Инструменты антироссийской информационной войны немецких СМИ (на примере освещения политической фигуры В.В. Путина)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Инструменты антироссийской информационной войны немецких СМИ (на примере освещения политической фигуры В.В. Путина)

Олейников К.Н. 1
1ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Комарицких Ю.С. 1
1ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одним из наиболее распространенных понятий современного мира стало понятие «средства массовой информации», объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности, в том числе печать, радио, телевидение, Интернет, кино, социальные сети и т. д. Влияние СМИ на формирование мнения людей особенно сильно в вопросах, которые не находят отражения в их непосредствен­ном опыте, например, о политической и эко­номической жизни, обстановке в других странах и регионах.

На сегодняшний день всё мощнее глобализируются информационные потоки. Наряду с положительными явлениями этого процесса более чётко проступают очертания проблем. Одной из них стало возникновение ещё одной сферы противостояния стран: информационного противоборства. В центре внимания зачастую оказывается политическая жизнь страны, экономика и прежде всего образ лидера страны.

Я – кадет Оренбургского президентского кадетского училища. Для меня президент нашей страны, В.В. Путин, – это пример внутренней силы и воли человека, образец целеустремленности и последовательности поступков, беспрекословный лидер, достойный уважения. Человек такой мощи и такого политического влияния находится под пристальным влиянием СМИ, как российских, так и зарубежных. В рамках политической ситуации, сложившейся на данный момент в мире, он часто находится в центре внимания западных СМИ, и возможно, его политическая фигура в зависимости от целей, которые преследуют СМИ, представляется общественности в разных, иногда противоречивых плоскостях.

На дополнительных занятиях немецкого языка как второго иностранного мы читаем статьи из немецких газет, смотрим репортажи на немецком телевидении. Нами замечено, что пресса зарубежных стран, таких как США, Германия, Великобритания, представляет события зрителю, читателю часто односторонне и негативно.

Объект исследования информационная война в немецких СМИ.

Предмет исследования – лингвистические и экстралингвистические средствав немецких СМИ как инструменты антироссийской информационной войны.

Цель нашей исследовательской работы – изучить инструменты антироссийской информационной войны немецких СМИ и проанализировать тенденции создания политического образа В.В. Путина в медийном пространстве этой страны.

Достижение цели требует решения следующих задач:

определить сущность понятия «информационная война»;

изучить цели, средства и методы информационных войн;

рассмотреть понятие «языковое манипулирование»;

провести лексико-семантический анализ сообщений немецких СМИ о В.В. Путине;

выявить стилистические фигуры, при помощи которых осуществляется манипулирование общественным сознанием;

проанализировать экстралингвистические средства информационной пропаганды на примере документального фильма «Портрет Путина»;

провести опрос в немецкой социальной сети www.studivz.net;

проанализировать влияние информационной пропаганды на массовое сознание читателей (проанализировать комментарии статей немецких читателей).

Проблематика вопроса очень остра, порох пропаганды способен разрушить системы и государства, слова убивают и спасают, внушают, разоблачают, порой манипулируют людьми. Таким образом, изучение инструментов антироссийской информационной войны актуально и способствует проектированию мер противодействия этому процессу.

В ходе работы над теоретической частью исследования мы изучили научные материалы таких ученых, как Н.И. Панарин, Д.А. Швец, член-корреспондент Академии военных наук А.А. Бартош.

Источником информации для практической части нашего исследования стали статьи немецких изданий («Abendzeitung München», «Frankfurter Allgemeine», «Junge Welt», «Die Zeit», «Spiegel»), репортажи, передачи, документальные фильмы с немецких телеканалов (ZDF – Zweites Deutsches Fernsehen, Второе немецкое телевидение, ARD, Deutsche Welle «Немецкая волна»).

Нами была сформулирована гипотеза: если в ходе анализа текстов немецких СМИ мы будем наблюдать тенденцию к одностороннему, типизированному, негативному представлению политической фигуры В.В. Путина, то можно говорить о том, что в немецких СМИ ведется антироссийская информационная война.

Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе применения общенаучных методов исследования в рамках сравнительного анализа, лексико-семантического анализа статей, стилистического анализа передач, документальных фильмов немецких СМИ, а также посредством анкетирования проведенном нами на сайте studivz.net.

Глава 1 Теоретические основы понятия «информационная война»

1.1 Информационная война как способ осуществления политической борьбы

Практика информационно-психологического воздействия получает в современном мире все большее значение, а значит и развитие. Термины «информационная война» и «психологическая война» активно используются политиками и политологами.

Существует несколько определений информационных войн. Приведём некоторые из них. Итак, по определению Н.И. Панарина, информационная война – это «комплексное совместное применение сил и средств информационной и вооруженной борьбы» [15, с.8]. Есть и другое определение, принадлежащее Д.А. Швецу: «информационная война – это коммуникативная технология по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии, при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем» [23, с.21].
В исследовании мы решили за основу взять определение А.А. Бартоша: «Информационная война – это интенсивное противоборство в информационном пространстве с целью достижения информационного, психологического и идеологического превосходства, нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам и средствам коммуникаций (информационно-техническая, сетецентрическая и кибервойна), подрыва политической и социальной систем, а также массированной психологической обработки личного состава войск и населения (информационно-психологическая война)» [1, c.19].

Информационная война включает в себя систему мероприятий, направленных на подрыв морально-психологического состояния населения и личного состава вооруженных сил противника, а также на защиту от такой же деятельности со стороны врага. Информационно-психологическая война с противником сочетается с мерами по укреплению морального духа армии, населения страны, а также воспитанием патриотизма [15, с.21].

Профессор С.П. Расторгуев выделяет следующие признаки информационной войны: 

• ограничение доступа к определенной информации: закрытие веб-ресурсов, телевизионных программ, печатных изданий; 

• появление различных информационных источников с одинаковым содержанием; 

• создание отрицательного психологического фона по конкретным вопросам; 

• появление в обществе эмоциональной напряженности; 

• проникновение насаждаемой информации в различные сферы общества: политику, культуру, бизнес, образование [17].

Информационные войны становятся неотъемлемым атрибутом в функционировании медийной среды и охватывают два направления действия: психологическое и информационное (воздействию подвергаются все электронные устройства и носители электронной информации). 

Значение информационных войн неуклонно возрастает, при этом их главными особенностями можно считать отсутствие видимых разрушений и незаметное, постепенное внедрение во все сферы общественно-политической жизни страны или региона.

1.2 Инструментарий информационной войны

Тенденция перехода современной войны к стратегиям непрямых действий, комбинации военных усилий с политическими, экономическими и информационными методами воздействия на противника для решения задач, которые прежде решались преимущественно военными методами, становится все более явной в современной политике.

