Откуда берется мед

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Откуда берется мед

Гончарова А.А. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Шевчик Т.Н. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Я – внучка пчеловода-любителя. Мой дедушка более 20 лет занимается пчеловодством. Это не только хобби дедушки, но и очень интересное и полезное занятие. После посещения дедушкиной пасеки у меня появилось много вопросов: «А что такое мёд? Как такие маленькие насекомые за недолгий летний период успевают наносить столько вкусного и полезного продукта?»А еще припомнился мне веселый герой сказки Алана Милна – сладкоежка Винни-Пух, который утверждал, что «Это неправильные пчёлы! Совершенно неправильные! И они, наверно, делают неправильный мёд».

Проблема:как пчелы изготавливают мед, и всегда ли мы едим «правильный» мед?

Объект исследования: пчелы.

Предмет исследования:мёд.

Цель: узнать, как пчелы делают мед идоказать натуральный мед мы едим илифальсифицированный.

Гипотеза:пчелы собирают мед из цветков или они его изготавливают сами из цветочного нектара?

Задачи:

Изучить историю пчеловодства.

Дать характеристику строения рабочей пчелы.

Изучить состав пчелиной семьи и строение пчелиных сот.

Провести на основе методик опыты, доказывающие натуральный состав меда.

Методы исследования:

1.Теоретический: изучение источников информации.

2.Практический: наблюдение, анкетирование, обобщение и выводы.

Актуальность проекта:

В школе нам дают мед. У нас в классе есть дети, которые очень любят его, а есть, такие, которые вообще его не едят.

Я провела анкетирование среди своих одноклассников и их родителей.

На вопрос: «Любите ли вы мед?». В опросе приняли участие 36 человек.

23 человека - 65% ответили - да

8 человек - 22% - не очень

5 человек - 13% - нет

На вопрос: «Где вы приобретаете мед?»

4 человека - 10% опрошенных ответили, что на рынке

5 человек - 15 % - в магазине

27 человек - 75 % - у знакомого пчеловода.

На вопрос: «Вы уверены, что едите натуральный мед, а не подделку?»

5 человек - 15% ответили - да

26 человек - 70% - нет

5 человек - 15% - не знаю (Приложение №1-3)

Хотелось бы выяснить, откуда берется мед, и какой мед мы употребляем в пищу: натуральный или с искусственными добавками?

Глава 2. Теоретическая часть.

2.1 История пчеловодства.

1. Ученые считают, что пчела на Земле появилась на 50-60 тыс. лет ранее человека. В горах Испании был обнаружен наскальный рисунок неизвестного художника древности с изображением пчелы. Пчел всегда считали большой загадкой и стремились к их обожествлению: греки и римляне считали, что пчела – дочь Солнца, славяне считали мед Божьим даром. (Приложение №4)

Уже в Древнем Египте мёд использовался не только в качестве продукта питания, но и как лечебное и косметическое средство. Ценнейшим даром природы, «напитком молодости» считался мёд в Древней Греции. В жертву богам приносились фрукты, намазанные мёдом (считалось, что он даёт богам бессмертие). У древних греков пчёлы были обожествлены, поэтому древнегреческие легенды гласят, что мёд – это дар богов.

В далекие времена наши предки в поисках пищи находили в дуплах деревьев гнезда диких пчел, а в них ароматнейшее вещество — мёд. Это была самая первая сласть, которую отведали люди. Тогда же они познакомились и с дикими пчелами, возраст которых, как полагают ученые, составляет пять миллионов лет. Дикие пчелы не принадлежали никому, а мёд и воск становились собственностью первого, кто ими завладеет. Позднее человек научился сам разводить этих удивительных насекомых, дающих чудодейственный эликсир. Так дикие пчелы превратились в домашних.

Особое значение и давние традиции мёд имеет на Руси. Добывание мёда – старинный славянский промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им – бортниками. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла с дикими пчелами, и сами выдалбливали отверстия – борти, устраивая в них склады для медовых запасов. (Приложение №5)

Древнерусские леса благоприятствовали жизни пчел. Русь буквально текла мёдом, поэтому главным экспортным товаром русских был тягучий, сладкий и действительно золотой мёд. На юге нашей страны росли бескрайние липовые леса - здесь пчел было особенно много, ведь липа - лучший медонос. С одного дерева пчелы могли собрать пыльцы для изготовления 12 килограммов меда, столько же, сколько с 1 гектара гречихи. Нужно собрать с цветков нектар и превратить его в мёд, что и делают пчелы. Вот и стало это насекомое символом трудолюбия и полезности. "Работящая, как пчела", — говорили в старину. И даже неприятности, которые может причинить жало пчелы, люди не ставили ей в вину. В старину пчелу называли Божьей тварью, Божьей угодницей, наделяли святостью. "Пчела жалит только грешников", — считали в народе.

