Эффективные способы изучения английской лексики

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эффективные способы изучения английской лексики

Языков М.Д. 1
1ГБОУ СОШ №2
Назаркина Г.В. 1
1ГБОУ СОш №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Английский язык – один из моих любимых предметов в школе. Мне нравится погружаться в таинство иностранной речи, чувствовать себя жителем английских и американских городов, узнавать об особенностях жизни, культуры других стран. Мне хочется познакомиться и общаться со сверстниками из Великобритании. Я понимаю, что для этого мой английский должен быть на качественно высоком уровне.

Слушать, писать, переводить, говорить на английском языке невозможно без знания определённого количества слов. Само по себе слово является точной информацией, а точную информацию трудно запомнить. Ведь, если быть честным, мало кто хочет сидеть дополнительное время за столом, заучивая слова, зазубривая тексты, которыми ты не можешь воспользоваться. Но английский язык так хочется выучить!

Желанием придумать способы, облегчающие запоминание английских слов, была определена тема моего исследования: «Эффективные способы изучения английской лексики для подростков».

Но не каждому человеку легко дается изучение английского языка, трудность заключается в том, что необходимо учить много новых слов. Ежедневный объём, на мой взгляд, очень большой. Но учеными доказано, что изучая иностранный язык, даже за один раз можно запомнить до 70 слов, тогда как обычно мы не можем запомнить и 20. Объясняется это тем, что мы не используем специальных приемов запоминания. Трудностей в усвоении лексики очень много, поэтому необходимо придумывать разные способы запоминания.

В своей работе мне бы хотелось изучить и найти для себя и своих друзей наиболее результативные варианты запоминания новой лексики. На самом деле, исследований по данному вопросу было немало, многие психологи, педагоги и даже учащиеся занимались изучением данного вопроса, поэтому мне не составило большого труда найти интересующую меня информацию. Хочу отметить, что поработав с первоисточниками, я выделил на свой взгляд наиболее необычные формы запоминания английских слов, а проведя анкетирование и эксперимент, я определил наиболее эффективные способы запоминания.

Тема моего исследования изучить способы запоминания английской лексики и рекомендовать наиболее полезные для себя и своих друзей.

Способов много, но как найти такие, которые были бы самые эффективные.

Итак, актуальность моего проекта заключается в том, что я хочу рассмотреть имеющиеся способы изучения лексики английского языка, проанализировать их с точки зрения среднего школьника, классифицировать информацию и даже создать свои способы.

Объект исследования: способы запоминания английских слов.

Предмет исследования: лексика английского языка.

Гипотеза исследования: придуманный мною способ запоминания английских слов, увеличит скорость запоминания у моих одноклассников, и они начнут активно им пользоваться.

Цель работы: разработать эффективный способ запоминания английской лексики для учащихся .

Всё это определяет задачи исследования:

проанализировать теоретическую литературу по теме «Эффективные способы запоминания иностранных слов» и определить понятие памяти;

провести анкетирование;

создать авторские способы запоминания английских слов;

провести эксперимент по запоминанию слов английского языка.

Новизна исследования: представлен авторский способ запоминания английской лексики для учащихся средней школы.

Организация и этапы исследования:

• сентябрь 2019 года – изучение теоретической литературы по теме;

• октябрь 2019 года – обобщение результатов исследования, оформление текста научной статьи; систематизация материала по теме исследования.

В своей работе я использовала следующие методы исследования:

- теоретические:

• изучение методической литературы по теме исследования;

• изучение базовых понятий.

- практические:

• наблюдение за реальной учебной деятельностью учащихся

• анкетирование, эксперимент

• беседа

- статистические:

количественная и качественная обработка данных.

Практическая значимость - несмотря на достаточно большое количество всевозможных рекомендаций по данному вопросу, разработать свои рекомендации, внести предложение по изучению лексики английского языка.

Найти единомышленников и доказать, что английский язык – это не просто увлекательное занятие, но и ключ к успеху в будущем.

Способы заучивания английской лексики в средней школе

Изучив теоретическую литературу по данной теме, выяснил, что существует огромное количество интересных способов запоминания слов.

Но каждый из этих способов имеет, как преимущества, так и недостатки, поэтому не выделен ещё эффективный способ заучивания иностранных слов.

В процессе запоминания слов память играет ведущую роль.

Ведущими являются различные виды памяти, а потому каналы восприятия и запоминания информации неодинаковые.

