Интернет-мемы как способ коммуникации (на примере мемов с английскими надписями)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интернет-мемы как способ коммуникации (на примере мемов с английскими надписями)

Лиманская К.В. 1
1МАОУ "Многопрофильный лицей №1" г. Магнитогорска
Морозова И.В. 1
1МАОУ "Многопрофильный лицей №1" г. Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В связи с развитием интернета появились различные виды представления информации. Таким новым способом является интернет-мемы, рисунок с небольшим текстом, который мотивирует или побуждает к действиям.

Актуальность исследования заключается в том, что, так называемые, интернет-мемы стали очень популярны. Их можно увидеть во многих социальных сетях. Не зная каких-то событий очень трудно понять их смысл и происхождение. Каждый день в интернете и социальных сетях появляется что-то новое. Часто это «новое» не всегда понятно простому обывателю. А между тем, именно интернет-мемы являются современным проявлением юмора, неким юмористическим отражением действительности.

Цель: изучения интернет-мемов.

Для достижения цели были реализованы следующие задачи:

1.изучить литературу по истории возникновения мемов;

2. проанализировать интернет-мемы с надписями на английском языке с лингвистичекой точки зрения.

Гипотеза для создание интернет-мемов используется упрощенный язык, так как он ориентируется на большую аудиторию и должен быть понятен всем.

Объектом нашего исследования являются интернет-мемы, а предметом- интернет-мемы с английскими надписями.

Методы исследования: анализ, классификация.

Глава 1. Мемы как способ визуализации информации

Мем – это единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. [4] Интеренет-мем в свою очередь – это информация в той или иной форме (медиаобъект, то есть объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами. Есть и такое определение мема – это информация о каком-то явлении в жизни, переданная с сарказмом или иронией, размещенная на картинке или фотографии. [5] Мемы – это короткие высказывания или забавные картинки, которые мгновенно привлекают к себе внимание; чаще всего их создатели руководствуются такими популярными темами, как политика, спорт, учеба, бытовая жизнь (ранние подъемы, к примеру). Зачастую Интернет-мемы используются в форме комиксов или отдельных картинок, так же возможно распространение в форме звуков. С популяризацией общественных компьютерных сетей мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — интернет-мемов. Интернет-мемы представляют собой информацию (ссылки, тексты, картинки, даже разговорные конструкции), обычно передаваемую пользователями друг другу прямо через сеть. Обычно это делается в целях развлечения, но этим же способом может распространяться и другая информация, в том числе провокационного или злонамеренного характера (например, мошенничество через Интернет).

Интернет прочно вошёл в жизнь современного человека. В его пространстве возникла особая культура, неотъемлемой частью которой являются мемы. Поскольку молодёжная культура имеет широкую область пересечения с интернет-культурой, представляется целесообразным использование популярных элементов последней (в частности, мемов) в образовательном процессе, а именно в обучении иностранному языку.Современное поколение учащихся знакомо со многими мемами, и это превосходный шанс для преподавателя развить их интерес к изучению английского языка. Подобный вид деятельности будет проходить более успешно и организованно с учениками старшей ступени и студентами, так как их уровень английского языка уже делает возможным обращаться ко многим насущным проблемам.Интернет-мемы не только позволяют учащимся критически анализировать работу друг друга, но и предоставляют возможности для более глубоких дискуссий. Мемы отражают реальную жизнь, выявляя острые, иногда незаметные, проблемы, являющиеся прекрасным материалом для обсуждения. C помощью Интернет-мемов можно также обратить внимание учащихся на орфографию. Для начала нужно лишь представить мем с неверным вариантом написания слов, например: ‘Im readin cat book gettin good ideaz’. Задача учащихся – исправить каждую ошибку в этом меме, после чего преподаватель может показать такой же мем с правильным написанием и подробно объяснить нарушенные орфографические нормы. Подобное задание также способствует формированию фонетических и грамматических навыков.

Мемы не только помогают освоить структуры предложений и словосочетаний, но и обогащают словарный запас. Чтобы задействовать речевые конструкции, клише, шаблонные словосочетания, недавно изученную лексику, преподавателю  стоит использовать мемы, содержащие  цитаты из книг, журналов, субтитры из мультипликационных / художественных фильмов, сериалов, афоризмы великих людей, а также поговорки и пословицы.

Так, при прочтении текста мема учащиеся могут столкнуться с незнакомыми им словами, но, используя языковую догадку, обучающиеся смогут перевести слово или целое предложение. Кроме того, они познакомятся с контекстом, в котором уместно данное слово или выражение. Наконец, в процессе обсуждения высказывания / утверждения мема формируются идеи для диалогических и монологических высказываний.

