Введение
Взрослые и дети - очень любят конфеты! Вряд ли встретишь человека, которому не нравятся никакие конфеты. Сейчас в наших магазинах такое обилие и разнообразие этих сладостей, что глаза разбегаются. Немало, наверное, найдется и тех, кого прельщают наравне с конфетами разнообразные пестрые фантики. Фантики от конфет- это не просто бумажки. Это яркие, красивые картинки. На любой праздник мы обязательно покупаем конфеты, а фантики зачастую просто выкидываем. Вы спросите - что же интересного можно найти в фантике? Мы задумались - если фантик придуман только для того, чтобы защищать конфету, тогда зачем делать его ярким и привлекательным, рисовать на нем разные картинки? А, может быть, изготовители фантиков вкладывали в него еще какой-то особый смысл?Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые рассмотрено значение фантика в повседневной жизни. Цель моего исследования - используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении фантиков. Исходя из цели нами были определены следующие задачи исследования: 1) Изучить историю происхождения фантика. 2) Рассмотреть интересные коллекции конфетных фантиков. 3) Изучить интересные факты о фантиках 4) Провести социологический опрос среди взрослых и детей 5) Проанализировать названия конфет с позиции русского языка 6) Посетить мастер-класс в ДД и ЮТ 7) Провести свой мастер-класс в ДОУ и школе и организовать совместную выставку в Доме культуры села старые Туймазы 8) Раскрыть психологические тайны конфетного фантика Объект исследования: фантик от конфет Предмет исследования: особенности фантиков и их уникальность Нами выдвинута гипотеза, что фантик не просто бумажная обертка, а материал, предназначенный для обучения и образования людей, детского творчество и познания мира. Теоретическая значимость: Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности, на уроках технологии и классных часах. Практическая значимость: изучать правила русского языка, удивлять необычным подарком своих близких Базу исследования составили учащиеся первого класса, жители села Старые Туймазы
Глава I. Все о фантиках
Глава I.1. По страницам истории
Вроде пустяк – фантик, скомкать и выбросить, но если собрать эти бумажки за пятьдесят, а ещё лучше за 150 лет, то перед глазами окажется вся наша история. Фантики – частичка культуры народа, страны. Они принадлежат своему времени. Первые упоминания о конфетах в России нашли в рукописях 17 века, они имели тогда назначение лекарства, снадобья. Истории происхождения фантика как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. [1, стр.82 ]С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка. Сначала я обратилась к словарям русского языка, чтобы узнать, как толкуется значение слова «фантик». Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). Материалом служит бумага, фольга. Кроме основного предназначения в качестве упаковки, является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время. Само слово «фантик», уменьшительно – разговорное. [2, стр. 39] Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях. В 19 веке в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках. Но кто же все-таки придумал первый фантик? Серьёзный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. По его проекту в 1882 году Нью-Йорке была построена первая в мире электростанция постоянного тока. Он создал прибор, явившийся прототипом диктофона, аппарат для записи телефонных разговоров, фонограф, пишущую машинку, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку. [3, стр.76] И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет. (Приложение 1) В 1872 году Эдисон придумал ещё парафиновую бумагу для телеграфа, но получилось так, что её стали использовать кондитеры для конфетных обёрток. Какие же были первые фантики? В середине XIX века в Петербурге уже была открыта первая фабрика по производству конфет. Производители конфет уже тогда поняли, что яркая упаковка привлекает покупателей к их продукции. В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила . Коробки для наборов конфет были яркими и красочными, ничуть не уступающими нынешним. На них красовались изящные дореволюционные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским полом: «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи». Фантики для конфет и шоколадных плиток были не менее красивыми , чем театральные афиши. [4, стр. 28] Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. (Приложение 2) Существовали обертки «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные - с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями. После революции производство конфет уже не блистало прекрасным оформлением и красивые обертки ушли в прошлое.
