Буллинг – как социальное явление современного мира

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Буллинг – как социальное явление современного мира

Зверева А.А. 1
1МАОУ "Гимназия №6" г. Перми
Баландина Е.А. 1
1МАОУ "Гимназия №6" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Каждый ребёнок начинает свою жизнь с познания мира, который узнает посредством общения. Мы разговариваем с нашими родителями, ходим в детский сад, школу, университет… Другими словами, проходим процесс социализации, который формирует характер и личность, учит преодолевать сложности и находить общий язык с разными людьми.

Общепризнанный факт, что каждый человек рожден со своей индивидуальностью: некоторые люди рождены экстравертами, другие – интровертами. Это значит, что процесс коммуникации индивидуален для каждого. Именно поэтому, в каждой группе общества есть лидер, люди, занимающие нейтральную позицию, и “белая ворона”.

Тема проекта актуальна, потому что в наши дни люди становятся всё более и более агрессивными, и в результате начинают унижать людей и упрекать других в их собственных недостатках и провалах. Некоторые из них преследуют других людей. Рост агрессии в подростковой среде – одна из острейших социальных проблем нашего общества. Явление буллинга в образовательной среде все больше становится международной проблемой. Например, более слабый духом и характером человек пускает слух про другую личность. Иногда такие поступки могут иметь физическую форму, причиняющую вред здоровью. Этот процесс называется – буллинг.

Новизна проекта заключается в том, что в наше время Интернет оказывает большое влияние на процесс коммуникации. Подростки проводят много времени на его просторах, они стали более безразличны к реальной жизни и к ситуациям, которые происходят вокруг. Частое времяпрепровождение в Интернете, ведёт к тому, что подросткам сложно взаимодействовать друг с другом в реальной жизни, как следствие – агрессии по отношению друг к другу.

Работа состоит и двух глав, опроса и анализа результатов.

Цель исследовательской работы: анализ и определение факторов возникновения буллинга в мировом сообществе.

Задачи работы:

Найти и собрать информацию о буллинге в школе;

Сравнить популярные фильмы о травле в школе;

Провести опрос/исследование среди подростков из разных стран;

Проанализировать полученную информацию.

Выявить практичные советы по предотвращению буллинга.

Предмет исследования: пути преодоления буллинга в школе.

Гипотеза: Если изучить буллинг как мировое социальное явление, то возможно разработать основные направления по его предотвращению и преодолению.

Объект исследования: подростки 13-19 лет.

Методы исследования: описание, опрос, анкетирование, анализ, систематизация.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ О БУЛЛИНГЕ

Концепция буллинга

Отношения между людьми существуют на протяжении многих веков,
вопрос отношений изучается многими учеными, поэтому этого в современном мире существует огромный ассортимент книг, объясняющих наше поведение.

Оксфордский словарь даёт следующее толкование изучаемого понятия: “Буллинг – это процесс, когда один человек, используя свою силу, ранит другого человека физически или морально” [Оксфордский словарь, 2002].

В наше время существует четыре вида травли, которые выделяет Национальный центр борьбы против буллинга. Эти виды могут существовать как отдельно, также они могут взаимодействовать друг с другом [The National Centre Against Bullying, NCAB].

Физический буллинг. Данный тип травли включает в себя избиение, удары ногами, ущемление прав, толкание или повреждение собственности человека. Такой вид издевательств наносит как краткосрочный, так и долгосрочный моральный и физический ущерб.

Вербальный буллинг. Другими словами, устное издевательство. Оно состоит из обзывания, оскорбления, насмешек, запугивания, гомофобных и расистских высказываний и словесного унижения.

Групповой буллинг. Социальное запугивание, иногда называемое скрытым буллингом, чаще всего трудно распознать, и чаще всего оно может быть осуществлено за спиной жертвы определенной группой людей. Данный вид буллинга наносит вред чьей-то социальной репутации и/или вызывает унижение.