Так А.А. Бартош выделил несколько видов информационного противостояния: информационная война в Интернете, психологические операции, дезинформация, разрушение, меры безопасности и прямые информационные атаки [1].

Таким образом, представленные виды информационного противостояния доказывают активное продвижение и процветание информационных войн в 21 веке. В таком случае возникают вопросы: В связи с чем ведутся информационные войны? Какова их задача?

Ответы на данные вопросы мы нашли в работе А.В. Манойло «Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны». Автор сформулировал задачи информационной войны, представив подробную характеристику. Основной задачей является расслабление общества с целью внушения через средства массовой информации отсутствия врагов. Не менее важно в рамках информационной войны заставить общество не размышлять, а слушать только противника; акцентировать средства массовой информации исключительно на какой-то одной парадигме общественного развития; сосредоточить внимание общества на каком-то предмете помимо входного информационного потока, например, внутренние катаклизмы, войны, акты террора [12, с.26].

Таким образом, проанализировав виды и задачи информационной войны, следует полагать, что она позволяет оказывать интенсивное воздействие как на различные процессы государственного, так и общественного устройства в любой стране или регионе по средствам интернет-ресурсов, телевидения, печатных изданий и мероприятий различного уровня.

Из всего многообразия акций, мероприятий и операций И.Н. Панарин выделил несколько приемов информационной войны, которые мы отразили в форме таблицы (назовем только те, которые на наш взгляд осуществляются в рамках информационной войны против России) [15]:

Прием информационной войны

Характеристика приема

приклеивание или навешивание ярлыков

Выбор оскорбительных эпитетов, метафор, названий, имен, так называемых «ярлыков», для обозначения, именования человека, организации, идеи, любого социального явления.

перенос или трансфер

Искусное, ненавязчивое и незаметное для большинства людей распространение авторитета и престижа того, что ими ценится и уважается, на то, что им преподносит источник коммуникации.

ссылка на авторитет

Представление высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом, или же слов лидеров, вызывающих отрицательную реакцию у категории людей, на которых направляется манипулятивное воздействие.

перетасовка или подтасовка карт

Отбор и преподнесение только положительных или только отрицательных фактов и доводов при одновременном замалчивании противоположных.

обратный эффект

Выброс негативной информации в адрес какого-то деятеля, достигающей противоположного эффекта.

принцип контраста

Одна информация подается на фоне другой.

правда-наполовину

Публике преподносится только часть достоверной информации.

осмеяние

Осмеянию могут подвергаться как конкретные лица, так и взгляды, идеи, программы, организации и их деятельность, различные объединения людей, против которых идет борьба.

провокации

Целенаправленное создание информации при отсутствии или недостаточности событий.

утвердительные заявления

Распространение различных утверждений, которые представлены в качестве факта. Эти утверждения могут быть как достоверными, так и нет.

нарушение логических и временных связей между событиями

Снижение эффекта воздействия другой стороны, а также создание иллюзии тех или иных тенденций и ситуаций.

Таким образом, представленные виды, задачи и приемы являются инструментарием информационной войны, а медийное пространство и информационные технологии, обеспечивающие всеобъемлющий доступ к населению страны, увеличивают возможности и эффективность информационного оружия, которое при определенной тактики непременно достигает своей цели. Действенность информационных атак подкрепляется низкой степенью готовности общества оказывать активное сопротивление попыткам манипулирования общественным сознанием. В массовом сознании граждан еще не укрепилось понимание той угрозы, которую могут нести современные коммуникационные технологии при их скрытом информационно-психологическом воздействии.

Мы предполагаем, что в идеологической сфере ставится задача посеять в сознании людей хаос и анархию, лишить уверенности в своем будущем, внедрить ложные экономические и нравственные установки. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства – преимущества над противником в области сбора, обработки, распространения информации, а также противодействия соответствующей деятельности противника.

1.3 Языковое манипулирование как форма осуществления информационной войны

Одной из актуальных проблем современной журналистики является проблема целенаправленного использования языка СМИ как инструмента воздействия на общественное сознание, что приводит нередко к искажению картины мира адресата. Эффективность речевого воздействия бесспорна и обусловлена, в том числе, и несформированной рефлексией публики на продукт деятельности массмедиа [22].

Воздействие на человека в СМИ, по мнению А.А. Даниловой, может осуществляться в открытой форме – риторическое построение высказывания, и закрытой –языковое манипулирование общественным сознанием. Автор выделяетманипулирование вербальными, визуальными и акустическими способами на трех уровнях: индивидуальном, групповом и массовом [6].

В данной работе мы рассмотрим языковое манипулирование как форму осуществления информационной войны. «Языковое манипулирование – это скрытое языковое воздействие на адресата, намеренно вводящее его в заблуждение относительно замысла или содержания речи» [6].

При осуществлении вербальной манипуляции сознанием особую роль играет использование средств речевой выразительности в СМИ, которое обусловлено взаимодействием их основных функций. По мнению Г.Я. Солганника в публицистической речи функция окрашенных элементов не только и не столько образность, сколько создание оценочного эффекта, положительного или отрицательного. Оценочность достигается путем использования целого ряда троп и стилистических фигур [19].

Согласно словарю лингвистических терминов троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Стилистические фигуры – система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные качества высказывания [20].

Под влиянием функций оценочности и экспрессивности СМИ преобразуют, трансформируют слова, придавая им новое звучание. Большой популярностью пользуются такие тропы как метафора, метонимия, которая создает различные ассоциации по смежности предметов и явлений, действенным средством создания выразительности являются трансформированные фразеологические обороты, афоризмы, пословицы. Кроме того, встречаются и синтаксические конструкции, обладающие значительным потенциалом воздействия. Для выражения сильных чувств, убеждения, воздействия, заострения темы используются возможности параллелизма предложений, анафоры и эпифоры, риторических вопросов и восклицаний и другие стилистические фигуры.

Выводы по главе 1

Подводя итоги теоретической части, можно сказать, что информационная война это интенсивное противоборство в медиа-пространстве с целью подрыва политической и социальной систем по средствам создания отрицательного психологического фона в стране, проникновения насаждаемой информации в различные сферы общества: образование, культуру, политику. В данной главе были приведены также этапы, признаки, цели и приемы информационных войн, что говорит о глобальности изучаемого вопроса и необходимости проведения мер безопасности, искоренения информационной войны, языкового манипулирования в информационном пространстве.

