Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»: образ сильной и независимой женщины

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»: образ сильной и независимой женщины

Орлова Ю.В. 1
1МБОУ СОШ №17
Байкова О.В. 1Гущина А.И. 2
1МБОУ СОШ №17
2МБОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Светлый мир земли, где «краски неярки и звуки нерезки», рождает удивительной красоты людей.[1,c.19] Наша Земля подарила феномен женского характера, ему дивится каждый на планете.Женский образ - один из самых интересных и таинственных в мировой литературе. Каждое столетие создает свои новые идеалы слабой половины человечества. Ей посвящены многие произведения известных писателей, и благодаря им, мы можем представить образ женщины каждой эпохи и понять их мораль и сущность.

Данная  исследовательская работа посвящена изучению творчества английской писательницы Шарлотты Бронте и её самому известному роману «Джейн Эйр», который проникнутглубокими переживаниями героини, оказывающейся в разнообразных жизненных ситуациях.

       Актуальность  темы состоит в том, что на основе выбранного  произведения можно проследить эволюцию развития женского образа в литературе.

Цель данной   работы заключается в том, чтобы исследовать образ Джейн Эйр как сильной и независимой женщины и проанализировать его. 

   Исходя из вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи:  

1.Выяснить определенные аспекты жизни и творчества Шарлотты Бронте.

2. Определить сюжетную линию романа.

3.Исследовать становление образа главной героини как сильной и независимой женщины. 

Объект исследования: роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».

Предметом работы является  образ сильной и независимой женщины в романе.
Структура: научно-исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

В первой главе даётся краткая биография Шарлотты Бронте.

Во второй главе рассматривается творческая история произведения и сюжетная линия романа.

В третьей главе исследуется становление образа главной героини как сильной и независимой женщины, проводится анализ композиционных особенностей и характеристики персонажа.

Практическая значимость: исследование может быть интересно всем, увлекающимся классической английской художественной литературой данного периода в целом и романом Шарлотты Бронте в частности. 

Главными методами исследования мы выбрали анализ и обобщение, именно это позволяет нам говорить о научной новизне нашей работы.

Глава 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ

Удивительная семья Бронте, в которой родилась Шарлотта, была поистине одаренной. Шарлотта не была исключением. В ранней молодости она вместе с сестрами увлекалась поэзией, но в те времена не оценили бы творчество женщины, поэтому сестры взяли мужской псевдоним. Сборник под названием «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов» имел большой успех.[4,c.75]Несмотря на то, что общество твердило Шарлотте, что литература не может быть подвластна девушке, ей всё равно удалось написать такие известные произведения, как «Джен Эйр», «Городок», «Найденыш», «Учитель» и т.д.

Творчество Шарлотты было средоточием её существования, поэтому вести речь о её жизни – это значит говорить о её творчестве. Нерадостное детство писательницы отразилось в романе «Джен Эйр».

Роман “Джен Эйр”- автобиографичный. Сюжет произведения приоткрывает нам занавесу тяжёлой ноши сиротской жизни. Маленькая девочка по имени Джен воспитывалась злой тёткой и была сослана в школу-приют, где прожила в течение 8 лет. Так же, как и Джен, Шарлотта провела своё детство в мрачной и суровой женской школе. Воспитательница Шарлотты считала, что она весьма обычная и некрасивая девочка. Маленькая Шарлотта была закрытой и молчаливой. Чтение было её спасением от унылой и серой жизни. Эти события мы также можем наблюдать и в её романе.

В 25летнем возрасте Шарлотту пригласили работать в частную школу, в Брюсселе, где она познакомилась с мужем директора. Шарлотта обращалась к нему – «Учитель».[4,c.121] Он же в дальнейшем стал прототипом мистера Рочестера. «Учитель» был также, как и мистер Рочестер - слегка холоден, но великодушен к Шарлотте. Но так как «Учитель» был мужем директора, Шарлотте пришлось вернуться обратно домой, ведь ревность - чувство необъятное.

Шарлотта всю свою жизнь отстаивала свои интересы. Всегда пыталась показать, что женщины ничуть не хуже мужчин. Она была человеком с сильным характером. Все эти качества нашли отражение в главной героине её романа «Джен Эйр».

Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА «ДЖЕЙН ЭЙР»

2.1. История создания романа

Роман «Джен Эйр» прекрасен и удивителен не только своей сюжетной линией, но и событиями и факторами, которые внесли особою окраску в данное произведение. В романе Шарлотта Бронте попыталась раскрыть не внешнюю красоту главной героини, а её внутренний мир.

За основу своего романа автор взяла следующее реальное событие из жизни. Недалеко от городка, в котором проживала писательница, произошла небольшая трагедия, которая произвела огромное впечатление на Шарлотту. Эта история ошеломила писательницу на столько, что мы можем наблюдать отголоски данного происшествия в её романе.