Глава I.2. Интересные факты о фантиках
В начале 2000-х гг. швейцарская компания “DeLafee” начала производить и продавать конфеты, фантики которых были съедобны и включали 24-х-каратное золото. Это самые дорогие конфеты в мире, но и они нашли своих покупателей. Одной из моих любимых книжек, когда я только-только научилась читать, была очень смешная и добрая книга Н. Гернет «Катя и крокодил». Помню, что в одном эпизоде по сюжету важную роль играли фантики. Алексей Абрикосов, глава кондитерской династии, уделял большое значение упаковке продукции. [5, стр.95 ] Для создания обёрток конфет Абрикосов пригласил профессиональных живописцев. Так, например, в рекламе мармелада «Лилипут» использовалось изображение белых зайцев, а на плакате, рекламировавшем мармелад «Царский», красовались три цапли, стоящие «по колено» в воде и внимательно рассматривавшие речные кувшинки. Конфеты «Трюфель» названы так именно из-за внешнего сходства с самым дорогим грибом – трюфелем, считавшимся долгое время блюдом, доступным лишь очень богатым людям. Хотя, шляпка гриба трюфеля на шляпку наших конфет «Трюфель» вовсе не похожа! К появлению ряда странных, а иногда и просто курьёзных названий конфет привело принятие в 2008 г. поправок к закону о товарных знаков. Фантики появились гораздо позже конфет. Кондитерская фабрика «АтАг» поражает разнообразием упаковки конфет и безудержной фантазией авторов их названий. [6] Например, это предприятие выпускает конфеты в шоколадной глазури со сливочной начинкой с добавлением халвы и подсолнечных семечек в симпатичном бледно-жёлтом с коричневым фантике, на котором изображены подсолнухи. А называются эти конфеты «Свет души»!
Глава I.3. Фантик как предмет коллекционирования
Коллекционирование конфетных фантиков, конфетных обёрток, называется словом - сакулумистика. [7] Учитывая, что кондитерская индустрия насчитывает уже много лет, такой вид собирательства достаточно популярен не только среди детей и некоторые собиратели являются обладателями весьма солидных коллекций фантиков. Достоинством коллекционирования фантиков считается возможность создавать историю из настоящего. Собирая обертки от конфет, которые сегодня пользуются популярностью, мы сами того не замечая, создаем историю. (Приложение 3) А кто знает, возможно, через десятки лет наша коллекция будет очень полезной для будущего поколения? Но для некоторых любовь к оберткам конфет перерастает в настоящую страсть, без которой само дальнейшее существование бессмысленно. В политехническом музее в Москве прошла удивительная выставка. Главные экспонаты выставки – фантики, многим из которых более ста лет. Увидеть все эти редкие фантики можно благодаря уникальной коллекции Андрея Хальчицкого, который в 1991 году в журнале «Тара и упаковка» опубликовал статью под названием «Кондитерские упаковки: предмет коллекционирования». Научный сотрудник НИИ сельскохозяйственной микробиологии А. Хальчицкий не имел никакого отношения ни к таре, ни к упаковке, но многие годы собирал фантики. (Приложение 4) Его публикацию восприняли тогда с иронией: еще бы - научный сотрудник, посвящает свой досуг безобидному, но совершенно несерьезному занятию. [8] Сам он объяснял свой интерес к коллекционированию фантиков так: это достаточно оригинальное художественное оформление. Ведь над их созданием трудятся профессиональные художники, иногда довольно известные. И второе – они тесно взаимосвязаны с историей страны. Фантики в оригинальной форме раскрывают колорит того времени, в которое были созданы и, бесспорно, являются своеобразными памятниками культуры и быта.
Выводы по главе I
В этой главе мы подобрали и изучили литературу по данной теме и выяснили, что истории происхождения фантика, как таковой, не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. В 1872 году великий американский изобретатель Томас Эдисон изобрел парафинированную бумагу, которую впоследствии и стали использовать кондитеры. Изучив интересные факты о фантиках мы выяснили, что существуют даже съедобные конфетные обертки. Коллекционирование фантиков от конфет называется словом сакулумистика. Исследуя историю происхождения конфетного фантика, мы пришли к выводу - фантики действительно не простые бумажки, они в оригинальной форме раскрывают колорит того времени, в которое были созданы и, конечно же, являются своеобразными памятниками культуры и быта. Мы задались вопросом - является ли фантик предметом коллекционирования сегодня? При покупке сладостей важно ли для покупателей в какой фантик одета конфета? С этой целью мы провели практическую работу.