Мы запоминаем то, что читаем (10%), слышим (20%), видим (30%), видим и слышим (70%), делаем сами (90%) и через час теряется 50% бессмысленной информации.

Ученые утверждают, что такие виды памяти как словесно-логическая, образная, произвольная, непроизвольная имеют большое значении при изучении иностранных слов.

1.1.Традиционные способы

Одним из самых лёгких и доступных способов запоминания английских слов является традиционный способ. Следуя этому способу необходимо внимательно прочитать все английские слова и их перевод. Затем нужно повторить все слова еще раз. После этого отвлечься минут на 10, можете заняться чем угодно. По истечению этого времени закрыть столбик с переводами слов и попробовать перевести данные слова самостоятельно. Нужно как представить написание слов, так и вспомнить их произношение. Не стоит долго сидеть думать над одним словом, если не получается вспомнить, просто нужно перейти к следующему. Пройдя весь список, следует сделать 5-ти минутный перерыв, после него снова прочитать весь список английских слов и их перевод пару раз, при этом особое внимание уделить словам, перевод которых не удалось вспомнить. Так нужно делать, пока не запомнится перевод всех английских слов в списке. Этим способом пользуются большинство опрошенных людей.

Метод представления, ассоциаций. Этим способом можно быстро выучить большое количество слов. Возьмем какую-нибудь тему, например, «город». Представим, нарисуем в воображении, что есть в нашем городе: улицы, площадь, ресторан, магазин, школа, гостиница, набережная, река, мост, дорога, машина, автобус, светофор и т.д. Каждый элемент нужно представлять как можно отчетливей, можно представлять не настоящие школу, площадь, мост, а такие, какие они бывают в мультфильмах или просто выдумывать. Главное четко увидеть, услышать, почувствовать предмет и назвать его иностранным словом, без какого-либо вмешательства русского слова. Этот способ эффективен для людей с хорошим воображением.

1.2 Нетрадиционные способызапоминания английской лексики.

Вопрос запоминания лексики весьма актуален, так как до сих пор не найден хотя бы один полноценный способ заучивания новых слов, который подходил бы всем и гарантировал стопроцентный результат. Вариантов множество, и какой придется по нраву вам и вашей памяти можно понять только опытным путём. Изучая статьи по данной проблеме, а так же на основе анкетирования я определила для себя несколько необычных и не знакомых для меня способов запоминания английских слов. Хочется рассказать о некоторых из них.

Flashcards (карточки) – это наиболее популярный метод заучивания слов. Для карточек можно использовать блоки листочков для записей небольшого формата. На одной стороне пишите слово, на другой – перевод, транскрипцию и пример, иллюстрирующий использование слова. Блоки карточек разных цветов можно группировать по темам, частям речи, синонимическим рядам и т.п. Карточки складывайте стопочками (можно для удобства перетянуть резинками) и берите с собой в общественный транспорт, на работу, в поликлинику, на прогулку, куда угодно и перебирайте при каждом удобном случае стороной с английским словом вверх, пытаясь вспомнить, что каждое из них означает. Не можете вспомнить - переворачивайте карточку и читайте перевод и пример еще раз. Карточки с особенно трудными для запоминания словами можно складывать в отдельную стопку и перебирать чаще обычного. Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянной работе с ними используется память воспроизведения, и слова попадают в активный реестр памяти. Поэтому важно не напечатать слово, а написать его от руки.

Карточки - стикеры - самый новый популярный способ, для тех, кто только начинает изучать английский язык. Наклейте самоклеящиеся карточки с английскими словами на все предметы у себя дома. В течение следующих нескольких дней останавливайте свой взгляд на наклейках и повторяйте слова. Такой метод хорош на начальном этапе изучения языка для запоминания слов бытовой сферы. Его можно использовать в игровой форме для обучения ребёнка или когда английский язык изучает вся семья.

Активное общение с носителем языка. Данный способ был отмечен учащимися¸ которые общаются с помощью переписки или SKYPE непосредственно с носителями языка. Говорят, что лучший способ выучить иностранный язык – завести друга иностранца. То есть создать ситуацию жизненно важной необходимости общаться и понимать друг друга. Подобная модель возникает, когда изучающий язык попадает в иноязычную среду, где, чтобы выжить, он вынужден использовать только иностранную речь. Поэтому очень эффективный способ активизации словаря и речевой практики – краткосрочное обучение в английских лингвистических лагерях или школах. Не покидая дома, попробуйте найти англоговорящего собеседника в социальных сетях.

Метод запоминания с использованием компьютерных программ.

