Детская игра «Узнай свой город»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детская игра «Узнай свой город»

Полищук Д.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ,средняя общеобразовательная школа имени Декабристов
Леонова Н.П. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ,средняя общеобразовательная школа имени Декабристов
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

1.1. Аргументы выбора данной темы.

У каждого из нас есть своя малая Родина. Место, где человек родился, провел детство или уже создал свою семью и трудится, прославляя своими успехами и достижениями родной край. Но, сейчас в современном мире, все куда-то спешат, суетятся, и даже нет минуточки задуматься, где они живут, какая история у родного края, какие есть достопримечательности, какие люди прославили родной город своими достижениями, с каких героев малой Родины нужно брать пример…

Я уверен, что многие взрослые прекрасно знают историю города Ялуторовска, но не каждый способен донести до своего ребенка ее в такой форме, чтоб тому стало действительно интересно. Ведь дети – это дети! Нам хочется больше играть, а не учиться. Размышляя об этом, мне пришла в голову идея – «А что, если объединить историю родного города с игрой»?! Так я решил создать игру «Узнай свой город», играя в которую, можно получить хоть немного знаний о Ялуторовске, и выдвинул такую гипотезу: предположим, что игра "Узнай свой город" поможет учащимся расширить знания о родном городе и легко запомнить важные факты о Ялуторовске.

Предмет исследования – влияние игры "Узнай свой город" на расширение знаний о Ялуторовске. Объект исследования – учащиеся МАОУ «СОШ им Декабристов».

1.2. Актуальность темы. Цели. Задачи.

Во втором классе учащиеся всех школ, как и ребята нашего класса, на уроке «Окружающий мир» изучают нашу страну: столицу, города с их достопримечательностями, традиции и обычаи народов… И немного затрагивается тема о городе, в котором ты живешь. Поэтому для, меня, как для второклассника, да и вообще для каждого жителя нашего города, знание истории города, пусть даже и самой малой ее части, - тема очень актуальна. Тем более, что наш город – туристический объект, который приезжают посмотреть люди из разных областей. Раз уж другие люди едут познакомиться с достопримечательностями и историей нашего города, то мы, ялуторовчане, тоже должны ее знать. А еще в этом году у Ялуторовска сразу два важных события: 1-е – наш город попал в книгу рекордов России, как город с самой большой масленичной сковородой в России (3,02 м); 2-е – наш город празднует юбилей – 360 лет.

Перед собой я поставил цель:

- создать детскую игру-ходилку «Узнай свой город» с интересной полезной информацией о Ялуторовске, которая поможет игрокам легко запомнить важные факты о родном городе.

Для достижения цели мной определены задачи:

расширить знания о городе Ялуторовске;

выяснить, что знают учащиеся нашей школы о городе Ялуторовске;

на основе полученной информации, выявить основные факты о родном городе, которые, по моему мнению, должны знать юные ялуторовчане;

подобрать иллюстрации и фотографии, соответствующие выбранной информации о городе;

создать и опробовать в деле мини-версию игры, выявить недочеты;

создать полную версию детской игры «Узнай свой город».

1.3. Этапы реализации проекта

Ознакомительный: знакомство с историей и достопримечательностями города Ялуторовска.

Аналитический: опрос и анализ ответов детей, с учетом которых будут отобраны основные факты о городе для создания игры.

Технологический: создание и оформление детской игры.

1.4 Методы исследования

В исследовательской работе мы использовали следующие методы:

- поисковый;

- описательный;

- практический;

- излагающий.

2. Основная часть

2.1.Теоретическая работа

2.1.1 Развивающие игры.

Народная мудрость создала развивающую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи, они развивают мышление, речь, формируют организованность и самостоятельность, открывают радость познания и творчества.

Развивающая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она является средством для углубления, закрепления и расширения знаний.

2.1.2 Что такое игра-ходилка?

Игра-ходилка — одна из старейших классов настольных игр.

Цель игры — провести свою фишку (несколько фишек) по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку, определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие выгоды или наказания игрокам, чья фишка попала на определённое поле.

Игра-ходилка позволяет решить следующие задачи:

- дает детям возможность совершенствовать на практике навыки, необходимые для успешного обучения в школе (произвольность поведения, умения действовать по правилам);

- развивает личностные качества честности и справедливости, позволяет испытать чувства победы и поражения и др.;

- развивает познавательную сферу: память, словесно-логическое и образное мышление, внимание, воображение;

- совершенствует умения определять эмоции другого человека и выражать их с помощью мимики, определять их причины.