В первой главе раскрыта сущность одного из актуальных для нашего исследования компонентов информационной войны - манипулирования общественным сознанием как одного из эффективных способов осуществления информационной войны, в том числе и языкового манипулирования, под которым мы понимаем информационно-психологическое воздействие на адресата при помощи средств языка намеренно вводящее его в заблуждение относительно содержания, полученной им информации. Манипуляция общественным сознанием осуществляется на индивидуальном, групповом и массовом уровнях в открытой форме (риторическое построение высказывания) и закрытой (языковое манипулирование общественным сознанием).
Изучение данного теоретического материала позволяет произвести анализ статей политической направленности в немецких СМИ с целью выявления осуществления манипулирования языковыми (лексическими и стилистическими средствами), а также экстралингвистическими средствами, способствующих созданию определенного образа России и российского президента.

Глава 2 Лингвистический и экстралингвистический анализ текстов немецкоязычных СМИ о В.В. Путине

2.1 Лексико-семантический анализ сообщений немецких СМИ о В.В. Путине

 Образ России на мировой арене формируется на основе объективного, субъективного и моделируемого имиджа страны. Одним из компонентом ее образа и конструируемого имиджа, несомненно, является фигура политического лидера государства. Представления о президенте и, таким образом, о стране складываются под влиянием информации, поступающей как из официальных источников СМИ, так и из иных источников, в том числе, связанных с оппозиционными силами. Кроме того, эта информация проходит через призму индивидуальных ценностей, личного опыта, субъективных переживаний.

Анализ инструментов информационной войны против России на основе изучения представления политической фигуры президента – Владимира Владимировича Путина, в медийном пространстве немецких СМИ обусловлен тем, что в сознании зрителя президент зачастую идентифицируется с представляемой им страной.

Чтобы изучить инструменты информационной войны, мы определили тенденции создания образа президента нашей страны в немецких СМИ в разные временные периоды. Нами были проанализированы газетные статьи немецких изданий двух временных отрезков: 2000 – 2008 годы, 2012 – 2018 годы. Следует отметить, что частота сообщений в СМИ информации о В.В. Путине с учетом анализа архивных данных можно оценить как 1:3, говоря о временных отрезках 2000 – 2008 годы, 2012 – 2018 годы, что свидетельствует о повышении интереса западной прессы к политике российского президента.

Представим типичные лексические единицы, которые часто встречаются в СМИ за 2000 – 2008 гг.: Путин, экономика, Россия после развала СССР, кризис, “эпоха олигархов”, Ельцин, нищая страна. Это поле обуславливается экономическим кризисом, разрухой в стране и пережитками социализма.

Перечисление данных примеров говорит о том, что в начале нулевых западные СМИ позитивно оценивали нового президента, недавно вошедшего в политику. Тон, который задает пресса, говоря о российском президенте, в начале 2000-х более благосклонный, лояльный, одобрительный. Это подчеркивают слова с положительной коннотацией того временного отрезка: «доверительный», «взаимная готовность», «уменьшить ядерный потенциал», «интеграция России», «экономический обмен», «совместная борьба против терроризма», «позитивный», «рост». 

Рассмотрим в таблице 1 примеры использования данных лексических единиц в статьях немецких СМИ:

Цитаты из немецких СМИ за 2000 – 2008 годы

Перевод

«Auf dem richtigen Weg. Russlands Reformpolitik verdient das Prädikat sehr gut» [30].

«На правильном пути. Политика реформ в России заслуживает оценки «очень хорошо».

«…Ganz grob ganz kann man sagen, dass in den letzten zwei bis drei Jahren die Talsohle, die sehr schwierig war für die Länder im allgemeinen, jetzt wohl durchlaufen ist, dass alle Länder sich jetzt in einer Wachstumsphase befinden. Besonders wichtig für die Region jetzt Russland und die Ukraine, die jetzt ein verhältnismäßig hohes positives Wachstum verzeichnen…» [29].

«Грубо говоря, что в последние два три годы низшая точка, которая была для всех стран в общем тяжела, преодолена, и все страны находятся в фазе роста, особенно это важно для региона Россия и Украина, которые демонстрируют относительно высокий рост».

таблица 1

Исходя из представленных немецкоязычных текстов можно судить, что в них отсутствует лексика с отрицательной коннотацией. Мы можем предположить, что на тот момент (начало 2000-х) руководство стран устраивала политическая деятельность российского президента, поэтому существовала тенденция фигура представлять российского президента в СМИ немецкоязычных стран стабильно положительно.

После того, как Россия подтвердила своё звание сверхдержавы, запад начал опасаться слишком быстрого усиления страны. И как следствие – зарубежные СМИ начали обвинять Путина в «тирании» и «самодержавии».

В основе антироссийской пропаганды лежит метод семантического манипулирования. Он предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений[20].

В процессе анализа сообщений немецких СМИ за 2012 – 2018 годы для нас стали очевидны изменения в образе В.В. Путина. В современных сообщениях СМИ о российском президенте преобладают лексические единицы, осуществляющие на целевую аудиторию негативное впечатление. В соответствии с этим типичным представлением о русском президенте немецкие СМИ используют следующие слова: «тиран», «царь», «правитель» «горец», «отец нации», «империя», «пропаганда», «агрессия», «вмешательство», «атака», «оковы», «захватить», «править» и другие.

Особенно явно употребляются слова с открыто или двусмысленно употребленной отрицательной коннотацией или иронией в заголовках (заголовки представлены в приложении 4), что сильнее привлекает внимание читателя, создает первое предтекстовое впечатление о стране. Западной публике президент России представляется деспотичным, властным, демонстративно брутальным, нарочито стремящимся показать свою силу.

Рассмотрим в таблице 2 подобные лексические единицы в контексте заголовков газет:

Цитаты из немецких газет

за 2012 – 2018 годы

Перевод

«…Auf die Verlängerung von Putins Herrschaftmuss der Westen mit Festigkeit und Einigkeit reagieren…» [32].

«На продление правления Путина Запад должен реагировать твердостью и единством».

«…die Propagandisten und ihre Lust an der Lüge. Interview mit Kaminer: «Putin ist ein Highlander…» [31].

«…пропагандисты и их любовь ко лжи. Интервью с Каминером: «горец Путин».

«…sechs weitere Jahre: Wie weit geht Putin?...»[31].

«…Шесть следующих лет: как далеко зайдет Путин?».

«…Russlandbinich…» [32].

«…Россия – это я».

«…Fesseln für die Vergangenheit…» [33].

«…оковы прошлого».

