командир мог выполнять свою обязанность наблюдения за полем боя более эффективно. Наводчик сидел слева от орудия, а командир сидел позади наводчика и имел обзор через командирскую башенку. В башне, помимо орудия, находилась и часть боеукладки, и дополнительные смотровые приборы, и люк для посадки экипажа.

Моторное отделение также располагалось в середине, но для безопасности экипажа ограждалось от него специальной съемной перегородкой. Дизельный двигатель был установлен продольно. Двигатель этой машины, настолько удачен, что выпускается до сих пор.

Трансмиссионное отделение: за двигателем располагался главный фрикцион, играющий в гусеничной машине ту же роль, что сцепление в автомобиле. Далее находилась четырехступенчатая механическая коробка передач. Уже во время войны к 1943 году в производство начали постепенно внедрять 5-ступенчатую коробку передач вместо 4-ступенчатой.  

Ходовую часть составляли по пять больших сдвоенных опорных катков с каждой стороны, ведущие колеса сзади и направляющие колеса (ленивцы) спереди. (5)

У Т-34 первых выпусков орудием главного калибра служила пушка калибра 76,2 мм. Именно за калибр основного орудия танки, выпущенные до декабря 1943 года, зовутся Т-34-76. В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм танковых пушек Т-34 стала недостаточной. Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм, что позволило модернизированной «тридцатьчетверке» успешно сражаться с новыми немецкими танками.(6)

Одной из главных особенностей советского танка Т-34 ранних выпусков было то, что броня его была расположена под углом в 50 градусов, что увеличивало её толщину в несколько раз. (1)

5. Преимущества Т-34 перед танками противника

В ноябре-декабре 1940 года во время испытаний первых танков Т-34 в первую очередь отмечали тесноту и неудобство боевого отделения. Танк Т-34 страдал также «слепотой», то есть, имел очень плохой обзор. Приборы наблюдения и прицелы танка были низкого качества и неудобно расположены. Но даже со своими недостатками, в самом начале войны Т-34 превосходил любой известный в те времена средний танк по уровню вооружения и бронезащиты, а также маневренности.

Изучая литературу, я узнал, что Т-34 отличался несложной конструкцией, был очень дешев в изготовлении и обладал отличной ремонтопригодностью, его можно было легко отремонтировать даже на поле после сражения. Тогда как производство немецких танков были намного дороже, они очень часто ломались и отремонтировать их в полевых условиях было очень сложно.

Еще одно преимущество наших танков дизельный двигатель, который настолько удачен, что выпускается до сих пор. Немецкие же танки работали на бензине, поэтому использовать Т-34 как трофей было сложно, так как немцы испытывали дефицит дизельного топлива. У дизеля было несколько достоинств - меньшая пожаропасность и топливная экономичность, то есть Т-34 мог проехать по шоссе порядка 400 км, немецкий танк Pz IV — порядка 300 км. Дизель создавал меньше помех для радиоэлектроники (нет системы зажигания).

Советским танком восхищались не только танкисты Красной Армии, но и противник, испытавший на себе всю мощь его огня. Так, один из руководителей службы вооружений германской армии генерал Эрих Шнейдер утверждает: «Т-34 показал нашим, привыкшим к победам, танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности и стал настоящей сенсацией. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76,2-миллиметровой пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5–2 тыс. метров, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 метров, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую части Т-34. Причем эффективность прямых попаданий в него снижалась еще и за счет сильного наклона». Одной из главных особенностей советского танка Т-34 ранних выпусков было то, что броня его была расположена под углом в 50 градусов, что увеличивало её толщину в несколько раз. (6)

