Влияние сотовых телефонов на внимание школьников

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние сотовых телефонов на внимание школьников

Любятинская К.М. 1
1МБОУ НОШ № 17 г.о. Красногорск, 2 "Б" класс
Смолякова Н.В. 1
1МБОУ НОШ № 17 г.о. Красногорск, 2 "Б" класс
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь современного человека трудно представить без сотового телефона. С помощью сотового телефона можно не только общаться, но и слушать музыку, смотреть видео, играть в игры. Можно найти нужную информацию в интернете, сделать фотографии, прочитать книгу. Сотовый телефон поможет нам вовремя встать, напомнит о важных событиях, поможет провести несложные расчёты.

Мобильный телефон – это средство связи, которое в наше время есть почти у всех: у взрослых, у пожилых людей, у подростков и даже у детей. Но в тоже время мы очень часто слышим о вреде сотовых телефонов. Я заинтересовалась этой темой, потому что наблюдала, как мои одноклассники проводят много времени с мобильными телефонами. Наш классный руководитель запрещает нам пользоваться телефонами в школе, он говорит, что это отрицательно влияет на нашу успеваемость. Мы становимся невнимательными, рассеянными, плохо запоминаем учебный материал. Я решила провести исследование и выяснить, как мобильный телефон влияет на внимание школьников.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время сотовый телефон есть практически у каждого ребенка, но мало кто задумывается, какое влияние он может оказывать на внимание детей, а, следовательно, на их успеваемость.

Я выдвинула следующую гипотезу: частое использование сотового телефона отрицательно влияет на внимание школьников.

Цель исследования: изучить, как мобильные телефоны влияют на внимание и успеваемость школьников.

Задачи работы:

Изучить теоретическую информацию по теме «Внимание человека»

Провести исследование как сотовые телефоны влияют на внимание человека

Составить памятку для одноклассников с правилами по использованию сотовых телефонов

Методы: Наблюдение, поисковый – сбор информации по теме, изучение литературы и Интернет-источников, анкетирование, анализ, обобщение.

Этапы работы:

Изучение и сбор информации по данной теме в литературе и в Интернет-источниках.

Проведение тестирования с целью исследования внимания школьников до и после применения сотовых телефонов.

Обработка результатов тестирования, анализ и обобщение результатов.

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Что такое внимание человека?

Внимание – направленность и сосредоточенность восприятия человека на определённых объектах. Объектом внимания может быть что угодно – предметы, явления, задания, действия, мысли и переживания других людей.

Качества внимания:

Концентрация внимания характеризуется тем, в какой степени человек может сосредоточить внимание на каком-либо объекте.

Объём внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием человека одновременно.

Переключение – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.

Распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности.

Влияние сотовых телефонов на человека

Согласно исследованиям 98% детей и подростков в России являются активными пользователями сотовых телефонов. Для многих детей телефон становится «лучшим другом», с которым они проводят очень много времени. У многих детей формируется стойкая зависимость от сотовых телефонов.

Учёные утверждают, что телефоны создают вредное для здоровья человека электромагнитное поле, отрицательно влияют на внимание, память, настроение ребёнка. Согласно проведённым исследованиям при частом использовании сотовых телефонов страдает центральная нервная система, наблюдается ухудшение памяти, внимания, воли, нарушения сна.

Как уровень развития внимания влияет на успеваемость школьника

Учёные экспериментально доказали, что уровень развития свойств внимания влияет на успешность обучения. Успеваемость школьника тесно связана с развитием свойств внимания: чем выше уровень развития концентрации, объёма, переключаемости и распределяемости внимания, тем лучше ученик выполняет учебные задания. Дети, часто пользующиеся телефоном, рассеяны, не могут сосредоточиться на выполнении задания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Проведение тестирования, анализ и обобщение результатов

Я решила провести исследование по данной теме и обратилась за помощью к школьному психологу. Он предложил мне применить в моем исследовании такие методики:

«Запомни и расставь точки». Данная методика позволяет оценить объём внимания.