таблица 2

Таким образом, немецкие СМИ формируют у читателей следующее представление о российском президенте:

Владимир Путин стремится к единовластию;

в стране доминирует авторитарный режим;

в России отсутствует демократия;

в стране не приемлема оппозиция, допустима только однополярность взглядов;

инакомыслие преследуется уголовно;

российский президент не зыблем, не свергаемый самодержец.

Проанализировав тематическую направленность статей, мы пришли к выводу, что немецкоязычными СМИ создается определенный образ российского президента, то есть не происходит объективное отражение событий, разворачивающихся на политической арене, а поддерживается необходимый по тем или иным причинам придуманный ложный образ, другими словами – осуществляется языковое манипулирование реципиентом.

2.2 Стилистические фигуры и тропы как инструмент языкового манипулирования общественным сознанием

С целью повышения эффективности информационная война осуществляется в различных направлениях: распространение ложной информации (пропаганда), разрушение традиционных духовных ценностей, искажение исторической памяти, манипулирование личностью. Апеллируя к массовому сознанию населения, зачинщики информационных войн прибегают к приемам, приведенным в теоретической части работы. Каким образом «информационные пули» попадают в головы населения? Одним из инструментов обеспечивающих высокую точность поражения цели является использование стилистических фигур и троп в текстах статей и документальных фильмов. Взяв за основу, сформулированные А.Н. Панариным приемы информационных войн, мы выделили в текстах и видеоматериалах следующие средства речевой выразительности, служащие для реализации приемов:

осуществляется за счет:

троп/

стилистическая фигура

Цитата

Перевод

прием «Приклеивание или навешивание ярлыков»

метафора

«Der Vater der Nation»[26].

«Отец нации» (заголовок статьи).

«Putin wird nicht damit aufhören, jenen Zuckerstückchen zuzuwerfen» [27].

«Путин таким образом не прекратит бросать кусочки сахара».

метонимия

«Moskaus Macht besteht vor allem in dem Potential, Konflikte jederzeit entstehen, eskalieren und chronisch werden zu lassen» [29].

«Власть Москвы существует, прежде всего, за счет потенциала создавать конфликты, способствовать их разжиганию и превращать их в хронические».

метонимия + метафоры

«Auf dem Kreuzzug zur Wiedergewinnung imperialer Größe ist der Kreml zum Schutzpatron von Diktatoren geworden» [30].

«В крестовом походе за возвращение императорского величия Кремль стал покровителем диктаторов».

дисфемизм

«Putins Macht beruht auf alten Seilschaften, aber gerade die Günstlingswirtschaft und die Rechtsunsicherheit verhindern, dass die Wirtschaft so wächst, wie es nötig wäre, um den niedrigen Lebensstandard der meisten Russen zu heben» [26].

«Власть Путина держится на старой шайке, именно экономика фаворитов и правовая нестабильность препятствуют тому, что препятствует такому росту экономики, чтобы поднять уровень жизни большинства русских».

аллюзия

«In Russland existiert schon lange Demakratur» (Film «Mensch Putin») [33] .

«В России уже давно существует демократура».

градация

«Das Regime reagiert auf die Proteste mit der gewohnten Härte: Demonstranten werden niedergeknüppelt, Oppositionelle reihenweise verhaftet, Sicherheitskräfte feuern mit scharfer Munition in die Demonstrationszüge» [34].

«Режим реагирует на протесты с привычной жёсткостью: демонстранты избиваются дубинками, оппозиционеры рядами заключаются под стражу, службы безопасности ведут огонь по демонстрантам из огнестрельного оружия».

риторический вопрос

«In Putins Interesse?» [31]

«В интересах Путина?»

«Ist Putin ein Diktator?» [26]

«Путин Диктатор?»

«Serbien bejubelt Putin: Alles nur Show?» [27]

«Сербия встречает с ликованием Путина: всё лишь шоу?»

прием «Перетасовка» или «подтасовка карт»

амплификация

«Diese Imitation von Demokratie hat für Putin eine wichtige Funktion. Dem Schutz seines Imitats («Unser Weg») dient die immer rabiatere Abgrenzung vom Westen mit Maßnahmen gegen «ausländische Agenten», «unerwünschte Organisationen» und den kulturellen Austausch»[26].

«Имитация демократии для Путина важная функция. Защите имитации («Наш путь») служит всегда яростное отграничение от Запада и меры против «иностранных агентов», «нежелательных организаций» и культурного обмена».

прием «Принцип контраста»

антитеза

«Aggressiver Nationalismus und Feindschaft gegenüber dem Westen überdecken die Gräben zwischen Stadt und Land, Arm und Reich, Realität und Inszenierung»[33].

«Агрессивный национал-социализм и враждебное отношение к Западу перекрывают пропасть между городом и деревней, богатством и бедностью, реальностью и инсценировкой».

«Wer nicht für Putin sei, gefährde Russland» [32].

«Кто не за Путина, тот против России».

«Feuer und Eis in Russland» [34].

«Огонь и лёд в России».

прием «Осмеяние»

ирония

«Ein gleichgeschalteter Apparat aus Medien, Parlament, Kirche und Wirtschaft feiert Putin seit Jahren als Retter, der das Land als Einziger vor der Zerstörung bewahren, es wieder groß und immer größer machen könne» [29].

«Насильственно приобщённый к господствующей идеологии аппарат из СМИ, Парламента, церкви и экономики чествует Путина на протяжении многих лет как спасителя, который один спасает страну от разрушения».

сарказм

«Im Staatsfernsehen geht Russland wie zu sowjetischer Zeit stets «vorwärts». Ansonsten hat die Lage immerhin nicht so schlecht wie in der EU oder in den Vereinigten Staaten zu sein. «Russland, Russland» –Chöre und Bedrohungsbotschaften erteilen Putin und seiner Elite einen Freibrief, weiter die Rohstoffreichtümer des Landes zu verteilen – zu einem Gutteil unter sich» [28].

«В государственном телевидении Россия, как и во времена советской власти, всегда идет «вперед». В противном случае, ситуация все-таки не так плоха, как в ЕС или в Соединенных Штатах. «Россия, Россия» – хоры и сообщения об угрозах выдают Путину и его элитам разрешение на дальнейшее распределение между собой сырьевого богатства».

эпитет

«Dafür hat Putin in sowjetischer Tradition die Lüge zu seinem Machtattribut gemacht. Die virtuose Verbreitung einander widersprechender Legenden prägt internationale Streitthemen wie den Abschuss des malaysischen Verkehrsflugzeuges MH17, Giftgas- und Bombenangriffe in Syrien oder den Vergiftungsfall Skripal» [27].