Для своего времени танк был передовым и превосходил по своим боевым характеристикам все имевшиеся тогда в мире танки (рис. 18). Такое превосходство сохранялось до конца 1942 года, когда появились модернизированные немецкие танки Т— IV с увеличенной толщиной брони и длинноствольной 75-мм пушкой. Они могли драться с «тридцатьчетверкой» на равных и даже имели некоторое преимущество за счет более совершенной оптики прицелов. После Курской битвы, когда немцы впервые массово применили «тигры» и «пантеры» с 88-мм орудиями, на «тридцатьчетверку» установили более мощную пушку — 85-мм Д-5Т и увеличили толщину брони. В марте 1944 года на фронте появилась модификация Т-34—85. Однако главным достоинством «тридцатьчетверки» была простота конструкции и дешевизна производства. Ни одна из стран-участниц не смогла производить аналогичный танк, который бы при столь выдающихся боевых качествах стоил бы так дешево и мог производиться в столь большом количестве. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объём выпуска «тридцатьчетвёрок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость. Так, за время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза), а стоимость — почти наполовину (с 270 000 руб. в 1941 году до 142 000 руб. в 1945 году).

Еще, изучая литературу, я обратил внимание на то, что танк Т-34 во время Великой Отечественной войны постоянно модернизировался (рис. 19), а новые танки практически не изобретались. А немцы, наоборот, во время войны изобретали новые образцы вооружений и боевой техники, будь то «тигры» и «пантеры». Все они были во много раз дороже тех танков, что уже использовались, но не в столько же раз эффективнее. Я считаю, что вместо того, чтобы тратить силы и огромные деньги на новейшие «танки», быть может, стоило модернизировать и улучшать то, что было?

6. Крупные танковые сражение, определившие исход Великой Отечественной войны

Т-34 учувствовал практически во всех крупных танковых сражениях и первым вошёл в Берлин. Одним из таких была Сталинградская битва - решающее сражение Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эту битву называют началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Сражение на Курской дуге, определившие, по мнению историков, исход Великой Отечественной войны. Именно это сражение во многом и предрешило исход всей войны. После неё начался период отступления немецких войск. Победа была близка. (2)

7. Знакомство с настоящим танкистом

Мой классный руководитель Елена Владимировна познакомила меня с настоящим танкистом! И оказывается он работает у нас в школе. Его зовут Присяжнюк Тимофей Викторович (рис. 20, 21, 22). Он имеет звание подполковник запаса танковых войск. Начинал служить на танке Т-62 (калибр 115), воевал на танке Т-72 (калибр 125), потом на Т-80. Воевал в Чечне, в Таджикистане и Афганистане. Уничтожил такие танки как: Т-72, БМП-1, БТР. Оказывается, он потомственный танкист, его папа танкист Присяжнюк Виктор Николаевич воевал на Дамаском полуострове, родной брат танкист Присяжнюк Александр Викторович погиб в Грузии во время боевых действий, а дедушка Присяжнюк Николай Владимирович воевал в Великую Отечественную Войну на танке Т-34, и участвовал в битве на Курской дуге. От него я узнал, что работы по модернизации Т-34-85 привели к созданию следующего среднего танка Т-44, который появился уже в конце Великой Отечественной Войны в 1944 году. Т-34-85 был на вооружении вплоть до 1950-х годов. Официально снят с вооружения в нашей стране в 1993 году. Моторы, разработанные для танка Т-34-76 стояли на всех дизельных танках СССР и РФ. Он рассказал мне истории из своей жизни, как в Чечне воевал на танке Т-72Б и этот танк выдержал 12 попаданий, а на 13-ый загорелся. Особенно мне запомнилась история о том, как в 1995 году в годовщину празднования 50-летия Победы в ВОВ в г. Волгоград он участвовал в снятии с постамента памятников: двух танков Т-34, простоявших там почти 50 лет. Время не пощадило только моторы, заменив которые, оба танка Т-34-85 с гордостью прошли на параде Победы, а также участвовали в инсталляции штурма «Мамаева Кургана» с холостой стрельбой. Все детали и механизмы танка отработали на отлично.