Пасеки стали возникать в России в 15 веке. Колоды с бортями (отпиленными от древесных стволов кусками с дуплом) переносились к жилью человека. На юге России люди стали изготавливать колоды из прутьев или соломенных жгутов и обмазывали их глиной, позднее ульи начали сколачивать из досок. На пасеке пчёлы стали доступнее человеку.

Но как живут пчелы в улье, долгое время никому не было известно. Лишь с изобретением наблюдательного улья стало возможным изучение жизни пчел. Стенки такого улья сначала делали из слюды, а позднее из стекла. Но они были неразборные, это затрудняло изучение жизни пчел. Позже пчеловоды придумали разборные ульи, в которых можно было снимать крышку и вынимать наверх рамки с сотами. Это изобретение увеличило знание людей о пчелах, пчеловодство стало быстро развиваться.

(Приложение 6)

Вывод: я узнала, что дикие пчёлы появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях.

2.2.Строение пчелы.

Пчелы - насекомые с брюшком золотистого цвета и острым жалом, собирающее цветочную пыльцу и перерабатывающее ее в мед. Чтобы разобраться как пчела делает мед, давайте поближе ознакомимся со строением пчелы. У пчелы 5 глаз - 3 в верхней части головы и 2 больших спереди.

Ротовой аппарат (хоботок) состоит из верхних и нижних челюстей, верхней и нижней губы и служит для высасывания нектара.

Очень важным органом являются усики, расположенные на голове пчелы, так как на них размещается множество органов осязания и обоняния. Каждый усик закреплен четырьмя мышцами, поэтому он может вращаться. Они в тысячу раз сильнее чувствуют запахи, чем человек и способны улавливать аромат цветов на расстоянии километра.

Грудь пчелы предназначена для несения ножек и крыльев. Пчела имеет четыре крыла- пару передних и пару задних. Крылья ровные, тонкие, состоят из двух слоев, усилены жилками. Медоносная пчела машет крыльями с частотой 200 раз в секунду, отсюда и получается характерное жжужание при полете.Скорость полета пчелы 22 км/ч,для сравнения- полет шмеля - 3 км/ч, шершня - 25 км/ч, осы - 9 км/ч.

Каждая из шести пчелиных ножек может двигаться только взад и вперед. На ножках есть крючки, которыми пчела чистит антенки.

В брюшке находятся органы дыхания, кровообращения, пищеварения. На конце брюшка спрятан жалящий аппарат. (Приложение 7)

2.3 Жизнь пчелиной семьи.

Пчелы живут семьями. В каждом улье живет одна семья.Жилище, где живут пчелы называется улей. Всего в улье от 15 до 80 тысяч пчел. У пчел много врагов и нахлебников поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком.

Возглавляет пчелиную семью матка. Она почти в 2 раза больше других пчел. Питание матка получает только от пчел – кормилиц, которые кормят ее специальным молочком. Они чистят матку, ухаживают за ней. Без матки нет семьи. Основной состав семьи – это рабочие пчелы. Они кормят и воспитывают личинок, строят гнездо, охраняют его, поддерживают в гнезде нужную температуру и влажность, а главное, отыскивают и приносят нектар, который после упаривания превращается в мед. Для того,чтобы произвести 500 гр меда, одной пчеле необходимо 10 млн раз слетать от улья к цветку и обратно. И в день рабочая пчела посещает в среднем 7 тысяч цветков. За сезон улей заготавливает от 150 до 300 кг меда. Летом в состав пчелиной семьи входят трутни. Они нужны только для оплодотворения матки. Трутни крупнее рабочих пчел, но нектар они не носят и осенью пчелы их изгоняют из улья. (Приложение 8)

Гнездо пчелиной семьи состоит из ветикальных сот. Соты - это созданная пчелами конструкция из воска, которая предназначена для того, чтобы сохранять мед, выращивать новых пчел. Жизнь пчелиной семьи неотделима от сот. (Приложение 9)

2.4 Наблюдения за работой пчел.

После 9 часов утра, когда солнышко уже взошло и высушило росу, пчелы активно начинают лететь с цветка на цветок. В хорошую погоду с 11 часов стоит ровный мощный гул в саду. Можно стоять рядом с пчелами, и они не тронут тебя, потому что заняты работой. Но если стоит плохая погода, то пчелы очень злые.

Нектар собирают с цветковых растений.После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращаетя в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчелам. Информация передается с помощью особого танца на сотах - пчела интенсивно виляет брюшком.

Пчела-сборщица хоботком высасывает нектар из цветков, наполняет им свой медовый зобик и переносит в улей. А в специальные углубления на задних лапках пчелки собирают пыльцу, смачивают ее нектаром и тоже несут домой. Он имеет в своем сставе очень много воды. Кода пчелы возвращаются в улей, они кладут этот нектар в соты. Капля по капле соты заполняются, после чего некоторое время они остаются открытыми, чтобы испарилась лишняя вода, завершается превращение нектара в мед. По мере созревания меда, пчелы запечатывают соты восковыми крышечками.