«Для этого Путин в советской традиции сделал ложь своим атрибутом власти. Виртуозное распространение противоречащих друг другу легенд формируетмеждународные спорныетемы, такие как запуск малазийского самолета MH17, атака с применением химического оружия в Сирии или отравление Скрипаля».

инверсия

«Des Kremls neue Medien»[26].

 

«Кремля новые СМИ».

[25].

 

«Für den serbischen Präsidenten Vučić scheinen die Bilder mit Putin vor der jubelnden Kulisse besonders wichtig zu sein» [27].

«Для сербского президента Вучич выглядят фотографии с Путиным особенно важными».

прием «Утвердительные заявления»

парцелляция

«Moskau finanziert Propagandakanäle für Umweltbewegte und Linke in Berlin. Deren Ideologie spielt dabei keine Rolle. Vielmehr wird alles genutzt, was dem Westen schadet» [29].

«Москва финансирует пропагандистские каналы сторонников защиты окружающей среды и левых сил, чья идеология при этом не играет никакой роли. Гораздо больше используется всё то, что вредит Западу».

In Sudan tauchen mutmaßlich russische Söldner auf. Die sind inzwischen in vielen afrikanischen Ländern unterwegs. Es geht um Macht – und um viel Geld» [25].

«В Судане появились предположительно русские солдаты. Они же есть и во многих африканских странах. На кону власть и большие деньги».

синтаксический параллелизм

«Neben den hochgewachsenen, sportlichen Brüdern mit markanten Gesichtern, zwei Raubfischen auf dem Trockenen, erscheint dann noch ein älterer, gedrungener Mann, der frühere Geschäftsführer eines Bauunternehmens in der „Summa“Holding des jüngeren Bruders, Sijawudin Magomedow» [28].

«Наряду с высокими спортивными братьями с яркими лицами, двумя хищными рыбами на суше, присутствует пожилой, коренастый мужчина, бывший руководитель строительного предприятия в Холдинге «Сумма» младшего брата Зиявудина Магомедова».

«Der Aufstieg der Brüder steht für den Wert persönlicher Netze in Russland, ihr Sturz für das Risiko, jäh in Ungnade zu fallen, ohne dass der Grund dafür klar wäre» [30].

«Восхождение братьев связано с важностью личных связей в России, их падение с риском внезапно попасть в немилость без объяснения причин».

таблица 3

Таким образом, на языковом уровне достижению целей информационной войны служат ряд приемов: приклеивание или навешивание ярлыков, перетасовка или подтасовка карт, принцип контраста, осмеяние, утвердительные заявления.

Данные приемы реализуются в языке при помощи троп и стилистических фигур. Основными языковыми инструментами для создания образа политической фигуры В.В. Путина среди троп являются: оценочная лексика, языковая игра, метафоры, эпитеты, дисфемизмы, ирония, сарказм, из стилистических фигур – парцелляция, синтаксический параллелизм, инверсия, градация, риторические вопросы. Их основную функцию в публицистическом тексте мы представили в приложении 1.

На основе анализа текстов статей и документального фильма, посвященных описанию и оценке действий России и В.В. Путина, с которым ассоциируется наша страна, мы выявили, что эти два образа в большей части являются негативными. Ситуация отчасти усугубляется тем, что на Западе образ России и образ ее президента являются практически тождественными.

Языковые средства, используемые при создании образа России, зачастую подпитываются стереотипами о нашей стране в сознании иностранцев. Вместе, они способны создать не всегда объективное, но зачастую отрицательное представление о государстве, которое закрепляется в представлении зарубежных читателей.

2.3 Анализ экстралингвистических средств информационной пропаганды на примере документального фильма «Портрет Путина» (второе немецкое телевидение)

При создании текста немаловажное значение имеет оформление, а именно: заголовок, шрифт, цвет, прилагаемые иллюстрации (фотографии, карикатуры), если речь идет о видеосюжетах, то музыкальное сопровождение, выборка кадров, личности приглашенных экспертов и. т. д. Все эти элементы, собранные воедино и умело поданные, способны влиять, изменять, манипулировать сознанием реципиентов.

Рассмотрим отдельные примеры неязыковых средств, используемых при формировании общественного мнения о президенте России. В графических средствах СМИ широко используются стереотипированные представления о России и о ее президенте (изображения представлены в приложении 4):

1. В.В. Путин + медведь: намек на жестокость и агрессивность, решение проблем грубой силой, вторжение, насильственное присоединение, отсутствие человеческих качеств.

2. В.В. Путин – секретный шпион, суперагент: намек на политические игры, демонстрацию силы

3. В.В. Путин – царь, диктатор, самодержец: стремление захватить власть, недопущения инакомыслия.

Более того, данные изображения подкреплялись заголовками с различными речевыми средствами, что является ярким примером манипуляции немецким общественным сознанием.

В ходе исследовательской работы мы проанализировали документальный фильм «Mensch Putin! – Die Geheimnisse des russischen Präsidenten» («Путин – тайны российского президента») на предмет неязыковых средств воздействия на зрителя.

Как уже было сказано ранее при создании информации немаловажную роль играет построение, оформление. Обратим внимание на способ подачи информации, на структуру фильма:

Начало фильма – знакомство с президентом начинается с освещения его распорядка дня (спортзал, бассейн…). За основу сюжета документального фильма преимущественно взяты изложенные в книге британского журналиста Бена Джуда представления о российском президенте [24].

Основная часть фильма посвящена становлению В.В. Путина как политика от службы в КГБ до статуса президента. В этой части мы можем наблюдать постоянное включение в сюжет кадров из «секретных архивов», привлечение «неизвестных источников» (некая «госпожа Н.», «спецслужбы Запада»). Примечательно, что фотографии и факты подобраны были преимущественно негативно характеризующие президента.

Заключительная часть пронизана видеофрагментами с военной техникой, последствиями расправы с неугодными режиму людьми, ракеты, танки, российский президент с открытым торсом. Это все создает у зрителя эффект ощущения исходящей опасности, тревоги. Президент и соответственно вся Россия воспринимается как воинствующее, империалистическое государство, легко разжигающее и поддерживающее конфликты.

На всей протяжённости фильма музыкальным сопровождением была таинственная, напряженная музыка, что несознательно вызывало чувство тревоги, взволнованности, ощущение необъяснимой паники.

Более того, интересен выбор приглашенных «экспертов» и количественное распределение их комментариев по ходу документального фильма. Среди экспертов превалирует Бен Джуда и Мария Гассен, характеризующие президента отрицательно. Депутат государственной Думы Алена Аршинова, сослуживец В.В. Путина Сергей Безруков, внучка генерального секретаря СССР Нина Хрущева существенно не меняют оттенка повествования фильма, хотя и представлены в качестве оппозиции.

