Интернет как способ межкультурной коммуникации

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интернет как способ межкультурной коммуникации

Ясырова А.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Мисцевская основная общеобразовательная школа № 1"
Ерхова И.Е. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Мисцевская основная общеобразовательная школа № 1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.»
(Ф. М. Достоевский)

Язык — это система символов, возникшая исторически параллельно в древних цивилизациях. Главной задачей языка является передача информации внутри или между сообществами. Выражение мыслей посредством языка является исключительно человеческим свойством, второй сигнальной системой (первая система — это жесты и мимика). Язык - прежде всего средство общения. Общение людей, происходит, однако, в разных местах, с разными собеседниками в разное время. Легко заметить, что в зависимости от ситуации мы используем возможности языка по-разному. Основной задачей лингвистики является выяснить, как люди применяют язык в процессе коммуникации. Использование языка зависит главным образом зависит от ситуации, в которой происходит общение. В последнее время среди людей всех возрастов, а особенно молодежи особой популярностью, пользуется общение в сети Internet. В нашем мире глобальных компьютерных технологий этот вид общения стал крайне разнообразным и обладает как преимуществами, так и недостатками. Интернет-общение, как вид коммуникации, появился не так давно, но, не смотря на это, имеет характерные черты, которыми отличается от других видов коммуникации.

На сегодняшний день Интернет развивается очень быстро. В настоящий момент Интернет имеет около 20 миллионов абонентов в более чем 100 странах мира, причем размер Сети ежемесячно увеличивается на 8-13 процентов. Быстро растет количество изданий, посвященных Сети, что предвещает широкое ее распространение даже в далеких от техники областях. Одним словом, Интернет превращается из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в полноценный источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится основной формой виртуального общения.

В данной работе будет рассмотрена тема, касающаяся видов и способов общения в сети Интернете. Объектом исследования являются Интернет-сайты, в частности - конкретные сайты социальных сетей www.vcontakte.ru, ICQ чаты, форумы.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что общения в сети Интернет приобретает все большую популярность, потому как данный вид виртуального общения приобретает большую значимость и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире.

Предметом исследования работы является сам язык общение в Интернете и его особенности как средства межкультурного общения в российской молодежной среде Изучение данной темы также дает возможность оценить роль Интернета в современной жизни, выявить преимущества и недостатки виртуального общения.

Цель работы - рассмотреть особенности общения в Интернете и провести социологический анализ аудитории Интернета.

В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить основные виды и формы общения через Интернет;

- выяснить преимущества и недостатки виртуального общения;

- проанализировать полученный материал, сделать необходимые выводы и отразить их в данной работе.

Структура работы включает введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список литературы.

 

Глава 1.ИНТЕРНЕТ КАК ОСНОВНОЙ ВИД ОБЩЕНИЯ

1.1. Способы и формы общения в Интернете

Мы можем наблюдать очень много способов общения в Интернете, но основными из них являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многое другое.

Самой простой формой компьютерного общения является электронная почта (Е-мэйл), которая представляет собой аналог хорошо известной системы общения через письма, отправляемые в конвертах, но отличающаяся при этом тем, что письмо существует в виде электронного сообщения, которое отправляется с компьютера адресанта на почтовый сервер, а затем доставляется адресату на его почтовый ящик. Электронная почта по сравнению с бумажной почтой имеет некоторые преимущества, которые состоят в следующем:

- мизерные затраты времени и денег на пересылку;

- меньшее количество требуемых данных для успешной доставки;

- возможность отправки вместе с письмом звуковых материалов;

- возможность отправки одного письма сразу нескольким адресатам;

- возможность переадресации писем и т.д.

Но у Е-мэйл имеются и такие недостатки, как:

- необходимо иметь компьютер, электронный почтовый ящик, а также элементарные знания по управлению программным обеспечением ПЭВМ; выход в Интернет

-достаточное количество времени;

- при отправке большого числа прикрепленных файлов, либо файлов большого размера бывает воспользоваться целесообразнее обычной почтой.

Ещё один способ общения в Интернете это форумы, т.е. организация обмена информацией и общения между большим количеством собеседников, которым интересна какая-либо тема для обсуждения и которая является причиной концентрации этих людей в одном месте для вынесения её на всеобщее обсуждения. Их главное отличие состоит в том, что при организации Интернет форумов не существует строгих ограничений на контингент участников – ими могут стать любые пользователи, зарегистрированные на том или ином форуме, не существует также и временных рамок обсуждения темы – процесс продолжается до тех пор, пока тема интересна для собеседников.

