Влияние социальных сетей на учеников начальной школы

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние социальных сетей на учеников начальной школы

Франчук А.С. 1
1 МОУ «Покровская СОШ»
Франчук Е.А. 1
1 МОУ «Покровская СОШ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый день я провожу большое количество времени в социальных сетях: снимаю короткие ролики, смотрю, что популярно, слежу за комментариями и своими подписчиками – это отнимает много времени. Моих родителей тревожит, что я провожу столько времени в социальных сетях. Но я не считаю, что зависима от виртуальной жизни. У меня много друзей в школе и во дворе, я занимаюсь каждый день в творческих студиях и там тоже общаюсь с ребятами. Также я часто переписываюсь в мессенджере со школьными друзьями и вместе по вечерам мы играем в игры онлайн.

Мне стало интересно, а сколько времени тратят другие ребята на социальные сети и Интернет? Насколько они активны в социальных сетях? Или может у них вообще нет доступа в Интернет? Есть ли у кого-то из ребят интернет-зависимость или проблемы со здоровьем или учебой из-за виртуальной жизни?

Эта тема очень близка мне, поэтому я решила посвятить ей свою первую научно-исследовательскую работу.

Актуальность темы: в современном веке цифровых технологий проблема влияния социальных сетей на детей очень актуальна.

Я полагаю, что выбрала актуальную тему, так как младшие школьники наиболее подвержены влиянию Интернета и социальных сетей. Потому что они постоянно стремятся узнать все новое, и все чаще для поиска информации предпочитают Интернет, а для общения - социальные сети и мессенджеры.

Гипотеза: я предполагаю, что существует некоторая зависимость школьников от социальных сетей и хочу доказать свое предположение при помощи теоретического изучения материала и практического исследования (опроса школьников).

Цель исследования: изучить влияние социальных сетей на младших школьников.

Задачи исследования:

Подобрать и изучить информацию о социальных сетях и об их влиянии на школьников и возможной зависимости от них.

Составить анкету для опроса школьников.

Провести анкетирование.

Сделать анализ и вывод по полученным данным.

Объект исследования: учащиеся 3-х классов.

Предмет исследования: влияние социальных сетей на школьников.

Методы исследования: изучение литературы по данной теме, систематизация информации, создание анкеты, опрос школьников.

Этапы работы:

Поиск информации в Интернете.

Обобщение полученной информации.

Анкетирование школьников.

Анализ результатов.

Выводы на основе полученных результатов.

Глава 1. Теоретические основы исследования

1. 1 История появления и развития социальных сетей

Изучая информацию в Интернете, я узнала, что первая социальная сеть в мире появилась в 1971 году. Ее название было «Электронная почта». Она использовалась только среди военных. Первая сеть, где люди могли обмениваться сообщениями, появилась в 1995 году. С этого года началось активное развитие социальных сетей в Интернете [1].

Основные особенности социальных сетей:

Самопрезентация (профиль, блог).

Коммуникация (внутренняя почта, комментарии, подписки).

Кооперация (групповой блог).

Социализация (система «друзей» и «групп») [2].

Я считаю, что современных российских школьников уже невозможно представить без социальных сетей. «Instagram, Likee, TikTok, ВКонтакте, Youtube, Snapchat» – практически каждый школьник знает эти приложения и активно используют их.

В мире существует огромное количество социальных сетей. Я расскажу о тех, которыми активно пользуюсь сама и, которыми пользуется большинство школьников России и моих одноклассников.

ВКонтакте (Контакт или ВК) популярная социальная сеть для общения. Здесь можно создать свою страничку, общаться с друзьями, публиковать видео- и аудио- записи, фотографии, оценивать материалы, создавать группы и сообщества.Сайт доступен на 90 языках.

Likee– это социальная сеть, где можно создавать короткие видео ролики под музыку. Также можно: накладывать эффекты на видео; добавлять музыку без авторских прав; делать прикольные скетчи. Это очень популярное видео сообщество среди школьников России.

TikTok – такая же социальная сеть, как и Likee. Только более популярная.

Instagram – это социальная фото сеть для телефона, в которой можно публиковать фото- и видео материалы.