Таким образом, проанализированные нами экстралингвистические средства воздействия на зрителя, читателя создают впечатление погружения в атмосферу тайн, секретов, политических игр и направлены на создание отрицательного образа российского президента. Их функцией является психологическое воздействие на население, усиление негативного эффекта от полученной информации, ощущение опасности, исходящей от российского президента и от страны в целом.

2.4 Анализ влияния информационной пропаганды на массовое сознание читателей (результаты анкетирования и анализа комментариев статей)

Взаимодействие человека и СМИ происходит ежедневно, поэтому их влияние на общество и на каждого человека отдельно существенно. Стереотипы управляют всеми процессами восприятия.

На наш взгляд, в рамках исследовательской работы было бы целесообразно проанализировать – насколько велико влияние СМИ на массовое сознание в Германии; какой образ В.В. Путина и России все-таки выработался как стереотип; каков уровень доверия обывателя по отношению к СМИ; как немецкоязычное общество реагирует на предлагаемую информацию.

С этой целью мы провели интернет-опрос в немецкой социальной сети studivz.net. В опросе приняло участие свыше 50 человек. Респондентам предлагалось ответить на три вопроса, выбрав подходящий ответ из трех предложенных (Приложение 2).

Приведённые в приложении 2 диаграммы показывают, что лишь 40% немцев считают прессу объективной, почти половина респондентов считает, что пресса представляет факты односторонне и находится под влиянием политических сил, то есть практически каждый второй не доверяет прессе. Тем не менее, ответственность за конфликт на Украине и охлаждение отношений между Западом и Россией 40% оставляют за президентом В.В. Путиным, 37% считают обе стороны виновными в конфликте, и лишь 14%, что Запад является виновником конфликта.

Несмотря на то, что значительная часть статей о внешней политике Германии была посвящена Украине, Крыму и роли России в этом процессе, лишь 14% опрошенных верят в возможную опасность перехода конфликта в военное столкновение, 62% отрицают потенциальную угрозу войны, 24% респондентов выбрали для себя ответ «не знаю», возможно, они не считают эту тему важной или не знают подробную информацию, чтобы делать выводы.

В данном аспекте интересна содержательная сторона сформировавшегося образа В.В. Путина. Мы проанализировали комментарии к интернет-статье читателей немецких газет «Abendzeitung München», «Frankfurter Allgemeine Zeitung» (FaZ), «Junge Welt», «Die Zeit», «Spiegel».

Случайной выборкой мы отобрали несколько статей, подробнее остановимся на статье Райнхарда Везера «Как далеко зайдет Путин?»[25].

80% комментариев (примеры представлены в приложении 3) носят положительный характер. Читатели, отвечая в своих комментариях на вопрос из заголовка статьи, оценивают Владимира Владимировича как дальновидного, умного, влиятельного политика, как патриота своей Родины. Немцы-обыватели видят в лице российского президента сильную политическую фигуру, который не находится не под чьим-то влиянием, принимает решения самостоятельно и действует в интересах страны.

Примечательно, что во многих комментариях при положительной оценке деятельности В.В. Путина прослеживается недовольство внутренней политикой Германии и ее руководством.

Таким образом, можно сделать вывод, что активная информационная война против России не всегда достигает своей цели. Образованная немецкая общественность умеет критично оценивать получаемую информацию, анализировать и сомневаться и, сомневаясь, разбираться в возникающих противоречиях.

Выводы по главе 2

В рамках второй главы нами были рассмотрены лингвистические и экстралингвистические средства формирования образа В.В. Путина в зарубежных СМИ. На основе текстов немецкоязычных СМИ, посвященных описанию и оценке действий России, а, конкретно Владимира Владимировича Путина, с которым ассоциируется Россия, мы выявили, что эти два образа по большей части являются негативными.

Основными языковыми средствами формирования этого имиджа служат оценочная лексика, языковая игра, тропы и стилистические фигуры.

Типичные образы, сопровождающие сообщения о Владимире Путине отражаются в трех аспектах: В.В. Путин + медведь, Путин = царь и Путин = секретный агент. Опасный и дикий «русский медведь», спецагент или тиран, несомненно, выглядят более выигрышно на облажках, чем обычное наименование страны, особенно, если необходимо выставить Россию в негативном свете.

То есть языковые средства и зачастую форма построения текста/фильма имеют функцию отрицательной оценки образа страны и президента в немецких СМИ.

Тем не менее, проведенный анализ комментариев к статьям и онлайн-опрос показал, что образ В.В. Путина и России в сознании общественности отличается от того, который предлагается в СМИ.

Заключение

В сегодняшнем постиндустриальном мире не нужно завоёвывать всё кровью и жизнями солдат, применяя оружие, ведь можно постепенно довести страну до полного общественного и экономического краха.

Так зачем же СМИ ведут эти информационные войны? Ответ на этот вопрос очень прост – многие страны не хотят иметь таких сильных противников как Россия. Поэтому зарубежные страны ведут активное информационное противоборство.

В ходе исследовательской работы мы достигли поставленные нами цели и задачи. Мы изучили термин «информационная война», суть, цели средства ведения информационных войн. Одним из основных приемом ведения информационного противоборства является языковое манипулированием сознанием.

Так, инструментами ведения информационной войны, манипулирования общественным сознанием и формирования «нужного» образа российского президента на языковом уровне служат такие тропы как метафора, метонимия, дисфемизм, аллюзия, градация, риторический вопрос, амплификация, антитеза, ирония и др.Неязыковыми средствами создания информационной манипуляции является соответствующее оформление: заголовок, шрифт, цвет, прилагаемые иллюстрации (фотографии, карикатуры), если речь идет о видеосюжетах, то музыкальное сопровождение, выборка кадров, личности приглашенных экспертов.

Проведя анкетирование в немецкой социальной сети studivz.net и проанализировав комментарии немецкой общественности, мы пришли к выводу, что многие немецкие читатели считают российского президента дальновидным, умным, влиятельным, независимым политиком, высоко оценивают его внутриполитическую и внешнеполитическую деятельность.

Гипотеза, поставленная в ходе исследования, подтверждается: Россия и президент представляются преимущественно односторонне, негативно, СМИ заведомо формируют у западного зрителя предрассудки и стереотипы. Манипулированию общественным сознанием служит целый арсенал лингвистических и экстралингвистических средств.

Любя свою Родину и гордясь ей, гордясь историей и литературой, культурным наследием и природными красотами, президентом и его силой духа, каждому из нас стоит вести работу по созданию положительного имиджа страны как в России, так и за рубежом, поскольку мировая общественность должна видеть нашу страну и нашего президента не через призму информационных манипуляций, а такой, какая она есть на самом деле. В этом, несомненно, и заключается основная задача объективных СМИ.

