Лекарственные растения Московской области

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лекарственные растения Московской области

Носиков А.И. 1
1ГБОУ СОШ 345 им А. С. Пушкина
Аникина Н.М. 1
1ГБОУ СОШ 345 им А. С. Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пролог

В природе нет ничего бесполезного.

Мишель де Монтень

Актуальность работы: знание лекарственных растений может помочь сохранить здоровье, а также по- другому взглянуть на окружающую нас природу, научиться ее беречь, помогает воспитать ответственное отношение к своему здоровью.

Цель исследования: изучить некоторые лекарственные растения нашего края, их свойства и возможность применения.

Задачи проекта:

-изучить научно-популярную литературу по теме

-научиться определять лекарственные растения

научиться правильно собирать лекарственное сырье и сушить его

изготовить альбом для гербария

сделать гербарий

изготовить лото по теме «Лекарственные растения» -провести опрос среди одноклассников до и после игры в лото

-сделать анализ, обобщить результат.

Гипотеза: изучение лекарственных растений важно, так как это мотивирует заботиться о своем здоровье и помогает в профилактике и лечении различных заболеваний. Этот процесс можно сделать интересным и более результативным посредством игры(лото) и изготовления гербария.

По данным Международного союза охраны природы на начало 2010 г.

описано около 320 тысяч видов растений, из них лишь небольшая часть, 21 тысяча видов, используется в медицине.

В прошлом, растения были главным источником лекарственных веществ. В настоящее время человечество научилось синтезировать множество лекарственных препаратов, однако растения применяются в лечении различных заболеваний и в настоящее время.

Часто синтетические лекарственные препараты вызывают побочные реакции. При приеме растений, если и возникают побочные реакции, то они выражены слабее, кроме того лекарственные растения доступны.

Научная медицина начинает свое развитие со времён знаменитого врача Древней Греции Гиппократа. Им описано более 200 видов растений, признанных древнегреческой медициной в качестве лечебных средств. В середине первого столетия н.э. врач римской армии Диоскорид составил обширнейший травник, включавший в себя большинство известных к тому времени лекарственных растений (около 500 видов). Автором нового учения о лекарственных растениях был врач и фармацевт древности Клавдий Гален. Он разработал правила приготовления лечебных препаратов (настойки, экстракты и др. лекарственные формы) из растительного сырья.

В Древней Руси использованию лекарственных растений уделялось большое внимание. С развитием торговли и ремесла появляется на Руси новая профессия –«лечцы». С принятием христианства, с распространением письменности и грамотности появляются первые книги, так называемые травники, лечебники. На Руси лечцы рекомендовали прикладывать свежие растения к пораженному участку или употреблять их внутрь (например, использовали капусту, лен, горчицу, орешник, подорожник и их соки). По приказу Петра I были созданы казенные аптеки и базы для них, так называемые аптекарские огороды, во всех крупных городах и госпиталях. Заготовку растительного лекарственного сырья проводили по всей России. Однако русская лекарственная флора в эти годы изучалась недостаточно активно. Открытая в Петербурге медико-хирургическая академия в 1798 г. стала центром по изучению лекарственных растений. Отечественные ученые Г.А. Захарьин, С.П. Боткин и др. настаивали на изучении действующих веществ лекарственных растений. В 1931 г. был образован Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР). ВИЛАР является головным научно-исследовательским институтом нашей страны в области лекарственного растениеводства и в разработке технологий производства фитопрепаратов.

Лекарственные растения — обширная группа растений, органы и части которых являются сырьем для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Классификация лекарственных растений:

Существуют следующие классификации лекарственных растений: 1.- ботаническая; 2.- биологическая; 3.- морфологическая;4- фармакотерапевтическая;5.- химическая.

Ботаническая классификация: это принадлежность лекарственных растений к какому-нибудь семейству, роду, виду.

Биологическая классификация: все лекарственные растения делятся по продолжительности жизни:

- однолетние, которые семена дают в год посева (подорожник блошный, лен посевной, кориандр посевной, укроп огородный, фиалка трехцветная, череда трехраздельная);

двулетние, которые семена дают на второй год (белена черная, лопух большой, донник лекарственный); многолетние, которые дают семена на 2-й и последующие годы (зверобой продырявленный, душица обыкновенная, щавель конский, бадан толстолистный, одуванчик лекарственный, пижма обыкновенная)

3.Морфологическая классификация

В её основе лежит наименование органа или части растения, которые используются в качестве лекарственного средства. В соответствии с этой классификацией лекарственные растения подразделяют на следующие основные группы: Листья, Травы, Цветки, Плоды, Ягоды, Семена, Коры, Корни, Клубни, Луковицы, Почки, Чага (березовый гриб), Ламинарии, Рожки спорыньи.