Youtube – это не социальная сеть, а видео хостинг. Но я тоже ее включила, так как здесь можно не только добавлять свои видео, смотреть чужие, но также комментировать и лайкать понравившиеся ролики, если владелец не установил ограничения.

Snapchat» - социальная сеть, в которой можно делать фото и короткие забавные видео с фильтрами и масками, используя селфи камеру. Этими материалами можно делиться с другими людьми.

Я обнаружила, что для многих детей «Youtube» стал заменой телевидению. Потому что можно смотреть, когда захочешь и что захочешь. К сожалению, дети стали меньше смотреть мультфильмы и детские передачи (и я в том числе). Школьники предпочитают посмотреть видео обычных людей-блогеров вместо мультфильма или фильма для детей.

Влияние социальных сетей на школьников.

Социальная сеть для человека — это мир, в котором он может общаться с безграничным количеством пользователей, выкладывать свои фотографии и видеоролики, играть в онлайн игры со своими новыми виртуальными друзьями. В сети на ребенка не действуют те ограничения, к которым он привык в реальной жизни — это контроль родителей и учителей [3].

Отрицательные черты влияния социальных сетей на школьников.

По моим наблюдениям и опросам одноклассников, а также изучению литературы я отметила, что современные школьники все чаще проводят время у телефонов. Некоторые ребята предпочитают телефон вместо реального общения с друзьями (такие ситуации я часто наблюдаю на переменах).

Конечно, социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации. Но общаясь в них школьник должен понимать, что подвергается риску: может познакомится с нехорошими людьми, вступить в группы опасные для жизни. Или может нажать на рекламу и перейти по яркой ссылке, где обещают подарки, но в итоге со счета телефона могут снять деньги (как случилось с моим одноклассником).

Нужно уметь правильно ориентироваться в интернет-пространстве. К сожалению, не все это умеют. Детям нужно объяснять, как пользоваться интернетом и социальными сетями правильно.

Также долгое просиживание за телефоном или компьютером отрицательно влияет на здоровье:

Возникают проблемы со зрением (в 3-м классе у 2-х человек из моего класса ухудшилось зрения из-за этого. Теперь их родители ограничивают время у телефона).

Болезни позвоночника (я постоянно вижу, как дети сидят на переменах согнувшись и опустив голову. И сама, к сожалению, так иногда делаю).

Психические расстройства (депрессия, стресс, зависимость от виртуального мира).

Положительные черты влияния социальных сетей на школьников:

Возможность выделиться в глазах друзей и знакомых.

Найти себе друзей, знакомых.

Обмен опытом в группах по интересам.

Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов.

Возможность заработать.

Положительные стороны приложений на телефоне в моем классе:

Мои одноклассники собираются группами и снимают ролики, скетчи или играют в телефонах вместе.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование.

Практическая часть реализовывалась с участием учеников моей школы. Среди учащихся 3-х классов было проведено социологическое исследование по теме: «Социальные сети в жизни школьников».

В опросе участвовало 49 человек. Возрастной состав: 9-10 лет.

1. Есть ли у тебя компьютер или сенсорный телефон?

Компьютер

Телефон

Нет

2

44

3

Вывод: Компьютер уже не популярен, практически все дети заходят в приложения или Интернет с телефона.

2. Есть ли выход в Интернет?

Да

Нет

46

3

Вывод: Большинство учеников имеют доступ к Интернету.

3. Для каких больше целей используете Интернет?

Видео, фильмы, ролики, приложения

22

Игры

19

Учеба (школьный портал)

10

Узнавать новое

4

Вывод: ответы показали, что дети используют Интернет в основном, чтобы посмотреть что-то или поиграть.

4. Зарегистрированы ли Вы в каких-либо социальных сетях?

ВКонтакте

19 – 3 место

Instagram

20 – 3 место

Likee

18 – 3 место

TikTok

28 – 2 место

Youtube

36 – 1 место

SnapChat

8 – 4 место

Другое

1 человек: «Одноклассники»

Вывод: опрос показывает, что школьники достаточно социально активны.

5. Если не пользуетесь, почему?

Социальные сети — это зло!

3

Это просто способ выделиться.

9

Нет желания и времени.

4

Не разрешают родители.

15

Другое

0

Вывод: большинство школьников начальной школы (15) не используют социальные сети столько времени, сколько им хочется, так как не разрешают родители.