2.1.3 Этапы создания игры-ходилки

1. Придумайте тему и идею для игры. Тематические игры позволяют лучше “прочувствовать” игровой процесс.

2. Разработайте сначала механику игры. Механика игры определяет собой способ взаимодействия игроков друг с другом. Распространенными видами игровой механики являются: поочередные ходы, броски кубика, перемещения по игровому полю, вытягивание карточек, раскладывание карточек, аукционы и так далее.

3. Запишите основные правила игры и задания на карточках, которые нужно выполнить в ходе игры. Без сомнения, они успеют поменяться в ходе дальнейшей разработки игры, но наличие базового комплекта правил позволит вам быстро приступить к тестированию игры.

4. Создание тестовой версии игры.Прежде чем приступать к созданию итоговой версии игры, создайте грубый тестовый вариант, чтобы немного поиграть с ним. Он не обязан быть красивым, но само его наличие позволит вам проверить, получается ли игра такой, какой вы хотели ее видеть.

5. Тестирование игры.Самостоятельно протестируйте тестовый вариант игры. Прежде чем предлагать игру группе людей, поиграйте в нее сами. Сыграйте за каждого игрока и запишите положительные и отрицательные стороны игры, которые вам удастся заметить. Потом сыграйте с группой людей.

6. Создание окончательной версии игры.Когда тестирование будет завершено, и вы останетесь довольны игрой, можно будет приступить к изготовлению ее финальной версии. У каждой игры будут свои потребности, поэтому список необходимых для нее материалов может варьироваться. Составьте перечень всех составляющих элементов игры, которые должны присутствовать в ее финальной версии, чтобы ничего не забыть.

2.1.4 Информация, краткая история и факты о городе Ялуторовске.

Населенный пункт на этом месте на левом берегу реки Тобол возник еще задолго до прихода в Сибирь русских. Здесь было татарское городище Явлу-Тура (от этих слов и происходит современное название города). В 1659 году на этом месте русскими был основан Ялуторовский острог. Он постепенно расширялся и в 1782 году получил статус уездного города Тобольской губернии.

Ялуторовск известен прежде всего, как место ссылки декабристов. В XIX веке (с 1829 года по 1856 год) здесь отбывали ссылку девять декабристов: В.К. Тизенгаузен, А.В. Ентальцев, В.И. Враницкий, А.И. Черкасов, И.Д. Якушкин, М.И. Муравьев-Апостол, И.И. Пущин, Е.П. Оболенский, Н.В. Басаргин. Они внесли большой вклад в развитие культуры Ялуторовска.

В память о декабристах в 1927 году в Ялуторовске был открыт Ялуторовский музейный комплекс (ранее назывался Музеем памяти декабристов). В этот музейный комплекс входят дома декабристов М.И. Муравьева-Апостола и И.Д. Якушкина, а также Краеведческий музей и Дом природы.

Наиболее интересен дом Муравьева-Апостола. В воссозданных интерьерах первой половины XIX века собраны книги с автографами декабриста, его мебель и другие экспонаты. Среди экспонатов есть и настоящий клад, найденный в 1935 году. В том году в доме Муравьева-Апостола проводился ремонт и под полом на месте печи рабочие обнаружили бутылку с посланием потомкам. Муравьев-Апостол в нем кратко описал историю дома, перечислил его жителей и закончил его словами: «Для пользы и удовольствия будущих археологов, которым желаю всего лучшего в мире, кладу эту записку 18 августа 1849 года».

Также в Ялуторовске есть симпатичная роща Декабристов, по которой можно отлично погулять. В память о декабристах в Ялуторовске ежегодно проходят «Декабристские вечера».

Приезжающие в город железнодорожным транспортом сразу же могут почувствовать старину и декабристское прошлое этого города. Туристов встречает единый архитектурный ансамбль: старое здание железнодорожного вокзала, станционные постройки начала XX века, а также мемориал с образами девяти декабристов, живших в Ялуторовске. На мемориале приведены строки декабриста А. Одоевского «К мечам рванулись наши руки, но лишь оковы обрели».

Украшением города служат многочисленные сохранившиеся купеческие дома. Самым известным ялуторовским купцом был Савва Мамонтов, прослывший ценителем искусства и меценатом. В Ялуторовске проходит ежегодный фестиваль народного творчества им. С.И. Мамонтова.

В историческом центре города расположена Сретенская площадь, окруженная торговыми рядами, купеческим особняком XIX века и старым зданием банка.