В моей домашней библиотеке есть старый справочник лекарственных растений, написанный группой авторов -Л. Пастушенковым, А. Пастушенковым, В. Пастушенковым. Я любил рассматривать картинки в этом справочнике, узнавать новое о знакомых растениях.

В библиотеке я нашел и другие книги, например, С. Приходько и М.

Михайловской «Цветы, которые лечат», Н.М. Верзилина «По следам Робинзона» изучив которые, я задумался о создании своего гербария.

Моя семья помогла мне сделать альбом для гербария.

Растения собирались в Московской области.

Делая гербарий, необходимо учитывать следующее:

Листья для гербария должны быть здоровыми и неповрежденными насекомыми.

Качественным и долговечным сделать гербарий из листьев, можно только, если собирать их днём в теплую солнечную погоду.

Не стоит ограничиваться одним образцом. Желательно собирать с запасом, чтобы можно было выбрать лучший вариант для изготовления травника.


Наиболее распространена плоская сушка. Для этого надо

-выбрать подходящую книгу, такую, чтобы на странице свободно размещалось растение. Чтобы не испортить книгу, нужно переложить их чистой бумагой с обеих сторон.

-использовать пресс, который прижмет книгу. Это могут быть другие увесистые печатные издания. Небольшой материал будет готов через 2-3 недели. Для плотных и объемных нужен месяц.

Далее все растения крепятся на листы альбома, а их покрывает калька.

Для монтирования материала можно использовать нитки: белые или зеленые, бумажную соломку и клей.

Я использовал клей Момент-кристалл. В моем гербарии 35 лекарственных растений. Это листья деревьев (береза, осина, ольха), листья и ягоды кустарни- ков (калина, облепиха, шиповник), травы

(подорожник, одуванчик, полынь и т.д.).

Одни растения растут только в лесу

(черника, брусника), другие на огороде (укроп, мелисса). Растения расположены в алфавитном порядке. Я провел опрос в классе. (См таблицу). Чтобы и другие ребята узнали больше о лекарственных растениях, я сделал обучающее лото.

Оно состоит из 6 листов размером А4 с изображениями лекарственных растений и 48 карточек с вопросами о их применении.

Вопрос

До игры

После игры

Какие лекарственные растения вы

2-3 растения 10 учеников, 4-5 растений 12

4-5растений 7 учеников, больше 5

19 учеников

Согласны ли вы, что вместо лекарств можно применять лекарственные растения?

Согласны 15 учеников

Согласны 26 учеников

Какие растения используют при простуде?

Знают 3-14 учеников, 4-5 растений 8

4-5 растений16 учеников, более 5 -

10 учеников

Вопросы по карточке 1

1.Сок этого дерева вкусен, полезен (общеукрепляющее действие), используется при заболеваниях кожи. (Береза)

2.Кустарник, отвар ягод-хорошее полоскание при ангине и охриплости голоса(Калина)

3.Это растение лечит «99 болезней» (Зверобой)

4.Растение, отпугивающее мух и др. насекомых(Пижма)

5.Трава, используемая для полоскания горла и стоматитах(Шалфей)

6.Небольшой, вечнозеленый кустарник, содержит природные антисептики(брусника)

7.Многолетнее сорное растение с большой питательной ценностью.

Добавляется в щи, салаты(Крапива)

Вопросы к карточке 2:

1.Вечно - зеленое хвойное растение, почки которого заваривают в чай, полезный при кашле (Сосна)

Многолетнее растение, из его листьев делают чай, помогающий при расстройствах пищеварения (Кипрей)

Колючий кустарник с оранжевыми ягодами, из которых делают полезное масло (Облепиха)

4.Декоративный кустарник, ягоды которого обладают вяжущим вкусом, становятся вкусными после первых заморозков (рябина)

Однолетнее травянистое растение, отвар цветов обладает противоаллергическим эффектом (Ромашка)

Первый цветок мая. Применяется при заболеваниях сердца. Ядовит

(Ландыш)

Ветвистый кустарник с темно-синими вкусными ягодами(Черника)

Многолетнее травянистое растение с приятным запахом. Готовят холодный чай и пьют как освежающий напиток, раньше употребляли для усиления памяти(Мелисса)

Вопросы к карточке 3:

Крупное листопадное дерево. Кора содержит дубильные вещества(Дуб)

Кустарник семейства Розовых. Настой плодов очень полезный витаминный чай (Шиповник)

