I. Введение
Цель:
- Изучение причин загрязнения снега
Задачи:
1. Изучить литературу и узнать, а что такое снег.
2. Изучить литературу и узнать, почему снег в городе тает быстрее.
4. На основе эксперимента, рассмотреть состояние снежного покрова в селе.
Актуальность: Когда мы лепили снеговика, наши перчатки стали чёрными от сажи, хотя снег и казался ослепительно-белый, мы задались вопросом, а откуда же в снежках грязь? (Приложение1) Подумав, я выдвинула гипотезу, что снег впитывает грязь из воздуха. Это предположение я решила проверить.
Способ проверки гипотезы
1. Изучение литературы в библиотеке, поиск информации в интернете
2. Исследование образцов снега
3. Обоснование результатов наблюдений
Место выполнения работы: Село Введенщина.
Продолжительность работы: Исследование продолжалось 1 месяц.
Методы:
Теоретический
1. Изучение литературы с описанием способа образования снежинок.
Исследовательский:
1. Анализ статей из печатных источников;
1. Проведение опыта по определению чистоты снега на территории нашего села.
2. Создание Презентации по теме.
II. Основная часть
1. Что такое снег?
Снег - форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Для того чтобы образовалась капелька дождя или снежинка, нужен так называемый центр кристаллизации, иначе капли не смогут образоваться. Это может быть космическая пыль, микроскопический кристаллик льда, пылинка или частичка дыма. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок. (Приложение 2) Обычно снежинки имеют около 5 мм в диаметре при массе около 0,004 г. Снежинки состоят на 95 % из воздуха, что обуславливает их низкую плотность (100—400 кг/м³) и сравнительно медленную скорость падения (0,9 км/ч). Мы часто рассматривали их структуру, пытаясь найти две одинаковые, и не переставали удивляться красоте и сложности этого прекрасного чуда.
Снежинки медленно кружатся в воздухе и укрывают всё белой пушистой шубой. (Приложение 3)
А почему же снег белый? В этом "виноват" многоцветный солнечный луч. Из статей интернет я узнала, что если тело полностью поглощает солнечный луч, то оно кажется нам черным. И наоборот, если тело полностью отражает луч солнца, то кажется белым. Вот мы и видим эту белоснежную красоту вокруг, ведь снежинка состоит из мельчайших льдинок-зеркал.
2. Почему снег в городе тает быстрее?
При низкой температуре вода превращается в лёд, и, наоборот, при повышении температуры отдельные льдинки превращаются в воду. Снег, как и вода способен испаряться, а при температуре от 0 градусов и выше снег начинает таять. Чем выше температура, тем быстрее тает снег. Но почему городской снег тает быстрее? Всё дело в том, что в городском воздухе больше выбросов от заводов и фабрик (Приложение 4), городских ТЭЦ и автомобильного транспорта (Приложение 5). Вся эта грязь впитывается в снег, и он становится грязным, а тёмный цвет притягивает солнечные лучи. Вот и ответ на поставленный вопрос.
3. Исследование образцов снега, взятых в районе села Введенщина.
Поэтому, можно заметить, что в городе снег тает, гораздо быстрее, чем далеко за городом. Наблюдая таяние снега в селе, мы заметили, что на территории школьной спортивной площадки снег сходит быстрее, Чем в лесу. Исходя из наших наблюдений, мы решили исследовать образцы снега, взятых в разных местах.
Порядок выполнения практической работы
Взять пробы снега на территории села
Талый снег профильтровать.
Выявить содержание в нем грязи, сажи и других веществ.
Сравнить полученные результаты фильтрования
Сделать выводы
Своё исследование я начала с того, что взяла 2 пробы снега:
1-я - на территории школьного двора,
2-ю - из леса за селом.
3-ю, контрольную пробу снега для сравнения привезли с Байкала, ведь этот район считаемся самым экологически чистым (Приложение 6).
Снегом наполнила ёмкости и занесла снег домой, при комнатной температуре снег стал таять и превратился в воду.
Талую снеговую воду аккуратно отфильтровала и сравнила фильтры.
Как и полагала, байкальский снег можно считать чистым и фильтр совершенно не изменился. (Приложение 7), С ним я и сравнила фильтры под №№1 и 2. В снегу, взятом на школьном дворе, (Приложение 8). очень много сажи ведь школьная котельная отапливается углём. В образце, взятом в лесу, видны только природные частички (хвоинка, берёзовые семена, сухие листочки)
Школьная котельная дымит 8 месяцев в году! Представляете, сколько сажи остаётся на школьной территории! Это и объясняет грязь и сажу на наших перчатк
III. Выводы
Выдвинутая гипотеза, что грязь и сажа из воздуха впитывается в снег, подтвердилась (Приложение 9).
IV. Литература
1. Марк Кассино и Джон Нельсон, Снег. Зимнее чудо.
2. Сборник "Стихи о снеге и снежинках"
Электронные ресурсы
1.FB.ru: http://fb.ru/article/138402/chto-takoe-sneg-otkuda-beretsya-i-iz-chego-sostoit-sneg
2. lusana.ru›presentation/5532
3. pptcloud.ru›presentations/17207/download_page
4. deti-burg.ru›literatura/detskie-knigi-pro-sneg
V. Приложение
Приложение 1.
Почему варежки стали грязные?
Приложение 2.
Так рождается снежинка
Приложение 3.
Белая пушистая шуба.
Приложение 4.
В городском воздухе больше выбросов
Приложение 5.
Дым от автомобильного транспорта
Приложение 6.
Байкал считаемся самым экологически чистым районом
Приложение 7
Байкальский снег можно считать чистым и фильтр совершенно не изменился.
Приложение 8
В снегу, взятом на школьном дворе, очень много сажи
Приложение 9
Моя гипотеза подтвердилась