Концепция мемов была впервые изложена Ричардом Докинзом в 1976году в его книге «Эгоистичныйген», а затем развита в его следующей книге «Расширенный фенотип» в 1982 году. Вертикальная передача мемов — это получение человеком тех или иных мемов «в наследство» от предыдущих поколений — от авторитетных предшественников, родителей или наставников через устную передачу, книги и другие культурные артефакты. Горизонтальная передача идей происходит между людьми одного поколения, не связанными отношениями наставник-ученик.

Идея мемов рассматривается в книге Дугласа Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание». Мемы в книге рассматриваются в связи с их способностью распространяться по каналам массовой информации и Интернету, вызывая социально значимые последствия (например: влиять на выборы политиков, изменять общественные убеждения, воздействовать на детскую аудиторию, и прочее).

На основе этой теории возникла новая дисциплина меметика, в настоящая время имеющая спорный научный статус.

Классификаций у мемов множество. Их можно делить по самым разным признакам. 

Посемиотическомупризнаку мемы стандартно делятся на визуальные, аудиальные, текстовые и смешанные.

Визуальные — самые массовые. Это и есть ваши любимые картинки, макросы, демотиваторы, эдвайсы, комиксы, фотожабы, фейсы и прочее-прочее.

Аудиальные — песни, слоганы, девизы. Да, это тоже мемы. Между нами тает лёд!

Текстовые — любые словесные выражения, неологизмы («Крымнаш»), стихотворения, слоганы, существующие в текстовом виде. Стишки-пирожки, например.

Смешанные — к ним можно отнести видеомемы, потому что они сочетают в себе визуальные и аудиальные признаки. По некоторым источникам к смешанным (креолизованным) мемам относятся картинки с текстом, потому что они совмещают в себе и визуальный, и вербальный контент. Интернет-мемы можно делить и по такому критерию, как срок жизни: на краткосрочные и долгосрочные. К долгосрочным можно отнести такие мемы, которые живут, т.е. активно распространяются пользователями, намного дольше, чем длилась сама история, ставшая основой для мема. Краткосрочный мем – тот, который перестает быть актуальным так же спонтанно, как он возник.

У Интернет-мемов имеется своя классификация. Первая группа – это графические мемы. Для этого вида мемов выбирается реальный прообраз, зачастую комический вид знаменитости, переносится в графическое изображение и изображению приписывается какая-то определенная эмоция.

(рис. 1)

Рисунок 1.

Вторая группа - текстовые, или иначе «демотиваторы». Демотиваторы появились в русскоязычном интернете раньше, чем мемы, некоторые даже считают, что они являлись прародителями последних. Демотиватор – исходя из названия, пародия на мотиватор. Это картинка, которая не мотивирует людей, а наоборот, демотивирует. Картинки, обрамленные черной рамкой с подписями. Зачастую в качестве образа берется реальная фотография, которая обрамляется черной рамкой и подписывается определенным текстом, который может быть, как высмеивающим представленный образ, так и сопровождаться философской подписью. Например, на (рис. 2) мы видим стюардессу в спасательном жилете, и ниже надпись гласит: «Если я вдруг надела вот это, то дальше каждый сам за себя». Тем самым мем намекает на то, что в случае катастрофы пассажирам помощи ждать неоткуда. Это, так называемый, черный юмор.

Рисунок 2.

И третья группа – смешные мемы. Изображение с соответствующей подписью. Обычно это популярные фотографии или картинки с текстом, который подходит к изображению на визуальном уровне. Так на Рисунке 3 мы видим, как «ученик» боится мяча, который, следовательно, летит на него.

Рисунок 3.

Один из популярных и современных мемов – это мем «Highway exit drift». В этом меме мы видим большое шоссе и съезд с него, на который очень резко поворачивает спортивный автомобиль, как будто водитель вспомнил про поворот в последний момент. В центре фотографии располагается большой дорожный знак, на котором указаны направления «вперед» и «вправо». Эти направления имеют надписи, но не такие как должны быть на реальном дорожном знаке. Там, как правило, указаны две противоположности, идеи (в виде фразы или целого предложения), абсолютно исключающие друг друга. Например, на Рисунке 9 мы видим две совершенно противоположные надписи: «Сделать домашнюю работу самому» и «Исписать в Интернете». Водитель спортивного автомобиля поворачивает на право, следовательно, он выбирает второй вариант. В этом и заключается суть данного мема – из двух вариантов выбирать самый предпочтительный, самый удобный, самый соблазнительный или самый простой, не требующий никаких усилий. (рис.4)

Рисунок 4.

