Мультфильмы: добро или зло

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мультфильмы: добро или зло

Суворова В.М. 1
1МБОУ ДСОШ №2
Шишкина С.А. 1
1МБОУ ДСОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я, как и все дети, очень люблю смотреть мультики. За всю свою жизнь я пересмотрела их очень много. И, вдруг, задумалась – а мультики это вообще что такое? Ведь мультики бывают очень разные. Одни добрые, веселые, красивые – их мне очень нравится смотреть. А бывают мультики, после которых очень хочется плакать. Это хорошо или плохо? А бывает так – смотришь какой-нибудь очень веселый мультик, сидишь на диване, хохочешь, а мама приходит и говорит: «Выключи немедленно!!» Почему? Моя бабушка говорит, что смотреть мультики ребенку вредно, что ребенку полезны свежий воздух и здоровая еда. А мама говорит, что мультики смотреть полезно - там доступным языком детям объясняют, как правильно жить нужно. Кто прав?

Актуальность моего исследования состоит в том, что сегодня существует огромное количество мультфильмов. Детям хочется смотреть эти мультфильмы бесконечно долго. Но не все из них, как утверждают взрослые, оказывают положительное влияние на ребенка. У самих взрослых существует много мнений о том, сколько по времени и каких именно мультфильмов нужно смотреть ребенку для полноценного развития личности. В своей работе я постаралась разобраться как мультфильмы влияют на ребенка и ответить на основной вопрос – мультфильмы – это добро или зло.

Цель работы: на основе литературы, консультаций со специалистами и практическими исследованиями выяснить - какое влияние оказывают современные мультфильмы на физическое и психическое развитие ребенка.

Задачи работы:

Выяснить – что такое мультфильм.

Провести консультацию с врачом-педиатром о влиянии мультфильмов на физическое развитие ребенка.

Провести консультацию с педагогом о том, какое участие принимают мультфильмы в воспитании детей.

Провести консультацию с психологом о том, как влияют мультфильмы на психику ребенка.

Выяснить как дети и родители относятся к мультфильмам, провести анкетирование.

Проанализировать результаты.

Составить памятку «Как правильно смотреть мультфильмы».

Объект исследования – мультфильмы.

Предмет исследования – влияние мультфильмов на гармоничное развитие ребенка.

Методы исследования:

Сбор информации

Беседы со специалистами

Анкетирование

Анализ полученной информации

На мой взгляд, результаты моей работы будут очень интересны для детей и их родителей, потому что ответят на очень важный вопрос – как правильно смотреть мультфильмы, чтобы и удовольствие получить и здоровью не навредить.

Основой для моих исследований станут энциклопедии, консультации специалистов и результаты анкетирования детей и взрослых.

Глава 1

Мультфильмы или мультики - так сокращенно называют мультипликационные фильмы. "Мультипликация" это то же, что и "анимация". "Анимация" - это "оживление" или "одушевление". Мультфильмы - особый вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами, которые используют для создания персонажей различные материалы и техники, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров (3).

Мультфильмы любят дети с самого раннего возраста, потому что по своим характеристикам они близки к сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультфильма показывают ребенку разные способы поведения и взаимоотношений с окружающим миром. Они рассказывают ребенку о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо, развивают мышление и воображение ребенка, повышают его кругозор (4).

Поведение главных героев мультфильма, по мнению психологов, дети воспринимают за образец поведения и начинают подражать им, перенося это в свою игру и свою жизнь - используют их слова и фразы, манеру поведения, отношения к друзьям и родителям.

Но мультфильмы бывают очень разные - добрые и не очень, грустные, смешные и они оказывают разное влияние на развитие и поведение детей. Что думают по этому поводу специалисты?

Евдокимова Е.Д., врач-педиатр: «Детям смотреть мультфильмы нужно обязательно, много умного и полезного можно узнать из них. Но чтобы мультфильмы приносили пользу, смотреть их нужно правильно:

Если ребенок смотрит мультфильмы очень долго (более 1 часа в день), очень близко к экрану, если качество изображения в мультфильме плохое, то глаза у ребенка не просто устают - зрение в таком случае очень даже портится. Кроме того, от такого долгого просиживания у телевизора головная боль, усталость, повышенная раздражительность ребенку обеспечены. Вечером необходимо прекратить просмотр любых телепередач не менее чем за два часа до сна, потому что мелькание изображения на экране не позволит ребенку вовремя заснуть и видеть ночью прекрасные сны.