6. Какой социальной сетью вы пользуетесь больше всего?

ВКонтакте

4

Instagram

3

Likee

9

TikTok

3

Youtube

33

SnapChat

 

По результатам ответов выходит, что больше всего ребята пользуются «Youtube» для просмотра видео роликов.

На втором месте социальная сеть «Likee». Здесь школьники в основном просматривают видео других ребят и выкладывают свои.

7. Что вас подтолкнуло зарегистрироваться в социальной сети?

Друг (подруга)

9

Учеба

4

Все мои друзья там

16

Чем я хуже

4

Любопытство

15

Желание завести друзей

10

Вывод: в большинстве школьники регистрируются в социальных сетях, чтобы поддерживать общение с другими ребятами или чтобы быть как все.

Некоторые заводят аккаунты из любопытства и из-за желания найти новых друзей.

8. Сколько времени в день вы проводите в социальной сети?

15 минут и меньше

9

От 15 минут до 1 часа

20

От 1 часа до 3-х

7

Больше 3-х часов

5

Не веду подобные подсчеты

8

Ответы показали, что в среднем учащиеся пользуются около от 15 минут до 1 часа. Я считаю, что ученики написали не совсем правду, так как побоялись, что эту информацию передадут родителям и им ограничат время. Поэтому, на всякий случай, написали поменьше.

На самом деле, по результатам устного опроса, ученики признались, что проводят в Интернете и социальных сетях от часа до трех и более.

Ответ: «Не веду подобные подсчеты» (по результатам устного опроса) указывает на то, что ребята проводят больше 3-х часов у телефона и не следят за временем.

Вывод: В основном дети осознают то, что долгое время нахождения у телефона и компьютера вредит здоровью. Но сокращают использование в основном только, когда время ограничивают родители.

Также хочу отметить, что, если родители совсем запрещают пользоваться Интернетом, дети все равно им пользуются (у друзей, знакомых). Поэтому полностью ограничивать нельзя, нужно уметь договариваться.

9. Какую информацию о себе вы выкладываете в социальной сети?

Только необходимый минимум (свою фамилию, имя, пару своих фотографий и место, где я учусь)

15

Выкладываю много фотографий, всю информацию о себе (интересы, увлечения, любимые фильмы, и т.д.).

15

Заполняю все поля, которые там есть, даже если порой они ко мне не относятся

2

Вывод: В этом вопросе мнения разделились.

Первая половина учеников считает, что нужно выкладывать минимум информации. Это дети, которые следят за другими, но сами предпочитают не открывать свою жизнь.

Вторая половина детей наоборот хочет быть популярной. Это так называемые «Блогеры». Ребята набирают подписчиков разными способами. Выкладывают фото, видео, активно комментируют, лайкают, пишут и рассказывают много о себе.

Я отношусь ко второму числу и считаю, каждый ребенок имеет право выбора, какую социальную роль в сети ему выбрать. Но он всегда должен учитывать последствия. Жизнь напоказ очень опасна, если открывать всё о себе.

10. Сколько человек у Вас в друзьях в социальных сетях?

До 50 –22 ответа

51-100 –8 ответов

101-200 –3 ответа

201-500 –4 ответа

более 500 – 9 ответов

Вывод: большинство детей имеют мало друзей в социальных сетях. В основном их интересуют только подписчики (незнакомые люди), чтобы набрать популярность.

11. Сколько у вас подписчиков? (если нет, пропустите вопрос)

Ребята указали различные цифры от 1-5000.

17 человек указали более 100 подписчиков. Эти ребята ведут активную жизнь в социальных сетях. И хотят быть популярными.

8 человек указали менее 10 – это значит для ребят не имеет значения популярность в сети.

12. Влияет ли социальные сети на Вашу успеваемость в школе? (Да, нет)

Да

8

Нет

31

Вывод: большинство учеников считают, что социальные сети не влияют на их успеваемость.

Но 8 человек отметили «Да». Мне стало интересно, как влияют сети на школьников. Я опросила их устно: оказалось, что ученики имели ввиду, что влияют хорошо (помогают общаться с одноклассниками и помогают узнавать домашнее задание).

Что Вас привлекает в социальных сетях?