8. Поездка в воинскую часть

Тимофей Викторович взял меня на экскурсию в военную часть, которая располагается в селе Алкино-2, Уфимского района: 12-ю отдельную гвардейскую Кенигсбергско-Городокскую Краснознаменную инженерную бригаду (рис. 23). Было очень интересно: я увидел казарму; мне разрешили одеть настоящий бронежилет (рис. 24), он оказался очень тяжелым; увидел своими глазами обмундирование сапера и новейшую технику для разминирования (рис. 25, 26), а еще для разминирования они используют специально обученных собак (рис. 27). Здесь я посетил парк боевых машин (рис. 28, 29) и надеялся увидеть настоящий танк, но, к сожалению его там не оказалось, зато мне удалось посидеть в настоящем БТР и даже порулить (рис. 30, 31, 32, 33).

Заключение

В процессе моего исследования я выяснил, что танк Т-34 считается самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны. Своим появлением танки обязаны Первой мировой войне. Первый танк Т-34 был сконструирован в конструкторском бюро №183 при Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна под руководством главного конструктора Михаила Ильича Кошкина.

Изучая литературу, я узнал, что Т-34 отличался несложной конструкцией, был очень дешев в изготовлении и обладал отличной ремонтопригодностью. Еще одно преимущество наших танков дизельный двигатель, его достоинства - меньшая пожаропасность и топливная экономичность. Я узнал, что низкое качество исполнения танка Т-34 позволило производить эти танки в трудных военных условиях в огромных количествах, с которыми немцы не могли конкурировать.

В 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием и более удобную для экипажа. Боевая масса выросла до 32 т. Эта модификация стала основной в конце войны. Т-34 учувствовал практически во всех крупных танковых сражениях и первым вошёл в Берлин.

Да, у Т-34 были свои проблемы, о которых мы часто забываем, говоря о танке с такой легендарной репутацией. К недостаткам Т-34 относятся ограниченная видимость экипажа и низкое советское качество изготовления. Но, несмотря на все его недочеты, танковые специалисты и историки сегодня часто называют Т-34 лучшим танком той войны.

Моя гипотеза, о том, что танк Т-34 был лучшим танком времен Великой отечественной войны доказана.

На классном часе я рассказал все то, что узнал сам, показал макет танка, который собрал дома (рис. 34, 35, 36, 37) и после этого мы вместе с учителем решили провести повторный опрос и задать те же самые вопросы моим одноклассникам (рис. 38, 39, 40).

Количество опрошенных 24 учащихся 2 А класса

Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм:

Варианты ответов:

1. да

2. нет

1 . Вы, когда либо, слышали про Великую Отечественную войну?

1. 24

2. 0

2 . Знаете ли вы, кто был главным противником нашего государства в этой войне?

1. 17

2. 7

3 . Какая боевая техника использовалась во время Великой Отечественной войны?

1. 23

2. 1

В основном назвали такую технику, как танк, подводная лодка, вертолеты, самолеты, военные корабли и истребители.

4 . Вы знаете названия каких-либо танков?

1. 23

2. 1

5 . Знаете ли вы, какой танк называют танком Победы?

1. 22

2. 2

6 . Знаете ли вы что означает слово «танк»?

1. 19

2. 5

7 . Можете ли вы назвать какие-либо части танка?

1. 22

2. 2

В основном назвали такие части как гусеница и пушка, дизельный двигатель, пулемет, люк.

Далее мы сравнили результаты анкетирования и увидели, что теперь многие ребята знают о том, что означает слово танк, из чего он состоит, а главное почему Т-34 называют танком победы. Значит я не зря провел столько по изучению танка Т-34.

В прошлом году в кинотеатрах показывали фильм «Т-34», я очень хотел пойти его посмотреть, но мои родители сказали, что мне пока рано смотреть его, так как фильм рассчитан на аудиторию 12+. Скорей бы мне исполнилось 12 лет и тогда я смогу наконец-то его посмотреть.

Еще бы мне хотелось рассказать об этом танке не только своему классу, но и другим. И мы с учителем решили, что в следующем году ближе к празднованию 9 мая мы обязательно расскажем об этом всем второклассникам.