Далее, после созревания меда в ячейке, рамки достают и ставят в медогонку – это большая кастрюля с лопастями для выкачивания меда из рамок.

Глава 3. Практическая часть.

Опытно-экспериментальная часть. Выбираем мёд, исследуя его состав.

При выборе меда главное определить его качество. Ведь качество меда – единственное условие его питательных и целебных свойств, а это очень важно для лечения медом. По-настоящему натуральным является только тот мед, который собран и произведен в исключительно естественных природных условиях.

Существует ли «неправильный» мед? Какими качествами долженобладать натуральный мед? Мои эксперименты с медом дома.

Сейчас хочу опровергнуть высказывание Винни-Пуха: «Это неправильные пчёлы! Совершенно неправильные! И они, наверно, делают неправильный мёд». Я все же думаю, что неправильных пчёл не бывает, что неправильный мёд – это дело рук человека, который вмешивается в процесс создания мёда или того хуже изменяет состав готового продукта.

Какими же качествами должен обладать натуральный мед? По-настоящему проверить мёд можно только в условиях лаборатории, изучая его состав. Но и в домашних условиях можно проделать некоторые самые простые эксперименты, чтобы не попасться «на удочку» мошенникам, которые запросто могут подделать этот целебный продукт (обмануть нас), подсунув нам некачественный ненастоящий, действительно «неправильный» мед.

Итак, как отличить натуральный мед, обладающий массой полезных свойств, от фальсифицированного?

Проанализировав информацию в интернете, я узнала, что входит в состав ненатурального меда. Оказалось, что чаще всего это:

- сахарный сироп с добавлением муравьиной кислоты;

- патока натуральная (Образуется как побочный продукт при производстве сахара и крахмала);

или искусственная (сахар, вода, лимонная кислота, пищевая сода);

- крахмал, мел - для веса;

- мука – для вязкой консистенции;

- ароматизаторы для запаха.

Именно на выявление этих веществ в составе меда направлено большинство опытов.

Для своих опытов я взяла 3 вида меда: 1 образец - мед с дедушкиной пасеки, второй – мед, купленный в магазине, третий- тот, что дают в школе. Я решила проверить, насколько эти образцы меда качественные, есть ли в них примеси.

Для этого я провела несколько экспериментов, дав описание каждого из них.

Опыт №1. Растворение меда в воде.

При растворении натурального мёда в воде раствор должен быть прозрачным. Если в меде есть посторонние примеси, они выпадут в осадок.

Когда я растворила образцы меда в воде, один из которых с домашний, второй, купленный на рынке, третий, тот, который дают в школе на завтраки, образцы №1 и №3 оказались прозрачными, а в образце №2 выпал осадок.

Вывод: образец №2 содержит посторонние примеси.

Опыт №2. Как определить, добавлены ли в мёд вода и сахар.

Капнем немного мёда на второсортную бумагу (в нашем случае – на газету). Если капля начинает растекаться, бумага вокруг неё намокла, то это указывает на излишнее содержание в мёде воды или на ненатуральность мёда. Настоящий мёд не намочит газету, и капля будет упругой.

По ГОСТУ (Государственному стандарту качества) содержание воды в меде должно быть не более 21 %, иначе в меде начнется процесс брожения вплоть до выделения запаха уксусной кислоты.

Когда я капнула на газету покупной мед, то через время действительно капля начала растекаться и бумага вокруг намокла. А вот с домашним и школьным - такого не произошло.

Вывод: в меде, приобретенном на рынке, повышенное содержание воды.

Опыт №3. Как определить  наличие в мёде крахмала или муки.

Добавим к небольшому количеству разбавленного водой мёда каплю йода. Если раствор посинеет, то в составе мёда есть мука или крахмал. При добавлении йода в покупной мёд, он тут же посинел, домашний и школьный мед сохранили свой первоначальный цвет.

Вывод: в меде, приобретенном на рынке, содержится мука или крахмал.

Опыт №4. Определение того, входит ли в состав меда патока.

Капнем на мед каплю нашатырного спирта. Если смесь поменяет цвет на бурый и выпадет такого же цвета осадок, то в мед добавили патоку. В моих образцах меда ничего не изменилось.

Вывод: патоки в этих образцах нет.

Опыт №5.Определение наличия в мёде мела.

Добавим уксусной эссенции в раствор мёда и воды, если зашипит - в мёде есть мел.

К моему удивлению, при добавлении эссенции в стакане с образцом, купленным на рынке, образовалась желтоватая пена. А в домашнем и школьном - нет.