На площади стоит памятный знак в виде фигуры покровителя малых городов Николы Можайского. Поблизости стоит деревянная часовня в память о разрушенном в советское время Сретенском соборе.

Здесь же расположен самый популярный среди гостей города туристический объект – воспроизведенный Ялуторовский острог. Он был воссоздан на своем историческом месте в 2009 году в рамках празднования 350-летия Ялуторовска и сразу же стал пользоваться большой популярностью. Острог создан максимально приближенным к тому, что стоял тут три с половиной века назад, реконструкция велась по всем правилам и канонам. Это точная копия первого острога, план которого хранится в архиве.

В остроге работают ремесленные лавки и мастерские. На острожной площади время от времени проходят зрелищные праздники и фестивали.

На территории острога – несколько смотровых площадок, с которых можно полюбоваться поймой реки Тобол, а также осмотреть сверху ремесленные лавки и мастерские.

2.2 Практическая работа

Изучив теорию создания игры-ходилки, краткую историю города, я приступил к практической части нашего проекта.

этап: Определение идеи и темы игры.

Идея и тема игры соответствуют нашей цели - создать детскую игру-ходилку «Узнай свой город» с интересной полезной информацией о Ялуторовске, которая поможет игрокам легко запомнить важные факты о родном городе.

2 этап: Механика и правила игры.

Описание хода игры. Участники игры выбирают для себя фишки и устанавливают их на старте и разыгрывают с помощью игрального кубика очередность ходов. После чего по очереди бросают кубик и передвигаются по дорожке из разноцветных кружков на выпавшее количество ходов, следуя правилам и заданиям, указанным на кружочках. Выигрывает тот участник, который первым доберется до финиша.

Правила игры.

См. Приложения (рис. 1)

3 этап: Подготовка информации для игры.

Для того, чтобы узнать, какую именно информацию размещать на карточках в игре «Узнай свой город», я провел опрос у учащихся нашей школы (рис. 2, рис. 3) , из которого узнал – что знают ребята о городе, и какую информацию они не знают.

В опросе приняли участие 88 человек: старшие классы – 41 человек (6Г и 8А) и младшие классы – 47 человек (3А и 2Г) (рис.4).

Ребята из младших классов отвечали на вопрос: «Какие достопримечательности города Ялуторовска ты знаешь?»

Самые популярные ответы: Острог, Горсад, МФЦ «Ретро», музей.

Часть ребят добавили к популярным ответам: Роща декабристов, школа им. Декабристов, памятники, Дворец культуры, фонтан, Собор.

Несколько человек сдали пустые листочки.

Ребята из старших классов отвечали на несколько вопросов:

1.Когда был основан город Ялуторовск?

На этот вопрос практически все ребята ответили верно – 1659г.

2. Знаменитый промышленник и меценат, детство его проходило в нашем городе.

На этот вопрос также почти все дали верный ответ – С.И. Мамонтов.

3.Назови имена и фамилии декабристов, которые находились на поселении в городе Ялуторовске.

Старшеклассники назвали лишь часть фамилий декабристов Ялуторовска – Пущин, Якушкин, Ентальцев, Черкасов, Муравьев-Апостол.

4. Какие достопримечательности города Ялуторовска ты знаешь?

Старшеклассники назвали больше достопримечательностей города – Роща декабристов, Острог, Памятник Декабристам, кинотеатр «Юбилейный», Сретенский Собор, Дворец культуры, музеи, сквер Ю. Друниной, Горсад, памятник Суворову.

Анализируя данные ответы опроса, я сделал вывод, что не все знают основные достопримечательности города, и именно их и нужно разместить на карточках к моей игре, а также добавить немного исторических и познавательных фактов о городе.

Для того, чтобы найти основные факты о городе Ялуторовске, сначала я обратился к источникам в сети Интернет. На портале «Наш Урал», я нашел интересную краткую информацию о городе. Мы с мамой ее распечатали и с этими данными отправились в городскую библиотеку. В читальном зале сотрудники библиотеки нам выдали несколько книг о городе (рис.5, рис. 6, рис. 7). Мы сверили распечатанную статью о городе с данными из книги. Что-то убрали, подкорректировали. Сфотографировали иллюстрации из книг, их мы тоже использовали для карточек.

Так мы подготовили информацию о городе, которая расположена в п. 2.1.4. данного проекта.

4 этап: Создание тестовой версии игры.