Изучив и проанализировав материал по теме исследования мы решили провести практическую работу по изучению данной проблемы и наметили следующие этапы работы
1) Провести социологический опрос среди населения села Старые Туймазы 2) Изучить знакомые орфограммы на фантиках
3) Посетить мастер-класс в ДД и ЮТ 4) Поделились с ребятами на уроке технологии своими знаниями и умениями, а также провести мастер-класс в ДОУ с. Старые Туймазы и организовать выставку наших поделок в сельском Доме Культуры 5) Изучить психологические тайны фантика
Глава II. Фантазия фантика
Глава II. 1. Социологический опрос среди взрослых и детей
Конфеты популярны и среди детей, и среди взрослых, а это значит, каждый из нас довольно часто имеет дело с конфетным фантиком. В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет – как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Собрать альбом с конфетными и шоколадными обертками сегодня может каждый из нас. Это удивительно интересное занятие! В практической части своей работы мы решили провести социологический опрос среди взрослых и детей и задавая вопросы: при покупке конфет важно ли для вас в какой фантик одета конфета? Где можно использовать фантик, после того как съели конфету? Коллекционируете ли вы фантики? Как оказалось, очень многие взрослые в детстве собирали фантики, это было очень увлекательное занятие. Часть опрошенных единогласно согласились, что эта добрая традиция канула в лету. Одна из жительниц нашего села, Аюпова Э.Ш., призналась, что все фантики от съеденных конфет, хранятся у нее в коробке дома, она нет-нет показывает их детям и внукам. Иногда достаю, рассматриваю, - ностальгия по некоторым моментам, - разоткровенничалась Эмма Шамгуновна. В числе опрошенных была и моя бабушка Зиля Маузировна. Она мне с удовольствием рассказала, что когда моя мама была маленькой, она делала эдакие «секретики» из фантиков. Фантик подкладывали под цветное стеклышко и зарывали в земле. Самые маленькие участники нашего опроса ответили, что не задумываясь выбрасывают фантик не рассматривая его. Но нашлись и те, кто аккуратно разглаживает понравившийся фантик, и как ценную реликвию убирают под красивую скатерть на столе. Хочется отметить ответ молодой мамы Ризвановой Светланы: «А я люблю обертки от конфет - среди них есть такие оригинальные! Я их собираю - они у меня в шкафчике лежат. Уже такая порядочная стопочка накопилась. Когда занята на кухне домашними делами даю эти обертки своему маленькому сынишке –это абсолютно безопасный материал. (Приложение 5) По крайней мере, если ребенок оближет или пожует фантик от конфеты , большого вреда не будет, ведь при производстве фантиков используются только безопасные составляющие - бумага и краски. Таким образом, результаты моего опроса меня безумно порадовали. В современном мире обычная обертка от конфет остается очень популярной.
Глава .II 2. Название конфеты прочти - орфограмму ты найди
Чтобы не разбрасывать фантики, мы решили их собирать в специально отведенное для этого место - приготовили коробку ,куда решили складывать фантики от съеденных конфет. Собирать фантики нам помогал весь наш класс. Так что и на переменах нам теперь есть чем заняться! У нас появилось интересное дело, которое объединило нас в дружную команду, а это так здорово! Разглядывая яркие, пестрые обертки мы с ребятами обратили внимание на то, что в названии конфет встречаются правила, которые мы изучаем в школе. Значит, по названиям фантика можно узнать что – то новое? Рассматривая фантики, мы стали друг другу читать названия конфет, сопровождая заданием: «Найди изученное правило по русскому языку». Так как фантиков набралось немало, играть становилось все интереснее. Так у нас появилась новая увлекательная игра «Фантики собирай, правила по русскому языку повторяй». (Приложение 6) Выяснив, что фантик несет образовательную функцию, на переменах мы совмещаем приятное с полезным. А еще, мы решили сделать карточки для работы на уроках русского языка, которые можно использовать при изучении конкретной темы и подарили учительнице. Но мы использовали не все фантики: в наших коробочках остались те, в названии которых мы не нашли знакомых орфограмм. Перебирая эти фантики, рассматривая их, долго не могли придумать, как же можно их использовать. И мы предложили попробовать сделать из них поделки, ведь фантики такие яркие, и не использовать это свойство просто нельзя.