Несколько необычным способом общения в Интернете является конференция. Это вид общения, когда участники могут отправлять и получать сообщения в том случае, когда компьютер связан с каким-нибудь другим компьютером, который получает сообщения конференции. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, надо на эту группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список на своем персональном компьютере (ПК). Такое устройство конференции позволяет получать все сообщения по интересующим темам, независимо от того, кто их написал, и рассылать сообщение, не беспокоясь об адресах получателей - его прочтут те, кого оно может заинтересовать.

Основные участники конференций – люди, которым важно не столько межличностное общение, сколько интеллектуальное. Существует и много других способов виртуального общения в Интернете – это и сетевые игры (стратегические и интеллектуальные), и виртуальный мир (как сообщество людей, которые строят интерактивную виртуальную жизнь), и клубы (которые похожи на смесь конференции и чата) и др.

1.2. Законы интернет-общения

Необходимо отметить ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей. Во-первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах; во-вторых, невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации; в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения; и, в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения. Указанные характеристики приводят к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет-этикета.

Так Интернет-общение содержит в себе негласные правила общения, так называемые заповеди, основные из которых такие:

1. Не забывайте о человеке! Очень важно помнить, что даже через сети интернет вы общаетесь с живым человеком, а часто - со многими людьми одновременно. Не позволяйте одурманить себя атмосферой вседозволенности и анонимности - помните, что на другом конце провода такой же человек, как и вы. Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова.

2. Не нарушайте правила, которым вы следуете в реальной жизни. Нарушение законов человеческого общения, норм общественной жизни Сети, моральных правил или, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанным, но будет ли при этом ваша совесть чиста?

3. Изучайте законы интернет-общения! Его границы куда шире, чем границы привычного нам человеческого общества. Поэтому, сталкиваясь с новым для вас видом общения в Сети, изучайте его законы и признавайте их приоритет. Скажем, в любой группе новостей, форуме или даже канале существуют собственные, локальные правила - ознакомьтесь с ними, прежде, чем отправлять свое первое сообщение! А главное - помните о неписаных правилах.

4. Прислушивайтесь к мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо - и в этом случае вы всегда можете рассчитывать на поддержку и ваших коллег помощь. Не отвлекайте других пользователей по пустяками – в конце концов, с вами просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого! И, помимо ваших проблем, у ваших собеседников могут быть еще и собственные.

5. Старайтесь выглядеть более убедительно в глазах своих собеседников! Не стесняйтесь проявлять свои умственные и интеллектуальные способности. Даже делая искренние комплименты вы должны выглядеть достойно!

6. Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно вам не казалось.

7. Сдерживайте свои эмоции. Вступать в дискуссии не запрещается, однако не опускайтесь до брани и ругательств - пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.

8. Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности! Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. Более того - он имеет право на анонимность и приватность, даже если вы выступаете "с открытым забралом". Побочное следствие из этого правила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем без согласия их отправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужих компьютерах!

9. Не злоупотребляйте своей властью и влиянием в Сети! Завоевать доверие трудно, а потерять - так легко!

10. Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами.

 

Глава 2. Анализ языка компьютерного общения.

2.1. Никнеймы и их значения.

В сети интернет человек присваивает себе «второе имя». Виртуальная реальность позволяет человеку, минуя все запреты и ограничения реальной жизни, в полной мере реализовать свой творческий потенциал, воплотить в виртуальной жизни то, что недостижимо или недопустимо в реальной. Присваивая себе ник, участник исходит из ряда причин. Среди основных можно выделить следующие:

- уход от барьеров в реальном общении, а также от норм и правил, сопровождающих живую коммуникацию;

-попытка реализации своего «я», чаще всего не совпадающего с реальным «я»;

Следовательно, никнем — не что иное, как социальный код, роль, образ, взятый напрокат. Присваивая себе ник, пользователь может представлять разные аспекты своей личности: имеющиеся качества, характер, особенности настроения и поведения, увлечения, жизненные правила, например, «Куколка, Жизнь Прекрасна». При создании образа человек может руководствоваться разными причинами: показать свою уникальность и индивидуальность, желанием выделиться; стремлением показать себя с активной жизненной позиции, указать на свои пристрастия и увлечения. Для реализации каких-то из вышеназванных целей автор старается сделать свой ник и стоящий за ним образ полным и неповторимым, наглядным, привлекающим внимание остальных участников общения: Блондинка в законе. Ник выполняет роль первичного коммуникативного представления о собеседнике.

С точки зрения семантики никнеймы, можно разделить на несколько групп.

Из проведенного исследования по семантике ников и причинам его выбора мы решили сгруппировать их по типам или по причинам выбора.