Один именитый мужчина решил обручиться с гувернанткой. Та согласилась и родила ему ребенка. Спустя год их совместной жизни, она узнает о том, что у её мужа есть другая жена. Народ распространял данную весть по всем сёлам и городам, добавляя к этой истории всё больше и больше деталей.

Роман «Джен Эйр» поистине считается великолепным, так как перекликается с жизнью Шарлотты Бронте, показывая читателю устои того времени и открывая для него занавесу прошлого.

2.2. Сюжетная линия романа «Джейн Эйр»

Писательница изобразила жизнь и скитания бедной девушки Джен Эйр, историю её борьбы за свое достоинство на фоне различных слоев общества. Главная идея романа - идея равенства людей, право женщины на собственный жизненный выбор (эмансипация).[7]
В произведении Бронте героиня противостоит целому миру, отстаивает свои интересы, не позволяет никому себя унижать, решать её судьбу, командовать ею, она сама решает, кем ей быть, где и с кем жить, кого любить или ненавидеть. В каждой фразе Джейн Эйр чувствуется протест, бунт против устоявшихся традиций, традиций угнетения женщины. [5,c.10] Джейн Эйр – идеал сильной и независимой женщины, которая, несмотря на обстоятельства, борется за свои идеалы, счастье, свободу и независимость, проявляя настойчивость и решимость.

Роман «Джейн Эйр» - это история о красивой любви и девушке с очень сильным характером по имени Джейн Эйр, которая идёт по жизни, преодолевая все препятствия, сложности и удары судьбы, испытавшей безумную любовь и сумевшей прийти к счастью.

Действие романа происходит в начале 19 века в Англии Викторианской эпохи. Роман состоит из пяти частей: детство Джейн в Гейтсхеде, где она подвергается эмоциональному и физическому насилию со стороны её тёти и двоюродных братьев; её учёба в школе Ловуд, где героиня приобретает друзей и модели поведения, но также страдает от лишений и угнетения; время работы гувернанткой в Торнфилд-Холле, где влюбляется в своего работодателя, Эдварда Рочестера; время с семьёй Риверз, когда её двоюродный брат-священник Джон Риверз делает ей серьёзное предложение; и финал – воссоединение и брак с любимым Рочестером. [3,c.347]

За трудности, которые выпали на долю главной героини, судьба отблагодарила её любовью. Из гувернантки Джейн превратилась в состоятельную женщину влиятельного и богатого человека, но сохранила все положительные качества, которые были ей свойственны ранее.

Глава 3. СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ В РОМАНЕ ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ «ДЖЕЙН ЭЙР»

На протяжении всего произведения происходит становление характера Джейн. Начиная с первой встречи, когда она была 10-летней сиротой, героине приходится учиться собирать волю в кулак, терпеть боль и унижения, бороться. Рисунок как один из приёмов раскрытия характера главной героини используется Ш. Бронте. «Почему я всё время обречена страданиям, всегда подвергаюсь унижениям, всегда оказываюсь виноватой, всегда бываю наказана? Почему мной всегда недовольны? Почему бесполезны любые попытки кому-то понравиться?»[2,c.193]Доведённая до отчаяния, Джейн в самом начале романа задаётся этими вопросами. И действительно, её искренне жалко, ей хочется помочь, защитить.

Сначала её властная и эгоистичная тётка Сара Рид, обвинявшая Джейн во лжи. Тогда уже главная героиня проявляет свою ненависть и бунтует против помешанной на деньгах тётки.[7] Писательница передаёт весь ужас критического эмоционального состояния девочки в тот период, используя такие лексические средства различной эмоциональной окраски как: сравнение - «бледна как мел», эпитеты - «отчаянный» и «пронзительный голос», «осунувшееся измождённое лицо…совсем бескровное».[2,c.211] Хотя внутренний мир главной героини был очень богат, она была добра, ей просто нужна была любовь близких и родных. Тут проявляется контраст во внешности Джейн и её внутреннем мире. Даже в будущем мистер Рочестер будет прибегать к сравнениям в описании Джейн: «вы похожи на монашенку, маленький бледный эльф, горчичное семечко и др.».[2,c.349] И каждый раз Шарлотта будет давать характеристику из уст других героев Джейн, исходя из её внутреннего состояния.

Ещё одним этапом в становлении характера Джейн была школа Ловуд, в которой она проводит 8 лет. Джейн прилежно занимается, она стремится научиться как можно большему. Но в Ловуде тяжёлые условия содержания, так как Брокльхерст обожает ханжеские нравоучения о пользе смирения плоти и не заботится о том, что девочки постоянно голодны и мёрзнут. Поведение Джейн во время смерти подруги Хелен от чахотки показывает, насколько героиня сильна духом. Последние минуты жизни подруги она проводит рядом с ней, не боясь умирающей. Для неё главное – скрасить последние минуты Хелен, поддержать её, быть рядом. Только сильный человек на такое способен!