Список литературы

Бартош А.А. Конфликты XXI века. Гибридная война и цветная революция/ А. Бартош. – М.: Горячая линия-Телеком, 2018. – 284 с.

Бартош А.А. Гибридная война становится новой формой межгосударственного противоборства (Независимое военное образование, 07.04.2017) [Электронный ресурс].-URL:http://nvo.ng.ru/concepts/2017-04-07/1_943_gibryd.html

Беляев Д.П. Разруха в головах. Информационная война против России / Д.П. Беляев. – Спб, 2014. – 16 с.

Бен Джуда. Как Россия полюбила и разлюбила Путина/Zima [Электронный ресурс].-URL: https://zimamagazine.com/2015/03/ben-dzhuda/

Грачев Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и

технологии информационно-психологического воздействия/ Г.В. Грачев, И.К. Мельник. – М.: Эксмо, 2003. – 384 с.

Данилова А.А., Манипулирование словом/ – А.А. Данилова – М.: КДУ, 2011. – 230 с.

Информационные войны: виды, цели, методы [Электронный ресурс].-URL: https://studbooks.net/699101/zhurnalistika/informatsionnye_voyny_vidy_tseli_metody

Информационная война: истоки, виды и цели информационного противоборства [Электронный ресурс].-URL: https://studbooks.net/699103/zhurnalistika/informatsionnaya_voyna_istoki_vidy_tseli_informatsionnogo_protivoborstva

Информационный портал РИА новости. Американский журналист рассказал о русофобских приемах в СМИ [Электронный ресурс].-URL: https://ria.ru/mediawars/20160719/1471579291.html

Информационная война против России. Справочник патриота Электронный ресурс].-URL: https://ruxpert.ru/

Комов С.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории/С.А. Комов // Военная мысль. – 1996. – №3.

Манойло А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны/ А.В. Манойло, А.И. Петренко, Д.Б. Фролов. – М.: РАГС, 2007. – 524 с.

Маша Гессен: За неделю до встречи я на Путина наорала/ Большой город [Электронный ресурс].-URL: http://bg.ru/society/masha_gessen_za_nedelyu_do_vstrechi_ya_na_putina_n-11863/

Методы воздействия традиционных СМИ на массовое сознание. Теоретические аспекты [Электронный ресурс].-URL: https://studwood.ru/813327/zhurnalistika/metody_vozdeystviya_traditsionnyh_massovoe_soznanie_teoreticheskie_aspekty

Панарин Н.И. Информационная война и Россия/ Н.И. Панарин// Мир безопасности. – М., 2001.

Пирумов В.С. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах/ В.С. Пирумов, М.А. Родионов// Военная мысль. – 1997. – № 5. – С. 24–27.

Расторгуев С.П. Формула информационной войны [Электронный ресурс].-URL:http://www.rc-analitik.ru/file/%7B76a67493-79d7-450b-be1d-87c430f27d0f%7D

Руксперт / Справочник патриота / Информационная война против России [Электронный ресурс].-URL: https://ruxpert.ru

Солганик Г.Я. Публицистика как искусство слова/ Г.Я. Солганик// Поэтика публицистики / под ред. Г.Я. Солганика. – М., 1990. – С. 9.

Текстология [Электронный ресурс].-URL: http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/trop/?q=486&n=1927

Хлапковский В. Интернет-портал Delfi /12 идей: Как западные эксперты предлагают победить Россию в информационной войне [Электронный ресурс].-URL: https://rus.delfi.lv/news/daily/story/12-idej-kak-zapadnye-eksperty-predlagayut-pobedit-rossiyu-v-informacionnoj-vojne.d?id=47766351

Чиж О.К. Речевые средства воздействия на общественное сознание: языковое манипулирование в СМИ // Молодой ученый. – 2012. – №3. – С. 282-284. – URL https://moluch.ru/archive/38/4402/

Швец Д.А. Информационное управление как технология обеспечения информационной безопасности /Д.А. Швец// Массовая коммуникация и массовое сознание. – М: МГИМО, 2003.

Интернет-источники (газеты)

Behind the Scenes in Putin's Court: The Private Habits of a Latter-Day Dictator/Newsweek/ Ben Judah [Электронныйресурс].-URL:http://www.newsweek.com/2014/08/01/behind-scenes-putins-court-private-habits-latter-day-dictator-260640.html

Sechs weitere Jahre: Wie weit geht Putin?/ Frankfurter Allgemeine/ Reinhard Veser [Электронныйресурс].-URL:http://www.faz.net/aktuell/politik/wie-weit-geht-putin-15500956.html

Blick 2001 Weltwirtschaft /Deutsche Welle/ [Электронныйресурс].-URL: http://www.dw.com/de/jahresr%C3%BCckblick-2001-weltwirtschaft/a-358010

Auf dem richtigen Weg /Deutsche Welle/ [Электронныйресурс].-URL http://www.dw.com/de/auf-dem-richtigen-weg/a-330836 2

Mensch Putin/ZDF/ [Электронный ресурс].-URL https://www.zdf.de/dokumentation/zdfzeit/mensch-putin-104.html

https://www.welt.de/

Alte sowjetische Schule/ Frankfurter Allgemeine/ [Электронныйресурс].-URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/ausland/faz-kommentar-zu-putin-alte-sowjetische-schule-15502358.html

Huffingtonpost [Электронный ресурс].-URL: https://www.huffingtonpost.de/2015/02/17/mythen-putin-_n_6696676.html

Trumps Präsidentschat/ Frankfurter Allgemeine/ [Электронныйресурс].-URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/trumps-praesidentschaft/donald-trump-soll-einen-nato-austritt-der-usa-erwogen-haben-15991078.html

Diamanten und Uran / Frankfurter Allgemeine/ [Электронныйресурс].-URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/ausland/diamanten-und-uran-was-russische-soeldner-in-sudan-suchen-15986805.html

Gesellschaft bei Feuer und Eis /Frankfurter Allgemeine/ [Электронныйресурс].-URL: https://www.faz.net/aktuell/gesellschaft/putin-bei-feuer-und-eis-in-russland-15978235.html

Russlands Wirtschaft /Frankfurter Allgemeine/ [Электронныйресурс].-https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/russlands-wirtschaft-putin-hat-sich-verrant-15969180.html

Ist Putin ein Diktator /Frankfurter Allgemeine/ [Электронныйресурс].-https://www.faz.net/aktuell/politik/ausland/kommentar-ist-putin-ein-diktator-15955268.html

Serbien bejubelt Putin /Deutsche Welle/ [Электронныйресурс].- https://www.dw.com/de/serbien-bejubelt-putin-alles-nur-show/a-47105607

Приложение 1

Метафора

Функции троп в публицистических текстах

Ассоциативность, вызываемая вследствие метафорического употребления слова, помогает журналисту более ярко представить описываемую реальность. Метафора используется, чтобы перенести оценочное отношение от понятия-источника к метафорическому значению.