Глава II.3 Мастер-класс в ДД и ЮТ
Можно просто выкинуть эту гору пестрой бумаги, но можно использовать ее для создания интересных поделок, и дать фантику вторую жизнь. Изделия из фантиков всегда пригодятся: украсить интерьер, привнести атмосферу уюта в ваш дом или сделать из них подарок маме, бабушке, одноклассникам.Привлечь к такому творческому занятию можно взрослых и детей.Это так здорово - создать поделку из фантиков от конфет, своими руками подготовить игрушки из фантиков для украшения елки, поделку для школы и детского сада или украшение для любого другого праздника. С этим вопросом, мы обратились в ДД и ЮТ в кружок «Умелые ручки». Руководитель кружка Иванова Т.Е. – педагог с 18-ти летним стажем, фанат своего дела, именно поэтому ее студия пользуется популярностью среди детей.(Приложение 7) Прежде чем приступить к работе, необходимо приготовить фантики и определиться что же именно вам хочется создать. Мы решили смастерить мозаичное панно из фантиков. Искусство его создания несложное и доступно всем. А материалы для его изготовления легко найти в каждом доме или купить по доступным ценам Чтобы сделать панно нам понадобятся: обертки от конфет ярких радужных оттенков, клей момент или клеевой пистолет, картон для создания основы, ножницы. Первое что нужно сделать – это приклеить выбранный нами рисунок орнамента на картон и вставить в рамку. Далее рассортируем фантики по цвету, выбрав необходимые для работы. Фантики разрезаем на полосы шириной 1сантиметр.Подготовленные полосы разрезать на квадраты приблизительно 1x1см.Полученный квадратик складываем пополам 2 раза и катаем из него шарик из него шарик, который приклеиваем на наш рисунок.Вот такое «алмазное» мозаичное панно получилось из фантиков. Надо сказать, что поделки из фантиков от конфет своими руками порадуют своей оригинальностью и красотой и простотой в использовании. Не стоит бояться творчества – это совсем не сложно, главное проявить фантазию!
Глава II.4. Мои мастер-классы и наша совместная выставка
После всей проделанной работы, мне не терпелось поделиться с ребятами своими знаниями и умениями. И вот что мы с придумали. На уроке технологии мы поделилась своими открытиями с одноклассниками, рассказали об истории фантика. Ребята узнали, что при желании, из обычного фантика можно сделать оригинальную поделку к любому празднику. И сделать ее не составит особого труда, если есть желание доставить радость своим близким. (Приложение 8) Инструменты для создания такой поделки довольно простые. Ими мы научились пользоваться в детстве и на уроках технологии, в школе. Основное — это клей и ножницы. Можно купить одни фигурные для начала. Еще желательно двусторонний скотч, но это зависит уже от техники. Можно приобрести различные фигурные дыроколы, и многое другое. Существует множество вариантов выполнения поделок из фантиков. Можно комбинировать разные техники или придумать что-то свое. Все ребята единогласно пришли к мнению что такую поделку, сделанную своими руками не только приятно дарить, но еще интереснее делать. А недавно мы познакомили ребят из детского сада с результатами своей работы, Ребята из группы «Гномик давно собирали «одежки для конфет» и вот пришло время подарить фантикам «вторую жизнь». (Приложение 9)Ребята так увлеклись необычным творчеством, что было решено сделать всем вместе необычную картину. Вместе разглаживали золотую фольгу, вместе складывали гармошкой фантики любимых конфет, вместе приклеивали личико «Аленушки» барышням в конфетных сарафанчиках. Когда получилась картина «Летний хоровод», дети долго любовались получившейся красотой. Мы очень интересно провели время с детьми и своими руками создали интересную картину. В процессе создания наших шедевров нам пришла в голову мысль подготовить выставку. Вот что у нас получилось. «Фантазия фантика» - под таким названием в СДК прошла выставка наших поделок. В качестве экспонатов мы представили фантики разных лет, а также поделки , сделанные своими руками из оберток от конфет - закладка для книги, букет цветов, корзиночка для мелочей, браслеты, ожерелья. Многие подходили, чтобы рассмотреть их поближе, спрашивали сложно ли это сделать, и где этому делу можно обучиться. В завершении работы мы разработали специальную брошюрку где дети смогут найти пошаговое описание мастер-класса.