«Проставь значки». Эта методика позволяет оценить переключаемость и распределяемость внимания.

«Корректурная проба». Позволяет оценить объём и концентрацию внимания.

В проведении моего исследования мне помогли мои одноклассники и другие ученики нашей школы, которые согласились принять участие в эксперименте. В течении нескольких дней ребята выполняли тестовые задания. Суть эксперимента заключалась в том, что одни и те же тесты выполнялись до использования сотовых телефонов и после использования сотовых телефонов. Результаты тестирования были обработаны и внесены в таблицы.

Результаты теста «Проставь значки»

Выводы об уровне развития переключаемости и распределяемости внимания

Ф.И.О.

До использования сотового телефона

После использования сотового телефона

Динамика

   

Количество обработанных знаков

Количество ошибок

Количество баллов

Уровень

Количество обработанных знаков

Количество ошибок

Количество баллов

уровень

 
 

А.Э.В.

50

0

8-9

высокий

28

0

4-5

низкий

отрицательная

 

Б.З.П.

56

0

8-9

высокий

31

0

4-5

низкий

отрицательная

 

Б.Д.Е.

40

0

6-7

средний

30

0

4-5

низкий

отрицательная

 

Д.А.Н.

62

0

8-9

высокий

60

0

8-9

высокий

-

 

Б.С.М.

54

0

8-9

высокий

35

2

4-5

низкий

отрицательная

 

В.К.И.

72

0

10

Очень высокий

46

0

8-9

высокий

отрицательная

 

Г.А.А.

70

0

10

Очень высокий

30

0

4-5

низкий

отрицательная

 

Г.А.Д.

74

2

10

Очень высокий

46

0

8-9

высокий

отрицательная

 

Д.В.Ю.

77

0

10

Очень высокий

24

0

4-5

низкий

отрицательная

 

Д.Г.А.

100

1

10

Очень высокий

100

3

10

Очень высокий

-

 

Е.М.В.

82

0

10

Очень высокий

41

0

6-7

средний

отрицательная

 

Е.В.Д.

62

0

10

Очень высокий

50

3

6-7

средний

отрицательная

 

Е.С.С.

100

0

10

Очень высокий

36

0

6-7

средний

отрицательная

 

Ж.Д.Н.

72

0

10

Очень высокий

43

0

6-7

средний

отрицательная

 

З.А.В.

80

0

10

Очень высокий

50

0

8-9

высокий

отрицательная

 

З.Р.А.

60

1

8-9

Высокий

48

0

8-9

высокий

-

 

И.А.Д.

100

0

10

Очень высокий

41

4

6-7

средний

отрицательная

 

И.А.О.

100

1

10

Очень высокий

26

0

4-5

низкий

отрицательная

 

К.А.П.

80

0

10

Очень высокий

41

0

6-7

средний

отрицательная

 

К.С.Г.

56

0

8-9

высокий

28

0

4-5

низкий

отрицательная

 

М.В.А.

56

0

8-9

высокий

48

0

8-9

высокий

-

 

Н.Э.А.

59

0

8-9

высокий

26

1

4-5

низкий

отрицательная

 

Н.А.В.

97

1

10

Очень высокий

30

0

4-5

низкий

отрицательная

 

П.Д.С.

60

0

8-9

высокий

74

1

10

Очень высокий

положительная

 

Р.О.К.

90

1

10

Очень высокий

60

0

8-9

высокий

отрицательная

 

С.С.Д.

72

0

10

Очень высокий

35

0

6-7

средний

отрицательная

 

У.А.Р.

80

0

10

Очень высокий

30

0

6-7

средний

отрицательная

 

Ф.А.И.

63

1

10

Очень высокий

48

0

8-9

высокий

отрицательная

 

Ф.Н.П.

100

0

10

Очень высокий

100

2

10

Очень высокий

-

 

Ч.Е.Г.

