ВВЕДЕНИЕ
Когда наступает холодная осень, у нас в школе дети начинают болеть разными вирусными заболеваниями. Иногда даже вводят карантин. Моя мама переживает, как бы я не заболел, и заставляет меня есть чеснок и лук, утверждая при этом, что они убивают микробов. Я решил проверить, так ли это. Действительно ли лук и чеснок, и, может быть, еще другие растения убивают микробов?
Если это окажется правдой, то растения можно будет использовать вместо лекарств и в качестве профилактики, чтобы не заболеть.
Поэтому я предположил, что некоторые растения могут убивать или тормозить рост микроорганизмов .
ЦЕЛЬ: Узнать, могут ли вещества, содержащиеся в растениях, губительно воздействовать на микробов, живущих на поверхностях предметов.
ЗАДАЧИ:
Вырастить микробов в питательной среде.
Наблюдать и фиксировать результаты в таблицу в течении 3-х суток
Воздействовать на бактерии соком растений.
Сделать вывод по проделанной работе
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Прочитав энциклопедию «Все, что тебе нужно знать», я узнал, что некоторые растения: деревья и цветы могут выделять фитонциды. Фитонциды могут быть летучими и нелетучими. Они являются природными антибиотиками, уничтожающими микроорганизмы: бактерии, простейших, грибки, некоторые вирусы. Например, фитонциды лука и чеснока способны бороться с простудными заболеваниями, очищать от микробов воздух в помещении и улучшать здоровье людей. Самые полезные фитонциды деревьев - хвойные, так как смола и эфирные масла содержат их большое количество.
Я узнал, что во время Первой мировой войной в Британии раненых лечили компрессами из чеснока. Для того чтобы бороться с инфекциями, выжимали сок чеснока и разводили водой, после чего прикладывали к ранам. Это спасало жизнь раненым и уберегало от ампутаций.
Ученые доказали, что запах и вкус лука и слезы, которые он вызывает, помогают бороться с раковыми клетками.
Во время блокады Ленинграда хвойная вода стала Блокадным продуктом. Ее использовали как лекарство от цинги, из хвои изготавливали волокнистый материал и использовали в качестве ваты в госпиталях.
Чтобы вырастить микробов для проведения эксперимента, я задумался, где их взять.
Потом я вспомнил, как мама говорила мне, что больше всего микробов на телефоне, как просила не грызть ручку, потому что она грязная, как заставляла мыть руки после игрушек. Поэтому микробов я решил взять с трех предметов: телефона, кончика ручки и детали из конструктора «Lego» (рис.1).
Рисунок 1 |
Оборудование, которое мне понадобилось:
Чашки Петри
Мерный стаканчик
Колба
Агар-агар микробиологический
Ватные палочки
Марля, вата
Картофель
Инструкция по приготовлению питательной среды
Миска
Вода
Телефон
Лего
Канцелярская ручка
Растения: лук, чеснок, хвоя сосны сибирской.
Сначала я приготовил питательную среду для развития микроорганизмов. Для этого почистил и отварил 20 граммов картофеля в 100 мл водопроводной воды (рис.2).
Рисунок 2 |
Затем я процедил отвар через вату, поставил его на водяную баню и растворил в нем Агар-агар микробиологический 20 граммов. (Мы обратились в Технологический Институт на кафедру биотехнологии, там нам дали Агар-агар и инструкцию, как приготовить питательную среду) (рис.3).
Рисунок 3 |
Завернул колбу в бумагу и поместил в духовку для стерилизации на 20 минут. Разлил по трем чашкам Петри и убрал в холодильник на одни сутки (рис.4).
Рисунок 4 |
Затем я провел ватной палочкой по поверхностям предметов. А потом по питательной среде (рис.5).
Рисунок 5 |
Убрал в теплое место на трое суток (рис.6).
Рисунок 6 |
Я наблюдал за ростом микроорганизмов и вел таблицу наблюдения.
Наблюдение за развитием микроорганизмов (посев 19.00 25.12.2019)
Дата и время |
телефон |
ручка |
лего |
1 сутки 26.12 19:00 |
Множественные высыпания (прозрачно- белые) |
нет |
нет |
2 сутки 27.12 19:00 |
Сильно стали увеличиваться в размерах и количестве |
3-4 пятна, разного цвета (желтые, розовые, белые) |
Появляются пятна 1-2 |
3 сутки 28.12 19:00 |
Они заполнили почти всю чашку Петри |
Сильно стали увеличиваться в размерах и количестве |
Сильно стали увеличиваться в размерах и количестве |
Начал сравнивать с картинками из интернета (рис.7)
Рисунок 7 |
Когда микроорганизмы выросли, я стал воздействовать на них соком растений (рис.8).
Я решил взять для эксперимента следующие растения: лук, чеснок и хвою сибирской сосны.
Рисунок 8 |
Я капал соком растений в каждую из чашек (рис.9).
Рисунок 9 |
И снова убрал на 3 суток в теплое место. После чего я увидел результаты воздействия сока на рост микроорганизмов (рис. 10).
До воздействия соком растений |
После воздействия соком растений |
|
Сосна сибирская |
||
Чеснок |
||
Лук |
Рисунок 10 |
Я сравнил посевы микроорганизмов до и после воздействия на них сока растений и увидел, что там, где я капнул сока, перестали появляться пятна и плесень.
Считаю, что моя гипотеза подтвердилась.
Вещества, содержащиеся в луке, чесноке и хвое сибирской сосны способны тормозить рост микроорганизмов. В большей степени сок чеснока и сосны сибирской, в меньшей степени – лука.
Моя следующая задача: узнать, могут ли другие целебные травы, например, шалфей или ромашка воздействовать на микробов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моя гипотеза о том, что некоторые растения могут убивать или тормозить рост микроорганизмов, подтвердилась.
Экспериментальным путем и посредством изучения литературы я доказал, что сок чеснока, лука, сосны сибирской убивает микроорганизмы и тормозит их рост.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Энциклопедия «Все, что тебе нужно знать» Росмен-пресс, 2008г.
Интернет-журнал «Живой лес», https://givoyles.ru/
«Растения, способные убивать», программа «Моя планета», телеканал «Моя планета»