Кибербуллинг. Такой вид издевательств является достаточно новым. Кибербуллинг – действия с использованием Интернета, которые производят с целью испугать или ранить другого человека, особенно высылая ему злостные сообщения [Национальный центр против буллинга, 2019]

В процессе буллинга всегда есть три главных «героя»:

«Хулиган» – человек, который причиняет вред;

«Жертва» – человек, который выглядит или ведет себя по-другому, не как окружающие его люди;

«Свидетель» – человек, который за всем наблюдает;

В первую очередь, необходимо рассмотреть причины, по которым совершается буллинг. Поведение «хулигана» всегда рассматривается и анализируется, почему он совершает агрессивные поступки в адрес «жертвы». Существует несколько причин, объясняющих поведение «хулигана»:

1) задира одинок и не имеет поддержки со стороны близких;

2)проблемы дома, в отношениях с родителями;

3)хулиган имеет низкую самооценку;

4)он выделяет «жертву» из толпы;

5)зачинщик болен психическими заболеваниями;

6) в некоторых случаях буллинг происходит, когда жертва берет вину на себя. [Детская психология, 2018]

Чаще всего жертвами буллинга становятся:

неуверенные в себе тихие дети, которые несколько отличаются от остальных, имеют недостатки во внешности или поведении, речи, в частности, когда ростом слишком низкий или же, наоборот, очень высокий, также у тех, кто носит очки или имеет физическую неспособность;

дети другой расы, которые затрудняются с разговором на другом языке или имеют другой цвет кожи;

дети, которые имеют иное материальное состояние, успешные ученики

дети, которые выглядят по-другому в отличие от остального коллектива.

Буллинг влечет за собой ужасные последствия для его «жертвы», которые в дальнейшем сложно скорректировать:

заниженная самооценка; 2. нервные срывы; 3.психические расстройства.

Буллинг может случиться где угодно и с кем угодно, независимо от расы или позиции человека в обществе. Но чаще всего травля или буллинг как социальный феномен случается в школе.

Мы изучили самую важную информация о травле в школе. Которая даёт нам понимание, почему издевательства происходят и какие последствия они могут за собой нести.

1.2 Проявление буллинга в разных странах

Каждое государство уникально, у него есть своя история, культура, обычаи и традиции. Они накладывают отпечаток и на поведение человека, влияют на метод человеческого общения. В разных странах буллинг проявляется в разных формах.

Буллинг в России

Согласно исследованию Мировой Организации Здравоохранения, в России, ежегодно 3 миллиона детей в возрасте от 8 лет подвергаются травле в школе.

Кроме того, есть интересный факт, что Россия является самой развитой страной по случаям кибербуллинга в мире.

Кибербуллинг – это тоже травля, но только в Интернете. Причины и эффекты буллинга и кибербуллинга одинаковы, но зачинщики в кибергуллинге не хотят быть замеченными, поэтому остаются анонимными.

Ниже представлены 5 видов травли в Интернете:

Унизительные комментарии: прозвища, оскорбления и сравнения с другими людьми;

Искажение фотографий человека, надписи и их распространение в публичный доступ;

Создание фейковых страниц и взлом аккаунта;

Видео на которых освещается личность, без его собственного соглашения.

Социальные сети стали оказывать огромное влияние на подростков. В 2015 году Россия встретилась с серьезной проблемой – “Группы смерти” проникли в социальную сеть “ВКонтакте”. Через некоторое время спустя, кураторы этих групп стали входить в доверие участников и давать им различные задания, которые угрожали их жизни. Сейчас эти группы запрещены и с 7 июля 2017 года в России вступил закон об уголовной ответственности за создание “Групп смерти” в Интернете.

Буллинг в Великобритании

Школы в Великобритании заражены эпидемией буллинга – систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей своими одноклассниками. Иногда дети, неспособны противостоять ежедневным издевательствам, как следствие они совершают самоубийство.

Школьники должны осознавать, что будут нести ответственность, если они переступят черту” – министр образования Великобритании Джеки Смит.

В наше время существует множество мер и прав, предотвращающих буллинг: директора школ имеют законное право наказать хулигана и обратиться в суд, если родители безразличны к серьезности совершенного поступка их детьми. Родители вынуждены посещать курсы по образованию. В случае отказа им грозит штраф в размере 1000 фунтов стерлингов.