В настоящее время данный способ является очень популярным среди активных пользователей компьютера и считается эффективным и современным методом заучивания новых слов.

Опрошенными были отмечены такие программы как: обучающая программа Lex, которая является лексическим тренажером, обеспечивающим изучение и запоминание иностранных слов во время работы за компьютером. Программа периодически активизируется и предлагает переводить слова, поддерживает транскрипцию, работу с произвольным количеством словарей, имеет полностью настраиваемые режимы работы. Возможно создание словарей; добавление и редактирование лексики, изменения временных параметров работы, уровней интенсивности обучения.

SelfLN- обучает переводу отдельных фраз.

Repeng - репетитор английского языка. Работа с программой осуществляется посредством выбора правильного варианта перевода из нескольких предложенных.

EZ M emo Booster- программа, помогающая учить и запоминать слова. В программе несколько вариантов работы: выбрать перевод для слова, тренировка написания слов, поиск слова по словарю.

В начальных классах мы учили слова при помощи рисунков. Как человеку, который любит рисовать, для меня это был очень интересный способ. В альбоме цветными ручками или фломастерами рисуются картинки, и около каждой картинки пишется аккуратно иностранное слово, т.е. что эта картинка изображает. Картинки должны быть объединены одной темой. Художественные способности здесь вовсе никакой роли не играют, но подпись к картинке следует писать как можно аккуратней.

Уникальная программа – Rosseta Stone, “Динамическое погружение” (Dynamic Immersion). Разговорные аудиокурсы позволяют с нулевыми знаниями добиваться неплохих результатов через месяц.

Данный метод основан на беспереводном познании языка, который исключает правила и перевод на русский язык, однако запоминание лексики происходит в составе предложения, понимание слова приходит вместе с картинкой, которая отображает содержание, преимущество отдается многочисленным повторениям.

Практическая часть.

Авторский способ запоминания

Изучив особенности памяти и описание интересных способов запоминания, я разработал свой способ для облегчения запоминания английских слов для себя и одноклассников. Мне понравились этот способ запоминания, так как слова запомнились гораздо быстрее и без усилий.

Способ назван «Умные книжки». Создаём книжечку на слово, которое нужно заучить. На обложку помещаем картинку, которая отображает слово, которое надо заучить. На второй странице записываем прилагательные и глаголы, которые подходят к этому слову. На третьей странице записываем интересные рифмы или выражения с этим словом. Книжечку периодически пополняем новым интересным для вас материалом.

Этот способ позволяет запомнить не только слова, но и словосочетания.

Зрительный образ слова в виде рисунка увеличивает продуктивность запоминания, а собственная наглядность иногда более благотворна для запоминания, чем рисунки предлагаемые учебником или учителем.

Ученик постоянно работает с книжечками, и слова постоянно воспроизводятся, попадая в активный реестр памяти.

Способ «Четырех колонок».

Когда я разговаривал с одноклассниками о трудностях в запоминании английских слов, выяснил, что основная трудность – запомнить их написание. Я понимаю, что для запоминания написания английских слов необходимо их многократное прописывание. Это однообразно, а потому скучно. Я решил намного разнообразить обычное переписывание.

В чем же суть моего способа?

Я беру тетрадный лист. Складываю его пополам по длинному краю. Затем складываю еще раз. Разворачиваю лист, получив четыре колонки. Записываю во вторую колонку необходимые к заучиванию слова. Здесь нужно быть внимательным. Если допустить ошибку при написании слова, так оно и запомнится. В третью колонку записываю перевод слов. Затем поочередно закрывая створки колонок так, чтобы были «спрятаны» написанные слова-перевод, пишу по памяти. Чередую колонки – перевожу с английского на русский и наоборот. Если написание слова вызывает затруднения, я не просто подглядываю, а убрав ручку разворачиваю листок и стараюсь запомнить слово целиком. Затем снова закрываю колонку и продолжаю писать. Таким образом получается четыре колонки слов на английском языке и столько же на русском. Можно завести тетрадь- тренажер, куда записывать таким образом слова. Можно потом не разворачивая для проверки колонки-гармошки написать и проверить, развернув листок, чтоб ни в одной из строчек не было потеряно слово, нет ошибки в переводе.

Использование способов изучения лексики английского языка среди учащихся.

Анализ результатов анкетирования.

В этой главе я хочу рассказать о том, какие способы выбирают учащиеся моего класса, среди которых я провел опрос, с целью выявить стратегии запоминания новых слов. В анкетировании приняло участие 27 учащихся. Результаты анкетирования представлены в Приложении 1.