Даже в любви Джейн остаётся независимой. Она не может выйти замуж за Эдварда, так как у него уже есть жена. Двоеженство – грех. Героиня решает убежать, ничего с собой не взяв из денег и драгоценностей. Её поступок - есть доказательство глубочайшей любви к нему. Шарлотта Бронте была дочерью священника, Джейн Эйр была также дочерью священника, и, хотя в романе не упоминается о том, что она была глубоко религиозна и склонна к исступлённой вере, для неё эта самая вера была как воздух. Воспитанная в духе викторианской морали и христианства, Джейн Эйр не могла пойти на такой поступок не только потому, что это означало бы не только её личное моральное падение, но и её нелюбовь к Рочестеру. [1,c.20] Она понимает, что ему нужно очищение, ему нужен пожар, и Рочестер проходит это испытание, обретая смирение и божественное прощение. Здесь автор использует такое художественное средство как аллегорию божественного огня, возрождение души Рочестера.[6,c.519] Только после этого возможно счастье героев. Иначе Джейн сама погибнет. Она не допускает того, чтобы хоть что-то могло оскорбить её чувства, её любовь с Рочестером: «Каким облегчением, – подумала я, – было бы самое скромное состояние, лишь бы оно обеспечило мне независимость. Мысль, что мистер Рочестер когда-нибудь станет одевать меня, как куклу, невыносима: я не хочу быть второй Данаей, изо дня в день осыпаемой золотым дождем!»[2,c.384]  Не с проста Рочестер называет Джейн «твердокаменной малюткой»- эпитет «твердокаменной» как нельзя лучше передает, насколько силён был характер у Джейн. [2,c.317] Узнав о безумной жене Эдварда, выдержав страшную борьбу с собственным сердцем, она ночью тайно уходит, садится в дилижанс, отдав последние деньги, и уезжает как можно дальше в первом попавшемся направлении. Она сама принимает все свои решения. Но при этом её сердце полно любви к Рочестеру: «Мое сердце готово было разорваться».[2,c.244]Эта метафора описывает ту боль, которую переживает главная героиня за любимого, но она не может позволить себе показать слабость, уныние, она держится. Именно благодаря своему характеру Джейн обретает счастье, помогает своему любимому справиться со всеми трудностями.

Все, кто встречал Джейн на своем пути отзывались о ней положительно: «Джейн, ты кротка, трудолюбива, бескорыстна, верна, постоянна и мужественна, очень добра и очень героична», - такими эпитетами описывает Сент-Джон Джейн Эйр.[2,c.298] Девушка покорила его сердце своим характером, своей независимостью ни перед чьим мнением. Шарлотта Бронте проявила себя мастером литературного портрета. Её творчество отличается тщательностью в выборе слов и оборотов, используемых для внешней характеристики образов, но главная задача, которую она с блеском решила, была всё же в том чтобы показать и внутренний мир людей, которых она рисовала. В каждом слове чувствуется отношение писательницы к своей героине. Она восхищается ею и ставит в пример другим женщинам, вкладывает в уста Джейн свои мысли. Рочестер называет Джейн уверенным в себе, независимым существом, хрупким внешне, но несгибаемым внутренне, свободолюбивым и упорным в достижении своей цели. Целый ряд эпитетов, метафор тщательно подобран писательницей для характеристики героини - сильной и независимой.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод. Невозможно отрицательно относиться к героине романа, она вызывает только восхищение и уважение. В своей работе мы доказали, чтоДжейн Эйр – идеал сильной и независимой женщины. Та сила, которой обладала Джейн, завораживает, заставляет тянуться за такими людьми, как она. Несмотря на тяжёлое детство, Джейн остаётся добрым человеком, она верит в лучшее, сама пробивает себе дорогу, борется за свои идеалы, свободу, счастье и независимость, несмотря на обстоятельства, не просит помощи. Смирение, которое проявляет героиня, так необходимо в наше время. А самое главное - она прощает всех людей. Всепрощение – очень важное качество в наше время.И счастье находит девушку, судьба вознаградила её за все тяготы жизни. Я бы хотела быть похожей на главную героиню Ш.Бронте.

Таким образом, цель нашей исследовательской работы достигнута, задачи выполнены. 

Список литературы

Борунова Е. Е., Столярова Е. В. Воспитательный потенциал романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр». –2017. – №1.1. – С. 18-21.

Бронте Ш. «Джейн Эйр». – М., 1991. – 425с.

Вульф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал». – М.: «Художественная литература», 1989. – 780 с.

Гаскелл Э. Жизнь Шарлотты Бронте. – М.: «Эксмо», 2016. – 167с.

Гениева Е Ю. Неукротимый дух. – М.: Худ. л-ра, 1990 –С. 5-14.

Кожевников В. М., Николаев П. А. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с. 

Интернет-ресурсы

7. Женская эмансипация в романе «Джейн Эйр» [электронный ресурс] / Школьный отличник // – Режим доступа к статье: http://soshinenie.ru/zhenskaya-emansipaciya-v-romane-dzhejn-ej

Просмотров работы: 23554