56

0

8-9

высокий

40

1

6-7

средний

отрицательная

Отрицательная динамика наблюдалась в 23 случаях из 30, в 5 случаях динамика отсутствовала, и лишь в одном случае наблюдалась положительная динамика.

Изменение уровня переключаемости и распределяемости внимания до использования и после использования сотового телефона

Результаты теста «Запомни и расставь точки»

Диагностика объема внимания

Ф.И.О.

До использования сотового телефона

После использования сотового телефона

Динамика

   

Количество правильно отмеченных точек

Количество баллов

Уровень объёма внимания

Количество правильно отмеченных точек

Количество баллов

Уровень объёма внимания

 
 

А.Э.В.

7

10

Очень высокий

5

8-9

высокий

отрицательная

 

Б.З.П.

9

10

Очень высокий

5

8-9

высокий

отрицательная

 

Б.Д.Е.

4

6-7

средний

5

8-9

высокий

положительная

 

Д.А.Н.

7

10

Очень высокий

7

10

Очень высокий

-

 

Б.С.М.

5

8-9

Высокий

3

4-5

низкий

отрицательная

 

В.К.И.

8

10

Очень высокий

5

8-9

высокий

отрицательная

 

Г.А.А.

8

10

Очень высокий

5

8-9

высокий

отрицательная

 

Г.А.Д.

9

10

Очень высокий

6

10

Очень высокий

-

 

Д.В.Ю.

5

8-9

Высокий

5

8-9

высокий

-

 

Д.Г.А.

9

10

Очень высокий

5

6-7

средний

отрицательная

 

Е.М.В.

8

8-9

высокий

5

8-9

высокий

-

 

Е.В.Д.

8

10

Очень высокий

6

10

Очень высокий

-

 

Е.С.С.

8

10

Очень высокий

5

8-9

высокий

отрицательная

 

Ж.Д.Н.

8

10

Очень высокий

6

10

Очень высокий

-

 

З.А.В.

5

8-9

Высокий

5

8-9

высокий

-

 

З.Р.А.

4

6-7

средний

3

4-5

низкий

отрицательная

 

И.А.Д.

7

10

Очень высокий

5

8-9

высокий

отрицательная

 

И.А.О.

5

8-9

высокий

6

10

Очень высокий

положительная

 

К.А.П.

9

10

Очень высокий

6

10

Очень высокий

-

 

К.С.Г.

9

10

Очень высокий

8

10

Очень высокий

-

 

М.В.А.

5

8-9

Высокий

4

6-7

средний

отрицательная

 

Н.Э.А.

8

10

Очень высокий

6

10

Очень высокий

отрицательная

 

Н.А.В.

9

10

Очень высокий

5

8-9

Высокий

отрицательная

 

П.Д.С.

9

10

Очень высокий

7

10

Очень высокий

-

 

Р.О.К.

5

8-9

высокий

4

6-7

средний

отрицательная

 

С.С.Д.

9

10

Очень высокий

5

8-9

высокий

отрицательная

 

У.А.Р.

6

10

Очень высокий

5

8-9

высокий

отрицательная

 

Ф.А.И.

9

10

Очень высокий

5

8-9

высокий

отрицательная

 

Ф.Н.П.

4

6-7

средний

5

6-7

средний

-

Отрицательная динамика наблюдалась в 16 случаях из 29, в 11 случаях динамика отсутствовала, и в двух случаях наблюдалась положительная динамика.

Изменение объёма внимания до использования и после использования сотового телефона

Результаты теста «Корректурная проба»

Диагностика уровня концентрации внимания

Ф.И.О.

До использования сотового телефона

После использования сотового телефона

Динамика

   

Уровень концентрации внимания

Уровень концентрации внимания

 
 

А.Э.В.

324

264

отрицательная

 

Б.З.П.

1089

900

отрицательная

 

Б.Д.Е.

261

68

отрицательная

 

Д.А.Н.

408

111

отрицательная

 

Б.С.М.