Глава II.5. Психологические тайны конфетного фантика
Оказывается, потому, как человек во время чаепития расправляется с фантиком предложенной ему конфеты, можно сказать довольно много о его внутреннем мире. Итак, к Вам пришли гости? Собираетесь пить чай? Предложите гостям конфеты в обертках. Психологи утверждают, что характер человека выдает то, как он, съев конфету, складывает фантик.(Приложение 10)Фантик-уголок. С вами пьет чай человек, который всегда стремится к идеалу – идеальным отношениям, идеальной внешности, идеальной карьере, идеальной квартире… Дома у него наверняка полная стерильность и все вещи аккуратно разложены по своим местам. Фантик-шарик. Ваш гость мнет фантик и скатывает его в шарик. Он устал от монотонной. Он постоянно беспокоится все в порядке дома, переживает из-за работы. Отутюженный фантик. Ваш гость разглаживает фантик ногтем и аккуратно складывает его. Это человек, который заботиться о своих близких Скрученный фантик. Ваш гость скрутил фантик в веревочку или сложил гармошкой. Он очень часто недоволен собой, критикует себя по малейшему поводу и без него. Чем сильнее он скручивает фантик, тем больше он зависит от мнения окружающих. Фантик-трубочка. К вашему гостю окружающие бегают «поплакаться в жилетку». Этот человек хорошо разбирается в людях. Фантик-фигурка. Если ваш гость начинает складывать из фантика кораблик или фигуру оригами, то значит он очень чувствительный человек. Но в тоже время это замкнутый и осторожный человек, избегает шумные и веселые компании, предпочитает провести вечер в тихой, семейной обстановке. Разорванный фантик. Наверное , в жизни этого человека существует какая-то серьезная проблема.
Выводы по главе II
В практической части, мы провели социологический опрос и выяснили, что большинство респондентов любят конфеты, но на оформление фантиков обращают внимание около 14 % опрошенных. В результате теста, мы увидели, что потому как человек обращается с фантиком, можно определить его характер, значит среди моих друзей все с разными характерами и вести себя с ними нужно по-разному. Изучая названия многих конфет, мы узнали что фантики могут являться хорошим материалом для работы на уроке - в них можно найти различные орфограммы русского языка. Кроме того, мы узнали, современные фантики, изготовленные из блестящих современных материалов, уже не являются предметом коллекционирования, зато их можно использовать для различных поделок, чему мы ловко научились посетив мастер-класс в ДД и ЮТ. После всей проделанной работы нам захотелось поделиться с ребятами своими знаниями и умениями. Мы провели классный час на тему: «Фантазия фантика». Посетили ДОУ в нашем селе, где из фантиков сделали потрясающую картину. Свои работы мы презентовали в СДК Старые Туймазы. Выставка среди ребят вызвала огромный интерес, некоторые спрашивали, где можно этому научиться. В ходе исследования, мы выяснили что обертка от конфет является очень безопасной, и она может использоваться для игр детей младшего возраста.