Список использованной литературы

1. История Т-34 http://gvtm.ru/istoriya-t-34

2. Первые танки в мире — от самоходок да Винчи до танков-туалетов https://disgustingmen.com/history/first-tanks-in-history

3. Т-34 https://ru.wikipedia.org

4. Т-34 в сравнении с немецким танком Pz.Kpfw.IV https://topwar.ru/153666-t-34-v-sravnenii-s-nemeckim-tankom-pzkpfwiv.html

5. Танки Великой Отечественной войны. Александров А. И. 1998.

6. Танки. Иллюстрированная энциклопедия2 ред., Хаскью Майкл Е.

Приложение

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис.4

Рис.5

Рис. 6

Рис.7

Рис.8

Рис. 9 Вагенбурги

Рис.10 Русский Рено

Рис.11 Кошкин, Михаил Ильич

Рис. 12 Танк БТ

Рис.13 А-20

Рис.14 А-32

Рис.15 Т-34

Рис.16 Компоновка танка Т-34-76

Рис.17 Компоновка танка Т-34-85

Рис. 18

Тактико-технические характеристики различных танков семейства Т-34

 

А-20

А-32

Т-34 обр. 1940 г.

Т-34 обр. 1941 г.

Т-34 обр. 1942 г.

Т-34 обр. 1943 г.

Т-34-85 обр. 1944 г.

Размеры

Длина, м

5,76

5,76

5,92

5,92

5,92

5,92

5,92

Длина с пушкой, м

   

5,96

6,62

6,62

6,62

8,10

Ширина, м

2,65

2,73

3,00

3,00

3,00

3,00

3,00

Высота, м

2,44

2,44

2,41

   

2,52

2,72

Боевая масса, т

18,0

19,0

25,6

   

30,9

32,0

Бронирование, мм

Лоб корпуса

20

20

45

45

45

45

45

Борта и корма корпуса

25

30

40—45

40—45

40—45

45

45

Лоб башни

   

40—45

40—45

40—45

45

90

Борта и корма башни

25

25

45

45 (52)

45 (52)

45 (52)

52—75

Крыша

10

10

16—20

15—20

15—20

15—20

16—20

Днище

10

10

13—16

13—16

 

16—20

16—20

Вооружение

Пушка

1 × 45-мм 20К

1 × 76-мм Л-10

1 × 76-мм Л-11

1 × 76-мм Ф-34

1 × 76-мм Ф-34

1 × 76-мм Ф-34

1 × 85-мм С-53

Пулемёты

2 × 7,62-мм ДТ

2 × 7,62-мм ДТ

2 × 7,62-мм ДТ

2 × 7,62-мм ДТ

2 × 7,62-мм ДТ

2 × 7,62-мм ДТ

2 × 7,62-мм ДТ

Боекомплект, выстрелов / патронов

152 / 2709

72 / 1628

77 / 2898

77 / 2898

100 / 3150

100 / 3150

55 /

Подвижность

Двигатель

12‑цил. V‑образный дизель В-2, 500 л. с.

12‑цил. V‑образный дизель В-2, 500 л. с.

12‑цил. V‑образный дизель В-2, 500 л. с.

12‑цил. V‑образный дизель В-2, 500 л. с.

12‑цил. V‑образный дизель В-2, 500 л. с.

12‑цил. V‑образный дизель В-2, 500 л. с.

12‑цил. V‑образный дизель В-2, 500 л. с.

Удельная мощность, л. с./т

27,8

26,3

19,5

   

16,2

15,6

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

75

70

55

54

54

54

54

Запас хода по шоссе, км

н/д

н/д

300

300

300

300

300—400

Удельное давление на грунт, кг/см²

   

0,62

   

0,79

0,83

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 25

Рис. 26

Рис. 27

Рис. 28


Рис. 29

Рис. 30

Рис.31

Рис. 32

Рис. 33

Рис. 34

Рис.35

Рис. 36

Рис. 37

Рис. 38

Рис. 39

Рис. 40

Просмотров работы: 93