Стоит отметить, что это лишь небольшая часть ныне существующих интернет-мемов. Практически каждый день появляются новые или вариации на уже популярные мемы. Интернет-мем всегда высмеивает то или иное явление, ситуацию, поведение или проблему. Чем точнее автор мема подметит их, тем смешнее мем, и тем больший отклик 13 он найдет в обществе. Мем всегда нацелен на то, с чем сталкиваются большинство людей или определенная группа каждый день. Потому-то мемы и пользуются такой популярностью.

Глава 2. Лингвистический анализ мемов

Для подтверждения нашей гипотезы о том, что для создание интернет-мемов используется упрощенный язык, так как он ориентируется на большую аудиторию и должен быть понятен всем, были выбраны случайным образом более 30 интернет-мемов с надписями на английском языке. Все они представлены в приложение.

Изучив, изображения мемов, можно сказать, что наиболее удачные изображения повторяются меняются только надписи. Чаще всего используются известные личности или кадры из фильмов, мультфильмов, в том числе есть и простые люди, у которых ярко выражены эмоции на лицах. Есть большая группа, где использованы рисунки из простых геометрических фигур. Мы предполагаем, что изображения привлекают внимание вначале, а уже потом люди читают надпись.

Также стоит отметить, что и наиболее популярный мем (шутка) может повторятся с небольшими изменениями с сохранением идеи. Встречались также мемы, которые были переведены с английского на русский язык, что говорит о популярности мема и о том, что смысл понятен и оценен несмотря на языковой или культурный барьер.

При рассмотрение надписей мемов можно отметить, что большинство использует Present Simple 64%, в меньшей степени Past Simple 18%, Present Continious 0, 09% и Futur Simple 0.09%. Меньше всего используется Present Perfect 0, 03%. На наш взгляд, это говорит о том, что для создателей мема доступней и понятней эти простые времена глаголов. Выбор этих времен обусловлен и тем, что читатели мемов проще понять надписи.

Еще одним интересным фактом является то, что в надписях используется игра слов, паронимы. Например, вместо qualified- koalafied. Такой прием привлекает внимание читателей, заставляет их вчитываться в надпись и делает мем популярным.

Еще одним приемом для обращения внимания читателей, найденым в надписях, намеренные грамматические ошибки (can has, cant write English? и т.д.). Это соответствует разговорному стилю, когда собеседники упрощают или опускают местоимения, вспомогательные глаголы.

Кроме того, разговорный английский предполагает использование сокращенных форм слова. Так и в надписях на английском языке используются сокращения. Всего 21%, чаще всего U.

Хотелось бы отметить и встречающее использование сложноподчиненных предложений (12 %). Можно предположить, что для погружения в ситуацию возникает необходимость в таких предложениях, но из-за типа сообщения (мем), нет возможностей использовать более распространённые предложения.

Если рассматривать лексику, то она простая, без использования фразовых глагол, идиом и т.д., что еще раз подтверждает нашу гипотезу. Возможно, это обусловлено и целью использование мемов. Ведь, они рассчитаны на большую публику интернет-пользователей и должны быть понятны каждому читателю.

Заключение

В ходе работы были изучены мемы, или интернет-мемы. Они являются юмористическим отражением, «зеркалом» действительности. Интернет-мемы затрагивают все сферы жизни. Они рассказывают и высмеивают события, связанные с проблемами человечества, общества, политикой, спортом, социальной, бытовой сферой, оплошностями известных людей. Эти события могут быть локальные, которые поймут лишь определенный круг людей (школа, класс, жители одного города), либо глобальными, общемировыми, которые известны и понятны в разных странах. Современный человек даже может узнавать множество новостей именно с помощью интернет-мемов, а не с помощью радио или телевидения.

Также наша гипотеза о том, что для создание интернет-мемов используется упрощенный язык, так как он ориентируется на большую аудиторию и должен быть понятен всем была подтверждена с помощью анализа грамматики и лексики надписей на английском языке мемов.

Список использованных источников и литературы

1. Т-мемы. Блэкмор С. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9KbsP_1jP4U (дата обращения 21.11.2018)

2. Сила мемов. Блэкмор С. [Электронный ресурс]. URL: https://www.susanblackmore.co.uk/ (дата обращения 21.11.2018)

3. Интернет- мем. Интернет-энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем (дата обращения 14.02.2019)

4. Мем. Интернет-энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мем (дата обращения 10.03.2019)

5. Что такое мем? Чем мемы отличаются от демомотиваторов? 1 Вопрос ответ. [Электронный ресурс]. URL: http://1-vopros.ru/696-chto-takoe-mem.html (дата обращения 17.02.2019)

Просмотров работы: 1053