Громкость звука – если она превышает нормы, то ведет к снижению слуха у детей.

Неправильные позы тела при просмотре (например, лежа, полулежа на диване) приведут к искривлению позвоночника и многим другим проблемам.

Никитина И.В., клинический психолог: «Нельзя говорить, что мультики вредны. Они могут оказывать большое положительное влияние на ребенка, если тот, конечно, каждый день гуляет, много двигается, занимается уроками, общается с друзьями и своими родными, а не только просиживает у экрана телевизора. Если правильно организовать режим просмотра мультфильмов и подобрать правильный репертуар, то мультфильмы будут большими помощниками родителей в деле воспитания и развития детей. Очень важно для родителей:

Если в мультфильмах содержатся сцены драк, сражений, перестрелок, кровь, насилие – такие мультики вызывают у детей страх, тревожность, раздражительность, грубость, агрессию. Такие мультфильмы смотреть детям нельзя.

Принимая поведение героев мультфильмов за образец поведения, дети переносят такое поведение в свою жизнь. И тут очень важно, чтобы рядом с ребенком был взрослый, который будет комментировать правильное и не правильное поведение героев, объяснит причины и последствия их поступков».

Мощенникова И.Е., воспитатель детского сада: «В первую очередь, мультфильмы это просто интересно и занимательно. Родители не всегда могут уделить достаточно времени для своего ребенка. Поэтому мультфильм становится для ребенка источником знаний. Кроме того, у детей всегда есть повод пообщаться друг с другом – обсудить просмотренные мультфильмы, поиграть в главных персонажей, примерить на себя разные роли, попробовать быть плохим и хорошим, оценить последствия. И вот тут очень важно – какие мультфильмы смотрят дети:

1. Мультфильмы должны соответствовать возрасту ребенка. Очень простые и понятные сюжеты не дают возможность включить ребенку воображение и фантазию. А ведь мультики – это способ развивать мышление, внимание и память ребенка.

2. Очень не полезно для ребенка смотреть мультфильмы, где непонятно мальчик это или девочка – выглядеть-то они должны по-разному и, соответственно, поведение у мальчиков и девочек должно быть разное. Очень плохо, когда в мультфильме нет понятной и грамотной речи или она совсем отсутствует, потому что умение правильно и понятно говорить очень важно для младшего школьника. Как раз в этом возрасте и формируются такие навыки.

Студенты и преподаватели летней психологической школы МГУ (Московский Государственный Университет) провели исследование и составили список мультфильмов, рекомендованных к просмотру детям (2). Мультфильмы отбирали по критериям:

Мультфильм не должен учить ребенка действиям, которые могут быть опасны для окружающих или себя самого.

Мультфильм должен рассказывать о важности доброты, дружбы, честности и милосердии.

Если мультфильм вызывает у ребенка положительные эмоции и учить его справляться с плохими эмоциями – это полезный мультик. А если мультик вызывает у ребенка тревогу или неуверенность в себе или там обижают персонажа, на которого ребенок хочет быть похож – это вредный мультик.

Таким образом, детям было рекомендовано смотреть такие мультфильмы: «101 далматинец», «Вини-пух», «Балто», «Дамбо», «Даша-путешественница», «Зверополис», «Король лев», «Кот Леопольд», «Красавица и чудовище», «Леди и бродяга», «Простоквашино», «Фиксики», «Холодное сердце», «Хранитель лев».

В стоп-лист вошли: «Губка Боб-квадратные штаны», «Монстер Хай», «Девочки из Эквестрии», «Миньоны», «Свинка Пепа», «Том и Джери», «Клуб Винкс», «Школа монстров», «Трансформеры».

Глава 2

А что же происходит в реальной жизни? Для того чтобы выяснить отношение детей и родителей к этой теме, мы предложили им заполнить анкету.