Из этого следует вывод: в состав меда, купленного на рынке, входит крахмал или мел.

Опыт №6. Определение качества меда горением.

Капнем мёд на бумагу и подожжем её. Бумага вокруг обгорает, но настоящий качественный мед при этом не горит, не плавится и не коричневеет. Если мед начал плавиться - значит, пчел кормили сахарным сиропом, а если коричневеет - значит, разбавлен сахаром.

Два образца меда: с дедушкиной пасеки и школьный мед, не горели и не плавились. Бумага вокруг сгорела полностью, мед же сохранился, а мед, купленный на рынке, начал плавиться. Я пришла к выводу: для получения меда, купленного на рынке, пчел кормили сахарным сиропом.

Опыт №7. Проверка на сахар при помощи хлеба.

Кусочек пшеничного хлеба опустила в каждый из образцов меда на несколько минут, а потом вынула и проверила, что произошло с хлебом. Если кусочек хлеба положить на несколько минут в хлеб и он затвердеет, то перед нами натуральный мед, если же раскис — значит, вместо меда мы приобрели сахарный сироп, в лучшем случае, с небольшим присутствием в нем нужного нам продукта.

Я опустила в каждый из образцов меда по кусочку хлеба на несколько минут, а потом вынула и проверила, что произошло с хлебом.

В меде с дедушкиной пасеки и в школьном - хлеб затвердел, а в меде, купленном на рынке, хлеб немного раскис. Значит, мед, купленный на рынке не натуральный - это сахарный сироп с добавлением меда.

Мои опыты показывают, что любой продукт, опущенный в мед, через некоторое время отдает меду свою влагу и аромат, а сам становится твердым.

Опыт №8. По консистенции.

Посмотрим, как мёд стекает с ложки. Если мёд натуральный, то он тянется вслед за ложкой длинной непрерывной нитью, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется. Искусственный мед будет просто растекаться в массе.

Школьный мед и мед с дедушкиной пасеки тянулись вслед за ложкой длинной непрерывной нитью, образуя на поверхности меда башенку, а мед с рынка растекался в массе. Это говорит о том, образец №2, скорее всего, содержит искусственные добавки.

Хотя стоит оговориться, что это не стопроцентный способ проверки, потому что каждый мед содержит в своем составе разное количество воды, поэтому иногда башенка может и не случиться.

Опыт № 9. По вязкости.

У настоящего мёда она тонкая, нежная. Мёд легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке. У фальсифицированного меда структура грубая, при растирании на пальцах остаются комочки. При растирании между пальцами образцов №1 и №3, мед быстро впитался в кожу, а при растирании образца №2, купленного на рынке, на пальцах остались мелкие комочки. Следовательно, скорее всего, в нем есть искусственные добавки.

Вывод: школьный мед и мед с дедушкиной пасеки не содержат никаких искусственных добавок, значит это – натуральный мед, а мед, купленный на рынке, содержит искусственные добавки, значит он фальсифицированный.

Заключение.

Мои исследования помогли мне выяснить, что пчелы не собирают мед с цветков, а долго и кропотливо изготавливают его. Натуральный мёд не может быть «неправильным». Нужно лишь научиться отличать натуральный мёд от фальсифицированного. Сделать это можно даже в домашних условиях.

  Работа над проектом меня увлекла. Так много поучительного и полезного почерпнула из специальной литературы. В ходе исследований я узнала, как грамотно распределены обязанности в пчелиной семье, научилась отличать натуральный мед от подделки.


         Многие загадки, связанные с жизнью пчёл, человеку ещё предстоит разгадать, что поможет ему осознать необходимость бережного отношения к природе. Ведь эти маленькие трудолюбивые насекомые на своих крыльях приносят людям здоровье.

Список литературы:

Используемая литература:

1. М. К. Шевчук. «Пасека, пчёлы и мёд».

2. В. А. Темнов. «Технология продуктов пчеловодства». Издательство «Колос», Москва—1967

4. «Большая иллюстрированная энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2006 г

5. «Что есть что. Школьная энциклопедия». 1996-2000 «Пчёлы»

6. Русакова Т. М. «А что такое мед», журнал Пчеловодство, 1997г. №5.

8. Шабаршов И. А. «Юному пчеловоду»: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

 

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Эксперимент №1.Растворение меда в воде.

Эксперимент№2. Как определить, добавлены ли в мёд вода и сахар.

Эксперимент№3 Как определить  наличие в мёде крахмала или муки.

Эксперимент №4.Определение того, входит ли в состав меда патока.

Эксперимент №5. Как определить  наличие в мёде мела.

Эксперимент №6. Определение качества меда горением.

Эксперимент№7. Проверка на сахар при помощи хлеба.

Эксперимент№8.Проверка качества меда по консистенции.

Эксперимент№9. Проверка качества меда по вязкости.

Просмотров работы: 332