1225

245

отрицательная

 

В.К.И.

612

245

отрицательная

 

Г.А.А.

612

245

отрицательная

 

Г.А.Д.

408

136

отрицательная

 

Д.В.Ю.

1225

576

отрицательная

 

Д.Г.А.

272

217

отрицательная

 

Е.М.В.

1225

612

отрицательная

 

Е.В.Д.

512

363

отрицательная

 

Е.С.С.

841

245

отрицательная

 

Ж.Д.Н.

1225

612

отрицательная

 

З.А.В.

512

231

отрицательная

 

З.Р.А.

1225

408

отрицательная

 

И.А.Д.

1225

306

отрицательная

 

И.А.О.

961

512

отрицательная

 

К.А.П.

544

385

отрицательная

 

К.С.Г.

408

111

отрицательная

 

М.В.А.

288

385

положительная

 

Н.Э.А.

578

408

отрицательная

 

Н.А.В.

1225

408

отрицательная

 

П.Д.С.

612

204

отрицательная

 

Р.О.К.

1225

512

отрицательная

 

С.С.Д.

612

204

отрицательная

 

У.А.Р.

61

11

отрицательная

 

Ф.А.И.

1225

408

отрицательная

У 27 из 28 школьников отмечено снижение концентрации внимания.

Заключение

Результаты проведённого исследования показали, что сотовый телефон может быть не только необходимой полезной вещью, но и оказывать вредное влияние на человека. Моя гипотеза подтвердилась: частое использование мобильного телефона отрицательно влияет на внимание школьников, а значит и на их успеваемость.

Проведенную работу считаю полезной, так как информация о результатах исследования очень заинтересовала моих одноклассников, некоторые из них задумались о вреде сотовых телефонов. Кроме того были составлены практические советы по пользованию сотовыми телефонами, к которым ребята, надеюсь прислушаются.

Также возникла организовать на базе школы экспериментальную площадку, где использование сотовых телефонов будет ограничено. Я хочу донести до ребят, что главное назначение сотовых телефонов – это связь с родителями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ

Не следует разговаривать непрерывно более 3-4 минут.

Не используйте телефон для просмотра видео

Не используйте телефон в качестве игрушки

Слушайте музыку через наушники не более 10-15 минут.

Не пользуйтесь сотовыми телефонами в школе, во время перемены. Лучше пообщайтесь с одноклассниками

Пользуйтесь чаще услугами SMS.

Смотрите на дисплей телефона не более 15 минут.

Носите телефон в чехле в отдельном кармашке сумки или портфеля; ни в коем случае не носить мобильный телефон на шее, в карманах пиджаков, курток, джинсах.

Самой распространенной ошибкой положить телефон возле себя во время сна. Мобильный телефон ночью не «спит», а постоянно, даже в состоянии ожидания вызова работает в пульсирующем режиме.

Телефон – это средство общения, непосредственно связанное с техникой, которое стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Но нужно помнить, что он таит в себе опасности, которые может избежать и преодолеть каждый здравомыслящий человек.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика «Корректурная проба» (диагностика концентрации внимания)

Ребёнку дают бланк с буквами. В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Время работы -5 минут. Концентрация внимания вычисляется по формуле С*С/n, где С – количество просмотренных строк, а n – количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Методика «Запомни и расставь точки» (диагностика объёма внимания)

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов. Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

М атериал к заданию «Запомни и расставь точки».

Методика «Расставь знаки» (диагностика переключаемости и распределяемости внимания)

Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Время тестирования – 1 минута. Результат получаем по формуле S=(N – 2,8n)/60, где S — показатель переключения и распределения внимания; N — количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение минуты; n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов - показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Используемая литература

Л.Д. Столяренко Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1996 г. -736 стр.

Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов/ перевод К. Мишиной, А. Зыковой. Москва. ЭКСМО, 2007 -512 с.

Интернет-источники информации

ru.wikipedia.org Русская Википедия

Просмотров работы: 517