Для создания тестовой версии игры, я использовал старое игровое поле одной из моих настольных игр, добавил на нем кружочки в дополнительный голубой цвет, эти кружочки будут означать задание – прочитать карточки с фактом о городе. На простые листочки выписал краткие факты о городе и пронумеровал их соответственно кружкам на игровом поле (рис. 8).

5 этап: Тестирование.

Всей семьей мы протестировали игру. В ходе тестирования, на голубые кружочки, добавили еще значки фишек разных цветов, соответствующих цветам фишек игроков. Это нужно для того, чтобы не только первый игрок, который прошел кружок с заданием, читал факты о городе, а каждый игрок смог прочитать по несколько фактов.

6 этап: Создание полной версии игры.

Полную версию игры я решил сделать не настольной, а напольной, большого размера. Чтобы участники сами шагали по игровому полю. Для этого я обратился к маме за помощью создать игровое поле в графическом редакторе на компьютере. Вместе с мамой мы подобрали изображения в сети Интернет, а также использовали те, что сфотографировали в книгах из библиотеки. На фоновое изображение мы нанесли кружочки с цифрами, по которым шагать, а также кружочки с фотографиями достопримечательностей нашего города (рис.9).

Для карточек с информацией мы выбрали также форму кружков, в которых разместили по одному факту о городе и по одному изображению (рис.10). На простом листе напечатали правила игры.

Эти макеты отправили в печать.

Для игры подготовили кубик и бейджики разных цветов (рис. 11).

Игра готова!

7 этап: Игра с одноклассниками и отзывы.

В школе мы с классным руководителем, Леоновой Натальей Павловной, провели игру для одноклассников и ребят из других классов (рис. 12-15). Сначала участники рассматривали игровое поле с фотографиями. Затем я объяснил правила игры и участники начали свой путь по истории нашего родного города Ялуторовска. Во время проведения игры, выяснилось, что одноклассникам понравилась игра, созданная своими руками: красочное игровое поле и правила игры, благодаря которым происходит постоянная смена лидирующих игроков. Все участники узнали много нового о городе Ялуторовске.

3. Заключение

В ходе выполнения исследовательской работы я решил поставленные задачи - расширил свои знания о городе Ялуторовске, выяснил, что знают учащиеся нашей школы о городе Ялуторовске; выявил основные факты о родном городе, которые, по моему мнению, должны знать юные ялуторовчане; подобрал соответствующие фотографии и иллюстрации, создал тестовую версию игры и, выявив и исправив недочеты, создал полную версию игры «Узнай свой город».

Я достиг своей цели - ведь моя игра действительно помогла участникам узнать и запомнить важные факты о городе. Такой вывод я сделал из отзывов участников игры. Моя гипотеза подтвердилась – игра «Узнай свой город», является не просто развлечением, а еще и инструментом для расширения знаний о Ялуторовске.

Игра «Узнай свой город» может долго служить для нашей школы, ведь каждый год за парты садятся новые ребята, для которых тоже важно узнать историю Ялуторовска. А еще в игре можно изменить карточки с фактами, выбрав другую тему, например, «Профессии Ялуторовска» или «Природа родного края». Так игра-ходилка не потеряет своей актуальности.

Список использованной литературы

1. Белоглазов П.К. Ялуторовск: след в истории. – Тюмень. Грант губернатора Тюменской области, 2003.

2. Зубарев Н. Ялуторовск. – Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1978.

3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры и упражнения.- М.: Просвещение, 1991.-160с.

4. Портал НАШ УРАЛ https://nashural.ru/mesta/tyumenskaya-oblast/yalutorovsk/

5. Свободная энциклопедия Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Игра-ходилка

Приложение

Рис.1 Правила игры

Рис.2 Проведение опроса

Рис.3 Проведение опроса

Рис.4 Анкеты с ответами

Рис.5 В библиотеке

Рис.6 В библиотеке

Рис.7 Книги о Ялуторовске

Рис.8 Тестовая версия игры

Рис.9 Создание игрового поля в графическом редакторе

Рис.10 Создание карточек с информацией о городе в графическом редакторе

Рис.11 Игра «Узнай свой город» готова

Рис.12 Играем с одноклассниками в игру-ходилку «Узнай свой город»

Рис.13 Играем с одноклассниками в игру-ходилку «Узнай свой город»

Рис.14 Играем со старшеклассниками в игру-ходилку «Узнай свой город»

Рис.15 Играем со старшеклассниками в игру-ходилку «Узнай свой город»

Просмотров работы: 48