По тематическому признаку мы выделили следующие группы ников:

1) имена, которые даны человеку с рождения;

2) внутренние состояния человека, рпаопрлплопропррпоирмпмпит

3) личностные качества,

4) характеристики профессиональной деятельности,

5) хобби человека.

I.В первую группу мы отнесли никнеймы, являющиеся именами, данными с рождения. Виртуальная личность в данном случае создается посредством использования собственной настоящей фамилии или имени автора. Когнитивный образ представляет собой «Я» — сообщение, «Я» — представление. Такие ники свидетельствуют об определенной открытости человека, уверенности и зрелости, отсутствии боязни раскрыть настоящее имя. Автор удовлетворен именем, данным ему при рождении, и не хочет его менять даже при конструировании своего виртуального вымышленного образа. Полные имена (Ирина, Татьяна, Сергей). спрегнщлщждьбиричсачарродл

Также к этой группе можно отнести иностранные имена. Например, Julia,Victor. Выбор имени может быть решен как в пользу полной, так и краткой формы. К этой группе также относятся ники — аббревиатуры. Аббревиатурой S. V. участник, скорее всего, обозначает свои инициалы (имя и фамилию).

II. Вторую группу составляют ники, характеризующие внутренние состояния человека. Эта разновидность призвана описать внутреннее состояние человека в момент общения: он в гневе, раздосадован или счастлив.(Happy, sad man)

III.Следующая категория ников характеризует личностные качества личности. Это обозначение направленности личности, которая проявляется в его поступках, действиях и словах. Например, Романтик, Художник, Актер имиьтбтьссчарроюбирмспардьпсмп

IV.К четвертой группе относятся ники характеризующиеся профессиональной деятельностью. Сюда мы относим названия профессий, научных пристрастий, должностей, определяющих круг интересов пользователя и придающих ему авторитет в глазах собеседников. Например, обучающийся ООШ № 1,студент.

V. И к последней группе относятся ники, указывающие на хобби человека, интересы личности пристрастия. Например (футболист.)

2.2. Виды эмограмм

Исходя из того, что Интернет-общении не может передать тех чувств и эмоций, которые человек испытывает при реальном общении, в рамках работы представляется интересным рассмотрение вопроса об общении в Интернете при помощи эмограмм.

Учеными-лингвистами было дано несколько определений слову «эмограмма», однако на наиболее полным является следующее: «Эмограмма - это стилизованное изображение мимики человеческого лица, реализованное в псевдографике, с целью передать оппоненту эмоциональный настрой говорящего, в условиях общения, опосредствованного печатаемыми через клавиатуру символами».

Итак, при анализе эмограмм, наиболее часто используемых в Интернет-коммуникации, были выявлены определенные закономерности:

- Для придания более замысловатой и схожей с реальностью картинкой могут добавляться и другие символы, такие, как цифры, плюсы, минусы, точки, различные виды скобок (круглые, фигурные, квадратные): :-D смеюсь; :-|| злюсь; ;-)подмигиваю, :-V кричу; :*) паясничаю, |-O зеваю и т.д.

- Большинство смайликов имеют в своём составе определённую букву алфавита, проценты и скобки: :-) улыбаюсь; :( грущу.

Существуют две наиболее яркие разновидности эмограмм по происхождению: западные и восточные. ывавкпеаопджлиомр

Восточные (вертикальные) смайлы для удобства прочтения не нуждаются в напряжении шейных мышц:

(^_^) или ^_^ - выражение радости; o_O - выражение вопроса;

(;_;) или (T-T) -плачущие смайлы; (@ @) - удивление; (^3^) - поцелуй;

(*-*) - задумчивый смайл.

Западные (горизонтальные) смайлы имеют следующую особенность: для удобного просмотра и постижения их сути нужно наклонить голову на 90°, тогда вот такой :-) значок примет вид человеческого лица.

Западный стиль компактен и удобен, набор эмоций, который можно выразить с его помощью гораздо богаче а, потому заслуженно пользуется наибольшей популярностью.

У восточного стиля есть свои сильные стороны. Великое множество китайских иероглифов дает возможность создавать в тексте целые картины. Тем не менее, такие виды эмотиконов могут быть понятны не всем в силу недостаточных знаний китайского языка. Восточные смайлы имеют свой характерный стиль, они довольно удобны и красивы, а потому стали очень популярны в народе.

Восточные смайлы строятся следующим образом: круглые скобки () ограничивают лицо, символы ^ или * используются для имитации глаз, а _ и o -для рта.