Общение с друзьями/родственниками 22 ответа

Просмотр видеозаписей 18 ответов

Прослушивание музыки – 15 ответов

Играю в приложения 14 ответов

Все вышеперечисленное – 7 ответов

Вывод: опрос показал, что большинство ребят заходят в социальные сети, чтобы пообщаться и посмотреть видео ролики.

Вы считаете себя зависимым от социальных сетей?

Да 9 ответов

Нет 22 ответа

Трудно сказать 18 ответов

Вывод: 22 человека считают, что проблемы нет.

Но ответы «Трудно сказать» и «Да» (27 человек) говорит о том, что проблема зависимости есть. Ребята понимают это, но не хотят в этом признаваться сами себе (18 ответов «Трудно сказать» говорит об этом).

Сможете ли вы без всякой причины удалить свой профиль в социальной сети или просто стереть всю информацию на ней и не заходить туда?

Да, без проблем. – 20 ответов

Нет, там необходимая мне информация и контакты. – 10 ответов

Я что дурак, у меня там больше 1000 друзей и рейтинг 500! – 8 ответов

Затрудняюсь ответить. – 9 ответов

Вывод: практически половина опрошенных ребят считают, что с легкостью выйдут из социальных сетей. Вторая половина (27 человек) не готова к таким переменам и считают социальные сети важной частью своей жизни.

Если завтра социальная сеть станет платной, вы продолжите пользоваться ей?

Да, независимо от цены. 15 ответов

Если цены будут умеренными. 10 ответов

Нет, я не собираюсь тратить деньги на всякую ерунду. – 16 ответов

Вывод: большинство ребят (25) готовы даже платить деньги за вход в социальные сети. Но готовы ли платить их родители? Я думаю, нет.

Укажи своё имя и фамилию (по желанию) – все ребята указали свое имя и фамилию.

2.2 Результаты исследовательской работы.

В результате, я узнала, что практически все опрашиваемые мною ученики имеют телефоны с Интернет доступом, либо постоянно пользуются телефоном родителей. Зарегистрированы и пользуются больше всего такими сетями как «Instagram», «Likee», «Tik Tok», видео хостингом «Youtube». Больше половины опрошенных ребят – 27 человек, считают, что зависимы, либо подозревают, что есть проблема.

Как пользоваться социальными сетями правильно:

Исходя из полученной информации в процессе исследования, я выделила следующие пути решения проблемы:

Необходимо ограничивать время в сети (у детей с зависимостью);

Максимально проводить время с реальными друзьями и родителями: делать что-то вместе (играть, общаться, учиться, отдыхать, заниматься в творческих студиях).

Когда ты один - уметь находить себе занятия, помимо телефона и компьютера (рисование, аппликация; конструктор, игры (настольные, карточные), чтение книг и т.п.);

Заключение.

Так как я сама являюсь активным пользователем всех перечисленных социальных сетей, мне достаточно трудно судить о других детях.

Но все же, исходя из результатов письменного и устного опроса сложились определенные выводы.

Современных школьников 9-10 лет уже невозможно оградить от пользования Интернетом и приложениями. Нужно научить ребенка правильно пользоваться ими и объяснять, приводить реальные примеры, какие опасности могут там быть.

Влияние социальных сетей на школьников различное. Большинство ребят используют их, чтобы общаться и смотреть, что делают другие дети. Некоторые слишком много проводят времени в виртуальной жизни. И забывают, что вредно для психического и физического здоровья долгое просиживание за телефоном.

Нужно иметь чувство меры и знать, когда пора выключить телефон и провести время за любимым реальным занятием.

Список литературы:

Статья – [Электронный ресурс] – «История появления и развития социальных сетей» https://vokrug-nas.ru/istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-sotsialnyh-setej/

Статья – [Электронный ресурс] «Особенности социальных сетей» http://www.ultimate-mails.com/osobennosti-socialjnih-setei.html

Науменко И. Ю., Подгорный В. А. «Влияние социальных сетей на школьников» // Молодой ученый. — 2018. — №25. — С. 250-251. — URL https://moluch.ru/archive/211/51703/

Википедия – [Электронный ресурс] - wikipedia.org/wiki/

Просмотров работы: 2499