Участников исследования –13 человек - это дети и родители 2 А класса средней школы № 2 г.Добрянка.

Все 13 человек написали, что любят смотреть мультфильмы.

Из них:

- 7 человек в качестве любимых мультфильмов указали фильмы из рекомендованного списка, потому что «там звери», потому что эти мультфильм «учат уму-разуму», «там есть добро».

- 6 человек в качестве любимых мультфильмов указали фильмы из стоп-листа, потому что «они смешные», «веселые», «там есть монстры».

А вот мультфильмы, которые совсем не нравятся детям – оказались все фильмы из стоп-листа, но, в основном, потому что мальчикам не нравятся девчачьи, а девочкам – мальчишачьи мультики. 3человека на этот вопрос ответили «Нет таких мультиков, чтобы мне не нравились».

Родители в своих ответах указывают на то, что им нравится, когда дети смотрят добрые, познавательные и поучительны мультики. И они бы не хотели, чтобы их дети смотрели мультфильмы, где есть драки, кровь, ужасы, обманы, жестокость. Получается, что наши родители думают также, как и специалисты. Молодцы родители!

Кроме того, в анкете детям был предложен список из 24 мультфильмов (14- из рекомендованного списка и 10 из стоп-листа), где они должны были отметить:

Мультфильмы, которые смотрели.

Мультфильмы, которые понравились/не понравились.

Мультфильмы, которые смотрели вместе с родителями.

Итоги:

Большинство детей смотрели все подряд 24 мультфильма.

Почти все мультфильмы (и из рекомендованного списка и из стоп-листа) детям нравятся.

Очень небольшое количество мультфильмов дети смотрели вместе с родителями – в среднем от 3 до 5 мультфильмов на каждого ребенка.

Почти все дети, кроме 2-х человек, смотрят мультфильмы больше 1 часа в день.

В анкете также было предложено детям нарисовать рисунки к двум мультфильмам – «Король Лев» и «Трансформеры». Мы показали их психологу. Выводы:

Рисунки детей к мультфильму «Король лев» - хорошо и четко прорисованы фигуры персонажей, многие из них улыбаются, использованы яркие краски – желтый, оранжевый, зеленый, голубой, в основном это сюжетные картинки. Все это говорит о благоприятном эмоциональном фоне у детей от этого мультфильма.

Рисунки детей к мультфильму «Трансформеры» - почти нет сюжетности (нарисован, например, один или два робота), много острых углов, цвета использованы мрачные – коричневый, черный, синий. У многих роботов, почти у всех, нет лица. Это говорит о не благоприятном эмоциональном фоне у детей от этого мультфильма.

Заключение

Учитывая мнение специалистов и результаты анкетирования можно сделать следующие выводы:

Не все мультфильмы полезны и не все мультфильмы вредны. Мультфильмы могут быть полезными и вредными.

Полезные мультфильмы – добрые, рассказывают о дружбе, о милосердии, поучительные – дети узнают из них много новой, полезной информации, эмоционально положительные – у детей от таких мультиков всегда хорошее настроение.

Вредные мультфильмы – там, где герои ведут себя агрессивно, не вежливо, где есть драки, нет никакого поучительного смысла – ничему новому и полезному в таких мультиках не научишься. Такие мультфильмы не вызывают у детей положительных эмоций, доброго настроя, новых, полезных и нужных знаний.

Несмотря на мнение специалистов, большинство детей смотрит все мультики подряд, не подразделяя их на полезные и вредные. И смотрят очень много – почти все больше 1 часа в день. А вот это уже совсем очень плохо – от такого поведения дети могут заболеть разными неприятными болезнями. Для того, чтобы мультфильмы не приносили вред здоровью детей, их нужно смотреть менее 1 часа в день, много гулять на свежем воздухе, двигаться, заниматься спортом.

Исследование показало, что, несмотря на то, что многим детям мультфильмы из стоп-листа смотреть нравится, нельзя говорить о благоприятном влиянии таких мультфильмов на детей. Дети не испытывают положительных эмоций, не получают новых знаний и. вообще, не учатся ничему хорошему. Плохое поведение героев мультфильма дети переносят в свою жизнь и тем самым с ними трудно становится дружить.