Выводы по результатам анкетирования:

1. В основном учащиеся учат английские слова для себя. Однако есть учащиеся, которые не мотивированы учить английские слова. Их причина изучения английских слов – заставляют в школе.

2. При запоминании новых слов большинство учащихся начинают с перевода данных слов, а уже после записывают их.

3. Для учащихся, участвующих в анкетировании важно проговаривать, представлять предмет или действие и записывать несколько раз новые иноязычные слова.

4. Безусловно, легко запоминаемые словами являются часто употребляемые. Например, and, city, my, friend, swim, go, school идругие. А также легко запоминаются интернациональные слова, например: computer, planet, conflict, student и другие. Учащиеся понимают, что слово выучено, если вспоминают его значение в любой момент.

5. Популярность ответов «продолжаю учить\ иду гулять, а потом повторяю попытку на вопрос «Что ты делаешь, если что-то не получается запомнить слова?» возможно объясняется тем, что участники анкетирования мотивированы изучением иностранных слов.

6. На вопрос «какими методами ты пользуешься, когда пытаешься запомнить лексику?» Ответы были разнообразные, среди наиболее популярных прозвучали: традиционный метод, просмотр фильмов, передач на английском язык, работа с обучающими программами.

Таким образом, я могу сделать вывод, что запоминание слов может стать увлекательным процессом, если использовать все возможности своего мозга и подойти к вопросу творчески. Необходимо испытать все способы и выбрать для себя наиболее подходящий способ.

Анализ результатов эксперимента.

Один из методов моего исследования педагогический эксперимент. Именно проведя эксперимент, я определил наиболее эффективные способы запоминания английских слов. В моём эксперименте участвовали 12 человек моего класса, включая меня. Учащимся, на выбор, было предложено выучить как можно больше английских новых слов, пользуясь различными способами (карточки, стикеры, аудиокниги, компьютерная программа, метод «четырех колонок»). Результаты анализа представлены в Приложении 2.

Выводы по результатам эксперимента

1. Итак, пользуясь компьютерными программами, учащиеся запомнили достаточно большое количество слов. То есть это говорит о том, что при использовании современных обучающих программ запоминание происходит лучше. Учащиеся не просто слушали и видели данные слова, они и проговорили их. Кроме того, в некоторых программах было объяснено происхождение слова, его особенности.

2. При опоре на слух (прослушивание аудиокниг) учащихся задействовали слуховую память. Учащиеся запомнили в основном схожие по произношению новые слова.

3. Карточки использовали 3 учеников. За несколько дней им удалось запомнить более 20 слов. Возможно, это объясняется необычностью и доступностью данного способа. Мне этот способ подходит больше всего.

Таким образом, можно сделать общий вывод: при запоминании английских слов надо задействовать все виды памяти. Также необходимо использовать элементарные приемы, а именно записывать, проговаривать, переводить английские слова.

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая многочисленную литературу и работая над этой темой, я понял, насколько актуальна и интересна данная тема. В наши дни значимость обучения английскому языку возрастает, и мы знаем, что многие из нас испытывают трудности при запоминании иноязычной лексики. В своей работе я изучил необычные способы более успешного запоминания иностранных слов и дал рекомендации по работе с новыми словами. Интересно было подводить итоги анкетирования. Учащиеся не стараются запомнить иноязычные слова, прибегая к различным, более лёгким способам, а просто их заучивают. Существует множество нетрадиционных методов заучивания, которые можно комбинировать, в зависимости от особенностей обучаемого. Универсального метода изучения иностранных слов не существует, многое зависит от способностей обучаемого. Тем не менее, овладеть лексикой может каждый. Для того чтобы ускорить этот процесс, необходимо учить слова наиболее подходящим способом, который максимально задействует все виды памяти. Опираясь на предложенные способы, я смог составить памятку для себя и своих друзей по запоминанию слов.

Данный проект может быть использована на уроках английского языка 5 – 6 классах, во внеурочной деятельности.

Список литературы:

1) Г.П. Шалаева «Английский язык. Первый учебник вашего малыша» методическое пособие. Издательство ООО «АСТ», 2011 г.

2) Мои первые английские слова. 333 карточки для запоминания, Издательство ООО «АЙРИС», 2012 г.

3) Пасякин В. «Простейшие способы выучить английские слова» Издательство ООО «Росмен», 2017 г

4) Ресурсы Интернета

Просмотров работы: 3107