Метонимия

.Используется для усиленияэкспрессии текста, а также для того, чтобы дать читателю возможность самому домыслить, о чем идет речь в метонимическом переносе.

Ирония

позволяет автору критиковать не прямо, а лишь намекать на какое-либо обстоятельство.

Сарказм

применяетсякак способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению, может такжевыражать недовольство, раздражение автора статьи.

Эпитет

естественным образом позволяет автору выразить свое мнение об описываемом предмете, придав ему оценочное суждение, используются также для эмоциональной окраски текста, с их помощью достигается желаемая реакция на читателя.

Амплификация

усиливает впечатление, подчеркивает какую-то характеристику, нагнетает атмосферу за счет нагромождения синонимов, фактов в накоплении синонимовантитез или может принять вид повышения, то есть расположения выражений, относящихся к одному предмету, по принципу нарастания их значимости.

используются также для выражения отрицательного отношения к людям и их действиям, для усиления речевой экспрессивности. 

Дисфемизм

Аллюзия

призвана привлечь внимание, акцентировать, сделать сопутствующий текст более ярким, может функционировать как средство создания качественных характеристик, как «инструмент» переноса свойств мифологических, исторических, литературных персонажей на те, о которых идет речь во вторичном тексте.

Антитеза

Функции стилистических фигур в публицистических текстах

Метафора

придает повествованию яркую экспрессию и выполняет номинативно-коммуникативную функцию, называя явления и включая адресата в процесс восприятия этих явлений, служит созданию контрастов, выделению крайностей, тем самым привлекая особое внимание читателя.

Инверсия

выполняет акцентную или смысловую функцию, служит для выделения нужных для авторского замысла слов, передачи авторского отношения, помогает понять значимые моменты сообщения.

Парцелляция

служит акцентуации, выделению наиболее значимых частей повествования, средством создания впечатления непосредственного процесса мысли и выделения главных ее элементов, выражению авторского отношения к описываемому

Сарказм

применяетсякак способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению, может такжевыражать недовольство, раздражение автора статьи.

используется автором, который не хочет высказать мысль прямо, хотя и нуждается в том, чтобы аудитория поняла, что он хочет сказать. Эффективность риторического вопроса в том, что он ‘‘ненавязчиво навязывает‘‘ нужную идею.

Риторический вопрос

Градация

усиливает экспрессивность текста путем усиления интенсивности значения каждого последующего члена нарастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая)

Дисфемизм

используются для выражения отрицательного отношения к людям и их действиям, для усиления речевой экспрессивности. 

Синтаксический параллелизм

ритмически выделяют наиболее значимые для автора фрагменты текста. Параллелизм характеризуется особым, сбалансированным, усиливающим воздействие на реципиента.

Приложение 2 Анализ влияния информационной пропаганды на массовое сознание читателей (результаты анкетирования на сайте www.studivz. net

Вопросы анкетирования на сайте studivz.net

1. Есть ли у Вас впечатление, что СМИ представляют информацию односторонне и ими управляет политика?

возможные ответы:

а) да, у меня есть такое впечатление

б) нет, СМИ в Германии объективны и не предвзяты

в) без понятия/ я не знаю

2. Есть ли у вас впечатление, что Запад разжигает конфликт с Россией?

возможные ответы:

а) да, преимущественно Запад несет ответственность за конфликт с Россией

б) обе стороны несут одинаковую ответственность за возникший конфликт

в) Конфликт исходит от русского президента В. Путина

г) без понятия/ я не знаю

3. Вы верите в то, что существующий конфликт может перерасти в военное противостояние

возможные ответы:

а) да

б) нет

в) без понятия/ я не знаю

Результаты анкетирования на сайте www.studivz. net

диаграмма 1

диаграмма 2

диаграмма 3

Приложение 3

Примеры комментариев и их перевод, статья Р. Вейзера «Как далеко зайдет Путин?»

заголовок комментария:

«SoweitdieFüßetragen!» - «На сколько ноги донесут»

Ник:

«Soweit geht Putin. Er wird sich weder vom Westen, noch von einigen seiner Landsleute beeinflussen lassen welchen Weg er zu gehen hat. Hier hilft weder ein kalter Krieg, noch Drohungen mit Gewalt. Hier hilft nur verhandeln, verhandeln» und noch einmal verhandeln. Erpressung und Drohungen führen nur zu Kälte und Repressionen!»

«Так далеко. Он не допустит ни влияние Запада, ни своих соотечественников на то, каким путем он пойдет. Здесь ни поможет ни холодная война, ни угрозы. Здесь помогут только переговоры и переговоры…»

Ник: UdoLorenz (udolorenz) 19.03.2018 - 06:46

Заголовоккомментария:„Das einzige Argument, Herr Veser,...“ „Единственный документ, господин Везер,…“

«das Putin noch geblieben ist, ist seine Rolle des Verteidigers eines von allen Seiten bedrohten Vaterlandes. -- Und wenn es so ist, es ist fundamental und es ist richtig. Der Westen und (nicht zuletzt) die westliche Presse tut alles dafür, dass Putin dieses Argument bleibt»

«…Что Путин еще остался, это его роль защитника со всех сторон находящегося под угрозой Отечества. – И если это так, это фундаментально и правильно. И Запад и западная пресса делает все, чтобы Путин этот аргумент оставался»

Ник: FerdinandBohn (Fred1999) 19.03.2018 - 10:19

заголовок комментария: «DieRussenhabeneinenPatrioten…» - «У русских есть патриот...»

 

«Die Russen haben einen Patrioten, der ihre Interessen mit Herz und Taten verteidigt. Im Gegesatz zu den Deutschen, die mit 85% die Altparteien gewählt haben. Was zur Politik des "Weiter so" führte und führt. Gratuliere!»

«У русских есть патриот, который защищает их интересы сердцем и делом. В противоположность немцам, которые своими 85% выбрали старые партии. Что приводило и приводит к политике «и так далее». Поздравляю!»

 

Приложение 4 Скриншоты интернет-версий газет/журналов со статьей о В.В. Путине

   
   
Просмотров работы: 263