Многолетнее травянистое растение с вкусными ягодами. Помогает при анемии(Земляника)

Многолетнее травянистое растение, используемое при заболеваниях кожи (Чистотел)

Многолетник с горьким запахом, часто образует заросли. Применяется при заболеваниях ЖКТ (Полынь горькая)

Двулетнее растение с синими цветками. Изготавливают кофейный напиток(Цикорий)

Многолетнее растение, размножается спорами (Хвощ полевой)

Многолетнее растение с вкусным запахом, эфирные масла используются в изготовлении лекарств (Мята)

Вопросы к карточке 4:

Листопадное дерево, настой цветов используется при простуде, является хорошим медоносом(Липа)

Двулетний кустарник, имеет вкусные ягоды. Хорошее жаропонижающие свойства (Малина)

Многолетнее растение, цветущее ранней весной. Полезно при заболеваниях дыхательных путей (Мать-и-мачеха)

Однолетнее растение, используется при заболеваниях кожи (Череда)

Столовая приправа, обладает антимикробными и противовоспалительными свойствами (Хрен)

Многолетнее травянистое растение, ядовитое. Изготавливают сильнодействующее лекарственное средство (Аконит)

Многолетняя трава, обладает успокоительным эффектом (Душица)

Другое название – земляная груша. Изготавливают сиропы и сахарозаменители (Топинамбур)

Вопросы к карточке 5:

Листопадное дерево с ярко оранжевыми ягодами, используется в изготовлении витаминных чаев (Рябина)

Куст, плоды которого употребляют при сердечных заболеваниях(Боярышник)

Многолетнее растение семейства Лилейные. Широко употребляется в пищу и при простудных заболеваниях(Чеснок)

Вечнозеленый кустарник, растет на болоте, кислые ягоды имеют общеукрепляющий эффект (Клюква)

Однолетнее огородное растение, из сока которого делают воду для младенцев (Укроп)

Однолетнее, устойчивое к вытаптыванию растение, повышает иммунитет, используется как краситель(Спорыш)

Многолетник, улучшает плодородие почвы, лечит кашель(Клевер)

Растение с желто-оранжевыми цветками, обладает выраженным антимикробным действием(Календула)

Вопросы к карточке 6:

Листопадное дерево, применяется при заболеваниях суставов(Ольха)

Листопадное дерево, из коры которого был первые получен аспирин(Осина)

Многолетник, с множеством листиков, останавливает кровотечение(Тысячелистник)

Многолетник, содержит много калия(Медуница)

Двулетнее растение, хороший медонос, помогает при сердечных заболеваниях и дерматитах(Донник)

Кустарник с черными ягодами, родственник малины(Ежевика)

Двулетнее растение, лечит суставы и кожу, источник репейного масла(Лопух)

Многолетнее растение, обладает противогрибковым действием.

Добавляется в супы(Сныть)

В процессе опроса выяснилось, что не все ребята знают о практическом применении растений, которые их окружают. После игры в лото одноклассники показали хорошие результаты теста.

Также я рассказал о использовании лекарственных растений в нашей семье.

В осенне-зимний период мы каждый вечер завариваем в термосе плоды шиповника, а утром пьем отвар шиповника.

Во время летнего отдыха на море, особенно в первые дни мы употребляем вместо чая желудочно-кишечный сбор, состоящий из цветков ромашки, зверобоя, чабреца, душицы. Это помогает организму быстрее акклиматизироваться и является некоторой профилактикой желудочнокишечных расстройств.

Важно помнить, что травы сохраняют целебные свойства до 2 лет, плоды до

3 лет, кора и корни до 5 лет. Однако, при неумелом обращении лекарственные травы могут вызвать тяжелые последствия, поэтому нужно помнить, что лечить должен врач .

Вывод: При выполнении исследовательской работы узнал много новых растений моего региона, которые обладают лекарственными свойствами; узнал о возможностях использования хорошо знакомых растений; познакомился с ядовитыми растениями и узнал правила обращения с ними; научился делать гербарий; научился составлять обучающие настольные игры; осознал важность сохранения флоры моего региона и бережном к ней отношении.

«Весь мир-аптека»- сказал Парацельс. И моя работа подтверждает истинность этих слов.

Список использованной литературы:

1.Л.Пастушенков, А. Пастушенков, В. Пастушенков. «Лекарственные растения. Использование в народной медицине и быту»

2 .Н. М. Верзилин «По следам Робинзона»

3.С Приходько, М. Михайловская «Цветы, которые лечат»

4.Н. Богоявленский «Древнерусское врачевание»

Просмотров работы: 184