В Интернет-общении эмоции могут выражаться с помощью глаз, рта, губ или даже носа.. Характерно использование в процессе коммуникации большого количества восклицательных знаков, жаргонных выражений, чаще всего передаваемой латиницей, средств из других речевых жанров. Словом, точно так же, как и при реальном общении:

LOL!!!!!! - Просто падаю от смеха (очень смешно)

Все эти приемы помогают компенсировать недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения, заменяя эти характеристики общения вербальными и знаковыми аналогами.

2.3 Употребление смайлов при общении через средства телекоммуникации.

Отличительной особенностью Интернет-общения является скорость передачи смс. Чтобы выразить свои чувства, пользователи компьютерных сетей выработали специальные средства - легко воспроизводимые для выражения эмоций с помощью клавиатуры значки с помощью знаков препинания, математических и иных знаков. С развитием виртуального общения появились смайлы не только отображающие эмоции, но и разные категории людей, животных, предметов и понятий. Проанализировав встречающиеся смайлы, мы выделили признаки, по которым их можно классифицировать:

-назначение смайлов.

-частота использования смайлов,

-способ изображения смайла,

- По своему назначению выделяют следующие группы смайлов: смайлы, отражающие чувства, смайлы, отражающие физические действия, особенности человеческой внешности, разные категории людей, род занятий, животных, разные предметы.

-По способу изображения смайликов можно выделить 3 группы: смайлы, изображаемые с помощью знаков - :); смайлы, изображаемые с помощью символов - ☺; анимированные смайлы

-По частоте использования смайликов можно выделить освоенные (стабильно применяющиеся) и не освоенные.

Заключение

Подводя итоги работы, следует подчеркнуть, что ее цель нами достигнута. Достижению данной цели способствовала реализация комплекса задач. В ходе научно-исследовательской работы мы провели:

- анализ языка сетевой коммуникации и выявление его соответствующих специфических особенностей и характеристик;

-рассмотрение видов и особенностей средств сетевого общения;

В ходе работы нами были сформулированы выводы, имеющие практическую ценность в наши дни.

В ходе анализа электронных сообщений с точки зрения методов выражения интонаций собеседников и эмоций и, получены следующие выводы:

1. Самой простой формой компьютерного общения является электронная почта

2. Интернет-общение содержит в себе негласные правила общения, которые необходимо знать.

3.Присваивая себе ник, пользователь может представлять разные аспекты своей личности: имеющиеся качества, характер, особенности настроения и поведения, увлечения, жизненные правила

4. Все эмограммы, используемые в процессе общения, разделяются по происхождению на два вида: западные (смайлики) и японские. Для современного Интернета характерно преобладающее использование западных эмограмм.

5. Повышает наглядность информации и способствует передачи большого спектра эмоций (от негодования до восторга) применение заглавных букв, большого количества восклицательных знаков, жаргонных выражений. Кроме того, знаки препинания служат для выражения эмоций и чувств, заложенных собеседником, что влияет на формирование в оппоненте идентичных эмоций и чувств.

С целью получения информации об использовании смайлов нами был проведен опрос среди школьников 10-14 лет. В результате опроса было выявлено следующее: из 100 человек 56% опрошенных пользуются смайлами, не используют - 20%, иногда используют - 24%. 44% опрошенных предпочитают использовать - символ, 15% - знаки, 61% опрошенных предпочитает использовать анимированные смайлы. Из всех типов эмоций 5% опрошенных чаще всего используют смайлики для выражения грусти, 97 % - радости, 2% - смайлик-подмигивание, 7% - другие смайлики с различным назначением. Доминирование двух смайлов объясняется, на наш взгляд, тем, что они очень просты в употреблении и людям мало известны другие смайлы. 78% опрошенных считают, что смайлы способствуют лучшему донесению интонации и смысла сообщения, сохраняя его лаконичность, делают его эмоциональным, ярким, образным. 62% респондентов не представляют себе общение без смайлов.

Интернет – это основная форма виртуального общения, которая охватывает практически весь мир. Поскольку, Интернет – это всемирная паутина, следовательно, общаться могут люди разных стран. Всемирная сеть Интернет, охватывая почти все цивилизованные уголки нашей планеты, является мощным средством межкультурной коммуникации, которая способствует сближению народов и росту их как национального, так и межнационального самосознания.

Список использованной литературы:

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI в./ Р.Ф. Абдеев. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1994.-334 с.

Бальжирова Т.Ж. Интернет как средство соц. коммуникации в условиях формирующ. в России информац. общества: автореф. дис. канд. соц. наук /. Улан-Удэ, 2003. - 21 с.

Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. — М.: АН СССР, Ин-т филос., 1987.-С. 13-51.

Лейчик, В.П. PR и другие аббревиатуры - М.: Русская речь, 2002 - 108 с.

Леонтьев, В. П. НЭПК 2003. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 432 c.

1

Просмотров работы: 1167