Буллинг в Соединенных Штатах Америки

По статистике исследования Института Против Буллинга, 75% инцидентов со стрельбой в школах связаны с издевательствами и преследованиями. В прошлом году почти 9 из 10 молодых людей, обучающихся в американских школах, подверглись оскорблениям из-за своей сексуальной ориентации.

Америка считается самой развитой страной по случаям буллинга.

В Америке терроризм очень сильно пропагандируется в Интернете. И самые тихие жертвы буллинга, получив психологическую травму способны делать ужасные вещи. В настоящее время в школах совершается множество трагических случаев, которые совершают жертвы буллинга.

В США проблемы буллинга не скрывают и стараются обсуждать публично. Кроме того, разработан важный сайт для подростков, который называется StopBullying.gov, где каждый может опубликовать анонимный вопрос, а также любой желающий может ответить на него.

Любой студент может поговорить об этом со школьным психологом, и даже с директором, и самое главное, что он не будет бояться говорить об этом, потому что в любом случае информация останется конфиденциальной.

Буллинг в Швеции

С 2006 года действует особая должность омбудсмена — специалиста, который помогает школам предотвращать случаи травли и заботиться о том, чтобы достоинство каждого ученика было под защитой.

В Швеции принято не бороться и пресекать, а создавать и поддерживать. Поэтому задача всех взрослых — сохранить дружелюбную и здоровую атмосферу в классе, на улице и во всей стране, а о том, как карать оступившихся, думают в последний момент. На государственном уровне детей защищают законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации».

Именно в Швеции травля учеников в учебных заведениях происходит всех реже по причине, что в 1979 году в Швеции законом было запрещено физическое и психологическое насилие над детьми. Жестокие или несдержанные родители могут понести серьезное наказание, и ни религия, ни принадлежность к другой нации, ни двойное гражданство этому не помеха.

Буллинг в Японии

В Японии принято считать, что каждый школьник — прежде всего, должен пройти через опыт, связанный с издевательствами одноклассников, чтобы «закалить» характер.

Япония — одна из лидирующих стран по уровню образования согласно международным исследованиям PISA, PEARLS и TIMSS. Здесь за качественное образование ведется настоящая борьба: в сильных школах царит ожесточенная конкуренция. И здесь же известны случаи, когда дети кончали жизнь самоубийством из-за жестокой травли со стороны сверстников.

В японском Министерстве образования работает Совет по борьбе с издевательствами, и его деятельность в основном направлена на взрослых. От педагогов требуется максимально внимательное отношение к каждому обращению, от психологов — забота о психоэмоциональном состоянии детей, от родителей и опекунов — тесное сотрудничество с государственной системой.

Буллинг во Франции

Для борьбы с буллингом среди французских учеников создана социальная сеть “Chagrin Scolaire” (“Школьные горести”). Ученики могут анонимно рассказать о своей проблеме и специалисты-психологи помогут им найти решение проблемы.

Буллинг в школе чаще всего начинается из-за учебной деятельности. Когда учитель колеблется и не знает, какую оценку поставить, он поднимет досье ученика и просмотрит замечания о поведении. Примерный ученик имеет все шансы на повышение балла, а бунтарям во французских школах могут запросто снизить балл.

Буллинг в Германии

Последнее исследование PISA утверждает, что 65,7% школьников в Германии страдают от психологических и физических издевательств со стороны сверстников по меньшей мере несколько раз в месяц. От физической агрессии чаще страдают мальчики, особенно из семей мигрантов. Девочки же нередко становятся жертвами вредоносных сплетен.

Буллинг в Италии

Согласно исследованию итальянского образовательного портала “Skuola.net”, в рамках проекта «Жизнь в социальных сетях”, выявлено, что наибольшее число жертв буллинга оказалось в возрастной группе между 14 и 17 годами, издевательства испытали на себе двое подростков из пяти.