Очень редко родители смотрят мультфильмы вместе со своими детьми. Это плохо. Нужно обязательно смотреть мультфильмы вместе – отмечать хорошие поступки персонажей и осуждать плохие, вместе с детьми смеяться, там, где весело и огорчаться, там, где грустно. Это поможет детям совершать правильные свои поступки и верно оценивать чужие, не правильные. И просто - это же такздорово и весело - смотреть мультфильмы вместе с родителями!

Для того чтобы рассказать всем детям о добре и зле мультфильмов, мы сделали специальную Памятку (приложение №1) и раздали всем детям и родителям 2А класса школы № 2.

Теперь мы все будем смотреть мультики правильно!

Список литературы

Большая детская энциклопедия. Владис, ISBN: 978-5-9567-2181-0, год издания: 2017

Интернет источник - http://www.taday.ru/text/2210780.html

Энциклопедия Всезнайки - http://yandex.ru/clck/jsredir?from

Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.З.Музыка. Театр. Кино./Глав.ред.В.А.Володин. – М.:Аванта плюс, 2001

О тгадай из какого мультфильма и раскрась

Родителям: мультфильмы, которые помогают воспитывать детей

1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы – «Королева Зубная щетка».

2. Ребенок отказывается убирать игрушки, одеваться - «Нехочуха».

3. Ребенок боится темноты, собак… - «Ахи-страхи».

4. Ребенок ленится – «Сказка про лень».

5. Ребенок не умеет дружить – «Мой друг зонтик».

6. Ребенок жадничает – «Два жадных медвежонка», снятый по венгерской народной сказке.

7. Ребенок обманывает – «Замок лгунов».

8. Ребенок говорит маме: «Я тебя не люблю» - мультик «Мама для мамонтенка».

9. Ребенок не хочет учиться – «Наш друг Пиши Читай».

10. Ребенок хвастается – мультик «Лягушка-путешественница».

 

СМОТРИ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПРАВИЛЬНО!

Памятка

для детей и родителей

Как правильно смотреть мультфильмы:

Смотри мультфильмы не больше 1 часа в день.

Телевизор должен располагаться на расстоянии не менее 2-3 метров от глаз. Нельзя смотреть телевизор в полной темноте и очень громко.

Смотрите мультики, сидя на стуле, держите спину прямо.

Через каждые 15 минут просмотра делайте перерыв и гимнастику для глаз.

Старайся смотреть полезные мультфильмы – о добре, дружбе, взаимопомощи, там, где можно «уму-разуму научиться». Обязательно посмотри мультфильмы из Плей-листа.

Не смотри вредные мультики – те, где есть непонятные, злые герои, где есть драки и нет никакого смысла. Не смотри мультики, где нельзя узнать что-то новое и полезное, где поступки героев не учат тебя ничему хорошему.

Обязательно приглашай родителей на просмотр нового мультфильма, обсуждай с ними поступки героев, задавай вопросы, если что-то не понятно.

Смотри мультфильмыправильно!

Плей-лист

(очень хорошие мультфильмы,

смотреть нужно)

101 далматинец

Балто

Винни-Пух (1969)

Головоломка

Дамбо

Д аша-путешественница

Зверополис

Король лев

Кот Леопольд

Красавица и чудовище

Леди и Бродяга

Лило и Стич

Малыш и Карлсон

Простоквашино

Скуби-Ду

Смешарики

Фиксики

Холодное сердце

Хранитель Лев

12 месяцев

Снежная королева

Дюймовочка

Легенда об Аанге

Дом

Песнь моря

Маугли

Заколдованный мальчик

Алиса в стране чудес

А лиса в зазеркалье

Алло! Вас слышу

Синдбад - мореход

Стоп-лист

(очень не хорошие мультфильмы, не нужно их смотреть)

«Губка Боб — Квадратные штаны»

« Девочки из Эквестрии»

«Кик Бутовски»

«Маша и Медведь»

«Миньоны»

«Свинка Пеппа»

«Том и Джерри»

«Финес и Фёрб»

«Клуб Винкс»

«Школа монстров»

« Трансформеры»

Просмотров работы: 252