Заключение
На первом этапе нашей работы мы изучили литературу по данной теме, и узнали, фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки , которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции. Материалом служит фольга или бумага. Великий американский изобретатель Томас Эдисон придумал в 1872 году парафиновую бумагу для телеграфа, но получилось так, что её стали использовать кондитеры для конфетных обёрток. Кроме того, мы узнали о том, что существуют уникальные коллекции фантиков. Мы подобрали и проанализировали фантики от конфет, с позиции использования их на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии и выяснили, что во многих названиях конфет есть различные орфограммы. Мы считаем, что этот материал вполне можно использовать на уроке для повторения или при изучении нового материала. Угощая гостей дома конфетами за чашкой чая, мы обнаружили, что потому как человек обращается с фантиком, можно определить его характер. Также в ходе исследования мы выяснили, фантики – прекрасный материал для поделок, которые могут стать милым сувениром, незатейливым предметом обихода. Посетив творческий мастер-класс в ДД и ЮТ мы научились создавать прекрасные поделки. В последствии поделились с ребятами своими навыками. В сельском доме культуры мы организовали выставку под названием «Фантазия фантика». В результате своей работы мы заинтересовали ребят в коллекционировании фантиков, в возможности изготавливать из фантиков различные предметы и с пользой для себя и других применять эти знания. Поставленные цели и задачи достигнуты. Гипотеза подтверждена. В дальнейшем, в рамках своей работы , мы планируем создать с учениками свой эскиз фантика и отправить его на кондитерскую фабрику. Возможно, наш детский незатейливый рисунок заинтересует работников кондитерской фабрики, и они выпустят новую серию конфет, на обертках которых будут наши зарисовки.
Список используемых источников
1. Бородина. В. А. Сладости в жизни человека/ В.А. Бородина // Школьная библиотека. — 2017. — № 9-10. — С. 134-139. 2.Корчинская И. А. Книга о вкусной и здоровой пище// Библиография. – 2015. - № 3. – С. 29-33. 3.К. Манжула, Л. Степанова, Е. Протанская, В.Головин / «Эхо Москвы», 10.07.2018 4.Татарова В. Интересные шоколадки// Учи-тельская газета – Он-лайн. – 2018, № 17 5. «Чарли и шоколадная фабрика», Роальд Даль– СПб.: СПбАППО, 2017. – С.59–65.
Интернет – ресурсы
6.Красивая история // https://vk.com/topic-133588695_34944563
7.Необычные фантики https: // irk.aif.ru/ society/ fantik_tozhe_dokument _o_ chyom_rasskazyvayut_konfetnye_obyortki
8.Фантазия фантика // https://www.livemaster.ru/topic/1598687-pro-shokolad-i-fantiki-ili-iz-istorii-upakovki-i-reklamy-pervyh-rossijskih-shokoladnyh-izdelij
Тезаурус
Фантик - (от слова «фант») — народное название обертки, которая служит для заворачивания конфет и иной кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга.
Сакулумистика - коллекционирование конфетных фантиков, конфетных обёрток.
Приложение 1
Великий американский изобретатель Томас Эдисон. Именно он в 1872 году придумал парафинированную бумагу, которую впоследствии стали использовать кондитеры
Приложение 2
Дореволюционные и советские обёртки от конфет
Приложение 3
Коллекционирование конфетных фантиков называется сакулумистика
Приложение 4
Яркие, пестрые обертки от конфет всегда привлекают внимание покупателей
Приложение 5
Социологический опрос среди взрослых и детей
Приложение 6
По названиям конфет можно изучать правила русского языка
Приложение 7
Фантик – удивительный материал! Творческий мастер-класс в ДД и ЮТ
Приложение 8
После всей проделанной работы мы поделились с ребятами своими знаниями и умениями
Приложение 9
Современные фантики, изготовленные из блестящих современных материалов можно использовать для различных поделок.
Приложение 10
По тому как человек складывает фантик можно узнать о его характере
Выставка в сельском Доме культуры
9