Для помощи с предотвращением издевательств итальянские подростки обращаются к родителям, потому что всегда откровенны с ними и могут доверять на все сто процентов только им.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГА
В ОБЩЕСТВЕ

2.1 Анализ буллинга в кинематографе

Средства массовой информации влияют, они формируют наше мышление и речь. Во многих фильмах демонстрируют сцены с издевательствами, некоторые фильмы полностью посвящены этой теме. Чтобы понять, как фильмы учат нас предотвращать издевательства и быть толерантными, мы сравнили три фильма: российский советский фильм «Чучело», сборник из 8 фильмов с 2000 по 2011 год «Гарри Поттер» и современный американский сериал «13 причин, почему». Для сравнения и противопоставления этих фильмов выделено 3 пункта для анализа:

Жертва буллинга; 2. Представленный возраст; 3.Форма буллинга, его последствия и эмоции, вызванные просмотром этих фильмов.

Сравнительные показатели

Чучело”

Гарри Поттер

13 причин почему

Год(ы) выпуска

1984

2001-2011

2017

Жертва буллинга и представленный возраст

Новая девочка Лена в средней школе

Новый мальчик в средней школе магии

Новая девочка Ханна в старшей школе

Форма буллинга

Моральный и физический

Физический и моральный

Физически тяжелый

Последствия буллинга

Переехала в другой город

Стал сильнее

Совершила самоубийство

Эмоции, вызванные просмотром фильма

Волнение за главную героиню

Желание пересмотреть фильм

Сериал захватывает

1)”Чучело” – фильм, который показывают в каждой школе. Ученики средней школы выступают против новой девочки Лены в классе. В «Гарри Поттере» – сборнике из 8 фильмов, которые смотрят все подростки, происходят акты издевательств над новым мальчиком в семье и в школе. В «13 причинах почему» герои старше и являются учениками старшей школы, Ханна – главная героиня сериала, которая стала новенькой в школе.

Что общего? Во всех фильмах издевательства направлены на НОВОГО ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ.

2) В первом фильме главную героиню – Лену, избили одноклассники, сожгли ее любимое платье и забрали ее школьную сумку. Класс обращался с девушкой некорректно, однако в стрессовой ситуации она взяла на себя вину одного мальчика на себя, несмотря на то, что тот её обижал. Главные причины, почему над Леной издевались, это то, что она была добросердечной, ее обвиняли в поступках других людях; ее дедушка был странным, как следствие и ее тоже считали странной.

(Виды буллинга: физический, вербальный и групповой)

Во втором фильме ученик-маг Гарри подвергался травле со стороны приемной семьи (брат и тетя с дядей), ученики также зло шутили над ним. Также Гарри оскорбляли и высмеивали его, но Гарри сумел найти верных друзей, которые поддерживали его и помогли справиться с травлей.

(Вид буллинга: физический, вербальный и групповой)

В третьем фильме было много сплетен о главной героине Ханне и ее одноклассники тыкали в нее пальцем, потому что она была не такая, как все, и следили за ней, тайно фотографируя. Но худшее, что с ней сделали, это то, что ее друг, который, по ее мнению, была ее настоящим другом, напоил её и изнасиловал. Она не смогла справиться со своими чувствами и совершила самоубийство. Причины, по которым над Ханной издевались, заключаются в том, что она была необщительной и доверчивой и отличалась от окружающих.

(Вид буллинга: физический, вербальный, групповой и кибербуллинг)

Что общего? Во всех фильмах издевательства представлены в разных формах, которые смешаны между собой.

3)В фильме “Чучело” после травли в школе девочка становится сильнее, но переезжает в другой город, во втором фильме мальчик становится прекрасным магом и заводит много друзей, а в третьем фильме девушка совершает самоубийство.

Таким образом, в первой и второй историях финал положительный, с одной стороны, издевательства вызывают сильные последствия, а с другой – делают характер главных героев сильнее.

4)Во время просмотра первого фильма мои друзья беспокоились о главной героине, и для них было нормальным смотреть этот фильм.

Мои друзья с восхищением смотрели коллекцию фильмов о Гарри Поттере, и в настоящее время они часто их пересматривают. Я думаю, что это связано с сюжетом фильма. Это не посвящено теме травли в целом; это больше добрая сказка о магии, которая многому учит. В том числе наглядно показывает, как можно справиться с травлей.

Моим одноклассникам было трудно смотреть третий фильм. Некоторые из них плакали во время просмотра этого сериала, другие не могли оторваться от просмотра и жаждали увидеть новые серии.

Что общего? Фильмы пробуждают настоящие эмоции и люди действительно погружаются в эти истории.

Все эти фильмы заставляют нас задуматься о реальной жизни. Они учат нас быть более добрыми с людьми, которые действительно заботятся, а не слушать других людей, которые завидуют и свои проблемы прикрывают агрессией в форме травли.

Избежать ужасных последствий в своей реальной жизни можно, если реагировать вовремя. Фильмы, где демонстрируются сцены буллинга, показывают нам, что жизнь в НАШИХ РУКАХ, и только МЫ можем изменить ее в лучшую или худшую сторону. Фильмы показывают хорошие жизненные примеры и предупреждают нас не делать подобных ошибок в нашей реальной жизни.

2.2 Опрос и анализ буллинга в разных странах

Чтобы узнать больше о явлении буллинга, мы провели опрос среди 3000 подростков из различных стран:

России [Приложение 1], Великобритании [Приложение 2]

Соединенных Штатов Америки [Приложение 3]

Швеции [Приложение 4], Японии [Приложение 5]

Франции [Приложение 6], Германии [Приложение 7]

Италии [Приложение 8]

Сначала мы подготовили анкету, в которой задавали следующие вопросы:

1. «Почему происходит буллинг?»

2. «Как проявляются издевательства в вашей стране? Вы говорите в школе о травле и издевательствах?

3. «Как вы думаете, можно ли остановить буллинг?»

4. «К кому бы обратились за помощью, если буллинг бы произошел с Вами?»

Для нашего исследования мы выбрали подростков от 13 до 19 лет, чтобы изучить ситуацию среди учеников. После, мы отправили анкету оппонентам в разных социальных сетях: VK.com, Instagram.com и Speaky.com.

Согласно исследованию, мы видим, что издевательства в школе стали частью процесса общения, иногда мы даже не замечаем этого. Школы во всем мире пытаются решить данную проблему. Я думаю, что строгое наказание будет иметь гораздо больший эффект, чем простой разговор. Также американский опыт личных бесед с каждым «героем» процесса буллинга, который дает возможность проанализировать проблему и посмотреть на нее с разных сторон кажется очень эффективным.

2.3 Советы, как предотвратить буллинг

Буллинг – это проблема, которая должна обсуждаться и быть предотвращена, поэтому после исследования мы выделили несколько практических советов о том, как предотвратить издевательства, основываясь на опыте результатов нашего проекта, эти советы могут быть полезны для всех участников процесса травли в школе.

Мы всегда думали, что главная роль в процессе буллинга отводилась хулигану, как главному агрессору или жертве, потому что жертва сложно переживает последствия буллинга. Многие советы написаны именно им, но почему? Мы стараемся общаться с участниками, у которых уже есть проблемы, и если честно, наши беседы и советы не всегда помогают им, ведь проблема уже есть.

Мы пришли к самому большому открытию этого исследования: главная роль в процессе травли отводится свидетелю. Чем быстрее он реагирует, чем храбрее он себя ведет, тем быстрее он может помочь остановить конфликт. Это звучит невозможно, но свидетель – единственный человек, который видит конфликт с обеих сторон. У него есть реальная возможность реагировать, если он видит издевательства и есть возможность вовремя предотвратить ужасные последствия.

Свидетель может остановить проблему, может предотвратить буллинг и даже спасти чью-то жизнь. Каждый может стать свидетелем случайно: родители, учителя, одноклассники или друзья, не важно, кто, но только ваша быстрая реакция имеет смысл. В настоящее время многие люди, которые становятся свидетелями, боятся разговора с жертвой, потому что думают, что над ними тоже будут издеваться. Более того, у них нет никакого желания разговаривать с хулиганом, потому что они не хотят иметь проблемы. Тем не менее, они могут поговорить со взрослыми, которые будут готовы помочь.

Советы, которые могут быть полезны для свидетеля:

1) Не будьте равнодушны и попробуйте поговорить с жертвой или дать ему контакты службы доверия. Вы можете изменить его жизнь.

2) Реагируйте быстро, и вы уменьшите последствия буллинга.

3) Если невозможно поговорить с жертвой, попробуйте поговорить с хулиганом.

4) Если ситуация выходит из-под контроля, найдите способ поговорить с родителями или школьными учителями. Может быть, родители жертвы даже не знают о проблеме.

5) Не бойтесь показать свою позицию, если все боятся, то кто решит проблему?

Есть много исторических примеров, которые показывают нам большую роль свидетеля. Если бы все свидетели боялись защищать или поддерживать, сколько бы у нас было жертв издевательств?

Британские ученые доказали, что свидетели буллинга, которые находятся за пределами конфликта, очень часто начинают испытывать психические расстройства из-за понимания, что они могли остановить конфликт, но они ничего не сделали.

Анализ фильмов также показал, что свидетели, которые не остались в стороне от проблемы, помогли жертве уйти от процесса издевательств и сделали его более сильным человеком, даже спасли его жизнь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Буллинг как форма издевательств сильно изменился за эти годы. Если раньше люди просто оскорбляли друг друга, ставили подножки ученикам и клали пуговицы на стулья для учителей, то теперь они избивают невинного ученика, стреляют в него, используют кибербуллинг, чтобы нанести ущерб его личности.

Различные способы анализа помогли нам исследовать явление буллинга с разных сторон. Анализ фильмов и опросы школьников дали более широкую картину понимания буллинга. Демонстрация буллинга в художественных картинах не искажена и очень близка к реальности. Это дает возможность узнать об издевательствах больше и понять, как действовать, если мы столкнёмся с той же ситуацией в реальной жизни.

Проведя опрос, мы поняли, что травля существует во всех странах мира. Каждый человек побывал в роли жертвы хотя бы один раз в жизни, будь то серьезное издевательство или невинная, но обидная шутка одноклассника. Опрос помог нам понять, что можно проанализировать поведение хулигана и даже найти общий язык с ним.

Открытие, которое мы сделали в ходе исследования, заключается в том, что наиболее важная роль в процессе буллинга отводится свидетелям; у них есть реальная возможность изменить ситуацию, потому что они косвенно вовлечены в процесс буллинга.

Буллинг – это процесс, который был, есть и всегда будет. Мы не можем остановить его, но только наши усилия могут сделать людей более добрыми и внимательными друг к другу. Можно снизить уровень издевательств и увеличить положительные последствия для жертвы буллинга, если, оказавшись в роли свидетеля вовремя среагировать на травлю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Школьный буллинг: как остановить травлю [Электронный ресурс. Режим доступа: https://psycho4you.ru/lichnost/detskaya/bullying-v-shkole]

2.Толкование Кибербуллинга/Кембриджский словарь [Электронный ресурс. Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/cyberbullying]

3. Психология и психиатрия – буллинг в школе [Электронный ресурс. Режим доступа: http://psihomed.com/bulling/]

4. Разновидности буллинга [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/214413/]

5. Как кибербуллинг влияет на подростков [Электронный ресурс. Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/mate/rial/kak-kiberbulling-vliyaet-na-podrostkov/]

6. Разновидности буллинга/Национальный Центр по Борьбе с Буллингом [Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.amf.org.au/bullying-advice/bullying-for-parents/types-of-bullying/]

7. Джей Эшер “13 причин почему” [Текст] / Jay Escher . – Москва: АСТ, 2018.

-228 c.

8. Джоан Роулинг “Гарри Поттер” [Текст] / Joanne Rowling. – Москва: Росмэн, 2005.-224 с.

9. Железников В. К. “Чучело” [Текст] / В.К. Железников. – Москва: Детская литература, 1988.-239 с.

10. Толкование Буллинга/Оксфордский словарь [Электронный ресурс. Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/]

П риложение 1 Приложение 2 Приложение 3

П риложение 4 Приложение 5

Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8

Просмотров работы: 16537